Пророк Исаия – один из четырех великих ветхозаветных пророков. Священное писание свидетельствует о нем: «Пророк Исаия – великий и верный в видениях своих. В его дни солнце отступило назад, и он прибавил жизни царю. Великим духом своим он провидел отдаленное будущее и утешал сетующих в Сионе; до века возвещал он будущее и сокровенное, прежде нежели оно исполнилось» (Сир, 48,25-28).
Имя [В Ветхом Завете собственные имена во все времена служили выражением надежды и религиозных чаяний народа Божия, а у великих богоизбранных представителей народа Божия являлись живою и постоянною проповедью для современников о Боге и Его делах и об отношении Израиля к Нему] пророка Исаия в переводе с еврейского языка означает: спасение Иеговы [Иегова - (по слав. Сущий) - одно из имен Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия, и постоянно употребляется в Священном
Писании об одном истинном Боге], Господь спасает.
Жил пророк Исаия в Иерусалиме, имел собственный дом, был женат, имел детей. Жену свою он называет пророчицей (Ис. 8, 3). Дети его – сыновья – своими именами символически предуказывали на суд Божий, которому должны подвергнуться Иудейское и Израильское царство (Ис. 7; 8, 3-16; 10,20).
Имя первого сына – Шеар-ясув, что по-еврейски значит: остаток спасется, оно означало суд Божий, ожидающий Иудейское царство; от которого может сохраниться только небольшой остаток. Имя второму своему сыну пророк по повелению Божию дал Магер-шелал-хаш-баз, что значит по-еврейски: спешит грабеж, ускоряет добыча – это указывало на скорое разорение Дамаска и Сирии.
Отец пророка Исаии – Амос – был, вероятнее всего, сыном Иоаса и братом Амассии, царей Иудейских (4 Цар. 12-14). Соответственно этому пророк Исаия получил хорошее образование и в течение всей своей жизни оказывал немалое влияние на государственные дела, Исаия жил очень долго и, деятельность его как пророка была продолжительна. Призванный особым видением на пророческое служение (Ис. 6) в царствование иудейского царя Озии (с 780 до 740 г; до Р. X.), он продолжал его при царях Иоафаме, Ахазе,
Езекии и Манассии.
При царе Езекии, отличавшемся благочестием, пророк Исаия стал советником и близким другом царя. Благодаря влиянию пророка Исаии, Езекия восстановил храмовое богослужение (2 Цар. 29, 3-36), уничтожил остатки идолопоклонства (4 Цар. 18, 4). При Езекии особенно ярко проявилась сила молитвы святого пророка Исаии. Так, по его заступничеству, ангел истребил в одну ночь 185 тысяч воинов армии ассирийского царя Сеннахирима, угрожавшего захватить Иерусалим (4 Цар. 18-49; 2 Пар. 32, 20).
Когда царю Езекии угрожала смертельная болезнь, и он молился Богу о выздоровлении, пророк Исаия возвестил царю, что он проживет еще 15 лет и что Господь дает ему знамение в свидетельство исполнения его просьбы – солнечная тень возвратится на десять ступеней назад (4 Цар. 20, 8-11). Особенным изяществом и чистотою речи отличается книга пророка Исаии, которого поэтому называли «царем пророков», а по ясности пророчеств eгo о жизни и страданиях Иисуса Христа и Его Царстве, его называют также
ветхозаветным евангелистом, пророком-евангелистом.
В своих пророчествах пророк Исаия, в виду развращения народа израильского, угрожает ему судом Божиим, исполнителями которого должны выступить языческие народы, предрекает опустошения земли Израильской и изгнание из нее евреев (Ис. 4, 11-13; 5, 13; 17, 9), довольно ясно говорит и о взятии Иерусалима врагами (Ис. 2, 15; 3, 8, 16-25; 22, 5; 30, 13-16; 32, 13-19), о скором падении Самарии (гл. 28), о вавилонском пленении иудеев (Ис. 34, 5-17).
Прежде чем Иудея сделалась Персидскою областью, или прежде чем два колена были отведены в плен в Вавилон, пророк Исаия прямо изрек пророчество с указанием даже имени Кира, как будущего освободителя евреев от семидесятилетнего плена Вавилонского: «Который (т.е. Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!» (Ис. 44, 28). Это было предсказано Исаиею за 140 лет до разрушения храма.
У этого великого, ветхозаветного пророка находим подробно начертанный образ Грядущего Мессии: предваренный пришествием Предтечи (Ис. 40, 3), происходя по человечеству от рода Иессеева (Ис. 11, 1-2), родится от безмужней Девы (Ис. 7, 14), будет преисполнен Даров Святого Духа (Ис. 11, 2), и носить имена, с несомненностью указующие на Его Божественное достоинство (Ис. 9, 6). Смиренный и кроткий Раб Божий, возлюбленный Господом и призванный Им для возвещения народам истины, Мессия «трости надломленной
не переломит и льна курящегося не угасит», проявляя в то же время великую силу в водворении на земле Своего Царства (Ис. 9, 1-4).
Но наступлению этого Царства должны предшествовать уничижение, страдания и смерть Мессии за грехи людей.
Средоточным пунктом, к которому обращено внимание пророка, является личность Раба Иеговы или Мессии, Страдания Которого за грехи людей пророк изображает здесь с поразительной силой и ясностью (гл. 49-57) [В пророчестве Псалмопевца Давида также подробно говорится - какою смертию умрет Христос, как будут делить одежды Его, как Он будет мучиться жаждою на кресте и как напоят Его уксусом]. Далее (гл. 58-66) пророк изображает прославление этого Великого Страдальца. Раб Иеговы здесь является как
первосвященник, царь и пророк в одно и то же время. Он творит суд над миром и созидает новую лучшую жизнь, т.е. пророк предвещает, что сначала Сион подвергнется опустошению, но потом восстанет во славе, и все народы устремятся к этой горе, признавая за нею право всеобщего руководительства (Ис. 2, 1 и след.; 25, 6-12) и, наконец, о водворении на земле Царства Божия.
Он же возвещает о чудесах, которые сотворит Спаситель: «Он придет и спасет нас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис. 35, 4-6).
В царствование нечестивого царя Ахаза, в минуту крайней опасности для страны, когда Иерусалиму угрожали войска Сирии и Самарии; пророк Исаия успокоил Ахаза тем, что род Давида сохранится до пришествия Мессии, и изрек знаменитое пророчество о рождении Спасителя от Девы: «се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил [Эммануил в переводе с еврейского языка означает - с нами Бог] (Ис. 7, 14).
Сердцу каждого христианина понятны и близки слова из книги пророка Исаии: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко» (Ис. 55,6).
Кроме дара пророчества, пророк Исаия имел дар чудотворений – во время осады Иерусалима молитвами своими он извел воду из горы Сионской, и таким образом явился известный в Евангелии поток Силоамский.
При преемнике Езекии – царе Манассии, святой пророк Исаия претерпел мученическую кончину. Он обличал царя и его вольмож за их нечестие, за это Манассия преследовал его. Пророк скрылся, по преданию, от преследований царя в дупле большого дуба, но был обнаружен и вместе с дубом перепилен деревянной пилой.
Святой пророк Исаия был погребен недалеко от Силоамского источника. Впоследствии мощи святого пророка Исаии были перенесены царем Феодосием Младшим в Константинополь и положены в храме святого Лаврентия во Влахерне. В настоящее время часть главы святого пророка Исаии хранится на Афоне в Хилендарском монастыре.
Жил пророк Исаия почти за 700 лет до Рождества Христова.
О времени и событиях, происходивших при жизни пророка Исаии, повествуется в 4-й книге Царств (гл. 16, 17, 19, 20, 23 и др.), а также во 2-й книге Паралипоменон (гл. 26-32).
Пророк Исаия оставил книгу пророчеств, состоящую из 66-ти глав.
Память святого пророка Исаии Православная Церковь отмечает 9 (22) мая.