Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Неохаризматизм и "новое" пятидесятничество


«Последние дни» в американском неохаризматизме

Оксана Куропаткина

Чувство времени сильно влияет на тип религиозности и на отношение к миру. Одной из ярких иллюстраций является американский неохаризматизм, последняя «волна» в пятидесятничестве. Он представляет собой не однородное движение, а совокупность разных направлений. Условно его лидеров можно разделить на три категории: «экстатики», «апокалиптики» и «процветанцы». Акцент на близости Второго пришествия присутствует в разной степени у всех этих направлений; рассмотрим, как апокалиптические чаяния преломляются в богословии этих разительно друг от друга отличающихся движений.

«Экстатики» уделяют исключительное внимание сверхъестественным явлениям и экстазу; необычные и эффектные проявления, по их мнению, - знак приближающегося Царства Божьего. В этом они прямые наследники лидеров раннего пятидесятничества, которые считали глоссолалию, «святой смех» (продолжительный истерический смех во время богослужения, который трактуется как радость от близости Бога) и даже «танцы в Духе» (экстатические танцы под музыку во время богослужений) признаками последнего излияния Духа, которое предшествует Второму пришествию.[Synan V. The Holiness-Pentecostal tradition. – Michigan, 1997. – p. 99-100.]

В 1946-1948 годах нашумевшее движение «Манифест сынов Божьих» (Manifest of sons of God) провозгласило, что в последние времена (уже наступившие) появятся «суперхристиане»- особый класс людей, которые смогут творить великие чудеса.[Manifest of sons of God. http://www.wordiq.com/definition/Manifest_Sons_of_God; McGregor R. The Latter Rain Movement: Its Continuing Influence, р.1. http://www.dtl.org/shield/latter-rain-1.htm]Неохаризматические «экстатики» - прямые наследники этого движения. Среди них следует отметить, во-первых, т.н. «канзасских пророков» (Пол Кейн, Боб Джонс и др.). Как и все пятидесятники, они полагают, что сейчас восстановлены служения древней церкви, в частности, пророческое и апостольское. «Канзасские пророки» считают, что в «последние дни» будут самые «помазанные» (харизматичные) апостолы и пророки, а все больные исцелятся. [Cit. on: Simpson S. Unbiblical Doctrines, Teachings and Phenomena of the Third Wave Counterfeit Revival Movement. http://www.deceptioninthechurch.com/heresy.html]Исходя из этого, «канзасские пророки» вырабатывают в себе особенную чувствительность к откровениям, считая, что они должны быть теми самыми «помазанными» пророками последних времен. Во-вторых, нужно отметить движение Джона Уимбера и его ассоциацию «Виноградник». Знамения и чудеса – необходимые составляющие миссионерства согласно Писанию – здесь Уимбер придерживается идей «евангелизации в силе» (power evangelism).The new international dictionary of Pentecostal and charismatic movements. – Michigan, 2003. – р.1199.] Все, что делали апостолы, могут делать и обычные современные христиане; они должны основываться на «материале Христа», т.е. на Его манере проповедовать и творить чудеса.[Ibid.] Исцеления – знак того, что Царство Божие уже здесь, на земле, вступает в свои права.[Ibid – p.701.]Исходя из этого, нужно не тратить время на богословские мудрствования, а взращивать в себе уверенность в силе Божьей и свято верить в чудесное, не быть скептиком. Примерно такой же позиции придерживается известный евангелист Рейнхард Боннке, чьи массовые, крайне бурные евангелизации в «огне Святого Духа» (с экзорцизмом, падениями, криками и т.д.) очень популярны в Африке.

Следующая неохаризматическая группа – это «апокалиптики» - лидеры, сосредоточившие свое внимание на близости Великой Скорби (периоду страшных гонений на Церковь перед Вторым пришествием), восхищения Церкви в этот период (до, во время или после) и необходимости подготовки к последней битве с сатаной. Прежде всего, эсхатологическая перспектива у неохаризматов усиливает серьезность христианского выбора: «Сегодня мы устанавливаем свою жизнь на скале. Наша вечность решается сегодня», «Мы живем во времена, когда это послание подобно пище для голодного».[Джойнер Р. Жатва. - Киев, 1997. - с.51;Самралл Л. Отвага побеждать. - СПб, 2001. - с.18]Для «апокалиптиков» время стоит на «без пяти полночь», а в полночь уже придет Христос. Поэтому нужно проводить как можно больше евангелизаций, чтобы успеть хоть кого-то спасти за такое короткое время. Кроме того, время и Церкви измениться: Рик Джойнер, например, упрекает христиан за их неготовность «пробудиться», за преступную беспечность в «последние времена». [Джойнер Р. Жатва. Киев, 1997- с.54.]

Роль Израиля как вернувшегося к Богу и воссоединившегося с «духовным семенем Авраама» избранного народа свойственно всем пятидесятникам. Кроме того, убеждение, что Божий народ в конце времен станет полноправным владельцем Палестины, разделяют не только пятидесятники, но и евангелики-фундаменталисты, в частности, Билли Грэм.[Defining Evangelicalism. http://www.wheaton.edu/isae/defining_evangelicalism.html#Pentecostalism] Однако именно у пятидесятников, это положение закреплено доктринально: «И природное семя, т.е. евреи по плоти, и духовное семя, т.е. евреи по духу или по сердцу, играют важную роль в Божьем плане искупления». [Джойнер Р. Жатва. - Киев, 1997. - с.126; ср. Чо Йонгги Д. Даниил. - Томск, 2000. – с.229; Экман У. Все возможно с Богом. – М., 2003. – с.287; см. у классических пятидесятников- Хортон Ст. В последние дни.//Систематическое богословие. Минск, 1999 – с. 253.]У неохаризматов же она получает яркое практическое воплощение. Во-первых, 75% мессианских евреев, принявших Иисуса как Мессию, входит в неохаризматические структуры.[Джойнер Р. Жатва Киев, 1997 – с. 146-148;The New International Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements. - Michigan, 2003. - p.520, 305.]Отсюда и трепетное отношение к евреям: создаются благотворительные фонды, евреям помогают уехать в Израиль и т.д.

Особо следует отметить, во-первых, Рика Джойнера. Он делит историю Церкви на три эпохи, называя каждую из них именами трех великих апостолов: Петра, Павла и Иоанна. Петр ассоциируется со средневековой церковью (так же, как апостол, она то одерживала великие победы, то переживала глубокие падения). Павел связывается с эпохой от Реформации до наших дней – временем интенсивного миссионерства и постоянного обличения традиционных церквей (так же Павел обличал Петра – Гал 2:14), а Иоанн – тайновидец – с Церковью последних дней. Джойнер Р. Жатва-2. – СПб, 2000. – с.7-17. В этот период резко повышается ценность откровения – непосредственного слова от Бога.[Rick Joyner: Christian Gnostic. http://www.ovrlnd.com/FalseTeaching/Christian_gnostic_pt2.html]

Джойнер призывает Америку к покаянию, говоря о грядущем суде над ней,[Джойнер Р. Жатва. – Киев, 2000.– с.139.]исходя из того, что обязанность христианина – ходатайствовать перед Богом за свою страну и свой народ.[Джойнер Р. Жатва-2. – СПб, 2000. – с.202.]Джойнер сосредоточен на грядущей эсхатологической битве: его масштабным видениям на эту тему посвящены книги «Последний поход», «Призыв» и «Факел и меч». Христиане должны постоянно быть начеку, так как темные силы увеличивают свою активность в преддверии апокалиптической битвы. Джойнер – посттрибуционист (приверженец доктрины о восхищении Церкви после Великой Скорби, а не до нее, как полагает большинство пятидесятников), поэтому он считает, что верующим не следует обольщаться, что они будут восхищены до Великой Скорби; им нужно готовиться к тяжелым испытаниям.[Джойнер Р. Жатва. – Киев, 2000.– с.148.]Так как Второе пришествие близко, то, по мнению Джойнера, Церкви необходимо четкое пророческое водительство,[Джойнер Р. Пророческое служение. – СПб, 2003. – с.12.]хотя постоянные откровения – признак незрелости отдельного человека и церкви.[Там же – с.125.]Джойнер считает, что Церковь должна обязательно объединиться в преддверии пришествия Христа; стремление некоторых церквей присвоить истину себе Джойнер называет «духовным гомосексуализмом». [Джойнер Р. Побеждая обвинителя. – СПб, 2000. – с.66.]

Во-вторых, нужно отметить известного автора бестселлеров о личной молитве и обличителя «теологии процветания» Джона Бивера. По его мнению, Христос воскрес на третий день, и в этом было заложено пророчество о грядущих временах – два прошедших тысячелетия – это два дня, так как для Бога тысяча лет – как один день (2 Петр 3:8); третье тысячелетие- это третий день, поэтому нужно ожидать Великое пробуждение, славу Церкви и пришествие Христа. [Cit. on: John Bevere Teaches Dominionism. http://www.deceptioninthechurch.com/bevere.html ]Церкви следует усилить свою ходатайственную молитву за грешный мир.[Бивер Дж. Победа в пустыне. – СПб, 2006. – с.123.]

Последняя неохаризматическая группа – т.н. «процветанцы». Они уделяют теме Второго пришествия меньше внимания, чем предыдущие две, тем не менее, она получает у них своеобразное звучание. Они так же, как и «экстатики», основываются на заявлениях движения «Манифест сынов Божьих». Только сверхъестественный статус верующих выражается для них не в чудесных знамениях, как у «экстатиков», а в победе над «духом нищеты», т.е. на достижении материальных благ.[ Thompson D. Waiting for Antichrist. – Oxford, 2005. – р.70; ср. ту же идею у американских евангеликов- Протестантский фундаментализм в общественно-политической жизни США // Религия и политика реферативный сборник).- М., 1983. - с.125.]Известный телеевангелист Бенни Хинн вкладывает в «звездный час» христианина в последние дни и материальный, и духовный (чудеса, видения и т.д.) смысл.[Hinn B. The Harvest is here! http://www.bennyhinn.org/yourlife/Prophecy-Prophecy-Feature-Article/The-Harvest-is-Here!.html]

Кроме того, именно с «процветанцами» связан т.н. постмиллениаризм - учение о том, что Христос придет после наступления тысячелетнего царства. Т.н. «царственники» полагают, что это царство будет носить земной характер и править в нем будет Церковь; от ее социальной активности зависит приближение этого момента.i [Религиоведение. Энциклопедический словарь. - М., 2006- с.779; Shafer H. Fundamentalism: the power and the Absolute. – p.8. http://www.glopent.net/Members/hschaefer/schaefer_fund-absolute.pdf/view ]Соответственно, постмиллениаристы очень активны и политизированы, поскольку считают, что немаловажная часть эсхатологической битвы будет заключаться в вытеснении дьявола из общественной жизни, т.е. в занятии ключевых политических и экономических постов христианами.

Таким образом, мы рассмотрели, как чувство времени («последние дни») влияет на жизненную позицию американских неохаризматов: «экстатики» развивают в себе чувствительность к духовным переживаниям, «апокалиптики» стремятся «пробудить» Церковь и евангелизировать как можно большее число людей, «процветанцы» - занять ключевые политические и экономические посты.


В избранное