Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости... Fwd: No.8-2008 2.01-21.02.2008



[Text 746126 from CIS]

<<< рассылка учеников и друзей Шрилы Бхакти Бхринги Говинды Свами >>>

В этой рассылке вы сможете прочитать окончание лекции о чистой преданности,
в которой Гуру Махарадж упоминает факты из свой биографии - какой урок он
получил от своего Джи-би-си и как ему приходилось проводить время за
решеткой ради проповеди. После ознакомления с событиями января и первой
половины февраля вы узнаете интересные подробности о поездке Гуру Махарадж в
Китай


Лекция Его Святейшества Бхакти Бхринги Говинды Свами
2 января 2008 г. О чистой преданности.
Шри Вриндаван Дхам, Казахстан
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Иногда возникает вопрос: могут ли дживы падать с Вайкунтхи? Потому что для
того, чтобы просто находиться на Вайкунтхе, нужно быть чистым. Как же можно
говорить о падении? Тогда возникает другой вопрос: может быть, дживы падают
не с Вайкунтхи, а откуда-то из другого места? В "Чайтанья-Чаритамрите"
описывается, что существуют разные виды энергии Господа Кришны. Есть
внутренняя энергия, есть внешняя энергия и есть пограничная энергия. Джива
относится к пограничной энергии, татастха-шакти. Тата - это берег, берег
реки. Например, на прошлой неделе мы со Шьям Гопалом гуляли на берегу Ямуны
по вечерам. Мы шли, спускались к дереву Кришна-Баларама, поворачивали налево
и шли пару километров вверх по дороге. Потом шли по полям километра три.
Иногда мы шли по полю желтой горчицы, а иногда по полю только что взошедшей
пшеницы. К Гаура-пурниме они уже будут собирать урожай пшеницы. Итак, мы шли
к берегу Ямуны, к тому месту, где Ямуна широко разливается. Это за
Вриндаваном, выше по течению. И шли мы не по воде и не по пшенице, а по
берегу. Это пограничная территория - тата. Одним вечером мы увидели там йога
- он стоял в реке, прямо в воде. Как раз садилось солнце, и на берегу сидел
его коллега. Мы спросили: "Сколько махарадж уже стоит в реке?" Тот сказал:
"Три часа". Потом он сказал, что этот йог молится о милости, о чистой
преданности. Можете себе представить? Три часа в Ямуне. Сейчас Ямуна очень
холодная. Баларам говорит, что это как прорубь. Вриндаванская прорубь.
Сегодня мы хотели прабху пригласить в баню после прасада, а баню забыли
включить. Вчера мы со Шьям Гопалом решили симитировать этого махараджа, йога
этого, и позвали Раса Параяну. Он пробил дырку во льду, и мы после бани
прыгали туда. Но три часа там не стали задерживаться. Три секунды, может
быть.

Итак, Шрила Прабхупада в "Чайтанья-Чаритамрите" называет живое существо
татастха-шакти. И вопрос в том, падает живое существо или не падает? Откуда
вообще оно приходит? Но Шрила Прабхупада говорит: "Что за вопрос? Вы из
духовного мира никогда не уходили. Просто сейчас вы находитесь в состоянии
забвения". Сейчас духовный мир отгорожен от вас занавесом, но как только вы
вспомните о Кришне, вы всё увидите. Не то, что нужно ехать в аэропорт,
покупать билет и куда-то лететь. Стоит только вспомнить Кришну. Несмотря на
то, что мы с вами сейчас сидим в Карасайском районе, мы сможем видеть Кришну
повсюду. Сегодня я прочитал одну цитату. Прабхупада говорит: "Вы можете
видеть Кришну не только на Ямуне или на Говардхане. Вы можете увидеть Кришну
на перекрестке, у светофора. Вы можете увидеть Кришну в машине. Вы можете
увидеть Кришну у кассы. Вы можете увидеть Кришну на рекламных щитах, которые
стоят по обочинам дороги". Можно везде видеть Кришну. Просто вопрос в том,
хотим ли мы видеть Кришну, или мы хотим видеть свои собственные желания и
свои собственные тела.

Весь наш разговор начался с того, что мы говорили о том, как вы ходили на
санкиртану, и я вспомнил о Вибху Чайтанье. Я хочу сказать, что я очень
благодарен вам за возможность находиться в обществе преданных, которые
уловили этот дух служения - служения без ожидания чего-то взамен. Выходить
на санкиртану в такую погоду - это не просто. Я такой падший, что мне даже
из дома выходить не хочется. Только до бани можно. А восемь часов или больше
на санкиртане - это очень сильное предание. Почему? Потому что вы были
вдохновлены. Это раскрывается в "Бхагаватам".

кришна-варнам твишакришнам
сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир
йаджанти хи су-медхасах

Воплощению Кришны в Кали-югу поклоняются, совершая санкиртана-ягью.
Занимаясь санкиртаной, вы все выполняли пуджу непосредственно Шри Чайтанье
Махапрабху. Поэтому для меня большая честь быть окруженным людьми, которые
так сильно предаются Кришне. Приятно быть с людьми, которые мыслят следующим
образом: мы получили милость Господа, а Господь сказал нам, что, получив
милость, мы должны заниматься самой высшей формой благотворительной
деятельности и раздавать эту милость другим. И я вижу, что вы следуете
наставлениям Господа, потому что вы выходите на санкиртану. И то же
относится к преданным, которые днем и ночью служат Божествам, поскольку они
тоже служат Господу Чайтанье. Поклонение Божествам - это часть миссии
Господа Чайтаньи. Миссия Господа Чайтаньи - это постоянная проповедь,
постоянная хари-нама и постоянное поклонение Божествам. Ваши усилия
замечательны. Ваше служение замечательно. То, что вы проповедуете и
распространяете книги, - это замечательно. Вы сами все замечательные!
Вайшнавам обычно не нравится слушать о том, какие они хорошие. Обычно
вайшнавы всегда думают: как мне стать лучше? Мы думаем о том, какие усилия
нам нужно приложить для того, чтобы приблизиться к тому уровню, на котором
мы будем служить безо всяких корыстных мотивов, не ожидая ничего взамен.
Служить, следуя примеру Шри Чайтаньи Махапрабху. Это наша ответственность,
которая лежит на наших плечах: мы с вами должны стать бескорыстными. Также
нам нужно помогать другим людям, чтобы они становились бескорыстными. Для
этого нам нужно передать людям послание Шри Чайтаньи Махапрабху. Что
означает, что мы должны проповедовать. Шрила Прабхупады говорил, что
проповедь сознания Кришны - это суть всей нашей деятельности. И он часто
цитировал Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, который говорил, что если
в вашем теле еще есть прана, то ее нужно использовать для проповеди. И вы
все тоже должны так думать. Я думаю, что в моем случае моя прана на
протяжении последних нескольких лет была задействована в больших сражениях.
Но я хочу, чтобы моя прана была использована для проповеди. И если мы хотим
этого, если мы отдадим себя проповеди, то Кришна даст нам много
возможностей. В этом мире много людей, которые занимаются разной
деятельностью, но не так много людей проповедует сиддханту, которую
представил Шри Чайтанья Махапрабху. Я надеюсь, что это вдохновит всех
преданных на следующий год. Я часто анализирую себя, и я думаю: кто я -
потребитель или дающий? Прошу ли я для себя или стараюсь быть бескорыстным?
Поэтому, если у кого-то из нас осталось сознание потребителя, то давайте
молиться о том, чтобы это сознание покинуло нас, и чтобы в 2008 году мы были
дающими. Много людей хотят получить сознание Кришны, очень много людей.
Когда я путешествую по миру, я очень ясно это вижу. Я уверен, что та же
самая ситуация в Казахстане. Давайте в этом году позаботимся о том, чтобы
бескорыстно давать и ничего не хотеть взамен.

Хорошо. Большое вам спасибо! Я еще раз благодарю вас за все ваши усилия на
санкиртане и за то, что вы поддерживали все в Шри Вриндаван Дхаме. Надеюсь,
что нас ждет потрясающий год в проповеди сознания Кришны. Все подумайте о
том, что вы можете сделать для проповеди. Если вы обнаружите, что больше
думаете о себе, чем о проповеди, то вы сможете понять, что у вас не очень
хорошее здоровье. Здоровье не очень хорошее. Обычно я такой человек, что не
сказать, чем буду заниматься завтра. Ужасное качество! Но в этом году я уже
запланировал каждый день своей жизни до июня. Каждый день до июня будет
занят проповедью сознания Кришны в разных местах. Поскольку это наша работа:
мы должны помогать другим. Поэтому, пожалуйста, тренируйте свой разум, чтобы
он работал в этом направлении. Мы не хотим стать звездами, мы не хотим
большого шума вокруг себя. Мы не хотим казаться больше, чем мы есть. На
самом деле, мы крошечные. Мы не хотим действовать так, чтобы наша гордость
раздувалась все больше и больше, как большой пузырь. Мы просто хотим быть
хорошими слугами Господа Чайтаньи. Быть хорошими слугами Прабхупады и всех
наших предшествующих ачарьев. И хорошими слугами Господа Шри Чайтаньи
Махапрабху.

Хочу рассказать вам одну короткую историю, которую я уже рассказывал раньше,
и на этом мы закончим. С 77-го по 78-ой год я жил во Вриндаване. Когда я
приехал и начал там служить, то жизнь моя изменилась по милости Вриндаван
Дхамы. Я начинал свое служение в пять утра, и служение мое без остановки
продолжалось до трех дня. Я выполнял я свое служение семь дней в неделю 365
дней в году. Вечером я приходил на киртан, а иногда, дочитывая джапу, гулял
по узким улочкам Вриндавана. Мне кажется, именно в то время, когда я гулял
по этим узким улочкам, Кришна проливал на меня Свою милость. А потом, мне
кажется, Кришна увидел, что я слишком комфортно чувствую себя поваром и
пуджари во Вриндаване, и Он так устроил, что я поехал в Грецию. Когда я
приехал в Грецию, это была Греция, которая три-четыре года как избавилась от
фашизма. 79-й год в Греции походил на 50-е годы в Европе. Очень всё было
странным. Все было отсталым. И люди тогда были довольно отсталыми. Также они
очень похотливые. Я, надеюсь, тут греки не сидят? Греки, поднимите руки.
Греки - одни из самых похотливых людей, которых я только в жизни встречал.
Просто потрясающее качество! Если поехать в Грецию, посмотреть на древнее
искусство, на статуи в музеях, - там все время изображена нижняя часть
мужского тела. Вот такая греческая культура: все у них ниже пупка. Ну, в
общем, ненавидел я эту Грецию. Жизнь моя там была невыносимой. Просто ужас!
В то время я был грихастхой. И когда мы переехали в Европу, мой Джи-би-си
мою жену отправил в Париж заниматься санкиртаной. Потому что она была очень
хорошей санкиртанщицей. Она четко, как часы, приносила по пятьсот долларов в
день. Минимум сто "Бхагавад-гит" у нее уходило, одна "Бхагавад-гита" - 5
долларов. Итак, она хорошо выполняла служение в Париже, а я находился в этом
похотливом местечке. Ужас! И на один из праздников я поехал во Францию. Я
пришел ко своему Джи-би-си. Он был очень хорошим человеком, хорошим
проповедником. Я ему сказал: "Махарадж, я в Грецию больше не поеду". Он
сказал: "Почему?" Я ему привел все свои аргументы. Он сказал: "Все, что ты
говоришь - это чувственное наслаждение. То, что ты не хочешь проповедовать,
- это чувственное наслаждение". Он очень жестко это говорил. Он сказал: "Ты
хочешь оставаться в зоне комфорта. Не хочешь испытывать никакого давления.
Хочешь получать свой чай с пирожком, и чтобы тебя особенно никто не трогал.
Но всё сводится к тому, что ты не хочешь проповедовать". Потому он на меня
посмотрел и сказал: "Когда я думаю о тебе, я всегда представляю тебя с
мридангой в руках. Вокруг тебя 300-400 преданных, ты поешь "Нитай Гаура
Харибол!", и все преданные начинают прыгать до потолка, но когда приходит
время служить Нитай Гауре - там, на поле проповеди в Греции, - ты говоришь,
что не хочешь ехать". Потом он сказал: "Ненастоящий ты человек". Представьте
себе: духовный брат на вас смотрит и говорит: "Ненастоящий ты человек. Тебе
нравиться играть на мриданге, чтобы все прыгали под твой киртан. Но когда
дело доходит до поклонения Господу Чайтанье, ты не хочешь этим заниматься".
И весь воздух с меня сдулся. Я выполз из его комнаты. Позже тем вечером он
подошел ко мне во время китрана, обнял меня за плечи и сказал: "Ну, какие
новости у тебя?" Я сказал: "Завтра утром уезжаю в Грецию". Он улыбнулся и
сказал: "Это хорошее решение!" И мы должны держаться такого умонастроения.
Много что может происходить. Могут сносить наши дома. Нас могут
арестовывать. Кого-нибудь на санкиртане арестовывали когда-нибудь? Меня вот
арестовывали. Мне кажется, раз пять арестовывали.

Однажды я был в своем родном городе. Я родился в нем - в Мемфисе, штат
Теннесси. Элвис тоже оттуда. И Арета Франклин оттуда. И Би Би Кинг оттуда.
Там, на самом деле, родились два Би Би Кинга: один Би Би Махарадж, другой Би
Би Кинг. Все они из Мемфиса. Замечательное место! Однажды в 74-м году мы
приехали в Мемфис, на самый крупный перекресток в Мемфисе, на улицу, которая
пересекает бульвар Элвиса Пресли. И мы приехали прямо к вечерней пробке.
Минут семь продержались там, и потом завыла полицейская сирена: приехала
полиция и арестовала нас. Нас отвезли в участок, сфотографировали, начали
отбирать все вещи, попросили снять брахманические шнуры, чтобы мы на них не
повесились. И они уже нас за решетку хотели отвести, но один полицейский
посмотрел на моего друга и сказал: "Сынок, тебе придется отдать мне твои
очки". А я на него посмотрел и сказал: "Сэр, вы знаете, что он почти слепой?
Если вы у него очки заберете, он не будет ничего видеть". Полицейский
ответил: "Сынок, там все равно не на что смотреть". Мы несколько дней
провели за решеткой. В конце концов мне удалось связаться с мамой. Она мне
дала телефон ее знакомых, которые у нее остались еще с тех времен, когда мы
жили в Мемфисе. Они не видели меня, наверное, 18 лет. Они приехали,
заплатили по сто долларов за каждого из нас, и нас выпустили.

Очень часто мы попадали за решетку ради Господа Чайтаньи. Проповедовали и
хорошо время проводили. Когда меня выкинули из Греции, я просидел в тюрьме
одну неделю. О, это было супер! Я брал всех заключенных и каждый день их
накачивал проповедью. Фантастика просто! Одно было плохо - кушать нечего
было. Единственная пища была макароны с осьминогом. У меня не было желания
выуживать этого осьминога из спагетти. Поэтому иногда нас могут даже
арестовывать. Могут приезжать бульдозеры. Электричество может отключаться.
Много чего может случаться. Но мы должны быть сосредоточены на одном: мой
единственный долг - проповедовать от имени Господа Чайтаньи. Если вы будете
это делать, то никогда не будете несчастливы. Наверное, это одна из наших
баек, которые мы постоянно рассказываем. Поскольку существуют разные миры.
Есть Вайкунтха и есть Кунтха. "Кунтха" означает "беспокойство", а Вайкунтха
означает "нет беспокойства". И вот мы знаем, что когда мы живем в мире
Кунтхи и занимаемся здесь служением, иногда мы начинаем беспокоиться. Но
беспокойство, которое человек переносит ради Кришны, становится причиной его
возвращения назад к Богу. А беспокойство, на которое мы идем ради своего
чувственного наслаждения, приводет к повторяющимся рождениям и смертям.

В заключение желаю Вам хорошего 2008 года, чтобы проповедь была лучше, чем
когда-либо, чтобы тысячи, тысячи и тысячи людей могли соприкоснуться с
сознанием Кришны. Чтобы много людей стало прихожанами. И чтобы многие
захотели совершить революцию в своей жизни и стать преданными, полностью
посвятившими себя служению Кришне. Всем остальным мы уже занимались раньше.
Вот утром мы приехали в Алматы. Два часа нам пришлось торчать в аэропорту и
ждать наши вещи. Мы были очень уставшими. Температура минусовая в аэропорту.
Мы решили, что надо жевать жвачку, чтобы не уснуть. И мы стояли, выглядели
как стадо коров, жевали свои жвачки. И когда жуешь жвачку, какое-то время ее
жуешь, но потом вкус из нее уходит, и ты ее просто жуешь и ждешь, что что-то
случится. Вкуса уже никакого. Такова материальная жизнь. А революция в жизни
означает проповедовать сознание Кришны. Для этого мы сюда и пришли. Не для
того, чтобы поддерживать статус-кво, не для того, чтобы получить уютную
квартиру, а для того, чтобы изменить мир. Большое вам спасибо.

(лекцию транскрибировал Андрей Краснянский)


Днем 2 января состоялось награждение преданных фермы и Алматы, участвовавших
в декабрьском марафоне. В принципе, подарки получили все преданные. Гуру
Махарадж сам всех поздравлял, в том числе музыкантов, говоря о которых, он
сказал несколько слов о своих последних поездках и о предстоящих:

"Мне не нужно представлять вам Бимала, Салту, Радхе Шьям, Анапаини, Заура,
Локешвари. Этих преданных, конечно, все уже знают, но все равно скажу. С
Салтой и Бималом мы в Америке так интенсивно путешествовали, что чуть с ума
не сошли. Каждый день мы были в самолетах, летали в разные места, потому что
нужно было проводить программы. И благодаря их поддержке во время этих
программ нам удалось собрать кое-какие средства, которые будут использованы,
когда мы решим, в каком направлении будет развиваться ятра. А совсем недавно
мы с Анапаини, Радхе Шьям, Локешвари, Враджей и Зауром ездили в Африку и
были неделю в Южной Африке. У нас было две программы. На каждую программу
приходило где-то 750 человек. Очень хорошие программы. Одна программа была в
форме ужина: люди сидели за столами, их обслуживали, и после этого была
музыкальная программа на два часа. Людям очень понравилось, они сильно
наслаждались этими киртанами. Потом мы с Бималом и Салтой поехали на
Маврикий. Там тоже был фестиваль. Потом мы с ними поехали в Дубай, там тоже
были программы. Благодаря их поддержке мы можем проповедовать на благо нашей
ятры. А в этом году мы будем продолжать путешествовать по всему миру. Мы
расширим круг наших путешествий. 19-го января мы едем в Гонконг. Там будет
программа, в которой мы будем участвовать вместе со Шрилой Индрадьюмной
Свами. Потом снова в Африку, снова на Маврикий. Я хочу поблагодарить всех, с
кем я ездил. Спасибо вам большое! С вами очень хорошо путешествовать. Когда
мы с Салтой и Бималом последний раз ездили на Маврикий, мы там провели одну
неделю, и расписание не было слишком интенсивным. Три дня проходил праздник
Ратха-Ятры, в котором мы участвовали, а остальное время мы старались
отдыхать, потому что другого времени отдыхать у нас просто не было. Это было
начало лета, очень хорошая была погода, ни одного дождливого дня. И мы с
Бималом и Салтанат решили провести соревнование, кто быстрее загорит.
Салтанат выиграла. Но Бимал тоже профессионально чернеет. Они меня победили:
и он, и она..."

До 11 января Гуру Махарадж оставался в Казахстане, на ферме, а также ездил в
Алматы - на программы и просто в гости к преданным. С 7-го по 11-е января он
читал лекции по "Брихад-Бхагаватамрите" - главы, рассказывающие о том, как
Гопа Кумар оказался на Вайкунтхе. После первой лекции Гуру Махарадж сказал:
"Мне нравится, как в этой книге описывается Святое Имя. Раньше, читая эти
комментарии, я приходил в состояние экстаза. И сегодня я почитал и снова
ощущаю экстаз".

Потом Гуру Махарадж съездил в Ташкент на 3 дня. Вспоминая об этой поездке,
он говорил, что там были очень хорошие киртаны.

15 января в Алматы состоялась Вьяса-пуджа. Как обычно, празднование началось
на ферме, а закончилось в городе. В этот же день Гуру Махарадж получил
российскую визу и стало ясно, что он сможет приехать в феврале в Казань и
тоже отпраздновать там Вьяса-пуджу с российскими учениками. Сначала он хотел
приехать в Казань в конце января, но потом планы поменялись, поскольку
руководство Джи-би-си попросило Гуру Махараджа поехать в январе в Китай. 16
января Гуру Махарадж был в Дубае. Там тоже прошла Вьяса-пуджа. 19 января он,
Бимал Кришна и Салтанат вылетели в Гонконг. Туда же приехал Шрила
Индрадьюмна Свами с пятнадцатью преданными, участниками польского тура, с
которыми он перед этим проповедовал в Австралии и Новой Зеландии. Храм
ИСККОН в Гонконге расположен на 6-м этаже 25-этажного здания. Там проходил
фестиваль, на который собрались преданные не только из самого Гонконга, но и
с материкового Китая, из Филиппин и Тайваня. В Китае преданные не могут
проповедовать и петь святые имена открыто, а также не могут ходить в
вайшнавской одежде, поэтому атмосфера немного напоминала советские времена,
когда сознание Кришны было еще под запретом. Последние 2 дня в Гонконге
Индрадьюмна Махарадж со своей группой провел две большие и очень успешные
концертные программы, но Гуру Махарадж не участвовал в них. Из Гонконга он с
музыкантами поехал на поезде в Гуанчжоу. Там были программы в центре йоги в
течение двух или трех дней: киртаны и лекции. Обедали преданные в буддийском
ресторане. После этого музыканты покинули Гуру Махараджа, а он с Экачакрой
Прабху отправился на север Китая. 1 февраля Гуру Махарадж писал по смс: "Я
приехал в Сиань. Это деревня, где живет пять миллионов человек, в двух с
половиной часах полета от Гуанчжоу. Еще полтора часа займет дорога из
аэропорта. Здесь недавно шел снег, но на земле снега мало. Температура минус
шесть. Мы будем жить в гостинице, но сначала пойдем в ресторан есть жирную
лапшу, клецки, приготовленные на пару, и пить зеленый чай. Я уже научился
есть палочками и вылавливать ими куски змеиного мяса из лапши:-)". 3-го
февраля Гуру Махарадж ходил смотреть главную достопримечательность Сианя -
терракотовых воинов, 4-го февраля он вернулся в Гонконг и оттуда полетел на
остров Бали в Индонезии, где должен был провести две недели со своими
близкими друзьями, духовными братьями Индрадьюмной Махараджем, Шиварамой
Махараджем и Ниранджаной Махараджем.

Позже Гуру Махарадж сам рассказывал о своей поездке в Китай. Этот рассказ
несомненно заслуживает того, чтобы его здесь привести:

"Мы очень хорошо съездили в Китай.

Сначала был фестиваль в Гонконге, на который приехали и преданные из Китая.
Где-то 150 преданных съехались в Гонконг. Храм в Гонконге расположен на 6-м
этаже многоквартирного здания. Алтарная комната там не больше 20-25 кв.м., и
также есть несколько боковых комнат. Там установлены очень красивые божества
Гаура Нитай. Его Святейшество Тамал Кришна Госвами всё очень красиво там
обустроил. Мы проводили программы, и китайские преданные набивались битком в
эту комнату. Это была моя первая поездка в Китай, и вообще первая поездка на
восток от Индии. В первый день фестиваля все гости улыбались, но было видно,
что они не привыкли петь Харе Кришна в таком большом собрании преданных. Они
улыбались, но при этом были сдержаны и холодны. Однако по прошествии недели
эти преданные постепенно оттаяли. Мы читали для них интересные лекции. Они
очень внимательно слушали, задавали вопросы. Также в Гонконге мы проводили
харинамы. Нас было так много, что приходилось делиться на группы. Одна из
них выходила с Шрилой Гурудевом, а вторую группу возглавлял я.

Интересно было в Гонконге. А через неделю мы поехали на материковый Китай.
Гурудев нас покинул к этому времени. Мы с Салтанат и Бималом поехали в
Гуанчжоу. Там встретились с другими хорошими преданными. Потом Бимал и Салта
уехали, а я отправился в город Сиань, древнюю столицу Китая. Там тоже я
встретил хороших преданных и многочисленных людей, которые интересуются
сознанием Кришны. Везде люди очень внимательно относились к посланию
"Бхагавад-гиты". На китайском языке прана или жизненная энергия в теле
называется Чи. Когда я проводил программы, я одевался в обычную одежду, и
вместо того, чтобы говорить о душе, я говорил о Чи. Я задавал вопрос о том,
где находится источник Чи, и неизменно подводил слушателей к выводу, что
тело - это одно, а Чи - это нечто другое. Я обнаружил, что для китайцев
характерен интерес к китайской медицине. Поэтому я спрашивал их: "В чем цель
китайской медицины?" Они отвечали: "Надо сбалансировать Чи в теле". Тогда я
начинал рассуждать о Чи и о теле. Вопрос, который всегда приводил людей в
замешательство - это вопрос об источнике Чи. Откуда берется Чи? И тогда я
говорил им, что с точки зрения индийских учителей помимо Чи есть еще
Верховная Чи. Когда китайцам говоришь слово "учитель", они тут же становятся
очень внимательными. У них тоже есть концепция мастера или учителя: у них
есть учителя единоборств, учителя медитации. Поэтому мы говорили им про Чи,
про Верховную Чи, и про то, что знание о Верховной Чи человек получает от
учителя. Когда человек прикладывает усилия, чтобы обнаружить источник Чи, в
нем постепенно проявляются присущие ему хорошие качества. То же самое мы
проповедуем и в сознании Кришны: если мы свою жизнь построим вокруг одной
цели - если будем развивать свою истинную природу, то в нас начнут
обнаруживаться хорошие качества. По природе мы духовны, и Верховный Господь
тоже духовен. Он обладает самыми замечательными качествами из всех. Поэтому,
если в своей жизни мы пытаемся идти по направлению к Господу, в нас
естественным образом начинают проявляться хорошие качества.

В Китае был интересный случай. Люди там с ума сходят по массажу. Я почему-то
не думал, что там это настолько популярно, но это так: там повсюду делают
массаж. А китайский массаж означает, что твое тело разрывают на части. Мы
Бимал Кришну повели на массаж, так он просто на четвереньках выполз из
кабинета. В один из дней я, Бимал и преданный, у которого мы гостили, пошли
на массаж и стали разговаривать с массажистом о Чи. Этот человек был
абсолютно заворожен. Мы о Кришне ничего не говорили, потому что нам
приходилось быть осторожными, в Китае ведь нельзя говорить о религии, но в
какой-то момент я сказал: "Если вы на самом деле хотите понять Чи, вам надо
заняться медитацией". Он сказал на это: "Я знаю, у нас есть буддийские
монахи, они медитируют". Я сказал: "Да, но медитация - это не то что 5 минут
утром и 5 минут вечером, медитация - это стиль жизни, когда ваш ум постоянно
сосредоточен на Верховной Чи". Массажист тогда спросил о чем-то преданного,
который нас сопровождал. Этот преданный француз, но он хорошо говорит на
мандаринском китайском языке. В Китае есть два языка: кантонский и
мандаринский. Кстати, мандарины в Китае тоже удивительные - очень маленькие
и сладкие как сахар. Там как раз был китайский Новый год, и у каждого офиса,
напротив каждого здания было карликовое мандариновое дерево, вместо ёлки, и
каждое дерево усыпано плодами. Я удивился, что люди не срывают их и не едят.
Если бы дело было в Казахстане, там за пять минут закончились бы эти
мандарины. Итак, массажист стал спрашивать преданного: "Кто этот человек,
кто он? Он говорит как просветленный учитель". Я повернулся и сказал: "Нет,
я не учитель, я пытаюсь быть слугой. Но вот мой учитель действительно очень
возвышенный". И он тут же спросил: "А кто ваш учитель??"

..Интересно там было. Куда бы мы ни приходили, нам удавалось поговорить о
душе. Где бы мы ни были, людям нравилось слушать о душе. И это необходимо.

Раньше для меня китайцы всегда ассоциировались с туристами. А тут я приехал
в Китай и думаю: "Что все эти туристы здесь делают?" Люди подходили ко мне
прямо на улице - молодые, красивые, хорошо одетые. "Извините, пожалуйста,
мой преподаватель в университете сказал мне, что если я увижу иностранца, я
должен подойти и попрактиковаться в разговоре на английском. Вы не против,
если я с вами поговорю?" Естественно, начиналось все с вопросов: "Кто вы и
откуда?" Я отвечал: "Я учитель йоги". - "Да?" - "Да, мы учим людей
медитации". - "Медитации?" И в конце концов они от нас уходили, повторяя
Харе Кришна. Очень было весело.

Я только об одном беспокоился, я думал: что я буду кушать в Китае? Я думал,
что там только змей едят или что-то подобное. Но оказалось, что в Китае
самая лучшая вегетарианская пища. Там есть буддийские рестораны, где нет ни
мяса, ни рыбы, ни яиц, ни лука, ни чеснока. И там очень хорошо готовят. В
Гуанчжоу мы были в одном ресторане. Там большой круглый стол со встроенными
горелками, на которых стоят кастрюли с кипящей водой. Вы садитесь перед
такой кастрюлей, и они приносят большое количество свежих овощей. Вы берете,
что вам понравится, и закидываете в кастрюлю...

Когда мы ехали из Гонконга в Гуанчжоу, у нас оставалось время до отправления
поезда, и я стал прогуливаться по вокзалу, заглядывая в разные магазинчики.
Там был магазин с лекарствами, и я обратил внимание на красивую красную
коробку, в которой лежало что-то коричневое. Мы подошли к продавщице и
спросили ее. Она сказала: "Это хвост оленя". "А от чего это?" - спросили мы.
"Хорошо для костей, позвоночника, поясницы. Пожалуйста, покупайте". Я
сказал: "Извините, я вегетарианец, я не могу". Она удивилась: "Но это ведь
не мясо оленя, это просто хвост!"

Когда мы там были, мы узнали одну интересную вещь. Если бы Адам и Ева были
китайцами, мы бы до сих пор жили в раю. Потому что они бы яблоко выбросили,
а съели бы змею. В Сиане, когда я возвращался после программ в свою
гостиницу, я ходил по холлу и разглядывал разные объявления. Там была
реклама, и на ней скорпион, а надписи все на китайском. Я попросил друга
перевести, и он сказал мне: "Здесь в ресторане подают скорпионов". Ну, я
пошел в этот ресторан и сказал, что хочу поговорить с шеф-поваром. И он
принес мне металлическую чашу, в которой ползали скорпионы. Оказывается,
скорпионы хорошо помогают тем, у кого повышенное давление. Там едят
скорпионов вживую. Они отламывают палочками ту часть хвоста, где яд, макают
скорпиона в соевый соус и едят...

А потом я ездил на Бали. Там индийская культура. Но это такая культура,
которая дальше всего ушла от индуизма. Там они поклоняются только
привидениям и предкам..."

В избранное