Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости... портрет активно практикующего вайшнава


Научно-исследовательский центр по изучению индуистских традиций в России. Аналитический отчёт по теме: «Социально-духовный портрет активно практикующего вайшнава (кришнаита) в России». Исполнители: Борисова А.Н., студентка 4 курса специальности «социология» РХТУ им.Д.И.Менделеева, Филькина А.В., аспирантка Института социологии РАН. Введение в тему. Обоснование актуальности исследования. На настоящий момент в России представлены все мировые религиозные традиции, из которых индуизм является менее изученной в силу своего недавнего развития на российской почве. На протяжении многих веков Россия и Индия тесно взаимодействовали в различных сферах отношений: экономических, политических, культурных. За многие годы взаимного влияния этих двух цивилизаций образовались тесные связи, которые в том числе проявились и в сфере религии - в России появились последователи индуизма, в Индии – православные христиане. Индуизм является древнейшей из живых религий, занимая третье место по числу последователей после христианства и ислама: общая численность приверженцев индуизма составляет около 1 млрд.человек в более чем 100 странах мира. Из всей многоликой традиции в индуизме выделяют три основных течения: вайшнавизм (вишнуизм) - наиболее многочисленное течение (более 600 млн. последователей), шиваизм и шактизм . Вайшнавизм – это монотеистическая религиозно-философская традиция, главная черта которой – поклонение Вишну в качестве Верховной Личности Бога. Объектом нашего исследования выступает бенгальский вайшнавизм (гаудия-вайшнавизм) последователи которого признают Кришну Верховной Личностью Бога - источником Вишну. Основоположником бенгальского вайшнавизма был величайший индийский религиозный проповедник и реформатор Шри Чайтанья Махапрабху (1486-1534), который провозглашал равенство всех людей перед Богом и считал, что универсальным духовным путём для всех людей, независимо от их вероисповедания, национальной принадлежности и происхождения является бхакти, путь любви и преданности Богу. Ветвь гаудия-вайшнавизма, которая сейчас известна на Западе была представлена уполномоченным представителем гаудия - вайшнавской традиции – Бхактиведантой Свами Прабхупадой (далее Прабхупада), который зарегистрировал в 1966г. всемирное вайшнавское движение, основав Международное общество сознания Кришны (МОСК) (International Society for Krishna Consciousness, сокращёно ISKСON (русск.ИСККОН)), также используются названия Общество сознания Кришны (ОСК), Центр обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР)-централизованная религиозная организация вайшнавских общин России, Движение Харе Кришна, насчитывающее более 2 млн. последователей по всему миру. Благодаря широкой культурно просветительской работе ИСККОН, традиция гаудия - вайшнавов стала известна в большинстве стран мира. Начиная с 1972 г в созданном Прабхупадой издательстве «Бхактиведанта бук траст» (в настоящий момент это самое крупное в мире издательство, публикующее книги по истории, философии и религии древней Индии) широко распространяются в рамках культурно-просветительских программ МОСК основные священные книги вайшнавской духовной философии такие как Бхагавад - гита, Шримад Бхагаватам, Шри Ишопанишад, Бхакти расамрита синдху и другие. На настоящий момент в мире распространено около 1 млрд. книг, на более чем 80 языках народов мира, в том числе 15 языках народов СССР. В настоящее время, как в самой Индии, так и ряде западных стран ИСККОН является уважаемой и авторитетной ветвью гаудия - вайшнавской традиции, объединяющей как индийцев, так и последователей гаудия - вайшнавизма из Западных стран. В Индии ИСККОН располагает крупными и популярными храмовыми комплексами в Дели, Бомбее, Бангалоре, Майпуре, пользуется поддержкой правительства и общества. Что же касается вайшнавизма в России, то существуют исторические свидетельства о том, что еще в XVII веке в Астрахани первые индийские купцы имели собственный «индийский двор» с деревянными избами для жилья, лавками и небольшим храмом для поклонения (вайшнавской традиции). Интересен также тот факт, что одно из основных священных писаний вайшнавов – «Бхагават - Гита» (Песнь Бога) – впервые было переведено в России в 1788 году ещё при Екатерине II, и в последующие годы переиздавалось пять раз. Организованное развитие вайшнавских общин началось в России с 1971 года, после визита Прабхупады в Москву. В течение пяти дней у него было несколько встреч с различными людьми. Этих людей привлекло его мировоззрение, его подход, и они стали практиковать гаудия-вайшнавизм. Постепенно в крупных городах СССР стали появляться первые небольшие общины вайшнавов. В 1988 году была официально зарегистрирована первая община вайшнавов в Москве, а за ней стали регистрироваться и другие общины. Примечательно, что Общество сознания Кришны за 70 лет советской власти стало первым зарегистрированным в России религиозным объединением, представляющим ветвь индуизма. Для координации деятельности в рамках России и СНГ в 1992 году была создана централизованная организация российских общин вайшнавов - Центр обществ сознания Кришны в России. (ЦОСКР), в которой сейчас насчитывается около 100 общин, практически во всех российских регионах. Помимо России наиболее крупные объединения вайшнавских общин есть на Украине, в Белоруссии, Казахстане. На настоящий момент российские общины вайшнавов в форме ОСК в странах бывшего СССР являются наиболее крупными и развитыми. Всего в России насчитывается около 100 тысяч последователей гаудия - вайшнавской традиции В силу исторических причин почти 20 лет своего существования (1971-1990гг) Российское общество сознания Кришны развивалось автономно и осталось в стороне от болезненных для большей части МОСК процессов, связанных с уходом из жизни Прабхупады (1977г). На протяжении этого времени в нем сформировалась определённая культура, отличная от западной культуры ОСК. В 1989 году российские вайшнавы первый раз посетили святые места паломничества в Индии, и с тех пор стали поддерживать тесные контакты с индийскими вайшнавами. Вайшнавская традиция в России является преемственной по отношению к традиции в Индии, это касается как форм организационного развития (миссии, ашрамы, храмы, проповеднические центры, группы духовного общения), так и корпуса священных писаний, стандартов и ритуалов поклонения, методов духовной практики, которые являются наиболее важными критериями аутентичности традиции. В силу того, что возникновение ИСККОН на Западе совпало с движением контркультуры, некоторые исследователи воспринимали его как новое религиозное движение (НРД), однако если проследить историю и распространение традиции самого бенгальского вайшнавизма, можно заключить, что создание ИСККОН на Западе – являлось лишь закономерной стадией распространения этой традиции по всему миру. Примечательно, что в России исследований, посвящённых тематике ИСККОН как наследников традиции бенгальского вайшнавизма немного. Исследованиям индуистских организаций в странах Запада посвящены работы Балагушкина Е.Г., Гуревича П.С., Ткачёвой А.А., Фаликова Б.З., Митрохина Л.Н., Григулевича И.Р. В работах Исакова Е. и Торчинова Е.А. рассматриваются отдельные аспекты деятельности и вероучения ИСККОН. Диссертационная работа Сединко А.С. «Международное Общество Сознания Кришны в России» посвящена рассмотрению истории и практики вайшнавской традиции в России. Из работ, посвящённых движению кришнаизма на Западе можно отметить работы Фаликова Б.З., рассматривающие проблему трансляции традиционной религиозно-философской системы Индии в новую для неё культурную среду. Особо нужно выделить работы Иваненко С.И. «Кришнаиты в России: правда и вымысел» и «Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России», которые носят документальный характер и посвящены анализу деятельности вайшнавов в России с момента их появления. Отдельно следует отметить работы Ватмана С.В. ”Бенгальский вайшнавизм» (канд. диссертация) и «Современный вайшнавизм: история, учение и практика», которые наиболее полно раскрывают основные философские и теологические аспекты гаудия - вайшнавизма, а также затрагивают и анализируют некоторые проблемы становления ИСККОН. Отсутствие в России социологических исследований, посвящённых теме вайшнавизма, послужило поводом для различных необъективных оценок и формированию искаженного образа по отношению к последователям вайшнавской традиции со стороны так называемых антикультовых (антирелигиозных) организаций (к таковым можно отнести ряд околоцерковных общественных объединений созданных в России в 1993г Дворкиным А.Л., например, Информационно - консультационный центр им.Иринея Лионского). Пользуясь отсутствием данных научных исследований (социологических, религиоведческих и других) они целенаправленно пытаются формировать в СМИ негативный образ вайшнавов, приписывая им несуществующие в действительности характеристики. Например, вайшнавов изображают как людей неработающих, не имеющих семьи, не заботящихся о детях, зарабатывающих на жизнь милостыней, не стремящихся к светскому образованию, безразличными к окружающей жизни, в целом как непонятную, бесполезную и даже «опасную» организацию и .т.п. Качество такого рода публикаций не соответствует критериям научного подхода: отсутствие у авторов научной подготовки и квалификации, явная конфессиональная ангажированность, применение апологетической аргументации (православной), предвзятость и использование заведомо негативной и бессодержательной терминологии (ярлыков типа тоталитарная секта и др.), игнорирование достоверных данных эмпирических исследований. Несмотря на такой существенный недостаток, такого рода информация активно пропагандируется в СМИ, которые акцентируют своё внимание на «завлекательности», а не достоверности информации. Приписывание традиции «мифических» характеристик и тиражирование этого образа в СМИ может быть опасно с социальной точки зрения – вести к росту нетерпимости по отношению к представителям данной традиции и как следствие как возможность возникновения и развития межрелигиозных конфликтов (как это и происходит в отдельных регионах). Поэтому одной из задач данного исследования является получение эмпирических данных о российских вайшнавах и формирование реального портрета российского вайшнава в рамках его социально-духовных характеристик. Описание исследования. Данное исследование было осуществлено в рамках деятельности Научно – исследовательского Центра по изучению индуистских организаций в Российской Федерации при Ассоциации индийцев в России под научным руководством доктора философских наук, профессора Иваненко Сергея Игоревича. В рамках Центра (начало деятельности с 2006 г) ведется работа по изучению религиоведческих, социологических, культурологических аспектов деятельности индуистских объединений в России. Проводятся конференции, круглые столы, семинары. Выходят книги, журналы. Впервые в рамках Центра было проведено социологическое исследование, которое можно считать пилотажным. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы составить общее представление о социально-духовных характеристиках объекта – российских последователях вайшнавизма. Очевидно, что в социокультурной среде России и Запада вайшнавизм – явление новое. Преобладающая часть современных западных вайшнавов являются участниками Движения сознания Кришны. На этапе появления нового движения ОСК имело некоторые черты НРД, однако со временем в нём стали проявляться, а на настоящем этапе – доминировать черты самой традиции: развиваются общины, возникают храмы с развитой системой поклонения, образовательные учреждения, укрепляется институт семьи и брака, в котором происходит трансляция традиционных культурных ценностей и т.д. Таким образом, происходит интериоризация ценностей, которые до этого были нехарактерны для участников Движения, или интерпретировались согласно обусловленностью той или иной культуры. В частности, на российской почве столкнулись три системы культурных паттернов: бенгальский вайшнавизм Шри Чайтаньи Махапрабху, «западный вайшнавизм», который к тому времени успел приобрести свои особенности и советское воспитание (определённые гендерные, семейные, экономические образцы поведения, православная идентичность при чрезвычайном низком уровне фактической религиозности и т.д.). Предпосылкой для исследования стал следующий тезис: в рамках ИСККОН транслируется система ценностей, базирующаяся на религиозной традиции бенгальского вайшнавизма, распространяющаяся в данный момент в странах Запада, в том числе и в России. Интересно происхождение этих ценностей. Один из стандартов жизнедеятельности, заданный Прабхупадой– следование четырём регулирующим принципам: отказ от употребления продуктов насилия (мясо, рыба, яйца) и недозволенных продуктов (лук, чеснок, грибы), отказ от употребления интоксикаций и одурманивающих средств (наркотики, сигареты, чай, кофе), отказ от участия в азартных играх и незаконных денежных махинациях, отказ от сексуальных отношений вне брака и не для зачатия детей – это ещё не сама религиозная практика, а лишь платформа для неё, создание необходимого культурного уровня для цивилизованных людей. Другими словами, в этих четырёх принципах Прабхупада адаптировал самый минимум норм системы тщательно проработанных правил и предписаний вайшнавской традиции. Согласно философии вайшнавов, ненасилие по отношению к живым существам развивает в человеке милосердие, отказ от одурманивающих средств – аскетизм, неучастие в азартных играх и денежных махинациях - правдивость, а отказ от сексуальных отношений вне брака - чистоту. Сам Прабхупада неоднократно подчёркивал, что следование четырём принципам – стандарт нормальной жизни для любого общества, называющего себя цивилизованным, и что для любого последователя вайшнавизма в Индии эти правила являются самоочевидными в силу теоцентрической концепции жизни в самом индийском обществе, где нет разделения на «светскую» и «религиозную» сторону жизни. Что касается самой же религиозной практики, то тут тоже был задан минимальный стандарт – ежедневное повторение молитвы на чётках, чтение священных писаний (индивидуальное и совместное в виде лекции в храме), утренние и вечерние службы, предложение приготовленной пищи Богу на алтаре, то есть фактически одни и те же организационные элементы, которые являются показателем аутентичности традиции, были перенесены на западную почву. Помимо вышеописанной индивидуальной духовной практики, вайшнавы в свободное от работы или учёбы, исполнения семейных и других обязанностей время активно участвуют в развитии миссии вайшнавов: участвуют в культурно-просветительской деятельности (распространение книг по духовно-культурному наследию вайшнавов, проведение лекций и семинаров), участие в публичных шествиях, религиозных праздниках, проведение презентаций по различным аспектам культуры вайшнавской традиции, участие в социально-благотворительной деятельности и др. Мы попробовали выделить две условные группы ценностей – «духовные» и «социальные» (это было сделано в соответствии с правилами западного дихотомизированного дискурса, разделяющего светскую и религиозную стороны жизни, однако в традиционной Индии эти стороны жизни не противопоставлялись, строго говоря, «светской» жизни вообще не существовало). Лежащие в основе этих практик ценности ориентируют также на определенное социальное и экономическое поведение – причем здесь можно ожидать неопределенности интерпретации допустимых жизненных и рыночных стратегий самими последователями движения. В своем исследовании мы хотели, во-первых, убедиться, что в массе своей те, кто идентифицирует себя с движением гаудия - вайшнавов, следует определенным базовым для этой религиозной системы «духовным» практикам, а во-вторых, посмотреть, каким образом сказывается принадлежность к движению на социальных аспектах деятельности индивида: его образовании, работе, семейном положении, режиме дня и т.д. Мы выбрали следующие традиционные элементы системы духовной практики вайшнавов: ежедневную молитвенную практику, проведение утренних и вечерних служб, поклонение Богу на алтаре – как в Храме, так и дома, чтение религиозной литературы, ритуал предложения приготовленной пищи Богу, участие в проповеднической и социальной деятельности. Ещё одна предпосылка для исследования заключается в следующей гипотезе: распространённые в СМИ претензии на асоциальность и маргинальность по отношению к вайшнавам не имеют под собой оснований. Можно предположить, что бытующие в средствах массовой информации мнения, будто кришнаиты не исполняют своих социальных обязанностей (игнорируют работу, семью, учёбу), маргинальны, не участвуют в социальной жизни общества и т.д., не оправданы и не обоснованы конкретными эмпирическими данными. Социологическое исследование проводилось в конце сентября 2006 года в рамках ежегодного Международного фестиваля ведической культуры и образования «Садху-санга (Святое общение) - 2006» в Кринице (Краснодарский край, побережье Чёрного моря). Необходимо отметить, что вайшнавский фестиваль – одна из традиционных форм духовной практики, берущая начало со времён Шри Чайтаньи Махапрабху – основоположника учения гаудия – вайшнавизма, жившего в XV веке в Бенгалии. С тех пор в память об этом известном реформаторе и просветителе жители Бенгалии ежегодно проводят фестиваль Гаура – Пурнима («ночь полной луны, в которую явился Шри Чайтанья Махапрабху»), приходящийся на февраль – март по лунному календарю. В России традиция проведения крупных международных фестивалей поддерживается с 1994 года. В настоящее время ежегодно проводится 4-5 таких фестивалей, число участников колеблется от 1000 до 8 000 человек. Согласно вайшнавской философии, именно общение с представителями той же традиции и совместная духовная практика приводит человека к прогрессу на пути духовного поиска. Особенностью вайшнавских фестивалей является смысловая наполненность: за 5-6 дней вайшнавы активно участвуют в обширных образовательных программах, обучающих, профессиональных семинарах, духовно-культурных мероприятиях. Целевая аудитория опрошенных для исследования состояла из людей, активно придерживающихся принципов вайшнавской традиции (подавляющее большинство респондентов – члены ИСККОН). Количество респондентов составило 719 человек в возрасте от 13 до 83 лет. Распределение по регионам проживания респондентов выглядит следующим образом: Регион проживания В % от числа опрошенных Центральный федеральный округ 30,3 Северо- Западный федеральный округ 8,7 Южный федеральный округ 13,6 Приволжский федеральный округ 9,3 Уральский федеральный округ 18,1 Сибирский федеральный округ 5,8 Дальневосточный федеральный округ 2,3 Страны СНГ 12 В число выбранных вошли представители всех Федеральных округов Российской Федерации, а также респонденты, проживающие в странах СНГ (в основном Белоруссия, Украина и Казахстан). Для показательности данных результатов исследования мы решили сравнить некоторые социальные показатели вайшнавов с другими мировоззренческими группами. В частности, нами были использованы данные из статьи «Религиозность в России в 90-е годы» Киммо Каарийанена и Дмитрия Фурмана в книге «Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России», под ред. Проф. Каарийанена и проф. Фурмана, СПб, М: Летний Сад, 2000. Мы сравнили результаты нашего исследования (в столбце «вайшнавы») и результаты исследования вышеуказанных авторов, причём использовали две мировоззренческие группы – всех людей, считающих себя верующими (столбец «все верующие») и всех опрошенных, то есть по выборке в целом (столбец «все опрошенные»). Гендерную структуру мировоззренческих групп мы можем видеть на приведённой ниже таблице. Половой состав респондентов, в %. пол вайшнавы все верующие все опрошенные мужчины 40,2 32 44 женщины 59,8 68 54 Возрастной состав респондентов, в %. До 21 включительно 6,5 22-30 лет 23,6 31-40 лет 29,8 41-50 лет 18,2 51-60 лет 12,5 Старше 60 лет 5,6% Среди вайшнавов преобладают люди в возрасте 31-50 лет (48%). Данные результаты опровергают миф о том, что вайшнавизм – это модное молодёжное движение. Напротив, преобладание людей среднего возраста свидетельствует о факте зрелости движения. Данный вывод может также подтверждать наличие достаточно высокого процента людей старше 50 лет (18,1%), что характерно для институционально оформленных, традиционных религий. Уровень образования респондентов, в %. вайшнавы все верующие все опрошенные Среднее 18,5 27 27 Среднее специальное 29,7 26 29 Неоконченное высшее 9,4 3 4 Высшее 42,5 16 19 Мы видим, что среди всех групп мировоззренческих ориентаций самый большой процент высшего образования среди вайшнавов – 42,5%. Необходимо заметить, что традиция бенгальского вайшнавизма изначально была обращена к слою культурных интеллектуально образованных людей. Эта тенденция характерна и в современной вайшнавской среде в России. Доход респондента в расчёте на одного члена семьи, в %. 1000 рублей и меньше 3,6 2-3 тысячи рублей 22,7 4-5 тысяч рублей 25,2 5-10 тысяч рублей 21 10-15 тысяч рублей 7,6 15-20 тысяч рублей 4,6 Больше 20 тысяч рублей 3,6 Две трети вайшнавов (62%) имеют доход, выше прожиточного минимума. В целом можно сделать вывод, что в экономическом плане члены вайшнавских общин достаточно адаптированы к реалиям российской действительности и обеспечивают членов своих семей. Рабочая занятость респондента, в %. вайшнавы все верующие все опрошенные работающие 61,2 49 56,4 неработающие 33,5 43 36 Среди вайшнавов преобладают работающие люди (61,2%). Данный факт опровергает тезис о том, что вайшнавы якобы маргинальны и не исполняют своих обязанностей перед семьёй и социумом. Если сравнивать с представителями других мировоззренческих групп, то наиболее схожее распределение можно наблюдать по выборке в целом. Большая часть неработающих – домохозяйки (44,3%), также пенсионеры (22,9%) и дети (21,3%): Род деятельности неработающих респондентов, в %. Домохозяйки 44,3 Пенсионеры 22,9 Не вошедшие в группу (дети, учащиеся дневных учебных заведений и др.) 21,3 монахи 11,5 Семейное положение респондента, в %. вайшнавы все верующие все опрошенные Состоят в браке 50,6 54 57 Вдовые 5 21 15 Разведенные 16,6 12 15 холостые 27,6 9 11 Более половины членов вайшнавских общин состоят в браке. Можно видеть, что среди вайшнавов самый большой процент холостых людей. Это можно объяснить возрастным составом респондентов: большинство из них (65,6%) находятся в брачном возрасте 22-40 лет: Разброс по возрастным группам среди не состоящих в браке респондентов, в %. До 21 года включительно 21,5 22-30 лет 38,7 31-40 лет 26,9 41-50 лет 7 51-60 лет 4,3 Старше 60 лет 1,6 Также может играть фактор молодости вайшнавских общин в России, а точнее, процесс их становления, который происходит на данном этапе развития движения: молодые люди ищут партнёра по браку в общинах, а это уже замедляет процесс создания семей, особенно в тех городах, где общины вайшнавов не большие. Наличие детей у респондентов, в %. Один ребёнок 29,8 Два ребёнка 19,3 Три и больше детей 4,3 Нет детей 43,4 Более половины вайшнавов имеют детей (53,4%). По уровню наличия 2 детей в семьях ситуация в вайшнавских общинах (19,3%) выше чем среднестатистическая по стране (15,4%). Оценка респондентами своего здоровья, в %. вайшнавы верующие все опрошенные Отличное 6,9 5 4 Хорошее 39,7 13 22 Удовлетворительное 42,2 53 54 Неудовлетворительное 11,2 28 17 Мы видим, что примерно одинаковая часть вайшнавов оценивают своё здоровье на «хорошо» и «удовлетворительно», в то время, как среди верующих и по выборке в целом преобладает характеристика «удовлетворительно». Необходимо отметить, что понятие «здоровый образ жизни» у вайшнавов несколько отличается от общепринятого. Следование вайшнавами упоминавшимся выше четырём регулирующим принципам уже в значительной степени избавляет вайшнавское сообщество от множества социальных проблем, связанных с употреблением мяса, употреблением алкоголя, курения, наркотиков, неупорядоченной половой жизни, насилия: раковых болезней, межнациональных эпидемий, связанных с употреблением продуктов убийства («птичий грипп», ящур и др.) алкоголизма, наркомании, распространении СПИДа и других болезней, передающихся половым путём, проституции, абортов и т.д. Таким образом, понятие «здоровый образ жизни» в вайшнавской среде значительно расширяется – формируется физически и морально здоровое общество, выглядящее на фоне современного глобального социума оазисом нормальной, цивилизованной жизни. Отношение к работе респондентов, в %. Воспринимаю работу как средство для получения средств к существованию; если бы у меня появилась возможность иным способом поддерживать себя/семью, то я бы не работал 47,1 Мне интересно то, чем я занимаюсь; я стремлюсь к профессиональному росту 25,2 Другое 27,6 Мы видим, что около половины вайшнавов (47,1%) воспринимают работу как средство для поддержания своего существования. Нужно отметить, что в вайшнавской философии существует понятие дхармы – выполнение своего долга перед социумом. Перекладывая это понятие на современную повседневность, этот принцип выражается в следовании законам (государства, природы, общества, Бога). Опять можно наблюдать положительное влияние духовных ценностей на социальные характеристики, в данном случае – экономическое поведение. Доля респондентов, принимающих участие в социальной и благотворительной деятельности, в %: Да 52,5 Нет 47,5 Изначально традиция гаудия-вайшнавизма основывалась на духе сострадания, милосердии, помощи людям, который сохраняется и по сей день – более половины респондентов участвуют в благотворительной и социальной деятельности (52,5%). Это достаточно высокий уровень активной жизненной позиции членов вайшнавских общин, опровергающий предположение антикультистский тезис о якобы имеющей место социальной пассивности вайшнавов. Способы участия респондентов в социальных и благотворительных мероприятиях, в %: Программы психологической помощи 10,4 «Пища жизни» 39 Помощь детским домам 11,7 Проекты, связанные с оздоровлением населения 10,9 другое 28,1 Самый «популярный» вид благотворительной деятельности у вайшнавов – программа «Пища Жизни». В ней участвуют 39% респондентов. «Пища жизни» является единственной благотворительной организацией, раздающая вегетарианскую пищу в местах стихийных бедствий, межнациональных конфликтов, социальных потрясений, а также в мирное время социально незащищённым слоям населения – сиротам, инвалидам, пенсионерам, беженцам, студентам. Программа «Пища жизни» функционирует 1989 года практически во всех городах России, где есть общины Общества сознания Кришны. По данным статистики, за время своего существования было роздано более 5 млн. порций пищи. Это весомый вклад вайшнавских общин в укрепление социальной стабильности и поддержание социально незащищенных групп общества. Наличие духовного наставника у респондента, в %: Есть 63,8 Нет 15,7 Нет, но хотел бы 17,7 Нет потребности 1,3 Система взаимоотношений в рамках традиции гаудия - вайшнавизма предполагает принцип принятия помощи со стороны более старших и опытных членов общины младшими. Это проявляется в установлении тесных связей между «старшими» (по возрасту, духовному опыту и квалификации) и «младшими» особых личностных взаимоотношений – регулярном обсуждении вопросов духовной жизни, понимания и применения принципов священных писаний в своей жизни, помощи и поддержке. Наличие самой системы наставничества и её эффективная деятельность является стабилизирующим фактором формирования общин, системы взаимоотношений между последователями традиции, успешного «качественного» роста членов вайшнавских общин. Около двух третий респондентов (63,8%) отметили, что имеют духовного наставника. Учитывая, что система наставничества развивается в России с 1997 года, то данные цифры – весьма успешный результат. Наличие духовного учителя у респондента, в %: Да 60,4 Нет 36,3 В вайшнавской традиции институт гуру (духовного учителя) является неотъемлемой частью религиозной практики, так как, согласно вайшнавской философии, через гуру происходит передача духовного знания. Принятие духовного учителя означает серьёзный шаг в духовной жизни любого вайшнава, так как предполагает принятие на себя определённых обетов (ежедневное повторение молитвы на чётках, строгое следование четырём регулирующим принципам всю жизнь). Это ответственный шаг в жизни вайшнава. Большая часть опрошенных вайшнавов (60,4%) имеют духовного учителя, что может свидетельствовать об ответственности и серьёзности с их стороны по отношению к традиционным вайшнавским институтам, и в следовании религиозной практики. Оценка респондентами проявления ответственности в жизни, в %. Лидер индивидуальной малой группы духовного общения 7,7 Наставник 16,8 Забота о семье 51,5 Другое 23 Принцип духовного развития в вайшнавской практике изначально ориентирует индивида к занятию позиции ученика – принятие на себя ответственности в определённом социальном поле, и творческая деятельность в этом поле в соответствии со своими способностями и возможностями. Сам принцип принятие ответственности развивается постепенно – как правило, сначала индивид принимает ответственность за близких людей – свою семью, затем – за других людей вне семьи, и потом уже за группу людей. Можно видеть, что данная тенденция полностью отражена в ОСК: половина респондентов указали в сфере ответственности свою семью, около 17% являются наставниками для младших вайшнавов и около 8% являются лидерами нама-хатты (индивидуальной малой группы духовного общения). Общения с какими вайшнавами Вам сейчас не хватает? В % от общего числа опрошенных Со старшими 65,5 С равными 29,3 С младшими 5 Около двух третей респондентов (65,5%) высказались о том, что им не хватает общения с более старшими вайшнавами. На настоящем этапе развития ОСК в России происходит интенсивный рост общин, сопровождающийся, как правило, дефицитом старших членов, которые могли бы передавать опыт более младшим. Результат опроса отражает эту тенденцию. Стаж духовной практики респондентов, в %. 2 года и меньше 14,1 2-5 лет 22,5 5-7 лет 15,2 8-10 лет 13,5 10-15 лет 25,9 Больше 20 лет 8,8 Вайшнавская традиция носит культурообразующий характер, предполагая постепенное развитие и укоренение членов общины в культуре духовной традиции на протяжении всей жизни. Полученное распределение отражает стабильную структуру вайшнавских общин, где имеется выраженное ядро более опытных членов общины (половина респондентов) и небольшой разброс между различными по продолжительности духовной практики группами. Данные цифры могут свидетельствовать о стабильности развития Движения и небольшой текучести его членов. Более 60 % вайшнавов имеют опыт связи с традицией достаточно долгое время - от 5 лет и дольше (для сравнения: исследования НРД показывают, что в рамках таких групп срок пребывания членов не более 2-3 лет). Полученная картина говорит о том, что гаудия-вайшнавизм в России имеет черты зрелого, устойчиво развивающегося стабильного сообщества с постепенным укоренением новых людей в этой культуре. Регулярность посещения респондентами вайшнавских фестивалей, в %. Раз в несколько лет 15,5 Раз в году 54,1 2-3 раза в год 21,8 Чаще трёх раз в год 4,6 Не посещаю 3,8 Как было сказано ранее, посещение фестивалей является важной составляющей духовной практики вайшнавов, так как происходит интенсивная трансляция культурных ценностей между членами движения. Подавляющее большинство вайшнавов посещают фестивали регулярно, из них одна четвёртая часть наиболее активна – 25,4% респондентов участвуют в фестивалях 2-3 или более трёх раз в год. Как можно охарактеризовать результаты Вашего последнего посещения фестиваля? В % от общего числа опрошенных Благодаря общению и служению на фестивале я на продолжительное время заряжаюсь духовной энергией, которая позволяет мне поддерживать энтузиазм в личной практике 62,3 Посещение фестиваля для меня – это каждый раз огромный скачок в плане духовного роста, возможность для освоения новых форм проповеди, которые я смогу применять на практике 24,5 Вскоре после фестиваля я чувствую неудовлетворенность: свою собственную жизнь не удается привести в соответствие с теми стандартами и интенсивностью, которая присутствует на фестивале 10,2 Я не придаю большого значения посещению фестивалей, поскольку в конечном итоге важна индивидуальная духовная практика и/или более социально-ориентированные формы проповеди 2,3 Популярность духовных фестивалей, как было указано ранее, объясняется тем, что большинство последователей вайшнавизма получают возможность общения с вайшнавами из разных общин, а также с духовными учителями Общества сознания Кришны и другими проповедниками. Большинство вайшнавов осознают необходимость в таком общении и служении, которое позволяет им поддерживать энтузиазм в личной практике (62,3%). Регулярность посещения респондентами святых мест паломничества, в %. Обстоятельства или иные причины пока не дают мне совершить паломничество по святым местам 72,9 Был один раз и в ближайшем будущем, скорее, не удастся 15,3 Посещаю святые места регулярно: по крайней мере один, или два раза в год 11,8 Одним из элементов духовной практики вайшнавов является паломничество по святым местам. Сам Шрила Прабхупада говорил, что участники ОСК должны ездить в Индию хотя бы два раза в год. Рекомендация желаемая, но мы видим, что на настоящий момент лишь 27% вайшнавов посещают места паломничества. Это можно объяснить экономическими и географическими причинами: чтобы предпринять паломничество необходимо минимум 1000$ на одного человека, также играет фактор удаленности некоторых российских регионов от мест паломничества. Домашнее поклонение на алтаре. Наличие домашнего алтаря у респондентов В % от общего числа опрошенных Да 34,5 Нет 64,3 Традиционной чертой вайшнавской линии духовного развития является постепенный ввод в свою повседневную жизнедеятельность элементов духовной практики, другими словами «одухотворение» всех сфер жизни, в том числе и семейной, которая проявляется в ежедневном поклонении на алтаре образу Бога. Такое поклонение предполагает наличие духовной квалификации и серьезности в следовании традиции для поклоняющихся, поэтому это ответственный шаг для семейных людей. Мы видим, что 34,5% вайшнавов принимают такого ответственную позицию и следуют этому элементу духовной практики. Укажите время, в которое Вы обычно встаёте. В % от общего числа опрошенных 3-4 утра 14,7 5-6 утра 53 7-8 утра 27,9 позже 4,4 Согласно вайшнавской философии, утренние часы наиболее благоприятны для молитвенной практики. Можно говорить об укоренении традиции раннего подъёма, так как около 70% вайшнавов высказались, что начинают свой день до 6 утра. Когда Вы повторяете большую часть ежедневной молитвенной практики? В % от общего числа опрошенных Утром 51 В течение дня 42,5 Вечером 6,4 Половина вайшнавов совершают большую часть своей молитвенной практики рано утром. Регулярность изучения респондентами священных писаний, в %. Каждый день 31,2 Несколько раз в неделю 44,4 Реже раза в неделю 24,4 Неотъемлемой частью духовной практик вайшнавов является регулярное изучение священных писаний. Мы видим, что три четвёртых опрошенных (75,6%) изучают религиозную вайшнавскую литературу регулярно. Одна треть вайшнавов (31,2%) делают это ежедневно. Регулярность слушания респондентами записей с лекциями духовного учителя и других проповедников ИСККОН, в %. Каждый день 25 Несколько раз в неделю 45,6 Реже раза в неделю 29,4 Дополняющая форма изучения священных писаний – слушание их в представлении духовных учителей и проповедников, либо непосредственно на лекции, либо в записях. Необходимо отметить, что процесс слушания является одним из основополагающих методов в практике гаудия-вайшнавизма. Более 70% вайшнавов регулярно следуют этому методу. Доля респондентов, посещающих индивидуальную малую группу духовного общения (нама-хатта), в %. Посещаю каждую неделю/раз в две недели 37,5 Да, реже, чем раз в две недели 21,1 Не посещаю 30,7 Провожу нама-хатту у себя дома 10,6 Одной из организационных форм духовного развития гаудия-вайшнавизма является нама –хатта, или индивидуальная малая группа духовного общения. Как правило, нама-хатта проводится дома у вайшнавов, число участников колеблется от 5 до 25 человек. Программа, как правило,состоит из традиционных частей: совместное воспевание, обсуждение священных писаний, совместное вкушение освящённой пищи,обсуждение планов совместной деятельности в течение ближайшего времени. Такое близкое неформальное взаимодействие позволяет членам нама-хатты получить опыт наблюдения и общения с более старшими вайшнавами, а также строить личные взаимоотношения друг с другом. Следует отметить, что именно нама-хатта является одним из важнейшим социальных подинститутов в традиции гаудия-вайшнавизма, потому что именно в ней происходит передача ценностей от более опытных членов к новичкам, причём практически во всех сферах жизни: от тонких мировоззренческих установок до мельчайших деталей быта. Систематически общаясь с более «продвинутыми» в духовном плане людьми, индивид получает возможность к постепенному принятию определённых ценностей и стандартов, которые до этого не были приемлемы для него. Более половины опрошенных вайшнавов посещают нама-хатту регулярно (58,6%). Одна десятая часть вайшнавов (10,6%) становятся лидерами нама-хатты – проводят у себя дома, что означает определённую ответственность по части следования принципам гаудия-вайшнавской традиции. Какое служение в общине Вы выполняете? В % от общего числа опрошенных Служение в системе храмового поклонения на алтаре (Арчана) 17,6 Служение, связанное с приготовлением или распространением освящённой пищи (прасад) 14,4 Распространение религиозной литературы 6,5 Руководство, менеджмент 10,7 Образование (лекции, проповедь) 9,7 Участие в традиционной процессии шествия по городу с прославлением имён Бога, сопровождающееся музыкой, танцами и раздачей освященной пищи (Харинама), храмовые песнопения 5,7 Служение в индивидуальной малой группе духовного общения 11,2 Гуманитарная миссия «Пища жизни» 1,1 Дизайн, гирлянды, танцы (творчество) 4,7 Наставник 2,8 Финансы 2,9 Спонсорство 4,1 Уборка, ремонт, охрана 5,3 Разное 3,3 Мы видим чрезвычайно разнообразный спектр служения, выполняемого вайшнавами в обшинах ОСК. Факт того, что общины предоставляют возможность для разнообразного проявления своих талантов в служении Богу, свидетельствует об их зрелости и развитости. Необходимо заметить, что выполнение служения является фундаментальным принципом в индивидуальной духовной практике каждого вайшнава. Доля респондентов, принимающих участие в проповеди, в % Да 73,4 Нет 26,6 Участие респондентов в проповеднических мероприятиях, в %. Участие в традиционной процессии шествия по городу с прославлением имён Бога, сопровождающееся музыкой и танцами (Харинама) 37,7 Распространение религиозной литературы 18,4 Участие в образовательных программах 11,6 Распространение освещённой пищи 20,6 Другое 11,7 Традиция гаудия-вайшнавизма изначально была направлена на активную помощь и просвещение людей, проявляющаяся в проповеди. Сам Шрила Прабхупада считал проповедь учения гаудия - вайшнавов одной из главных целей Движения сознания Кришны. При этом, однако, он понимал проповедь не как обязательное «обращение в свою веру», а скорее как духовное просвещение людей, поэтому, встречаясь с последователями других религий, Шрила Прабхупада не принуждал их принять учение вайшнавов, а напротив, убеждал глубже понять учение их собственной традиции. На протяжении становления ОСК сформировались определённые методы проповеди, которые являются также традиционными и для гаудия-вайшнавов в Индии. Данные исследования показывают, что гаудия-вайшнавизм не теряет свой миссионерский дух до сих пор. Уровень вайшнавского образования респондентов, в %. Основы философии и культуры сознания Кришны (подготовка к первому посвящению) 32,8 Ступень теологической подготовки священнослужителей (подготовка ко второму посвящению) 13,4 Самостоятельное изучение книг 31,3 Нет 20 Другое 2,4 Можно видеть, что 46,2% опрошенных респондентов вовлечены в систему вайшнавского образования. Достаточно высокий процент, если учитывать, что Вайшнавский Университет функционирует с 1999 года. Укажите, с кем Вы сейчас проживаете/Ваши жилищные условия. В % от общего числа опрошенных собственная квартира 57,8 квартира родственников 19,9 съёмная квартира 12,6 общежитие 2,8 другое 6,9 Подавляющее большинство респондентов (77,7%) обеспечены собственной жилой площадью, что автоматически опровергает тезис о «скитающихся» кришнаитах. Как часто Вы смотрите телевизор? В % от общего числа опрошенных Каждый день 13,4 Несколько раз в неделю 22,8 Реже раза в неделю 17 Смотрю видео на компьютере, не пользуясь телевизором 19,6 Не смотрю ни телевизор, ни видео 26,6 Учитывая деструктивный характер современных СМИ (множество сцен насилия, гедонизм, призывы к «греховной» жизни и легкомысленному существованию), в вайшнавской традиции существует рекомендация воздерживаться от просмотра телевизионных программ. Можно видеть, что почти одна треть вайшнавов строго следуют данной рекомендации (26,6%). В то же время приветствуется просмотр духовных программ и передач, создаваемых в рамках деятельности ОСК или других духовных организаций. Как правило, при просмотре такого видео используется персональный компьютер. Данной рекомендации следуют одна пятая часть вайшнавов (19,6 %). Есть ли среди Ваших родственников вайшнавы? В % от общего числа опрошенных Да 42,9 Ес Есть люди благожелательно/нейтрально относящиеся к вайшнавам 47,1 Есть враждебно относящиеся к Обществу сознания Кришны 9,9 Чуть менее половины респондентов (42,9%) имеют родственников – вайшнавов. Можно сделать вывод, что происходит интенсивный процесс передачи традиционных вайшнавских ценностей через институт семьи. В целом, можно говорить о формировании благоприятной среды в обществе для распространения вайшнавской культуры, так как 47% респондентов относятся к последователям ОСК благожелательно или нейтрально. Не обошлось также и без влияния негативной пропаганды со стороны околорелигиозных организаций РПЦ – почти одна десятая часть респондентов (9,9%) высказались о том, что имеют родственников, враждебно настроенных к Обществу сознания Кришны. Какого рода материальные проблемы/трудности Вас больше всего беспокоят? В % от общего числа опрошенных Проблемы семейного плана 17,4 Трудности с работой 6,3 Проблемы с жильём 10,6 Недостаточный доход 14,2 Нехватка времени на духовную практику 32,7 Другое 18,8 Примечательно, что наряду со стандартными проблемами, характерными вообще для личности в социуме, для большинства опрошенных вайшнавов в приоритете духовные ценности традиции. Это может говорить о том, что основной мотив для деятельности вайшнавов – достижение духовных целей развития. Выводы. Изучение последователей Общества сознания Кришны позволило составить портрет российского вайшнава по следующим характеристикам: Гендерный признак: в ОСК преобладают женщины (59,8%), что в целом характерно для картины религиозности в России. Возрастной признак: в сообществе вайшнавов присутствуют все возрастные группы с преобладанием людей среднего возраста (48%). Вопросы профессионального самоопределения и экономического поддержания на настоящем этапе развития традиции успешно решаются в вайшнавском сообществе: значительная доля людей, имеющих доход на одного члена семьи выше прожиточного минимума (62%), высокий процент работающих людей (61,2%). Среди неработающих респондентов преобладают домохозяйки (44,3%), пенсионеры (22,9%) и дети (21,3%). Наличие в системе жизненных ценностей вайшнавов духовных принципов, ограничивающих «греховные» с точки зрения традиции наклонности людей позитивно влияет на показатели здоровья и образ жизни: почти половина респондентов (46,6%) оценивают состояние своего здоровья как хорошее и отличное. В целом можно сказать, что в вайшнавской среде формируются высокообразованные, культурно, морально и физически здоровые люди, в основном нашедшие свою экономическую и социальную нишу в обществе, серьёзно относящиеся к религиозной практике (половина опрошенных практикуют более пяти лет) и имеющие в приоритете развития духовные ценности. Их деятельность активно направлена на помощь людям, выражается в социально-благотворительной (52,5%), культурно-просветительской и проповеднической (73,4%) деятельности. Традиционные элементы вайшнавской духовной культуры укоренились в их образе жизни: Три четвёртых опрошенных (75,6%) регулярно изучают священные писания самостоятельно, также более 70% респондентов в качестве дополняющего метода изучения писаний регулярно слушают лекции с записями духовных учителей и проповедников, помимо этого почти половина респондентов заняты в вайшнавской системе образования (46,2%); высокий процент наличия домашнего поклонения на алтаре у семейных людей – 34,5%; ранний подъём для осуществления молитвенной практики (70%). Одна четвёртая часть опрошенных занимает наиболее активную позицию в следовании традиции касательно посещения святых мест паломничества (27% были там хотя бы 1 раз или больше) и участия в вайшнавских фестивалях (25,5% посещают фестиваль два и чаще раз в год). Также в вайшнавской среде наблюдается широкий спектр разнообразных способов служения, общины позволяют людям с разными складами личности творчески самовыражаться в служении Богу, при этом внося позитивный вклад в жизнь окружающих. Мы видим, что активно функционирует механизм трансляции духовного и культурного опыта традиции - развиты принципы наставничества и гуру: примерное одинаковое количество вайшнавов имеют наставника (63,8%) и духовного учителя (60,4%). Высокий процент людей выполняют лидерские функции в обществе вайшнавов и принимают ответственность за других людей: проводят занятия групп духовного общения (нама-хатту) у себя дома (10,6%) и/или являются наставниками для младших вайшнавов (16,8%). В целом можно наблюдать традицию передачи культурных ценностей через институт семьи – 42,9% опрошенных имеют в своей семье вайшнавов. Также можно говорить о формировании в обществе благоприятной среды при непосредственном близком общении с последователями традиции гаудия-вайшнавизма – почти половина респондентов указали, что их родственники благожелательно или нейтрально относятся к Обществу сознания Кришны. На настоящем этапе развития происходит интенсивное развитие общин ОСК. Наблюдается некоторый дефицит в общении с более старшими вайшнавами, которые могли бы передать культурный, духовный и практический опыт. Высокий процент холостых людей в молодом возрасте говорит о перспективе создания вайшнавских семей. Заключение. Традиция вайшнавизма за период существования в России около четырех десятилетий прошла этапы роста, социальной адаптации, формирования механизмов передачи опыта, институционального оформления. В данный момент в рамках РОСК формируются и развиваются общины, ведется активная культурно-просветительская деятельность, создаются и развиваются образовательные и социальные программы. В вайшнавских общинах в условиях социально здорового и духовноориентированного окружения эффективно решаются многие социальные проблемы, актуальные для современного российского общества: преодоление алкогольной, табачной, наркотической зависимости, воспитание высоконравственного поколения людей с активной жизненной позицией, готовым прийти на помощь другим, выполняющим в обществе важную функцию культурного просвещения и своим примером формирующие перспективное будущее поколение россиян. Наличие в обществе такого рода общин служит для многих социальных групп позитивной альтернативой и конкретным примером того, как без внешнеорганизованной системы и огромных капиталовложений решаются задачи, о которых так мечтают разработчики многих национальных проектов. Данные проведенного исследования наглядно показывают полную несостоятельность распространённых в СМИ мифов о якобы имеющем место социальной неадекватности последователей вайшнавизма, пассивности, своего рода «деструктивности», слабой ответственности, маргинальности и т.п. Более того, результаты исследования говорят о том, что накопленный в российских общинах вайшнавов опыт социально - культурной и воспитательной работы достоин того, чтобы пристально изучать и распространять его в других социальных группах. Необходимость дальнейшего изучения социально-духовных характеристик последователей ОСК очевидна, так как в ходе исследования был обнаружен ряд аспектов, требующих дальнейшего уточнения. Также мы надеемся рассмотреть формирование духовно – социальных характеристик вайшнавов в динамике. Мы надеемся, что наш опыт социологического исследования вайшнавской традиции в России поможет составить более адекватную картину жизни и социальных характеристик членов вайшнавских общин. Результаты и анализ данных проведенного исследования может быть полезен социологам, религиоведам, культурологам, представителям властных структур и СМИ. Литература. Балагушкин Е.Г. «Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодеешь Запада», М., 1984. Балагушкин Е.Г. «Критика идеологии кришнаизма», М., 1984. Брукс Ч.Р. «Что такое ИСККОН?», статья в журнале «Вайшнавизм: открытый форум», №2, 1999. «Вайшнавизм среди других религиозных традиций», изд-во «Вайшнавский Университет», М., 2004. Ватман С.В. «Бенгальский вайшнавизм», изд-во СПб Ун-та, 2005. Ватман С.В. «Современный вайшнавизм: история, учение, практика» в журнале «Вайшнавизм: открытый форум», №4, 2006. Григулевич И.Р. «Пророки “новой истины”», М., 1983. Гуревич П.С. «Современные внеконфессиональные организации на Западе», М., 1983. Иваненко С.И. «Кришнаиты в России: правда и вымысел», изд-во «Философская книга», М., 1998. Иваненко С.И. «Справочник. Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России», изд-во «Философская книга», М., 2003. Исаков Е. «”Религиозное общество сознания Кришны Санкт-Петербурга”//Религиозные общины и организации Санкт-Петербурга», СПб, 1998. Каарийанен К., Фурман Д. «Религиозность в России в 90-е годы», статья в книге «Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России», под ред. Проф. Каарийанена и проф. Фурмана, СПб, М: Летний Сад, 2000. Куценков А.А., Чернецов Е.В., Ткачева А.А., Иваненко С.И. Экспертное заключение: Вероучение, социальная ориентация и религиозная практика Обществ сознания Кришны, в журнале «Вайшнавизм: открытый форум», №2, 1999. Митрохин Л.Н. «Религии “нового века”», М., 1983. Сединко А.Н. «Международное общество сознания Кришны в России», автореферат, СПб, 2001. Синелина Ю.Ю. «Изменения религиозности населения России: православные и мусульмане», Наука, М., 2006. Ткачева А.А. «Неоиндуистский мистицизм//Вопросы научного атеизма», М., 1989. Ткачева А.А. «”Новые религии” Востока», М., 1991. Торчинов Е.А. «Религии мира: опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояния», СПб, 1997. Фаликов Б.З. «Трансформация индуизма в США//Взаимодействие культур Востока и Запада», М., 1987. Фаликов Б.З. «Неоиндуизм и западная культура», М., 1994. Приложение. АНКЕТА. Пожалуйста, заполните анкету, поставив галочку напротив нужного Вам ответа, либо вписав ответ в графу «другое». На каждый вопрос может быть только один вариант ответа, за исключением вопросов, где указан множественный вариант ответа. Есть ли у Вас духовный наставник? ?a) Да. ?b) Нет. ?c) Нет, но хотел бы. ?d) Нет потребности. Как долго вы практикуете сознание Кришны: ?a) 2 года или меньше ?b) 2-5 лет ?c) 5-7 лет ?d) 8-10 лет ?e) 10-15 лет ?f) больше 15 лет Есть ли у Вас дикша - гуру? ?a) Пока нет. ?b) да, это _________________(указать) ?c) Да, я читаю пранаму-мантру ________________(указать кому ?d) Да, я получил инициацию у _________________в _______году. ?f) Да, я получил брахманическое посвящение у ________________в ______году. 4. Как в вашей жизни проявляется ответственность за других?(можно выбрать несколько вариантов ответа) ?a) Я являюсь лидером нама-хатты ?b) Я являюсь наставником для одного/нескольких младших преданных ?c) Я духовно и материально забочусь о своей семье ? f) Другое_____________________________ Как по-вашему, общения с какими преданными Вам сейчас не достаёт? ?a) Со старшими ?b) С равными. ?c) С младшими. Как часто вы посещаете вайшнавские фестивали? ?a) один раз в несколько лет ?b) Один раз в году ?c) 2-3 раза в год ?d) 3 раза в год и чаще ?e) не посещаю Как можно охарактеризовать результаты вашего посещения фестивалей? ?a) Благодаря общению и служению на фестивале я на продолжительное время заряжаюсь духовной энергией, которая позволяет мне поддерживать энтузиазм в личной практике ?b) Посещение фестиваля для меня – это каждый раз огромный скачок в плане духовного роста, возможность для освоения новых форм проповеди, новых идей в принципах развития санкиртаны, которые я смогу применять на практике ?c) Вскоре после фестиваля я чувствую неудовлетворенность: свою собственную жизнь не удается привести в соответствие с теми стандартами и интенсивностью, которая присутствует на фестивале ?d) Я не придаю большого значения посещению фестивалей, поскольку в конечном итоге важна индивидуальная духовная практика и/или более социально-ориентированные формы проповеди Как часто Вы посещаете Дхаму? ?a) Материальные/иные обстоятельства не позволяют мне пока предпринять паломничество в Индию ?b) Был в Дхаме один раз, и в обозримом будущем скорее всего не представится новой возможности ?c) Посещаю Святые места регулярно: по крайней мере раз в один или два года. Есть ли у Вас дома Божества? ?a) Да ?b) Нет Укажите время, в которое вы обычно встаете? ?a) 3-4 утра ? b) 5-6 утра ? c) 7-8 утра ?d) Позже Когда Вы повторяете большую часть вашей ежедневной нормы кругов? ?a) Утром ?b) В течение дня ?c) вечером Как часто вы читаете книги Шрилы Прабхупады и его учеников? ?a) Каждый день ?b) Несколько раз в неделю ?c) Реже, чем раз в неделю Как часто вы слушаете записи с лекциями вашего Гуру или других гуру и проповедников ИСККОН? ?a) Каждый день ?b) Несколько раз в неделю ?c) Реже, чем раз в неделю Посещаете ли вы нама-хатту? ?a) Да, каждую неделю/раз в две недели ?c) Не посещаю. ?b) Да, реже, чем раз в две недели ?d) Регулярно провожу нама-хатту у себя дома Оцените, пожалуйста, в процентном соотношении, сколько времени Вы регулярно/в неделю/ в день уделяете следующим сферам вашей жизни: Семья ___10___20__30__40__50__60__70__80___90__100 Работа ___10___20__30__40__50__60__70__80___90__100 Служение и проповедь ___10___20__30__40__50__60__70__80___90__100 Личная духовная практика ___10___20__30__40__50__60__70__80___90__100 Отдых, сон ___10___20__30__40__50__60__70__80___90__100 Какое служение в ятре Вы выполняете? _____________________________________________________________ Оцените текущее состояние Вашего здоровья: ?а) отличное ?b) хорошее ?с) удовлетворительное ?d) неудовлетворительное Каково Ваше отношение к работе? ?a) Воспринимаю работу как средство получения средств к существованию; если бы у меня появилась возможность иным способом поддерживать себя/семью, то я бы не работал ?b) мне интересно то, чем я занимаюсь; я стремлюсь к профессиональному росту и повышению квалификации ?c) затрудняюсь ответить Укажите, пожалуйста, с кем Вы сейчас проживаете/ваши жилищные условия: ?a) проживаю в квартире родственников ?b) в собственной квартире/доме ?c) на съемной квартире ?d) в общежитии ?e )другое___________________ Как часто Вы смотрите телевизор? ?a) каждый день ?b) несколько раз в неделю ?c) реже, чем раз в неделю ?d) смотрю видео на компьютере, не пользуюсь телевизором ?e) не смотрю ни телевизор, ни видео Укажите, пожалуйста, Ваш уровень вайшнавского образования. ?a) нет ?b) бхакта-программ или другие программы по начальной подготовке бхакт ?c)бхакти – шастры ?d) официально никакого, я самостоятельно изучал книги вайшнавских ачарьев ?f) другое___________________ Есть ли среди ваших родственников Преданные? ?а) да, среди моих родственников есть практикующие Преданные ?b) среди моих родственников есть люди, благожелательно/нейтрально относящиеся к вайшнавам, но сами не практикующие ?c) все мои родственники враждебно относятся к Обществу сознания Кришны. В каких социальных или благотворительных программах ИСККОН Вы принимали (-ете) участие? ?a) Программы психологической помощи (например, разрешение семейных конфликтов, избавление от психологической привязанности к алкоголю/наркотикам) ?b) Пища Жизни ?e) Другое___________________________ ?c) Помощь детским домам ?f) Не участвую. ?d) Проекты, связанные с оздоровлением населения В каких проповеднических программах вы принимаете участие? ?a) Харинама ?d) Распространение прасада ?b) Распространение вайшнавской литературы ?e) Другое_____________________________________ ?c) Образовательные программы ? f) Не участвую. Какого рода «материальные» проблемы/трудности в своей жизни Вас больше всего беспокоят? ?a) Семейного плана ?b) Проблемы с работой ?c) проблемы с жильем ?d) проблемы с недостаточным доходом ? e) нехватка времени на духовную практику ? f) другое____________________________________ Укажите, пожалуйста, ваш пол: ?a) Мужской ?b) Женский 28. Ваш возраст:______________________ 29. Ваше образование: ?a) Среднее ?b) Среднее специальное ?c)Высшее ?d) Неоконченное высшее ?e)Кандидат наук ?f) Доктор наук 30. Ваше семейное положение: ?a) Женат/замужем в гражданском браке ?b) женат/замужем официально ?c) разведен/разведена ?d) вдовец/вдова ?e) не женат/не замужем 31. Есть ли у вас дети? ?a) Да, 1 ребенок ?b) Да, два ребенка ?c) Да, три ребенка (или больше) ?d) Нет 32. Вы работаете: да нет 33. Каков средний ежемесячный доход в вашей семье в расчете на одного человека? ?a) 1000 рублей и меньше ?b) 2-3 тысячи рублей ?c) 4-5 тысяч рублей ?d) 5-10 тысяч рублей ?e) 10-15 тысяч рублей ?f) 15-20 тысяч рублей ?g) Больше 20 тысяч рублей 34. В каком городе вы проживаете? ____________________________________________________________________ @ENDhtml@@ dasa dasanudasaha ICQ 249287139 mailto:dhrm@list.ru

В избранное