68. …Отказавшись от беспокойства и терзаний, он пребывает свободным от беспокойства, внутренне умиротворенный в мыслях, он очищает мысли от беспокойства и терзаний. (Палийский канон. Сутта-питака. Дигха Никая - 2. Саманняпхала сутта «Плоды отшельничества»)
Мы всегда чего-нибудь хотим. А если мы чего-то хотим, то начинаем стремиться к тому, чтобы желаемое было достигнуто. Например, если мы хотим машину, мы начинаем думать о ней, думать о том, на какие деньги ее купить, выбирать модель, искать поставщика получше. И так, мы оказываемся погружены в беспокойство. И когда машина уже у нас, количество беспокойств становится не меньше, а даже больше. Машине нужно внимание, уход, деньги, ее могут поцарапать, «стукнуть», угнать, наконец. И это мы с вами проследили
только один пункт. Но в нашей жизни таких пунктов множество. И чем большего человек хочет, и дальше, чем большим человек владеет, тем больше у него терзаний. В принципе, это две стороны одной медали, и не зря они здесь рассматриваются как одна преграда. В немецком переводетерзаниям соответствует слово «Gewissensunruhe» от Gewissen - совесть и Unruhe - тревога, беспокойство. Т.е. беспокойство совести. И на самом деле, богатство, а тем более большое богатство доставляет
совести много беспокойств. Для его получения приходится на многое закрывать глаза, идти «по головам». При этом одно мгновение - и все сотни, тысячи, миллионы денег придется оставить, когда придет смерть. Бумага останется, а тот кто ее копил, отправится непонятно куда, дальше по круговороту самсары. А потому, к чему тратить время и силы на беспокойства о ненужных накоплениях? Временное исчезнет без следа, а Истина останется неизменной. Очищая мысли от беспокойств и никчемных терзаний и концентрируясь на том,
что неизменно, последователь дхармы становится спокойным и уравновешенным.