Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное обозрение

  Все выпуски  

Православное обозрение N76


Служба Рассылок Subscribe.Ru
+

П Р А В О С Л А В Н О Е     О Б О З Р Е Н И Е


В этом выпуске:
  • VI Всемирный Русский Народный Собор "Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох"
  • В Софии состоялся V Церковно-народный Собор Болгарской Православной Церкви
  • Иннокентьевские чтения в Иркутске
  • Ответы митрополита Кирилла на вопросы пользователей интернета
  • Новости православного интернета
Приложение к форуму "Православная беседа": http://beseda.mscom.ru


Выпуск 76

24 декабря 2001 г.

Подписчиков: 6239



Свободное обращение есть матерь всех страстей
Свв. Варсонофий и Иоанн

 

ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В МОСКВЕ ОТКРЫЛСЯ VI ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР "РОССИЯ: ВЕРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ДИАЛОГ ЭПОХ"
13 декабря 2001 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя открылся VI Всемирный Русский Народный Собор "Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох". На церемонии открытия выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (полный текст выступления размещен на Официальном сайте Русской Православной Церкви), Президент Российской Федерации В.В.Путин, первый заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации Л.К.Слиска, заместитель главы Собора, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (тексты выступлений будут опубликованы позже). В Соборе принимают участие представители высшей государственной власти, иерархи Русской Православной Церкви, лидеры других традиционных религий России, политики, ученые, публицисты, предприниматели, деятели культуры и образования, руководители общественных объединений. В первый день Собора состоялось пленарное заседание в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя. С докладами выступили заместитель председателя Собора председатель Союза писателей В.Н.Ганичев, первый заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации Л.К.Слиска, председатель фракции КПРФ в Госдуме Г.А.Зюганов, председатель фракции "Яблоко" в Госдуме Г.А.Явлинский, председатель комитета Госдумы по международным делам Д.О.Рогозин, президент Российского фонда культуры Н.С.Михалков, председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.Зоркальцев, писатель В.Г.Распутин, председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике С.Ю.Глазьев, ректор МГУ В.А.Садовничий, главный раввин России А.С.Шаевич, председатель Буддийской традиционной Сангхи России Пандидо хамбо-лама Дамба Аюшеев, академик Н.Н.Скатов, митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон, председатель Центрального духовного управления мусульман России Верховный муфтий шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин и другие. Во второй день будут работать тематические секций по следующим направлениям: "Церковь. Нация. Государство"; "1000 лет вместе: Православие, Ислам и другие традиционные религии в России"; "В поисках нового мироустройства: глобализация и национально-культурная самобытность".
ОВЦС МП

ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР ПРЕДЛОЖИЛ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ
Москва, 14 декабря 2001 г.
VI Всемирный Русский Народный Собор поддержал сегодня усилие России и всего мирового сообщества по обузданию международного терроризма и любого агрессивного насилия. Об этом говорится в итоговом документе Собора, в котором подчеркивается: "Этому страшнейшему злу ХХI века должен быть дан самый жесткий отпор - кем бы оно ни распространялось, где бы не сеяло смерть и разрушение - в Чечне или Америке, в Испании или Северной Ирландии, в Косове, Македонии, Святой Земле". "Преступники должны понести заслуженную кару", - говорится в документе. Одновременно участники форума призвали все страны "умножить труды по преодолению существующей в мире несправедливости - экономической и политической. Мир и порядок, считают они, следует переустроить на началах многополярности и многоукладности, позволяя каждому народу развиваться свободно и в соответствии со своими традициями, мировоззрением, верой". "Только при этих условиях, - убеждены участники Собора, - современный мир станет более справедливым, а террористы не смогут искать ложного оправдания своих преступлений". Собор осудил "отождествление всех мусульман с кучкой террористов, нарушающих заповеди любой веры и призвал развивать межрелигиозные диалог и сотрудничество", заявив, что "только вместе мы сможем победить террор". Участники Собора считают также, что "России необходимо самым активным образом участвовать в европейских и глобальных процессах". Но при этом, необходимо сохранить свою веру, культуру и самобытность. "Ценности свойственные русской цивилизации - вера, жертвенность, самоограничение, приоритет вечного над временным будут востребованы людьми всех континентов", - говорится в заключении.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

ВЛАДИМИР ПУТИН СЧИТАЕТ, ЧТО ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР ВЫЯВЛЯЕТ "ПОЗИЦИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ"
Москва, 13 декабря 2001 г.
О востребованности опыта тысячелетнего диалога и сотрудничества православных христиан с мусульманством на фоне попыток столкнуть верующих двух религий говорил сегодня Патриарх Московский и всея Руси Алексий, открывая Всемирный Русский Народный Собор. Обращаясь к собравшимся в храме Христа Спасителя главам и представителям высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, церковным иерархам и представителям конфессий, Патриарх особо подчеркнул, что представители всех традиционных религиозных общин в России "имеют право не только на свой образ жизни, но и на участие в созидании общественного мироустройства". По словам Патриарха, недавняя трагедия в Америке показала, что государства и нации тесно взаимосвязаны, и никто не застрахован от новых опасностей, и со вселенским злом - международным терроризмом - бороться нужно только вместе. Предстоятель Русской Церкви напомнил, что Россия всегда ощущала себя мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом. "Русская цивилизация вобрала множество влияний - верований, культур и традиций. Чтобы защитить свои интересы, любые страна должна активно участвовать в мировых процессах... Сегодня у наших соотечественников и у разных народов общие проблемы. Но никто не способен решить их в одиночку", - сказал Патриарх. В то же время он убежден, что никто не может навязать миру односторонние подходы и рецепты. Говоря о русском православии, Патриарх подчеркнул: "Оно глубоко национально, но одновременно придает народной жизни вселенское измерение". "Освящать мир светом Христовым - миссия нашей Церкви и нашей нации", - отметил Патриарх Алексий. Он убежден, что "русскому народу надлежит вновь ощутить свое призвание как нации, одухотворенной светом Евангелия. Многовековое православное наследие, твердая верность неповрежденной Христовой истины - все это дает силы для возрождения страны, для участия в начертании судеб мира, переживающего мировоззренческий и нравственный кризис", - сказал Патриарх. Патриарх отметил, что в мире сейчас множество проблем, которые, если не являются почвой для терроризма, то могут использоваться для ложного самооправдания - это и несправедливость в устройстве миропорядка, несправедливое распределение богатств между странами и континентами. Патриарх убежден, что России надлежит принять участие в решении этих проблем, и это, сказал он, будет нашим вкладом в созидание прочного мира на всех континентах. Одновременно он подчеркнул, что только на основе взаимоуважения народов и религий можно предотвратить глобальные катастрофы и основать такой миропорядок, который утвердил бы равенство между всеми жителями Земли. На Всемирном русском народном соборе выступил и президент России Владимир Путин. Глава государства согласился с Патриархом, что необходимо неприятие обществом всего того, что питает идеологию терроризма. "Варварству, стремлению разжечь конфликт цивилизаций и религий мы просто обязаны противопоставит духовность и терпимость", - заявил Владимир Путин. Президент сказал, что события 11 сентября не просто потрясли планету, но и напомнили о хрупкости мира, заставили задуматься о "той колоссальной ответственности, которая лежит на всех нас - ответственности за будущее, создание демократической, справедливой и безопасной системы мироустройства". Чтобы создать такую систему, мало объединить усилия государств, нужно "общественное единение в неприятии ксенофобии и насилия, всего, что питает идеологию терроризма", - заявил президент. Владимир Путин напомнил, что Россия одной из первых приняла удар терроризма, однако "смогла локализовать его, не дать распространиться эпидемии национализма, религиозной и национальной фобии". Этого удалось добиться за счет того, что Россия имеет тысячелетний опыт взаимопонимания и жизни в поле этнической и многоконфессиональной стране, заявил президент. Форум "Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох" проходит 13-14 декабря в зале церковных соборов храма Христа Спасителя и призван дать новый импульс взаимодействию государства и традиционных религий. В первый день в зале присутствовали иерархи Русской Православной Церкви и руководители других традиционных религий России, политики, ученые, публицисты, предприниматели, деятели культуры и образования, руководители общественных объединений. Созданный в 1995 году по инициативе Русской Церкви и Союза писателей России Всемирный русский народный собор и был задуман как общественная трибуна для дискуссий всех, кому дорога Россия, на самые злободневные для страны темы. Последний раз Собор проходил накануне празднования 2000-летия Рождества Христова в декабре 1999 года, его тема "Вера. Народ. Власть" вызвала широкий резонанс в обществе. Нынешний форум должен акцентировать внимание его участников на такой важной проблеме, как взаимоотношения православия, ислама и других традиционных религий, особенно в свете последних трагических событий в мире, которые иногда представляют как мусульмано-христианский конфликт. Президент России Владимир Путин оценил VI Всемирный русский народный собор, как "очень нужную общественную инициативу, направленную на объединение конструктивных сил и в России, и за ее пределами". Об этом глава государства заявил на открытии Собора. По словам Владимира Путина, направления работы и базовую идею Собора можно рассматривать, как "четкое проявление позиции гражданского общества России, как очень нужную общественную инициативу".
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ОСУДИЛ ВЫСТУПЛЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ ПРОТИВ ИНН
14 декабря.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сегодня резко осудил прошедшие в столице и ряде регионов выступления части верующих против индивидуальных номеров налогоплательщиков (ИНН). После изучения этого вопроса Церковь признала необоснованными опасения верующих, увидевших в ИНН "печать антихриста",- сказал он. Патриарх считает, что "отказ от ИНН по религиозным мотивам - это проблема, которая создается на пустом месте". "Такое впечатление, что эти люди упорствуют не только по незнанию, но то ли куплены кем-то, чтобы вносить смущение в сознание других", - отметил он. Предстоятель предупредил, что подобные настроения могут проявиться и в связи с грядущей переписью населения, в которой некоторые увидят угрозу тотального контроля над личностью.
ИТАР-ТАСС

ВМЕСТО АФОНА ПУТИН ПОСЕТИЛ ХРАМ СВЯТОГО ДМИТРИЯ САЛУНСКОГО
Президент Владимир Путин посетил в Салониках (север Греции) храм Святого Дмитрия Салунского, сообщает "Интерфакс". Запланированное им посещение горы Афон было отменено из-за неблагоприятных погодных условий. Во время посещения храма в его честь было исполнено "многая лета". Митрополит Пантелеймон вручил президенту памятную медаль "Святого Дмитрия Салунского". Храм Дмитрия Салунского - главная православная святыня Салоник - был построен в V веке на том месте, где принял мученическую смерть святой Дмитрий. По мнению наблюдателей, визит Путина на Афон не состоялся не только по причине плохой погоды в районе Эгейского моря, но и из-за строгих правил афонского монашества. Устав монастырей на Афоне запрещает посещение Святой горы женщинам. Такая ситуация могла создать непредвиденные трудности для членов многочисленной делегации российского президента, в состав которой, кроме супруги президента, входила вице-премьер правительства России Валентина Матвиенко.
Мир религий

АРХИПАСТЫРСКИЙ ВИЗИТ МИТРОПОЛИТА КИРИЛЛА В ФИНЛЯНДИЮ В СВЯЗИ С 75-ЛЕТИЕМ ПРИХОДОВ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА В ХЕЛЬСИНКИ
С 18 по 20 декабря 2001 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, находился с архипастырским визитом в Финдяндии в связи с 75-летием Покровского и Никольского приходов Русской Православной Церкви в Хельсинки. В аэропорту города Хельсинки митрополита Кирилла встречал Посол Российской Федерации в Финляндии А.К.Пацев, представитель Московского Патриархата в Финляндии протоиерей Виктор Лютик, члены дипломатического корпуса, клирики приходов Московского Патриархата в Финдяндии. 18 декабря состоялась официальная встреча митрополита Кирилла с министром культуры Финляндии госпожой Суви Линден. На встрече были затронуты вопросы, касающиеся роли и места религии в современном мире, обсуждались различные аспекты участия Церкви в интеграционных процессах в Европе. Вечером митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил всенощное бдение в Покровском приходе города Хельсинки. После богослужения Покровским приходом в честь высокого гостя был устроен прием. 19 декабря, в день памяти святителя Николая, в Никольском приходе Хельсинки была совершена Божественная литургия. По приглашению митрополита Кирилла богослужение возглавил новоизбранный Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев. В богослужении также приняли участие временно исполняющий обязанности митрополита Хельсинкского епископ Йоэнсууский Пантелеимон, клирики Русской Православной Церкви и Финляндской Автономной Православной Церкви. За богослужением митрополит Кирилл наградил Патриаршими наградами клириков приходов Московского Патриархата в Финдяндии и от лица Предстоятеля Русской Православной Церкви тепло поприветствовал новоизбранного Архиепископа Карельского и всея Финляндии Льва. В этот же день Посол России в Финляндии А.К.Пацев устроил в честь митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла прием, а вечером в Российском центре науки и культуры в Хельсинки состоялся торжественный акт, посвященный 75-летию приходов Московского Патриархата в Финляндии. На торжественном акте присутствовали: Глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии Архиепископ Юкка Паарма, Архиепископ Карельский и всея Финляндии Лев, экс-мэр города Хельсинки господин Иласкиви, бывший министр просвещения Финляндии господин Бьёргстранд, члены дипломатического корпуса, клирики Русской и Финляндской Православных Церквей, многочисленные гости. Митрополит Кирилл тепло поздравил клир, приходской совет и прихожан Покровского и Никольского приходов Московского Патриархата с 75-летием со дня основания и вручил Патриаршие награды наиболее заслуженным труженикам общин. По окончании юбилейного акта от имени митрополита Кирилла был устроен прием для всех участников юбилейных торжеств. Утром 20 декабря митрополит Кирилл встретился с епископом города Хельсинки Ээро Хуовиненом (Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии), после чего отбыл в Москву.
ОВЦС МП

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ КАТЕГОРИЧЕСКИ ОПРОВЕРГ ЗАЯВЛЕНИЕ ДЕПУТАТА ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ П.МОВЧАНА
На состоявшейся в Киеве 6 ноября 2001 года совместной пресс-конференции, которую дали отлученный от Православной Церкви М.А.Денисенко, именующий себя "Патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филаретом", и депутат Верховной Рады Украины П.Мовчан, последний заявил, будто в январе сего года Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, принимая делегацию из нескольких депутатов Верховной Рады, заверил их, что "уже в этом году Украина будет иметь автокефалию". Депутат П.Мовчан также ссылался на обещания Святейшего Патриарха Константинопольского, согласно которым, якобы, "в конце года должны были завершиться все переговоры и состояться признание Киевского Патриархата законным и единственным кандидатом на автокефалию". Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в связи с этим направил письмо Генеральному секретарю Священного Синода Константинопольского Патриархата митрополиту Филадельфийскому Мелитону с братской просьбой прокомментировать прозвучавшие заявления. В ответном письме от 14 декабря 2001 года митрополит Мелитон по поручению Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея сообщил: Его Святейшество "категорически опровергает сказанное депутатом Украинского парламента П.Мовчаном, что якобы он и иже с ним получили заверения, будто в предстоящем году Украинской Церкви будет предоставлена автокефалия и будет признана канонической группа "Патриарха" Филарета".
ОВЦС МП

ГЛАВНОЙ ТЕМОЙ СОБОРА БОЛГАРСКОЙ ЦЕРКВИ СТАЛО ПРЕОДОЛЕНИЕ РАСКОЛОВ
София, 18 декабря 2001 г.
17 декабря в Софии состоялся V Церковно-народный Собор Болгарской Православной Церкви - именно так в Болгарии называют Поместные Соборы БПЦ. Главной темой Собора, проходившего в здании Софийской духовной семинарии и собравшего делегатов со всей страны, стал поиск путей преодоления существующих церковных расколов. В работе Собора со стороны государства приняли участие генеральный прокурор Болгарии Никола Филчев и его предшественник Иван Татарчев, а также заместитель председателя парламента Благовест Сендов. В своем отчетном докладе Святейший Патриарх Болгарский Максим впервые открыто и решительно назвал виновников раскола и указал пути его скорейшего преодоления. По мнению Патриарха Максима, вся полнота ответственности за раскол лежит на правившем до последнего времени в Болгарии Союзе демократических сил и лично бывшем президенте республики Петре Стоянове, премьер-министре Иване Костове и действующем мэре Софии Стефане Софиянском. Именно поддержка правящей до последних парламентских выборов партии, по убеждению Патриарха, позволила раскольникам пройти регистрацию и присвоить себе наименование "Болгарская Православная Церковь" и, как следствие, захватить церковную недвижимость. В своем докладе Патриарх Максим выразил надежду на улучшение церковно-государственных отношений, которое он связывает с деятельностью в должности главы кабинета министров Болгарии царя Симеона. Преодоление раскола, по мнению Патриарха, возможно посредством принятия нового закона "О вероисповеданиях" парламентом республики и проведения перерегистрации всех религиозных объединений. Помимо обсуждения путей преодоления раскола и его последствий, соборяне уделили внимание вопросу церковного управления, в частности вопросу возможности деления епархий Болгарской Православной Церкви.
Данил Стоянов, Православие.ru

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ" ПРИВЕЗЕНА ИЗ КИЕВА В ПСКОВ
Псков, 14 декабря 2001 г.
В Пскове сегодня с молитвами торжественно встретили икону "Призри на смирение", которую из Киева привезли иноки Свято-Введенского монастыря. Киевский образ - это список ХIХ века с одноименной чудотворной псковской иконы Божией Матери, явившейся псковичам в 1420 году. Как сказал архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий, явлению предшествовал тяжелейший голод, свирепствовавший в Пскове, после чего в городе случился пожар. Сначала икона хранилась в Свято-Троицком соборе - главном храме города, но в советское время следы ее затерялись. Сегодня два знаменитых списка этой святыни находятся в Киеве. Один во Флоровском Вознесенском монастыре, а другой - в Свято- Введенском. У последнего списка иконы чудесным образом возникло изображение на стекле киота. Как утверждают, многие паломники получили у святыни исцеление от душевных и телесных болезней. Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил почитать икону Божией Матери "Призри на смирение" как чудотворную. Киевская святыня пробудет в Пскове две недели в том же Свято-Троицком соборе. Здесь же два месяца назад вновь заняла свое постоянное место Псково-Покровская икона Божией Матери, которая была возвращена России во время прошлогоднего рабочего визита президента России Владимира Путина в Германию. Туда она была вывезена гитлеровскими войсками в годы Второй мировой войны.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

ИКОНА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ОТПРАВЛЕНА ВО ВЛАДИКАВКАЗ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ДУХА РОССИЙСКИХ ВОИНОВ
Москва, 14 декабря 2001 г.
Во Владикавказ, где расположен крупнейший на Северном Кавказе военный гарнизон, отправлена сегодня из Москвы икона покровителя воинства - великомученика Георгия Победоносца. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия образ будет пребывать здесь два дня, его будут перевозить из храма в храм и перед ним совершать торжественные богослужения. Икону сопровождают члены Союза Героев России, который носит имя великомученика Георгия. Как сообщили корреспонденту ИТАР-ТАСС участники акции, ее цель - духовно поддержать воинов Северо-Кавказского военного округа, части которого участвуют в контртеррористической операции в Чечне, охраняя закон и порядок в этом неспокойном регионе России. В объединение входят 40 героев России и Советского Союза, а также полных кавалеров ордена Славы. Святой Георгий, живший в IV веке во времена гонений на христиан, также был воином, отличаясь в ратных делах умом и храбростью. А приняв христианство, проявил себя мужественным исповедником веры. За отказ отречься от Христа подвергся пыткам и принял мученическую смерть. Святого Георгия изображают на белом коне, поражающем копьем страшного змия. Со времени правления основателя Москвы Юрия (Георгия) Долгорукого изображение святого стало украшать герб столицы. А Георгиевский крест был одним из самых почитаемых на Руси знаков воинского отличия, которым награждали самых доблестных воинов за верную службу и подвиги. В день памяти святого воина - 6 мая была одержана великая победа над фашизмом.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

500 ПРАВОСЛАВНЫХ ИЗ РОССИИ ПРИМУТ УЧАСТИЕ В ЦЕРКОВНЫХ ТОРЖЕСТВАХ В ЧЕСТЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В БАРИ
Рим, 15 декабря 2001 г.
500 православных верующих прибудут 19 декабря в итальянский город Бари, где примут участие в церковных торжествах в честь святителя Николая Чудотворца, одного из самых любимых на Руси святых. Для этого впервые будет организован чартерный рейс по маршруту Москва-Бари-Москва, которым воспользуются 200 человек. Остальные 300 приедут в административный центр области Апулья, где покоятся мощи святого, на автобусах из России, Украины и Германии. Как сообщил сегодня представитель Русской Православной Церкви в Бари отец Владимир Кучумов, пассажиры чартерного авиарейса прибудут в Бари за счет организаторов паломничества. 19 декабря в крипте православной церкви Николая Чудотворца состоится служба, на которой будут присутствовать церковные иерархи из Москвы, Берлина, Владивостока и Волжского региона. Во время богослужения будет зачитано обращение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

ТРАДИЦИОННЫЕ ИННОКЕНТЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ ПРОХОДЯТ В ИРКУТСКЕ
Иркутск, 16 декабря 2001 г.
Традиционные чтения, посвященные памяти жившего три столетия назад первого епископа Иркутского Иннокентия (Кульчицкого) проходят сегодня в Иркутске. В областном театре юного зрителя имени Александра Вампилова собрались представители духовенства, деятели культуры, активисты общественных движений и организаций. Молебном первосвятителю чтения открыл архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим. Выступавшие говорили о роли святителя Иннокентия не только в духовных, но и в мирских делах тогдашней России. По велению Петра I епископ был направлен с миссией в Пекин, но китайские власти не допустили в свои владения владыку, и он остался управителем огромного края от берегов Енисея до Тихого океана. Архиепископ канонизирован Русской Православной Церквью, а его мощи покоятся в Знаменском кафедральном соборе Иркутска.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

ПОЖАР В МАКАРЬЕВСКО-УЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ.
Костромская область, 11 декабря.
В прошедшие выходные в Макарьеве загорелся памятник федерального значения - Макарьевско-Уженский монастырь. Пострадало два здания 17 века - архиерейский корпус и трапезная. Макарьевский монастырь возник в 1539 году на месте деревянной церкви, где был похоронен преподобный Макарий. В короткий срок обитель стала одной из почитаемых в России. В советское время на месте монастыря находились хозяйственные помещения, и только в начале девяностых обители вернули статус и мощи преподобного Макария, а храмовый комплекс отдали женской общине. Сегодня в монастыре не больше семи монахинь. По словам жителей Макаръева, с их приходом доступ прихожан в монастырь резко ограничили. Недавно в монастыре рухнула ветхая колокольня, одно из красивейших и высоких строений в Макарьеве, спустя месяц горят братский и трапезные корпуса. По словам музейных работников, за такой короткий срок монастырь еще не получал столь серьезного ущерба. Последний пожар здесь был в 1802 году.
ВолгаИнформ

НИКИТА МИХАЛКОВ ПЕРЕДАЛ АЛЕКСИЮ II ФРАГМЕНТ ИКОНОСТАСА ПОХОДНОЙ ЦЕРКВИ XVIII ВЕКА
21 декабря 2001 г
Восстановленный фрагмент иконостаса XVIII века армейской походной церкви, вывезенный из Парижа, передал в четверг председатель Российского Фонда культуры (РФК) Никита Михалков Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, сообщает ИТАР-ТАСС. Церемония состоялась во время торжественного вечера по случаю 15-летия РФК, который прошел в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя. "Это - святыня нашей воинской славы, ведь перед ней молились о победе генералиссимус Суворов и наши русские воины, с ним связана победа русского оружия", - сказал Патриарх, поблагодарив РФК за бесценный дар. Алексий II выразил уверенность, что РФК еще многое сделает для собирания по крупицам российского наследия, рассеянного по всему миру. За эти труды глава Русской Православной Церкви вручил Российскому фонду культуры патриаршую грамоту.
Мир религий

В КРЫМУ БУДЕТ ВОССТАНОВЛЕН СОБОР ВО ИМЯ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Симферополь, 7 декабря 2001 г.
Благоверного князя Александра Невского поминают сегодня в православных храмах Крыма. Он особо почитаем в Крымской епархии. Еще Екатерина II поручила наместнику Тавриды Григорию Потемкину возвести в столице полуострова церковь Александра Невского. Храм, построенный уже после смерти императрицы, был кафедральным собором епархии до конца 20-х годов прошлого столетия, когда он был разрушен большевиками. Идея восстановления собора в центре Симферополя как главной части духовно-патриотического комплекса, который будет включать также поднятый на постамент танк, ворвавшийся первым в город в апреле 1944 года, и обелиск, воздвигнутый в честь воинов Суворовской армии, освободившей Крым от турецких захватчиков, принадлежит председателю парламента автономии лидеру коммунистов Леониду Грачу. По его словам, возведение храма станет "чистосердечным покаянием". Когда начнется реализация проекта, никто сказать точно сейчас не сможет. Правительство заявило, что в казне республики средств для этого нет. А на сбор пожертвований понадобится много времени. Есть еще надежда на помощь Москвы, которую в свое время пообещал Юрий Лужков.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru


При всяком употреблении пищи, и редком и частом, строго воспрещается пресыщение: оно делает человека неспособным к духовным подвигам и отворяет дверь другим плотским страстям.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)


ПРОЧИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО КЛОНИРОВАНИЮ ЭМБРИОНОВ НЕ ОПРАВДАНЫ, СЧИТАЮТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОСНОВНЫХ КОНФЕССИЙ РОССИИ
Москва, 8 декабря 2001 г.
Русская Православная Церковь однозначно отрицательно относится к любым попыткам клонирования человека. "Ученый не должен воображать себя Богом, это может привести к тяжким последствиям для всего человечества", - заявил в интервью корр. ИТАР-ТАСС представитель Московского Патриархата, специалист по биоэтике священник Антоний Ильин. По его мнению, пропаганда опытов с человеческими эмбрионами даже в терапевтических целях совершенно не оправдана. Церковь считает, что нужно "сосредоточиться на поисках альтернативных источников стволовых клеток", из которых методом клонирования можно выращивать различные ткани для больных органов. Против клонирования высказывается и председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин. "Я ценю прогресс науки, но когда ради научных достижений ученые вмешиваются в Божий промысел, это недопустимо с точки зрения ислама", - сказал он. "Следуя гуманистическим принципам, нужно облегчать страдания людей, в частности для лечения больных органов возможны пересадки здоровых органов, но клонирование эмбриона может привести к клонированию человека, а это недопустимо", - сказал муфтий. С ним согласен руководитель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган. "Нельзя человеку ставить себя на место Бога, ибо иудаизм утверждает, что Господь есть творец всего", - сказал он. Клонирование изолированных клеток организма для медицинских целей по мнению раввина вполне допустимо, так как это "не рассматривается как посягательство на достоинство личности". Раввин Зиновий Коган подчеркнул, что в вопросе клонирования позиция Конгресса еврейских религиозных организаций России совпадает с позицией Православной Церкви и мусульманскими организациями.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

АРХИЕПИСКОП КОНДРУСЕВИЧ ОТВЕРГ ОБВИНЕНИЕ КАТОЛИКОВ В ПРОЗЕЛИТИЗМЕ
Четверг, 20 декабря
"Католическое богословие не приемлет термин каноническая территория", - заявил глава российских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевичво время встречи с редакцией "Литературной газеты", сообщает "Благовест-инфо". Таким образом иерарх ответил на вопрос журналистов по поводу обвинений католиков в прозелитизме со стороны Русской Православной Церкви. "Если ко мне приходит человек и говорит, что хочет стать католиком, то я не спрашиваю у него паспорт и национальность - я пытаюсь выяснить мотивы поступка, - подчеркнул архиепископ. - Если я сочту их убедительными, то по совести не могу отказать человеку в его желании влиться в лоно католической церкви". Иерарх добавил, что подготовка ко крещению или переходу уже крещеного человека в лоно Церкви длится в России не менее года, что дает возможность осознать серьезность выбора. Касаясь отношений Церкви и государства, архиепископ Тадеуш Кондрусевич подверг критике действующий закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", поскольку он не гарантирует реального равенства религий. "В России есть Межрелигиозный совет, но представителей католиков там нет, - отметил архиепископ. - Мы часто видим Президента с Патриархом, но я за десять лет в России еще не разу не был ни у прошлого Президента, ни у нынешнего, хотя серьезная нужда в такой встрече возникала неоднократно". Глава католиков России выразил опасения по поводу стремления некоторых общественных сил придать РПЦ статус "государствообразующей". Отвечая на вопрос о деструктивных религиозных движениях, архиепископ Кондрусевич выразил сомнение в том, что законодательные формы борьбы с ними эффективны. "Нужно разобраться, почему люди идут туда, а не в традиционные общины, - сказал иерарх. - Чтобы вытащить людей из деструктивных движений, нужно действовать убеждением".
Мир религий

КОНГРЕСС НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РОССИИ ОБРАТИЛСЯ ЖАЛОБОЙ НА ЕКАТЕРИНБУРГСКУЮ ЕПАРХИЮ
Прокуратура Свердловской области возбудила на днях уголовное дело по факту распространения газеты "Русская община Екатеринбурга", содержащей публикации, направленные на разжигание национальной и религиозной вражды. Основанием послужила статья 282 (часть 1) УК РФ "Возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды", сообщает <Страна.Ru> Поводом к началу расследований для прокуратуры послужило заявление членов свердловского отделения Конгресса национальных объединений России (КНОР), поступившее в ноябре. Его подписали руководители еврейской, башкирской, немецкой, цыганской, татарской национально-культурных автономий Свердловской области и Екатеринбурга, а также председатели свердловского областного общества казахской культуры, общества таджикской культуры, глава национально-культурного сообщества "Аан дойду" Республики Саха (Якутия), вице-председатель Уральского регионального общества греков. Интересно, что почти одновременно с заявлением о деятельности "Русской общины Екатеринбурга" члены свердловского отделения КНОР направили в прокуратуру Свердловской области, а также Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию заявление в связи с распространением Екатеринбургской епархией изданий, содержащих материалы, возбуждающие национальную и религиозную вражду. По мнению одного из заявителей, президента Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области Михаила Оштраха, антисемитские материалы публиковались в "Православной газете" и журнале "Православный вестник", которые издаются с благословения архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского. В "Православном вестнике" в 1999г. опубликованы стихи некоего иеромонаха Романа, в которых есть такие строчки: "Шолом, - визжат пейсатые мужи: антихриста антихристы встречают. Их час настал! На троне - жидовин!", "Но горше первых! - третий вид: когда Россией правит жид". Кроме того, весной этого года в "Православной газете" была опубликована статья диакона Андрея Кураева "Можно ли не праздновать 8 марта?" В ней говорится, что 23 февраля и 8 марта являются еврейским праздником Пурим. "Как праздновать день погрома? День убийства тысяч детей?", - восклицает о празднике Пурим Кураев. Михаил Оштрах считает, что диакон передернул факты и, тем самым, исказил историю и суть праздника Пурим, поэтому его статья вызывает враждебное отношение к еврейскому народу. Особенно опасно, считают лидеры национально-культурных объединений Свердловской области, распространение через иконные лавки и церкви екатеринбургской епархии изданной по благословению Архиепископа Пермского и Соликамского "антисемитской" книги Сергея Нилуса "Близ есть при дверех", в которую автором включены печально известные "Протоколы сионских мудрецов". В заявлении свердловского отделения КНОР указывается, что в книге Нилуса евреи представлены основными врагами христиан и якобы сторонниками "антихриста", из этой позиции Нилус выводит так называемое "число зверя" - 666, которое в этом качестве использует Православная Церковь, а также негативно отзывается и о других конфессиях - лютеранах, католиках, делаются выпады в адрес мусульман и пророка Магомета. Известно, что еще летом начальник управления прокуратуры Свердловской области по надзору за исполнением законов в сфере межнациональных отношений Василий Двоеглазов уже выносил решение по заявлению Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области по данным фактам. Решение было отрицательным: нет состава преступления. Сейчас, как сообщили <Стране.Ru> в управлении Генпрокуратуры в УрФО, это постановление отменено, прокуратуре указано на "неполноту предварительного расследования". В окружной прокуратуре не исключают, что вслед за делом по факту возбуждения расовой, национальной и религиозной вражды в газете "Русская община Екатеринбурга" будет возбуждено уголовное дело и по фактам распространения вышеуказанных материалов Русской Православной Церковью (РПЦ). Копии заявления представителей свердловского отделения КНОР по поводу распространения екатеринбургской епархией материалов, возбуждающих, по мнению заявителей, национальную и религиозную вражду, были получены Администрацией Президента и Советом Федерации, который переправил письмо в Генпрокуратуру. "Мы не понимаем, почему в одном случае уголовное дело возбуждается, а в другом - нет, несмотря на очевидные факты, - заявил Михаил Оштрах, - хотя надеемся, что после указания окружной прокуратуры, прокуратура Свердловской области внимательно проанализирует действия представителей Екатеринбургской епархии и даст им справедливую оценку". Как говорит Оштрах, для него не удивительно, что межнациональную рознь разжигают маргиналы из среды "национал-патриотов" вроде редактора "Русской общины Екатеринбурга", но когда этим занимается РПЦ, несомненно, пользующаяся авторитетом и силой в обществе, это уже очень опасно. "В идеале нам бы хотелось, чтоб Церковь сама признала свои ошибки и декларируемые публично добрые отношения с другими конфессиями и народами не нарушала в своей повседневной деятельности", - подытожил Михаил Оштрах.
Мир религий

КОМИССАР СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА УСТРОИЛ СЕМИНАР ПО ВОПРОСАМ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
10-11 декабря 2001 года в Страсбурге под председательством Комиссара Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблеса состоялся семинар "Осуществление права на свободу религии во взаимоотношениях Церкви и государства". В семинаре приняли участие представители государственных органов и крупнейших традиционных религиозных организаций (Православная, Римо-католическая и протестантские Церкви, ислам и иудаизм) из 14-ти стран Европы, а также представители ряда международных организаций. Главной темой обсуждения был вопрос о роли и месте Церквей в общественной жизни европейских стран. Участники семинара констатировали, что многообразию исторических традиций Европы соответствуют различные модели церковно-государственных отношений. В некоторых странах веками существуют одна или несколько государственных Церквей (Великобритания, Греция, ряд скандинавских стран). В других странах (Германия, Бельгия, Нидерланды) установлен механизм признания традиционных религиозных общин, предполагающий предоставление им особого юридического статуса и определенных преимуществ. Третьи государства имеют подчеркнуто светский характер. К этой группе относятся, например, Россия, Турция и Франция. В своем выступлении на семинаре секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов отметил, что предусмотренные Европейской конвенцией о правах человека религиозная свобода и равенство граждан перед законом вне зависимости от их религиозных убеждений, а также светский характер государства (там, где оно определяет себя таким образом) не препятствуют государству и обществу вступать в особые отношения с некоторыми религиозными организациями и оказывать избирательную поддержку их социально значимым инициативам. Критериями такого особого отношения могут являться, в частности, количество верующих, факторы исторической традиции, гражданская позиция религиозной организации, степень ее вовлеченности в жизнь общества, наличие либо отсутствие радикальных и экстремистских тенденций. Русская Православная Церковь строит свои отношения с государством и общественными силами не в рамках "взаимовыгодной поддержки", а на основе конструктивного сотрудничества в интересах народа. Сферы такого сотрудничества указаны в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. В связи с обсуждением вопроса о свободе религиозного образования протоиерей Николай Балашов отметил, что не только религиозные меньшинства, но и представители наиболее традиционных конфессий встречают трудности в реализации соответствующего права в ряде стран Восточной Европы. Пережитки атеистических режимов сказываются в представлениях некоторых чиновников, считающих, что светский характер школьного образования означает необходимость формирования у учащихся позитивистского, если не прямо атеистического мировоззрения. Однако такое отношение не отвечает пожеланиям большинства населения и противоречит международно признанному праву родителей воспитывать детей в соответствии с собственными верованиями или мировоззрением. При рассмотрении вопроса о финансовой поддержке Церквей со стороны государства секретарь ОВЦС высказал мнение, что участие, например, в восстановлении церковных памятников архитектуры и культуры представляется долгом государства, особенно в тех странах, где революции XX века привели к массовой конфискации и уничтожению церковной собственности, а возвращение этого имущества по разным причинам до сих пор затруднено. На семинаре рассматривалась и конкретная практика регистрации религиозных организаций в различных странах Европы. В частности, представитель Министерства внутренних дел Эстонии Р. Рингвее отметил, что в Эстонской Республике регистрация небольших религиозных групп возможна при минимальном количестве учредителей. В связи с этим протоиерей Николай Балашов обратил внимание Комиссара Совета Европы и участников семинара, что в Эстонии до сих пор не имеет государственной регистрации и юридических прав вторая по численности религиозная община страны - Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, насчитывающая более 100 тысяч верующих. В последнее время наметились некоторые положительные сдвиги в решении этого вопроса, однако факт восьмилетней задержки с предоставлением регистрации, несмотря на многократные обращения в государственные органы, продолжает вызывать глубокое сожаление. Р. Рингвее выразил надежду, что протекающий в настоящее время переговорный процесс в скором будущем завершится принятием удовлетворительного решения. В дни работы семинара протоиерей Николай Балашов провел консультации по проблеме регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата с А. Хиль-Роблесом и Постоянным представителем Российской Федерации в Совете Европы А.К. Орловым. В заключительном документе семинара отмечена важная роль Совета Европы в обеспечении соблюдения прав человека, подкрепленная действиями Комиссара А. Хиль-Роблеса. Указано, что законодательные и подзаконные акты государств-членов Совета Европы, регламентирующие отношения Церкви и государства, отличаются значительным разнообразием, сложившимся в том числе и по историческим причинам. Далее в документе сказано:"Участники признают, что определенные Церкви и религиозные общины могут пользоваться особым статусом. Такой статус не представляет собой дискриминации, при условии, что в сотрудничестве с этими общинами государство основывается на ясных и объективных критериях, например, таких как представительность этих общин и их социальная польза для общества в целом, либо для существенных или специфических групп населения. Государство имеет положительную обязанность вносить вклад в сохранение религиозного, культурного и исторического наследия, созданного религиозными общинами на протяжении веков". В семинаре также принимал участие заместитель начальника Управления общественных связей и гуманитарной политики Главного управления внутренней политики Президента Российской Федерации А.О. Протопопов, который представил точку зрения Российского государства по обсуждавшимся вопросам.
ОВЦС МП

РОССИЙСКИЕ АДЕПТЫ СЕКТЫ "АУМ СИНРИКЕ" ПРИЗНАЛИСЬ В ПОДГОТОВКЕ ТЕРАКТОВ
Владивосток, 6 декабря 2001 г.
В ходе следствия все пятеро задержанных российских последователей секты "Аум Синрике" признались в подготовке террористических актов в японских городах Токио и Аомори. Они намеревались провести серию взрывов в многолюдных районах, а затем, под угрозой новых терактов, заставить правительство Японии освободить лидеров секты Секо Асахару и Ниими Тумомицу, а также потребовать деньги - по данным разных свидетелей, 5-6 млн долларов. Эти подробности прозвучали сегодня при чтении обвинительного заключения на суде, который проходит над группой последователей "Аум синрике" во Владивостоке. Обвинение выдвинуто против пятерых участников преступной группы. Трое из них - Дмитрий Сигачев, Борис Тупейко и Дмитрий Воронов - находятся под стражей. Четвертый член группы - Александр Шевченко - в непосредственной подготовке терактов не участвовал и находится в зале заседания. Пятый обвиняемый - Алексей Юрчук - в зале не присутствует по состоянию здоровья. Следствие установило, что возглавлявший преступную группу Дмитрий Сигачев неоднократно встречался с представителями "Аум синрике" в Японии, Чехии, Австрии и получал от них деньги на работу филиала организации в России. Все они отговаривали россиян от проведения террористических актов, в результате чего в мае-июне 2000 года Сигачев решил действовать самостоятельно. К середине прошлого года для проведения взрывов было все подготовлено, но к этому времени за группой уже было установлено наблюдение со стороны правоохранительных органов. Четверо участников были арестованы в июле 2000 года, а пятый задержан полгода назад.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

САУДОВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ ПОЛУЧАТ ПАСПОРТА
Понедельник, 10 декабря
Саудовская Аравия, будучи исламским государством, долгое время считала своими полноправными гражданами только мужчин. Впервые в истории государство приступило к уравнению прав обоих полов, однако до полного равенства еще далеко. Саудовские женщины впервые в истории своей страны получат паспорт, сообщил журнал "Аль Хайат". Уже около тысячи представительниц слабого пола получили этот документ в местных загсах, подчиняющихся МИДу Саудовской Аравии. Если лица мужского пола получают этот важный документ в 16 лет, то женщины - лишь в 22 года, предварительно предоставив свою фотографию в платочке и без макияжа. Согласие на получения паспорта должны предоставить отец, муж или попечитель. Интересно, что заменить это разрешение может трудовая книжка, то есть работающая женщина получает паспорт сама, без разрешения.
Мир религий

КАЖДОМУ ЖИТЕЛЮ ПЛАНЕТЫ ПРИСВОЯТ НОМЕР И ОТСКАНИРУЮТ РАДУЖНУЮ ОБОЛОЧКУ ГЛАЗА
18 декабря
У каждого живущего на Земле человека будут сняты отпечатки пальцев, и каждому присвоен собственный идентификационный номер - такова новая схема тотальной регистрации, призванная, по мнению ее создателей, предотвращать нелегальную иммиграцию и торговлю людьми, сообщает The Sydney Morning Herald. Этот план был разработан главой бельгийской независимой комиссии по делам беженцев Паскалем Сметом (Pascal Smet). Мистер Смет утверждает, что Европейский союз уже опробовал подобную схему идентификации граждан по отпечаткам пальцев или сканированию радужной оболочки глаза. Однако, по его мнению, такая система должна стать общемировой. "Все технические проблемы уже решены, - сказал Смет. - Это лишь вопрос политической воли и инвестиций". "Достаточно просто посмотреть на наше общество, и вы поймете, что все мы уже зарегистрированы от рождения до смерти, - продолжает Смет. - Наши правительства знают: кто мы и что из себя представляем." "Это основное правило эффективного управления. Если вы управляете чем-то, вы точно знаете его количество. Тоже самое с людьми и миграцией." По мнению Смета, такой способ регистрации позволит странам открыть свои границы, поскольку все добропорядочные граждане смогут с легкостью идентифицировать свою личность, иных также легко можно будет обнаруживать и депортировать". Предложение Смета будет вынесено на обсуждение специальной сессии ООН.
lenta.ru

ПАПА РИМСКИЙ УТВЕРДИЛ КАНОНИЗАЦИЮ ОСНОВАТЕЛЯ "ОПУС ДЕИ"
21 декабря 2001 г.
В четверг, после окончательного утверждения папой Иоанном Павлом II, к лику святых Римско-католической церкви был причислен основатель известной католической организации "Опус Деи" ("Божье дело") испанский священник Хосе Мария Эскрива де Белагер (1902-1975). В тот же день папа Римский одобрил канонизацию еще двух прославленных в истории Церкви людей. Это мексиканский индеец Хуан Диего, имевший видение Девы Марии в Гваделупе в 1531 году, и итальянский монах-капуцин Падре Пио (1887-1968), прославившийся стигматами на руках и имеющий огромное число почитателей в Италии и по всему миру.
Мир религий

ПЕНЗЕНСКИМ ВАМПИРОМ ДОЛЖЕН ЗАНЯТЬСЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ЕПИСКОП, СЧИТАЕТ КАТОЛИЧЕСКИЙ СВЯЩЕННИК
21 декабря 2001 г.
Поскольку основная часть населения Пензы считает себя православными, то борьба с вампиризмом есть забота епископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, заявил настоятель католического прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Филипп Эндрюс, сообщает "Благовест-инфо". "Однако если пензенский вампир окажется католиком, то Апостольский администратор католиков юга европейской России епископ Клеменс, проживающий в Саратове, найдет средство помочь ему избавиться от пагубной страсти", - утверждает Филипп Эндрюс. Таким образом настоятель католического прихода откликнулся на публикацию в еженедельнике "Молодой ленинец" статьи о случаях вампиризма в Пензе, якобы наблюдавшихся свидетелем в начале декабря. "Я не верю в вампиров, каких изображают голливудские фильмы, хотя много о них слышал, - говорит Филипп Эндрюс. - Считаю, что если в наше время человек пьет кровь другого человека, то он наверняка принадлежит к какой-нибудь сатанистской секте, где вампиризм используется в ритуальных целях. Дьявол захватил его тело, а за его душу идет борьба между темными и светлыми силами". "В католической церкви есть специально назначенные священники - экзорцисты, которые могут изгнать из человека бесов. Например, в итальянском городе Турине, где достаточно много поклонников сатанинских культов, по поручению местного епископа сейчас работают три священника, владеющих практикой экзорцизма", добавил Эндрюс.
Мир религий

ДВА ЕВРЕЯ СМОГЛИ ВЫЖИТЬ В КАБУЛЕ БЛАГОДАРЯ... ВЗАИМНОЙ НЕНАВИСТИ
Вторник, 11 декабря.
В Кабуле осталось всего лишь два еврея. Они живут в жалком многоэтажном доме с облупившимися стенами, расположившемся на одной из окраин города, над которой господствуют высоты Хаир Кана. 9 декабря они отпраздновали первую ночь Хануки. Они рады, что город, наконец-то, очищен от талибов, и хотя их осталось только двое, каждый зажег ханукальные свечи в одиночестве. Поздно вечером, когда небо начало темнеть, старыми дрожащими руками Ицхак Леви зажег первую из восьми свечей на перекошенном синагогальном подсвечники, от нее, в строгом соответствии с древней традицией, была зажжена и вторая. Теперь каждый вечер праздника, на ханукие (восьмисвечнике) будет прибавляться по одной свече. В маленькой полупустой комнатке, выходящей на битый бетонный двор, свои две свечи зажег и 42-летний Зебулон Симантов, еврей из Туркменистана. Его ханукия установлена на подоконнике, занавешенном куском полиэтилена. Несмотря на общую радость, оттого, что с режимом "Талибан", видимо, покончено раз и навсегда, оба они страдают, потому что, даже в эту ночь они не смогли преодолеть своей старой вражды. Два единственных еврея, живущих в этой военной столице, сумели выжить лишь благодаря взаимной ненависти. Зеболан Симонто говорит: "У меня никогда не было проблем с талибами. А также и с теми, кто сейчас занимает город. Я всегда ладил со всеми. За исключением его". Ицхак Леви говорит: "Этот человек - мое несчастье. Мне здесь хорошо. Если я захочу уйти, то только из-за него". Но они никуда не уходят. Раньше в Кабуле проживало 90 евреев. Все они бежали, за исключением этих двоих. Потому что их не отпускали дела, утверждают они. Они не ушли назло друг другу. Симонто говорит, что Леви - колдун. А Леви говорит, что Симонто - израильский шпион. Кроме того, они называют друг друга жуликами. Для талибов колдуны и шпионы были все равно, что дьяволы. А жуликам обычно отрубают руки. Новые хозяева Кабула не слишком от них отличаются. Симонто и Леви рискуют так же, как и прежде. Однако не уходят. Так у них остается возможность продолжать ненавидеть друг друга. Леви рассказал, что его даже пытали. Ему говорили: "Отрекись от своей религии". Он отвечал: "Я - еврей, и умру евреем". Он говорит, что талибы не виноваты. Вина лежит только на Симонто. Их история началась несколько лет назад. Леви был раввином в синагоге. Вся его семья бежала в Израиль. Он предпочел остаться. Три года назад из Израиля вернулся Зеболан, торговавший коврами и драгоценностями. Он поселился в том же доме, где жил Леви. На том же этаже, дверь в дверь. Все началось с исчезновения Торы, священной рукописной книги иудеев. Один обвинял в краже другого. Возможно, они просто хотели верить в это. Оба они представили друг на друга обвинения талибам. Талибы не придумали ничего лучше, как арестовать обоих. Таким образом, синагога в Кабуле была закрыта. В конце XIX века в столице Афганистана проживало более 40.000 евреев, многие из них бежали от преследований, которым подвергались в Персии (нынешнем Иране). В середине XX века в Кабуле едва насчитывалось 5.000 иудеев, но и они практически все уехали, когда в 1948 было образовано государство Израиль, пишет La Stampa.
Мир религий


Неумеренный пост... не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)


ИЗБРАННЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ОТВЕТЫ
на вопросы пользователей Интернета, принимавших участие в пресс-конференции председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, в Храме Христа Спасителя
(Офрография, пунктуация и стилистика вопросов сохранены)

Скажите пожалуйста Вы разделяете мнение Патриарха Сергия в отношении к инославию и вводится ли решением Собора новые границы Церкви?

Мнение Патриарха Сергия, изложенное в его знаменитой работе "Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам", безусловно, остается авторитетным и для меня, и для подавляющего большинства православных христиан. Его точка зрения отражает отношение Православия к инославию на богословских, святоотеческих и исторических основаниях. Принцип икономии базируется на сострадательной любви и стремлении вернуть отпавших от единства с Церковью собратьев. Этот принцип был развит в трудах А.С.Хомякова, митрополита Антония (Храповицкого) и священномученика Илариона (Троицкого).

На мой взгляд мнение икономистов (3 мнение) более правильно и сохраняет единство Церкви, за это мнение кто то на Юбилейном Соборе голосовал?

Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года не рассматривал вопроса о границах Церкви. На нем были приняты "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию" - доктринальный документ, который дает ясные ориентиры в ведении диалога с инославием и критерии участия Православной Церкви в международных межхристианских организациях. Ни о каком пересмотре "границ Церкви" в этом тексте речи нет. Напротив, документ начинается с утверждения о том, что Православная Церковь сознает себя Церковью в полном и абсолютном смысле слова, то есть что она есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16. 18). Диалог же с инославными является основной формой православного свидетельства с целью возвращения их к вероучению, устроению и нормам духовной жизни Церкви. При этом, принимая участие в совместных христианских акциях и добившись значительного успеха в деле православного свидетельства, наши богословы никогда не отступали со своих позиций, обозначая их открыто и последовательно.

О Вас много говорят что Вы совершаете молитвы с инославными. Вы по принуждению (т.е. когда встречаетесь на экуменических встречах) ли с ними молитесь или Вы чувствуете с ними единство? Разрешено ли Священноначалию Церкви по канонам молится с инославными или Вы молитесь за них? Если да то приведите пожалуйста источник?

Мы не совершаем литургических молитв с инославными и, конечно, не имеем с ними Евхаристического общения. Единственную молитву, которую мы можем прочесть вместе, - это Молитва Господня "Отче наш", оставленная нам Самим Иисусом Христом. Он заповедал произносить ее Своим ученикам и последователям. Молитва Господня запечатлена в Евангелии, почитаемом всеми христианами как Слово Божие. В "Основных принципах отношения к инославию" говорится: "В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя, пришедшего во плоти (1Ин. 1. 1-2; 4. 2, 9), и искреннее благочестие". В домашней же молитве, келейно, мы можем молиться за инославных, чтобы Господь умудрил их покаяться и найти верный путь ко Христу через присоединение к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Владыко, планирует ли Православная Церковь совершать богослужения на русском языке в ближайшем будущем?

Вопрос о возможности использования русского языка в каких-то частях богослужения горячо обсуждался в начале ХХ века, в том числе на Поместном Соборе 1917-1918 годов. Многие тогда высказывали мнение, что при желании пастыря и прихода, по благословению епархиального архиерея это возможно. Но, конечно, почти все соглашались, что славянский язык исторически является основным языком богослужения, и его повсеместная отмена отнюдь не предполагается. Были и другие варианты решения вопроса - например, подготовка новой редакции славянского текста богослужения, при которой его понимание современным человеком существенно облегчалось бы. Святейшим Синодом была создана с этой целью специальная комиссия во главе с будущим Патриархом Сергием, которая многое успела сделать. А потом пришла революция, и эта кропотливая работа была оставлена по обстоятельствам времени. Решениями Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года эти труды предложено возобновить, что вновь было подтверждено на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Как сказал Святейший Патриарх Алексий II, "мы призваны подумать о том, как сделать богослужение более доступным людям".

Можно ли, по Вашему мнению, Владыко, в скором времени увидеть реальное объединение православной молодежи организации "Syndesmos"? Спасибо.

Реальное объединение православной молодежи разных стран должно находить свое выражение в духовном единстве, что проявляется в жизни, соответствующей Церковному Преданию, и, безусловно, в совместном литургическом общении. Немаловажную роль здесь играют встречи и личные контакты представителей молодежи братских Поместных Церквей, что дает им неплохую возможность ближе и лучше познакомится с традициями и национальной культурой друг друга. Организацией и проведением подобных мероприятий призван заниматься "Синдесмос", деятельность которого мы хотели бы видеть как можно более успешной. Прежде всего, этот успех зависит от самой православной молодежи. Православная Церковь готова оказывать ей всю необходимую поддержку.

Владыко ответьте почему ОВЦС которое Вы возглавляете совершенно игнорирует мнение простых верующих по вопросу экуменизма да и не только мнение верующих но и многих великих русских святых неужели Вы иерарх церкви не боитесь Божьего наказания явно нарушая кононы Святой церкви прикрываясь софизмами.

ОВЦС, который мне благословлено возглавлять, является организацией, проводящей общецерковную линию и осуществляющую политику Московского Патриархата. Те направления, которые входят в компетенцию Отдела, определены решениями Святейшего Патриарха, Священного Синода Русской Православной Церкви и её Соборов. Последний из них по времени - Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года - принял специальный документ "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию", подготовленный Богословской комиссией Московского Патриархата и сформулировавший позицию нашей Церкви по всему комплексу межхристианских отношений. Поэтому утверждение о том, что в вопросе об экуменических контактах якобы "игнорируется" мнение православных верующих, представляется необоснованными. Другое дело, что если кто-то занимает по этому вопросу иную позицию, идущую вразрез с мнением Церковной Полноты, и в состоянии чётко и ответственно выразить ее, то такие аргументы, несомненно, будут выслушаны. В свою очередь, должен сказать, что именно глубоким осознанием ответственности перед Богом и людьми за судьбу нашей Церкви, за распространение в мире истины Православия, и продиктована та линия в отношении к инославным христианам, которая осуществляется нашей Церковью в том числе и через ОВЦС.

Как Вы относитесь к применению противозачаточных средств? Ведь, скорее всего, это меньший грех, чем аборт. А аборт, в свою очередь, меньший, чем рожденные "в никуда" дети, которых не любят, не ждут, не имеют возможности накормить и воспитать. Так ли это?

Отношение Церкви к противозачаточным средствам выражено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Суть его заключается в том, что неабортивные средства контрацепции могут попускаться в том случае, если супруги не имеют достаточного духовного опыта и сил, чтобы строить свои интимные отношения в соответствии с естественным циклом. Что касается того, что аборты якобы являются меньшим грехом, чем дети, рожденные, как Вы говорите, "в никуда", то я не могу с этим согласиться. Убийство всегда остается убийством, будь то аборт или эвтаназия, и оправдать его умозрительными соображениями "социальной гуманности" невозможно. Всякий получивший от Господа дар жизни имеет неотъемлемое право на существование в Божием мире, и каждый человек бесконечно ценен в очах Творца, храним Господом и является частью Его замысла о мире и всем роде людском. И потому, отказывая в праве на жизнь и на нашу любовь и заботу "одному из малых сих", мы отказываем Самому Христу.

Ваше Высокопреосвященство! Какие (по названию) противозачаточные средства допускает использовать Церковь христианам? Спрашиваю потому, что Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года не вынес никакого суждения по этому вопросу. Спасибо.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, как Вы справедливо заметили, нет перечня допустимых средств контрацепции, однако содержится основное этическое требование, предъявляемое к ним, - неабортивный механизм их действия. Как Вы понимаете, клиническая экспертиза лекарственных средств и выдача профессиональных заключений о механизме их воздействия на человеческий организм не входят в компетенцию Церкви, для этого есть медики и фармакологи.

Можно ли православным священникам прилюдно осуждать и называть грехом мастурбацию?

Мастурбация как явление аутоэротизма является грехом, ибо, согласно замыслу Божию о человеке, взаимное влечение мужчины и женщины призвано содействовать их любви и духовному единению в благословленном Церковью брачном союзе. Другое дело, что священник должен рассуждать о затронутом вами вопросе с известной деликатностью, чтобы не ввергнуть человека излишними обличениями в грех уныния, особенно когда речь идет о молодых людях, переживающих период физического созревания и взросления. Не могу не сказать также и о том, что встречающиеся даже в среде медиков оправдания этого греха "снятием внутреннего напряжения" некорректны, поскольку, с точки зрения как православной аскетики, так и современной медицинской психологии, сексуальная энергия в ситуации воздержания может сублимироваться в творческую активность личности. И в особенности это относится к христианскому подвигу, который является по своей сути не подавлением природы, но, напротив, ее преображением, награждающим человека обретением подлинной цельности его личности. Это и называется добродетелью целомудрия.

Как Вы думаете, большой ли грех жить "гражданским" браком? И какой грех больше - развод или гражданский брак? Что плохого в том, что молодые люди живут "пробным" браком, рассчитывая на то, что, если они не ошиблись друг в друге, то впоследствии они скрепят его законными узами перед Богом и людьми?

Так называемый гражданский брак, строго говоря, называется на языке Церкви блудным сожительством. Казалось бы, в чем здесь грех, если молодые люди верны друг другу и дружно живут вместе? И все же это не есть семья, не есть "плоть едина". Потому что благословляемая Церковью любовь предполагает ответственность перед Богом за того, кого ты любишь, абсолютное доверие к тому, кого ты любишь, принятие любящими обязательства не покидать друг друга в беде и в радости - без всякой задней мысли, без "если" и "потом". И главное, истинная любовь невозможна без жертвенности, без полной самоотдачи, и такая любовь не может удовлетвориться чем-то меньшим, чем абсолютная полнота отношений, и чем-то более коротким, чем вся жизнь. Как хорошо сказал поэт, "Это растворенье нас самих во всех других как бы им в даренье". В этом нет ничего общего с теми "договорными" отношениями, о которых Вы говорите. Что касается развода, то не всегда супруги оказываются способны сохранить и преумножить ту благодать, то "единомыслие душ и телес", которое дается им в таинстве брака. Часто развод - это просто констатация факта, что семьи больше нет. Грех в том, что привело к разводу, а причины эти все те же: гордыня, эгоизм, ложь, предательство.

Каковы планы сотрудничества или взаимодействия с другими христианскими конфессиями: католиками, баптистами и другими?

Что касается сотрудничества с католиками, то необходимо сказать, что мы открыты к диалогу, сколь бы сложным он сегодня ни казался. Напомню, что после Второго Ватиканского собора, на котором Православная Церковь была названа "Церковью-сестрой", наши отношения с Римско-Католической Церковью развивались весьма позитивно: шли богословские собеседования, развивалось сотрудничество в области образования, иначе говоря, происходил нормальный межцерковный диалог. Ситуация существенно изменилась в начале 1990-х годов, когда после распада СССР постсоветское пространство стало восприниматься определенными кругами Римско-Католической Церкви как свободное поле миссионерской активности. Это породило в православно-католических отношениях весьма болезненную проблему прозелитизма - политику уловления душ, обращения в католичество "неверующего" населения бывшего Советского Союза, игнорируя тысячелетнюю православную традицию нашего народа, культурно-исторические ценности страны. Прозелитизм, несомненно, омрачает отношения Русской Православной и Римско-католической Церквами. Другой серьезной проблемой стала поддержка официальным Ватиканом действий греко-католиков (униатов), которые в конце 1980-х - начале 1990-х годов практически уничтожили три епархии Русской Православной Церкви на Западной Украине - Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую. До сих пор нормальная церковная жизнь православных в этом регионе чрезвычайно затруднена. Дополнительным источником напряженности в отношениях между нашими Церквами явились недавние визиты Папы Римского на Украину и в Казахстан. В частности, на Украине просьба православных воздержаться от поездки была игнорирована Ватиканом, а в ходе состоявшегося визита Папа встретился с лидерами раскольнических групп, объявляющих себя единственными легитимными представителями Православия на Украине. В таких обстоятельствах Украинская Православная Церковь Московского Патриархата была вынуждена не принимать участия в мероприятиях папского визита. Все это существенно осложнило отношения между Русской Православной Церковью и Ватиканом. Наряду с этим надо отметить, что, помимо официальных отношений, существуют связи на уровне отдельных епархий, приходов, монастырей и благотворительных организаций, и здесь, в реальных делах, связанных с социальным служением, благотворительностью и милосердием, обнаруживается взаимодействие, основанное на христианской любви и взаимном уважении. Такие связи наша Церковь активно развивает и намерена делать это впредь.
 

ОТВЕЧАЕТ БАТЮШКА
На вопросы читателей Обозрения отвечает протоиерей Николай Казаков. Ваши вопросы присылайте на адрес ai@ivc.kaluga.ru В теме укажите "ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО ОБОЗРЕНИЯ".


Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко в уме твоем, а он - в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум... должен прежде всего подчиняться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)


НОВОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ИНТЕРНЕТА

Напоминаю, что любой православный вебмастер может присылать новости своей странички для размещения их в этом разделе. Анонсы следует присылать на мой адрес: ai@ivc.kaluga.ru В теме письма не забудьте указать "ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО ОБОЗРЕНИЯ".
 

ПОПОЛНЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ ФОРУМА "ПРАВОСЛАВНАЯ БЕСЕДА"
http://beseda.mscom.ru/library/

  • Записки игумении Таисии

  • http://beseda.mscom.ru/library/books/tais.html
    http://beseda.mscom.ru/library/zip/tais.zip (zip 113 K)
    Записки игумений Таисии, известной своей высокой духовной жизнью, своими трудами по благоустроению нескольких женских обителей и своими духовными стихотворениями и "Письмами к новоначальной инокине", являются автобиографией почившей и доведены до начала жизни ее в Леушине. Они написаны были ей в разное время, и последний очерк относится к 1892 г. По глубокому смирению своему, м. Таисия не решалась предавать печати эти записки, хотя знаменитый молитвенник о. Иоанн Кронштадтский, питавший особое почтение и любовь к почившей, желал видеть их напечатанными. Он читал эти записки и собственноручно написал в конце одной тетради записок: "Благословляю печатать эту книгу, как достойную печати, на память будущим родам и во славу Божию. Прот. И. Сергиев, 31 окт. 1906 г.", и на другой тетради записок: "Дивно, прекрасно, божественно, печатайте в общее назидание. Прот. И. Сергиев, авг. 21, 1892 г."
     
  • Митр. Вениамин (Федченков) "Послужи народу...". Два сорокоуста (мысли по поводу указов Митрополита Сергия)

  • http://beseda.mscom.ru/library/books/fed3.html
    http://beseda.mscom.ru/library/zip/fed3.zip (zip 151 K)
    Перед, нами не просто поденные записи, сделанные для себя. Это, прежде всего, плод взятого на себя вольною волею тяжкого молитвенного подвига, нелегких размышлений. Главная тема этих записей - взаимоотношения Церкви и государства (причем государства в крайнем его проявлении: не просто безбожного, а воинствующе-богоборного, стремившегося всеми доступными средствами уничтожить Церковь).
     
  • Сергей Фудель. У стен Церкви

  • http://beseda.mscom.ru/library/books/fudel3.html
    http://beseda.mscom.ru/library/zip/fudel3.zip (zip 69 K)
    В жизни каждого православного человека обязательно была книга, статья, выписка, конспект, глубоко повлиявшие на его жизненный выбор, на серьезный, решительный шаг идти по жизни за Христом, невзирая ни на человеческое мнение, ни на жизненные обстоятельства, ни на всю притрудность пути. Для многих такой путеводной звездочкой стала работа С.И. Фуделя "У стен Церкви", впервые опубликованная в самиздатовском сборнике "Надежда", издававшемся под редакцией З.А. Крахмальниковой. Мы публикуем ее с небольшими сокращениями в надежде на то, что эти теплые невыдуманные слова помогут многим нашим современникам обрести тот духовный свет, который так трудно разглядеть новоначальному христианину в современной церковной действительности.

Пополнение "Библиотеки православного христианина" (Вэб-Центр "Омега")
http://www.wco.ru/biblio

  • Cвященник А.Рождественский. Благоустроение семейной жизни.

  • http://www.wco.ru/biblio/books/family1/Main.htm?mos
    http://www.wco.ru/biblio/zip/family1.zip (zip-книга 46 Кб)
    О назначение христианской семьи, о выборе жениха и невесты, о таинстве венчания и благоустроениии семейной жизни. Издание подготовлено по книге "Семья православного христианина", С.Петербург, 1902 г.
     
  • Н.Е.Пестов. Православное воспитание детей.

  • http://www.wco.ru/biblio/books/pestov1/Main.htm?mos
    http://www.wco.ru/biblio/zip/pestov1.zip (zip-книга 204 Кб)
    Систематическая подборка материалов по вопросу духовного воспитания детей, взятых из текста Священного Писания, творений отцов Церкви, жизнеописаний святых и подвижников благочестия и опыта благочестивых педагогов и мирян.
     
  • Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.

  • http://www.wco.ru/biblio/books/nikserb1/Main.htm?mos
    http://www.wco.ru/biblio/zip/nikserb1.zip (zip-книга 78 Кб)
    Размышления о сути вещей, о том, каким должно быть отношение человека к Богу, к себе самому, к ближним, к природе; о том, что все окружающее нас окутано тайной, проникнуть в которую человеческому разуму не под силу...

Новости на Православном Медицинском сервере
http://www.pms.orthodoxy.ru


Православная страница "Неофит" 
http://www.neofit.r2.ru/ 
На этом сайте можно найти проповеди о. Димитрия Смирнова (в формате real audio), ссылки на книги Библиотеки "Православного христрианина", форум.
 
 

ОБЪЯВЛЕНИЯ

В этом разделе публикуются бесплатные объявления некоммерческого содержания от частных лиц и организаций. Тексты объявлений следует присылать на адрес ai@ivc.kaluga.ru В теме письма не забудьте указать "ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО ОБОЗРЕНИЯ".

ХРАМ ПРОСИТ О ПОМОЩИ

Дорогие подписчики, мой приходской храм находится к крайне тяжелом финансовом положении, из-за чего работы по его восстановлению почти остановлены. Фотографию храма и историческую справку можно найти на страничке: http://beseda.mscom.ru/hram.html Будем искренне благодарны за любую помощь.

Ваш Александр Иванов

Реквизиты:
ИНН 4027019260
Наименование: Подворье Свято-Пафнутьева Боровского монастыря - храм в честь Преображения Господня в г.Калуге
Счет ╧ 40703810822240103383
Банк плательщик: Калужское ОСБ ╧ 8608 г.Калуга
К/с 30101810100000000612
БИК 042908612

По всем вопросам можно связаться со мной по е-мейл: ai@ivc.kaluga.ru


Не забудьте переслать "Православное обозрение" Вашим друзьям.


Источники цитат:

1. Цит. по творениям свт. Игнатия, т.5, стр. 27
2. Творения свт. Игнатия, т.1, стр. 136
3. Творения свт. Игнатия, т.1, стр. 137
4. Творения свт. Игнатия, т.1, стр. 133

Новости подготовлены по материалам:

Редактор рассылки: Александр Иванов, ai@ivc.kaluga.ru.
Помощь в подборе информационных материалов: Андрей Левагин

Форум "Православная беседа": http://beseda.mscom.ru
Архив предыдущих выпусков Обозрения: http://beseda.mscom.ru/list

Обозрение рассылается через службы:
http://www.subscribe.ru
http://MailList.ru/
http://www.content.ru/

Автор рассылки не несет ответственности за содержание рекламных блоков в начале или конце рассылки. Эта реклама является платой за бесплатный сервис  служб  рассылок,  автор  узнает  о содержании рекламы вместе с остальными подписчиками после выхода рассылки.




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное