Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Информационный Канал Subscribe.Ru

Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

         №33 (33) ноябрь 2005 г.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

 

Россия

icon

День памяти святых, в Российской земле просиявших, указывает нам на то духовное небо, под которым создавалась и жила Земля Русская.

До святого князя Владимира на Русской земле жили языческие, разрозненные, друг с другом враждовавшие племена.

Святой князь Владимир принес им новую веру, новое сознание, смысл жизни, новое внутреннее душевное состояние, дал им новый, всех объединяющий, дух жизни, и так образовался единый народ.

Само существование русского народа связано с зарождением в нем духовной жизни, с усвоением основ христианского мировоззрения: безсмысленно искать смысл и цель жизни в земной жизни, которая кончается смертью. Надо стремиться усвоить божественную, благодатную, вечную жизнь, а тогда устроится и эта временная, земная: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложится вам».

Вера, Православная Церковь, объединила разрозненные племена в один народ и самым существенным свойством русских людей и была вера в Царство Божие, искание его, искание правды.

Ради Царства Божия, ради причастности ему, ради молитвы, русские подвижники уходили от мирской суеты, в леса, на необитаемые острова. Они искали только Царствия Божия, ничего не хотели создавать и строить, уходили от людей, но люди шли за ними, ради Царствия Божиего, бывшего на тех островах и лесах вокруг праведников, и так вырастали лавры и обители.

Искание правды — основная нить жизни русского народа, и не случайно, что первый писанный свод законов, который должен был упорядочить жизнь, назван был «Русской Правдой».

Но о небе, о Царстве Божием, думали не только те, кто уходил от мира и людей, все верующие русские люди понимали смысл жизни. Все, кто подлинно строил Россию как государство, живя в миру и исполняя свои обязанности, также почитали самым главным быть верным Божественному Царству и Божественной Правде.

В России были князья, полководцы, хозяева, люди всех родов и занятий, но их основное понимание и стремление и смысл жизни были также стяжание Царствия Божия, причастность ему.

Св. Александр Невский всю жизнь провел в военных и государственных подвигах, проехал на коне через всю Сибирь к татарскому хану, чтобы устроить мир в России, прославился военными победами, но когда заболел и пришла смерть, он принял ее как освобождение от трудов земной жизни и отдался тому, что было дороже всего его душе и принял постриг, чтобы войти в вожделенное Царство Божие уже не воином земным, но Христовым.

Смоленский князь Феодор также принял перед смертью монашество. Такие духовные вожди русского народа, в своем стремлении к Царству Божию, лучшие выразители основной черты духовной жизни народа, основной силы, которая направляла историческую жизнь его.

Усвоение христианской веры переродило и русских князей. Власть всегда есть выражение сознания и воли. Власть всегда руководствуется той или иной философией, тем или иным пониманием цели и смысла жизни и своей деятельности.

До Владимира Святого русские князья были вождями воинствующих племен и вели войны ради военной добычи и славы. Ставши христианами, они стали начальниками отдельных частей единого народа. С принятием христианства явилось сознание и ощущение единства. Правда была в братстве князей и междоусобная война стала неправдой.

Св. князь Владимир дал русскому народу новый смысл жизни и новую жизненную силу. Бедствия, неуспехи, поражения безсильны перед главной силой жизни, безсильны перед жизнью духовной. Царствие Божие, духовная отрада в причастности ему остаются незатронутыми. Проходит страшная буря и снова живет человек. Так мученики улыбались от радостного ощущения благодати Божией во время самых жестоких мучений.

Отсюда жизненная сила России. Бедствия не поражают ее сердца. Татары спалили всю Россию. Пал Киев и в тот же год поднимается Новгород и Великий полководец и вождь русского народа Благоверный князь Александр Невский поднимает русских людей на борьбу не с татарами, которые истязали тело России, а со шведами-католиками, которые пользуясь бедой России, хотели захватить душу русских людей и убить духовную силу русского народа и России. Для Александра Невского надо было прежде всего сохранить ту духовную силу.

История возвышения Москвы — яркое подтверждение той же мысли. В своем зарождении, Москва — небольшое местное объединение. Но во главе ее стоят благоверные князья, усвоившие указанное православное понимание правды и потому, когда святитель митрополит Петр сказал князю, что Москва будет возвеличена и сам святитель будет жить и там же и погребен будет, если князь построит в Москве Дом Пресвятой Богородицы, то князь исполняет этот завет. Иначе сказать, святитель Петр сказал, что если ты будешь до конца верен Православию и прежде всего будешь искать Царствия Божия и правду Его, то вся сия, все мирское, житейское, государственное приложатся тебе.

Таков замысел Москвы и она была верна завету св. Петра и ночная военная сторожевая перекличка на Кремлевских стенах творилась словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

То не значит, что и жизнь и люди были святы! О нет! Люди всегда грешны, но важно, но спасительно, когда есть сознание добра и зла, когда есть стремление к правде, ибо тогда может быть восстание.

Грешная Москва, столица грешной России, в своей исторической жизни падала до дна, но поднималась потому, что не умирало сознание правды.

В смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовались», ослабели и спасения ждали от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна, и Россия неминуемо погибла бы, если бы совсем было утрачено сознание Правды. Но Россию, русский народ спас святитель Ермоген. Враги России его держали в подвале, в кремле, издевались над ним, мучили, добивались, чтобы он покорился им, изменив Русскому пониманию правды. Святитель Ермоген был замучен до смерти, но духовно не сдался и звал Россию на ее исторический путь христианского государства с христианской властью, звал помнить истину и быть верным ей.

Святитель Ермоген в вере и исповедании духовно и нравственно возродил русский народ и он снова стал на путь искания Царства Божия и Правды его, правды подчинения земной государственной жизни духовному началу, и Россия восстала. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное через год восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Такова история России, таков ее путь.

После Петра I общественная жизнь уклонилась от русского Пути. Хотя уклонилась и не до конца, но она утратила ясность сознания правды, ясность веры в Евангельскую Истину «Ищите прежде всего Царствия Божия и Правды его».

Тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Но те тяжкие страдания, тоска жизни под властью лютых безбожников говорят, что русский народ не до конца утратил сознание правды, что ему духовно и нравственно тяжела неправда безбожного государства и безбожной власти.

Россия восстанет также, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам». Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.

Сегодня, в день всех святых, в земле Российской просиявших. Церковь указывает их, и православные с духовным восторгом видят, какое их множество в Царстве Божием! И сколько еще не прославленных имже несть числа. Вот молча и безтрепетно идет на смерть митрополит Киевский Владимир. Убийцы выводят его из ворот Лавры, чтобы убить вне города, как убили Господа Спасителя, и святитель молча, как агнец заколения, примет смерть за Христа, за Веру, за Русскую Церковь, за то, что искал прежде всего приобретения Царствия Божия, вечной жизни.

Множество мучеников и исповедников, и снова мы видим Божие благословение над их подвигом веры, и снова явление нетленных мощей: то тела праведников, которые уже живут по законам будущей жизни, где нет страдания и тления, и нетленность мощей свидетельствуют о том. Так нетленные останки Великой княгини Елизаветы Феодоровны, почивающие в Гефсиманской обители, свидетельствуют нам ее праведность в очах Божиих.

Россия восстанет, когда поднимет взор свой и увидит, что все святые, в земле Российской просиявшие, живы в Божием Царстве, что в них дух вечной жизни и что нам надо быть с ними и духовно коснуться и приобщиться их вечной жизни. В этом спасение России и всего мира.

В России нет духа жизни, нет радости жизни. Его все боятся, как боятся бесов. Россия также была страшна другим державам, но тем, что она притягивала к себе народы.

Верность заповеди «Ищите прежде Царствия Божия и Правды его» создавало русское смирение, смиряло и власть и в дни наибольшей земной славы Русская власть, устами Императора Александра I, исповедала себя как власть христианскую и на памятнике своей славы написала: «Не нам, не нам, но Имени Твоему».

Русское небо, русские святые зовут нас быть с ними, как они с нами. Зовут приобщиться духу вечной жизни и того духа жаждет весь мир.

Восстановленная Россия нужна всему миру, от которого отошел дух жизни и он весь колеблется в страхе, как перед землетрясением.

Россия ждет Христолюбивого воинства, Христолюбивых Царей и вождей, которые поведут русский народ не для славы земной, а ради верности Русскому Пути Правды.

«Не нам, не нам, а Имени Твоему».

В покаянии, в вере, в очищении, да обновится Русская земля и да восстанет святая Русь.

Святитель Иоанн (Максимович)

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Книга записей о предстательствах блаженного Иоанна"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

33 Прекращение невралгии

Я усердно молился архиепископу Иоанну в связи с одной проблемой, прося его указаний, как ее разрешить. Во время молитвы, длившейся около трех минут, я освободился и от очень болезненной невралгии, проявлявшейся в болях шеи, плеч и спины. Появилась она у меня внезапно, в прошлый четверг – шесть дней назад.

Митрополит Пангратиос,

Греческая православная епархия Василиуполиса

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. Каждую неделю, по воскресным дням читаются акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Наш дорогой Батюшка в храме, где он служит, читает акафисты по воскресеньям перед литургией. Новой даты чтения акафиста пока нет. Дата чтения следующего акафиста будет сообщена в рассылке.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Русский храм на чужбине

(продолжение, начало в №1)

ПРИНЦЕССЫ В ГЕРМАНИИ

В Бад-Хомбурге закладка русского православного храма в честь Всех Святых и в память священного коронования Их Императорских Величеств, Государя Императора Николая II и Его Августейшей Супруги, Государыни Императрицы Александры Феодоровны, урожденной принцессы Гессен-Дарм-штадтской, состоялось 4/16 октября 1896 года в присутствии Их Императорских Величеств, а также вдовствующей германской Императрицы Виктории, Великой княгини Елизаветы Федоровны, Великого герцога Гессен-Дармштадтского Эрнста Людвига и многих других высокопоставленных лиц.

История символики этого храма такова. В апреле 1894 года в германском городе Кобурге была помолвка Наследника Всероссийского престола Николая Александровича с немецкой принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской. 20 октября того года в Ливадии скончался его отец Государь Император Александр III, и Николай Александрович вступил на престол Российской Империи. 21 октября присоединилась к Православию невеста нового Государя принцесса Алиса, после этого называвшаяся Александрой Федоровной. В ноябре Государь Император Николай II бракосочетался с благоверной Великой княжной Александрой Федоровной. В ноябре 1895 года у них родилась первая дочь Ольга.

Священное коронование и святое миропомазание, венчание на царство Николая Второго и Александры Федоровны, в память чего заложили русский храм в Бад-Хомбурге, проходило в Москве в мае 1896 года. На Руси по традиции, восходящей к Византийской Империи, существовал особый ритуал венчания на царство. Только после него Царь становится Помазанником Божьим, хотя правителем - сразу после кончины предшествующего монарха. Способность управлять царством дается таинством миропомазания в коронации.

Обычно эта церемония, великое национальное событие, происходит через год-два после восшествия монарха на престол, потому что к нему долго готовятся, и в нашей древней столице Москве всегда бывали торжества. Вот и 1 января 1896 года Государь Николай Александрович выпустил о них манифест, распорядившись, дабы протокольно было так же, как в 1883 году при венчании на царство его батюшки тоже в мае. Программу коронования рассчитали на три недели и расписали по часам.

С начала 1896 года взялись в Москве за ремонт и стройку в Успенском соборе, других зданиях Кремля. На главных городских площадях воздвигали триумфальные арки, на Лубянке, например, сооружали огромный павильон в виде шапки Мономаха. Над порталом Благовещенского собора натягивают балдахин из пурпурно-красного бархата.

В день своего рождения 6 мая 1896 года Государь Николай Второй с супругой прибыли в Москву и остановились в путевом Петровском дворце при тогдашнем въезде в первопрестольную, ныне - около станции метро "Динамо". Торжественный въезд Августейшей четы был 9 мая, на Николу Вешнего, в день памяти перенесения мощей святителя Николая в город Бари. Процессия растянулась на несколько километров между шпалерами элитных полков и толпами москвичей.

Государь ехал на белом арабском скакуне, традиционно подкованном серебряными подковами. За ним верхом следовали члены семьи Романовых, чины двора, генералы свиты, флигель-адъютанты. Все это грандиознейше сверкало, переливалось, пестрило, блистало мундирами, плюмажами, камзолами, оружием, кафтанами, эполетами, аксельбантами, позументами... Дамы всех рангов передвигались в каретах. В первой, золоченой с упряжкой четырех пар белых лошадей, была вдовствующая Императрица Мария Федоровна; за ней в точно такой - Александра Федоровна.

У Иверской часовни перед Красной площадью процессию встретили депутации земства и дворянства. В Иверской, Успенском и Архангельском соборах Кремля Государь и Государыня приложились к иконам и святым мощам. Потом они поднялись на Красное крыльцо и отвесили поясной поклон народу. Тысячи православных ответили ревом счастья и восхищения. И не переставая звонили и звонили колокола сотен московских храмов. Церемония коронования состоялась 14 мая 1896 года. С раннего утра от ступеней Красного крыльца до паперти Успенского собора вытянулись рядами конногвардейцы. На особом возвышении расположились придворный оркестр и хор.

Первой под балдахином по специально проложенному помосту в Успенский собор прошла Императрица Мария Федоровна. Затем этот путь коронующейся Императорской четы духовник Государя окропил святой водой.

Запели трубы и ударили литавры перед Высочайшим шествием. Музыканты и хор начали торжественное произведение Чайковского "Фанфары". Первым с Красного крыльца в собор маршево зашагал взвод кавалергардов, за ними - пажи, длинная вереница представителей земств и городов...

Войска взяли на караул: выносили Императорские регалии. Впереди - два герольда и гренадер со знаменем, потом несли государственный меч, государственное знамя, печать, порфиру Императора и Императрицы, большую бриллиантовую цепь ордена святого апостола Андрея Первозванного, скипетр, державу и две короны Государя и Государыни.

Под государственный гимн, колокольный звон и нескончаемое "Ура!" шествовали под балдахином Государь Николай II и Александра Федоровна. На фоне герольдов, пажей, придворной знати в роскошных мундирах Николай Александрович скромно выглядел в полковничьей форме Лейб-Гвардии Преображенского полка с одним орденом Андрея Первозванного на Александровской ленте через плечо. На Александре Федоровне было надето придворное платье из серебряной парчи с жемчужными украшениями. Несколько тысяч роз, присланных с юга Франции, превратили кремлевскую площадь в клумбу.

На паперти Митрополит Московский Сергий во главе духовенства произнес напутствие:

- Благочестивый Государь! Настоящее Твое шествие, соединенное с необыкновенным великолепием, имеет цель необычайной важности. Ты вступаешь в это древнее святилище, чтобы возложить на себя Царский венец и воспринять священное миропомазание. Твой прародительский венец принадлежит Тебе Единому, как Царю Единодержавному, но миропомазания сподобляются все православные христиане, и оно не повторяемо. Если же предложить Тебе воспринять новых впечатлений этого таинства, то сему причина та, что как нет выше, так нет и труднее на земле Царской власти, нет бремени тяжелее Царского служения. Через помазание видимое да подастся Тебе невидимая сила свыше действующая, к возвышению Твоих Царских доблестей озаряющая Твою самодержавную деятельность ко благу и счастью Твоих верных поданных.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий поднес крест приложиться Государю и Государыне, а владыка Киевский окропил их святой водой. Императорская чета вошла в празднично украшенный храм под пение псалма "Милость и суд воспою Тебе, Господи". Здесь посередине на площадке, обтянутой малиновым плюшем, их ждали троны.

Государь Николай Александрович выбрал для своего коронования выложенный алмазами и драгоценными камнями трон основоположника Царско-Императорской династии Романовых Михаила Феодоровича, на котором тот венчался на царство в этом соборе в 1613 году. Для Александры Федоровны - слоновой кости трон супруги Царя Иоанна III, урожденной принцессы Софии Палеолог Византийской. Государь с Государыней трижды поклонились перед царскими вратами и приложились к иконам. Они опустились на троны, рядом с которыми было тронное кресло вдовствующей Императрицы Марии Федоровны.

Начиная трехчасовой обряд коронования, Государь Николай Второй громко и отчетливо прочитал Символ веры, осеняя себя крестным знамением. Далее хор пропел "Спаси, Господи, люди Твоя", было прочитано пророчество Исайи, послание святого апостола Павла. Митрополиты Санкт-Петербургский и Московский взошли на тронное место и надели на Императора порфиру и бриллиантовую Андреевскую цепь.

Митрополит Санкт-Петербургский Палладий благословил Государя, опустил ему на голову крестообразно руки и прочел особую молитву. Потом архиерей принял с бархатной подушки корону. В несколько килограммов весом, высокая, напоминающая епископскую мирту, она была с массивным бриллиантовым крестом, огромным рубином посередине и с 44-мя крупными, массой мелких алмазов, 38-ю розовыми жемчужинами. Митрополит передал корону Императору, и Царь стоя сам возложил себе венец на голову. Митрополит преподнес Государю скипетр и державу.

Императрица Александра Федоровна опустилась на колени перед севшим на трон супругом. Император Николай II снял с себя корону, коснулся ею головы Государыни. Потом он увенчал супругу малой короной из одних бриллиантов и надел на нее порфиру, обнял и поцеловал.

- Мно-огая ле-ета! - громово возгласил венчанным на царство Государю и Государыне протодиакон.

Императрица Мария Федоровна с поздравлениями обняла сына и невестку, за ней стали подходить с приветствиями члены Императорской фамилии. Возвещая о короновании, на Москве-реке ударили пушки, взмыл звон Ивана Великого и всех церквей московских. Государь стоял на коленях и читал молитву, прося Бога вразумить его на управление Россией по воле и заповедям Господним.

Поднялся Император - все присутствующие в соборе опустились на колени. Митрополит Палладий от всего народа прочитал Молитву за Царя. "Тебе, Бога, хвалим" - запел хор гимн Господу.

В последующем чине Божественной литургии Митрополит совершил миропомазание Государя крестообразно по лбу, глазам, ноздрям, ушам, груди и рукам со словами:

- Печать дара Духа Святаго.

Государыне был помазан только лоб. Вновь ударили пушки и зазвонили колокола. Для принятия таинства Причастия Император Николай Второй был введен в алтарь, принял святое Причастие у Престола Господня.

Нововенчанные Император с Императрицей выходили из Успенского собора под гром пушек, колокольный трезвон, всеобщее ликование. Под плавно покачивающимся балдахином, блистая бриллиантами в своей короне, Александра Федоровна прошествовала за Государем в короне, держащим скипетр, державу в руках, на поклонение в Архангельский и Благовещенский соборы...

По всей России в этот день гудели колокола, именинником молился русский народ, благословляя молодого Царя.

Владимир Черкасов-Георгиевский

продолжение следует...

Воскресенье 

31. Святых апостол от 70: Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мученика Епимаха (ок. 250). Преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах (XII). Преподобныя Мавры (V).

Понедельник 

МЕСЯЦ НОЯБРЬ
1. Святых чудотворцев безсребреников Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобный Феодотий. Священномучеников Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мучениц Кириены и Иулиании (IV). Мученика Ерминингельда, царевича Готфскаго (586). Мучеников Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).

Вторник 

2. Святых мучеников Акиндина, Пигасия, Аф-фония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341-345). Пренодобнаго Маркиана Киринейскаго (381- 391). Иконы Божия Матери Шуйския-Смоленския (1654-1655).

Среда 

3. Святых мучеников Акепсимы епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление храма великомученика Георгия в Лидде (IV). Мучеников Аттика, Агапия, Евдоксия, Кате-рия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Преподобнаго Акепсимы (Акепсима)(IV). Преподобныя Снандулии (IV).

Четверг 

4. Преподобнаго Иоанникия Великаго (846). Свящеиномученика Никандра, епископа Мирскаго, и Ермея пресвитера (I). Преподобнаго Меркурия Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Преподобнаго Никандра Городноезерскаго (XVI). Блаженнаго Симона Юрьевецкаго (1584).

Пятница 

5. Святых мучеников Галактиона и Епистимии (III). Святителя Ионы, архиепископа Новгородскаго, чудотворца (1470). Апостолов от 70: Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Святителя Григория, архиепископа Александрийскаго (IX).

Суббота 

6. Святителя Павла, архиепископа Константина града, исповедника (350). Преставление преподобнаго Варлаама Хутынскаго, Новгородскаго чудотворца (1192). Преподобнаго Луки, иконома Печерскаго, в Ближних пещерах (XIII). Святителя Германа, архиепископа Казанскаго (1567). Преподобнаго Варлаама Керетскаго (XVI). Мучениц Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Преподобнаго Луки Тавроменийскаго (800-820).

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.orthodoxworld
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное