68. Отказавшись от греха злонамеренности, он пребывает свободный мыслями от злонамеренности, в доброте и сочувствии ко всем живым существам он очищает мысли от злонамеренности…(Палийский канон. Сутта-питака. Дигха Никая - 2. Саманняпхала сутта «Плоды отшельничества»)
Еще одно препятствие, которое возникает перед нами на пути к Истине, это злонамеренность. Понятно, что совершая поступки, мы как-то их оправдываем для себя, даже если их явно нельзя назвать добродетельными. Например, нам всегда хочется чем-то владеть. Но на самом деле, ничто в мире нам не принадлежит. И если мы что-то берем и считаем это своим- то фактически совершаем воровство. Получается, что вроде бы зла другим никто и не хочет причинять добровольно. Но почему же тогда здесь говорится
о злонамеренности, т.е. намерении, нацеленности на то, чтобы причинить другим зло? На самом деле, как бы мы ни оправдывали дурные поступки, они так и остаются дурными. И если мы сознательно причиняем вред другим, то получается, что ставим свои личные, корыстные интересы превыше всего.
Примечательно, что в немецком переводе Карла Ойгена Ноймана (KarlEugenNeumann) для характеристики данного препятствия используется слово Zorneserregung (Zorn - гнев, ярость, Erregung - волнение, возбуждение), т.е. гневное возбуждение. И на первый взгляд, это две разные вещи: злонамеренность и гневное возбуждение, потому что первое скорее планомерно, второе более эмоционально и спонтанно. Однако исток у них все равно один и тот же – приоритет наших
собственных интересов. Мы гневаемся на другого тогда, когда воспринимаем его как препятствие для своих личных планов. Но разве имеют значение личные планы для идущего по пути? Для него превыше всего не он сам и его интересы, но Истина. Перед истиной же мы все равны, мы все находимся в круговороте… Если мы осознаем это и будем очищать наши мысли от злонамеренности и гнева и ненависти, доброта и сочувствие ко всем живым существам постепенно займут наш ум. Так будет преодолено это препятствие.