Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное обозрение

  Все выпуски  

Православное обозрение N67 (часть 2)


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
+
П Р А В О С Л А В Н О Е     О Б О З Р Е Н И Е

Выпуск 67 (часть 2)


ПОСЛАНИЕ

СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

А Л Е К С И Я     II

Господи! Молит Тя Твоя Церковь...
буди милостив нам, укрепи нас в правоверии силою Твоею,
заблуждающим же просвети разумныя очи
светом Твоим Божественным, да уразумеют Твою истину...
(из чина в Неделю Торжества Православия).

Возлюбленные о Господе Преосвященные собратья архипастыри, досточтимые пастыри и весь клир церковный, честные иноки и инокини, боголюбивые миряне - верные чада Русской Православной Церкви!

Мы вступили на благодатное поприще Великого поста, который, как поется в церковном песнопении, есть "мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков" (Стихира на стиховне утрени понедельника первой седмицы Великого поста). Время Святой Четыредесятницы - это наилучший период для молитвенных и покаянных раздумий о жизни каждого из нас, о судьбах Церкви и многострадального земного Отечества нашего.

Мы только что перешагнули символический рубеж XXI столетия, оставив в прошлом, пожалуй, самый трагический век. Он знал гонение и возрождение Церкви, радости и горести народа. В этом веке произошли многие перемены в жизни людей. Развивались науки и технологии, некоторые плоды которых вызывают у верующих смятенные чувства, а иногда - страхи и опасения. Так, в церковной среде возникла дискуссия по поводу введения в нашей стране новой технической системы налогового учета, в элементах которой некоторые усмотрели признаки последних времен.

Священный Синод нашей Церкви откликнулся на эту обеспокоенность паствы, сделав 7 марта 2000 года особое Заявление, в котором призвал уважать чувства верующих и хранить христианское трезвомыслие. Оно оказалось своевременным, и за прошедший год многое в упомянутой проблеме прояснилось, а многое претерпело изменение. Государство со вниманием отнеслось к голосу Церкви: состоялся взаимно уважительный и плодотворный диалог Священноначалия и властей предержащих. Первые плоды этого диалога одобрил Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в августе прошедшего года, который счел удовлетворенной просьбу Церкви об изменении формы присвоения налоговых номеров. Ныне мы можем уверенно сказать, что вопросы, смущавшие совесть верующих в связи со введением индивидуальных номеров налогоплательщика, благополучно разрешены, а результаты договоренностей между Церковью и государственными органами, как мы надеемся, будут закреплены в нормах закона.

Важный вклад в разрешение возникших недоумений внесла Синодальная Богословская комиссия, которая 19-20 февраля провела в Троице-Сергиевой Лавре расширенное заседание с участием наместников и духовников ставропигиальных монастырей, церковных и светских специалистов. Итоговый документ, принятый на заседании Комиссии, утвержден Священным Синодом в качестве руководства для священнослужителей в их пастырской деятельности.

Богословская комиссия и Священный Синод, обсудив тему налоговых номеров, пришли к твердому выводу: принятие или непринятие этих номеров не является грехом. Оно не должно быть причиной для осуждения одних православных христиан другими. Вопрос о том, принимать ли налоговый номер, есть дело свободного гражданского выбора, но никак не является вероисповедным вопросом. К подобному выводу Церковь приходит уже не впервые, приходит после тщательнейшего исследования всех богословских, общественных и научных сторон проблемы.

Дорогие мои! Со всей искренностью, любовью и пастырской заботой говорю: вам нечего бояться. Если же кто-то, пусть даже самый красноречивый человек, будет продолжать сеять в ваши сердца ложные страхи и сомнения, то верьте не ему, а Полноте церковной.

Сказав это, одновременно заверяю вас, что Святая Церковь будет пристально наблюдать за происходящим вокруг нее. Технологическое развитие может дать злонамеренным силам в стране и мире слишком много возможностей для контроля над жизнью человека. Чтобы этого не случилось, церковное Священноначалие продолжит диалог с властью и с международными структурами, побуждая их сохранить богоданную свободу личности.

Верным чадам нашей Церкви, вступившим в благословенный период Великого поста, считаю важным напомнить о необходимости уповать на Бога и о доверии Творцу. Уже проповедь Христова, начавшаяся словами: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4. 17), - возвестила наступление "последних времен" человеческой истории. Но спасительный подвиг Христа, Его Крестная смерть и Воскресение открыли врата Царства Божия тем, кто с верою и упованием следует за Ним, пребывая в основанной Им Церкви.

Святой апостол Иоанн в своем послании также говорит о наступлении "последнего времени" и о том, что с самого начала бытия Церкви у нее появились противники (1 Ин. 2. 18). Силы зла действовали и продолжают действовать вокруг нас, но христианам нечего страшиться. Святой апостол Петр назидает: "И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?" (1 Пет. 3. 13). Сам Господь сказал Своим ученикам и последователям: "Да не смущается сердце ваше и да не устрашается" (Ин. 14. 27); "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16. 33). А потому христиане должны являть пример светлой и крепкой веры в силу победы Христовой. Церковь за две тысячи лет своего земного бытия не раз переживала трудные времена, когда ее терзали расколы и ереси или когда могущественные силы мира сего воздвигали гонения на христиан. По человеческому разумению, беды, обрушившиеся на нее, должны были ее уничтожить. Но этого не произошло по неложному обетованию Христа Спасителя: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16. 18). Многочисленные ереси и разделения были побеждены, и ныне мы празднуем Торжество Православия.

Но нелишне напомнить: одна из причин расколов и нестроений состоит в том, что отдельные христиане и даже пастыри дерзостно почитают себя непревзойденными знатоками церковного учения, непогрешимыми толкователями Священного Писания, судьями Церкви, носителями некоего особого дара, превышающего данное Богом в Таинствах Крещения и Священства. Сегодня такие "ревнители не по разуму" не сознают опасности придать своим ограниченным суждениям характер "общецерковного учения".

Мы же с вами должны помнить, что мир и его история находятся в руках Божиих, а наше спасение, как и наша духовная погибель, не могут совершиться сами собой, по каким-либо внешним причинам, без нашего личного участия. Только глубокая живая вера, сознательный духовный труд, деятельное соработничество Христу могут стяжать нам спасение. И, напротив, только вольное и сознательное отречение от Господа и Спасителя приводит к погибели. Поэтому судьба мира и судьба нашего Отечества сегодня в значительной степени зависит от нас, христиан, от нашего духовно-нравственного состояния, от нашей молитвы и покаяния, от нашей способности нести благую весть и творить дела милосердия.

Вне Церкви существует предостаточно мнений, но истинная вера христианская живет только в лоне Церкви. "Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди".

Будем же достойно проходить предстоящее нам поприще Великого поста, очистим душу покаянием, возгреем в сердцах веру в Господа Бога, помня, что тогда никто и ничто не отлучит нас от любви Божией. Немощным же в вере и смущающимся Святая Церковь снова и снова напоминает: "С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог!"

Алексий,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
19 февраля / 4 марта 2001 года,
Неделя первая Великого поста. Торжество Православия


Оправдываться пред собою, обольщать, заглушать свою совесть, - всегда беззаконно, всегда бедственно; усвоившеяся "словеса лукавствия" соделывают человека ожесточенным фарисеем, способным на всякое преступление. Оправдание в согрешениях, не нуждающееся в вымыслах и многословии, оправдание, всегда принимает Богом - покаяние.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)


ПРОЧИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ПАПА РИМСКИЙ ОТКАЗАЛСЯ ОТ МЫСЛИ ПОСЕТИТЬ МОСКВУ
26 февраля.
Вопрос о визите в Москву Папы Римского Иоанна Павла II сегодня не ставился. Об этом сообщил сегодня председатель правительства РФ Михаил Касьянов, отвечая на вопросы российских журналистов об итогах своей беседы с главой Святого Престола, сообщает ИТАР-ТАСС. Михаил Касьянов отметил, что в настоящее время существуют "некоторые шероховатости" в отношениях между Ватиканом и Русской Православной Церковью. "Я надеюсь, что действия обеих сторон по снятию этих шероховатостей приведут впоследствии к созданию условий для встречи Папы Римского и Патриарха Московского и Всея Руси, - сказал Михаил Касьянов. - Но это вопрос будущего, хотя и надежда на это была выражена в ходе сегодняшней встречи". Глава российского правительства отметил, что в ходе встречи с Иоанном Павлом II обсуждались вопросы по поддержанию диалога, который уже официально существует на протяжении последних 10 лет между Россией и Ватиканом. Было подтверждено удовлетворение уровнем этих отношений и надежда на их развитие в будущем. "Иоанн Павел II проявил интерес к событиям, происходящим ныне в России. Он очень ценит усилия российского руководства по сохранению и воссозданию культурных ценностей и культурных памятников в России", - сказал Михаил Касьянов. Отношения Ватикана и Русской Православной Церкви в настоящее время чрезвычайно сложны. Прежде всего это связано с тем, что Ватикан рассматривает каноническую территорию Московского Патриархата как зону для активной прозелитической деятельности. Против визита Папы на Украину, запланированного на июнь нынешнего года, выступила Украинская Православная Церковь (МП), но ее голос не был услышан в Ватикане. Особенно тяжела ситуация на западе Украины, где три православные епархии (Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская) практически полностью разгромлены униатами с санкции Папы. На поддержку Папы рассчитывают и украинские раскольники: филаретовцы и автокефалисты. Папа Иоанн Павел II фактически отказался от диалога с Русской Православной Церковью, кроме того, с недавних пор она Ватиканом больше не называется Церковью-сестрой. В Ватикане полагают, что единственной истинной Церковью является Римско-католическая церковь, а все остальные христианские церкви должны постепенно влиться в нее. В этих условиях какой-либо диалог с римокатоликами чрезвычайно затруднен, а встреча Папы с Патриархом практически невозможна.
Страна.Ru

ЛЕОНИД КУЧМА ЗАЯВИЛ, ЧТО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВИЗИТ В КИЕВ ПАПЫ РИМСКОГО ИОАННА ПАВЛА II СОСТОИТСЯ, НЕСМОТРЯ НА ПРОТЕСТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Кучма для уверенности добавил, что не намерен менять свое решение. "Мы будем встречать Папу с надеждой, ибо его приезд будет полезным для Украины", - цитирует украинского лидера "Интерфакс". Визит планируется на 24-27 июня 2001 года
Полит.ру

ВОПРЕКИ НАСТРОЕНИЮ БОЛЬШИНСТВА УКРАИНЦЕВ
Киев, 27 февраля.
Особенным назвал предстоящий визит папы римского на Украину глава украинского МИДа Анатолий Зленко. На состоявшемся 26 февраля заседании оргкомитета по подготовке и проведению государственного визита Иоанна Павла Второго, который возглавляет министр иностранных дел, Зленко заявил, что "официальный визит понтифика будет иметь для Украины чрезвычайно важное значение". По словам министра, "в международном измерении он является логичным шагом в развитии двусторонних отношений между Украиной и Ватиканом, а также создаст положительную атмосферу для дальнейшего построения связей со странами латинского мира, прежде всего, западными соседями Украины". "Мы надеемся, что пребывание на Украине папы римского придаст новый импульс духовному развитию украинского общества и консолидации нации вокруг исконных христианских ценностей, традиционных для нашего народа", - отмечает украинский министр, который, очевидно, забыл, что для большинства народа Украины традицией является не католицизм, а Православие. Несмотря на оптимистическую риторику главы МИДа трудно ожидать положительного эффекта от папского вояжа, если подавляющее большинство православных украинцев настроено против этого визита по причине крайне агрессивных действий западно-украинских католиков против Украинской Православной Церкви.
ИТАР-ТАСС

КОНСУЛЬСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ МИД УКРАИНЫ БУДЕТ СОДЕЙСТВОВАТЬ ВЪЕЗДУ НА УКРАИНУ ПАЛОМНИКОВ ВО ВРЕМЯ ВИЗИТА ПАПЫ РИМСКОГО
Киев, 1 марта
"Консульский департамент украинского МИД сделает все, чтобы все желающие паломники смогли посетить Украину 23-27 июня, когда здесь будет находиться с визитом глава Ватикана Папа Римский Иоанн Павел Второй", - заверил сегодня журналистов начальник департамента Виктор Кирик. По его словам, "изучаются возможности упрощенного въезда паломников". При этом соответствующие украинские службы "учитывают опыт Польши, принимавшей столь высоких гостей". Кирик высказал уверенность, что "препятствий для въезда паломников не будет, а какие-либо формальности со стороны консульских служб "будут сведены до минимума". Руководитель департамента сообщил также, что решение проблем с въездом паломников и другими вопросов, связанных с визитом главы Ватикана, отчасти облегчит открытие во Львове представительства МИД Украины, которое начнет там полноценно работать через месяц-полтора. Согласно предварительной программе, Папа Римский посетит Киев и Львов. Программа может включать его обращение к украинскому народу, которое транслировалось бы в прямом эфире на весь мир, литургии латинского и византийского обрядов, проведение заседания Всеукраинского совета церквей при участии Папы.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

В СТОЛИЦЕ СУД ОТКАЗАЛСЯ УДОВЛЕТВОРИТЬ ИСК ПРОКУРАТУРЫ О ЛИКВИДАЦИИ МОСКОВСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ "СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ"
Москва, 23 февраля
Головинский межмуниципальный суд Москвы отказался удовлетворить иск прокуратуры Северного округа столицы о ликвидации Московской религиозной общины "Свидетели Иеговы" и о запрете ее деятельности. Такое решение было принято в пятницу на заседании суда. Кроме того, судья Елена Прохорычева обязала прокурора оплатить работу пяти экспертов, которые в течение двух лет изучали литературу и знакомились с деятельностью этой организации. Судья также отметила, что решение может быть обжаловано в течение двух недель. Между тем, прокурор Татьяна Кондратьева заявила "Интерфаксу", что ей "нужно подробно ознакомиться с судебным заключением". "И, может быть, я соглашусь с тем, что там сказано", - добавила она. "Русская православная церковь не инициировала судебный процесс против свидетелей Иеговы, но считает деятельность этой организации опасной" так прокомментировал решение Головинского суда официальный представитель Московской патриархии, отец Всеволод Чаплин.
ИНТЕРФАКС

ОКРУЖНАЯ ПРОКУРАТУРА МОСКВЫ ПОДАЕТ ПРОТЕСТ НА РЕШЕНИЕ СУДА, ОТКЛОНИВШЕГО ИСК О ЗАПРЕЩЕНИИ "СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ" В РОССИИ
Москва, 4 марта.
Прокуратура Северного округа Москвы подает протест на решение районного суда, отклонившего иск о запрещении религиозной организации "Свидетели Иеговы". Кассационная жалоба будет рассмотрена в Московском городском суде. Как отметили 3 марта в районной прокуратуре, решение суда вызвало недоумение, поскольку "четверо из пяти членов экспертной группы, созданной специально по решению суда, поддержали обвинение", - подчеркнули в прокуратуре. Специалисты в области психологии, религии и лингвистики исследовали религиозную литературу "Свидетелей Иеговы". Согласно их выводам, основополагающие документы организации содержат суждения, разжигающие религиозную рознь, используют технологии психологического воздействия на читателя, призывают к разрушению семьи, отказу от переливания крови. "Мы намерены добиваться отмены несправедливого решения", - подчеркнули в прокуратуре. Гражданское дело о запрете деятельности религиозной организации "Свидетели Иеговы" было возбуждено в 1998 году прокурором Северного административного округа столицы и слушалось в Головинском межмуниципальном суде. В обвинении содержатся факты нарушения законодательства РФ, что согласно статьи 14 Закона о свободе совести, служит основанием для запрета организации. Движение "Свидетели Иеговы" основано в конце ХIХ века американским бизнесменом Чарльзом Расселом. В России его последователи появились в 1887 году. Сейчас, по данным самой организации, в стране действуют более 360 общин. Управленческий центр "Свидетелей Иеговы" два года назад прошел перерегистрацию в Минюсте РФ. В ряде стран иеговисты запрещены или ограничены в правах.
ИТАР-ТАСС

ПАПА РИМСКИЙ ПЫТАЕТСЯ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРАДИЦИОНАЛИСТСКИЙ РАСКОЛ В КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Папа Римский Иоанн Павел II назначил четырех новых членов комиссии "Ecclesia Dei" ("Церковь Божия"), сделав тем самым еще одну попытку преодолеть традиционалистский раскол внутри Католической Церкви, возглавлявшийся ныне покойным архиепископом Марселем Лефевром, сообщает агентство "Благовест-инфо". Комиссия была создана в 1988 году вскоре после того, как Лефевр - бывший архиепископ Дакарский, - чувствуя приближение смерти, без согласия Папы рукоположил четырех епископов. После самовольных хиротоний Лефевр и поставленные им епископы были официально отлучены от Церкви, и таким образом произошел единственный за время понтификата Папы Иоанна Павла II раскол. Причиной отделения Лефевра от Рима стало неприятие им "модернистских" реформ II Ватиканского собора. Среди новых членов комиссии - один из самых влиятельных католических деятелей и современных богословов кардинал Йозеф Ратцингер, возглавляющий Конгрегацию по вопросам вероучения. Архиепископ Марсель Лефевр (1929-1991) в 1970 году основал в Эконе (Швейцария) семинарию для подготовки священников в духе неприятия ватиканских реформ. Особенное недовольство архиепископа Лефевра вызвали литургические реформы начала 60-х годов, значительно изменившие традиционный строй католического богослужения. Архиепископ Лефевр выступил также с резкой критикой постановлений Собора об экуменизме, которые он считал недолжным компромиссом, угрожающим неповрежденности католической догматики. Шестью годами позже, отказавшись выполнить распоряжение Ватикана о прекращении деятельности эконской семинарии, Лефевр был запрещен в служении. В 1979 году он основал Священническое братство св. Пия Х, взявшее на себя руководство эконской семинарией и открывшее ряд своих центров, духовных школ и монастырей в других странах. В 1986 году Лефевр подверг резкой критике посещение Иоанном Павлом II римской синагоги, а вскоре решительно осудил миротворческую встречу представителей различных мировых религий, состоявшуюся в Ассизи по инициативе того же Папы. Со своей стороны Ватикан шел на ряд уступок традиционалистам. В 1984 году было разрешено совершать в некоторых случаях дореформенную мессу. 5 мая 1988 года кардинал Ратцингер, представлявший Святой Престол, и Лефевр заключили соглашение, но вскоре архиепископ дезавуировал свою подпись, а 30 июня совершил епископские хиротонии без согласия Папы и тем самым открыто пошел на раскол с римским престолом. В течение нескольких последних месяцев лидеры братства св. Пия Х вели переговоры с префектом Конгрегации по делам духовенства кардиналом Дарио Кастрильоном Ойосом. Как явный шаг навстречу Ватикану расценивают обозреватели факт юбилейного паломничества членов братства в четыре главные базилики Рима в августе 2000 года. В декабре прошлого года глава братства монсиньор Бернар Фелле встретился в Ватикане с Иоанном Павлом II, однако, насколько известно, никаких кардинальных решений в ходе этой встречи принято не было. По сведениям из информированных источников, среди членов Братства св. Пия Х сегодня нет полного единомыслия. Если "непримиримые" продолжают считать, что объединение со "впавшим в модернизм" Ватиканом невозможно, то другие готовы пойти на компромисс, чтобы наконец покончить с расколом.
Страна.Ru

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, С КОТОРЫМИ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НЕ РЕКОМЕНДУЕТ СОТРУДНИЧАТЬ
5 марта в Малом зале администрации города Нижнего Новгорода состоялась пресс-конференция "Религия в Нижнем Новгороде: итоги перерегистрации религиозных объединений". Организаторами пресс-конференции были: Главное управление Министерства юстиции РФ по Нижегородской области и департамент по связям с общественностью, конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству администрации города Нижнего Новгорода. На конференции выступили: начальник отдела Главного управления МЮ РФ по Нижегородской области Алексей Евгеньевич Воронин, 1-й зам.директора департамент по связям с общественностью, конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству администрации города Н.Новгорода Игорь Валентинови Симонов, доцент ННГУ Евгений Новомирович Волков - всероссийски известный специалист по новым религиозным движениям. Нижегородский регион и его областной центр отличаются высоким тонусом религиозной жизни, количество зарегистрированных и прошедших перерегистрацию религиозных объединений (497) в нашем регионе больше, чем в целом ряде областей и республик со сравнимой численностью населения. В областном центре прошли перерегистрацию 47 религиозных организаций, здесь находятся руководящие межрегиональные центры нескольких конфессий (евангельских христиан-баптистов, христиан-адвентистов седьмого дня, христиан веры евангельской). По количеству действующих православных объединений (400) область находится на втором месте в России после Московского региона, "обгоняя" даже Санкт-Петербургский регион. Алексей Воронин рассказал об итогах перерегистрации, причинах в отказе перерегистрации для единственной в области религиозной организации области (речь идет только об одном объединении - Ассоциация Святого Духа за объединение мирового Христианства), об особенностях религиозной ситуации в области и областном центре. 1-й зам.директора департамента по связям с общественностью, конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству администрации города Н.Новгорода Игорь Симонов огласил названия религиозных объединений, действующих в областном центре, с которыми администрация города не рекомендует сотрудничать органам муниципальной власти, муниципальным учреждениям образования и культуры независимо от факта их регистрации. Это связано с негативной репутацией данных религиозных организаций как в России, так и за рубежом, жалобами граждан на данные религиозные организации. Речь идет о следующих объединениях: Свидетели Иеговы; ассоциация Святого Духа за объединение мирового Христианства (другие названия : Церковь Объединения, сторонники проповедника Сан Мен Муна, "мунисты") и их дочерние организации "Федерация семей за мир во всем мире", "Федерация женщин за мир во всем мире", студенческая организация CARP; Церковь Христа (другие названия: Московская Церковь Христа, Бостонское движение); Церковь Божией Матери Державная (прежние названия: Богородичный Центр, Марианская Церковь, Собор Святой Руси и др.); Церковь Третьего Завета (стороники Виссариона - "Христа"); Великое Белое Братство Юсмалос (Белое братство, сторонники Марины Цвигун); Рэйки Кадуцей ("Межгалактический Центр Иерархии Света"), саентология (в Н.Новгороде представлена организацией Нижегородский центр "Дианетика"), организация "Живой поток"(другие названия: "Свидетели Ли", "Свидетели Уитнесса Ли"), различные течения т.н. "Истинно Православной Церкви" (в Н.Новгороде действует три данных течения, руководители которых называют себя "епископ Нижегородский и Ардатовский", "епископ Нижегородский и Зименковский", третье течение не признает никаких епископов). И.Симонов считает, что оглашение данного списка не является нарушением принципов религиозной свободы, он отметил, что подобная практика (объявление, с каким организациями государственные и муниципальные органы не намерены сотрудничать, несмотря на их официальную регистрацию) существует в Германии, Франции, Греции и др. странах. Необходимо различать право каждого человека на исповедение любой религии и вопрос о том, должны ли государственные и муниципальные органы содействовать расширению деятельности того или иного религиозного объединения. Евгений Волков рассказал об особенностях деятельности религиозных объединений, имеющих репутацию "тоталитарных сект", "деструктивных культов".
Администрация города Нижнего Новгорода Департамент по связям с общественностью, конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству.


Так! Если кто рассмотрит себя, как я сказал, со страхом Божиим, и исследует свою совесть, тот всячески найдет себя виновным.
Преп. Авва Дорофей


ОТВЕЧАЕТ БАТЮШКА

На вопросы читателей Обозрения отвечает протоиерей Николай Казаков. Ваши вопросы присылайте на адрес ai@terra.ru В теме укажите "ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО ОБОЗРЕНИЯ".

Дополнение к вопросу о Дивеевской Лавре преп. Серафима Саровского.
(спасибо нашим читателям)
132424 Москва, Волоколамское шоссе, д.88, строение 4, комн. 102
Тел. (095) 491-78-30, факс 490-60-11
607320 с.Дивеево Нижегородской обл., монастырь. Тел (8-8314-3)2-14-89
Для перечисления на р/с монастыря
ФАКСБ РФ ОАО "Нижегородский банк" г.Нижний Новгород
БИК: 042202603 ИНН: 5216001711
К/сч: 30101810900000000603;
Р/сч: 40703810842390001038;
В "Назначении платежа" указать: для Ардатовского ОСБ 4381 / 037 с.Дивеево  на восстановление Канавки

Здравствуйте батюшка Николай!
Прошу вас объясните, пожалуйста, как нужно понимать 4 заповедь помни день субботний, чтобы святить его. И почему многие сектанты упрекают православных христиан в том, что мы нарушаем эту заповедь.
С уважением Роман

Как написано в Священном Писании (не только в Ветхом Завете, но и в Новом), так прямо и понимать. Православные (в отличие от католиков) эту заповедь никогда не нарушали (полемика сектантов вырабатывалась в основном на Западе, где их оппонентами были по преимуществу католики, не разобравшись, сектанты переносят все свои претензии к католикам и на нас). Суббота для нас - день праздничный. Наглядный пример. Зайдите сейчас, пока идет Великий пост, в храм и Вы увидите, что в будние дни облачение у священника темное (черное), совершается особое постовое богослужение, прихожане во время молитвы кладут земные поклоны и проч., а в субботу облачение самое светлое, белое, богослужение совершается обычное, земных поклонов нет и т.д. Но христиане с самых первых дней существования Церкви почитали еще один день недели, а именно, следующий за субботой ("в первый же день недели..." Ин. 20, 1) - день, в который воскрес наш Спаситель, и почитали в большей мере, чем субботу. Об этом свидетельствует апостол Варнава в своем Послании, свт. Игнатий Богоносец, ученик ап. Иоанна Богослова, в Послании к Магнезийцам и др. Кстати, Ветхий Завет никогда не запрещал других праздников, кроме суббот, наоборот, предписывал их, наприм. "юбилеи" и др. Подробно этот вопрос разбирается в книге диакона Андрея Кураева "Протестантам о православии" в главе "Обращение к адвентистам".

Отец Николай, у меня возник кощунственно-провокационный вопрос. Но все-таки хотелось бы получить на него ответ. Куда делось Тело Христа после его Вознесения? Сергий

Евангелие, описывая события после Воскресения Христа, свидетельствует, что Его Тело по Воскресении стало иным - сохранилась Его материальность, но она стала "тонкой", духовной. Это новое качество воскресшего Тела позволяло Христу проходить сквозь закрытые двери, во мгновение перемещаться из одной части Палестины в другую и проч. (см. Евангелие). Т.е. Тело Христа вышло из безусловного подчинения законам физического мира, получило возможность существовать в сфере бытия, которую обычно именуют духовным миром (а он, как всем известно, скрыт от наших глаз, воспринимающих лишь грубо материальные объекты; а что мы, слепые, можем о нем знать?). Вознесение на небо, описанное в книге Деяний, не означает в буквальном смысле, что Христос переместился с поверхности земли в верхние слои атмосферы или космическое пространство. Это было, в данном случае, внешним знаком апостолам, что Христос перешел от несовершенного образа существования к совершенному, ведь именно с небом у всех народов ассоциируется "место пребывания" Бога.

Благословите, Батюшка!
Почти год назад я принял Православную веру и крестился. Стараюсь жить по Божиим заповедям, но возникли некоторые трения с супругой. Она крещеная, до моего принятия Христианства в нашей семье она была более верующим человеком из нас всех, а теперь ее пугают те изменения, которые со мной происходят(я соблюдаю посты, читаю духовную литературу, пытаюсь говорить с ней на волнующие меня темы и т.д.). Посоветуете может что.
Спаси Господи!
Алексей

На этот вопрос трудно ответить определенно, поскольку мне не известны обстоятельства Вашей семейной и духовной жизни, не известно, каковы представления о православии у Вашей супруги. Самый простой способ решить подобные затруднения - найти нелицемерно верующего и богословски образованного священника, к которому вы оба (!) обращались бы за советом. Но если сочтете необходимым, то напишите мне, что конкретно беспокоит Вашу супругу; попросите ее, чтобы и она написала письмо и высказала свои опасения. Мой e-mail адрес можно узнать у автора рассылки.
Здравствуйте! Я замужем за итальянцем (он католик). Наш ребёнок был крещён в католической церкви. Но с согласия моего мужа хочу, чтобы ребёнок стал православным. Возможно ли это?
С уважением, Лариса.

Вполне. Что касается внешней стороны принятия Вашим ребенком православия, то над ним необходимо совершить в любом православном храме таинство Миропомазания (если он еще не принял католическую конфирмацию).
Но... Кем станет Ваш ребенок - православным или католиком - зависит в первую очередь от того, в какой вере его будут воспитывать. Если Ваш муж согласен лишь на то, чтобы над ребенком совершили какие-либо обряды в православном храме, а воспитание веры останется в его ведении, то скорее всего ребенок станет католиком. Поэтому Вам самой необходимо как можно более подробно познакомиться как с вероучением православной Церкви, так и с практической стороной веры (т.е. духовной жизнью), а также уяснить для себя, каковы существенные отличия католической духовности от православной, чтобы не оказаться безучастным свидетелем воспитания в Вашем чаде чуждого православию духа. Обязательно постарайтесь прочитать книги, которые раскрывают опасность католической мистики:
Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. (есть на www.wco.ru/biblio).
Хомяков А.С. Работы по богословию. Соч. В 2-х томах. Т.2. Москва, 1994. (раздел "Полемические сочинения").
Иларион (Троицкий), архиепископ. Без Церкви нет спасения. Москва-С.Петербург. 1998. (главы "Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве", "Письма о Западе"). (есть на http://beseda.mscom.ru/library)
Новоселов М.А. Письма к друзьям. Москва. 1994. (скоро будет на http://beseda.mscom.ru/library)


Не трудись над разбором, кто прав и кто виноват, ты ли, или ближний твой; постарайся обвинить себя и сохранить мир с ближним при посредстве смирения.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)


НОВОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ИНТЕРНЕТА

Напоминаю, что любой православный вебмастер может присылать новости своей странички для размещения их в этом разделе. Анонсы следует присылать на мой адрес: ai@terra.ru В теме письма не забудьте указать "ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО ОБОЗРЕНИЯ".

ПОПОЛНЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ ФОРУМА "ПРАВОСЛАВНАЯ БЕСЕДА"
http://beseda.mscom.ru/library

  • Еп. Иоанн. Тайна Иова. О страдании

  • http://beseda.mscom.ru/library/books/iov.html
    "Нет на земле высшей красоты, чем страдание правды, нет большего сияния, чем сияние безвинного страдания".
     
  • К.Н. Леонтьев. Мое обращение и жизнь на св. Афонской горе

  • http://beseda.mscom.ru/library/books/leont2.html
    "Однажды на Афоне я разговаривал с отцом Иеронимом о тех неожиданных внутренних переменах, которые я в себе ощущал, по мере того как вникал все больше и больше в учение православной церкви. Эти перемены и новые ощущения удивляли и радовали меня. Разговаривая так, я дошел до мысли, что было бы полезно поделиться с другими этой историей моего "внутреннего перерождения". Отец Иероним согласился, но прибавил: "При жизни вашей печатать это не годится. Но оставить после себя рассказ о вашем обращении, это очень хорошо. Многие могут получить пользу; а вам уже тогда не может быть от этого никакого душевредительства". Потом он, весело и добродушно улыбаясь (что с ним случалось редко), прибавил: "Вот, скажут, однако, на Афоне какие иезуиты: доктора, да еще и литератора нынешнего обратили".
Пополнение "Библиотеки православного христианина" (Вэб-Центр "Омега")
http://www.wco.ru/biblio
  • Святые отцы о целомудрии.

  • http://www.wco.ru/biblio/books/celom1/Main.htm?mos
    http://www.wco.ru/biblio/zip/celom1.zip (zip-книга 66 Кб)
    Слова преподобного Нила Синайского, Никодима Святогорца, блаженнаго Иоанна Мосха, преподобного Максима Грека, преподобнаго Иоанна, святаго Ефрема Сирианина.
     
  • Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский). Толкование на Евангелие от Иоанна.

  • http://www.wco.ru/biblio/books/feofil4/Main.htm?mos
    http://www.wco.ru/biblio/zip/feofil4.zip (zip-книга 323 Кб)
    Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие в четырех книгах. Книга 4. Евангелие от Иоанна.
     
  • Андрей Спиридонов. Большая белая дорога.

  • http://www.wco.ru/biblio/books/spirid1/Main.htm?mos
    http://www.wco.ru/biblio/zip/spirid1.zip (zip-книга 61 Кб)
    Сборник стихотворений о.Андрея - клирика храмов Святителя Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Москве.
     
  • Иоанн Лествичник. Лествица или скрижали духовные преподобного отца нашего Иоанн игумена Синайской горы.

  • http://www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.htm?mos
    http://www.wco.ru/biblio/zip/ioannl1.zip (zip-книга 316 Кб)
    Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви.
     
  • Игумен Герман (Осецкий). Преп. Иоанн Лествичник и его Лествица постепенного нравственного усовершенствования.

  • http://www.wco.ru/biblio/books/germano1/Main.htm?mos
    http://www.wco.ru/biblio/zip/germano1.zip (zip-книга 116 Кб) Предлагаемое сочинение написано для разъяснения назидательной книги преподобного Иоанна, игумен горы Синайской, Лествица, которая плохо понимается мирянами и даже монахам.


На сервере Россия Православная размещены новые страницы:
http://www.orthodoxy.ru/


ПОПОЛНЕНИЕ СТРАНИЦЫ "ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ СОРСКИЙ"
http://stnil.narod.ru

  • Послания преподобного Нила Сорского в русском переводе

  • http://stnil.narod.ru/poslan12.htm
    Похвальное желание проявил ты, о возлюбленный,- хочешь слышать слово Божие на утверждение себе, на сохранение от зла и поучение ко благу. Но надобно бы было тебе поучаться этому от верно разумеющих. Ты же требуешь сие от меня, неразумного грешника. Ибо я и среди поучающихся непотребен. Из-за этого долго не хотел браться за это писание и отлагал его, не потому, что не хотел послужить твоему благому произволению, но ради неразумия и грехов моих. Ибо что я могу сказать, не сотворив сам ничего благого? И что за разум у грешника - одни грехи. Но поскольку много раз понуждал ты меня на это, дабы писать мне тебе слово для созидания добродетелей, и я дерзнул написать тебе то, что выше меры моей, ибо не мог презреть прошение твое, чтобы не оскорбить тебя более...


Новости сайта "ПОЛЕМИКА СО СВИДЕТЕЛЯМИ ИЕГОВЫ"
http://www.synergia.itn.ru/iegova


ПОПОЛНЕНИЕ СТРАНИЦЫ "ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ"
http://silouan.narod.ru

  • Иконы преподобного Силуана Афонского

  • http://silouan.narod.ru/icons1.htm
    Тридцать четыре иконы преподобного Силуана Афонского. Это самое полное, на сегодняшний день, собрание икон преподобного Силуана в Интернете. В дальнейшем собрание икон будет пополняться.
     
  • Митрополит Антоний Сурожский. Старец Силуан

  • http://silouan.narod.ru/antony1.htm
    "В 1938 году на Афоне умер человек. Он был предельно прост - русский крестьянин, который пришел на Афон двадцати с небольшим лет и пробыл там около полувека. Он пошел на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Матерь Божия обещала заступиться за всякого, молиться за всякого, кто будет служить Богу в тамошних обителях. Он оставил свою деревню, сказав себе: "Если Божия Матерь готова заступиться за меня, я пойду туда, и Ее дело - спасти меня"...
     
  • В. М. Еремина. Экклезиологическое свидетельство преподобного Силуана Афонского

  • http://silouan.narod.ru/erem2.htm
    "Универсальный критерий преподобного Силуана Афонского, его свидетельство, "свидетельство свидетеля верного" - любовь к врагам. Помимо экклезиологии мы будем касаться и вопросов сотериологии, то есть рассматривать эту проблему в плане личного спасения, будем касаться, хотя и немного, вопросов эсхатологии и некоторых моментов церковной истории"...


В электронной библиотеке "Митрополит Сурожский Антоний"
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/
опубликована книга владыки "Проповеди и беседы" http://www.metropolit-anthony.orc.ru/prop/a_main.htm ранее изданная в печати в 1976 и 1991 годах.
 

Обновление сайта "Синай"
http://sinai.boom.ru

  • Архим. Ианнуарий (Ивлиев), доцент СПбДА. "Вклад С.-Петербургской духовной академии в русскую библеистику."

  • http://sinai.boom.ru/ian_contrib.html
    http://sinai.boom.ru/ian_contrib.zip
    Кто был переводчиком книги Екклезиаста на русский язык? С именем какого профессора СПбДА связывают пик библеистики в России? - Ответы в статье. Представлен краткий, но яркий очерк истории русской библеистики в 19-начале 20 веков с преимущественым вниманием на вклад СПбДА в этой области.
     
  • Иеромонах Алексий (Макринов). "Вклад Санкт-Петербургской - Ленинградской духовной академии в развитие библеистики (переводы Священного Писания на русский язык и библейская текстология)."

  • http://sinai.boom.ru/makrin.html
    http://sinai.boom.ru/makrin.zip
    Аутентична ли Геннадиевская Библия переводу Кирилла и Мефодия? Что такое "проект национальной Библии" проф. Евсеева? - Очерк истории библейских переводов.

ОБЪЯВЛЕНИЯ

В этом разделе публикуются бесплатные объявления некоммерческого содержания от частных лиц и организаций. Тексты объявлений следует присылать на адрес ai@terra.ru В теме письма не забудьте указать "ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО ОБОЗРЕНИЯ".
 

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ
Центр социальной защиты населения "Басманный" приглашает на работу социальных работников для обслуживания пенсионеров и инвалидов. Зарплата от 900 до 1100 рублей, работа два-три раза в неделю, неполный день. Тел. 267-28-69, эл. почта: sfrolova@yandex.ru.

ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ХРАМ
Возлюбленные о Господе братья и сестры! В настояшее время решается вопрос о создании церковного прихода в селе Шовское (бывш. Тамбовская губ., ныне Липецкая обл.), на родине преподобного Силуана Афонского. Просим ВАШИХ МОЛИТВ о благополучном исходе дела. Для пожертвований на восстановление храма Рождества Христова на родине преподобного Силуана Афонского: р/с 40603810100002000059 в РКЦ г. Лебедяни Липецкой области, ИНН 4811002535, БИК 044210000, Администрации сельского совета с. Шовское. С пометкой "На восстановление храма Рождества Христова". E-mail: gurevich@libfl.ru

ИЩУ ИНФОРМАЦИЮ
Меня зовут Александр Толокно. Я аспирант юридического факультета Киевского национального университета Т. Шевченка, кафедра теории и истории государства и права. Тема диссертации - Влияние православия на становление государственности в Украине в средние века. Случилось так, что в моем окружении нет людей, которые интересовались бы вопросами охватываемыми данной темой. Литература относящаяся к ней немногочисленна, кроме того многие источники мне недоступны, так как я являюсь инвалидом 1-ой группы по зрению. Если кто-либо из вас занимается исследованиями или интересуется подобными вопросами напишите мне, пожалуйста. Буду рад обменяться мыслями и, возможно, материалами. Основные направления работы следующие:
1) влияние православной нравственности и церковного права на развитие индивидуального и общественного правосознания;
2) экклезиология и (или) юриспруденция в жизни древнерусского государства;
3) организация Церкви и организация государства - взаимодействие?.
Адрес: astol@fm.com.ua. в теме письма напишите: КАСАТЕЛЬНО ДИССЕРТАЦИИ.


Не забудьте переслать "Православное обозрение" Вашим друзьям.


Источники цитат:

1. Собрание писем свт. Игнатия, 214 (308, 39)
2. Там же.
3. Цит. по творениям свт. Игнатия, том 1, с. 324.
4. Творения свт. Игнатия, том 1, с. 510.

Новости подготовлены по материалам:

Редактор рассылки: Александр Иванов, ai@terra.ru.
Помощь в подборе информационных материалов: Андрей Левагин, Евгений Стрельчик.

Форум "Православная беседа": http://beseda.mscom.ru
Архив предыдущих выпусков Обозрения: http://beseda.mscom.ru/list

Обозрение рассылается через службы:
http://www.citycat.ru
http://MailList.ru/
http://www.content.ru/

Автор рассылки не несет ответственности за содержание рекламных блоков в начале или конце рассылки. Эта реклама является платой за бесплатный сервис  служб  рассылок,  автор  узнает  о содержании рекламы вместе с остальными подписчиками после выхода рассылки.




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное