Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

         №7 (44) февраль 2006 г.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

 

Беседа о Страшном Суде

icon

Сегодня неделя о Страшном Суде и нам естественно говорить о Страшном Суде и о признаках конца мира. Того дня никто не знает, знает только Бог Отец, но признаки приближения его даны и в Евангелии и в Откровении св. ап. Иоанна Богослова. Откровение говорит о событиях конца мира и о Страшном Суде по преимуществу в образах и сокровенно, но св. отцы объясняли его и есть подлинное церковное предание, какое говорит нам и о признаках приближения конца света и о Страшном Суде.

Перед концом земной жизни в ней будет смятение, войны, междоусобицы, голод, землетрясения;

Люди будут страдать от страха, будут издыхать от ожидания бедствий. Будет не жизнь, не радость жизни, а мучительное состояние отпадения от жизни. Но будет отпадение не только от жизни, но и от веры, и Сын Человеческий прийдя — найдет ли веру на земле?

Люди станут горды, неблагодарны, отрицающие Закон Божественный: вместе с отпадением от жизни будет и оскудение нравственной жизни.

Будет истощение добра и нарастание зла.

Об этом времени и говорит св. ап. Иоанн Богослов в своем Боговдохновенном творении, называемом Откровение. Он сам говорит, что «был в Духе», то значит, что Сам Дух Святый был в нем, когда в различных образах ему открылись судьбы Церкви и мира и потому то есть Божие Откровение.

Судьбу Церкви он представляет в образе женщины, которая скрывается в те времена в пустыне: она не проявляется в жизни, как теперь в России.

В жизни будут иметь руководящее значение те силы, какие готовят появление антихриста. Антихрист будет человек, а не воплотившийся диавол. «Анти» — слово, означающее старый, или же оно значит «вместо» или «против». Тот человек хочет быть вместо Христа, занять Его место и иметь то, что должен был бы иметь Христос. Он хочет иметь такое же обаяние и власть над всем миром.

И он получит ту власть перед гибелью своею и всего мира. У| него будет помощник маг, который силой ложных чудес будет исполнять его волю и убивать не признающих власть антихриста. Перед гибелью антихриста явятся два праведника, которые будут обличать его. Маг их убьет и три дня их тела будут лежать непогребенными и будет предельное ликование антихриста и всех слуг его, и вдруг те праведники воскреснут и все воинство антихриста будет в смятении, ужасе, а сам антихрист внезапно падет мертвым, убитый силой Духа.

Но что известно о человеке-антихристе? Точное происхождение его неизвестно. Отец — совершенно неизвестен, а мать скверная мнимая девица. Он будет еврей из колена Дана. На то указание в том, что Иаков, умирая, сказал, что он, в своем потомстве, «змий при пути, который поразит коня и тогда всадник падет навзничь». Это образное указание, что он будет действовать, хитростью и злом.

Иоанн Богослов в Откровении говорит о спасении сынов Израилевых, что перед концом мира множество евреев обратится к Христу, но в перечне спасающихся колен нет колена Дана.

Антихрист будет очень умен и одарен умением обращаться с людьми. Он будет обворожителен и ласков.

Философ Владимир Соловьев много работал над тем, чтобы представить пришествие и личность антихриста. Он тщательно использовал все материалы по тому вопросу не только святоотеческие, но и мусульманские, и разработал такую яркую картину.

До пришествия антихриста в мире уже готовится его появление. «Тайна уже в действии» и силы готовящие его появление прежде всего борются против законной царской власти. Св. ап. Иоанн говорит, что «не может явиться антихрист, пока не будет устранен "Удерживающий"». Иоанн Златоуст объясняет, что «удерживающий» — это законная благочестивая власть.

Такая власть борется со злом. «Тайна», действующая в мире, не хочет того, не хочет борьбы со злом силой власти: наоборот, она хочет власти беззакония и когда того добьется, то ничто уже не помешает появлению антихриста. Он будет не только умен и обворожителен: он будет жалостлив, будет творить милость и добро, ради укрепления своей власти. И когда он ее укрепит настолько, что весь мир признает его, тогда он откроет свое лицо.

Столицей своей он изберет Иерусалим потому, что именно здесь раскрыл Божественное учение Спаситель и Свою Личность и весь мир был призван к блаженству добра и спасения. Но мир не принял Христа и распял Его в Иерусалиме, а при антихристе Иерусалим станет столицей мира, признавшего власть антихриста.

Достигнув вершины власти антихрист потребует от людей признания, что он достиг того, чего ни одна земная власть и никто и не мог достигнуть и потребует поклонения себе как высшему существу, как богу.

В. Соловьев хорошо описывает характер его деятельности как Верховного Правителя. Он будет делать всем приятное, при условии признания его Верховной власти. Он предоставит возможность жизни Церкви, будет разрешать ей богослужения, обещать постройку прекрасных храмов при условии признания его «Верховным Существом» и поклонения ему. У него будет личная ненависть ко Христу. Он будет жить этой ненавистью и радоваться отступлению людей от Христа и Церкви. Будет массовое отпадение от веры, причем изменят вере многие епископы и в оправдание будут указывать на блестящее положение Церкви.

Искание компромисса будет характерным настроением людей. Прямота исповедания исчезнет. Люди будут изощренно оправдывать свое падение и ласковое зло будет поддерживать такое общее настроение, и в людях будет навык отступления от правды и сладость компромисса и греха.

Антихрист будет все дозволять людям, только бы они «падши поклонились ему». Это не новое отношение к людям: Римские императоры также готовы были дать свободу христианам, только бы они признали его божественность и божественную верховную власть, и они мучили христиан только потому, что они исповедывали «Богу Одному поклоняйся и Ему Одному служи».

Весь мир покорится ему и тогда он откроет лицо своей ненависти ко Христу и христианству. Св. Иоанн Богослов говорит, что у всех поклонившихся ему будет знак на челе и на деснице. Неизвестно, будет ли это действительно отметка на теле, или это образное выражение того, что и умом будут люди признавать необходимость поклонения антихристу и их воля будет полностью ему подчинена. Во время такого полного — волей и сознанием —подчинения всего мира и явятся упомянутые два праведника и будут безбоязненно проповедывать веру и обличать антихриста.

Св. Писание говорит, что перед пришествием Спасителя явятся два «светильника», две «горящия маслины», «два праведника». Их убьет антихрист силами мага. Кто эти праведники? По церковному преданию, то два праведника, которые не вкусили смерти: пророк Илия и пророк Енох. Есть пророчество, что эти праведники не вкусившие смерти, вкусят ее на три дня, а через три дня воскреснут.

Их смерть — будет великой радостью антихриста и его слуг. Их восстание через три дня приведет их в невыразимый ужас, страх, смятение. Вот тогда настанет кончина мира.

Апостол Петр говорит, что первый мир был создан из воды и погиб водой. «Из воды» тоже образ хаоса физической массы, а погиб — водой потопа. «А ныне мир сохраняется для огня». «Земля и вся дела на ней сгорят». Все стихии возгорятся. Этот теперешний мир погибнет в один миг. В миг все изменится.

И появится знамение Сына Божия — то есть знамение креста. Весь мир, вольно подчинившийся антихристу, «восплачется». Все кончено. антихрист убит. Конец его царства, борьбы со Христом. Конец и ответственность за всю жизнь, ответ Истинному Богу.

Тогда из Палестинских гор явится Ковчег Завета, — пророк Иеремия сокрыл ковчег и Св. Огонь в глубоком колодце. Когда из того колодца взяли воды, — она запылала. Но самого Ковчега не нашли.

Когда мы теперь смотрим на жизнь, то могущие видеть — видят, что все предреченное о конце мира — исполняется.

Кто же этот человек-антихрист? Св. Иоанн Богослов образно дает его имя 666, но все попытки понять это обозначение были напрасны.

Жизнь современного мира. дает нам понятие довольно ясное о возможности сгорания мира, когда «все стихии возгорятся». То понятие нам дает разложение атома.

Конец мира не означает его уничтожение, но изменение. Все изменится, вдруг во мгновение ока. Мертвые воскреснут в новых телах — своих, но обновленных, как Спаситель воскрес в Своем Теле, на нем были следы ран от гвоздей и копья, но оно обладало новыми свойствами и в таком смысле было новым телом. Неясно — будет ли то совсем новым телом, или то, каким человек был создан.

И явится Господь со славой на облаке. Как увидим? Зрением духовным. И теперь при смерти праведные люди видят то, чего не видят остальные люди кругом.

Вострубят трубы властно и громко. Они вострубят в душах и совести. Все станет ясно в человеческой совести.

Пророк Даниил, говоря о Страшном Суде, повествует, что Старец Судия на престоле, а перед ним огненная река. Огонь — это очищающий элемент. Огонь попаляет грех, сжигает его и горе, если грех природнился самому человеку, тогда он сжигает и самого человека.

Тот огонь возгорится внутри человека: увидя Крест — одни возрадуются, а другие придут в отчаяние, смятение, ужас. Так люди сразу разделятся: в евангельском повествовании, перед Судией одни становятся направо, другие налево — их разделило внутреннее сознание.

Само состояние души человека бросает его в ту или иную сторону, направо или налево.

Чем сознательнее и настойчивее стремился человек в своей жизни к Богу, тем большая будет его радость когда услышит слово «приидите ко Мне благословенные» и наоборот, те же слова вызовут огонь ужаса и мучения у тех кто не хотел Его, избегал или боролся и хулил при жизни.

Страшный Суд не знает свидетелей или протокольной записи. Все записано в душах человеческих и эти записи, эти «книги» раскрываются. Все становится явным всем и самому себе, и состояние души человека определяет его направо или налево.

Идут одни в радость, другие в ужас.

Когда раскроются «книги», всем станет ясно, что корни всех пороков в душе человека. Вот пьяница, блудник — когда умерло тело, кто-то подумает — умер и грех. Нет, в душе была склонность и душе грех был сладок.

И если она в том грехе не покаялась, не освободилась от него, она на Страшный Суд придет с тем же желанием сладости греха и никогда не удовлетворит своего желания. В ней будет страдание ненависти и злобы. Это адское состояние.

«Геенна огненная» — это внутренний огонь, это пламень порока, пламень немощи и злобы, и «тут будет плач и скрежет зубов» безсильной злобы.

Святитель Иоанн (Максимович)

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Книга записей о предстательствах блаженного Иоанна"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

44 Избавление от смерти

Примечание издателей.

В Шанхае жили две сестры, София и Анна Чижовы, до конца преданные блаженному Иоанну. Дочери священника, преследуемого Советами, они были вынуждены бежать из родной деревни и, преодолев неимоверные трудности на своем многомильном пути, перешли китайскую границу. Испытанные переживания раскрыли им мир. Они так и не вышли замуж и посвятили свою жизнь служению Святой Церкви, сначала в Шанхае, а затем в Америке. В Сан-Франциско они продолжали неотступно трудиться в соборе, где Блаженный служил и был впоследствии погребен. Подобно женам-мироносицам, скромно и смиренно запечатлев в своих многострадальных сердцах удивительные чудеса, им совершенные, они следовали за блаженным Иоанном всюду, где были нужны: сначала в его приход, затем в его сиротский приют и – куда угодно. После его смерти они оплакивали его горькими слезами, оставаясь живыми свидетелями великих дел Божиих, совершенных через Его верного служителя. Пережили они его ненадолго: Анна умерла 3 апреля 1973 года, а София – шестью годами позднее, 14 февраля 1979 года. Их безмолвное свидетельство не может быть забыто.

По нашей просьбе обе сестры прислали нам следующее краткое сообщение, которое относится к шанхайскому периоду жизни блаженного Иоанна, сразу после Второй маревой войны. В то время советские агенты соблазняли русских эмигрантов в Китае вернуться в Россию, Блаженный Иоанн повел энергичную кампанию против этого и тем спас много жизней. Но это оказалось опасным для него самого: было предпринято несколько попыток убить его. Многие преданные ему люди, те же сестры Чижовы, алтарные мальчики, ученики церковной школы и другие, бодрствовали день и ночь. Они смогли обеспечить постоянное присутствие по крайней мере двух или трех человек рядом с преследуемым Иерархом: Его старший епископ Виктор был на стороне Советов и в конце концов переехал в Советский Союз, увлекши за собой многих последователей, которые потом горько сожалели о совершенном, но было уже слишком поздно. Блаженный Иоанн оказался прав.

Анна Чижова, автор приведенных ниже строк, заботилась о блаженном Иоанне и в Нью-Йорке, когда он присутствовал там на Синодальных собраниях.

* * *

В Шанхае произошел сверхъестественный случай, связанный с одним «испанцем», человеком с Хаилаи. Его госпитализировали во французскую больницу, где сиделками были римско-католические сестры. Состояние больного было столь безнадежным, что его поместили за ширму, где никто бы не тревожил его в последние минуты жизни. Надежды на выздоровление не было; он должен был с минуты на минуту умереть. Вдруг из его палаты раздался звонок, сестра-сиделка вошла и увидела его сидящим – он обратился к ней с вопросами: «Кто здесь только что был? Что это за священник? Я умирал, и он молился совсем радом со мной, и я почувствовал, как здоровье возвращается ко мне». Сестра сказала, что никого не видела.

Выйдя из госпиталя, человек этот обошел все римо-католические церкви, надеясь найти там того, кто исцелил его. Один из католических священников посоветовал ему зайти и в наш собор, так как, объяснил он, там служит православный Епископ, необыкновенный человек, своего рода Христа ради юродивый.

В то время епископ Виктор уже принял сторону Советов, но еще жил в соборном доме, и мы все были настороже, так как его навещало много советских агентов. Мальчики из сиротского дома и коммерческих школ старались не оставлять нашего Епископа (блаженного Иоанна) одного без надзора.

Однажды вечером мы пришли в собор к Вечерне. Во время службы мы видели, как в храм вошел очень крупный человек. Он был хорошо одет, в очень красивом синем костюме и с большим красным цветком в петлице. Мы заволновались, решив, что это «большевик». После Вечерни, когда все стали подходить за благословением при отпусте, мы увидели, что и он тоже подходит. Мы подтянулись ближе к Епископу, чтобы в случае опасности защитить его хотя бы количеством. Но, к нашему изумлению, мы увидели, что этот гигант приблизился к Блаженному, опустился перед ним на колени, прося его святого благословения, а затем объяснил, что наконец нашел того, кто так сверхъестественно исцелил его в госпитале. Иерарх просветлел, мягко улыбнулся и благословил его. Мы все вздохнули с облегчением. Его жизни не угрожала опасность, но слава Божия осенила его! Этот человек благодарил Владыку, называя его вселенским иерархом.

В Шанхае была некая мать Марина, которая, бывало, наставляла нас: «Он – великий святой, великий молитвенник, заступник за нас пред Господом, чудотворец, прозорливец». И однажды рассказала нам о случае с одной скромно одетой дамой, пришедшей в собор в слезах. Эта дама сказала, что ее сестра в России пережила нервное потрясение, потеряла рассудок и что она не представляет, как помочь ей. Все, конечно, направили ее к нашему святому Иерарху. Блаженный Иоанн, выслушав ее историю, не сказал ни слова, но только благословил ее крестным знамением и ушел... Она зарыдала еще горше и стала роптать на всех, пославших ее к тому, кто даже не посочувствовал ей.

Прошло около месяца. Однажды, когда блаженный Иоанн служил в соборе, эта женщина пришла снова. На сей раз она держала в руках письмо, в котором сообщалось, что сестра ее Варвара поправилась. Дама пришла поблагодарить Бога за это. Епископ тогда совершал каждение, обходя собор, и двигался в ее направлении. В этот момент она мысленно сказала ему: «Смотри, и без твоих молитв моя сестра поправилась». Когда же Епископ проходил мимо нее и кадил в ее сторону, она услышала, как он сказал: «Хорошо, слава Богу! Слава Богу, что Ваша сестра Варвара поправилась – и прошел дальше.

Бедная женщина ужаснулась, ее бросило в жар: она готова была провалиться со стыда сквозь землю. Ведь она сказала: «Без твоих молитв поправилась моя сестра», тогда как Иерарх поручал ее милости Божией, назвал даже по имени ее сестру, по имени, которого она ему не называла. И женщина, конечно, поняла, каким великим служителем Божиим был наш Иерарх, блаженный архиепископ Иоанн. Да, наш святой Иерарх был действительно вселенским иерархом.

Анна Чижова,

Нью-Йорк Сити,

1969 год

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. Каждую субботу читаются акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Наш дорогой Батюшка в храме, где он служит, читает акафисты по субботам перед литургией. Следующий акафист будет в субботу,25 февраля. Дата чтения следующего акафиста будет сообщена в рассылке.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Русский храм на чужбине

(продолжение, начало в №1)

"РУССКАЯ" РИВЬЕРА

Другое лицо, которое во время моего министерства имело громадное влияние на Государя, был Великий князь Николай Николаевич. Влияние это было связано с особыми мистическими недугами, которыми заразила Государя его Августейшая супруга и которыми давно страдал Великий князь Николай Николаевич. Он был один из главных, если не главнейший, инициаторов того ненормального настроения православного язычества, искания чудесного, на котором, по-видимому, свихнулись в высших сферах (история француза Филиппа, Сормовского; все это фрукты одного и того же дерева). Сказать, чтобы он был умалишенный, - нельзя; чтобы он был ненормальный в обыкновенном смысле этого слова, - тоже нельзя, но сказать, чтобы он был здравый в уме, - тоже нельзя; он был тронут, как вся порода людей, занимающаяся и верующая в столоверчение и тому подобное шарлатанство. К тому же Великий князь по натуре человек довольно ограниченный и малокультурный".

Военный министр российского правительства (1905-1909) А. Ф. Редигер:

"Мне остается... дополнить изложение событий 1905 года характеристикой некоторых лиц, с которыми мне пришлось в этом году иметь дело и при этом ближе познакомиться.

Самой крупной во всех отношениях .фигурой среди них был Великий князь Николай Николаевич. Он одарен большим здравым смыслом, чрезвычайно быстро схватывает суть всякого вопроса; любит военное дело и интересуется им, долго служил в строю и отлично знает строевое дело, особенно кавалерийское; в течение нескольких лет готовился быть главнокомандующим на Северном фронте и изучал стратегическую обстановку; изъездил, как генерал-инспектор кавалерии, всю Россию, знал войска и их начальников во всех округах (в кавалерии - до тонкости); обладает громадной памятью.

Заниматься чтением совершенно не может, поэтому все дела ему должны докладываться устно. Характер у него взрывчатый, но я его всегда видел безукоризненно вежливым со всеми; лишь по рассказам других я знаю, что он, особенно в поле, иногда выходил из себя и тогда доходил до форменной грубости. В отношении к людям непостоянен и несомненное расположение к данному лицу иногда без видимой причины обращается в отчуждение или даже в антипатию; может быть, это зависит от спиритических внушений?..

Великий князь представлял из себя личность очень крупную: умный, преданный всецело делу, солдат душой, энергичный, он лишь не имел привычки работать сам, поэтому мог подпасть под влияние докладчиков, особенно, если им удавалось приобрести его личное расположение".

Последний протопресвитер Русской Императорской армии и флота отец Георгий Шавельский:

"Центральной фигурой в Ставке и на всем фронте (Первой мировой войны 1914-1918. - В. Ч.-Г.) был, конечно, Верховный Главнокомандующий, Великий князь Николай Николаевич.

За последнее царствование в России не было человека, имя которого было бы окружено таким ореолом и который во всей стране, особенно в низших народных слоях, пользовался бы большей известностью и популярностью, чем этот Великий князь. Его популярность была легендарна.

В жизни людей часто действуют незаметные для глаза, какие-то неудержимые фатальные причины, которые двигают судьбой человека независимо от него самого, его дел, желаний и намерений. Именно что-то неудержимо фатальное было в росте славы Великого князя Николая Николаевича.

Владимир Черкасов-Георгиевский

продолжение следует...

Воскресенье 

13. Преподобнаго Мартиниана (V). Преподобных Зои и Фотинии (Светланы) (V). Преподобнаго Евлогия, архиепископа Александрийскаго (607-608). Преподобнаго Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербскаго, мироточиваго (1200).

Понедельник 

14. Преподобнаго Авксентия (ок. 470). Святаго равноапостольнаго Кирилла, учителя Словенскаго (преставление, 869). Преподобнаго Исаакия,затворника Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. 1190). 12-ти греков, строителей соборныя Успенския церкви Киево-Печерския Лавры (XI). Перенесение мощей благовернаго князя Михаила Черниговскаго и болярина его Феодора (1578). Преподобнаго Марона, пустынника Сирийскаго (IV). Святителя Авраамия, епископа Каррийскаго (V).

Вторник 

15. Святаго апостола от 70-ти Онисима (ок. 109). Преподобнаго Пафнутия, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Преподобнаго Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Преподобнаго Евсевия, пустынника Сирийскаго (V). Икон Божия Матери: Виленския (принесение в Вильно в 1495 г.) и Далматския (1646).

Среда 

16. Святых мучеников Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307-309). Мучеников Персидских в Мартирополе (IV). Преподобнаго Маруфа, епископа Месопотамскаго (422).

Четверг 

17. Святаго великомученика Феодора Тирона °Святаго священномученика Ермогена, патриарха Московскаго и всея Руси (1612). Преподобнаго Феодора молчаливаго, Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Праведныя Мариамны, сестры апостола Филиппа (I). Мученика Мины Калликелада (обретение мощей, 867-869).

Пятница 

18. Святителя Льва, папы Римскаго (461). Преподобнаго Космы Яхромскаго (1497)_ Святителя Агапита исповедника, епископа Синадскаго (IV). Святителя Флавиана исповедника, патриарха Цареградскаго (449-450).

Суббота 

19. Святых апостолов от 70-ти Архиппа и Филимона и мученицы равноапостольныя Апфии (I). Мучеников Максима, Феодота, Исихия, мученицы Асклипиодоты (305-311). Преподобных Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских (363). Преподобнаго Досифен (VII), ученика Преподобнаго аввы Дорофея. Преподобнаго Равулы (ок. 530).

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


В избранное