Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное обозрение

  Все выпуски  

Православное обозрение N 12 (1183)


Внимание! Вышестоящая реклама не имеет отношения к данной рассылке и Православию. Будьте осторожны. Подробнее о рекламе.

Православное обозрение

Выпуск 12 (1183) от 23.03.2025

Подписчиков: 1540


Официальная хроника

Предстоятель Русской Церкви освятил храм блаженной Ксении Петербургской в Бескудникове г. Москвы

18.03.2025 16 марта 2025 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста), патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма блаженной Ксении Петербургской в Бескудникове г. Москвы (Знаменское благочиние Северного викариатства Московской (городской) епархии) и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме.

Предстоятель Русской Православной Церкви освятил основной престол в честь блаженной Ксении Петербургской, северный — в честь благоверного князя Иоанна Калиты, а также 20 антиминсов.

Подворье патриарха Московского и всея Руси при храме блаженной Ксении Петербургской в Бескудникове г. Москвы основано в 2014 году. Первым настоятелем был протоиерей Орест Оршак. С ноября 2018 года и.о. настоятеля храма стал иерей Михаил Кузелев. В этой должности он был утвержден в ноябре 2021 года.

В мае 2021 года началось строительство каменного храма. Автор архитектурного облика церковного комплекса, в который входят храм и приходские помещения, — архитектор Сергей Владимирович Борисов. Трудясь над проектом храма блаженной Ксении, зодчий вдохновлялся памятниками раннемосковской архитектуры.

Чин освящения закладного камня в основание будущего храма был совершен 12 сентября 2021 года.

В июле 2024 года храмовый комплекс был сдан в эксплуатацию.

Синод РПЦ принял ряд кадровых решений

21.03.2025 Священный синод Русской Православной Церкви, заседавший в четверг в Москве под председательством Патриарха Кирилла, принял ряд кадровых решений.

Как отмечается в журналах Синода, был отправлен на покой по состоянию здоровья 69-летний митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон (Кутовой). Местом его пребывания на покой был определен «Краснодарский край по месту его постоянной регистрации с получением содержания от Красноярского епархиального управления». Новым главой Красноярской митрополии назначен епископ Козельский и Людиновский Никита (Ананьев). Временное управление Козельской епархией, которая входит в Калужскую митрополию, возложено на калужского митрополита.

Новая церковная область учреждена на Кавказе: из состава Махачкалинской епархии выделена Грозненская, которая будет объединять приходы в Чечне и Ингушетии. Ее правящий архиерей будет носить титул «Грозненский и Сунженский», а глава Махачкалинской епархии – титул «Махачкалинский и Дербентский». Временное управление Грозненской епархией поручено архиепископу Пятигорскому и Черкесскому Феофилакту (Курьянову), который, кстати, уроженец Грозного.

Также было замещено несколько вакантных кафедр: Кокшетаускую епархию (митрополичий округ в Республике Казахстан) возглавит архиепископ Варсонофий (Винниченко), прежде служивший викарием Донецкой епархии; Феодосийскую (Крымская митрополия), по совершении архиерейской хиротонии, – иеромонах Иларион (Карандеев), клирик Феодосийской епархии; Александровскую (Владимирская митрополия) – епископ Ковровский Стефан (Привалов), викарий Владимирской епархии. В 2013 году, еще в пресвитерском сане, будущий епископ Стефан, тогда протоиерей Сергий Привалов, возглавил Синодальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами и руководил им до 2021 года.

Синод «выразил недоумение» в связи с поступившим прошением о преобразовании Свято-Тихоновского женского монастыря города Торопца (Тверская область) в приход Свято-Тихоновского храма, «демонстрирующим неспособность правящего архиерея в течение многих лет наладить монашескую жизнь в единственной епархиальной обители, открытой в 2005 году». Была отмечена «общая низкая активность преосвященного епископа Адриана в устроении жизни Ржевской епархии». Сам 74-летний епископ Адриан (Ульянов) был отправлен на покой, а временное управление Ржевской епархией возложено на митрополита Тверского и Кашинского Амвросия (Ермакова).

Два епископа были почислены на покой и отправлены в монастыри «под наблюдение» других архиереев. Речь идет о епископе Касимовском и Сасовском Василии (Данилове) – местом его пребывания определен Иоанно-Богословский монастырь в Рязанской области, наблюдать за ним поручено митрополиту Рязанскому и Михайловскому Марку (Головкову), который будет также временно управлять Касимовской епархией. Аналогичное решение было вынесено относительно епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова (Тисленко). Ему определено жить в Троице-Сергиевой лавре «под архипастырским наблюдением» епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла (Зинковского).

Новым епископом Нарьян-Марским и Мезенским был избран игумен Софроний (Семенов), клирик Норильской епархии.

Синод также постановил изменить титул правящего архиерея Омской епархии. При учреждении в Омской области новых епархий в 2012 году правящему архиерею Омской епархии был присвоен титул «Омский и Таврический» по наиболее крупным населенным пунктам: городу Омску и районному поселку Таврическое. Вместе с тем, на сегодняшний день именование «Таврический» в наибольшей степени ассоциируется с древним именованием Крыма – Тавридой. В связи с этим митрополит Омский и Таврический Дионисий (Порубай) предложил изменить титул на «Омский и Прииртышский», по распространенному именованию региона и нахождению на его территории населенного пункта — поселка Прииртышский. Предложение митрополита было одобрено.

Также исполняющие обязанности председателя Синодального отдела по тюремному служению и ректора Сретенской духовной академии – соответственно, священник Кирилл Марковский и игумен Иоанн (Лудищев) – были утверждены в своих должностях.

Митрополит Халкидонский Еммануил (Адамакис): Русская Церковь стала раскольнической

21.03.2025 Митрополит Эммануил в интервью французскому ресурсу Le point назвал Русскую Церковь раскольниками.

Отвечая на вопрос, не является ли предоставление «автокефалии» Украине источником раскола, который сейчас разделяет Православную Церковь, Эммануил ответил отрицательно и подчеркнул, что «именно Константинополь, сталкиваясь с давлением царской власти с XVIII века, а затем советской в XX веке, защищал стремление к независимости православных народов – славянских, балтийских и скандинавских – и предоставил им канонические основания для этой независимости после 1991 года».

«Решение Его Святейшества в отношении Украины было не только пророческим, но и полностью соответствующим правам и обязанностям первенства служения, которыми наделен Вселенский престол как Церковь-Мать, – заявил архиерей. – Сегодня только Московский Патриархат настаивает на расколе, и только он сам является раскольническим, поскольку вновь оказался, на этот раз добровольно, под влиянием Кремля».

По его словам, «разрыв произошел не по нашей инициативе, мы не отождествляем это отклонение с богатейшим вкладом русской православной традиции в мировую культуру и работаем над восстановлением единства с Русской Церковью, когда она обретет подлинную свободу».

Он упомянул, что «символом Римской, а затем Византийской империи, как и многих претендентов на их наследие, был двуглавый орел, символизировавший гармонию между духовной и светской властями».

«В современной России этот орел превратился в одноглавого – произошло полное слияние властей», – сказал митрополит Эммануил, и напомнил, что Собор восточных патриархов, состоявшийся в Стамбуле в 1872 году, «осудил под названием этнофилетизм смешение религии и политики, нации и конфессии, Церкви и государства, определив его как самую опасную современную ересь».

«Это осуждение в полной мере применимо к идеологии "русского мира", которую разделяют патриарх Кирилл и президент Путин, выстраивая на ее основе свой манихейский крестовый поход "добра против зла". Подлинное православие, как живая вера, а не идеологическая конструкция, всегда следует заповеди Христа отделять Божие от кесарева», – заключил архиерей.

Святые и святыни

Польская Православная Церковь прославила Катынских мучеников

22.03.2025 Архиерейский собор Польской Автокефальной Православной Церкви, состоявшийся 18 марта, прославил в лике мучеников православных граждан Польши – священников и мирян, – расстрелянных в годы Второй мировой войны в концлагерях на территории СССР.

Казни проходили в нескольких местах, однако получили общее название «Катынский расстрел» по месту под Смоленском, где впервые были обнаружены массовые захоронения.

Официальный сайт ПАПЦ опубликовал заявление, в котором, в частности, говорится:

«Сегодня, когда мы отмечаем 100-летие независимости Церкви, вспоминаем 1700-летие Первого Вселенского Собора в Никее в 325 году, 80-летие окончания Второй мировой войны; на основании Священного Предания, по изучении материалов, касающихся жизни и смерти наших братьев и сестер, погибших в Катыни и других местах гибели и депортации,

Освященный Архиерейский Собор Польской Автокефальной Православной Церкви, во имя Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа – причисляет к лику святых и вносит в диптих святых Польской Автокефальной Православной Церкви:

  • протопресвитера полковника Симона Федоронько,
  • протоиерея подполковника Виктора Романовского,
  • протоиерея майора Владимира Охаба,

священнослужителей и мирян, имена которых мы знаем и не знаем и которые знает только Всемогущий Бог.

Чин канонизации катынских мучеников провести 17 сентября 2025 года и объявить этот день днем ​​их молитвенного поминовения.

Мы также призваны чтить их память в другие дни, связанные с их жизнью (например, в дни их святых покровителей). Решение по данному вопросу принимает епархиальный архиерей».

Собор постановил утвердить тропарь Катынским мученикам, их икону и сообщить Поместным Церквам об их канонизации.

Власть и религия

В Петербурге арестовали священника РПЦ Николая Савченко за фото 2014 года с украинским флагом

23.03.2025 Клирика РПЦ в Санкт-Петербурге иерея Николая Савченко задержала полиция за фотографию 2014 года, где священник изображен с флагом Украины в руках. В описании к фото приведена цитата из Библии: "Так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими". О задержании сообщил Телеграм-канал Христиане против войны со ссылкой на публикацию самого священника.

«Меня прямо из церкви забрали в полицию, где завели административное дело за фотографию 1 мая 2014 года, где я с флажком Украины с надписью "На Невском проспекте за мир с Украиной". Это 11 лет назад, когда только-только начиналась стрельба и были первые жертвы», – написал отец Николай.

По его словам, правоохранители квалифицировали изображение государственного флага Украины архивном фото «как демонстрацию символики ОУН».

«Больше никаких обвинений нет. Сейчас в суде допросили и дали 14 суток ареста. Поэтому 14 суток я буду отсутствовать», – написал священник.

Происшествия

В Малятинцах на Буковине представители ПЦУ захватили храм УПЦ и заперлись в нем

22.03.2025 Ночью 21 марта 2026 года группа представителей ПЦУ ворвалась на территорию Николаевского храма УПЦ села Малятинцы на Буковине. Как сообщает Телеграмм-канал «Дозор», они срезали замки.

По информации с места событий, рейдеры завезли команду из других населенных пунктов. Курирует процесс захвата храма клирик ПЦУ Гергелюк. В свое время он работал в Черновицкой ОВА госрегистратором.

Активисты ПЦУ устроили собрание по поводу «перехода» храма УПЦ 2 февраля. На них присутствовали и прихожане храма. По информации очевидцев, 114 прихожан проголосовали за УПЦ, и 74 активиста – за «переход в ПЦУ».

В результате рейдеры сфальсифицировали документы, в которых специально не учли голоса прихода.

После захвата церкви, представители ПЦУ закрылись в храме и провели в нем всю ночь.

Рядом со своим храмом с ночи начали собираться православные христиане. Полиция стала границей перед святыней и не допускает прихожан УПЦ.

В Белой Церкви ПЦУ отобрала Пантелеимоновский храм УПЦ

22.03.2025 21 марта 2025 года в Белой Церкви ПЦУ отобрала Пантелеимоновский храм УПЦ. В Белоцерковской епархии УПЦ опубликовали комментарий по этому поводу.

Управление Белоцерковской епархии сообщило, что представители ПЦУ проникли на территорию Пантелеимоновского храма утром, сразу после окончания комендантского часа, повредив сердцевину замка боковых дверей.

«Захват храма произошел в присутствии правоохранителей при поддержке городских властей, способствовавших организации и проведению незаконной перерегистрации Уставных документов», – говорится в сообщении.

В Телеграм-канале «Дозор» опубликовали видео с места события, отметив, что прихожане храма успели спасти иконы и богослужебную утварь.

Разное

В Турции в очередной раз заявили об открытии останков Ноева ковчега

18.03.2025 Турецкие СМИ вновь пестрят сообщениями о «недавнем открытии» того, что предположительно является остатками Ноева Ковчега.

Издание Аrkeonews сообщает, что «открытие» вызвало интерес у экспертов, которые «полагают, что они, возможно, нашли окаменелые останки Ноева ковчега», передает «Седмица».

«Исследователи обнаружили курган в форме лодки в формации Дюрупинара, расположенный примерно в 30 километрах к югу от горы Арарат (Агры Дагы), который давно связан с библейским повествованием о Ноевом ковчеге», – пишет Аrkeonews, не сообщая при этом, что данная формация была найдена еще в конце 1950-х гг., когда ее обнаружил в окрестностях стратовулкана Тендюрек пилот турецкой армии капитан Ильхам Дюрупинар, сделавший ее фотографии с воздуха. На этих фотографиях было видно нечто, напоминающее своими очертаниями останки судна.

Американский анестезиолог Рон Уайетт изучил фотографии Дюрупинара и решил, что он нашел именно Ноев ковчег. В 1977 году в горах Арарата было найдено именно то место, которое сфотографировал турецкий летчик. Лодкообразную формацию окружало нечто похожее на глиняные стенки. Уайетт поторопился объявить их древесными остатками Ноева ковчега.

Однако изучивший найденные образцы профессор-геолог Лари Коллинз пришел к выводу, что найденная глина не имеет ничего общего с окаменевшим деревом и не может считаться остатками ковчега. Тем не менее в 1987 году жители близлежащего городка Насар открыли возле формации Дюрупинара туристический центр.

Казалось бы решенный вопрос с формацией Дюрупинара почему-то вновь оказался в центре внимания. Была создана исследовательская группа горы Арарат и Ноева ковчега, в состав которой вошли эксперты из Стамбульского технического университета, Университета Агри Ибрагима Чечена и Университета Эндрюса в США. Она сосредоточила свои усилия на изучении формации Дюрупинара.

Геологическую структуру длиной 164 метра в очередной раз заподозрили в том, что она является остатками Ноева ковчега на том основании, что размеры этой формации очень похожи на библейское описание ковчега, в котором говорится, что он был «300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту».

Исследователи собрали около 30 новых образцов горных пород и почвы с этого места. Анализ, проведенный в Стамбульском техническом университете, выявил следы глиноподобных материалов, морских отложений и остатков морской жизни, включая моллюсков. Эти материалы датируются возрастом от 3500 до 5000 лет, что соответствует периоду халколита, то есть времени библейского потопа, описанного в Книге Бытия (6:14-16).

Профессор, доктор Фарук Кая, проректор Университета Агри Ибрагима Сесена и ведущий исследователь, заявил: «Согласно первоначальным результатам, считается, что в этом регионе существовала человеческая деятельность со времен халколита». Он подчеркнул важность проведения дальнейших исследований в близлежащих районах.

Однако на самом деле результаты исследования не доказывают ничего, кроме того факта, что эта местность, как и многие другие, была затоплена во время Всемирного потопа. О Ноевом ковчеге пока не свидетельствует ничто.

Тем не менее, несмотря на скептицизм многих геологов, утверждающих, что эта формация Дюрупинара является природным образованием, а не рукотворным ковчегом, исследователи упорно пытаются доказать обратное. Но кроме формы, напоминающей корабль, и размеров, которые перекликаются с библейским рассказом, пока не получено никаких новых доказательств.

Опубликованы статистические данные Католической Церкви: новые и старые тенденции

21.03.2025 Опубликованы «Папский ежегодник 2025» и «Статистический ежегодник Церкви 2023»: католическое население растет на всех пяти континентах, причем Африка демонстрирует самый высокий процентный рост (+3,31%). В Африке и Азии также увеличивается число священников, тогда как в Европе и Океании их количество сокращается. Уменьшается число монашествующих и семинаристов.

Согласно этим двум изданиям, число католиков в мире увеличилось на 1,15%: в 2023 году их было уже 1 млрд 406 млн, сообщает Vatican News.

47,8% католиков проживают на американском континенте, преимущественно в Центральной и Южной Америке: на первом месте – Аргентина, Колумбия и Парагвай, где крещеные в КЦ составляют от 90% населения. 20% всего католического населения проживает в Африке: на первом месте по количеству католиков – Демократическая Республика Конго (55 млн), на втором – Нигерия (35 млн). В Азии насчитывается 11% всех католиков мира, и они сосредоточены в первую очередь на Филиппинах (93 млн ) и в Индии (23 млн). Европа, где проживает 20,4% всей мировой католической общины, является наименее динамичной территорией по росту числа католиков. В Италии, Польше и Испании, согласно представленным данным, крещеные в КЦ составляют более 90% жителей.

К концу 2023 года в мире насчитывалось 406 996 католических священников. Их число выросло в Африке (на 2,7%) и в Азии (на 1,6%) и сократилось в Европе (на 1,6%), Океании (на 1%) и в Америке (на 0,7%). Что касается соотношения между числом священников и числом католиков, то в Северной Америке, Европе и Океании наблюдается избыток священников по сравнению с пастырскими потребностями, а в Латинской Америке и Африке, наоборот, значительная нехватка пресвитеров по сравнению с пастырскими нуждами и общим числом католиков.

Постоянные диаконы становятся категорией, переживающей особенно благодатный момент: рост их числа в Океании составил 10,8%, а в Америке – 3,8%. Европа и Азия также представляют позитивную динамику в отношении постоянных диаконов.

А вот число монашествующих повсюду сокращается, и в особенности это касается монахинь. Однако основные причины этой тенденции – преклонный возраст сестер, в то время как оставление монашеской жизни уже не такое распространенное явление. Здесь опять же есть большие различия между континентами: так, в Африке число монахинь увеличилось на 2,2%, в Юго-Восточной Азии их стало больше на 0,1%. Наоборот, в Северной Америке спад составил 3,6%, в Центральной Америке – чуть меньше, но тоже около 3%, в Европе – 3,8%. Вместе с тем число монахинь во всем мире превышает число пресвитеров на 45%, и во многих регионах им приходится не только помогать священникам, но и заменять их в различных служениях.

Семинаристов, обучающихся в высших духовных семинариях, становится все меньше: эта тенденция не меняется с 2012 года и относится ко всем континентам, кроме Африки, где число кандидатов, желающих принять священный сан, выросло на 1,1%. По данным на 2023 год, больше всего католических священников – 61,4% – выпускается из духовных семинарий Африки и Азии.


Рассылка "Православное обозрение" выходит с 1999 года. Целью рассылки является распространение православной информации и интересных новостей мира других религий. Перепечатка и дальнейшее распространение материалов рассылки приветствуется при сохранении ссылок на источник информации.

Информационная поддержка:

  • Рассылка "СЕДМИЦА - Православные новости за неделю"
    http://www.sedmica.orthodoxy.ru
    Каждую неделю - дайджест самых важных новостей и событий из религиозной и околорелигиозной жизни Украины, России и других стран.


Редактор рассылки: Александр Иванов, webmaster@pravbeseda.ru

Энциклопедия "Древо": http://drevo-info.ru
Официальная страница Обозрения: http://drevo-info.ru/list.html

Автор рассылки не несет ответственности за содержание рекламных блоков в начале или конце рассылки. Эта реклама является платой за бесплатный сервис служб рассылок, автор узнает о содержании рекламы вместе с остальными подписчиками после выхода рассылки.

В избранное