Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное обозрение

  Все выпуски  

Православное обозрение N 29 (1014)


Внимание! Вышестоящая реклама не имеет отношения к данной рассылке и Православию. Будьте осторожны. Подробнее о рекламе.

Православное обозрение

Выпуск 29 (1014) от 19.07.2021

Подписчиков: 1634


Официальная хроника

Архиепископ Кипрский пригрозил вывести из Синода митрополитов, не признавших украинских раскольников

12.07.2021 «Некоторые митрополиты должны помнить, что я все еще архиепископ, и я жив», — заявил архиепископ Кипрский Хризостом II в ответ на позицию членов Священного Синода Кипрской Церкви, которые не подчиняются решению предстоятеля начать поминать за богослужением главу раскольнической так называемой «Православной церкви Украины» (ПЦУ), сообщает греческое издание Оrthodox Тimes.

Архиепископ Хризостом сказал, что их поведение является причиной для Кипрской Церкви занять по отношении к ним более строгую позицию, но при этом добавил, что это «оставит их в заблуждении». Архиепископ не назвал никого поименно, но очевидно, что речь шла, прежде всего, о митрополите Лимассольском Афанасии и ряде других архиереев.

В своем заявлении архиепископ Кипрский Хризостом сослался на «неуважение к решениям Синода», якобы проявляемое несколькими митрополитами, подчеркнув, что их поведение можно рассматривать «даже как попытку обойти или презирать предстоятеля».

Хризостом подчеркнл: «Святой брат всегда должен учитывать, что я все еще архиепископ. Я не умер. Я все еще жив».

Члены Священного Синода, которые не согласны с признанием автокефалии «Православной церкви Украины», которую решил ее предоставить Константинопольский Патриархат, воздерживаются от синодального сослужения Божественной литургии. Тем самым они занимают позицию в пользу Русской Православной Церкви, которая имеет противоположную точку зрения на проблему украинских раскольников.

На богослужение в память об «этномученике» архиепископе Киприане, которое должны были совершать соборно члены Священного Синода Кипрской Церкви, отсутствовали некоторые иерархи.

Архиепископ Хризостом сказал по этому поводу: «Я думаю, что братья ошибаются. Если я заинтересован в том, чтобы они видели причину, они должны перестать быть членами синода, если не уважают Священный Синод. Вот почему я храню молчание, чтобы Церковь не пострадала».

При этом архиепископ Хризостом долго рассуждал о «добродетели терпения — понятию, которому его научили, когда он был монахом в монастыре Святого Неофита». По его словам, «когда кто-то упорно настаивал на своей точке зрения, мы говорили: «оставайтесь в своем заблуждении».

На вопрос, не усугубляется ли кризис под угрозой прекращения евхаристического общения, он сказал: «Если этот вопрос не углубляется, то Церковь должна быть строгой. У меня есть способы поставить их на место, но я не буду сейчас начинать».

Между тем, день памяти священномученика архиепископа Киприана обернулся для Кипрской Церкви новым конфликтом. Митрополия Лимассола не просто почтила его память, но поминала этого повешенного турками Кипрского архиепископа как святого в рамках акции, предпринятой произвольно, без решения Священного Синода Кипрской Церкви. Фактически всенощное бдение было проведено в честь святого архикантора Ионы, еще одного мученика революции 1821 года, обезглавленного турками.

Архиепископ Кипрский сообщил, что вопрос о канонизации архиепископа Киприана рассматривается синодальным комитетом, но этот вопрос еще не поднимался на Синоде. Архиепископ привел этот пример, чтобы показать, что «никто не может действовать так, как ему хочется».

Архиепископ Кипрский Хризостом заявил: «Этномученик Киприан может быть святым. Бог делает его святым, а не мы. Синод это признает, а потом принимает решение, никто не должен делать то, что ему захочется. Это то, что решает Священный Синод. Увы! Никто не может действовать самостоятельно. Если что-то подобное происходит, это серьезно, и тогда Синод даже рассматривает жесткие решения».

Официального заявления Лимассольской митрополии по поводу происшедшего не было, однако, руководство митрополии сообщило, что в православии есть примеры святых, которые были почитаемы до их официального признания.

Синод Элладской Церкви потребовал объяснений у иерархов, не признавших ПЦУ

15.07.2021 Синод Элладской Православной Церкви 13 июля 2021 года обнародовал решения по итогам первого дня работы. Кроме суждений по вопросам вакцинации греческие архиереи во главе с Архиепископом Афинским и всея Эллады Иеронимом II сформулировали претензии к двум иерархам, отказавшихся признавать раскольничью Православную церковь Украины (ПЦУ), сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на orthodoxianewsagency.gr.

Митрополитов Этолийского и Акарнанийского Косму (Папахристоса) и митрополита Китирского Серафима (Стеръюлиса) призвали разъяснить свою позицию на очередном заседании Священного Синода Элладской Православной церкви, которое состоится в августе 2021 года.

Синодальная комиссия по доктринальным и каноническим вопросам ЭПЦ, изучив дело митрополитов, обвинила их в том, что своими письмами, публичными высказываниями и резко отрицательной позицией относительно ПЦУ указанные иерархи «расшатывают единство Церкви Греции со Вселенским патриархатом в православных вопросах и ставят под сомнение его канонические (украинские) привилегии».

12 октября 2019 года Архиерейский собор Элладской Церкви после неприкрытого давления со стороны посла США в Греции Джеффри Пайетта, а также вселенского патриарха Варфоломея признал искусственно созданную ПЦУ и подтвердил право Константинопольской патриархии даровать ей автокефалию. Это решение привело к разрыву отношений с Русской Православной Церковью.

Святые и святыни

В Алма-Ате заложен храм в честь бессребреников Космы и Дамиана Римских

14.07.2021 14 июля 2021 года, в день памяти бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилёв) посетил Космо-Дамиановский приход города Алма-Аты.

Глава Казахстанского митрополичьего округа совершил чин освящения креста и закладного камня в основание нового храма, престол которого будет освящен в честь бессребреников Космы и Дамиана.

За богослужением молились: викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Нектарий; епископ Петропавловский и Булаевский Владимир; благочинный приходов Южной столицы, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров; настоятель храма бессребреников Космы и Дамиана протоиерей Георгий Чистяков; настоятель Параскевинского прихода города Талгар протоиерей Владимир Барташевич; секретарь Петропавловского епархиального управления протоиерей Сергий Первушин; руководитель отдела по канонизации святых Алма-Атинской епархии иеромонах Иаков (Воронцов); помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; протодиакон Владимир Сыровацкий; диакон Димитрий Савченко; диакон Богдан Бойко.

Перед началом богослужения митрополит Александр произнес слово о значении храма в жизни каждого человека, подчеркнув важность храмостроительства для духовного развития общества, сохранения традиционных нравственных ценностей и исторической памяти народа.

В присутствии духовенства и верующих была оглашена грамота об освящении креста и закладного камня, подписанная владыкой Александром и архипастырями-участниками события. Документ был помещен в металлическую капсулу и заложен в особую нишу в фундамент строящегося храма. После вознесения уставных молитв глава Митрополичьего округа окропил крест, камень и участников богослужения освященной водой.

Храм строится на средства благотворителей и добровольные пожертвования верующих.

На Мадагаскаре освящена церковь св. Иосифа Исихаста мужского монастыря и строится женский монастырь

14.07.2021 Строительство церкви в честь преподобного Иосифа Исихаста в первом православном мужском монастыре (юрисдикция Александрийской Православной Церкви) в городе Тулиара на юго-западе островного государства Мадагаскар было завершено год назад. А в субботу 12 июня церковь освятил епископ Тулиарский и Южно-Мадагаскарский Продром (Кацулис).

Епископ Продром сам заложил первый камень в фундамент церкви вместе с недавно образованным братством в честь прп. Иосифа Исихаста в декабре 2019 года.

«Каждой епархии для полноценного функционирования нужны два «легких» - приходы и монастыри», - сообщил информационному агентству «Orthodoxia» епископ Продром. Так было решено основать обитель преподобного Иосифа Исихаста, официально канонизированного Константинопольским Патриархатом в марте 2020 года.

Старец Иосиф Исихаст (1897-1959; память: 29 августа) был выбран покровителем монастыря из-за его большого значения для современного монашества.

По словам епископа Продрома:

«Думаю, что для нас, для современного монашества святой Иосиф Исихаст - это новый Антоний Великий и Пахомий нашего времени. Мы знаем, что его духовные дети, «внуки» и «правнуки» стали послушниками и монахами в ряде монастырей на Афоне, и монашество на горе Афон благодаря ему пережило новый расцвет. Все они вкусили плодов святого Иосифа Исихаста», - объяснил Его Преосвященство.

«Я много думал о наших трудах, о монашестве здесь… и понял, что было бы хорошо, если это будет с благословения святого Иосифа Исихаста», - продолжил архиерей.

Он также признался, что у них были планы основать монастырь в честь старца Иосифа еще до его официального прославления. Строительство же церкви шло со скоростью, значительно превышающей ограниченные человеческие возможности, «как будто святой сам стал заботиться об этом месте».

По словам епископа, на освящении храма присутствовало около 80 человек. «Многие любят Церковь, а молодежь - монашество, поэтому им захотелось лично пережить это важное событие в жизни нового монастыря».

Он добавил, что в святом монастыре также разместится миссионерская семинария.

«Мы должны как следует подготовить новых священников – им необходимо получить такой жизненный опыт, которого у них еще нет. В монастыре каждое действие есть опыт. Свидетельствую перед Господом: здесь на Мадагаскаре мы видели самого святого Иосифа Исихаста и ощущали его присутствие», - заключил иерарх.

Через несколько дней после освящения церкви в монастыре прп. Иосифа Исихаста в Тулиаре пришло известие о том, что присутствие монашествующих в этой африканской республике продолжает укрепляться, и там строится новый монастырь - женский.

«Еще один монастырь возводится неустанными усилиями Его Высокопреосвященства митрополита мадагаскарского Игнатия (Сенниса)», - сообщают «Друзья Мадагаскарской миссии».

«Еще один монастырь - колыбель и маяк Православия в этом дальнем уголке земли. Монастырь, в котором будут жить новые монахини Священной Митрополии, который обеспечит едой и поможет нашим бедным и страдающим братьям и сестрам, а также станет теплым гнездом для детей-сирот, брошенных и обездоленных», - говорится в сообщении.

Вечная память!

Скончался протоиерей Александр Демьянов, клирик Вологодской епархии

12.07.2021 11 июля 2021 года от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, на 52-м году жизни скончался клирик Вологодской епархии протоиерей Александр Демьянов, благочинный приходов Грязовецкого округа, настоятель храма Воздвижения Креста Господня г. Грязовца. Об этом сообщает Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции со ссылкой на сайт Вологодской митрополии.

Александр Рудольфович Демьянов родился 15 ноября 1969 года в городе Мурманске. Крестился 9 августа 1990 года. 2 августа 1991 года обвенчался с Еленой Юрьевной Трушнихиной.

11 сентября 1992 года архиепископ Вологодский и Великоустюжский Михаил (Мудьюгин) совершил хиротонию Александра Демьянова во диакона, а 18 октября того же года — во иерея.

После стажировки в кафедральном соборе города Вологды 16 ноября 1992 года был назначен вторым священником в Покровский храм поселка Сазоново (Чагодощенский район) и по совместительству — вторым священником в Георгиевский храм в селе Понизовье (Устюженский район).

В 1993 году окончил Вологодское духовное училище.

С марта 1993 года — настоятель Благовещенского храма в селе Дмитриево Череповецкого района; по совместительству окормляет Богоявленский приход поселка Кадуй.

В 1997 году к опекаемым иереем Александром Демьяновым храмам добавляется церковь святителя Николая в поселке Суда Череповецкого района. Годом позже отца Александра благословляют окормлять Судскую воспитательную колонию.

8 ноября 1999 год назначен настоятелем Казанского храма в поселке Шексна с окормлением православных общин Никольского храма в поселке Сизьма и в одной из исправительных колоний на территории Шекснинского района.

19 февраля 2001 года назначен клириком вологодского храма апостола Андрея Первозванного, настоятелем которого был его духовный отец протоиерей Георгий Иванов. Вскоре определен настоятелем по совместительству двух храмов Грязовецкого района: Успенского в поселке Скородумка и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в деревне Спас-Нурма.

Через год назначен настоятелем грязовецкого храма Воздвижения Креста Господня. Спустя еще год поручено пастырское окормление исправительной колонии в Грязовце.

В Воздвиженском храме протоиерей Александр Демьянов служил до своей кончины. С 22 сентября 2016 года также нес послушание благочинного приходов Грязовецкого района.

Протоиерей Александр Демьянов удостоен ряда богослужебных наград. В 2014 году награжден медалью святого благоверного князя Даниила Московского, в 2017 году — епархиальной медалью преподобного Димитрия Прилуцкого. В 2019 году был удостоен права ношения креста с украшениями.

Скончался иерей Николай Селезнев, клирик Московской епархии

13.07.2021 11 июля 2021 года, на 60-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни г. Москвы иерей Николай Селезнев.

Отпевание новопреставленного священнослужителя состоится 14 июля в храме Спаса Нерукотворного Образа по окончании Божественной литургии. Начало Литургии в 8.00, отпевания - в 9.30. Отец Николай будет погребен на кладбище Братовщина в Московской области.

Иерей Николай Андреевич Селезнев родился 17 февраля 1962 г.

В 1981 г. окончил Калининградский механический техникум, в 1989 г. — Московскую духовную семинарию.

3 февраля 1989 г. рукоположен в сан диакона. 8 июня 1989 г. в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры ректором Московских духовных школ архиепископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) рукоположен в сан иерея.

С 24 июня 1989 г. — клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни.

Долгое время был также настоятелем, затем помощником настоятеля (до 2018 г.) храма свт. Николая Мирликийского (Смоленской иконы Божией Матери) в Новой Слободе г. Москвы.

Скончался протоиерей Николай Ковалев, клирик Могилевской епархии

13.07.2021 12 июля 2021 года, на 91-м году жизни, отошел ко Господу настоятель Успенского храма агрогородка Сухари, клирик Трехсвятительского собора города Могилева, духовник Могилевской епархии митрофорный протоиерей Николай Ковалев.

Рукоположение в священнический сан Николая Мефодьевича Ковалева состоялось в декабре 1980 года в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска. Рукополагал будущего батюшку епископ Пинский Афанасий.

Отцу Николаю довелось служить в Чаусах, Больших Лозицах, Чечевичах. Храмы ему доставались в полуразрушенном состоянии, их приходилось восстанавливать и ремонтировать. В конце 1990-х был настоятелем Борисо-Глебской церкви, служил в Полыковичах. С 2000 года отец Николай стал настоятелем прихода Успенского храма агрогородка Сухари. При храме под руководством священнослужителя была построена колокольня, возведен дом паломника, в деревне благоустроена купель на источнике.

Духовные чада священника проживают в разных уголках Беларуси. Верующие люди с любовью называют протоиерея «народным батюшкой».

12 февраля 2021 года отец Николай принимал поздравления с 90-летием по окончании престольного праздника в Трехсвятительском соборе города Могилева. В этот день на Божественной литургии архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний рукоположил во священника сына отца Николая — диакона Игоря Ковалева.

Попрощаться с почившим протоиереем Николаем можно будет в Успенском храме агрогородка Сухари после 15.00 13 июля. Отпевание состоится там же 14 июля после Литургии (около 11.00).

Скончался протоиерей Игорь Седов, клирик Тверской епархии

14.07.2021 14 июля 2021 года, на 46-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с. Медное Калининского района Тверской области протоиерей Игорь Седов.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий утром 14 июля в храме Двенадцати апостолов управления Тверской епархии совершил заупокойную литию по новопреставленному протоиерею Игорю. За литией молились секретарь Епархиального совета священник Виталий Симора и руководитель административного секретариата священник Сергий Будков.

Отпевание протоиерея Игоря Седова совершит митрополит Амвросий в Казанской церкви д. Медное 16 июля. Начало Божественной литургии в 7.30, по окончании Литургии состоятся отпевание и погребение.

Протоиерей Игорь Александрович Седов родился 13 ноября 1976 г. В 1999 г. окончил Смоленскую духовную семинарию. В 2000 г. рукоположен в сан диакона, затем — в сан пресвитера. В 2014 г. удостоен права ношения палицы, в 2020 г. — наперсного креста с украшениями.

Исполнял послушание настоятеля следующих приходов Калининского района Тверской области: церкви в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Медном (с 18 июня 2002 г.), церкви Успения Пресвятой Богородицы в Садыково, церкви Богоявления Господня в Ивановском (Ивановском Овцыных), церкви иконы Божией Матери «Грузинская» в Ивановском (Ивановском Овцыных), церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ивановском (Ивановском Шишковых), церкви преподобного Сергия Радонежского в Сергиевском, церкви Похвалы Богородицы в Дмитровском, молельной комнаты в честь страстотерпца цесаревича Алексия Романова в Медновской санаторной школе-интернате, часовни Смоленской иконы Божией Матери в Князево, часовни мученика Трифона в Рождестве, часовни Воздвижения Креста Господня в Голобове.

Скончался протоиерей Георгий Носенко, заштатный клирик Бузулукской епархии

15.07.2021 5 июля 2021 года, на 60-м году жизни, отошел ко Господу протоиерей Георгий Носенко, заштатный клирик Бузулукской епархии.

Георгий Леонидович Носенко родился 23 ноября 1961 года в городе Семипалатинске Казахской ССР. После окончания в 1977 году восьмилетней общеобразовательной школы поступил в мореходное училище города Астрахани, а в 1978 году перевелся в электротехнический техникум по семейным обстоятельствам. В 1980 году Георгий Леонидович был призван в ряды Советской армии. После демобилизации в 1982 году работал на предприятиях города Астрахани.

16 сентября 1990 года архиепископ Вологодский и Великоустюжский Михаил (Мудьюгин) рукоположил Георгия Носенко в сан диакона, а 8 декабря того же года — в сан священника. До 5 февраля 1995 года отец Георгий служил на приходах Вологодской епархии.

В марте 1996 года иерей Георгий Носенко был принят в клир Оренбургской епархии. Нес послушания в Михайло-Архангельском храме с. Яшкино, Свято-Георгиевском храме п. Энергетик, Никольском храме с. Дедуровка, Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия п. Саракташ.

В 2002 году был назначен настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери с. Пилюгино (Бугурусланский район).

26 июля 2016 года, в праздник Собора Архангела Гавриила, был удостоен сана протоиерея.

В 2018 года подал прошение о почислении за штат по состоянию здоровья. Последние годы проживал у родных в Астраханской области.

Скончался иерей Леонид Афанасьев, клирик Кокшетауской епархии

15.07.2021 15 июля 2021 года, в возрасте 76 лет, после продолжительной болезни скончался клирик храма во имя Архистратига Божия Михаила города Кокшетау (Казахстан) иерей Леонид Афанасьев.

Перед кончиной отец Леонид сподобился приобщения Животворящих Христовых Таин.

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр в домовом Иверско-Серафимовском храме резиденции главы Казахстанского митрополичьего округа в Алма-Ате совершил заупокойную литию по новопреставленному пастырю.

Леонид Афанасьев родился 18 июня 1945 года в городе Щучинске Кокчетавской области в семье рабочего. С 1961 года, после получения неполного среднего образования в детском доме села Казгородок Щучинского района трудился по рабочей специальности на предприятиях Кокчетавской области. С 1964 по 1967 год проходил срочную военную службу в рядах Советской армии. С 1968 по 2003 год работал на предприятиях города Кокшетау водителем, плотником, слесарем.

В 2001 году стал прихожанином храма Архистратига Михаила города Кокшетау. По благословению настоятеля прихода протоиерея Василия Качанкина с первых дней пребывания в храме активно включился в деятельность общины. Регулярно посещал богослужения, исповедовался и причащался Святых Христовых Таинств. С 2003 года трудился сторожем, затем пономарем в алтаре храма Архистратига Михаила города Кокшетау.

5 октября 2014 года в храме Архистратига Михаила епископом Кокшетауским и Акмолинским Серапионом был рукоположен в сан диакона и определен в штат храма Архистратига Михаила. 21 ноября 2014 года епископом Кокшетауским и Акмолинским Серапионом рукоположен в сан пресвитера. Продолжил нести послушание в храме Архистратига Михаила.

Скончался иерей Евгений Гулин, клирик Уржумской епархии

15.07.2021 15 июля 2021 года, на 39-м году жизни, после тяжелой болезни скончался клирик Уржумской епархии иерей Евгений Гулин.

Евгений Владимирович Гулин принял священный сан в 2014 году.

Был клириком Троицкого храма в п. Кильмезь (Кильмезский район Кировской обл.), окормлял верующих п. Донаурово Уржумского района.

С 12 апреля 2021 года был настоятелем Рождественского храма в с. Константиновка Малмыжского района.

Скончался игумен Серафим (Сергеев), клирик Скопинской епархии

18.07.2021 16 июля 2021 года, на 50-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался благочинный Шацкого округа Скопинской епархии, настоятель Троицкого собора города Шацка игумен Серафим (Сергеев).

Отпевание новопреставленного игумена Серафима состоится в понедельник, 19 июля, в Троицком соборе города Шацка после окончания Божественной литургии.

Скончался священник Александр Хохлов, клирик Пензенской епархии

18.07.2021 16 июля 2021 года, на 68-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался клирик храма-часовни во имя великомученика Георгия Победоносца р.ц. Бессоновка (Пензенская обл.) иерей Александр Хохлов.

Отпевание почившего состоялось 18 июля в Никольском храме в микрорайоне Терновка города Пензы.

Церковь и общество

В Казанской епархии реализуется грантовый проект, направленный на реставрацию разрушенных храмов

15.07.2021 1 марта 2021 года в Казанской епархии при поддержке Фонда президентских грантов началась реализация проекта «Куда ведут ручьи», целью которого является консервация 10 разрушенных православных храмов в Лаишевском и Зеленодольском районах Татарстана.

«Старинные храмы утратили окна и двери. Многие из них находятся в захламленном состоянии. В некоторых поселениях за их состоянием следят активисты, но для спасения архитектуры нужны серьезные меры», — отмечает руководитель проекта Анастасия Ветлугина.

Активисты из Центра содействия устойчивому развитию сельских территорий приняли решение привлечь внимание к существующей проблеме и поддержать добровольцев, занимающихся консервацией церквей. Эта работа началась в 2017 году, а в 2020-м на консервацию храмов Центр получил около трех миллионов рублей от Фонда президентских грантов. В рамках проекта формируются группы из неравнодушных жителей сел, которые очищают от мусора храмы и прилегающие к ним территории.

После этого производится оценка состояния фундамента и стен и начинается укрепление несущих основ профессиональными строителями. Строителям помогают сельские и городские волонтеры, за ходом работ следит профессиональный архитектор-реставратор. На грантовые средства для исследовательских и укрепительных работ была приобретена специальная техника, позволяющая существенно ускорить процесс консервации зданий.

Для мотивации добровольцев, участвующих в проекте, проводятся просветительские мероприятия: встречи с краеведами, реконструктором и священнослужителями. Волонтеры знакомятся с историями церквей и их архитектурными особенностями и овладевают необходимыми навыками. Одним из важных направлений деятельности авторов проекта является информирование общественности о его реализации, поэтому в сети Интернет регулярно публикуются статьи, фото- и видеоматериалы.

«К добровольческой деятельности привлекаются люди, способные на самую незначительную помощь. Одни жертвуют ведро песка, другие — мешок цемента, третьи — час свободного времени. За состоянием законсервированных храмов, как правило, следят местные верующие. Проект "Куда ведут ручьи" — глубоко личный. Эти заброшенные церкви посещали наши прабабушки и прадедушки. Когда моему прадеду было семь лет, он, как мой сын, наблюдал за пылинками в потоке солнечного света. А через некоторое время он отпевал здесь свою матушку», — рассказывает Анастасия Ветлугина. Она также отметила, что реализация проекта стала возможной благодаря помощи многих неравнодушных людей — волонтеров, краеведов и спонсоров.

Консервация храма — важнейший шаг на пути к его возрождению. Поддержать проект могут все желающие. Подробную информацию можно найти в сообществе «Куда ведут ручьи» в социальной сети «ВКонтакте».

Власть и религия

В Иране по новому закону против проповедничества вынесены первые приговоры христианам

12.07.2021 В Иране по обновленному закону против проповедничества вынесены первые приговоры христианам, которые отказались отречься от Христа и получили пятилетние сроки за «пропаганду против ислама», сообщает christianheadlines.

Амин Хаки, Милад Гударзи и Алиреза Нурмохаммади (Amin Khaki, Milad Goudarzi, Alireza Nourmohammadi), бывшие мусульмане, принявшие Христа, были осуждены по статье 500 Уголовного кодекса Ирана с новейшими поправками. Новая статья закона предусматривает «строгое наказание за девиантное учение и/или пропаганду, противоречащую священному шариату [исламскому закону] или нарушающую его».

Трех мирян Иранской церкви (Church of Iran) приговорили к к максимальному сроку тюремного заключения по новой статье, а также к штрафу в 40 миллионов томанов (1600 долларов США). А четвертому несчастному, Хамету Ашури (Hamet Ashouri), в тот же день сообщили об отклонении его апелляции на приговор о 10-месячном тюремном заключении по обвинению в «подрывной пропаганде». Ашури также является новообращенным христианином из числа бывших мусульман.

Помимо возросших сроков тюремного заключения, осужденные лишаются избирательных прав на срок до 15 лет. Активисты движения за свободу вероисповедания предупреждают, что закон в новой редакции можно использовать для гонений на религиозные меньшинства и инакомыслящих. «Мы все ждали примеры применения новых поправок, и вот дождались – вынесены первые приговоры Амину, Милада и Алирезе, – говорит аналитик правозащитной группы Middle East Concern (MEC) на условиях анонимности. – Прокурор во всем подчиняется иранской разведке, и легко сочиняет обвинение в пропаганде против ислама (статья 500) или подрывных действиях против исламского строя (статьи 498, 499). Теперь по статье 500 любой христианин может получить пять лет тюрьмы, а не полгода, как было раньше».

«Недавнее избрание на пост президента Эбрахима Раиси (Ebrahim Raisi), главного судьи Ирана, говорит о том, что власти избрали жесткую линию на защиту исламских ценностей, – отмечает аналитик. – Зная его биографию жесткого служаки, мы вряд ли увидим умеренность и терпимость к тем, кто не вписался в «задачи исламской революции», и в первую очередь к новообращенным христианам, которые подлежат исправлению. Нет сомнения, что поправки к статьям 499 и 500 продавливал именно он как глава судебной системы».

11 ноября 2020 года иранская разведка в Фардисе обрушилась с облавой на дома трех христиан и других новообращенных. Были конфискованы Библии, сотовые телефоны и компьютеры, а христианам приказали прекратить всякую христианскую деятельность. Хаки, Гударзи, Нурмохаммади и другие члены фардисской группы с тех пор упорно отказывались отречься от веры, а потому 5 мая им были предъявлены обвинения по новой статье 500. 21 июня эти трое предстали перед судом в 4-м отделении Революционного суда Караджа. Судья Мехди Зейнали (Mehdi Zeinali) отказал им в услугах адвоката, и обвиняемым пришлось прибегнуть к неумелой самозащите, как сообщает правозащитная группа «Христианская солидарность по всему миру» (Christian Solidarity Worldwide, CSW). Слушание длилось менее часа – и они получили максимальные сроки.

Это не первый случай, когда трех фардисских христиан бросают в тюрьму за веру; все трое уже отсидели в тюрьме по обвинению в «пропаганде против государства». Хаки был условно освобожден 2 марта 2020 года из-за вспышки COVID-19 в центральной тюрьме Караджа. Уровень заболеваемости в тюрьме, куда его теперь вновь сажают на пять лет, на сегодня не известен. Ашури был арестован в Карадже 23 февраля 2019 года, его дом обыскали агенты службы безопасности и конфисковали Библии, христианскую литературу и компьютер. Его держали в одиночной камере 10 дней, постоянно избивали и предлагали свободу и деньги за отречение и доносительство, но он отказался, как сообщает правозащитная группа Article Eighteen. Хамеда заставили пройти курс «исламского перевоспитания», однако он ушел после четырех занятий, после чего получил обвинение в «пропаганде против государственного строя» и был осужден Революционным судом Караджа.

Иран занимает высокое восьмое место в списке стран-гонителей христианства за 2021 год (2021 World Watch List), подготовленном международной христианской правозащитной организацией Open Doors.

Задержаны трое лидеров ячеек "Свидетелей Иеговы" в Курганской области

15.07.2021 Курганские сотрудники правоохранительных органов задержали троих руководителей местных ячеек запрещенной в России религиозной организации "Свидетели Иеговы", сообщает в четверг пресс-служба следственного управления СКР по региону.

По данным ведомства, трое задержанных в Шадринске и Кургане входили в структуру ликвидированной экстремистской религиозной организации "Управленческий центр свидетелей Иеговы в России". Все трое фактически являлись руководителями местных религиозных ячеек.

Задержанные подозреваются по ч.1 ст.282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации). В настоящее время решается вопрос об их аресте.

Установлено, что они с 2017 года проводили в Кургане и Шадринске, а также районах Курганской области собрания "Свидетелей Иеговы", к участию в которых вовлекли свыше 130 человек.

Следователи совместно с полицейскими, сотрудниками региональных управлений ФСБ и Росгвардии провели более 30 обысков у задержанных и их сторонников, изъяли запрещенную литературу, компьютеры, электронные носители и средства связи.

Трое последователей "Свидетелей Иеговы" получили условные сроки на Урале

16.07.2021 Суд в Свердловской области признал трех местных жителей виновными в участии в ликвидированной в РФ из-за экстремистской деятельности религиозной организации, сообщает пресс-служба регионального следственного управления СКР.

"Приговором суда мужчине и женщине назначено наказание в виде двух лет лишения свободы условно, еще одной подсудимой назначено наказание в виде одного года лишения свободы условно", - говорится в сообщении.

По данным следствия, в 2017-2018 годах обвиняемые, зная о ликвидации данной организации судом, продолжили свое активное участие в ней, осуществляя миссионерскую деятельность среди жителей Карпинска (Свердловская область).

Суд признал их виновными по ч.2 ст.282.2 УК РФ (участие в деятельности религиозной организации, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности).

Как уточнили "Интерфаксу" в пресс-службе регионального СУ СКР, речь идет о "Свидетелях Иеговы" (запрещена в РФ в связи с экстремистской деятельностью).

В свою очередь руководитель пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых сообщил, что летом 2018 года группа граждан подошла на улице к сотруднице полиции, которая в тот момент была в гражданской форме одежды, и стала предлагать ей литературу с религиозной символикой. В итоге иеговисты были задержаны, а в процессе работы с ними было обнаружено и изъято большое количество литературы и других информационных материалов с элементами экстремизма.

В дальнейшем собранные в отношении иеговистов материалы сотрудники полиции передали для принятия процессуального решения в региональный Следственный комитет, который и довел дело до суда.

Верховный суд России в апреле 2017 года по иску Минюста РФ признал российских "Свидетелей Иеговы" экстремистской организацией и запретил их деятельность на территории государства.

В Китае пасторов обязали включить в проповедь речь Си Цзиньпина

16.07.2021 Христианские пасторы Китая должны наставлять религиозные общины в том, чтобы они восхваляли лидера КНР и Компартию.

Китайским пасторам приказали включить в свои проповеди фрагменты речи председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина, которую он произнес 1 июля по случаю 100-летия Коммунистической партии. Об этом сообщает spzh.news со ссылкой на Christian Headlines.

На национальной конференции «Изучение и реализация духа выступления Генерального секретаря Си Цзиньпина от 1 июля» представителям христианских общин зачитали образец проповеди, который они должны взять за основу.

Инструкция включает девять обязательных пунктов, которые должны звучать в проповедях и в группах по изучению Библии. Среди них – призывы доверять Компартии и поддерживать ее лидеров, регулярная похвала председателю КНР Си Цзиньпину, продвижение идеи, что «только социализм может спасти Китай» и т.д.

Кроме того, пасторы должны наставить свои общины, чтобы «благодарить Бога за то, что Он поместил нас в эту великую эпоху» и «продолжать изучать дух речи Генерального секретаря Си».

В соответствии с девятью пунктами пасторам также указали, что христиане должны регулярно повторять лозунги: «Да здравствует великая, славная и правильная Коммунистическая партия Китая!» и «Да здравствует великий, славный и героический китайский народ!».

В издании напомнили, что, согласно данным Open Doors, Китай занимает 17-е место в списке стран, где христианам труднее всего жить. Чтобы храмы оставались открытыми, их вынуждены «китаизировать», т.е. привести в соответствие с продвигаемой Компартией Китая культурной самобытностью. В период с апреля по июнь в Китае арестовали более 400 христиан, якобы для поддержания общественного порядка во время празднования столетия Компартии Китая.

Происшествия

В Южном Судане вооруженные исламисты избили христианского правозащитника за попытки возврата церковной собственности

12.07.2021 В Южном Судане вооруженные бандиты в масках, в которых подозревают исламистов, избили христианского правозащитника на государственной службе за попытки возврата церковной собственности и пригрозили ему смертью, если он не оставит эти попытки, сообщает christianheadlines.

Нападение случилось в районе Хай-Салама к югу от Хартума в ночь на 3 июля, по сообщению Демаса Мрагана (Demas Mragan) из Центра защиты интересов и юридических консультаций. Бандиты выследили госслужащего по религиозным вопросам христианина Ботруса Бадави (Botrous Badawi), советника министра по делам религий и пожертвований. Пострадавший сообщил изданию Morning Star News, что четверо бандитов долго преследовали его на машине Tosha с затемненными стеклами и без номерных знаков, затем «подрезали», вынудили остановиться и заставили правозащитника выйти из машины под прицелос. Затем эти люди, вооруженные автоматами Калашникова, избили Бадави и пригрозили убить его, если он продолжит подготовку к возвращению имущества Суданской пресвитерианской евангелической церкви (Sudan Presbyterian Evangelical Church, SPEC). «Если дальше будешь болтать о собственности SPEC – мы тебя убьем», - пообещал один из бандитов.

По словам Бадави, перед нападением он получил несколько текстовых сообщений с угрозами. «Мы прибегнем к средствам, которые тебе не понравятся, у нас хватает оружия для этого», - гласит одно из сообщений. Христианский госслужащий был госпитализирован с множественными травмами.

Бадави последовательно выступает за возвращение церковной собственности, конфискованной при прежнем исламистском режиме, и часто публикует статьи на эту тему в местных новостных источниках.

Бадави подозревает в нападавших агентов печально известной исламистской Службы национальной разведки (NISS), созданной бывшим правительством. Христиане в Судане все еще ждут возвращения собственности, конфискованной у них при исламистском режиме Омара аль-Башира, свергнутого в апреле 2019 года. В марте 2020 года власти Судана выдали постановление о ликвидации комитетов, созданных правительством Башира для управления церквями. Ожидалось, что этот шаг поможет вернуть церковную собственность законным владельцам. Христиане требуют от нынешнего переходного правительства полного возврата церковных зданий, земель и прочей собственности, незаконно конфискованной прежним режимом. От захватов пострадала не только SPEC, но и Суданская церковь Христа, Католический клуб и Внутренняя церковь Судана.

Католический клуб близ международного аэропорта в Хартуме был передан под штаб-квартиру партии Национальный конгресс, к которой принадлежал Башир. Здание Суданской внутренней церкви с частью помещений, отведенных Хартумской международной церкви и другим христианским организациям, было превращено в офисы исламистской Службы национальной разведки.

В свете «достижений в области свободы вероисповедания» после изгнания Башира, Госдепартамент США объявил 20 декабря 2019 года об исключении Судана из «списка стран, вызывающих особую озабоченность» (CPC) в связи с «систематическими и вопиющими нарушениями свободы совести», и переводе его в «наблюдательный список». Новый закон Судана об основных правах и свободах запрещает называть любую группу «неверными» (такфир), как с похвалой отметила Комиссия США по международной религиозной свободе (USCIRF) в отчете за сентябрь 2020 года.

Переходное правительство было избрано на срок в 39 месяцев в сентября 2019 года. Его возглавил премьер-министр Абдалла Хамдок (Abdalla Hamdok), экономист по образованию. Задача правительства в том, чтобы искоренить давнюю коррупцию и исламистское «глубинное государство», пустившее корни в стране при 30-летнем правлении Башира. После его свержения власть взял военный совет, но вскоре под давлением демонстрантов передал ее переходному правительству из гражданских лиц и военных. Христиане все еще надеются, что новая власть уймет их гонителей и восстановит их законные права на имущество.

После отделения Южного Судана в 2011 году, президент Башир внедрял самый жесткий вариант шариата (исламского права) и насаждал исключительно исламскую культуру и арабский язык. По свидетельствам христианского духовенства и мирян, при нем суданские власти сносили и конфисковали храмы и запрещали христианскую литературу под тем предлогом, что христиане якобы покинули страну после отделения Южного Судана. В апреле 2013 года тогдашний министр по вопросам учений и пожертвований объявил о запрете на строительство новых церквей в Судане. Власти страны с 2012 года изгоняли иностранных христиан и сносили церковные здания. Помимо облав на христианские книжные магазины и молельни и арестов христиан под разными предлогами, власти грозили смертью тем южносуданским христианам, которые отказывались от от помощи властям в розыске других христиан и не доносили на них. Ныне Судан все еще занимает высокое 13-е место в списке стран-гонителей христианства за 2021 год (2021 World Watch List), подготовленном международной христианской правозащитной организацией Open Doors.

В Нежинской епархии совершён поджог храма

13.07.2021 В селе Ровчак-Степановка Черниговской области в ночь на 12 июля 2021 года совершена попытка поджога храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Одного из подозреваемых задержали сотрудники национальной полиции, сообщает сайт Нежинской епархии.

Около 23.30 11 июля после вечернего богослужения возгорание заметили местные жители. Приехавшие на место пожарные погасили огонь к часу ночи 12 июля. В результате пожара полностью обгорел старый сарай в 10 метрах от церкви, а на входной двери храма остались следы поджога.

По делу ведется следствие.

По Канаде прокатилась волна поджогов и осквернения церквей

15.07.2021 За последние несколько недель более 20 христианских церквей различных деноминаций в разных провинциях Канады были сожжены или подверглись вандализму, сообщают СМИ.

21 июня в провинции Британская Колумбия сгорели две католические церкви (св. Григория и Святого Сердца Иисуса): тогда страна отмечала Национальный день коренных народов. Менее чем через неделю две католические церкви (св. Анны и Богородицы Лурдской) сгорели дотла с интервалом в один час в той же провинции. Все они находились на территории общин индейцев, проживающих в западной Канаде. По мнению пожарных, инциденты носили подозрительный характер. На месте одной из церквей нашли следы горючей жидкости. По словам служившего в этом храме священника, это был явный поджог. По его мнению, его совершили провокаторы, а не сами индейцы.

26 июня также загорелось крыльцо англиканской церкви св. Павла в Британской Колумбии на землях, принадлежащих индейцам, но пожар быстро удалось потушить. Однако, ночью 1 июля в результате повторного поджога церковь сгорела дотла, а одновременно с ней подожгли другую англиканскую церковь (св. Колумбы) в той же провинции, которая лишь слегка пострадала.

Также сообщалось, что с начала июня в городе Ванкувер на западе страны подверглись разгрому и осквернению как минимум три церкви. Появилось видео, как неизвестные в масках раскрашивают здания храмов оранжевой и белой красками.

Также 1 июля, в День Канады, в городе Виннипег провинции Манитоба группа противников бывшей колониальной политики, среди которых, предположительно, могли быть индейцы, облила краской, а затем свалила с пьедестала статуи королев Елизаветы II и Виктории, установленные перед зданием законодательного собрания провинции.

За одну только ночь 1 июля совершены нападения на 10 церквей в городе-миллионнике Калгари провинции Альберта на юге страны. Днем ранее, 30 июня, полностью сгорела в результате поджога католическая церковь близ Эдмонтона в Альберте, сообщил канал CBC.

По словам премьер-министра Альберты Джейсона Кенни, одна из пострадавших церквей в Калгари принадлежала африканской общине. Он заметил, что в этой евангелической церкви молились исключительно беженцы, на родине которых храмы постоянно сжигают и подвергают актам вандализма. «Эти люди приехали в Канаду, надеясь здесь свободно исповедовать свою веру… Для некоторых из них эти нападения – настоящая травма».

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо осудил поджоги церквей и вандализм в стране.

Полиция не исключает, что всплеск насилия может иметь связь с недавним обнаружением останков сотен детей – предположительно, детей индейцев - рядом с тремя бывшими школами-интернатами в провинциях Британская Колумбия и Саскачеван, которыми, в основном, управляла Католическая церковь от имени государства. За последние два месяца было найдено более 1100 останков подростков, в том числе и трехлетних детей, в безымянных могилах (в городе Камлупс, близ города Кранбрук и в деревне Мариваль).

Детей коренных народов (всего более 150 000) насильно забирали в такие интернаты для обучения и ассимиляции в канадское общество с середины XIX века до 1990-х годов. Эти учреждения слабо финансировались, строения были ветхими, в них царила антисанитария, и с детьми порой жестоко обращались: по некоторым сведениям, были случаи физического, психологического и сексуального насилия, им запрещали говорить на родном языке, над ними могли проводить медицинские эксперименты. В результате дети умирали от истощения, побоев, голода и инфекционных болезней, так и не вернувшись домой. В 2008 году была сформирована комиссия по расследованию инцидентов в интернатах и по его окончании власти страны признали политику принудительной ассимиляции и деятельность данных школ «культурным геноцидом» и официально попросили прощения у коренных жителей, пообещав им денежную компенсацию. Данные новости потрясли общественность страны, которая потребовала провести раскопки на территории остальных интернатов.

По свидетельству полиции, зачастую осквернители церквей оставляют на их стенах надпись «215» - именно столько безымянных могил обнаружено на месте бывшего интерната в Камлупсе. По состоянию на конец июня, никто не был арестован и обвинения никому не были предъявлены. Расследование продолжается.

Между тем, вождь одной из индейских общин рассказал журналистам, что был очень зол и расстроен, узнав о случившихся пожарах, добавив, что многие в его общине являются членами Католической церкви.

Некоторые традиционалисты обвиняют в серии погромов храмов «ультралевых радикалов и либералов» (которых немало в СМИ и правительстве), ненавидящих Церковь и сеющих разделение в канадском обществе. По их мнению, не стоит спешить объяснять поджоги гневом индейцев, а недавнее обнаружение могил либералы могли выбрать в качестве повода для начала антицерковной кампании.

«Это явная волна преступлений на почве ненависти к Церкви! Джастин Трюдо, который обычно на всё реагирует первым, молчал целую неделю и сказал лишь примерно следующее: «Так делать нехорошо». Проблема в том, что сверху либо молчание, либо молчаливая поддержка», - заявил политический обозреватель правых взглядов, писатель, телеведущий и основатель “Rebel News” Эзра Левант.

«Среди прихожан храмов часто бывают представители коренных народов. Они сами просят: «Не жгите наши храмы». Это канадский эквивалент того, как сторонники движения Black Lives Matter сжигают принадлежащие афроамериканцам предприятия в их кварталах. Думаю, наступили мрачные дни для свободы вероисповедания в Канаде», - считает он.

3 июля активист южноазиатского происхождения, исполнительный директор Ассоциации гражданских свобод Британской Колумбии Харша Валиа, работающая с феминистскими, антирасистскими и антикапиталистическими движениями, опубликовала сообщение в Twitter: «сожгите их все дотла», имея в виду церкви.

Конференции, съезды, чтения

В Почаевской лавре состоялся съезд монашествующих Украинской Православной Церкви

16.07.2021 15 июля 2021 года в Успенской Почаевской лавре по благословению митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялся съезд монашествующих Украинской Православной Церкви. В нем приняли участие наместники (игумены), настоятельницы и представители монастырей и скитов Украинской Православной Церкви.

Решение о проведении съезда монашествующих было принято на заседании Синода Украинской Православной Церкви 12 мая сего года.

На открытии форума в президиуме присутствовали: председатель съезда — митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Успенской Киево-Печерской лавры, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей Украинской Православной Церкви; заместитель председателя — митрополит Почаевский Владимир, наместник Успенской Почаевской лавры; секретарь — митрополит Святогорский Арсений, наместник Успенской Святогорской лавры; митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор.

Перед началом съезда была совершена Божественная литургия и молебен в Преображенском соборе Лавры. Делегаты поклонились святыням обители.

Митрополит Феодор на открытии съезда зачитал приветственное слово Блаженнейшего митрополита Онуфрия. «Пусть Милосердный Господь, по молитвам Пречистой Своей Матери, в Лавре Которой сегодня мы собрались, благословит всех участников этого монашеского форума, умудрит и вдохновит к правильным выводам и решениям для укрепления каждого удела монашеской жизни и дальнейшего плодотворного свершения своей спасительной миссии на территории Украины», — пожелал Блаженнейший владыка.

Всего в мероприятии принимают участие 22 архиерея Украинской Православной Церкви и около 300 монашествующих — представителей монастырей и скитов.

Митрополит Павел выступил с докладом «Роль и значение монашества в спасении человеческой души». Игумения Серафима (Шевчик), настоятельница Михаило-Архангельского женского монастыря г. Одессы представила доклад «Монашество — оплот канонического Православия». Епископ Белогородский Сильвестр, ректор Киевских духовных школ, представил доклад «Ситуация в мировом Православии в результате действий Патриарха Варфоломея в Украине и возможный вклад монашества УПЦ в ее разрешение».

В перерыве было сделано общее фото всех участников.

Вторая часть съезда началась с выступления митрополита Почаевского Владимира «Монашество в современном мире». Игумения Стефана (Бандура), настоятельница Успенского Зимненского ставропигиального монастыря, представила вниманию присутствующих размышления на тему: «Гаджеты в монастыре: пользование мобильными телефонами, сетями, интернетом в обители. Польза и опасность».

Архимандрит Марк (Куштан), наместник Воскресенского Ужгородского монастыря, зачитал доклад «Призвание к монашеству. Как воспитывать в молодежи стремление к монашеству?» Архимандрит Симеон (Гагатик), наместник Свято-Троицкого Ахтырского монастыря, выступил с докладом «Современное монашество: возможное и невозможное».

После обеденного перерыва началась третья часть съезда, в ходе которой митрополит Святогорский Арсений рассказал о духовном руководстве в обители.

Далее епископ Згуровский Амвросий, викарий Бориспольской епархии, представит доклад на тему «Просветительская и образовательная деятельность монастырей». Игумения Михаила (Фурманец), настоятельница Анастасиевского ставропигиального монастыря г. Житомир посвятила свое выступление теме духовного руководства в женских монастырях.

Завершилась работа подведением итогов и принятием предложений о проведении очередного съезда.

По данным Украинской Православной Церкви, сегодня в ней насчитывается 258 монастырей и 56 скитов. В них подвизается около 5000 монахов и монахинь.

Разное

Скончался предстоятель Маланкарской Церкви Индии

13.07.2021 В ночь на 12 июля 2021 года после продолжительной болезни, усугубленной последствиями перенесенной коронавирусной инфекции, в госпитале св. Григория в Парумале (штат Коттаям, Индия) скончался предстоятель Маланкарской Церкви Василий Мар Фома Павел II, католикос Востока, Митрополит Маланкарский.

Маланкарская Церковь является одной из шести антихалкидонских Восточных Церквей, имеет статус католикосата и возводит свое начало к I веку, считая своим основателем святого апостола Фому. В настоящий момент Маланкарская Церковь насчитывает 30 епархий и около 2,5 миллионов верующих, большая часть которых проживает в штате Керала (Юго-Западная Индия).

Василий Мар Фома Павел II родился 30 августа 1946 г. в деревне Мангад недалеко от Куннамкулама (штат Керала) в традиционной христианской семье. После колледжа поступил в Коттаямскую семинарию.

В 1972 г. был рукоположен в диаконы, в 1973 г. — во пресвитеры.

В 1985 году в возрасте 38 лет рукоположен во епископы. В тот же год возведен в сан митрополита новосозданной епархии Куннамкулама.

Будучи самым молодым архиереем Маланкарской Церкви, посетил пределы Русской Православной Церкви в составе делегации в 1988 г. по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси.

В 2010 г. избран предстоятелем Маланкарской Церкви и интронизован с именем Василий Мар Фома Павел II, являлся восьмым католикосом Востока, 21-м Маланкарским митрополитом и 91-м примасом престола святого апостола Фомы.

В 2018 году им было направлено письмо на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с предложением возобновить регулярные двусторонние отношения между Маланкарской Церковью и Московским Патриархатом.

Тогда же по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и по поручению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона для встречи с Предстоятелем Маланкарской Церкви и обсуждения практических вопросов возрождения диалога Кералу посетил секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов).

В 2019 г. состоялся официальный визит Василия Мар Фомы Павла II в Россию. В ходе этого визита и встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было принято решение образовать Рабочую группу по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью. Проживая в ходе пребывания в России в Покровском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы, католикос особенно проникся житием и подвигами блаженной Матроны Московской. По возвращении в Индию им было принято решение перевести житие и несколько молитв русской святой на местный язык. С тех пор появилось и народное почитание блаженной Матроны на индийской земле, установлено празднование в ее честь.

Двусторонний диалог между Московским Патриархатом и Маланкарской Церковью, который имеет давнюю историю, переживает в настоящее время активное возрождение и развивается по многим направлениям.

В Староладожской крепости возник риск обрушения в реку храма Святого Георгия

13.07.2021 Восточная стена крепости в Старой Ладоге (Ленинградская область) нуждается в срочной реставрации и укреплении, ее критическое состояние создает угрозу храму Святого Георгия, расположенному внутри крепости, сказала журналистам директор Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника Людмила Губчевская.

По ее словам, восточная стена представляет собой руины XII века.

"У нас с вами храм Святого Георгия спокойно может сползти в реку Волхов. Это то, что меня очень беспокоит", - добавила она.

Директор музея также считает, что нужно провести комплексное восстановление села Старая Ладога.

"Было бы, с моей точки зрения, правильно создать единую программу не только реставрации объектов культурного наследия музея-заповедника, но и развития территории. Благоустройство села, решение вопросов обеспечения безопасности туристов - к сожалению, эти вопросы не решаются абсолютно... Я считаю, правильно бы было рассмотреть комплексное воссоздание и музея-заповедника, и объектов, в которых сегодня находится Русская православная церковь, и развитие села", - сказала Губчевская, подчеркнув, что за последние годы нередко принимались решения, разрушающие исторический ландшафт Старой Ладоги.

В свою очередь архитектор-реставратор Сергей Лалазаров отметил, что восточная стена крепости уже не играет роли подпорных стенок. По его словам, берегоукрепление и укрепление кладок в этом месте - очень сложная и дорогостоящая работа, существуют риски подвижки грунтов. Также реставрация должна вестись параллельно с археологическими раскопками.

"Просим финансирования и организации этих работ. Потому что с 2018 года финансирование на реставрацию крепости прекратилось. Мы бы хотели не только продолжить реставрацию, а обезопасить те работы, которые были выполнены. Обезопасить территорию, обезопасить церковь Георгия. Музей может работать только на безопасных участках, нужно обезопасить и это тоже", - сказал Лалазаров.

В 2018 году в Старой Ладоге начались работы по сохранению живописи церкви Георгия XII века. Также была отреставрирована Стрелочная башня.

Старая Ладога - старейшая каменная крепость России. Она основана в 1116 году.

Село Старая Ладога расположено в Волховском районе Ленинградской области. До 1703 года Ладога была городом. В 2003 году отмечалось 1250-летие Старой Ладоги, в ходе которого село позиционировалось как "древняя столица Северной Руси". В селе сохранилось около 160 памятников истории, археологии и архитектуры VIII-XIX веков.

Музей истории Христианства создадут в Старой Ладоге в 2022 году

14.07.2021 Музей истории Христианства появится в Старой Ладоге в 2022 году. Об этом сообщила на пресс-конференции в ТАСС директор Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника Людмила Губчевская.

По словам Губчевской, в экспозицию войдут археологические находки, в том числе дохристианские памятники, а также иконы и другие религиозные памятники.

«Мы в следующем году должны открыть еще один музей, он будет посвящен истории христианства. Последние годы правительство Ленинградской области выделяет нам целевые средства на реставрацию икон, нам есть, о чем рассказать. Мы сможем показать и дохристианскую Русь, потому что у нас есть кресты, найденные во время археологических раскопок, они относятся к периоду до крещения Руси, и храмовые памятники. Мы покажем впервые обетные кресты, которые ставились на месте утраченных памятников», – рассказала директор музея-заповедника.

Музей истории Христианства разместится в Доме купца Петра Калязина, экспозицией будет занят второй этаж. По словам Губчевской, экспозиционный план находится в работе. «Мы постараемся сделать экспозицию интересной, показать максимум предметов музейного значения, потому что музей - это все-таки подлинные памятники, а не какие-то реплики. И в то же время очень корректно вписать интерактивные элементы, опыт у нас уже есть с нашей Стрелочной башней», – сказала она.

Губчевская также сообщила, что дирекция историко-архитектурного и археологического музея-заповедника планирует в течение пяти лет создать фондохранилище с открытым показом коллекции.

«У нас есть согласие от Министерства культуры РФ и от правительства Ленинградской области, что в Старой Ладоге будет построено современное межтерриториальное фондохранилище, где мы постараемся сделать открытое хранение фондов, потому что мы сегодня показываем 3% от всего того богатства, которое есть в наших запасниках. Мы пойдем уже проторенным путем Государственного Эрмитажа в Старой Деревне. Надеюсь, что мы устраним все недочеты и ошибки и, может быть, к 55-летию откроем этот объект музейного показа», – сказала Губчевская.

Старая Ладога – один из древнейших населенных пунктов России, основанный не позднее середины VII века. Она считается первой столицей Древней Руси. Археологические исследования на территории Старой Ладоги выявили памятники и более ранних эпох. На территории поселения насчитывается около 160 памятников истории, археологии и архитектуры. В комплекс памятников входят крепость, храмы и два средневековых монастыря.

С конца XVIII века в Старой Ладоге ведутся археологические раскопки, с 1973 года там ежегодно работает экспедиция Института истории материальной культуры РАН. За время исследований археологи открыли в Старой Ладоге около 40 тыс. находок, большинство из которых переданы в фонды Староладожского музея-заповедника, который отмечает в этом году 50 лет с момента основания.

Папа Франциск фактически запретил совершение традиционной латинской Мессы

18.07.2021 Совершив ошеломляющее проявление папской власти, папа Римский Франциск фактически запретил совершение традиционной латинской Мессы в обычных приходских церквях по всему миру, сообщает CWN.

В motu proprio, выпущенном 16 июля 2021 года и озаглавленном Traditionis Custodes, понтифик полностью изменяет курс, установленный папой Бенедиктом XVI всего четырнадцать лет назад. Франциск постановил, что священники могут проводить традиционную Мессу только при особых обстоятельствах и только с разрешения епископов своих епархии.

Папа объясняет свое неожиданное постановление тем, что рост популярности традиционной Мессы вызвал разногласия в Католической Церкви. «В защиту единства Тела Христова я вынужден отменить меру, предоставленную моими предшественниками», — написал Франциск в письме католическим епископам мира, сопровождающем motu proprio .

«Я принимаю твердое решение отменить все нормы, инструкции, разрешения и обычаи, которые предшествуют настоящему motu proprio », — говорит понтифик в своем письме епископам. Отвергая настойчивые требования папы Бенедикта XVI о признании древней латинской Мессы в качестве «экстраординарной формы» Римской литургии, папа Франциск говорит, что литургические тексты Novus Ordo «представляют собой уникальное выражение lex orandi римского обряда».

Новые литургические правила, изложенные в motu proprio, вступают в силу немедленно.

Папа Франциск, постановляя, что традиционная Месса может совершаться только с явного разрешения епархиального епископа, пишет, что «епископ как модератор, покровитель и хранитель литургической жизни Церкви, компонентом единства которой он является, должен регулировать литургические богослужения».

Однако папа также отмечает, что любое разрешение епископа на старый обряд должно производиться «в соответствии с указаниями Апостольского престола». И его motu proprio устанавливает следующие серьезные ограничения на старую литургию.

— Традиционная латинская Месса (TLM) не разрешена в обычных приходских церквях, и хотя она может использоваться в «персональных приходах», управляемых традиционалистскими группами, для TLM не могут быть созданы новые «персональные приходы».

— Совершение TLM должно включать чтение Священного Писания на местном языке с использованием переводов, одобренных местными конференциями католических епископов.

— Епископ может делегировать священника для обслуживания существующих групп, свершающих TLM, но новые подобные группы не могут быть сформированы. И существующие группы теперь будут обслуживаться священниками, назначенными епископом, но не обязательно священниками, которые сами привержены TLM.

— Епископ должен удостоверить, что любые персональные приходы, используемые традиционалистскими общинами, «эффективны для их духовного роста» (таким образом, любой епископ, враждебный TLM, получит возможность подавить существующие общины и персональные приходы).

— Священники, которые сейчас не совершают TLM, должны получить непосредственное разрешение от своего епископа, прежде чем служить старую латинскую Мессу. Священники, которые уже совершают TLM, должны получить разрешение епископов на продолжение такого служения.

Монашеские общины, которые были созданы для продвижения традиционной литургии, такие как Братство Святого Петра и Институт Христа-Царя, теперь будут полностью находиться во власти епархиальных епископов. И их дальнейшему успеху еще больше угрожает другой пункт motu proprio. Папская комиссия Ecclesia Dei была создана специально для обслуживания традиционалистских общин. Но теперь ответственность за эти общины перешла к Конгрегации по делам монашествующих, которая не проявляет особой близости к традиционализму.

Traditionis Custodes — латинское название папского motu proprio означает, по иронии судьбы, «Хранители традиции». Это новое папское постановление неизбежно вызовет горькую тревогу среди католиков-традиционалистов, которые составляют одну из самых быстрорастущих групп в Католической Церкви. И несмотря на заявление папы Франциска о том, что его мотивирует желание содействовать единству Церкви, новая политика, безусловно, обострит существующую напряженность .

В Summorum Pontificum папа Бенедикт XVI учил, что традиционная литургия не была отменена указами Второго Ватикана и фактически не может быть запрещена. «То, что предыдущие поколения считали священным, остается священным и великим и для нас, и это не может быть внезапно полностью запрещено или даже считаться вредным», — считал папа Бенедикт. Но папа Франциск фактически запретил традиционную Мессу и предположил, что древняя литургическая форма теперь вредна для Католической Церкви.

В результате возникает скандальная ситуация: если нынешний папа может так прямо противоречить своему предшественнику, любое проявление папской учительной власти может быть подвергнуто сомнению: будет ли оно продолжаться или какой-то будущий понтифик отвергнет его?

Traditionis Custodes также может оказать сильное негативное влияние на экуменические отношения с православным миром. Православные не только с подозрением относятся к папской власти, но и гордятся своими древними литургическими традициями. Их потенциальные интерес к унии с Римом не будет проявлен сейчас, поскольку они видят, что древний обряд Римской церкви сметен папским указом, отмечет CWN.

Но Traditionis Custodes, несомненно, вызовет новый всплеск роста традиционалистских католических общин, которые уже продемонстрировали свою готовность противостоять авторитету Ватикана, в первую очередь это касается Общества Святого Пия X.

Папа Франциск пишет, что его motu proprio было вызвано опросом епископов мира, в ходе которого их попросили сообщить об использовании традиционной литургии. «Ответы раскрывают ситуацию, которая беспокоит и огорчает меня и убеждает меня в необходимости вмешаться», — говорит папа. Он утверждает, что разрешение на использование TLM «было использовано для расширения разногласий, усиления расхождений и поощрения разночтений, которые наносят ущерб Церкви, преграждают ей путь и подвергают опасности разделения».

В своем письме к епископам папа Франциск заметил, что некоторые католики, связанные с традиционалистскими общинами, отрицают законность новой Мессы — Novus Ordo и / или учения Второго Ватиканского собора. Хотя, несомненно, есть некоторые традиционалисты, которые придерживаются этого крайнего подхода, папа воспринимает его как характерную черту всего традиционалистского движения и сетует на «тесную связь между выбором богослужения в соответствии с литургическими книгами, изданными до II Ватиканского Собора, и отказом от Церкви и её институтов во имя того, что называется “истинной Церковью”».

Более детальное понимание традиционалистского движения и причин его огромного роста в последние годы позволит признать реальность того факта, что многие католики устали от нововведений, злоупотреблений и даже святотатств, которые становятся все более распространенными при использовании Novus Оrdo. Древняя литургия с ее тщательно прописанными текстами и рубриками защищает верующих от подобных моментов, считают сторонники старой Мессы.

В интервью для «Католического вестника» Питер Вольфганг объяснил, что Summorum Pontificum был попыткой папы Бенедикта XVI способствовать более благоговейному отношению к литургии, познакомив католиков со старым обрядом, который должен был быть признан основой любой органической литургической реформы.

Освободив TLM, папа Бенедикт XVI переориентировал обновление Церкви в постсоборную эпоху. Освободив ТЛМ, Бенедикт переориентировал обновление Церкви в постконкульцилярную эпоху. Это был самый большой удар в отношении намеченного Ватиканом II «Ressourcement» из всех, которые были нанесены до настоящего времени. «Будущее подлинной реформы в Церкви проходит через это одно действие. Вот почему сторонники ложной реформы так ее ненавидят», — считает Питер Вольфганг.

В Traditionis Custodes дверь, которую открыл Summorum Pontificum, захлопывается. Традиционалисты теперь обязаны доказывать, что они принимают ныне декларируемое учение Католической Церкви и литургические директивы II Ватиканского собора.

Папа Франциск кратко отмечает в письме епископам, что он «опечален злоупотреблениями при совершении литургии со всех сторон». Он цитирует папу Бенедикта, который отметил, что «во многих местах предписания нового Миссала не соблюдаются во время богослужения, их интерпретируют как разрешение или даже требование творчества, что приводит к почти невыносимым искажениям».

В конце своего письма папа Франциск говорит епископам: «Я прошу вас проявлять бдительность и следить за тем, чтобы каждая Литургия совершалась с приличием и верностью литургическим книгам, опубликованным после II Ватиканского Собора, без эксцентричности, которая легко может перерасти в злоупотребления».

Однако главное послание Traditionis Custodes заключается не в том, что епископы должны пресекать широко распространенные злоупотребления Novus Ordo, а в том, что они должны предполагать пагубное влияние TLM на церковную жизнь и стремиться искоренять его.


Рассылка "Православное обозрение" выходит с 1999 года. Целью рассылки является распространение православной информации и интересных новостей мира других религий. Перепечатка и дальнейшее распространение материалов рассылки приветствуется при сохранении ссылок на источник информации.

Информационная поддержка:

  • Рассылка "СЕДМИЦА - Православные новости за неделю"
    http://www.sedmica.orthodoxy.ru
    Каждую неделю - дайджест самых важных новостей и событий из религиозной и околорелигиозной жизни Украины, России и других стран.


Редактор рассылки: Александр Иванов, webmaster@pravbeseda.ru

Энциклопедия "Древо": http://drevo-info.ru
Официальная страница Обозрения: http://drevo-info.ru/list.html

Автор рассылки не несет ответственности за содержание рекламных блоков в начале или конце рассылки. Эта реклама является платой за бесплатный сервис служб рассылок, автор узнает о содержании рекламы вместе с остальными подписчиками после выхода рассылки.

В избранное