Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мой крест

  Все выпуски  

Мой крест Око за око


“Вы слышали, что сказано: Око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся” (Мф.5:38-42)

В американской жизненной философии за основу взято положение о неотъемлемости определённых прав человека. Согласно Декларации независимости США, важнейшими правами признаются право на жизнь, свободу и стремление к счастью. В наше время этот перечень значительно пополнился.

Возникли движения за гражданские права, права женщин, детей, рабочих, заключённых и так далее. Никогда прежде общество не было так сильно обеспокоено правами человека, как сейчас.

Люди возносят тех, кто отстаивает свои права, невзирая на других. Дух эгоизма и самозащиты характеризует падшую человеческую природу. Более всего грешный человек жаждет обладать тем, что считает своим. И оберегая собственность, он не пощадит покусившихся на неё. Месть, зачастую с процентами, есть не что иное как закономерный продукт эгоизма.

Неумеренная обеспокоенность собственными правами исходит от непомерного эгоизма и ведёт к вопиющему беззаконию. Если во главу угла мы ставим обретение и сохранение того, что принадлежит нам по праву, тогда никто и ничто на нашем пути в том числе закон не имеет ценности.

Поскольку каждому обладать всем желаемым просто невозможно, настойчивое требование своего неизбежно приводит к попранию прав и благополучия других. Послушание закону и уважение прав других всегда оказываются главными потерпевшими в борьбе за мои права. Когда на передний план выходит личное я, всё остальное отступает на задний.

Когда преобладают личные интересы, справедливость уступает место мстительности. Беспристрастная забота о справедливости превращается в личную месть. Забота о защите общества подменяется беспокойством о личной безопасности. Иаков отмечает, что такое искажение источник всех войн и конфликтов между людьми. Откуда у вас вражда и распри? Не отсюда ли от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете и не имеете; убиваете и завидуете и не можете достигнуть (Иак. 4:1-2). Когда на первое место ставятся личные права, справедливость страдает.

Немногие могут сказать, что их законные права были попраны сильнее Павловых. Однако он написал эгоистичной, потакающей плотским желаниям коринфской общине: “Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не моё ли дело вы в Господе?.. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницей сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господа, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать?.. Если другие имеют у вас власть, не тем ли более мы? Однако мы не пользовались этой властью, но всё переносим, чтобы не поставить какой преграды благовествова нию Христову” (1 Кор. 9:1, 4-6, 12).

Павел охотно отказался от своих прав ради Евангелия и блага ближних.

Но и Павел не всегда одерживал победу над своей греховной природой.

Представ перед синедрионом во время последнего заключения в Иерусалиме, он начал своё выступление, говоря: Мужи братья! Я всей доброй совестью жил пред Богом до сего дня. В этот момент первосвященник Анания приказал стоявшим перед ним бить Павла по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбелённая! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Но как только ему сказали, что он говорит с первосвященником, Павел тут же извинился: Я не знал, братья, что он первосвященник; ибо написано: Начальствующего в народе твоём не злословь (Деян. 23:1-5). На мгновение Павлом овладел гнев, и он ответил обидчику резким словом.

Анания, по-видимому, не был облачён в первосвященнические одежды, и поэтому Павел его не узнал. Но даже если бы он и знал, что говорит с Ананией, по человеческим меркам, у Павла было ещё больше оснований справедливо высмеять религиозного вождя, приказавшего его бить. Анания был на редкость подлым, высокомерным и аморальным человеком, бесчестившим свой высокий сан. И, как напомнил ему Павел, приказание бить заключённого до вынесения приговора противоречило иудейским законам, которые Анания присягал блюсти. Однако Павел сознавал, что поступил неправильно. В Божьих очах он не имел права говорить о власть имущем с пренебрежением, и он осудил свой поступок словами Писания.

Возможно, ни один текст в Нагорной проповеди не искажался так часто, как 5:38-42. Из объяснения этого отрывка получалось, что христиане должны быть бесхарактерными тряпками. Его использовали для поощрения пацифизма, отказа от военной службы, оправдания беззакония, анархии и множества других положений, в нём не содержащихся. Русский писатель Л. Н. Толстой основал на этом тексте один из своих наиболее известных романов. Идея Войны и мира заключается в том, что для достижения утопически идеального общества необходимо упразднение полиции, вооружённых сил и других органов власти.

Однако Иисус уже пояснил, что не собирается преступать даже буквы закона Божьего (5:17-19), который учит уважать власть и повиноваться ей и человеческому закону.

Среди множес


В избранное