Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное обозрение

  Все выпуски  

Православное обозрение N27 (756)


Внимание! Вышестоящая реклама не имеет отношения к данной рассылке и Православию. Будьте осторожны. Подробнее о рекламе.

Православное обозрение

Выпуск 27 (756) от 03.07.2016

Подписчиков: 1361


Официальная хроника

Опубликованы официальные документы, принятые Собором на Крите

27.06.2016 На официальном сайте Собора, проходившего 16-27 июня на Крите, размещены документы, принятые представителями участвовавших в нем Православных Церквей.

Опубликованы официальные документы, принятые Собором на Крите

По итогам Собора были подписаны:

Эти документы будут разосланы всем Поместным Церквам, в том числе не приславшим свои делегации на Собор, для оглашения выводов по принятым решениям. Ранее в Константинопольском Патриархате заявили об обязательности принятых на критском Соборе решений для всех Православных Церквей.

В работе Собора на Крите не участвовали представители Болгарской, Антиохийской, Грузинской, а также Русской Церквей, которая не считает нынешний формат Всеправославным. Константинопольский Патриархат настоял на проведении встречи в ранее оговоренные сроки. Замечания и поправки к документам Собора ранее высказали несколько Церквей, а также Священный Кинот горы Афон.

Священный Синод Русской Православной Церкви на следующем заседании, как ожидается, сформулирует позицию по принятым на критском Соборе документам, сообщил РИА Новости в воскресенье заместитель председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов: "Послание, как и иные документы собрания, состоявшегося на Крите, будет изучено в Русской Православной Церкви. Отношение нашей Церкви к этим документам правомочен выразить Священный Синод. Полагаю, что на очередном его заседании данной теме будет уделено необходимое внимание".

Как ожидается, следующее заседание Синода состоится в июле.

Предстоятель Элладской Православной Церкви предложил Критскому Собору осудить униатство

28.06.2016 Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним (Лиапис) в ходе работы церковного Собора, проходившего на острове Крит, предложил его участникам осудить униатство как метод, чуждый православному пониманию достижения единства Церкви, сообщило греческое информационное агентство «Ромфея».

«Оно должно быть осуждено всеми Православными Церквями», — подчеркнул Предстоятель Элладской Православной Церкви.

Кроме того, униатство предлагали осудить митрополиты Серресский Феологос и Ланкадасский Иоанн. Предложение Архиепископа Иеронима было поддержано и другими участниками Собора. Было решено, что об этом будет упомянуто в официальных соборных документах.

Правда, в опубликованных Окружном послании Собора и Послании «к православным людям и каждому человеку доброй воли» об осуждении униатства ничего не сказано, кроме упоминания Константинопольского Собора 1484 года, осудившего униатский Флорентийский Собор 1438-1439 гг.

Как известно, Флорентийскую унию впервые решительно осудил и отверг Московский Собор 1441 г. Но об этом собравшиеся на Крите иерархи почему-то не вспомнили. Впрочем, как и о том, что в феврале 2016 г. униатство было осуждено в совместной декларации, принятой по итогам Гаванской встречи Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В общей сложности 156 православных иерархов приняли участие в Критском Соборе

28.06.2016 В общей сложности 156 православных епископов, а не 290, как нередко ошибочно указывали в своих сообщениях представители прессы, принимали участие в работе церковного Собора в Колимвари на острове Крит, сообщило греческое информационное агентство «Ромфея».

Причиной такой ошибки репортеров стало то, что, несмотря на право каждой из десяти участвовавших в Соборе Поместных Православных Церквей прислать для участия в нем 25 епископов, Польская, Чехословацкая и Кипрская Церкви не имеют такого количества архиереев.

Между тем, как отмечает агентство «Ромфея», верующие Поместных Церквей, которые не участвовали в Критском Соборе (Русская, Антиохийская, Грузинская и Болгарская), составляют большинство православного мира.

Ряд участников Критского собора отказались подписать его итоговые документы

29.06.2016 Греческие СМИ сообщили о том, что несколько иерархов отказались поставить подписи под итоговыми документами "Святого и Великого Собора". Среди тех, кто не подписал текст "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром" названы митрополиты Лимасольский Афанасий (Николау), Морфский Неофит (Масурас), Амафунтский Николай (Тимиадис), Лидрский Епифаний (Махериотис), Неапольский Порфирий (Махериотис) (Кипрская Православная Церковь), епископ Бачский Ириней (Булович) (Сербская Православная Церковь) и митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) (Элладская Православная Церковь) [1]. Последний также выразил свое несогласие с текстами "Миссия Православной Церкви в современном мире" и "Таинство брака и препятствия к нему".

Ранее сообщалось, что среди тех, кто отказался подписать текст "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром", был митрополит Константийский Василий, однако владыка выступил с публичным опровержением этих публикаций [2]. Остальные иерархи пока не подтвердили и не опровергли факт отказа от подписи под соборными документами.

Исключением стал митрополит Морфский Неофит (Масурас), подтвердивший на официальном сайте своей епархии отказ подписать текст "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром". В декларации, направленной участникам Критского Собора, он охарактеризовал документ как "догматически неясный" и назвал его плодом "дипломатических компромиссов". Приведя ряд цитат преподобных Паисия Святогорца и Порфирия Кавсокаливита, старцев Софрония (Сахарова) и Иакова (Цаликиса) и других современных подвижников, владыка подчеркнул что документ "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром" расходится с их учением и недостаточно ясно говорит о том, что Православная Церковь является единственным носителем полноты истины [3].

Примечательно, что публикации принятых документов на официальном сайте собора, не позволяют с точностью понять, подписывал ли тот или иной его участник конкретный документ или не подписывал. Под каждым из опубликованных в электронном виде документов стоят имена всех без исключения участников собрания, что естественно наводит на мысль, что все они и являются подписантами конкретных документов. Однако вышеприведённая информация это опровергает.

Сканы или pdf-формат (или любой другой) оригиналов подписей означенных документов (как это принято на практике), в то же время, отсутствуют. Оригиналы подписей и самих документов не представлены не на одном из ресурсов СМИ, где опубликованы принятые документы. Этот факт сам по себе создает весьма двусмысленную ситуацию.



[1]  http://www.pentapostagma.gr/2016/06/κατασκευασμένη-η-δήθεν-ο...tml

[2]  http://panayiotistelevantos.blogspot.ru/2016/06/blog-post_252.html

[3]  http://aktines.blogspot.ru/2016/06/blog-post_207.html

«Комитет в защиту канонического Православия» создан в Тульчинской епархии

30.06.2016 «Комитет в защиту канонического Православия» создан в Тульчинской епархии. Решение принято на заседании Епархиального совета, состоявшегося 29 июня 2016 года в епархиальном управлении под председательством митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана, сообщает пресс-служба епархии.

«Епархиальный совет, принимая во внимание негативную ситуацию вокруг Украинской Православной Церкви и правовую беззащитность общин и верных Тульчинской епархии, единогласно постановил: организовать в пределах епархии "Комитет в защиту канонического Православия"», — сказано в сообщении.

К работе Комитета планируется привлекать православных правозащитников, юристов и журналистов.

Послушание секретаря «Комитета в защиту канонического Православия» возложено на заштатного клирика Тульчинской епархии иеродиакона Иоанна (Курмоярова).

Митрополит Навпактский Иерофей: «Почему я отказался подписать документ “Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром”»

01.07.2016 Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) подтвердил, что на прошедшем Критском Соборе по богословским мотивам не подписал текст "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром", а документы "Миссия Православной Церкви в современном мире" и "Таинство брака и препятствия к нему" были подписаны им с оговорками».

1. Владыка сообщает, что, по его мнению, на Критском соборе фактически были отвергнуты все поправки, предложенные делегацией Элладской Православной Церкви.

2. Документ "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром" с самого начала вызывал беспокойство митрополита Иерофея, но он до конца надеялся, что он будет исправлен благодаря поправкам Элладской и других Поместных Церквей.

На Соборе последним критерием истины выступил митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас): "он отвергал поправки, изменял их, или принимал".

В результате, по мнению митрополита Навпактского, "получился незрелый текст", в который до самого последнего момента (даже на стадии перевода на русский, французский и английский языки) вносились изменения.

Владыка полагает, что текст "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром" вообще следовало снять с обсуждения. Сам он не подписал этот документ, так он вступает в противоречие с тем, что было им ранее написано на основе учения Отцов Церкви.

3. Митрополит Иерофей рассказал о том, как на соборе была отвергнута поправка Элладской Церкви в документ "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром": в шестом параграфе предлагалось заменить "Христианских Церквей и Конфессий" на "Христианских конфессий и общин".

В пятницу, когда обсуждался документ "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром", дискуссия зашла в тупик. Румынская Церковь отозвала свою поправку к шестому параграфу "конфессии и инославные общины", оставался выбор между вариантами "инославные Церкви" Кипрской Церкви и "христианские конфессии и общины" Элладской Церкви.

Днем на экстренном совещании делегации Элладской Церкви было принято решение до конца отстаивать позицию Священного Синода Элладской Церкви и предложены ряд альтернативных вариантов: "Православная Церковь знает о существовании инославных" или "других христиан" или "неправославных христиан".

Так как все эти варианты были отвергнуты, Константинопольский патриарх на вечернем заседании публично предложил провести встречу между митрополитом Пергамским и митрополитом Навпактским, чтобы выработать решение.

Митрополит Пергамский Иоанн встретил инициативу прохладно, а митрополит Иерофей заявил, "что это не личная проблема, а вопрос всей делегации Элладской Церкви".

Тогда Вселенский патриарх сказал Афинскому архиепископу, что обязательно необходимо прийти к какому-то решению.

В субботу утром прошло совещание делегации Элладской Церкви, на котором было принято решение предложить вариант "Православная Церковь признает историческое наименование других не находящихся в общении с ней инославных христианских церквей и конфессий".

После этого Митрополит Навпактский заявил, что не подпишет текст с такой формулировкой.

4. Митрополит Иерофей сообщает, что на соборе имела место резкая критика священноначалия Элладской Церкви за его последовательную позицию. Возможно, это психологическое давление способствовало выработке конечного варианта поправки, которая и была утверждена. "Лично я столкнулся с серьезным давлением и оскорбительным отношением со стороны иерархов. По моей информации давление испытывали и другие члены Элладской Церкви", - сообщает митрополит Навпактский.

Он отмечает, что в окончательной редакции текста среди подписантов есть и его имя. По всей видимости, в случае если текст подписывал Предстоятель, подписи всей делегации включались в него автоматически.

Союз православных клириков и монахов Греции: Критский собор не является настоящим собором

01.07.2016 Авторитетная греческая общественная организация «Союз православных клириков и монахов» прокомментировала итоги Критского собора. Портал Agionoros.ru опубликовал основные положения открытого письма, подписанного известными греческими пастырями, монашествующими и богословами.

В послании в частности отмечается, что прошедший на Крите «Святой и Великий Собор» на самом деле не был «ни собором, ни великим, ни святым». Он «не является продолжением православных соборов, а представляет собой отклонение от устоявшейся соборной практики и невиданное каноническое новшество».

«Собор не стал святым, потому что некоторые утвержденные на нем документы противоречат принятым в Святом Духе решениям Святых апостолов и Святых отцов, в особенности по отношению к еретикам. Не может Святой Дух сам себе противоречить: на действительно святых соборах осуждать ереси и анафематствовать еретиков, а на Критском «соборе» признавать их как церкви(…). Критский собор не борется с ересями, а придает им статус церковности».

По мнению членов «Союза православных клириков и монахов» собор стал малым, а не великим, так как в нем не приняли участие все православные епископы, а значит не «была представлена вся полнота Церкви». Фактически Критский собор превратился в «малое совещание предстоятелей».

Умаляет масштаб собора и отказ участвовать в нем четырех Поместных Церквей. Таким образом, собор утратил «свой всеправославный характер», кроме того, был «умален авторитет его решений».

«Союз православных клириков и монахов» выступил с критикой Предстоятеля Элладской Церкви Архиепископа Иеронима, который нарушил свои обязательства и не защищал до конца поправки, предложенные Священным Синодом Элладской Церкви (в частности, предложение заменить «христианские Церкви» на «христианские общины» в тексте «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»).

«Союз православных клириков и монахов» приветствует иерархов, которые отказались поставить свои подписи под некоторыми соборными документами: «Они являются последователями исповедников Святых отцов и надеждой на пересмотр решений Критского собора в будущем».

Среди тех, кто подписал открытое письмо: старец Евстратий из афонского монастыря Великая Лавра, игумены нескольких греческих монастырей, известные богословы о. Георгий Металлинос, о. Феодор Зисис и Дмитрий Целенгидис.

Митрополит Лимассольский Афанасий: Совесть не позволила мне это подписать

02.07.2016 В связи с тем, что в СМИ наблюдается путаница по вопросу о том, подписал ли митрополит Лимасольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь) текст принятого состоявшимся на Крите Собором документа на тему: "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром", архиерей сделал специальное заявление, факсимильный текст которого опубликовало греческое информационное агентство "Ромфея". Именно этот документ вызвал наиболее острую полемику как до собора на Крите, так и во время его проведения.

"Поскольку возникло недоразумение в информировании верующих христиан о том, что я не подписал документ Святого и Великого Собора под названием «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», - пишет владыка Афанасий, - я хотел бы сообщить всем интересующимся, что совесть мне не позволила его подписать. Я не подписал, потому что не согласен с текстом документа в его окончательном виде".

Письменное мнение по данному вопросу митрополит Афанасий представил на рассмотрение Священного Синода Кипрской Православной Церкви.

Одновременно с этим митрополит Афанасий придал огласке текст своего обращения по поводу этого документа к "Святому и Великому Собору". Полный текст опубликован на страницах греческого портала "Ромфеа": http://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/9162-lemesou-athan...psa

Синод Антиохийской Православной Церкви отверг авторитет состоявшегося на Крите Собора

02.07.2016 Подводя итоги своей седьмой внеочередной сессии, проходившей под председательством Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х с 25 мая по 27 июня 2016 года в Баламандском монастыре в Ливане, Священный Синод Антиохийской Православной Церкви выступил с заявлением, которое в переводе с арабского на греческий язык опубликовало информационное агентство "Ромфея".

Синод Антиохийского Патриархата, кроме других проблем, рассмотрел также вопрос о Святом и Великом Соборе Православной Церкви, созыв которого готовится в течение более пятидесяти лет. Иерархи Антиохийского Патриархата с сожалением констатировали, что отсрочка проведения Собора, о которой просил Синод Антиохийской Церкви ради укрепления единства вселенского Православия, так и не была предоставлена. По этой причине не удалось достичь общеправославного консенсуса по спорным вопросам повестки дня Собора, так как не было выполнено экклезиологическое условие для участия в Соборе всех Поместных Православных Церквей по причине не преодоленного к настоящему времени разрыва евхаристического общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами.

Синод Антиохийского Патриархата с сожалением отметил, что не только просьба Антиохийской Православной Церкви отложить проведение Собора не нашла ответа, но и аналогичные просьбы Русской, Болгарской и Грузинской Церквей также были проигнорированы. Синод констатировал, что в конечном счете Собор, который изначально предназначался стать всеправославным, был созван в отсутствие четырех автокефальных Церквей, паства которых составляет около половины от общего количества православных верующих во всем мире.

В Синоде Антиохийской Православной Церкви также отмечают, что проведение Всеправославного Собора было невозможно в сложившейся ситуации, когда отсутствует главное основание православной соборности - полнота евхаристического общения между Поместными Православными Церквями. Иерархи Антиохийской Церкви подчеркивают, что при проведении Собора недопустимо было игнорировать разрыв общения между Иерусалимским и Антиохийским Патриархатами, преодолеть который было необходимо до созыва Собора. Между тем, Константинопольский Патриархат, вопреки этому, принял решение отложить переговоры между Антиохийской и Иерусалимской Церквями до времени после окончания Собора.

Синод Антиохийского Патриархата счел несправедливыми заявления ряда участников Критского Собора, содержавшие обвинения в адрес отсутствовавших Поместных Православных Церквей в том, что они якобы дистанцировались от участия в Соборе.

Исходя из вышесказанного, Синод Антиохийского Патриархата констатировал следующее.

Православное сотрудничество может быть основано исключительно на общем участии и консенсусе всех автокефальных Поместных Православных Церквей. Этот принцип - не инновация или предложение Антиохийского Патриархата, но основа соборного процесса, которая была декларирована Константинопольским Патриархом Афинагором, когда он начинал подготовительную работу по проведению Всеправославного Собора. Этот принцип получил продолжение и позже, при Патриархе Димитрии.

Синод Антиохийского Патриархата также напомнил, что и в настоящее время Патриарх Варфоломей подтвердил это правило консенсуса в ходе подготовительной работы, предшествовавшей проведению Критского Собора. Особенно это проявилось, когда он решил приостановить работу Подготовительного комитета в 1999 году из-за проблемы церковной юрисдикции Эстонии. Это привело к остановке подготовки Великого Собора на десять лет.

В этой связи Синод Антиохийского Патриархата задается риторическим вопросом: как проблема статуса одной Церкви могла привести к приостановке подготовки к Собору, в то время как отсутствие четырех Поместных Православных Церквей не стало препятствием к проведению Собора на Крите?

Принцип единогласия был подтвержден, когда подготовка к Собору снова продолжилась в 2009 году. На Четвертом предварительном совещании в Шамбези в 2009 году делегация Антиохийского Патриархата подчеркнула необходимость сохранения единогласия при принятии решений. Это предложение получило одобрение со стороны всех Поместных Церквей. В том числе благодаря этому предложению удалось принять решение по вопросу о православной диаспоре и епископских конференциях.

Синод вновь акцентировал внимание на том, что предложение Антиохийского Патриархата, в котором содержался призыв достичь единодушия путем обеспечения консенсуса всех автокефальных Православных Церквей по всем вопросам, с самого начала было разработано для обеспечения православного единства во время подготовительного периода в соответствии с устойчивой и твердой православной традицией. Антиохийская Церковь не ожидала, что от этого принципа откажутся те, кто первоначально установил его и отстаивал с самого начала в качестве гарантии православного единства.

При этом также следует отметить, что решение Совещания Предстоятелей 2014 г. в Стамбуле не было подписано Патриархом Антиохийским. В этой связи в Синоде Антиохийской Церкви задаются вопросом: как согласуются с принципом единодушия в принятии решений постановления Ассамблеи в Стамбуле (2014 г.) и Ассамблеи в Шамбези (2016 г.) в свете отказа Антиохийского Патриархата их подписать? И как было достигнуто единогласие на Крите при отсутствии четырех автокефальных Православных Церквей?

Антиохийский Патриархат утверждает, что его очень четкая позиция на всех подготовительных этапах Собора в течение последних двух лет была попросту проигнорирована, в то время как опубликованные в средствах массовой информации материалы преподносили позицию Антиохийской Православной Церкви как молчаливое согласие с принимаемыми решениями.

Синод Антиохийской Церкви задается вопросом относительно позиции некоторых Церквей, которые в последнее время пытаются обойти правило консенсуса или попытаться искаженно интерпретировать его вопреки Положению о предварительных встречах православных делегаций, которые были утверждены и подписаны всеми Поместными Церквями в 1986 году. Но в настоящее время, как видно из факта проведения Критского Собора, созыв встречи в запланированное время является более важным, чем проявление подлинной соборности Православной Церкви и ее единства, считают в Антиохийском Патриархате. В этой связи Антиохийская Церковь хочет поблагодарить все Церкви, которые поддерживают правильный подход к проблеме всеправославного единства, особенно Церкви Русскую, Болгарскую, Грузинскую и Сербскую.

Синод Антиохийской Православной Церкви считает, что реальность, которую создала в церковной жизни православного мира Ассамблея епископов, проведенная на Крите, доказывает, что только консенсус автокефальных Православных Церквей остается "золотым стандартом для обеспечения единства православного мира" и "стабильной основой для определения будущего Церкви, прежде всего, для преодоления последствий Ассамблеи на Крите".

Отмечая, что ранее принятые постановления требуют, чтобы решения на Всеправославном Соборе принимались на основе консенсуса всех Поместных Церквей, при котором каждая автокефальная Церковь имеет один голос, Синод Антиохийской Церкви отвергает любые утверждения о том, что Критский Собор может рассматриваться в качестве Вселенского Собора или Всеправославного Собора.

Священный Синод Антиохийского Патриархата отмечает, что состоявшееся на Крите собрание не соответствует даже критериям Подготовительного собрания Святого и Великого Собора, в соответствии с Положением о предварительных заседаниях от 1986 г., которое предусматривает, что созыв Ассамблеи требует согласия всех автокефальных Православных Церквей.

Члены Священного Синода Антиохийского Патриархата единогласно приняли следующие решения:

  • Рассматривать встречу на Крите в качестве предварительного совещания Всеправославного Великого Собора и, следовательно, считать, что принятые на Крите документы не являются окончательными, но открыты для обсуждения и внесения изменений, когда будет созван Великий Собор Православной Церкви с присутствием и участием всех Поместных Православных Церквей.
  • Отказаться от признания соборного характера за любом православным собранием, в котором участвуют не все автокефальные Православные Церкви, чтобы гарантировать, что принцип единогласия по-прежнему является основным правилом, которое регулирует межправославные отношения. Антиохийская Церковь, таким образом, отвергает авторитет Критского собрания как "Великого и Всеправославного Собора" или "Святого и Великого Собора".
  • Подчеркнуть, что все решения, принятые Ассамблеей на Крите, в любом случае не являются обязательными для Патриархата Антиохии и всего Востока.
  • Поручить "Комитет соборного мониторинга", ответственному за мониторинг последствий Критской Ассамблеи, принять необходимые меры и представить подробный доклад Священному Синоду Антиохийского Патриархата на следующее синодальное заседание.
  • Призвать верующих вместе с членами Священного Синода Антиохийского Патриархата в своих молитвах молиться за сохранение и проявление православного христианского свидетельства в современном мире.

Вечная память!

На 31-м году жизни скончался игумен Лавр (Коротков), наместник Свято-Николаевского Верхотурского монастыря

27.06.2016 На 31-м году жизни после тяжелой болезни скончался игумен Лавр (Коротков). С 22 октября 2015 года он был наместником Свято-Николаевского Верхотурского монастыря.

Заупокойную Божественную литургию и чин монашеского отпевания совершил священноархимандрит Свято-Николаевской Верхотурской обители митрополит Кирилл с братией и духовенством епархии в понедельник 27 июня. Погребен игумен Лавр за алтарем Преображенского храма Верхотурской обители.

Церковь и общество

Патриарх Кирилл настаивает на строительстве часовни на шахте «Северная»

27.06.2016 26 июня 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил шахту «Северная» в Воркуте, где совершил литию по погибшим в результате аварии в феврале этого года шахтерам.

«То, что произошло на шахте "Северная", без преувеличения, потрясло наш народ», ― отметил Святейший Владыка в слове к участникам заупокойного богослужения.

По окончании литии родственники погибших попросили Его Святейшество посодействовать строительству часовни на территории шахты.

Святейший Патриарх Кирилл сразу обратился к представителям собственника предприятия «Северсталь».

«Ваш долг — построить часовню. Послушайте Патриарха, говорю под камеры, говорю перед всей страной: ваш долг! Чтобы эти люди могли прийти к месту, где будут молиться за своих близких», ― сказал Предстоятель Русской Церкви.

«Мы сейчас не входим в вопрос о том, кто и в чем виноват, почему это произошло. Но долг руководства и собственников шахты — построить место для молитвы. Передайте кому надо мои слова», ― заявил Патриарх Кирилл.

Каждому из родственников погибших Святейший Владыка передал иконы Покрова Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением.

В июле состоится Всеукраинский крестный ход за национальное примирение

28.06.2016 Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий благословил проведение всеукраинского крестного хода - шествия мира, любви и молитвы за Украину.

"Сегодня на мирной территории Украины разгорается межконфессиональная война, создаются разнообразные провокации, направленные как против духовенства и прихожан в частности, так и против Украинской Православной Церкви в целом. Вместе с тем нам известны нередкие случаи, когда объединяющая сила молитвы верующих творила чудеса", - говорится в обращении митрополита, которое цитирует пресс-служба УПЦ.

По мнению духовного лидера, сейчас, когда на востоке Украины продолжается вооруженный конфликт и "проливается безвинная кровь" земляков, "самое большее, что может сделать наша Церковь, это призвать к миру и усилить молитвы о даровании мира" украинской земле.

Крестный ход с молитвой за Украину начнется 3 июля на востоке страны из Святогорской лавры, а 9 июля - на западе Украины из Почаевской лавры. 27 июля, накануне празднования дня Крещения Руси, участники обоих шествий встретятся в Киеве на Владимирской горке и вместе пройдут до Киево-Печерской лавры, где будет совершено торжественное богослужение.

"Этот крестный ход, который одновременно начнется с Запада и Востока, пройдет по всему нашему государству. Он фактически объединит Украину, ибо Православная церковь всегда была и есть такой силой, которая объединяет всех людей нашей страны", - отмечает Киевский митрополит.

Общество трезвости во имя святого Иоанна Кронштадтского создали в Нарьян-Марской епархии

30.06.2016 Общество трезвости во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского создали в Нарьян-Марской епархии. Молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» состоялся в кафедральном соборе столицы Заполярья.

«Общество трезвости в Ненецком автономном округе — это естественный ответ самого населения на сложившуюся катастрофическую ситуацию, не желающего мириться с нравственной, физической и демографической деградацией. Страна поставлена на грань выживания в демографическом отношении. По статистике, в России в среднем ежегодная убыль населения 779 000 тысяч человек. И оружие этой войны, а точнее яд, стоит на прилавках почти каждого магазина», — подчеркнул епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков.

По его словам, в обществе бытует мнение, суть которого изложил один из исследователей алкогольной проблемы — академик Федор Григорьевич Углов. Он пишет, что пьянство начинается там, где человек чувствует несправедливость, справиться с которой он не может.

«Здравомыслящему человеку, трудно не согласиться с мыслями того, кто посвятил жизнь служению людям, — отметил владыка Иаков. — Федор Углов писал: "Пьянство там, где пышным цветом расцветает ложь, приписки кумовство, коррупция… Пьянство – это отчетливый сигнал общественного неблагополучия, это лакмусовая бумажка, по которой определяется, все ли ладно в нашем человеческом обществе. Вроде бы все верно, и многие считают, что пьянство есть следствие, а причины – в общественном неблагополучии. Но почему же никто не ставит вопрос: а может быть, все наоборот? Может быть, пьянство порождает неблагополучие? Алкоголь, разлагая общество, порождает ложь, кумовство, коррупцию. Может быть, мы не там ищем причины, и поэтому наша борьба с этим злом не дает результатов? Надо твердо уяснить, что трезвость — это природная сущность человека. История распространения пьянства в обществе показывает, что оно возникает и нарастает не само по себе. Пьянство обязательно провоцируется и насаждается теми, кто заинтересован в одурманивании народа"».

Молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» будут служить еженедельно по вторникам в 13 часов в нижнем храме кафедрального собора Нарьян-Мара, а после богослужения в здании Епархиального управления состоятся тематические беседы, сообщает пресс-служба Нарьян-Марской епархии.

Вопросы церковного волонтерского служения обсудили на круглом столе в Москве

01.07.2016 Принципы организации добровольческих служб, внутренние установки волонтеров, пастырское участие в работе групп милосердия — эти и другие вопросы обсудили 30 июня 2016 года участники круглого стола в Марфо-Мариинской обители милосердия. Встреча состоялась под председательством главы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона.

В настоящее время ведется подготовка концепции волонтерского диаконического служения в Русской Православной Церкви, которую разрабатывает социальная комиссия Межсоборного присутствия.

«Термин "добровольчество" можно понимать в самом широком смысле — не только как объединение, организацию или группу, ведь доброволец — это любой человек, совершающий доброе дело», — сказал духовник службы добровольцев «Милосердие» епископ Пантелеимон после молебна, предварявшего работу круглого стола.

Необходимо уважать личное пространство и время человека, который несет добровольческое служение, отмечалось в ходе встречи. «Важно понимать, что у добровольца есть какие-то личные важные дела — работа, семья или другие обязанности, — отметил руководитель межрегионального молодежного добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский. — При организации работы нужно помочь человеку проявить свои таланты, ведь доброволец — это не бесплатная рабочая сила, а партнер, реализующий вместе с вами свою мечту».

Если у человека есть внутренняя мотивация, то он «расцветает» и готов реализовывать долгосрочные проекты, считает Ю. Белановский. По его словам, важно, чтобы координаторы были рядом с добровольцем на всех этапах работы. Сегодня в общей базе движения «Даниловцы» 1200 волонтеров, из них активно участвуют в социальной работе около 300 человек. Самые крупные направления работы «Даниловцев» — помощь подопечным больниц и сиротских учреждений.

Основными принципами работы священника с добровольцами должны быть личная заинтересованность и вовлеченность в социальную работу, общение с людьми на равных, — отметил председатель социального отдела Екатеринбургской епархии, настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы Екатеринбурга протоиерей Евгений Попиченко.

«Каждый доброволец выбирает себе дело по душе и приходит помогать в свободное от работы время, — сказал отец Евгений. — А мое основное служение — это общение с людьми, духовное окормление и молитвенное попечение о них, формирование общины. Ведь главная задача не в том, чтобы сделать как можно больше добрых дел, а в том, чтобы сохранить Бога в душе, сделать душу местом присутствия Бога».

Одна из проблем добровольчества, по словам отца Евгения, в том, что часто оно бывает бессистемным. Поэтому необходимо формировать у волонтеров ответственность и добросовестное отношение к служению, считает священник. В настоящее время в социальных проектах епархии задействовано около 500 добровольцев, рассказал отец Евгений.

Благотворительный фонд «Перспективы» действует в Петербурге уже 20 лет, в его работе участвуют около 300 активных добровольцев. «Мы распространяем в общественном транспорте рекламу о фонде, клеим объявления в лифтах, но через рекламу к нам пришли только 10% волонтеров, остальные — по советам друзей, то есть через "сарафанное радио", — рассказала руководитель фонда Мария Островская. — Около 30 человек ежегодно проходят у нас программу "Добровольный социальный год". Это молодые люди, закончившие школу и еще не определившиеся с выбором профессии, или вчерашние студенты, закончившие вуз, но еще не выбравшие дальнейший путь. Этот год добровольчества для них — особый опыт, погружение в иную реальность».

В Европе такие волонтерские программы для молодежи — обычная практика, дающая молодым людям преимущества для поступления в вуз, напомнила секретарь комиссии Межсоборного присутствия, сотрудница Отдела внешних церковных связей Маргарита Нелюбова. По ее словам, существуют также добровольческие программы, в которых задействована вся семья, что помогает сплотить людей, переживающих кризис в отношениях. Подобный опыт необходимо развивать в российских условиях, отмечали участники круглого стола.

По мнению М. Островской, оказывать помощь необходимо не только по зову души, «от сердца к сердцу», но также в тесном сотрудничестве с профессионалами: врачами, соцработниками. «Волонтерство — это компетентная помощь, поддержанная профессионалами, ведь непрофессионализм — основной мотив для возражения против волонтерства», — отметила руководитель фонда «Перспективы». С ней согласился протоиерей Евгений Попиченко. «В Церкви есть энтузиасты, не имеющие профессиональных навыков социальной работы, а есть профессионалы без церковного мировоззрения, — вопрос в том, как приобщить профессионалов к вере, сделать их церковными людьми», — обозначил проблему священнослужитель.

С опытом работы московской службы добровольцев «Милосердие» собравшихся познакомила организатор службы, заместитель председателя Синодального отдела по благотворительности Марина Васильева. По ее словам, активно участвуют в социальных проектах православной службы помощи «Милосердие» 1,5 тысячи добровольцев. Волонтеры занимаются с детьми (в том числе, с инвалидами) в детских домах, интернатах и больницах, помогают многодетным семьям, одиноким пожилым людям, бездомным, инвалидам и людям с ВИЧ. Кроме того, добровольцы помогают службе «Милосердие» в проведении благотворительных акций и концертов.

При Донском монастыре открылась юридическая служба

01.07.2016 В Донском ставропигиальном мужском монастыре, при Социальном центре святителя Тихона, начала работу юридическая служба, сообщает сайт Московской городской епархии.

Служба оказывает юридическую помощь на безвозмездной основе малообеспеченным и другим социально незащищенным категориям гражданам по вопросам семейного, трудового, наследственного, налогового, уголовного права, социального обеспечения, гражданскому и уголовному процессу. Служба не дает консультаций по вопросам, связанным с коммерческой деятельностью и не представляет интересы в суде и других государственных органах, не составляет исковые заявления и жалобы. Исключения могут быть сделаны в конкретном случае.

Срок подготовки ответа составляет две недели, в случае сложности вопроса или загруженности срок дачи ответа может быть продлен.

Вопросы можно задать по электронной почте pravo_donskoi@mail.ru (в теме письма необходимо указать ФИО).

Власть и религия

Полиция на Украине выясняет обстоятельства конфликта между депутатом и митрополитом Александром

27.06.2016 Митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) обратился в полицию с заявлением об угрозах расправой со стороны народного депутата Вадима Новинского (фракция "Оппозиционный блок").

Конфликт между депутатом и иерархом возник возле Корецкого Свято-Троицкого женского монастыря в Ровенской области, сообщает пресс-служба главного управления полиции в регионе.

"Как утверждает епископ, народный избранник спровоцировал спор, оскорблял его нецензурной бранью, угрожал физической расправой и пытался затеять драку из-за разногласий по украинскому православию", - говорится в сообщении.

Проводится проверка, по результатам которой будет принято соответствующее процессуальное решение.

В свою очередь митрополит Александр на странице в "Фейсбуке" подробно изложил хронологию инцидента, произошедшего в его родном городе Корец. В частности, по его словам, депутат В.Новинский, присутствовавший на литургии, после богослужения позвал митрополита и "в грубой форме предложил "поговорить".

"Я ответил, что такого желания у меня нет, занят другими делами и спешу к родительскому дому, где меня ждут родственники. После этого Новинский начал нецензурно оскорблять меня в присутствии других людей, которые в это время выходили из святой обители. Новинский В.В. в сопровождении охранников догнал меня и толкнул несколько раз, продолжая оскорблять нецензурной бранью с обещаниями "побить лицо" и призывая пойти за угол монастыря, где он выполнит свое обещание", - заявил митрополит.

Как утверждает он, нардеп аргументировал свое поведение словами "ты раскалываешь Церковь и лжесвидетельствуешь".

Архиерей полагает, что имеется в виду его "надуманная причастность" к обращению депутатов Верховной Рады к патриарху Варфоломею и якобы к созданию Константинопольского экзархата на Украине, "о чем говорилось недавно в недружелюбных к Украине российских СМИ".

"С помощью своих помощников я сел в собственный автомобиль, В.Новинский активно не оставлял попыток продолжить эту деструктивную беседу и пытался ворваться в мой автомобиль. На этом наше общение закончилось", - добавил он.

Между тем сам В.Новинский утверждает, что нападения и рукоприкладства не было.

"Инцидент" был, если так можно назвать разговор на повышенных тонах. И только. Россказни про нападение, рукоприкладство, тем более с участием моей охраны - ложь", - написал он на странице в "Фейсбуке".

По его словам, причина произошедшего одна: "У нас с Драбинко коренным образом разнятся взгляды на вопросы совести и морали, у нас разное отношение к Церкви и духовной жизни в Украине. Эти расхождения и вызвали столь горячее "обсуждение".

Московские власти вчинили иск более чем на 1 млн. православной активистке за порчу экспонатов на выставке в "Манеже"

27.06.2016 !Правительство Москвы требует от православной активистки Людмилы Есипенко, обвиняемой в повреждении скульптур Вадима Сидура в столичном "Манеже" летом 2015 года, 1169 тыс. рублей по гражданскому иску.

"Сумма утраты первоначальной стоимости, согласно оценочной экспертизе, составляет 196 тысяч рублей, а со стоимостью восстановления общая сумма по гражданскому иску составила 1 169 тысяч 802 рубля. Иск был заявлен представителем правительства Москвы", - сообщила "Интерфаксу" в понедельник адвокат фигурантки Оксана Михалкина перед предварительными слушаниями.

Защита с иском не согласна, заявила она, пояснив, что "в соответствии с канонами православной веры восстановление кощунственных произведений искусства противоречит основам веры".

14 августа 2015 года православные активисты во главе с лидером движения "Божья воля" Дмитрием Цорионовым (Энтео) ворвались на выставку "Скульптуры, которых мы не видим" в "Манеже". Они заявили, что экспонаты оскорбляют чувства верующих, и разрушили некоторые из них. Руководители ряда крупнейших российских музеев потребовали наказать активистов, нанесших ущерб выставке. В пресс-службе московской полиции 15 сентября 2015 года сообщили, что прокуратура утвердила возбуждение уголовного дела по факту этого инцидента.

Л.Есипенко была задержана в качестве подозреваемой 15 марта 2016 года, в тот же день ей предъявили обвинение по ч.1 ст.243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия или культурных ценностей). По словам защитника, обвинение предъявлено в рамках расследования уголовного дела, возбужденного 14 сентября 2015 года по заявлению объединения "Манеж" по факту повреждения культурных ценностей.

Адвокат сообщила, что ее подзащитная не принадлежит ни к какому общественному объединению, а "просто является глубоко верующим человеком".

18 марта 2016 года Симоновский суд Москвы заключил Л.Есипенко под домашний арест до 16 апреля, разрешив ей при этом ежедневно посещать церковь. Позже арест был продлен до 30 мая. Л.Есипенко прошла психолого-психиатрическую экспертизу в Институте им. Сербского и по ее результатам была признана вменяемой.

Следствие было завершено 10 мая. Материалы дела направлены в Тверской суд Москвы.

Верховный суд РФ отклонил жалобу на ликвидацию "Сайентологической церкви Москвы"

30.06.2016 Верховный суд РФ в среду окончательно признал законной ликвидацию "Сайентологической церкви Москвы", которая не соответствует требованиям религиозного объединения.

Таким образом, апелляционная жалоба заявителей была отклонена.

Авторы жалобы были не согласны с решением суда первой инстанции, которая поддержала требование Минюста РФ ликвидировать "Сайентологическую церковь Москвы".

"Плановая проверка Минюста показала, что "Сайентологическая церковь Москвы" не отвечает обязательным признакам религиозного объединения. Согласно религиоведческой экспертизе, объединение не имеет единого вероисповедания и не осуществляет религиозную деятельность", - огласила материалы дела судья.

Суд первой инстанции установил, что деятельность религиозного объединения носит социальный характер и сводится к коммерческой деятельности, а это противоречит целям религиозного объединения. "Между тем объединение получает от государства необоснованные преференции в сфере налогообложения", - отмечается в материалах дела.

В свою очередь представители "Сайентологической церкви Москвы" заявили в суде, что оспариваемое решение нарушает нормы процессуального права.

"Решение суда первой инстанции нарушает статью Конституции на свободу вероисповедания. Кроме того, Минюст не представил доказательств нарушений, которые были бы соразмерны ликвидации религиозного объединения", - сказал один из авторов жалобы.

В ноябре прошлого года Мосгорсуд удовлетворил иск столичного управления Минюста РФ о ликвидации религиозного объединения "Сайентологическая церковь Москвы".

В ходе судебного заседания представители Минюста заявили, что название "сайентология" зарегистрировано как товарный знак, а следовательно, "Сайентологическая церковь Москвы" не может называться религиозной организацией. Заявители иска считают, что данный факт не соответствует закону о религиозных объединениях.

В свою очередь представители "Сайентологический церкви Москвы" просили исковое заявление Минюста отклонить. Они настаивали, что ликвидация религиозного объединения нарушит права десяти тысяч верующих.

Судья постановил создать комиссию по ликвидации религиозного объединения и в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу исключить из реестра религиозных организаций сведения о "Сайентологической церкви Москвы".

Представители сайентологов заявили, что обжалуют решение суда о ликвидации объединения.

В 2013 году по итогам плановой проверки столичное управление министерства юстиции пришло к выводу, что действующий устав организации не соответствует требованиям закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", в ее наименовании не содержится указания на организационно-правовую форму и вероисповедание.

Также в ходе проверки было установлено, что слово "сайентология" зарегистрировано в качестве товарного знака, правообладателем которого является Центр религиозной технологии (США). Одновременное использование указанного слова в качестве наименования вероисповедания противоречит требованиям ст.28 Конституции РФ.

По результатам проверки деятельности "Сайентологической церкви Москвы" было принято решение о проведении государственной религиоведческой экспертизы, по результатам которой "Сайентологическая церковь Москвы" не была признана религиозной организацией.

В августе 2015 года в офисе сайентологов на Таганской улице в Москве прошел обыск, в ходе которого были изъяты "шпионские" устройства - незаконно установленные предметы системы аудио- и видеоконтроля, состоящей из акустических микрофонов и видеокамер, относящихся к категории спецсредств, предназначенных для негласного получения информации.

Позже официальный представитель столичного главка СКР Юлия Иванова сообщила, что по результатам обысков следственными органами было возбуждено уголовное дело о незаконном обороте специальных технических средств (ст.138.1 УК РФ).

Городской суд Петербурга в 2007 году по обращению прокуратуры принял решение о ликвидации городской общественной организации "Сайентологический центр", которой, кроме прочего, вменялся незаконный сбор информации о частной жизни.

Сайентология - религиозно-философское течение, возникшее в США в середине прошлого века. Основателем течения считается американский писатель-фантаст Лафайет Рон Хаббард, создавший систему верований и практик, которая состоит из скомпилированных разного рода околонаучных и религиозных идей и ориентирована на людей, стремящихся к успеху.

Мордовские "Свидетели Иеговы" оштрафованы на 100 тыс. рублей за хранение экстремистской литературы

30.06.2016 Ленинский районный суд Саранска постановил оштрафовать на 100 тыс. рублей городскую религиозную организацию "Свидетелей Иеговы" за хранение экстремистских материалов.

Пресс-служба суда сообщает в четверг, что в конце марта в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в помещении религиозной организации была обнаружена и изъята хранящаяся там литература, признанная запрещенной для использования и включенная министерством юстиции РФ в федеральный список экстремистских материалов.

"Доступ в помещение указанной организации и к хранящейся там литературе, в том числе и включенной в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, ограничен не был, что позволяло ознакомиться с запрещенной литературой каждому посетителю помещения", - отмечают в суде.

В свою очередь председатель организации заявил в суде, что изъятая литература была подброшена в помещение гражданами, не исповедующими религию "Свидетелей Иеговы", которые в этот день прибыли на богослужение.

"Законы Яровой" заставляют священников нарушать тайну исповеди, считает Совет по правам человека при президенте РФ

01.07.2016 Совет по правам человека при президенте РФ обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой отклонить антитеррористический пакет законопроектов. Среди причин указана невозможность сохранения священниками тайны исповеди в условиях уголовной ответственности за недоносительство.

"Совет, обсудив принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации законы, известные как "антитеррористический пакет И.Яровой и В.Озерова", призывает Вас, уважаемый Владимир Владимирович, отклонить их ввиду неконституционности, противоречивости и правовой неопределенности ряда содержащихся в них правовых норм", - говорится в обращении, опубликованном на сайте совета в четверг.

Среди прочего правозащитники указывают, что внесение в Уголовный кодекс РФ статьи 205.6 (несообщение о преступлении) "юридически ущербно", так как предусматривает ответственность за невыполнение обязанности, которая отсутствует в российском законодательстве.

"Более того, данная норма вступает в противоречие с положениями Конституции РФ и УПК РФ, освобождающими представителей ряда профессий (священников, адвокатов, депутатов Государственной Думы и т.д.) от дачи свидетельских показаний", - отмечается в обращении.

Кроме того, регулирование миссионерской деятельности должно быть рассмотрено как самостоятельный законопроект, считают в совете.

"Совет убежден, что дело борьбы с терроризмом требует серьезно проработанных мер, к числу которых "антитеррористический пакет" при всем желании отнести нельзя. В этой связи совет рекомендует возвратить оба закона в Госдуму с поручением тщательно проработать каждую содержащуюся в них норму с широким участием экспертов и общественности", - говорится в обращении СПЧ.

Архангельские депутаты обратились в Минюст РФ о запрете секты «Свидетелей Иеговы»

01.07.2016 На сессии Облсобрания депутаты приняли обращение к Министру юстиции Российской Федерации Александру Коновалову о необходимости запрета на территории России деятельности секты «Свидетели Иеговы», сообщает официальный сайт Архангельской и Холмогорской епархии, ссылаясь на сообщение пресс-службы областного Собрания депутатов.

Как отметила председатель комитета областного Собрания по молодежной политике и спорту Екатерина Поздеева, в ряде регионов областные суды вынесли решения о ликвидации местных организаций, а для ликвидации организации в Архангельской области теперь необходим соответствующий федеральный закон.

«Речь идет не только о безопасности людей, но и о безопасности страны, – отметил инициатор обращения Александр Дятлов. – Потому что данная организация работает на разрушение государства: иеговисты призывают отказываться от службы в армии, от участия в выборах, от получения образования. Существуют и другие запреты, идущие вразрез с общепринятыми нормами в нашем государстве».

В обращении говорится: «В последнее время на территории Российской Федерации значительно усилилась деятельность международной религиозной организации "Свидетели Иеговы", центр которой находится за пределами нашей Родины.

По мнению целого ряда российских и зарубежных специалистов, средств массовой информации, правоохранительных органов и простых граждан, "Свидетели Иеговы" – организация с признаками тоталитарной секты, где применяется методика жесткого контроля сознания, практикуются запреты, которые приводят к потере социального опыта, ухудшению психического и физического здоровья, а порой и угрожают жизни граждан.

Кроме того, данной организацией утверждается негативное отношение к любой работе, если она мешает полной отдаче служению Иегове. От каждого последователя вероучения требуется безусловное подчинение воле и целям секты. Никто не имеет права по своей инициативе покинуть организацию – человек может оставить ее только как отлученный, проклятый ею. Членам секты запрещено заниматься спортом и политической деятельностью, праздновать дни рождения и участвовать в развлекательных мероприятиях, переливать кровь. При этом "Свидетели Иеговы" практикуют тотальное доносительство: каждый иеговист обязан сообщать о грехе другого человека старейшине.

Секта культивирует и поддерживает в среде своих адептов религиозную ненависть и вражду ко всем, не признающим ее вероучение. Священнослужители и верующие традиционных религий и конфессий объявляются "слугами Сатаны", в отношении которых необходимо вести "теократическую войну", допускающую ложь и антихристианскую пропаганду.

К сожалению, число адептов этого объединения в Архангельской области, как и в других регионах страны, растет угрожающими темпами.

В настоящее время в деятельность организации только в Архангельской области втянуто более двух с половиной тысяч человек, среди них в областном центре – свыше одной тысячи человек

Миссионерская деятельность секты "Свидетели Иеговы" в Архангельской области сопряжена с экстремизмом. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, опубликованные в федеральных и региональных средствах массовой информации и подтвержденные судебными решениями.

В общей сложности на территории г. Архангельска за 2015 и 2016 годы выявлено более 10 фактов экстремистской деятельности со стороны "Свидетелей Иеговы", изъято более 900 экземпляров запрещенных материалов.

Подобная ситуация сложилась в Ростовской области (г. Таганрог), Самарской области (г. Самара), Краснодарском крае (г. Абинск), Белгородской области (города Белгород и Старый Оскол), Орловской области (г. Орел). Вместе с тем в указанных регионах подразделения религиозной организации "Свидетели Иеговы" были признаны экстремистскими, а их деятельность запрещена в судебном порядке.

Вследствие антиобщественной и противоправной деятельности организация "Свидетели Иеговы" запрещена в 37 странах мира, в том числе в Китае, Испании, Греции.

К сожалению, в Российской Федерации аналогичного решения в отношении как самой религиозной организации, так и всех ее подразделений до настоящего времени не принято, что позволяет "Свидетелям Иеговы" не только осуществлять духовную интервенцию в зоны влияния традиционных для России религий и конфессий, но и разжигать религиозную ненависть в обществе.

Учитывая актуальность данного вопроса, Архангельское областное Собрание депутатов обращается с просьбой принять все необходимые меры для полного запрета деятельности как самой религиозной организации "Свидетели Иеговы", так и ее подразделений на территории Российской Федерации».

Новые издания

В столице Удмуртии состоялась презентация книги о митрополите Николае (Шкрумко)

27.06.2016 23 июня 2016 года в Большом зале заседаний Дома Правительства Удмуртской Республики в городе Ижевске прошел семинар «Основы религиоведения и государственно-конфессиональных отношений».

Встреча была организованна Администрацией Главы и Правительства Удмуртской Республики (Управление по внутренней политики), Центром по изучению современных этнополитических процессов и межнациональных отношений и Удмуртским региональным отделением Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество "Знание"».

В семинаре приняли участие представители органов власти, органов местного самоуправления, учебных заведений республики, общественных и религиозных организаций и журналисты.

В рамках семинара состоялась презентация книги священника Георгия Харина «Митрополит Николай (Шкрумко). Жизнеописание. Воспоминания. Проповеди». Значительную часть книги составили проповеди церковного иерарха, публикуемые впервые. Последним местом служения владыки Николая стала Ижевская епархия.

Книга о первом архиепископе Русского Севера Афанасии выйдет в Архангельске

30.06.2016 Книга «Архиепископ Афанасий: первый российский астроном» выйдет в Архангельской епархии. Друг и сподвижник Петра I, первый епископ Русского Севера Афанасий, под стать государю-реформатору, интересовался многими светскими науками, в частности астрономией. Книга посвящена детству архиепископа, научным изысканиям владыки, популяризации им научного знания, служению Богу и Отечеству.

Автор книги — Дмитрий Хорин, волонтер епархиального отдела религиозного образования и катехизации. «Поморская земля всегда была богата выдающимися людьми: учеными, поэтами, писателями, отважными мореходами. Эта книга рассказывает о жизни и деятельности первого архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (1682-1702), сочетавшего ревностную православную веру с многогранным служением Отечеству. Именно им была основана на Русском Севере первая российская обсерватория», — сообщается в авторской аннотации к книге.

По словам Дмитрия Хорина, среди задач издания — познакомить детей и подростков с жизнеописанием святителя Афанасия, проиллюстрировать его примером отсутствие противоречия между верой и естественнонаучным знанием. Так, в книге приводятся слова Михаила Ломоносова: «Природа и вера суть две сестры родные и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величество, в другой Свою волю. Первая книга — видимый сей мир».

Помимо этого, автор книги считает важным рассказать о ключевом значении Церкви и лично архиепископа Афанасия в деле обороны Русского Севера от шведского нашествия и о роли накопленных владыкой знаний в фортификации, географии, астрономии в организации отражения агрессии.

Д. Хорин отметил, что на протяжении нескольких месяцев работы над книгой его поддерживали архангельские священники Александр Козарик и Артемий Ведерников. Замечательные иллюстрации выполнила художник Татьяна Ермакова. Редактор издания — Татьяна Степановна Попова.

«Вопросы о книге и пожелания приобрести ее приходят со всех концов страны: от Сочи до Екатеринбурга. Интерес к изданию проявила Ольга Аверкиева, автор программы "У книжной полки", выходящей на телеканале "Союз". Когда книга выйдет в свет, о ней планируется сделать программу. О презентации издания есть предварительная договоренность с областной научной библиотекой им. Н.А. Добролюбова. Кроме того, очень хотим провести мероприятие в Холмогорах, на бывшей кафедре владыки Афанасия, и вручить книгу всем желающим», — сказал Д. Хорин.

Происшествия

На Ровенщине раскольники захватили храм во время богослужения

27.06.2016 Сегодня состоялась встреча представителей Ровенской епархии Украинской Православной Церкви с председателем облгосадминистрации Алексеем Муляренко по ситуации с захватом храма в селе Дулибы Гощанского района.

Митрополит Ровенский и Острожский Варфоломей, секретарь Ровенской епархии протоиерей Виталий Герлинський, ответственный за урегулирование межконфессиональных конфликтов в Ровенской области протоиерей Виктор Земляной и заместитель ответственного за урегулирование межконфессиональных конфликтов в Ровенской области протоиерей Василий Начева обсудили с губернатором ситуацию.

Чиновник пообещал сделать все возможное со своей стороны, чтобы на Ровенщине прекратились регулярные захваты храмов, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на пресс-службу епархии. Впрочем, в Ровенской епархии склонны критически оценивать такие заверения, говорится в сообщении.

В воскресенье в селе Дулибы Гощанского района представители «Киевского патриархата» ворвались в храм Рождества Богородицы во время Божественной Литургии. Молодые агрессивные люди крепкого телосложения сорвали службу и с бранью и угрозами грубо вытолкали из церкви часть верующих, среди которых были в основном пожилые женщины.

Настоятелю храма протоиерею Сергию Тимофееву удалось нажать кнопку тревоги. На вызов прибыла служба охраны, но храм уже был заблокирован раскольниками изнутри. Представители «Киевского патриархата» заменили замки во всем помещении и стали «проводить службу».

В результате попытки захвата храма есть пострадавшие, факт нанесения телесных повреждений зафиксировано полицией, которая прибыла на вызов настоятеля. Сейчас храм закрыт и освобожден от посторонних.

Попытки захватить храм раскольники начали год назад. В октябре 2015 года церковь была закрыта и опечатана. Позже решением ряда судов ее вернули законным владельцам — верующим Украинской Православной Церкви, которые молятся в ней с 1991 года, заключается в сообщении.

Коптский священник убит на севере Синайского полуострова

01.07.2016 Экстремисты убили священника Коптской церкви в египетском городе Эль-Ариш, передает РИА Новости. Об этом в среду сообщили правоохранительных органы страны.

Священник Рафаил Муса был расстрелян утром в среду у одного из автосервисов города Эль-Ариш. По предварительным данным, убийство совершили радикальные исламисты.

Это уже не первый случай нападения на христианского священника в этом городе. В 2013 году таким уже образом был убит другой священнослужитель.

В Египте уже около двух лет продолжается антитеррористическая операция на севере Синайского полуострова, где обосновались экстремистские группировки. Нападения экстремистов на представителей правопорядка на севере Синая происходят практически каждый день. За это время в регионе от действий террористов погибли и пострадали сотни полицейских и военнослужащих.

Фестивали, выставки, ярмарки

Выставка «Византия сквозь века» открылась в Эрмитаже

27.06.2016 В Эрмитаже, в рамках перекрёстного Года культуры России и Греции, открылась выставка: «Византия сквозь века». В экспозиции – предметы, рассказывающие о развитии византийской культуры - с первых веков до падения Константинополя в 1453 году, передает телеканал «Культура».

«Грандиозная выставка – сбылась давняя мечта Эрмитажа – показать здесь в Эрмитаже византийское искусство из Греции. Это происходит в перекрестный год – крест, ясно, что нас сближает крест. Если Византия произошла из Греции, то Россия культурно произошла из Византии. И про это рассказывает вся эта выставка», – объясняет генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Никогда ранее столь представительная делегация византийского изящного искусства не приезжала из Греции в нашу страну. Представлены - скульптура, фрагменты напольных и настенных мозаик, фресок, бронзовые литургические сосуды, ювелирные золотые изделия, перегородчатые эмали, а также уникальная двухметровая шитая шёлком плащаница XIII века из Фессалоник, рукописи и иконы.

Для выставки свои экспонаты предоставили музеи, библиотеки и монастыри Афин, Коринфа, Спарты, Родоса и ещё одиннадцати греческих городов. Также на выставке представлены предметы византийской культуры из коллекции Эрмитажа.

Разное

Почти половина россиян считает, что в стране есть межрелигиозная напряженность

28.06.2016 Наибольшая напряженность в России, по мнению граждан, отмечается сейчас между бедными и богатыми (76%), в том числе 41% считают ее "очень сильной", сообщили "Интерфаксу" в "Левада-Центре" по итогам соцопросов.

Две трети россиян (65%) говорят, что есть "очень сильная" и "некоторая напряженность" между руководством и рядовыми работниками, показал опрос, проведенный 27-30 мая среди 800 человек в 137 населенных пунктах 48 регионов РФ.

Каждый второй респондент (52%) видит напряженность между людьми разных национальностей. По мнению 31% россиян, она не очень сильная. Еще 13% считают, что напряженности вообще нет.

О наличии напряженности между сторонниками различных религий в России сказали 48% респондентов (35% в 2009 году). Менее трети (28%) назвали ее "не очень сильной", а 16% полагают, что конфликта нет.

В Англии отыскали и перезахоронили останки первых христиан на острове

30.06.2016 В Англии археологи отыскали и перезахоронили на церковном кладбище останки первых христиан возрастом примерно 1400 лет. После длительного изучения в университетской лаборатории, они были перезахоронены в подземной усыпальнице-крипте храма Святого Эйдана рядом с замком после особой поминальной службы, прочитанной на древнеанглийском языке. Для останков в усыпальнице был выстроен особый склеп, сообщает сайт Christiantoday.

Еще в период с 1998 по 2007 год, во время археологических раскопок в песчаных дюнах поблизости от замка Бамбург в графстве Нортумберленд, было обнаружено более 100 скелетов взрослых и детей. Археологи, работавшие по научному проекту Bambur Research Project и исследовавшие останки, пояснили: «Для нас это была незабываемая находка, и это величайшее событие еще стоит перед глазами, словно все это случилось вчера. Мы вскрыли и исследовали могилу, облицованную каменными плитами, и поняли, что наконец-то обнаружили место потерянного древнего кладбища в Боул Хоул».

В течение 15 лет с момента находки, руководители проекта работали в лабораториях университета Дарема, анализируя костные останки и восстанавливая их историю. Сейчас есть основания полагать, что эти люди принадлежали ко двору короля Освальда Святого, правителя Нортумбрии с 634 по 642 год. В переписке с местными властями ученые писали: «Результаты исследования просто захватывающие, и мы надеемся и дальше делиться ими с научной общественностью в следующих статьях, в долгожданной монографии и, будем надеяться, в популярных статьях и в специальном центре для посетителей… Мы всегда хотели перезахоронить их после изучения в храме Святого Эйдана, который столь же древен, как и кладбище, и станет прекрасным местом их окончательного упокоения».

Джессика Тернер, сотрудница ассоциации Northumberland Coast AONB, построившей погребальный склеп и организовавшей погребальную церемонию совместно с Bamburgh Heritage Trust, заявила: «Это чрезвычайно трогательно и очень правильно, что местом окончательного упокоения их костей выбрана усыпальница в храме Святого Эйдана. Просто душу захватывает, когда думаешь, что многие из этих людей своими ушами слышали проповеди Святого Эйдана на этом самом месте, где и был заложен нынешний храм в 635 году нашей эры».

Исследовательский центр Pew Research опубликовал отчет о притеснениях веры

30.06.2016 Известный исследовательский центр Pew Research опубликовал новый отчет о притеснениях веры в мировом масштабе, который обобщает данные с 2014 года. Согласно этим данным, притеснения веры и проявления религиозной ненависти несколько снизились за этот период, но 82 стран страдают от проявлений терроризма по религиозным мотивам, сообщает сайт Worldreligionnews.

Данные такого рода накапливаются исследовательским центром Pew Research с 2007 года, причем они охватывают порядка 200 стран и территорий. В новом отчете опубликованы данные по 198 странам, причем в 24% все еще существуют жесткие ограничения на веру, наложенные правительствами с 2014 года, но все же есть положительная тенденция, поскольку в 2013 году таких стран было 28%. То же относится и к странам, в которых наблюдалась высокая вражда по мотивам религии: их доля упала с 27% до 23% за тот же период. Снижение этих показателей наблюдается за два последних года, а в три предыдущих года они только росли.

А вот случаи терроризма по религиозным мотивам возросли с 2014 года, и его объектами стали 82 страны – а в 2012 и 2013 годах таких стран было 73. Число стран, в которых терроризм привел к гибели людей, возросло с 51 до 60. Последние вспышки терроризма зарегистрированы на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но крупнейшим рассадником терроризма также является Азиатско-Тихоокеанский регион: в нем число стран, пораженных религиозным терроризмом, возросло за год с 36% до 44%.

В штате Кентукки строится копия Ноева ковчега

30.06.2016 В центре штата Кентукки (США), в городке Уильямстаун, строится деревянная копия Ноева ковчега, судно высотой с 8-этажный дом, длиной 155 метров и шириной 26 метров станет главным аттракционом христианского тематического парка, посвященного сотворению мира, сообщает сайт Worldreligionnews.

Главным создателем прибыльного тематического парка в центральном Кентукки является креационист Джимми Хэм, который утверждает, что судно станет «самой точной копией Ноева ковчега в мире». Стремление к абсолютной точности не удивительно, поскольку креационисты трактуют с буквальной и скрупулезной точностью каждое слово Книги Бытия, и в том числе историю сотворения Земли Богом за 6 дней и 6 ночей. При этом они отвергают научные данные, согласно которым Земля имеет возраст порядка 4.5 миллиардов лет.

Музей «Встреча с ковчегом» откроется 7 июля 2016 года. Посетителей примет пространство Ноева ковчега, строительство которого началось в феврале 2014 года. Ковчег станет самой крупной деревянной постройкой на территории США, причем в нем разместится экспозиция о мире до потопа, и здесь же поселят животных, спасенных Ноем и описанных в Библии. В ковчеге также будут работать рестораны, блюда которых планируют готовить по старинным рецептам.

Власти штата Кентукки уже выделили в поддержку строительного проекта 18 млн. долларов, специально оговорившись, что средства выделены не в поддержку какой-либо религии, а в поддержку экономического развития городка Уильямсон, поскольку новый парк, как ожидается, будет привлекать порядка 1.5-2 млн. посетителей ежегодно. Развернувшиеся работы уже встречены в штыки местными воинствующими атеистами, которые утверждают, что строительный проект и его поддержка властями штата нарушает официальный принцип отделения церкви от государства.

На месте работ недавно побывал бывший президент США Джимми Картер и посетил музей «Встреча с ковчегом». Картер с восторгом заметил, что увидел в ковчеге «самые удивительные шедевры работы по дереву, подобные которым не встречал нигде и никогда».

Противникам христианского парка не нравится также условие найма работников музея «Встреча с ковчегом». Работники должны подписывать документ «символ веры», в котором излагаются основные постулаты христианской веры, и в том числе отношение к «сексуальной близости как союзу мужчины и женщины, которые связаны таинством брака». Работник парка, согласно этому документу, должен также «принять Иисуса Христа как своего спасителя, а те, кто не верят в Христа, обречены на вечные душевные муки, в то время как верующие в Него обретут жизнь вечную в Боге». Джимми Хэм, создатель проекта, признает, что эти условия не позволяют евреям, мусульманам и представителям иных религий работать в новом христианском тематическом парке.


Рассылка "Православное обозрение" выходит с 1999 года. Целью рассылки является распространение православной информации и интересных новостей мира других религий. Перепечатка и дальнейшее распространение материалов рассылки приветствуется при сохранении ссылок на источник информации.

Информационная поддержка:

  • Рассылка "СЕДМИЦА - Православные новости за неделю"
    http://www.sedmica.orthodoxy.ru
    Каждую неделю - дайджест самых важных новостей и событий из религиозной и околорелигиозной жизни Украины, России и других стран.


Редактор рассылки: Александр Иванов, webmaster@pravbeseda.ru

Энциклопедия "Древо": http://drevo-info.ru
Официальная страница Обозрения: http://drevo-info.ru/list.html

Автор рассылки не несет ответственности за содержание рекламных блоков в начале или конце рассылки. Эта реклама является платой за бесплатный сервис служб рассылок, автор узнает о содержании рекламы вместе с остальными подписчиками после выхода рассылки.

В избранное