Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Неохаризматизм и "новое" пятидесятничество Неохаризматизм


Бенни Хинн – «зеркало» неохаризматизма

Оксана Куропаткина

Пятидесятничество, особенно самый энергичный его вариант, харизматизм, широко представлены в нашей стране. Однако, если были серьезные социологические исследования харизматических общин, то богословские идеи западных «отцов», оказавших огромное влияние на российских собратьев, практически не исследованы в отечественном религиоведении. Данная статья – описание идей и практик Бенни Хинна, талантливого американского телеевангелиста, оказавшего огромное влияние на российские харизматические церкви в 1990-е годы. Хинн интересен еще и тем, что именно в нем, как в зеркале, отражены все яркие особенности неохаризматизма с его противоречивостью и эксцентричностью.

Для начала – краткий экскурс в историю пятидесятничества. Это позднепротестантское, или евангелическое движение, зародившееся в США. Названа эта протестантская конфессия в честь праздника Пятидесятницы, когда, согласно Деяниям, Дух Святой излился на учеников Христа в Иерусалиме. В истории пятидесятничества были три «волны». Первая – это классические пятидесятники. Вторая – это представители традиционных деноминаций (включая католиков и православных), практикующих глоссолалию (говорение на языках) и крещение Святым Духом в пятидесятнической трактовке. Западные исследователи называют их харизматами (Charismatics). Формально они не входят в пятидесятнические деноминации, а остаются в своей конфессии на положении особой группы. Третья «волна» – это харизматы, вышедшие из своих конфессий, и ряд местных общин (в основном в Африке, Азии и Латинской Америке), создавшие свои деноминации – т.н. «неохаризматы» (Neocharismatics)[Религиоведение. Энциклопедический словарь 2006: 840—841]. Наконец, особо следует выделить Движение веры Он родился в 1952 году в г.Яффа (Израиль) от грека-отца и армянки-матери. Несмотря на то, что его семья была православной, Хинн учился в католической Школе Монахов. В 1967 году семья Хиннов переехала в Канаду. Будущий телеевангелист, учась в старшей школе, стал посещать англиканскую харизматическую конгрегацию. В 1972 году участвовал в т.н. «движении Иисуса» среди хиппи. В 1973 году, посетив служение Кэтрин Кульман – известной целительницы, Хинн стал ее горячим приверженцем. В 1983 году он возглавил церковь в Орландо и, по его словам, преодолев страх публичных выступлений и заикание, стал всемирно известным телеевангелистом – целителем (правда, критики утверждают, что никаких свидетельств о его заикании не обнаружено — [http://glaznayamaz.org/materials/benny_hinn_heretic.php]). Хинн постоянно проводит целительские служения по всему миру не меньше двух раз в месяц [The new international dictionary of Pentecostal and charismatic movements 2003: 713—714; http://glaznayamaz.org/materials/benny_hinn_heretic.php]. Его книга «Доброе утро, Святой Дух» (1990) стала бестселлером: было раскуплено 250 тысяч экземпляров [http://www.cephas-library.com/evangelist_benny_hinn_pros_and_cons.html]. Не так давно Хинн ушел с должности главного пастора, решив заниматься только своим целительским служением [http://en.wikipedia.org/wiki/Benny_Hinn].

Телеевангелист испытал в 1980-начале 1990-х очень сильное влияние Движения веры. В частности, он учил о духовной смерти Христа и принятии Им природы сатаны, о том, что человек может навязывать свою волю Господу [Цит. по: http://askforbiblie.by.ru/charisma/gods3.htm]; Хинн даже заявлял, что он – маленький мессия [см. http://www.glaznayamaz.org/html/video.html]. Учение о «человекобожии» порой выливалось в оригинальные формы: в одной из своих телепередач Хинн заявил, что глагол «владычествовать», употребленный в повелении Бога первым людям о природном мире предполагает, что Господь наделил человека всеми способностями низших существ, и поэтому Адам умел летать [Cit. on: http://www.modernreformation.org/krhinn.htm]. Очень категоричным было учение о процветании: «Я устал слышать о золотых улицах на небесах! Мне не нужно золото на небе. Мне оно нужно сейчас!…» [Цит. по:http://mirtebe.ru/apologetics/bennyhinn.htm]. В 1993 году Хинн публично заявил, что отказывается от основных положений Движения веры: учения «Иисус умер духовно», исключительной важности устного исповедания, идеи «человекобожия» и «теологии процветания» в ее крайней форме [http://www.cityofgod.org/library/texts/mokhapp2.htm].

Хинн признает, что христианин может страдать. Более того – страдания неминуемы, так как верующий призван к участию в смерти Христа и к смирению своей плоти [Хинн Б. Кэтрин Кульман: ее духовное наследие и ее влияние на мою жизнь 2000: 178; http://www.bennyhinn.org/yourlife/Prophecy-Spiritual-Warfare/Our-Total-Triumph.html].

Хинн призывает к благотворительности: в том числе и для этого Бог благословляет человека богатством. В своем интервью в 1993 году он покаялся в том числе и в недостаточном внимании к нуждам бедных [http://www.cityofgod.org/library/texts/mokhapp2.htm].

Проповедуя процветание, Хинн оговаривается, что оно предполагает, что у христианина есть все необходимое, а не то, что он купается в роскоши [Хинн Библейский путь благословений 1998: 84—85]. Правда, “Trinity Foundation” утверждает, что сам телеевангелист при этом живет в особняке, который стоит 8 млн. долларов, путешествует на личном самолете на «подводные каникулы» на остров Кайман, носит костюмы стоимостью в 3 тыс. долларов[http://glaznayamaz.org/materials/benny_hinn_heretic.php]. Критики обвиняют его в том, что он создал собственную индустрию: на служениях продаются сувениры с портретом телеевангелиста. Несмотря на то, что Хинн в своем покаянном интервью заявил, что постарается жить скромнее, нарекания на его дорогостоящие гостиницы и обилие драгоценностей продолжаются. [http://www.glaznayamaz.org/html/benni_ives_brault.html]. “Trinity Foundation”отмечает, что он не просто избавился от своего «Мерседеса», как ему, с их точки зрения, следовало поступить после своего покаянного интервью, а заменил «Мерседес» на BMW, который стоит 65 тыс. долларов [http://glaznayamaz.org/materials/benny_hinn_heretic.php]. Вместе с тем, в отличие от многих своих собратьев-евангелистов, опасающихся обвинений в финансовых махинациях, Хинн отказался вступить в организацию «Евангелический совет финансовой ответственности» (Evangelical Council for financial accountability) [http://www.csicop.org/sb/2006—09/hinn.html]. Христианская организация “Trinity Foundation” исследовала финансы служения Хинна и заявила, что политика его организации не соответствует налоговым стандартам для церкви. Сам Хинн ответил письмом (2002), в котором отрицал все обвинения [http://en.wikipedia.org/wiki/Benny_Hinn]. В конце 2007 года один из членов финансового комитета Сената США Чарльз Гресли потребовал от шести евангелистов, в том числе и от Бенни Хинна, до 6 декабря предоставить отчеты об их личной финансовой деятельности и деятельности организаций, возглавляемых ими. Наблюдательная группа MinistryWatch.org, изучив финансовую деятельность служений и степень ее прозрачности, составила так называемый рейтинг прозрачности. Последние места в нем занимают Кеннет Коупленд и Бенни Хинн (уровень «F») [http://jesuschrist.ru/news/2007/11/13/14000].Хинн, по его словам, выслал письмо своим партнером с требованием предоставить финансовые отчеты. 6 декабря 2007 года (крайний срок, в который он должен был отчитаться за свои финансовые дела) он заявил, что может сделать это только к 2008 году [http://en.wikipedia.org/wiki/Benny_Hinn].

Не меньше нареканий вызывают эксцентричные практики Хинна, которые он объясняет «помазанием». Оно, по его мнению, зависит не только от Бога, но и от него как соработника Господа. Хинн выделяет три уровня «помазания», ссылаясь на Писание, где помазывали больных, священников и царей: «помазание прокаженного» (им обладают все, принявшие Христа), «священническое помазание» (которое показывает близость с Господом и дает силы для служения Ему) и «царское помазание» (высший уровень, благодаря которому верующий может творить чудеса). Неоднократно Хинн говорит о «двойном помазании» (ссылаясь на просьбу Елисея о двойной «порции» пророческого дара Илии – 4 Цар 2:2). [Сit on: http://www.blessedquietness.com/journal/housechu/anoint.htm]. Во время своих служений в 1980-начале 1990-х он «выдувал помазание», т.е. дул в микрофон, и сотни людей падали на землю [Хинн 1999: 100]. Кроме того, он для эффектности часто «натирал помазанием» свой пиджак, крутил его вокруг головы, бросал его в толпу и даже хлестал им своих слушателей [http://www.pfo.org/new-clth.htm; http://www.bible.ca/tongues-encyclopedia-pentecostal-preachers.htm]. Он также часто был «опьянен Духом» (неохаризматическое проявление – человек ведет себя как пьяный, показывая, что его объял Святой Дух), поэтому не всегда помнил, что он говорил минуту назад [http://www.bible.ca/tongues-encyclopedia-pentecostal-preachers.htm]. В интервью 1993 года Хинн заявил, что отказывается от таких практик, так как они отвлекают людей от Христа [http://www.cityofgod.org/library/texts/mokhapp2.htm]. Однако он ведет себя по-прежнему эксцентрично: например, кричит, когда чувствует «помазание», как, например, в 1998 году, когда Хинн провозглашал на своих служениях «огненное помазание»[http://www.pfo.org/new-clth.htm]. Бог, по его мнению, Кочегар, Который разводит духовный огонь [Cit.on: http://www.pfo.org/filings.htm]. Впрочем, принимая, например, «святой смех» (спонтанный истерический смех в неохаризматических общинах, который трактуется как радость от присутствия Бога), телеевангелист уточняет, что он может быть «плотским» и поэтому «отвратительным» [Хинн 1999: 89].

Хинна упрекают в гностицизме: в одном из своих выступлений он делил мир на три категории: высшую – харизматиков, среднюю – посредственных, «плотских» христиан и низшую – неспасенных грешников [http://www.modernreformation.org/krhinn.htm].

Сверхъестественные проявления силы Бога привычны для всех неохаризматов, однако Хинн не ограничился только проповедями на эту тему, но и создал в 2005 году школу знамений и чудес, где развиваются навыки к принятию сверхъестественных проявлений [http://www.bennyhinn.org/swsm/index.aspx?etrack=icon_swsm].

Хинн известен своими спонтанными шокирующими изречениями- «откровениями». Например, еще до своего покаяния евангелист заявил, что у каждого из Лиц Троицы есть собственное тело и душа [Cit.on: http://askforbiblie.by.ru/charisma/gods3.htm] (правда, потом Хинн признал, что ошибся) [cit.on: http://www.modernreformation.org/krhinn.htm] и что Иисус мог бы согрешить, если бы не имел Святого Духа [Cit. on: http://www.deceptioninthechurch.com/heresy.html]. Критики пишут, что и после покаяния Хинн не стал вполне ортодоксальным. Они также обращают внимание на странные, с их точки зрения, заявления, что Христос будет появляться в церквях в физическом облике, а также на множество не исполнившихся пророчеств евангелиста: о том, что гомосексуалисты погибнут «в огне» в 1994—1995 годах, о том, что Фидель Кастро умрет в 1990-е, что землетрясение уничтожит большую часть восточного побережья США в 1990-е, что умрут те, кто смотрит программы враждебной Хинну организации “Trinity Foundation”, упоминавшейся выше [http://en.wikipedia.org/wiki/Benny_Hinn]. Хинн чаще всего обрушивает на головы своих критиков страшные проклятия, например, грозит «автоматом Святого Духа» [Cit.on: http://www.rapidnet.com/~jbeard/bdm/exposes/hinn/general.htm]; более того, Хинн вообще сопротивляется серьезным проверкам. Как заявляет “Trinity Foundation”, он подал в суд на следователя Марио Личарделло, который им же был нанят для расследования дел своего служения в связи с тем, что двое человек из его ближайшего окружения умерли от передозировки героина. Судиться, как говорят критики, Хинн начал потому, что Личарделло нашел факты, после который служение телеевангелиста могло быть закрыто [http://glaznayamaz.org/materials/benny_hinn_heretic.php]. Телеевангелист может и извиниться перед своими критиками и даже прислушаться к ним, как было в 1993 году [The new international dictionary of Pentecostal and charismatic movements 2003: 714]. Однако “Trinity Foundation” заявляет, что все признания Хинном собственных ошибок (которые телеевангелист делал неоднократно после 1993 года) – всего лишь игра на публику [http://glaznayamaz.org/materials/benny_hinn_heretic.php].

Концепция исцеления у Хинна строится, во-первых, на идее искупительной крови Христа, как и у классических пятидесятников [Хинн Кровь Христа 2000: 73; Мензис, Хортон 1999: 205], во-вторых, в традициях американского пятидесятничества, на идее близости Второго пришествия: «последние дни»- «звездный час» христианина, что христиане, «поколение Иисуса Навина», должны влиять на общество [Thompson 2005: 70; http://www.bennyhinn.org/yourlife/Prophecy-Prophecy-Feature-Article/The-Harvest-is-Here!.html; http://www.wallout.narod.ru/Pritch/06.htm]. В своей практике целительства телеевангелист следует примеру К.Кульман – молится об исцелении и просит, чтобы исцеленные выходили вперед и свидетельствовали о чуде [The new international dictionary of Pentecostal and charismatic movements 2003: 714]. Также он возлагает руки на людей, и под влиянием «силы» больные падают на пол. Критики обвиняют его в месмеризме- доведении толпы до возбужденного состояния, в котором людям может казаться, что они исцелены. [http://www.modernreformation.org/krhinn.htm], а также в том, что многих исцелений на самом деле не было [http://en.wikipedia.org/wiki/Benny_Hinn]. В 1993 году Хинн заявил, что во избежание подложных чудес всех, кто засвидетельствовал о своем исцелении, будут осматривать врачи [http://www.cityofgod.org/library/texts/mokhapp2.htm]. Вообще он уважительно относится к медицине и признает естественные причины болезни [Хинн Это твой день для чуда 1998: 16; http://www.oicos.narod.ru/suffering.html]. Тем не менее, критики Хинна утверждают, что он недобросовестно выполняет свои обещания; в частности, он придумывает хитроумные способы избежать ответственности: например, когда после его заявления, что во время его «крузэйда» в Гане точно был воскрешен мертвый человек, разгорелся скандал, телеевангелист заявил: «Бог может воскрешать мертвых. Абсолютно точно. Я этого не видел. В данном случае нам об этом рассказали» [Цит. по: http://glaznayamaz.org/materials/benni_gannadead.php]. Или, например, Хинн заявил, что для анализа исцелений у него есть под рукой доктор, который заодно советует исцеленным продолжать медикаментозное лечение, пока исцеление не будет подтверждено медицински [http://glaznayamaz.org/materials/benny_hinn_heretic.php].

Телеевангелист планирует построить Всемирный центр исцелений – нечто вроде госпиталя-санатория [Хинн Он коснулся меня: 2000: 199]. План приблизительно таков: «Там будут сады исцелений, в которых будут стоять статуи с библейскими святыми из Ветхого завета, через которых Бог исцелял. Там будут фонтаны исцелений, вечный исцеляющий огонь…» [цит. по: http://glaznayamaz.org/materials/harismatic_acts_hinn.php]. Хинн хочет построить там часовни в честь К.Кульман и других известных целителей и обосновывает это тем, что «помазание» этих служителей присутствует на их могилах [http://www.pfo.org/new-clth.htm]. Эти утверждения вызывают бурю возмущения в евангелической среде и обвинения в симпатии к католичеству. Известно, что Хинн очень хорошо отзывался об Иоанне-Павле II и был у него на приеме [http://www.cephas-library.com/evangelist_benny_hinn_pros_and_cons.html].

Бенни Хинн — представитель не только неохаризматизма, но и американского телеевангелизма со всеми вытекающими отсюда последствиями: это шумные евангелизации, атмосфера шоу, сомнительные финансовые дела, сказочное богатство проповедника. Но, вместе с тем, Хинн выделяется из этой среды, во-первых, своей сверхэкспрессивностью (даже для американской духовной культуры), во-вторых, особенно яркими, скандальными, доходящими до абсурда высказываниями, в-третьих, своей непредсказуемостью (не следует забывать, что покаяние Хинна в 1993 году было неожиданным и радикальным): евангелическая публика никогда точно не знает, что ожидать от скандального телеевангелиста. Именно Бенни Хинн, в силу вышеперечисленных качеств, стал для протестантских апологетов, умеренных пятидесятников, как российских, так и зарубежных, символом неохаризматического “сумасбродства”. Наконец, необычен его религиозный путь: он был православным, католиком, англиканином, участником “движения Иисуса”, наконец, неохаризматом (в силу чего С. В. Щербак (религиовед, преподаватель Библейско-богословского института св. апостола Андрея) метко назвал его “христианским Рамакришной”). И нельзя быть уверенным, что религиозный поиск Хинна на этом закончился.

Список литературы

  • 1) Блум Дж. Еретик. http://glaznayamaz.org/materials/benny_hinn_heretic.php
  • 2) Гудсон С. Боги евангелия процветания. Боги в человеческом обличии. http://askforbiblie.by.ru/charisma/gods1.htm
  • 3) Гудсон С. Боги евангелия процветания. Видения и откровения. http://askforbiblie.by.ru/charisma/gods3.htm
  • 4) Заявления Бенни Хинна. http://glaznayamaz.org/materials/benni_gannadead.php
  • 5) Квон Л. Комитет финансов США проводит финансовое расследование деятельности проповедников «евангелия процветания». http://jesuschrist.ru/news/2007/11/13/14000
  • 6) Мензис У., Хортон Ст. Библейские доктрины: пятидесятническая перспектива. — Минск, 1999.
  • 7) Недавние «помазанные» действия харизматического движения под руководством Бенни Хинна. http://glaznayamaz.org/materials/harismatic_acts_hinn.php
  • 8) Отрывки из интервью с Б.Хинном газеты «Харизма и жизнь» http://www.cityofgod.org/library/texts/mokhapp2.htm
  • 9) Письмо пастору по поводу Бенни Хинна. http://www.glaznayamaz.org/html/benni_ives_brault.html
  • 10) Раздел по Бенни Хинну. Видеоматериалы. http://www.glaznayamaz.org/html/video.html
  • 11) Религиоведение. Энциклопедический словарь. – М., 2006.
  • 12) Хинн Б. Библейский путь благословений. — СПб, 1998.
  • 13) Хинн Б. Кровь Христа. — СПб., 2000.
  • 14) Хинн Б. Кэтрин Кульман: ее духовное наследие и ее влияние на мою жизнь. – СПб, 2000.
  • 15) Хинн Б. Он коснулся меня. – СПб, 2000.
  • 16) Хинн Б. Поколение Иисуса Навина, ч.1 http://www.wallout.narod.ru/Pritch/06.htm
  • 17) Хинн Б. Помазание. – СПб, 1999.
  • 18) Хинн Б. Почему праведники страдают? http://www.oicos.narod.ru/suffering.html
  • 19) Хинн Б. Это твой день для чуда. — СПБ, 1998.
  • 20) Do you believe in miracles? http://www.csicop.org/sb/2006—09/hinn.html
  • 21) Fisher G. All That Glitters. . .Gold Fillings and Truth Decay Toronto. http://www.pfo.org/filings.htm
  • 22) Goedelman M. Is Benny Hinn’s “fire” anointing really just the Emperor’s new clothes? http://www.pfo.org/new-clth.htm
  • 23) Hinn B. The Harvest is here! http://www.bennyhinn.org/yourlife/Prophecy-Prophecy-Feature-Article/The-Harvest-is-Here!.html
  • 24) Hinn B. Signs and Wonders School of Ministry. http://www.bennyhinn.org/swsm/index.aspx?etrack=icon_swsm
  • 25) Hinn B. The Cross of Jesus Christ—Our Total Triumph. http://www.bennyhinn.org/yourlife/Prophecy-Spiritual-Warfare/Our-Total-Triumph.html
  • 26) Hinn, Benny. http://www.bible.ca/tongues-encyclopedia-pentecostal-preachers.htm
  • 27) Benny Hinn. http://en.wikipedia.org/wiki/Benny_Hinn
  • 28) Benny Hinn. General teachings/activities. http://www.rapidnet.com/~jbeard/bdm/exposes/hinn/general.htm
  • 29) Benny Hinn: pro&contra. http://www.cephas-library.com/evangelist_benny_hinn_pros_and_cons.html
  • 30) Mission Highlight http://www.bennyhinn.org/missions/missions.cfm
  • 31) Riddlebarger K. The theology of Benny Hinn. http://www.modernreformation.org/krhinn.htm
  • 32) Sauve P. The Anointing: Bible and Fiction. http://www.blessedquietness.com/journal/housechu/anoint.htm
  • 33) Simpson S. Unbiblical Doctrines, Teachings and Phenomena of the Third Wave Counterfeit Revival Movement. http://www.deceptioninthechurch.com/heresy.html
  • 34) The new international dictionary of Pentecostal and charismatic movements. – Michigan, 2003.
  • 35) Thompson D. Waiting for Antichrist. – Oxford, 2005.

В избранное