Имя Амос в переводе с еврейского языка означат – носитель бремени, или тяжесть, твердость, крепость.
Святой пророк Амос, один из 12-ти малых пророков, был уроженец небольшого города Фекои, находящегося недалеко от Вифлеема, в колене Иудином. Таким образом пророк Амос по своему происхождению принадлежал к Иудейскому царству. До призвания к пророческому служению Амос был один из пастухов фекоиских и был взят Господом прямо от стада (Ам. 7, 14-15).
Местом проповеднической деятельности Амоса было Израильское царство и именно город Вефиль. Свое служение пророк Амос проходил в царствование Иеровоама II, царя израильского и Озии, царя иудейского (Ам. 1, 1).
Несмотря на отсутствие образования, святой пророк Амос смело проповедовал, предсказывая бедствия за непослушание Богу не только израильтянам, но и соседним с Израилем народам.
Основная тема книги пророка Амоса – возвещение суда Божия десятиколенному израильскому царству за его нечестие.
Возвещение этого суда пророк начинает с иноземных народов, которых он обличает в разных преступлениях (Ам. 1, 1-2, 3), затем угрожает иудейскому царству, что огонь, посланный Иеговою, пожрет чертоги Иерусалима, за уклонение иудеев в след чужих богов (Ам. 2, 4-5), после этого пророк почти исключительно говорит о суде над Израильским царством.
Пророк упрекает самарийских вельмож, что они грабежом и насилием собирают себе сокровища (Ам. 3, 10), угнетают нищих (Ам. 4, 1), покупают неимущих за серебро и бедных за пару обуви (Ам. 8, 6), что берут взятки и извращают в суде дела бедных (Ам. 5, 12) за то, что насилием (Aм. 3, 10), обманной торговлей (Ам. 8, 5), взятками с бедных (Ам. 5, 11), вельможи самарийские строят великолепные дома, живут в роскоши и неге (Ам. 6, 3-6; 3, 12) и не заботятся о бедствии народном (Ам. 6, 6) и этим как бы насмехаются
над освободившим их из Египта Господом (Ам. 2, 9-10).
Тяжесть указываемых преступлений увеличивалась тем, что Израиль не сознавал их, хотя Господь и вразумлял народ наказаниями (Aм. 4, 6-11), но он не вразумлялся.
Обличая преступления народа, пророк указывает ему и идеал нравственной жизни (Ам. 5, 4; 5, 14-15; 5, 24). Но народ в целой не способен уже принять увещания пророка и предотвратить наказание. По слову пророка, наказание неотвратимо и народ нигде не может укрыться от него (Ам. 9, 2-4).
Гибель предстоит всем святилищам народным, всем домам большим и малым и всему народу (Ам. 3, 14-15, 6, 7-11; 9, 1-4). Пророк возвещает гибель царского дома Иеровоама от меча (Ам. 7, 9), наступление разных физических бедствий (Ам. 6, 10; 7, 1-7; 8, 8), пленение народа (Ам. 6, 7) и переселение его за Дамаск (Ам. 5, 27), так же пророк указывает на лишение слова Божия и жажду слышания этого слова (Ам. 8, 11-13).
Но пророк Амос простирает свой взор и за пределы этого суда – к светлому будущему. Для Израильского царства, как самостоятельного, нет будущности и оно обречено на погибель. Но есть будущность для Иудейского царства и отдельных личностей Израильского царства – дом Давидов будет поставлен во главу очищенного народа, составленного из всех призывающих имя Господне. По внутреннему своему характеру, новое царство будет царством мира, изобилия всех благ и отсутствия великих бедствий (Ам. 9,
11-15).
По преданию, святой пророк Амос скончался от удара палкою между бровей при изгнании его из Вефиля по повелению Иеровоама, около 783 г. до Рождества Христова.
Святой пророк Амос оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 9-ти глав. Со стороны изложения книга пророка Амоса отличается высокими качествами и является одним из наиболее совершенных произведений ветхозаветной письменности.
Память святого пророка Амоса Православная Церковь празднует 15 (28) июня.