Книги пророков Израиля не просто являются частью Священного Писания, но по своему содержанию представляют собой развитие учения Ветхого Завета до уровня, предвосхищающего Евангелие. В обыденном сознании слово "пророк" часто путают с другим - "предсказатель". Но прорицатели и гадатели языческих религий не имеют ничего общего с библейскими пророками. Пророк - это прежде всего не тот, кто предсказывает будущие события, а тот кто "про-рекает" (про-говаривает), возвещает слова Божии, волю Божию. Всё, что было
сказано в начале курса об Откровении и качествах человека, необходимых для участия в этом процессе, относится и к пророкам: чистота сердца, решимость, жертвенность. Можно сказать, что и Авраам, и Моисей, и другие древние библейские праведники были кроме всего остального и пророками: их пророческие черты являлись следствием теснейшей жизни с Богом. Но начиная с последнего "судьи", Самуила (прим. XI в. до Р. Х.), и особенно в период VIII-V вв. в Израиле возникает пророческое служение в специфическом смысле.
Пророки - харизматически одаренные люди, чем-то напоминающие русских юродивых "Христа ради" - могли жить поодиночке или целыми семьями, и ходили по городам и весям, проповедуя о гневе Господнем за грехи, о необходимости покаяния, напоминая об особом предназначении Израиля и бесстрашно обличая царей за их "мерзости". И к ним тоже приходили: узнать волю Ягвэ, поведать скорбь, а иногда - выбрать и помазать на служение нового царя. Порой из их среды, а порой после личного призвания Богом в Израиле появлялись
особенно одаренные люди, духовное видение которых перерастало конкретные обстоятельства эпохи и открывало глобальные тайны. Большинство из них (за исключением, м. б., Ильи и Елисея) оставили после себя письменные свидетельства Откровения, ставшие книгами великих пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и еще 12-ти т. н. "малых пророков". Отношения пророков с Богом были очень непростыми, т.к. они, входя в Откровение, тем не менее оставались живыми людьми, о чем трогательно рассказывается в полулегендарной
книге пророка Ионы. Бог повелевает Ионе идти в город Ниневию, столицу великой тогда Ассирии: "проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня". Реакция пророка: "встал Иона, чтобы бежать .. от лица Господня". Корабль, на который за деньги попал Иона, плывет в другую сторону, но на море случается буря. Разноплеменные корабельщики пытаются разгадать, на кого прогневался его бог, но Иона, прекрасно всё понимая, признается всем, что он явился причиной бури, и настаивает на том, чтобы его сбросили в море, где
он попадает в чрево большой рыбы (в нашем переводе -"кита"). Из чрева кита Иона в скорби своей взывает к Господу, Господь принимает его раскаяние, и рыба выплевывает Иону на сушу. Во второй раз повелевает Господь Ионе идти в Ниневию и призвать ее к покаянию, что пророк теперь со смирением исполняет. Ходя по всему городу, Иона объявлял: "еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!". А потом вышел из города, и сел среди кустов, чтобы видеть, что будет с городом. Но жители Ниневии на предостережение Ионы
отреагировали с удивительной чуткостью. Вся Ниневия, начиная с царя, оделась во "вретище" и объявила покаянный пост. Все молились Богу о прощении. Замечательно далее: "Иона огорчился этим и был раздражен.. О, Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране своей .. знал, что Ты Бог благой и милосердный ..и сожалеешь о бедствии.. лучше мне умереть, нежели жить..". Речь Ионы потрясающе свидетельствует о подлинности мистической встречи пророка с Творцом: так я и знал, Сам посылаешь меня к ним объявить о
страшном наказании, а ведь по любви Своей вряд ли на это пойдешь, а я - Твой раб - в каком оказываюсь положении, Ты выходишь милостивым, а я лгуном? Тогда Господь, вразумив Ниневию, вразумляет Иону: "произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень .. Иона весьма обрадовался этому .. И устроил Бог так, что на другой день .. оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы так, что он .. просил себе смерти..
Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился .. которое в одну ночь выросло и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть .. города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой (скорее всего, имеются в виду "младенцы" в духовном отношении), и множество скота?" (о скоте Господь тоже беспокоится). Книга Ионы позволяет сделать ряд выводов:
∙ пророк не слепой исполнитель воли Божией, но живой человек , иногда со своими слабостями, но всё же живущий только ради полученного призвания;
∙ смысл пророчества может оказаться гораздо глубже, чем его понимает сам пророк;
∙ пророчество не есть окончательное определение будущего, но скорее серьезное предупреждение, призыв к покаянию;
∙ парадоксально, но именно милосердие Божие к людям побуждает Его пророков напоминать о гневе и наказании.
А трехдневное пребывание Ионы "во чреве кита" стало, как об этом сказал Сам Спаситель, прообразом Его схождения во ад после крестной смерти и воскресения...
Источник: учение пророков http://vsemolitva.ru/c335.html