Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

         №20 (57) июнь 2006 г.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

 

Прославление святых угодников Божиих

icon

Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи преисполнены и любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления и являются ходатаями и предстателями за них пред Богом.

Таковы были прежде всего ветхозаветные праведники, Христом освобожденные из ада и введенные в рай, и «наибольший из рожденных женами» Иоанн Креститель. Таковыми стали затем апостолы и их ближайшие преемники. Никто из христиан не сомневался в их святости и по их кончине, большей частью мученической, сразу их стали почитать и призывать в молитвах. Во время высокого духовного подъема в первые века гонений на христиан таковыми явились и мученики. Сама мученическая кончина была дверью к высшим Обителям и христиане сразу начинали их призывать, как святых угодников Божиих. Чудеса и знамения подтверждали эту веру христиан и были доказательством их святости. Также потом стали почитаться великие подвижники. Никто не постановлял почитать святыми Антония Великого, Макария Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Николая Чудотворца и многих других им подобных, но Восток и Запад одинаково чтут их, отрицать их святость могут лишь те, кто в святость не верует. Сонм угодников Божиих возрастал безпрестанно, во всех местах, где были христиане, появлялись и свои новые подвижники. Однако общая жизнь христиан стала снижаться, духовное горение стало тускнеть, не было уже того ясного ощущения, что есть Божественная правда. Посему не всегда общее сознание верующих могло определить, кто есть действительный праведник и угодник Божий. В некоторых местах появились сомнительные личности, которые мнимыми подвигами увлекали часть паствы. Посему церковная власть стала следить за почитанием святых, проявляя заботу, чтобы оградить пасомых от суеверия. Стали исследовать жизнь почитаемых верующими подвижников, и проверять сказания о их чудесах. Ко времени крещения Руси уже установилось, что признание нового святого совершается церковной властью. Постановление власти церковной, конечно, распространялось на подведомственную ей область, однако и другие места признавали обычно совершенное где-либо прославление, хотя бы не вносили в свои месяцесловы. Ведь церковная власть лишь свидетельствовала о святости. Святыми праведники становились не постановлением земной церковной власти, а милостию и благодатью Божией. Церковной властью лишь одобрялось восхваление в церкви и молитвенное призывание нового святого.

Какая власть то должна и могла сделать точно не было определено, во всяком случае власть епископская.

Были прославления, совершенные высшей Церковной властью целой поместной церкви, имена новопрославленных вносились тогда в церковные месяцесловы всей той церкви, другие прославлялись в той или иной местности и почитание их постепенно распространялось в другие места. Обычно прославление совершалось в той местности, где жил или страдал подвижник. Но бывало и иначе. Так, пострадавший в Софии (Средце, Болгария) от турок в 1515 году юноша из города Кратова (Сербия) Георгий, был через 14 лет уже прославлен в Новгороде. Несмотря на то, что и сограждане его почитали его, как новомученика, и даже духовником его была составлена церковная служба, они не смели это проявить открыто, боясь турок, и посему в Новгороде, находившемся в торговых сношениях с теми местами, по распоряжению Архиепископа была составлена служба и стала почитаться память мученика Георгия Нового, откуда она распространилась по всей России. Когда же Сербия и Болгария освободились от рабства турок, они стали пользоваться составленной в России службой, а составленная первоначально в Софии до сих пор является достоянием библиотеки. Последние два века, когда Россия жила во славе и благоденствии, прославления новых святых совершались обычно весьма торжественно по постановлению Высшей Власти, иногда (но не всегда) происходя по всей России, а особенно в местности, где обретались чудотворные мощи. Однако это не изменяет общего порядка в Церкви, и если русские люди под гнетом безбожной власти не могут открыто восхвалять и призывать Богом прославленного угодника Божиего, долг свободной от гнета безбожников части Русской Церкви всенародно чтить и призывать Чудотворца, подобного святителю Николаю, чтимого ныне во всем мире, и молить святого праведного Иоанна о исправлении нашей жизни и о прекращении бедствий, постигших по пророчеству его Отечество наше.

Да даст Господь, чтобы настал тот вожделенный день, когда от Карпат до Тихого океана прогремит:

Величаем тя, праведный отче Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего!

Святитель Иоанн (Максимович)

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Книга записей о предстательствах блаженного Иоанна"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

57 Спасение от болезни мозга

1. В Шанхай я приехала в 1946 году. Будучи совсем молодой и следуя моде, я сильно красила губы. Однажды я пришла в храм, когда служил епископ Иоанн. В конце Литургии я подошла к нему за благословением, желая приложиться ко кресту, но он не дал его мне. Я постояла и немного подождала, а затем подошла снова. Он благословил меня, но к кресту не допустил. Я уходила из собора почти плача и сказала одной даме, что Епископ не разрешил мне приложиться ко кресту. Но она сказала: «Посмотрите на себя, сколько помады у Вас на губах!» С тех пор я никогда в жизни не пользовалась помадой.

2. Из Шанхая я вместе с другими русскими эмигрантами переселилась на остров Тубабао (Филиппины). Все прибывшие были размещены по «секторам». Вместе с нами в 11-м секторе была русская дама по имени Олимпиада Ельник. Вот что она мне рассказала.

«Я жила в Шанхае с пожилой матерью в маленькой комнатушке, которую мы сняли с огромным трудом. Мы платили довольно много «за ключ», как там было принято говорить. Квартиру снять было очень трудно, да и комната была доступна только за большие деньги. Хозяйка наша была брюзглива и очень нервна, но мы терпели ее, потому что идти нам было некуда. Однажды она пришла и грубо объявила, что мы должны съехать, ибо она продает дом, и что к такому-то числу наша комната должна быть освобождена. Слезы и мольбы не помогли. Мы с матерью были в отчаянии, превосходно зная, что снять комнату где-то еще для нас просто невозможно. Мы не знали, что делать. И тут мне пришла мысль идти и просить молитв епископа Иоанна. Я слышала, что этот епископ молится в храме всю ночь и приготовила письмо, в котором рассказывала о нашем горе и просила его молитв.

В 4 часа утра, когда было еще совсем темно, я пришла в собор. Он был открыт. Я вошла, было страшно. Пустой собор был темен и только – то здесь, то там – пред иконами мерцали лампады. Оглянувшись, я увидела силуэт, склонившийся справа от иконостаса. Это был Епископ. Я робко приблизилась к нему и протянула руку с письмом, прося его молитв. Он отвел мою руку, благословил и сказал: «Идите с Богом, все будет хорошо». Я ушла и только тогда вспомнила, что из страха ничего не сказала про наше горе. И он не взял моего письма. Как он может знать, о чем я просила его помолиться? Придя домой подавленная, я легла спать. А утром кто-то постучал в дверь. Открыв ее, мы увидели нашу хозяйку, которая любезно улыбаясь (такой мы ее никогда не видели), сказала нам: «Я решила не продавать дом. Оставайтесь и живите сколько вам нужно».

Это было рассказано мне лично, и я не сомневаюсь в подлинности услышанного. Олимпиада – верующая и честная женщина. Сейчас она живет в Австралии.

3. Верю, что жизнь моей дочери была спасена молитвами блаженного Иоанна. Когда ей было 10 лет, она заболела менингитом. Блаженный Иоанн дважды навестил ее в госпитале с чудотворной иконой Курской Божией Матери. По его молитвам она поправилась, и болезнь прошла без последствий. Слава всесильной Твоей силе, Господи!

4. Теперь я должна рассказать кое-что и о себе. Всю свою жизнь я видела провидческие сны перед важными событиями, и они сбывались. Видела я и блаженного Иоанна и помнить буду об этом всю жизнь, ибо укрепило это веру мою.

Вскоре после смерти нашего Архипастыря я видела сон. Огромный храм заполнен людьми, громко и горько плачущими о смерти блаженного Иоанна. Я тоже стою в соседней комнате, меньших размеров, у гроба, как бы в усыпальнице. В этом гробу вижу блаженного Иоанна. Подхожу ближе и смотрю ему в лицо. С трепетом в сердце обнаруживаю, что его глаза открыты, и он пронизывающим, сосредоточенным взглядом смотрит прямо мне в душу, как это бывало при его жизни, и смотрит с радостью и любовью. Я страшно волнуюсь. Радостно иду к двери, ведущей в основной храм, широко ее распахиваю и громко кричу людям: «Прекратите плакать и причитать! Я знаю, что наш Архиепископ жив, я видела его глаза! Не плачьте, он жив! Он счастлив!

Он жив! Он жив!» Так я и проснулась, крича, что блаженный Иоанн жив.

5. Алла Леонова, моя подруга детства, а затем однокашница в монастырской школе в Шанхае, потеряла мужа, когда он был в Мукдене в 1945-46 годах. Его схватили Советы и отправили в концлагерь в Сибирь. Алла должна была воспитывать двух детей одна. Когда она оказалась, как и многие, в 1949 году на острове Тубабао (перед отбытием в Австралию), она пошла к блаженному Иоанну за разрешением начать бракоразводную процедуру, так как явно не было никакой надежды снова увидеть мужа. Блаженный Иоанн сказал: «Если хотите, действуйте, но Вы еще увидите своего мужа». Эти слова блаженного Иоанна оправдались. Спустя 28 лет, в 1977 году, поиски ее дочери увенчались успехом, и муж приехал в Сан-Франциско.

В мае 1978 года Алла тяжело заболела. Опасный вирус попал в мозг. Мне позвонили и сказали, что она уже пять дней в коме. Пришли помолиться несколько священников. На следующее утро я пошла в собор, послала записку с ее именем в алтарь во время Литургии, а затем спустилась в усыпальницу блаженного Иоанна. Сунула маленькую поминальную записку о здравии Аллы под митру на саркофаге. Позднее мне сказали, что утром в этот самый час она открыла глаза. Слава силе Твоей, Господи! Слава силе молитв Твоего служителя! Вначале память Аллы была слабой, но вскоре, к изумлению врачей, она начала поправляться, и болезнь прошла без осложнений.

Врачи говорят, что если люди выживают после этого недуга – что случается нечасто, – всегда бывают тяжелые осложнения.

Часто я, грешница, печалюсь, молюсь и плачу из-за своей духовной слепоты и глупости. Часто думаю: «Боже! Боже! Такой великий святой, молитвенник такой великой духовной силы ходил среди нас, и мы... нет, не мы, но я – я так мало его ценила». И вообще мы не очень сообразительные и дальновидные овцы. Не ценим наших пастырей. Алла говорит то же самое. Прости меня, блаженный Иоанн, прости меня, недостойную грешницу!

С любовью о Христе,

Вера С. Терехова,

Сан-Франциско, Калифорния,

1978 год, 27 июля

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. Каждую субботу читаются акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Наш дорогой Батюшка в храме, где он служит, читает акафисты по субботам перед литургией. Новой даты чтения акафиста пока нет. Дата чтения следующего акафиста будет сообщена в рассылке.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Русский храм на чужбине

(продолжение, начало в №1)

В ПАРИЖЕ

Многое в Свято-Духовом скиту, расположенном в деревне Мениль-Сен-Дени близ станции Анрвиль (около пятидесяти километров от Парижа по направлению к Рамбуйе, летней резиденции французских президентов), связано с памятью талантливого иконописца инока Григория, в миру - Георгия Ивановича Круга. Он родился в 1909 году в Петербурге, в 1921 году мальчиком переехал в Эстонию, окончил гимназию в Нарве. Одновременно Круг учился живописи и графике в Таллинне, а потом поступил в художественную школу в Тарту. Закончил совершенствовать свое искусство будущий монах в парижской Академии Художеств под руководством художников Милиоти и Сомова. Технику иконописания Григорий Иванович изучал у известного тогда в Русском Зарубежье иконописца Федорова.

Скончался монах Григорий в Свято-Духовом скиту 12 июня 1969 года, плодотворнейше потрудившись за свою жизнь. Им написано несколько иконостасов, в разных храмах остались иконы и фрески его письма в лучших традициях древней иконописи. Это фрески и часть иконостаса в храме парижского Трехсвятительского подворья, иконостас в одном из православных храмов Англии, иконостас часовни Иверской иконы Божией Матери детского летнего лагеря в Нормандии. Последний свой иконостас инок Григорий написал для церкви в Голландии. Его иконы можно встретить и в Италии, куда монах приглашался реставратором икон. Немало его работ попало в Россию, среди которых известны икона Казанской Божией Матери, образ Господа Вседержителя.

Иконостасы в ванвской Троицкой церкви и, конечно, в храме Свято-Духова скита тоже письма инока Григория (Круга), который похоронен здесь же, в скиту, за апсидой алтаря рядом с архимандритом Сергием (Шевичем). Последние годы своей жизни монах-иконописец безвыездно жил тут и неустанно трудился в келье-мастерской. За год до смерти он перенес паралич, но и в сильном недомогании буквально до последних часов своей жизни продолжал писать иконы и исполнять клиросное послушание.

Через год после преставления инока-иконописца Григория (Круга) в его келье обнаружили тетради и записные книжки, послужившие материалами к изданной в Париже книге "Мысли об иконе". Вот с каких размышлений сей труд начинается:

"Почитание икон в Церкви - как зажженный светильник, свет которого никогда не угаснет. Он зажжен не человеческой рукой, и с тех пор свет его не истощался никогда. Он горел и горит и не перестает гореть, но пламя его не неподвижно, оно горит то ровным светом, то почти невидимо, то разгорается и превращается в нестерпимый свет. И даже когда все, что враждебно иконе, ищет угасить этот свет, одев его покровом тьмы, свет этот не иссякает и не может иссякнуть. И когда от потери благочестия иссякают силы в создании икон и они как бы теряют силу своего горнего достоинства, и тут не иссякает свет и продолжает жить и готов опять явиться во всей силе и наполнить торжеством Фаворского Преображения".

Владимир Черкасов-Георгиевский

продолжение следует...

Воскресенье 

5. Священномученика Дорофея, епископа Тирскаго (ок. 362). Перенесение мощей блаженнаго Игоря, великаго князя Черниговскаго и Киевскаго, в 1150 году (убит 19 сентября 1147 г.). Блаженнаго Константина, митрополита Киевскаго V, всея Руси (1159). Благовернаго князя Феодора Ярославича (брата святаго Александра Невскаго), Новгородскаго (1233). Преподобных Вассиака и Ионы Пертоминских, чудотворцев (обретение мощей, 1599). Мучеников Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (IV). Преподобнаго Феодора чудотворца (ок. VI), Преподобнаго Анувия, пустынника. Египетскаго (V). Преподобнаго Дорофея, из обители аввы Серида (VI). Иконы Божия Матери Игоревския (XVII).

Понедельник 

6. Преподобнаго Виссариона, чудотворца Египетскаго (IV-V). Преподобнаго Илариона Новаго (845). Святителя Ионы, епископа Великопермскаго (1470). Преподобнаго Паисия Угличскаго (3504). Преподобнаго Ионы Климецкаго (1534). Преподобномучениц дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293).

Вторник 

7. Священномученика Феодота, епископа Анкирскаго (303). Священномученика Маркеллина, папы Римскаго, и мучеников Клавдия, Кирина и Антони-на (304). Священномученика Маркелла, папы Римскаго, мучеников Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мучениц Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304, 305, 306, 310). Мучениц Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинстей.

Среда 

8. Святаго великомученика Феодора Стратилата (319). Святителя Феодора, епископа Суздальскаго (1023). Благоверных князей Василия и Константина Ярославских (обретение мощей, XIII). Преподобнаго Ефрема, патриарха Антиохийскаго (545). Преподобнаго Зосимы Финикийскаго (VI). Иконы Божия Матери Ярославския (XIII).

Четверг 

9. Святителя Кирилла, архиепископа Александрийскаго (444). Преподобнаго Кирилла, игумена Белоезерскаго (1427). Преподобнаго Александра, игумена Куштскаго (1439). Мучениц Феклы, Марфы и Марии в Персии (346).

Пятница 

10. Священномученика Тимофея, епископа Прусскаго (IV). Преподобнаго Силуана, схимника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Святителя Василия, епископа Рязанскаго (обретение мощей 1609). Святителя Иоанна, митрополита Тобольскаго (1715). Мучеников Александра и Антонины девы (ок. 313). Преподобнаго Феофана Антиохийскаго (369). Святителя Вассиана, епископа Лавдийскаго (409).

Суббота 

11. Святых апостолов Варфоломея и Варнавы (I). Преподобнаго Варнавы Ветлужскаго (1445), Преподобнаго Ефрема Новоторжскаго (перенесение мощей, 1572). Иконы Божия Матери, именуемыя "Достойно есть" ("Милующая") (X).

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


В избранное