Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости... Fwd: FWD Покупательская совесть



[Text 751299 from CIS]

Дарина Шевченко

Покупательская совесть



Когда студентка Ольга Косякина вернулась в Россию после стажировки в
голландской Академии дизайна в Эйндховене, она совсем отказалась от кофе. Не
потому, что разлюбила, а потому, что не смогла найти подходящий; причем не по
вкусу или аромату, а по духу - в российских напитках Косякиной не хватает
этичности. То, что кофе может быть этичным и неэтичным, Ольге объяснили
сокурсники в Голландии. Падкая до всяких модных штучек Ольга четко усвоила, что
продвинутый потребитель - это тот, который делает покупки с чистой совестью. То
есть выбирает косметику и бытовую химию, которую не тестируют на животных; не
использует пластиковые бутылки, которые невозможно утилизировать без ущерба для
природы; и покупает товары, при производстве которых «ни одного африканца не
пострадало».

Этичное потребление или «справедливая торговля» - fairtrade - очень развитое
движение на Западе. Компаний, выпускающих свою продукцию с таким лейблом, уже
более 1000 по всему миру (сертификацию проводит международная организации
Fairtrade Labelling Organizations International (FLO). Лейблы гарантируют
покупателю, что эта продукция - с кристально чистой репутацией. Для
потребителей главный принцип - «не соучаствуй»: не поддерживай
рублем-долларом-тугриком бизнесмена, который ставит опыты на животных, портит
окружающую среду, платит своим сотрудникам копейки, экономит на соцпакете или
того хуже - эксплуатирует детей. Возьми в супермаркете бумажный пакет вместо
пластикового; купи йогурт компании, которая отчисляет определенную сумму от
своих доходов в фонд помощи бездомным; выбери водосберегающую стиральную
машинку; закажи в ресторане кофе, который выращивали работники, нанятые по
контракту на достойную зарплату, - и ты сможешь смело назвать себя
ответственным покупателем.

На Западе таких потребителей, по оценкам FLO, около 45%: именно столько жителей
Европы и Штатов взволнованы несовершенством современного мира и с радостью
выполняют хотя бы одно из правил ответственного покупателя. В 2007 г. по всему
миру на этичные товары потратили более €2 млрд - пока что не очень много, но с
2005 г. отрасль показывает устойчивый рост в 40–50% ежегодно. Подробная
статистика за 2007 г. по мировому потреблению пока не готова (FLO готовит отчет
к лету), но, например, в Британии продажа fairtrade-бананов за год выросла на
130% - до ?150 млн - и теперь каждый четвертый банан в королевстве
«справедливый».

Бананы - один из излюбленных товаров политкорректного потребителя: именно на
банановых плантациях в Латинской Америке хуже всего обстоят дела с правами
работников. Human Rights Watch докладывает, что, к примеру, в Эквадоре химикаты
распыляют с воздуха прямо на головы трудящихся на плантации детей. По данным
Международной организации труда, ежегодно из-за плохих условий труда в мире
погибают около 3 млн человек и почти 300 млн получают увечья на работе.
12-часовой рабочий день, отсутствие гигиены, постоянные травмы - все это
заставляет сердобольных европейцев внимательно рассматривать этикетки и искать
на упаковке синий лейбл fairtrade.

В Европе такие товары продаются более чем в 43 000 супермаркетов, стоят они в
среднем на 10–15% дороже обычных, но это никого не смущает. В магазине
неподалеку от площади Испании в Риме fairtrade находится в особом отделе,
вместе с продукцией для вегетарианцев и экопродуктами. На полках несколько
видов чая, кофе и шоколада. Продавец говорит, что обычно у них бывает еще
«этичный» сахар, но его быстро раскупают. Карло Бартель, доктор политических
наук и сотрудник администрации Рима, покупает упаковку «честного» шоколада
Chuao и рассказывает, что перешел на этичные продукты после того, как увидел
два года назад телевизионную программу об использовании детского труда в
странах третьего мира.

«Совсем не сладкая жизнь у них, - говорит Карло. - Я бы не сказал, что
итальянцы этим так увлечены, но о том, что такое fairtrade,все знают: спроси
любую старушку на улице - расскажет». Карло придерживается принципов этичного
потребления, потому что в первую очередь хочет повысить качество собственной
жизни. «Я самый настоящий эгоист, думаю в первую очередь о себе, но со временем
пришел к выводу, что глобальная несправедливость и бездумная эксплуатация
людей, животных и природы приведет к очень серьезным проблемам для всего мира,
ну и для меня, в частности», - говорит Карло.

По словам Алексея Киселева, сотрудника российского отделения Greenpeace,
европейцам уже давно не все равно, как производится то, что они потребляют, а в
России этические товары пока экзотика. Но рано или поздно, считает Киселев,
рынок таких продуктов сформируется и у нас. По опросам Greenpeace, спрос на
продукцию, которая соответствует принципам этичного потребления, уже есть:
около 20% жителей крупных российских городов активно интересуются, как их
потребительские привычки влияют на окружающий мир и жизнь других людей.
«Загвоздка в том, что производители еще не почувствовали эту тенденцию, но рано
или поздно это произойдет», - уверен Киселев.

На Западе спрос на этичные товары формировали общественные организации, было
приложено много сил, чтобы изменить менталитет людей. «Им долго и нудно
объясняли, почему они должны проголосовать своим кошельком именно за эту
продукцию», - говорит Алексей. На Западе существует масса сайтов, на которых
можно получить исчерпывающую информацию о степени «ответственности» той или
иной компании. В Рунете таких сайтов нет, и российские потребители используют
интернет как сарафанное радио: обычно новости ищут через вегетарианские
сообщества или форумы об экопродуктах - периодически там всплывает информация и
о fairtrade.

Например, искусствовед Марина Анохина на днях вычитала в Сети, что в «Седьмой
континент» завезли этичный тростниковый сахар. «Поеду и куплю, - радуется она.
- С едой самые большие проблемы: с косметикой все просто - сейчас все люксовые
марки не тестируются на животных, бытовую химию тоже можно найти в некоторых
супермаркетах. А вот с пищей - беда!»

Супермаркет люкс-класса «Глобус Гурмэ» всерьез подумывал открыть у себя целый
отдел fairtrade, но решил повременить. Даже культовая британская кофейня Сosta
Coffee, вышедшая весной на российский рынок, отказалась от этичного кофе, хотя
в других странах «справедливые напитки» - главная фишка заведения. В Сosta
Coffee посчитали, что российский потребитель к этому еще не готов.

Сейчас в Москве fairtrade можно найти всего в нескольких магазинах - продуктами
с такой маркировкой торгуют супермаркеты «Азбука вкуса», бутики Marks & Spencer
и еще с пяток торговых центров. Но генеральный директор агентства IQ marketing
Наталья Степанюк уверена, что интерес к fairtrade в России через два-три года
станет относительно массовым. «Данные социологического исследования, которое
должно было выявить заинтересованность россиян в товарах этичного потребления,
нас просто поразили, - говорит Степанюк. - 30% жителей нашей страны готовы
покупать такие товары и даже переплачивать за них».

По словам Андрея Голубкова, пресс-секретаря компании «Азбука вкуса», россияне
медленно, но верно перенимают все западные тренды. Еще пару лет назад мы
смеялись над страстью американцев к здоровой пище, а сегодня экопродукты - чуть
ли не в каждом магазине. «Сейчас российские потребители уже очень серьезно
относятся к вопросам личного здоровья и готовы переплачивать за качественные и
экологически чистые товары», - говорит Андрей.

Но пока интерес к «справедливым» товарам - только гипотетический. «Россиянам
свойственно ориентироваться на западную моду, возможно, скоро появится реальный
спрос и на этичные продукты», - добавляет он. К тому же, шутит Андрей, наши
люди по своей природе отзывчивы и привыкли еще с советских времен заботиться о
голодающих жителях Африки.

http://www.runewsweek.ru/rubrics/?rubric=society&rid=2542

В избранное