Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Информационный Канал Subscribe.Ru

Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

         №30 (30) октябрь 2005 г.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

 

О талантах и иконописи

icon

Господь произнес притчу о том, как хозяин раздал таланты своим рабам сообразуясь со способностями каждого. По прошествии некоторого времени он потребовал от них отчета и наградил тех, кто заработали столько же, сколько получили. Но того, кто ничего не делал, и принес только полученный им талант, он подверг строгому наказанию. Хозяин тот — Господь Бог, таланты — Его дарования, рабы — люди. Дает Господь дарования духовные, дает отдельным людям, дает и целым народам.

До пришествия Христа, словеса Божии были вверены Израилю. Когда заколебался Израиль в вере, когда стала падать Иудея, воззвал пророк Варух, ученик пророка Иеремии: «Сия книга повелений Божиих и закон, пребывающий во век. Все держащиеся ее будут жить, а оставляющие ее умрут. Обратись, Иаков, возьми ее, ходи при сиянии света ее! Не отдавай другому славы твоей и полезного для тебя чужому народу. Счастливы мы, что мы знаем, что благоугодно Богу.» (Варух 4:1-4).

Однако Израиль не пребыл в завете Божием, и, отвергшись Сына Божиего, отпал от Бога. Господь основал новозаветную церковь Свою в которую вошли многие бывшие языческие народы. Особой хранительницей православия, после победы христианства над язычеством, стала Византия, в которой Вселенские Соборы и святые отцы Церкви установили точное изложение догматов веры и православное учение.

После же падения Византии, православная вера наиболее хранилась русским народом, к тому времени уже вполне впитавшем ее в себя. Народный быт и государственные законы, обычаи, все имело в своей основе веру православную или согласовалось с ней. Одним из олицетворений православной веры являются наши храмы и ими покрыта была вся Русская земля.

Сам храм есть уже изображение невидимой вселенской Церкви, о которой мы говорим в Символе веры: «Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Посему и называются наши храмы церквями. Возвышающийся над церковью купол указывает нам устремление к небу и напоминает нам о небесных сводах, под коими возносится наша молитва к Богу. Он напоминает нам небо невидимое, горнее царство Божие.

Храмы украшаются иконами. Иконы — не простое изображение какого-нибудь лица или события. Икона есть символ невидимого. Если видим нам внешний облик Христа, Его угодников, то икона должна изображать и их внутренний Облик — их святость. Даже светские изображения часто олицетворяют нам ту или иную идею. Возьмем например известный памятник Петра Великого в Петрограде, где он изображен на коне, высоко поднявшего своего всадника, что изображает насколько высоко он поднял Россию во многих отношениях. Многие другие памятники изображают ту или иную идею. Если так в искусстве светском, тем более должно быть тоже в духовном, где изображается высшее, небесное, духовное.

Икона не есть портрет; портрет изображает только земной облик человека, икона же изображает и внутреннее его состояние. Даже если изобразить только внешний облик, — в разные моменты изображения будут все различными. Блаженнейший митрополит Анастасий рассказывал, как будучи студентом духовной Академии, он с другими своими сверстниками был в Кронштадте на богослужениях праведного отца Иоанна. И когда отец Иоанн заканчивал литургию вид у него был светло озаренный, словно у Моисея, когда он сходил с горы Синайской. Через некоторое время отец Иоанн принимал их у себя в келье и был, как обычный человек. Да и Сам Господь наш Иисус Христос однажды показал нам Свою Божественную славу на горе Фаворе, а в остальное время Он казался обычным человеком, и люди удивлялись откуда у Него такая сила и чудеса.

Икона должна изображать не только внешнее, но и внутреннюю жизнь, святость и близость к небу. Главным образом это изображается в лике и его взгляде, а в соответствии тому должна писаться и остальная часть иконы. На изображение состояния духа, скрытого под плотию и направлялось все внимание наших православных иконописцев. Чем лучше это удавалось, тем лучше являлась икона. Часто бывали при том недостатки изображения тех или иных частей тела, не потому что это делалось сознательно иконописцами, а потому что достижение главной цели не всегда дозволяло им обратить достаточно внимания на второстепенные стороны. Впрочем если даже делать обычные снимки, особенно неожиданные, то несомненно на многих бы получились неестественные положения тел человеческих, которые мы обычно не замечаем.

Нельзя написать икону, только изобразив внешний облик тела, но на ней должны отображаться невидимые подвиги и сиять небесная слава. Это в совершенстве может сделать тот, кто сам живет духовной жизнью, и кому понятны и близки жития святых. Посему наши древние иконописцы всегда то делали и подготовлялись к тому постом и молитвой. Многим так написанным иконам Господь дал чудотворную силу.

Конечно, каждая икона после освящения должна почитаться и к ней нельзя относиться пренебрежительно и непочтительно, почему мы воздержимся от обсуждений об иконах уже стоящих в храмах, но всегда стремиться должны мы к лучшему, а, самое главное, не столько обращать внимание на внешнюю красоту икон, сколько на их духовность. Иконы же явно неудовлетворяющие требования православной иконописи нельзя ставить в храмах и даже иногда в домах.

Икону могут писать не все обладающие искусством и способностью к писанию. Часто настроение того, кто пишет икону, и желание послужить Богу имеет больше значения, чем само искусство писания. После Петра Великого в России, вместе с тем хорошим, что принесено с запада, вошло и многое новое, чуждое православному духу влияние, которому подпала значительная часть образованного русского класса, внося в творения их многие неполезные, нехорошие новшества. Частично это отразилось и в иконописи. Вместо подражания древне русским иконописцам, стало господствовать подражание чуждым православию художникам запада. Новые изображения хотя и были очень красивыми, но не соответствовали духу иконописи. Чуждый православию дух стал внедряться в России и постепенно расшатал ее.

К нам сейчас обращены слова пророка: «Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя чужому народу». Как в жизни, так и в церковных обычаях мы должны вернуться к тем твердым и чистым основам, на которых строилась и держалась Россия. Отображением их является и наша иконопись. Не в чуждом для православия духе должны писаться иконы для наших храмов. Неверно думают те, кто утверждают, что православные иконы должны обязательно писаться темными красками и с неестественным положением тела. Древние иконы писались яркими светлыми красками и со временем стали темными, от времени и насевшей веками пыли. Но вместе с тем надо помнить, что действительно многие святые были смуглыми, проводя жизнь свою в жарких пустынях, и что действительно у многих тела были истощены многолетними подвигами. Славились они не земной, а небесной красотой. Да помогут они своими молитвами, чтобы наши храмы были отображением небесной славы, а паства наша объединилась в искании царства Божия и, как своим храмом, так и жизнью проповедывала истину православия.

Святитель Иоанн (Максимович)

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Книга записей о предстательствах блаженного Иоанна"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

30 Случай со сломанным бедром

Благодарю за новую порцию «целебного масла из усыпальницы нашего возлюбленного Богом владыки Иоанна». Истинно велико его заступничество пред Престолом Всевышнего.

Моя мама упала и сломала бедро 12 декабря 1981 года. Ей уже исполнилось 83 года. Придя домой, она сказала, что почти не ощущает свою левую ногу. Я помазал ей ногу и ступню и помолился блаженному Иоанну. Теперь она может двигать пальцами ноги – до того это было невозможно.

Я попробовал масло и для своих ушей, и они меня больше не беспокоят.

Надеюсь, что очень скоро настанет день, когда наш возлюбленный владыка Иоанн будет прославлен.

Роберт Холл,

Монтана,

1981 год, январь

продолжение следует...

"Он всегда рядом и всегда помогает"

(продолжение, начало в №26)

Записочки в книге

Как - то мне подарили книгу о святителе Иоанне, когда я еще ничего про него не знала. Мне сразу что-то показалось знакомым в этой книжечке. Присмотревшись повнимательней, я поняла, что на обложке изображен Святогорский монастырь, где я жила. Из жития узнала, что Владыка Иоанн родился в Харьковской земле и с детства бывал в Святогорском монастыре.

Прочитав о его трудах, о его молитве за людей, я подумала: "Какая у него была сила!" По примеру людей, которые просят в усыпальнице в Сан-Франциско святителя Иоанна о помощи, я решила писать записочки и класть их между страницами книги, где помещена фотография усыпальницы.

Самая моя первая просьба была к святителю об исцелении р. Б. Александры. У нее было давление, болело сердце, и после того, как я попросила святителя Ионна, ей сразу стало лучше.

Потом я узнала, что у нас в монастырской больнице лежит инок со сломанной ключицей, я пришла к нему в палату, принесла ему иконочку с изображением мощей и маслице с книжечкой. Он так обрадовался, а я пришла домой и написала записочку: "Помоги исцелиться о. Дионисию". Святитель Иоанн помог ему и через 4 дня он выписался из больницы.

Я раздавала людям иконочки Владыки Иоанна и рассказывала, как он помогает. Женщина, работающая у нас за свечным ящиком, попросила меня помолиться о 2-х месячном младенце, которому должны были делать операцию на сердце. Я написала записочку святителю Иоанну об этом младенце и вложила ее в книгу. Вскоре эта женщина рассказала мне, что все прошло благополучно.

Записано со слов послушницы N,

2004 г.

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. Каждую неделю, по воскресным дням читаются акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Наш дорогой Батюшка в храме, где он служит, читает акафисты по воскресеньям перед литургией. Новой даты чтения акафиста пока нет. Дата чтения следующего акафиста будет сообщена в рассылке.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Русский храм на чужбине

(продолжение, начало в №1)

ПРИНЦЕССЫ В ГЕРМАНИИ

С Германией Россия исстари установила крепкие взаимоотношения. Немудрено, ведь с середины XVIII и в особенности в XIX веке возникли тесные династические связи между царственным родом Романовых и правящими династиями королевств, княжеств и герцогств Германии. Немецкие принцы женились на Великих княжнах Романовых, а Великие князья Романовы брали себе в жены немецких принцесс. Так что при дворах в Германии были сооружены зачастую роскошные православные храмы, но доступ к ним имели лишь дипломаты.

Германия занимала и первое место в русской заграничной торговле. Знаем мы эти связи и по школьным учебникам с хрестоматийным "немецким засильем" при царевом дворе, а немцы живо помнят русских, особенно с тех пор, как к ним стало ездить российское общество "на воды". Германские земли Нассау, Вюртемберг, Гессен, Баден и другие изобилуют минеральными источниками, горячими и холодными, газированными и простыми, которыми пользовались с древности.

Русские приезжали сюда целыми семьями, здесь знакомились, крестили новорожденных, отпевали и хоронили умерших. Жизнь наших соотечественников тогда не могла обходиться без церкви. Поэтому здесь, как и везде за границей, где обосновывались православные, создавались комитеты по сбору средств на церковное строительство. За содействием, средствами не стеснялись обращаться к Императорскому двору и Святейшему Синоду. Поэтому тут, как и по всему миру, многие храмы построены по почину Государей или членов Дома Романовых, или при их денежном содействии.

Прежде всего хочется рассказать о храме во имя Святой Праведной Елисаветы в Висбадене, создание которого связано с печальной и красивой историей о принцессе из самого знаменитого здесь рода Романовых.

В 1844 гаду племянница русского Императора Николая Первого, .дочь Великого князя Михаила Павловича Великая княжна, принцесса - по-западному, Елизавета Михайловна вышла замуж за Адольфа Нассауского, Великого герцога Люксембургского, и молодые торжественно въехали в главный город земли Гессен герцогства Нассауского Висбаден. А через год восемнадцатилетняя Елизавета умерла при родах. Чтобы воздвигнуть памятник любимой и их невыжившему ребенку, герцог сразу же решил построить православную церковь. Пожертвовал на это приданое покойной в миллион рублей, его поддержал средствами и Император Николай Первый.

Адольф Нассауский отправил своего архитектора Филиппа Хофмана в Россию, чтобы он ознакомился со стилем русских храмов. В 1846 году скрупулезнейший Хофман неистово трудился карандашом в Петербурге и Москве. Он, например, зарисовал весь гигантский комплекс Кремля, не забыв ни одного окна, ни одной стрельницы. Но особенно приглядывался немец к храмам, воздвигавшимся в то время любимым архитектором Государя Николая Первого Константином Тоном. И больше всех поразил Хофмана начавший строиться Тоном в Москве с 1837 года храм Христа Спасителя. Со вдохновением от его великолепного "истинно русского" стиля Хофман еще в России набросал проект будущей церкви в Висбадене, который дома одобрил герцог.

Замечательно было выбрано место для храма: через густой лес вы поднимаетесь на Нероберг - один из уступов Таунусских гор, окаймляющих Висбаден. Отсюда чудны панорамой гессенские равнины, Вогезские горы, тянущиеся к французской границе. Ближе сверкает речная сабля Рейна меж виноградных холмов и совсем рядом царит городская готика.

Строили храм из белого песчаника, чтобы он почетче выделился на фоне темного леса, а для пущего контраста посадили позади церкви ели. Будто с изумрудного пьедестала далеко-далеко светит белый русский храм, в основании которого греческий крест.

Молодой ваятель Эмиль Александр Хопфгартен изготовил для него колоссальные медальоны с головами святой Елисаветы, святой Елены и Архангела Михаила - небесных покровителей умершей и ее родителей. Медальоны расположены на внешней стороне храма на фасадах ризалитов под арками. С четырех церковных сторон - колонны, арки, тройные окна, арабески. С западной и южной - порталы и ряд ступеней у входов, с северной - небольшая ротонда. Пять символических золотых куполов во главе храма. Благоговейно-торжественно, кротко-радостно от такой гармонии.

Вот как описал поэт князь П. А. Вяземский перенесение тела Великой княгини Елизаветы в 1855 году из католического храма, где оно было десять лет, в русскую церковь:

"В полночь на 14/26 мая совершена была православным священником лития перед выносом гроба блаженной памяти Великой княгини; после чего он взял образ Спасителя, которым почившая была благословлена от своих высоких родителей, и вместе с тем открылась траурная процессия в новую православную церковь, где была приготовлена встреча со стороны прочего русского духовенства. Процессия сия проходила через многие улицы, наполненные народом, несмотря на позднюю пору, окна домов были открыты и изо всех выглядывали лица. Память Великой княгини жива в столице, которую она так недолго украшала присутствием своим; но и в это недолгое время успела добродетелью своею и прозорливостью и деятельной благотворительностью оставить по себе незабвенные следы, которые русский с радостью и благодарностью встречает везде, где живет, и где живет отрасль нашего Царского Дома.

Картина была в высшей степени поразительная и трогательная. Благоуханная, тихая, теплая, ярко освещенная месяцем ночь таинственностью и торжественностью своею вполне соответствовала умилительному действию, которое совершалось на земле. С возвышения, на котором стоит церковь, видно было, как погребальная процессия при зажженных факелах медленно поднималась в гору и приближалась к месту своего назначения. Последний земной переход странницы, которая так недолго жила на земле и которой по смерти ее суждено было десять лет ожидать, пока заботливостью любви ее оплакивающей был устроен и освящен для ее останков приют, ее достойный. Звуки погребальной военной музыки заунывно раздавались в ночной тишине.

Наконец, почившая странница дома! Церковь приняла ее в свое лоно и осенила кровом и крестом своим. Гроб поставлен посреди храма, ярко освещенного, и мраморные стены блещут, отражая многочисленные огни".

Внутренность храма-памятника Святой Елисаветы в Висбадене облицована белым мрамором. Нижние поверхности стен до высоты цоколя и пилястры позади больших колонн, как и орнамент, сделаны из каррарского мрамора. Хофман сам разрабатывал орнаментовку, неоднократно ездил в Каррару, чтобы проверять там труды скульпторов и мраморщиков. Прочие работы по мрамору делали в самом герцогстве Нассау, богатом этим материалом в Дице, Лимбурге, Фильмаре.

Главный купол украшен фресками двоюродного брата скульптура Эмиля Хопфгартена - берлинского живописца Августа Хопфгартена, изображающими пророков, ангелов и евангелистов. Секрет особо прочной здесь штукатурки тот же, что применял для своих фресок в Берлинском музее Вильгельм фон Каульбах. Его специально купили для висбаденской церкви у берлинского каменщика Трюлофа за большие для того времени деньги в 250 талеров. Поэтому фрески сохранились поныне в своей первоначальной свежести.

На царских вратах - образ Благовещения, над ним Тайная вечеря. Когда они открыты, видно изображение воскресшего Спасителя на оконном стекле алтаря. Выточенный из каррарского мрамора иконостас по православному обычаю богато украшен иконами, которые написал русский придворный художник Т. А. фон Нефф (1805-1878).

Владимир Черкасов-Георгиевский

продолжение следует...

Воскресенье 

10. Святых мучеников Евлампия и Евлампии (303-311). Святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынскаго (1122). Блаженнаго Андрея Христа ради юродиваго, Тотемскаго (1673). Мученика Феотекна (III-IV). Преподобнаго Вассиана (V). Преподобнаго Феофила исповедника (VIII).

Понедельник 

11. Святаго апостола Филиппа, единаго от седми диакон (I). Преподобнаго Феофана Начертаннаго, исповедника, творца канонов, епископа Никейскаго (ок. 850). Преподобнаго Феофана, постника Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Мучениц Зинаиды и Филониллы (I).

Вторник 

12. Святых мучеников Прова, Тараха и Андроника (304). Преподобнаго Космы, епископа Маиумскаго, творца канонов (ок. 787). Преподобнаго Амфилохия, игумена Глушиц-каго (1452). Мученицы Домники (286), святителя Мартина Милостиваго, епископа Турскаго (ок. 400). В тойже день празднование святому Иоанну, Крестителю Господню, на память перенесения из Мальты в Гатчину части Древа Животворящаго Креста Господня, Филермския иконы Божия Матери и десныя руки святаго Иоанна Крестителя (1799). Икон Божия Матери Иерусалимский (48), Ярославския-Смоленския (1642), Рудненския (1687) и Калужский (1748).

Среда 

13. Иверския иконы Божия Матери (принесение в Москву в 1648 году). Мучеников Карпа, епископа Фиатирскаго, Папилы диакона, Агафодора и мученицы Ага-фоники (251). Преподобнаго Вениамина Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Мученика Флорентин (I-II). Мученика Вениамина диакона (421-424). Преподобнаго Никиты исповедника (ок. 838). Мученицы Хрисы (Златы) (1795) (болг.). Иконы Божия Матери Седмиезерныя (XVII).

Четверг 

14. Мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (I). Преподобныя Параскевы (XI). Преподобнаго Николы Святоши, князя Черниговскаго, Печерскаго, чудотворца, в Ближних пещерах (1143). Мученика Сильвана, пресвитера Гаэскаго (IV). Иконы Божия Матери Яхромския.

Пятница 

15. Преподобнаго Евфимия Новаго, Солунскаго (889). Преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийскаго (312). Святителя Иоанна, епископа Суздальскаго (XIV). Священномученика Лукиана Печерскаго, в Дальних пещерах (1243). Мучеников Сарвила и Вевеи (II). Святителя Савина, епископа Катанскаго (760).

Суббота 

16. Святаго мученика Лонгина сотника (I), иже при Кресте Господни. Преподобнаго Лонгина, вратаря Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Преподобнаго Лонгина Яренгскаго (1544- 1545).

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.orthodoxworld
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное