← Август 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
14
|
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
21
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
28
|
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.st-john.ru/
Открыта:
30-03-2005
Статистика
0 за неделю
Православное слово
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.
№19 (019) август 2005 г. ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО
950-летие Крещения Руси
Вот Русь времен «стараго Игоря» или отца Владимира, Святослава. Каждое племя жило своей обособленной жизнью. Отдельные роды часто враждовали между собою, мстили друг другу и нередко занимались взаимным самоистреблением, соблюдая законы кровавой мести. Русские князья до Владимира были больше вождями-завоевателями, чем отцами и благодетелями своего народа. Походы и добыча их привлекали больше, чем забота о их подданных. Многие племена были еще на весьма низкой степени нравственного и культурного развития; среди некоторых из них обычным было даже «умыкание», т.е. похищение девушек, чтобы делать их своими женами. Ошибочно было бы думать, что славяне обладали лишь одними отрицательными чертами и представляли исключительно полудикую массу. Нет, напротив, было в их природе много хорошего. Они были гостеприимны, отважны и честны. Жены были верными спутницами своих мужей, часто оставаясь верными и умершим. Славяне чтили своих старших и слушались их в делах частных и общественных. Но на ряду с тем проявлялись у них вероломство, жестокость, лукавство. Временами, в особенности во время войн, они становились страшными для всех окружающих. Мирный славянин делался диким зверем. Горе тем, на кого устремлялась его ярость, не щадила она никого! Трепетала перед северными соседями Византия, а сами они нередко боялись друг друга. Так на распутье между добром и злом стоял славянский мир, то проявляя прекрасные свойства созданного по образу Божию человека, то показывая грозные признаки зверя в человеческом образе. Какие могли быть высшие идеалы среди славян? К чему могли направляться их чувства и мысли? Чем они могли вдохновляться и к кому устремлять свои взоры? Боги, в которых они веровали, обладали всеми свойствами своих почитателей, были воплощением их хороших и дурных качеств. Славяне служили измышленным ими богам, утверждая тем самым в себе свои недостатки, оправданием которых для них были свойства их богов. Служа грозному Перуну, славяне вели жестокие войны, истребляя своих соседей. Трудно сказать, во что бы превратилась восточная Европа, если бы святые Кирилл и Мефодий не пролили свет Христов на славянство и не положили основание просвещению славянских народов. Святые Кирилл и Мефодий со своими учениками просветили христианским учением часть славян. Влияние христианства немедленно сказалось на них и ввело их в семью христианских народов. В короткое время, принявшие христианство страны преобразились. Но главная масса славянства, славяне восточные, продолжала жить по-прежнему. Можно было временами опасаться, что их воинственные князья, вроде Святослава, уничтожат даже молодые всходы, возросшие на орошенной христианством ниве своих братьев. Тьма, нависшая над восточными славянскими племенами, была так глубока и безпросветна, что ее не смогла разогнать воссиявшая на княжеском престоле, как утренняя звезда на небосклоне, первая русская христианская княгиня Ольга. Нужно было взойти самому Красному Солнышку, и таковым явился для Руси внук Ольги — Великий князь Владимир. Восприявший первые начатки Христовой веры от своей бабки, но заглушивший их разгулом страстей в юности, Владимир, потрясенный до глубины души мученической смертью боляр - варягов Феодора и Иоанна, решает изменить свой образ жизни. После тщательного обследования вопроса о вере — жизнь Владимира была тесно связана с его убеждениями — Владимир делает выбор. Будучи целостным и прямолинейным по природе, он не останавливается на полдороге и принимает то, что было наилучшим. Он просвещается светом православия и, крестившись, делается ревностным исполнителем Христовых заповедей. Своим примером и призывами он увлекает за собой своих подданных. Разительна перемена во Владимире, ставшего, из сладострастного и безудержного в своих страстях юноши, святым мужем. Но не менее разительная перемена произошла и с крестившейся Русью. Крещение Киева, а за ним остальной Руси, открывает новую жизнь для восточных славян и делается исходным , пунктом их славной истории. Разъединенные славянские племена, составлявшие державу Владимира, с принятием христианства, почувствовали свое единство. Сознание единства особенно усиливалось тем, что в церковном отношении вся Русь в течение нескольких столетий составляла одну митрополию, несмотря на последовавшее разделение Руси на уделы. Церковь оказала величайшее влияние на объединение Руси в одно государство. Не только славянские, но и другие племена, жившие в Восточной Европе, с распространением среди них православия, сливались во едино с русским народом. Умиротворяюще воздействуя во время междоусобий, Церковь в то же время внушала сознание, что русский народ есть един и посему должен составлять во всем одно целое. Под сенью святой Православной Церкви сложилась Русь, укрепилась и выросла в великое государство, занимавшее одну шестую часть вселенной. Русский народ, не по принуждению, а добровольно принявший христианство, стремился с первых же годов после крещения воплотить евангельское учение в свою жизнь. Крещение переродило и внутренне изменило прежде грубых сердцем людей. Сохранив свои старые добрые качества, они освобождаются от имевшихся вместе с ними дурных свойств. Борьба между добром и злом произошла не только в душе Владимира, а во всем народе в целом, и произошел перелом в сторону добра. Русский народ после крещения был уже не тем, чем был до крещения. Он был поистине новый народ, «новые люди». Это не значит, что сразу все сделались совершенными, что зло исчезло из души каждого и его не было больше на Руси. Нет, оно было, продолжало борьбу с добром в каждом человеке. Но движущей силой русского народа было православие, которое охватило все стороны жизни личной, общественной и государственной. Духом евангельским проникалась жизнь семейная, общественная; воззрения складывались под влиянием церковных правил, а законы государственные согласовались с канонами. Общее направление жизни русского народа было искание правды Божией. Стремлением осуществить правду Божию было проникнуто и законодательство, и осуществление правосудия и государственных мероприятий. Тем же стремлением к служению Богу отличается и умственная и духовная жизнь русского народа. Все почти стороны культурной жизни его получают свое начало от жизни церковной и развиваются под влиянием Церкви. Русская книжность и русское искусство начались в монастырях и настолько были проникнуты христианским духом, что от влияния его не могли вполне освободиться даже те писатели позднейших времен, которые ставили себе в задачу борьбу с церковным учением. Сами верховные правители Руси Великие князья и Цари Всероссийские сознавали свою ответственность пред Царем Царствующих и на себя смотрели, как на слуг Божиих, таковыми же они были и в очах их подданных. Посему русские цари были не царями «по воле народной», а царями «Божией Милостью». Конечно, далеко не все на Руси совпадало с тем общим направлением. Много зла совершилось на ней за истекшие века. Если «несть человек иже жив будет и не согрешит», то тем более не может не быть грехов и зла в истории и жизни народа. Однако, как для характеристики человека важно, какие качества его в нем наиболее ярки и побеждают остальные, так и для характеристики народа нужно определить то, что составляет главное содержание его духовной жизни. Для Руси и русского народа, несмотря на все бывшие отдельные уклонения и даже падения, главным было служение правде и стояние в истине. Когда вспоминаем древнюю Грецию, приходят нам на память слова апостола Павла о древних греках: «эллины премудрости ищут»; хотя конечно и среди них было много не искавших мудрости. С мыслью о Спарте связано представление о физическом развитии. Финикия связала свое имя с торговлей. Рим хвалился гражданскими доблестями. Русский же народ приобрел имя народа-богоносца и земля Русская — имя Святой Руси. Свята Русь по множеству угодников, воссиявших в земле Русской. Начиная от сыновей св. Владимира — благоверных князей Бориса и Глеба, первых прославившихся чудесами на Руси, и от самого крестителя Руси святого Владимира со своей бабкой Ольгой, безчисленный сонм святых жил и прославлялся святостью и чудесами в земле Русской. Те святые угодники были «плод красный» православной Руси, плоть от плоти и кость от кости народа русского. Они не были чужды ему своими верованиями и образом жизни, нет, они были наиболее ярким выражением устремлений всего народа. От крещения Руси и до наших дней не было кажется ни одного часа, чтобы в земле Русской не жил где либо святой, после кончины своей сделавшийся небесным предстателем за землю Русскую. Все области России, от Прикарпатской Руси (преподобные Моисей Угрин и Ефрем Новоторжский) до принадлежавшей недолгое время России Аляски (преподобный Герман) имели своих подвижников. Всякая страна в России, почти каждый значительный город имели свои святыни. Духовными же центрами ее были монастыри, влиявшие и на веси и на грады. Всякое место, всякое наречие освятились служением Богу. История России, полная дивных доказательств промышления Божиего о ней, есть история Божиего строительства, новая священная история. Воздействие на исторические события России ее святых мужей настолько велико, что нельзя отделить историю Русской Державы от истории Церкви. Церковностью были нанесены уклад и быт русского народа. Даже внешняя политика России во многом была выражением ее духовного облика. Так было некогда... Но где ты теперь, Святая Русь? Или тебя нет больше? Пал престол святого Владимира, поруганы святыни, разрушаются храмы. Сделался ли народ-богоносец зверем или красный дракон пожрал Русь Святую? Как место подвигов духовных сделалось местом гнусных преступлений и там, где спасались святые, ныне властвуют разбойники? Неужели нет и не будет больше Святой Руси или, быть может, даже и не было, а она лишь носила покров святости, ныне навсегда спадший? Нет! Не самообман к призрак, а истинная действительность есть Святая Русь! На небе не престает возноситься фимиам молитв святых, в земле Русской просиявших и ныне за нее молящихся пред престолом Божиим. Но не только на небе, а и здесь, на грешной земле продолжает быть Святая Русь. Власть богоборцев лишь поработила, но не уничтожила ее. Совет нечестивых, овладевший русским народом, чужд ему, ибо не имеет ничего общего с сущностью России. Чужеземная международная власть, «интернационал», накинула на нее свое ярмо, но остается ее врагом. Даже те среди них, кто называл себя прежде русским, будучи таковым по крови, ныне потерял то имя, ибо стал чужд Руси по духу. «От нас изыдоша, но не беша от нас» можно сказать про таковых (I Иоан. 2, 19), Они отпали от русского народа, сделались угнетателями Руси. Отвергнув Бога, они отреклись богоподобия и превзошли диких зверей свирепостью и жестокостью. А Русь остается святой. Не умалился лик апостольский, когда от них отпал Иуда, не помрачилась светлость ангельского чина, когда из него ниспал сатана с послушавшими его ангелами. Как из среды ангелов должно было появиться диаволу, но с падением денницы и его приверженцев еще сильнее воспламенелись любовью к Богу остальные ангелы и еще ярче засветились на небе, так появились и безбожники из среды русского народа, но отпадение их еще больше явило святость Руси и прославило ее и на небесах и по всей поднебесной. Безчисленный сонм новых мучеников засвидетельствовал свою верность Христу. Русский народ целиком, с несказанным терпением переносящий страдания, равных которым не испытывал еще ни один народ в мире, дал неисчислимое множество новых подтверждений стойкости в вере. Несмотря на жесточайшие преследования, Церковь остается непобежденной. Хоть и разрушено множество храмов, так что в целом ряде городов, прежде красовавшихся величественными храмами, ныне не осталось ни одного из них, но тайно собираются верующие и молятся Господу Богу. Воскресли для России времена катакомб, которых она раньше не знала, ибо прежде никогда не испытывала гонения веры. В великом лике прославленных на Руси угодников Божиих много было и святителей и преподобных и праведных и юродивых. Но мучеников на Русской земле было лишь несколько за все прежнее время. «Пресветлое мученическое воинство», кровь которого явилась семенем христианства по всей вселенной, прославляемое почти ежедневно земной Церковью, почти не существовало в небесной русской Церкви. Настало время восполнить его ряды. К небольшому числу мучеников и страстотерпцев, пострадавших в прошлых веках, присоединилось ныне несметное число новых страстотерпцев и мучеников. Среди них и венценосный Царь, потомок и преемник крестителя Руси, со всем своим семейством, и тезоименитый Крестителю Руси первоиерарх ее купели, и иерархи, и князья, боляры, воины, иереи, монаси, ученые и некнижные, горожане и селяне, знатные и простолюдины. Всякий возраст, всякое сословие, всякий край Руси дали новых страстотерпцев. Вся Русь залилась мученической кровью, она вся освятилась ею. О, дивное и славное воинство новых страдальцев! Кто сможет достойно прославить вас! Воистину «блаженна земля напившаяся кровьми вашими и свята селения приимшая телеса ваша». Блаженна ты, земля Русская, очищаемая огнем страдания! Прошла ты воду крещения, проходишь ты ныне через огонь страдания, внидешь и ты в покой. Некогда с благоговением собирали христиане песок в Колизее, напоенный мученической кровью. Места страданий и кончины мучеников делались священными и особо чтимыми. А ныне вся Русь есть поприще страстотерпцев. Земля ее освятилась их кровью, а воздух ее — восходом душ их на небо. Ей, священна ты Русь! Прав был древний писатель, сказавший, что ты — Третий Рим и .четвертому не быти. Ты превзошла древний Рим множеством подвигов мучеников,. ты превзошла и крестивший тя Рим своим стоянием в православии, и ты останешься непревзойденной до кончины мира. Лишь освященная страданиями и земной жизнью Богочеловека земля святее тебя в очах православных. Отряхните сон уныния и лености сыны России! Воззрите на славу ее страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться во святую гору Его! Воспряни, воспряни, восстань Русь, ты которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твоя, правда твоя пойдет с тобой и слава Господня будет сопровождать тебя. Придут народы к свету твоему и цари к восходящему над тобою сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо приидут к тебе от запад и севера и моря и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки. 1938 г. Святитель Иоанн (Максимович) Блаженный Иоанн Чудотворец "Книга записей о предстательствах блаженного Иоанна"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского (продолжение, начало в №1) 19 Близость святых Моя первая встреча с владыкой Иоанном была вызвана великой нуждой – тяжкой болезнью. В 1953 году в Нью-Йорке я перенесла неудачную операцию левого глаза, пораженного катарактом. Несколько месяцев мне угрожала опасность слепоты. Наконец, меня снова положили в больницу и сделали так называемый «шок», в результате которого я едва не скончалась. Но после этого «шока» я уже могла открывать глаз. Тут явилась новая беда: глаукома... Снова положили меня на операцию для удаления накопившейся внутри глаза жидкости и говорили, что подобную операцию придется повторять ежегодно. Надо добавить, что как сначала, при воспалении, так и потом, при повышении давления внутри глаза, это сопровождалось невыносимыми болями, лишавшими меня сна и работоспособности. А все это время наше экономическое положение было крайне плачевно. В таких обстоятельствах, услышав о приезде из Европы архиепископа Иоанна, мы поехали в Синодальную Церковь, где он служил. После службы муж подвел меня к Владыке. Я вкратце рассказала ему свою беду и просила его святых молитв. К великому моему изумлению, Владыка, который совершенно не знал меня, благословляя, назвал меня по имени. После благословения, полученного от Владыки, я, будучи назначена на операцию, пошла в госпиталь уже совершенно спокойной. И милостью Божией по молитвам святого Владыки операции на этом прекратились: я в них не нуждаюсь вот уже более десяти лет. После этого мы включили владыку Иоанна в число тех духовных и светских лиц, о здравии которых мы молимся, совершая свое ежедневное молитвенное правило. Однако по прошествии некоторого времени в связи с чрезвычайной утомленностью моего мужа пришлось подумать о сокращении молитвенного правила. Пришла мысль уменьшить число лиц, поминаемых о здравии и упокоении. Враг внушил мне сказать мужу: «Владыка Иоанн – святой человек, и он не нуждается в наших недостойных молитвах». Вечером мы не помянули владыку Иоанна, как и некоторых других лиц, которых поминали раньше. После молитвы я легла спать. Едва успела задремать, как вдруг, не то во сне, не то наяву, вижу я владыку Иоанна (который был в это время в Европе) в его черной мантии с крестом в правой руке. Подбегаю к нему с радостью под благословение, а он мне говорит: «Нет, я вам теперь не нужен и благословлять вас не буду. Когда я был нужен вам, я вас благословлял и если еще когда-нибудь буду нужен, то приходите ко мне за благословением». После сих слов Владыка ушел, не благословив меня. Конечно, я не могла заснуть и все размышляла о своем недостоинстве, о дивных делах Божиих и о наставлении апостола Павла, чтобы мы молились за наших наставников и друг за друга. Утром я со страхом рассказала своему мужу о своем сне или видении, и с тех пор мы уже не переставали и не перестанем поминать владыку Иоанна раньше о здравии, а теперь за упокой, прося Господа, чтобы Он, по молитвам святого Владыки, спас и помиловал нас грешных. Спустя некоторое время после того случая мы услышали, что владыка Иоанн приехал и будет служить в церкви святого Архистратига Михаила в Бруклине. Я с мужем поехала туда, но страшилась подходить к Владыке под благословение. Однако Владыка ласково взглянул на меня и с радостью благословил. О, Владыка святой, помолись о нас грешных пред Престолом Всевышнего, чтобы Он не оставил нас, но укрепил в вере и терпении нести наши кресты до конца своих дней и трезвенно противиться тлетворному духу отступления, так усиленно распространяемому предтечами антихриста в наши дни. Мария Мостико, Вашингтон, округ Колумбия, Канун Преображения 1973 год, 5 (18) августа продолжение следует... Иоанн Чудотворец в России (продолжение, начало в №1) Мне нечего было ждать помощи от медицины У меня аллергия почти на все медпрепараты, в том числе и на новокаин. В 1994 г. моя старшая дочь в г. Тобольске, в церкви, прибрела книгу под редакцией иеромонаха Серафима (Роуза) и игумена Германа (Подмошенского) «Блаженный Иоанн Чудотворец». Жила я в то время в г. Сургуте Тюменской области, на севере. Прочитав эту книгу, в которой описана жизнь архиепископа Иоанна (Максимовича), я ее отложила, не зная, что она мне вскоре пригодится. В 1995 г. зимой (мне было 54 года) у меня произошло сильное обострение остеохондроза с невыносимыми болями всей спины, поясницы и позвоночника. Мне нечего было ждать помощи от медицины из-за своей всесторонней аллергии, и тут я вспомнила о прочитанной книге, где описано много случаев помощи Иоанна чудотворца. И тогда я мысленно, своими словами, как просила в то время душа, стала обращаться к блаженному Иоанну чудотворцу, чтобы он помог в моей беде. Я молилась ему каждый день. Иконы его у меня не было, а только книга с фотографией. Боль в течение недели стала постепенно утихать, а вскоре совсем прошла, хотя я слышала, что такие боли снимаются только при помощи новокаиновой блокады и болеутоляющих препаратов. Я же обошлась молитвой. Блаженный Иоанн чудотворец услышал меня, хотя он и канонизирован не у нас в России. ВеретенниковаА. Г., г. Саранск, Мордовия. продолжение следует... Соборные молитвы Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. Каждую неделю, по воскресным дням читаются акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Наш дорогой Батюшка в храме, где он служит, читает акафисты по воскресеньям перед литургией. Новой даты чтения акафиста пока нет. Дата чтения следующего акафиста будет сообщена в рассылке. Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам. Небесный ангел Незабвенной памяти Светоча Русской Православной Церкви Старца Николая (Гурьянова) к третьей годовщине со дня блаженной кончины Монах (продолжение, начало в №3) «Меня в детстве все монахом называли, — как-то сказал Старец. — А я рад, я действительно монах. Никого кроме Господа не знал и не искал. Ведь это награда от Господа — монашество, призвание Божие; такая небесная радость служить Небесному Жениху. «Се Жених грядет в полунощи, и блажен муж его-же обрящет бдяща»... У меня своя келлия была, так и называли: не комната, а келлия. Иконочки везде стояли, молитвословы, книги духовные. Огромные Царские Портреты во весь рост. Однажды, уже когда красные бушевали, в окно влетел снаряд, и упал возле Царских Портретов, но не разорвался: вот как Царские Мученики меня с детства хранили; а я-то как Их любил! Даже сердце останавливалось, как только думал о Них! В восемнадцатом, прибежал домой — плачу и кричу: «Мама! Царя убили!» Она испугалась: «Что ты, молчи, Коля!» А я ни в какую: «Накажет их Господь, окаянных, что Царя загубили, всех накажет». Мне уже тогда Господь открыл то наказание Божие, которое понесет Россия за Царя: войны, разруха, голод и безчестие. «Царь по нам плачет, - говорил я, — а мы и не думаем о Нем. Он ведь Угодник Божий». (Тогда Старцу было девять лет.) В келлию свою монашескую я не пускал никого. На меня даже обижались». Батюшка очень чтил Преподобного Феодосия Иерусалимского (1800-1948) и еще до прославления предсказывал его всецерковное почитание. Всякий раз, когда молились ему или упоминали о нем, говорил: «Ведь вы подумайте! С трех лет монах! Какой светильник!» Мы спрашивали: «Отче, это редкое явление — с трех лет монашество?»... «Редкое, но у Господа особое попечение о каждой душе. Это Господу угодно было так сотворить с ним. Пути Божии прикровенны и сокрыты от нас». После кончины Батюшки, открыли подаренную и перепечатанную им подборку писем к нему. На странице, где была телеграмма от Архиепископа Псковского Иоанна (Разумова), датированная двенадцатым марта 1971 года, прочли: «Ваше Досточтимое Высокопреподобие, приимите наши всесердечные поздравления с радостным Днем Вашего Тезоименитства и всеславным пятидесятичетырехлетием Вашего усердного служения Церкви Божией!»... Рукой Батюшки на листочке, вложенном в этом месте в машинопись, было исчислено: «1971-1909 (г.р.) = 62; 62-54 = 8»... В восемь лет Старец начал служение Церкви, о котором прикровенно пишет Владыка Иоанн. Должно быть это сугубо памятная дата, с которой Архиерей поздравил Батюшку. Благодатный отец крупицами за все эти годы приоткрывал свой духовный путь: он не любил говорить о себе. Если о чем-то приходилось услышать, то это относилось не непосредственно к его жизни, а к общей беседе. Как-то мы поставили запись проповеди одного из почитаемых молодых московских отцов. Священник долго и пространно говорил на духовные темы, в основном, как выяснилось, о себе. Отец внимательно вслушивался, вдруг покачал головой и сказал: «А святые молчат»... Схимонахиня Николая продолжение следует...
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
|
Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.orthodoxworld |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||