Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости... Fwd: Лекция ЕС Джаяпатаки Свами, 18 июля, 2007, дом Бхактивиноды Тхакуры



[Text 721968 from CIS]

Лекция Е.С. Шрилы Джаяпатаки Свами
18 июля, 2007
Годрумадвипа, Свананда Сукхада Кунджа, дом Шрилы Бхактивиноды Тхакуры

Перевод Рага Марг даси

Мы находимся с вами в ашраме Бхактивиноды Тхакуры. Он родился в округе Надия, в
местечке, находящемся неподалеку отсюда, -- в Бирнагаре. Семья его была
богатой. Когда он переехал в Ориссу, он стал школьным учителем, затем -
директором школы и ректором. Позже решил устроиться в... -- в то время это
называлось ICS, сегодня - IES. Он сдал все экзамены и получил назначение. Его
послали с дипломатической миссией в Персию, нынешний Иран. Он выучил персидский
язык, общался с царственными особами. По возвращении в Индию его назначили
главным управляющим храма в Джаганнатха Пури. Все знали, что он -- вайшнав, и
хотели, чтобы он от имени правительства помог храму разобраться с разными
проблемами. Много было жалоб. Он организовал все, как полагается, и, мне
кажется, они до сих пор следуют тем же правилам, хотя я точно не знаю.

Когда Бхактивинода Тхакур жил в Джаганнатха Пури, у него родился
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Дом Бхактивиноды стоял на главной дороге, по
которой проходит Ратха-ятра. Он был управляющим, поэтому и жил в престижном
месте. Когда его ребенок был совсем еще крошечным, может, месяц от роду или
что-то вроде того, колесница с Божеством Джаганнатхи остановилась прямо перед
его домом. Жена вынесла ребенка (тогда его звали Бимал Прасад) и положила его к
стопам Джаганнатхи. С Господа Джаганнатхи упала на Бимала гирлянда!

Перед рождением ребенка Бхактивинода Тхакур и его жена молились Кришне послать
им "луч Вишну", чистого преданного, который смог бы обучать людей сознанию
Кришны. Хороший пример для грихастх, насколько важна гарбхадхана-самскара,
когда вы идете в храм и молитесь Божествам о ребенке, сознающем Кришну, о
здоровом супутре, преданном. Так и они молились и получили сына, ставшего
великим проповедником, великим учителем, великим астрологом, и что более важно,
-- великим преданным, великим санньяси и великим гуру.

Бхактивинода Тхакура очень хотел найти место рождения Шри Чайтаньи Махапрабху.
Никто уже не знал, где оно точно находится. Он добился назначения сюда, в округ
Надия, на должность мирового судьи в Кришнанагаре. Каждый день из этого дома он
отправлялся на лошади или в экипаже на работу. Хотя он работал, он все же
повторял свою джапу, может быть, один лакх, я не уверен, сколько, может быть,
64 круга. Мы боремся за то, чтобы преданные повторяли хотя бы 16 кругов. А он
прекрасно планировал свой день. Вставал обычно в 2 или 3 ночи и повторял свои
круги. В 6 утра читал или встречался с разными людьми. В 7 часов -- читал или
выполнял свои утренние обязанности. В 8 -- завтракал и проводил какое-то время
со своей семьей. Около 9-9.30 уезжал на лошади или в экипаже в офис, куда
приезжал в 10 "по индийскому времени".

Он был одновременно и управляющим и мировым судьей. Обычно судьям требуется
немало времени, чтобы принять какое-то решение, и нередко они отправляют дело в
высшие инстанции, но Бхактивинода Тхакура был таким высококлассным
специалистом, что сходу принимал решение, выносил приговор, очень быстро писал
все бумаги и утром уже освобождался от своих обязанностей. Он работал в два
раза быстрее, поэтому после обеда у него оставалось много свободного времени. Я
слышал, что ни одно из дел Бхактивиноды не было передано в Высший суд, и все
его решения были безупречны.

После работы он возвращался домой пообедать, а после обеда, если оставались еще
незаконченные дела, иногда вновь уезжал в суд. Обычно же в это время он
проповедовал на нама-хатте или выполнял социальные обязанности. Однажды в
маяпурской школе проходило одно мероприятие, где говорили, что сто лет назад
Бхактивинода Тхакура посещал школьные соревнования по легкой атлетике. Будучи
судьей, он должен был проводить социальную работу тоже. Вечером, вернувшись
домой, он два часа общался в кругу семьи. Интересно то, как он воспитывал своих
детей. Он говорил им: "Когда вы вырастете, то можете делать все, что хотите, но
до тех пор, пока я забочусь о вас и обеспечиваю вас, все вы должны помогать мне
служить Кришне".

В 8 или 10 часов Бхактивинода Тхакура ложился спать. В те годы все рано
ложились спать, потому что не было электричества. Если вы подниметесь на второй
этаж, то увидите в его комнате вентилятор. Электричества тогда не было. Этот
вентилятор работал на керосине! Наверно, это считалось хай-теком. Роскошь!
Как-то раз я был в старинном английском особняке и видел там что-то наподобие
коврика, подвешенного под потолком. Вы дергаете за веревочку, и он качается
туда-сюда. Таким образом вентилировали помещение в XIX - начале XX веках. Но у
Бхактивиноды Тхакура был настоящий вентилятор. Можете заглянуть, посмотреть
наверху. Там же находится его кровать. Рядом с комнатой Бхактивинода -- комната
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакураы, Бимал Прасада.

Бхактивиноду Тхакуру звали Кедаранатха Датта. Всю жизнь ему попадались на пути
лишь сахаджии, поддельные вайшнавы Бенгалии, которые нестрого следовали
вайшнавизму, и он думал, что все вайшнавы таковы. Но позже он встретился с
чистыми преданными, принял Джаганнатху Дасу Бабаджи своим гуру и сам стал
чистым преданным.

Вот здесь, в этом углу двора, находится бхаджан-кутир Гауракишоры Дасы Бабаджи.
Он был великим отшельником. Ему были безразличны удобства. Он повторял джапу,
просто сидя на берегу в Навадвипе. Но люди приходили и докучали ему своими
просьбами о благословениях. "Какое благословение вам нужно?" -- спрашивал он
их. "Мой ребенок немного болен, пожалуйста, благословите его..." Они просили
только о материальном. Гауракишора Даса Бабаджи говорил: "Я не против того,
чтобы благословлять людей, но они должны хотеть чего-нибудь духовного". И,
устав от надоедливых посетителей, он сел повторять святые имена у общественной
уборной. Ни один материалист не пошел бы туда -- так дурно там пахло! Теперь
приблизиться к нему мог лишь тот, кто хоть немного трансцендентен.

Иногда Гауракишора Даса Бабаджи использовал в качестве чашки череп человека, ел
из него, чтобы не забывать о бренности человеческой жизни. Он повторял очень
много кругов. Сюда же он приходил послушать Бхактивиноду Тхакуру, которого
очень ценил и, несмотря на его положение грихастхи, считал возвышенной
личностью.

Бхактивинода Тхакура написал множество книг и песен на английском и бенгали.
Песни на бенгали и книги на английском. Одна из его книг называется "Жизнь и
учение Господа Чайтаньи", ее он послал в Канаду, в Университет Мак Гилл. Гопал
Кришна Махараджа нашел там эту книгу в библиотеке, она все еще там. Хотя нет, с
тех пор ее уже кто-то украл.

Стоя у своего окна, Бхактивинода Тхакура размышлял о том, где находится место
рождения Господа Чайтаньи, и вдруг увидел необыкновенно яркое сияние в ночи. На
следующий день он отправился к тому месту, откуда исходило сияние, и увидел там
лишь огромные заброшенные поля. "Что это за место?" -- спросил он какого-то
мусульманина. "Это никуда не годная земля, -- ответил он. -- Ничего здесь не
растет, и что бы вы ни посадили, всходят только туласи". Бхактивинода Тхакура
задумался: "То, что здесь растут лишь туласи, означает, что это место --
святое. Может, именно здесь родился Господь Чайтанья?" Он пришел сюда вновь
вместе с Джаганнатхой Дасой Бабаджи, которому было тогда 130 лет. Согбенного
старца, его несли в корзине, ходили с ним вдоль и поперек. И в одном месте он
внезапно вскочил и закричал:

Гауранга! Гауранга! Гауранга!
Харибол!

Духовный счетчик Гейгера... Так было установлено, где родился Господь Чайтанья.
Здесь была энергия. Бхактивинода Тхакура приобрел это место и построил первый
храм. Если вы пойдете туда, то увидите, что одна часть здания -- как раз тот
небольшой исторический храм. Бхактивинода Тхакура ходил от двери к двери,
собирая пожертвования, и просил у людей дать ему максимум одну рупию. Так он
насобирал 30 000 рупий, обошел, может, около 50 000 домов, давая каждому
возможность получить благо. Позже Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура
достроил этот храм.

Это одна сторона деятельности Бхактивиноды Тхакуры. Другая его заслуга в том,
что он начал нама-хатту.

В ста метрах отсюда, примерно там, куда причалили наши лодки, находится место
под названием Сурабхи-кунджа. Этот остров называется Годрумадвипа. Годрумадвипа
простирается отсюда, от Ганги и Джаланги до храма Нрисимхи. Рядом расположены
Мадхьядвипа, а на другой стороне реки -- Коладвипа, Ритудвипа, Джахнудвипа. Вы
поедете в Мамагаччхи. Сперва вы посетите храм на Джахнудвипе, а затем
отправитесь на Мадхьядвипу.

Каждое из названий островов что-нибудь означает. Например, это: Го-друма - "го"
означает что?

АУДИТОРИЯ: Корова.

ГУРУ МАХАРАДЖА: "Друма" значит? Дерево. Таким образом, это место лесов и коров.
Особенно одной очень выдающейся коровы -- коровы Сурабхи. Когда Кришна поднял
холм Говардхан во Вриндаване, Индра спустился с небес и упал Ему в ноги, моля о
прощении. Транспортное средство Индры -- вахан Айравата, слон, -- набрал воду
из Ямуны и омыл ею Индру. А корова Сурабхи, которая тоже была там, своим
молоком омыла Кришну. Именно та Сурабхи, которая была во Вриндаване в
Кришна-лиле, живет здесь, в Навадвипа-дхаме. Ее любимое место --
Сурабхи-кунджа. Пойдете туда и увидите ее. Если увидите, расскажете мне. Только
очень удачливые люди видят ее. Она там, на духовном уровне.

Все эти девять островов мы видим лишь внешне, но тот, кто обладает духовным
видением, говорит, что они не подвержены уничтожению. Во время махапралаи, в
конце калпы эти острова продолжают существовать, плавая посреди всеобщей
разрухи. Они увеличиваются в размерах до сотен йоджан.

Маркандея Риши -- это один из знаменитых риши Индии. Его отец, Мукунда Риши,
жил в Джаганнатха Пури. Мукунда Риши и его жена очень хотели иметь ребенка, но
астролог предупредил их, что, если у них родится ребенок, он проживет лишь
девять лет. Родители решили уже не рожать совсем, но потом передумали: все-таки
девять лет лучше, чем ничего. У них родился ребенок, замечательный преданный.
Дома они поклонялись Шива-линге и Джаганнатхе. Когда наступил девятый год
рожденья ребенка, Мукунда Риши и его жена почернели от горя, зная о том, что
сыну суждено умереть. Он спросил их, почему они выглядят такими угрюмыми. "Нам
сказали, сынок, - ответили они, - что ты проживешь лишь девять лет. Сегодня
твой девятый день рождения, и это значит, что сегодня ты умрешь". Тут же пришел
Ямараджа, чтобы забрать мальчика, но он бросился к Шива-линге, обнял его и
принял у него прибежище. "Идем, -- велел Ямараджа, -- пойдем со мной". -- "Нет,
-- ответил ребенок. -- Я не хочу уходить". В конце концов Ямараджа сказал:
"Ладно, ты можешь жить девять дней. Девять дней Брахмы!" Таким образом
Маркандеи Риши был благословлен жить много дней Брахмы. Но что происходит во
время пралаи? Нечего есть. Все затоплено. Он ужасно страдал. Однажды он увидел
остров, подплыл поближе и выбрался на берег. Он был так изможден, что просто
лежал, не в силах пошевелить ни рукой, ни ногой. И вдруг он увидел корову
Сурабхи. "Спаси меня! -- взмолился он ей. -- Если ты не дашь мне что-нибудь
поесть, я умру". Долгожительство долгожительством, но кушать-то все-таки надо.
Сурабхи подошла и прыснула немного молока ему в рот. Он выжил благодаря ей. И
каждую пралаю он приходит сюда, на Годрумадвипу и принимает прибежище у коровы
Сурабхи.

На этом острове много святых мест: Хари-Хара-кшетра, храм Нрисимхи, Ам-гхата,
где Господь Чайтанья проводил с преданными киртан. Они немного проголодались и
подустали, и Господь Чайтанья сказал: "Не могли бы вы Мне принести одно семечко
манго?" Они принесли Ему семечко, Он посадил его в землю. Оно тут же проросло и
начало расти, расти, расти... зацвело, и на дереве появились плоды манго!
Господь Чайтанья сказал всем преданным: "Пожалуйста, предложите манго Кришне",
-- а затем Сам раздал прасад каждому.

Кто бы из вас хотел попробовать одно такое манго?

Самым удачливым, может, оно достанется.

После завершения земных игр Господа Чайтаньи это дерево исчезло, но пока оно
было здесь, люди регулярно приходили к нему. Съедая одно лишь манго, человек
чувствовал полное удовлетворение. Вас повезут в Ам-гхат, там вы увидите
миниатюрный вокзал с миниатюрными рельсами. По-моему, их называют микро-рельсы
или мини-рельсы... Маленького размера. Одной из ваших остановок будет Ам-гхат,
где Господь Чайтанья посадил это дерево, далее -- Суварна Бихар, где царь
Суварна Сена, правитель здешних мест в предыдущие юги, получил благословение
Нарады Муни и удостоился даршана Господа Чайтаньи. Много игр происходило здесь.
Посещая эти места, вы дойдете почти до края дхамы.

Там находится Панчанантала? Я не знаю, просили ли вы благословение Господа
Шивы, когда были на месте рождения Господа Чайтаньи. Тот Шива считается
защитником дхамы. Точно так же и во Вриндаване, Гопешвара Шива -- это защитник
дхамы. Если вы хотите стать участником раса-лилы, вам нужно получить его
благословения. Здесь -- Вриддха-Шива, защитник дхамы, вот почему Шива-линга
находится позади места рождения Господа Чайтаньи. Храмы Господа Шивы -- это
один из ключей ко входу в дхаму, и вам нужны его благословения, чтобы войти.
Иначе вы увидите лишь что-то внешнее, но не почувствуете сердцем, что
происходит. Поэтому мы всегда здесь предлагаем свои поклоны Шиве как
величайшему преданному. Вайшнаванам йатха шамбхух - "Среди всех вайшнавов
Шамбху, Господь Шива, -- величайший вайшнав". Мы также предлагаем ему свои
поклоны как защитнику дхамы.

Одно из имен супруги Шивы, Парвати -- Пурна-майа: Йога-майа, защитница дхамы.
Другое ее имя -- Кшетра-палика. Ее игры проходят на том острове, где находится
Господь Джаганнатха. Может быть, вы пойдете за пределы дхамы (мы не знаем
точные ее границы, только приблизительные). Может, вы поедете в Нрисимха-палли,
который находится на самом краю этого острова и в самом дальнем углу
юго-востока Навадвипа-дхамы.

Бхактивинода Тхакура, занимаясь разнообразной деятельностью, содержал также
довольно большую семью. Он безукоризненно совершал гарбхадхана-самскару, и
детей у него было тринадцать. Двое из них стали гуру: Бхактисиддханта Сарасвати
Тхакура и его брат Лалита Прасада Тхакура. У меня была возможность
познакомиться с Лалита Прасадой Тхакурой. У него с братом были какие-то
разногласия, но все равно мы ходили и встречались с ним. Его ашрам был на месте
рождения Шрилы Бхактивиноды Тхакуры. Мы выполняли там небольшое служение,
делали ремонт и обычно ходили к нему на даршан. Прабхупада пару раз был у него.
Он прожил 99 или 100 лет.

Нама-хатта. Бхактивинода Тхакура написал "Годрума-калпатару". В этом году мы
планируем закончить перевод и комментарий этой книги. Бхактивинода Тхакура,
насколько нам известно, открыл по крайней мере 250 нама-хатт, а может, и
больше. Несмотря на то, что он был судьей, родителем, писателем, поэтом, он так
же был и проповедником. Он разработал сеть, подобную правительственной:
областной центр, районный центр, и т.п. В его системе нама-хатты были:
областной лидер, районный лидер, окружной лидер. Всего было где-то семь
различных уровней. Сам он играл роль дворника на рынке святого имени. Задача
дворника -- вычищать всю грязь, содержать все в чистоте. Он хотел быть
уверенным, что никто не отклоняется с пути чистого бхакти. Он также просил
преданных посылать ему отчеты. Он написал информационный бюллетень. У нас есть
пять копий, которые достались нам от Прабхупады. Бхактивинода Тхакура был очень
деятельным.

Однажды я был в округе Миднапура, в южной части Бенгалии, рядом с орисской
границей, и обнаружил там так называемый "Прапан ашрам". Когда нама-хатта
настолько расширялась, что преданные открывали для местных грихастх храм, они
называли его "Прапан ашрамом" -- ашрамом, где принимают прибежище у Господа. То
есть там находился центр нама-хатты, основанный Шрилой Бхактивинодой Тхакуром
около 120 лет назад. Я видел два таких ашрама, в другом округе также нашел
один. Иногда преданные строили храмы, и сейчас местные деревенские жители
продолжают проводить в них пуджи. Но никто не был заинтересован всерьез
развитием инфраструктуры нама-хатт, вот почему мы возобновили эту деятельность
где-то в 1978-1979 гг. Сейчас даже преданные из Гаудия-матхов высоко ценят наш
вклад в возрождение нама-хатты, проводить которую впервые начал Шрила
Бхактивинода Тхакура.

Я не знаю, как долго могу говорить. Вам надо ехать дальше, а также
позавтракать. Есть ли какие-то вопросы?

В конце своей жизни Бхактивинода Тхакура уехал в Джаганнатха Пури. Там был у
него Бхакти Кути, на месте которого сейчас построен храм ИСККОН. Здесь
находится его самадхи. Он оставил тело. Божества, которым он поклонялся, --
Гаура-Гададхара, вот здесь, за этой дверью можете Их увидеть. Рядом находится
самадхи одного из его верных учеников -- Вишванатхи Бабаджи. Он считается
величайшим преданным, чистым преданным.

Мы должны хоть немного организовать свою духовную жизнь так, как Бхактивинода
Тхакура, и тогда мы могли бы сделать столько всего. Начать можно с малого.
Грихе тхако ване тхако сада хари боле дхако -- неважно, кто ты -- грихастха или
санньяси, -- каждый должен воспевать:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Это воспевание святых имен -- секрет духовного успеха. Бхактивинода Тхакура
также открыл и нашел многие святые места Навадвипа-дхамы. Он нашел древние
писания, в которых упоминалось, что это -- тиртха. Он опубликовал две
"Навадвипа-махатмьи". Одна из них называется "Прамана-кханда" и составлена из
цитат древних писаний -- Пуран и Самхит -- о Навадвипа-дхаме. Другая -- это
описание различных мест и игр Господа Нитьянанды, когда он обходил девять
островов вместе с Дживой Госвами. Эта книга называется
"Навадвипа-дхама-махатмья. Парикрама-кханда". Они уже переведены на английский
язык -- по крайней мере, "Парикрама-кханда", но я не уверен на счет
"Прамана-кханды". Мы пользуемся "Парикрама-кхандой", когда идем на парикраму.
Это наш главный путеводитель. Также у нас есть две другие книги по святой
дхаме. Бхактивинода Тхакура открыл для нас Навадвипа-дхаму, начал парикрамы.
Конечно, первым провел парикраму Нитьянанда Прабху, но за недавние столетия --
Бхактивинода.

Бхактивинода Тхакура был выдающейся личностью. Мы надеемся, что наши преданные,
вернувшись на Средний Восток, будут работать и заботиться о своей семье, а
также организовывать нама-хатты и бхакти-врикши, программы для прихожан. Таким
образом вы пойдете по стопам Бхактивиноды Тхакуры. Обычные люди тратят время на
телевизор и спорт, переживая, кто же выиграет сегодня в крикет, но наши
трансцендентные преданные вместо этого тратят немного времени на поддержание
семьи, а большую часть -- на распространение сознания Кришны. Точно так же
Бхактивинода Тхакура вдохновлял (но не принуждал) членов своей семьи быть
деятельными в преданном служении. Однажды он увидел, что его дом превратился в
Голоку Вриндавану, в духовный мир. Каждый служил Кришне. В материальном мире
каждый стремится служить своим чувствам. Если наши чувства неудовлетворены, мы
страдаем. Если наши чувста удовлетворены, на мгновение мы испытываем счастье, а
затем рано или поздно все равно -- несчастье. Но в духовном мире люди стремятся
служить Кришне. Пока мы находимся в материальном мире, у нас, естественно,
должны быть какие-то чувственные удовольствия, чтобы поддерживать жизнь в теле.
Однако, эти чувственные удовольствия иногда могут быть, а иногда и не быть. Но
преданные, имея высший духовный вкус, испытывают счастье постоянно. Они не
зависят от материальных чувственных удовольствий и поэтому умиротворены и
счастливы. Все должны достичь такого умиротворения, свободы от беспокойств.
Если каждый будет занят служением Кришне, тогда ощущение трансцентного
блаженства будет ему обеспечено. Это то, что осознал Бхактивинода Тхакура.

Так много всего я мог бы рассказать. Предполагалось, что я закончу в девять.
Есть ли какие-то вопросы?

Когда будет моя следующая лекция? Вы все еще не устали меня? Все еще хотите
больше? Сегодня я должен буду вас покинуть, у меня назначены встречи, передаю
вас в руки Враджанатхи и его команды. Может, лекция будет вечером, если хотите.

Сколько человек еще не побывало на даршане?
Вы хорошо проводите время?

АУДИТОРИЯ: ДА!!!

ГУРУ МАХАРАДЖА: Кришна необычайно милостив -- послал сегодня облака, чтобы было
немного прохладней. Иногда в это время года в Индии дождь -- жара, жара --
дождь. И когда солнце на небе, зной невыносимый. Но сегодня... как милость
Гауранги, Он дарует прахладу. Здесь явно прохладнее, чем в Дубае! Идите в
тенек, там отдохнете.

*

Пожалуйста, посетите веб-сайты ЕС Джаяпатаки Свами Гуру Махараджи

на русском:
-- сайт учеников: http://jps-disciples.narod.ru
-- о ЕС Джаяпатаке Свами http://jayapataka.ru
на английском:
-- информация о Маяпуре: www.mayapur.com
-- общая информация и информация о проповеди Гуру Махараджи: www.jpsoffice.com
-- лекции и записи: www.hearjps.com
-- информация о проповеди прихожанам: www.namahatta.org
-- Вьяса-пуджа и послания признательности: www.victoryflag.com

Вы можете подписаться на конференции Гуру Махараджи

на русском:
-- его лекции, проповедь, личность, связь с его офисом:
CIS JPS Istagosthi (disciples and followers)
-- дневники его путешествий: JPS Travelling Preaching Diaries

на английском:
-- связь с его офисом: JPSO Communications
-- его лекции, проповедь, личность: JPS Istagosthi (disciples and followers)
-- дневники его путешествий: JPS Travelling Preaching Diaries

Подписаться можно, написав по адресу: Vackresvari.JPS@pamho.net

--------------------------------------------------------
To unsubscribe from this mailing list, send an email to:
CIS.JPS.Istagosthi-Owner@cis.pamho.net

В избранное