Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

религия в СССР - часть 2

молодежное Христианское движение (Самара)

...стараясь сохранять единство духа в союзе мира
подписчиков: 34
номер сообщения: 127
количество сообщений от участника: 86
время написания: 2006-03-13 08:55:55
Особенности религиозной жизни в городах нефтяного комплекса Поволжья
в 50-70 гг. ХХ века (на примере г. Новокуйбышевска)

Курятников В.Н.,
к.и.н., доцент СамГТУ

продолжение. начало тут:
http://subscribe.ru/archive/religion.mhd/msg/524797

В Новокуйбышевске, наряду с баптистами, была зафиксирована и
неофициально действующая религиозная группа христиан веры
евангельской (пятидесятников).

Пятидесятничество - это одно из позднепротестанских течений
христианства, возникшее в конце XIX - начале XX вв. в США. Его
идейные истоки в религиозно-философском движении ревивализма (англ.
revival - возрождение, пробуждение), возникшего в XVIII в. среди
последователей ряда протестантских церквей США, Англии и др. стран и
развившегося в его рамках <движения святости>. Именно в <движении
святости> выкристаллизовывались основные догматы воспринятые позднее
пятидесятниками.

Пятидесятники верят в крещение Духом Святым. Согласно Новому Завету,
на 50-й день после воскресения Христа на его учеников, собравшихся на
празднование иудейского праздника Пятидесятницы, с неба сошел Святой
Дух, в результате чего они обрели способность говорения на иных
языках и проповедования евангельского учения народам мира. Отсюда
название <пятидесятники>.

Они убеждены, что Дары Святого Духа: способность к пророчеству,
исцелению больных, говорению на иных языках (глоссолалия) и т.п.
могут быть получены каждым верующим в процессе крещения Духом Святым.
Крещение Духом Святым есть особое переживание верующего, внешним
проявлением которого является глоссолалия, понимаемая как говорение
на <ином> языке. Пятидесятниками признаются два таинства: крещение в
воде и вечеря Господняя (причащение), а также священнодействие:
бракосочетание, покаяние, молитва благословения детей, молитва о
больных и рукоположение[5].

В г. Новокуйбышевске <пятидесятники> организационно оформились во
второй половине 1958 года. Их численность, по неполным данным,
составила около 15 человек. С этого времени они целеустремленно
действовали <в направлении объединения всех верующих, а также
вовлечения в нее новых участников>.

Идейным руководителем <пятидесятников> был житель города Отрадное,
бывший спецпоселенец немец Андрей Иванович Клипенштейн, уроженец
Омской области, слесарь конторы производственных предприятий треста
<Востокнефтестрой>. Периодически он приезжал в г. Новокуйбышевск,
выступая скрытно с проповедями. Однако сотрудники КГБ по г.
Новокуйбышевску установили, что чаще всего <пятидесятники> для
отправления религиозных обрядов собирались <на квартирах следующих
сектантов>: Марии Павловны Чернышевой, Веры Ивановны Матвеюк.

<Пятидесятники> для отправления религиозных обрядов периодически
выезжали к своему <брату>, проживавшему в городе Куйбышеве.
<Последний, - как указывал уполномоченный управления КГБ при СМ СССР
по Куйбышевской области в городе Новокуйбышевске подполковник Шейкин,
- нами установлен. Им оказался Долгих Федор Федорович, пенсионер,
является известным Управлению КГБ по Куйбышевской области, как один
из авторитетов данной секты>. В заключении справки, направленной в
адрес В.П.Орлова, первого секретаря Новокуйбышевского горкома КПСС,
подчеркивалось: <С нашей стороны принимаются меры к разложению этой
группы сектантов <пятидесятников> путем компрометации ее
руководителей и отрыву от нее рядовых участников.

О результатах этих мероприятий Вы будете информированы>[6].

Несмотря на меры со стороны КГБ, общественных, партийных и советских
организаций, деятельность <пятидесятников> в г. Новокуйбышевске не
прекратилась. Через восемь лет, когда Советская власть праздновала 50-
летие своего Рождения, вновь говорилось о том, что <в городе
Новокуйбышевске имеется две неофициально действующие религиозные
группы: сектанты-баптисты и пятидесятники...

Сектантов-пятидесятников насчитывается 10 человек. Они поддерживают
связь с сектантами-пятидесятниками, проживающими в других городах.
Участвуют на нелегальных молениях, организуемых в г.г. Куйбышеве,
Новокуйбышевске (в квартирах членов секты) и др. местах>[7].

Кроме баптистов и пятидесятников в конце 1956 года в городе имелась и
тоталитарная секта <свидетелей Иеговы>. Не вдаваясь в характеристику
этого направления, скажем, что христиане различных конфессий едины в
том, что иеговисты ничего общего с христианством не имеют.

Одним из главных направлений деятельности у нас в России свидетели
Иеговы считают борьбу с Православием. Они провозгласили о великом
отступничестве христианского мира и призывают христиан выйти из
Церкви. Для них Крест Иисуса Христа - символ зла, т.к. его внешнее
подобие иногда встречается у язычников.

Распространенный прием иеговистов - бездоказательные и неконкретные
обвинения священников в непорядочности, а всей Православной Церкви -
в разложении.

Одной из активисток этой секты была Валентина Алексеевна Шпагина. Ее
членом - <мать Шпагиной - Жирова Ксения Федоровна>. Они входили в
состав <нелегальной антисоветской секты иеговистов Рутерфордовского
направления, существовавшей в Куйбышевской области с центром в г.
Сызрани>. Далее в документе дается характеристика их деятельности на
религиозном поприще. В частности, говорится, что <по указанию
главарей данной секты Головицкого и Василюк, Шпагина и Жирова
устанавливали связь с другими единоверцами и распространяли среди них
религиозную литературу. Одновременно с этим занимались вовлечением в
секту молодежи города> [8]. В декабре 1955 года они были
предупреждены <нашими органами>. В 1967 году сведения о деятельности
секты не прослеживаются.

И все же религиозные направления, о которых шла речь, не были
доминирующими в городе.

Но для распространения религиозных воззрений баптистов,
пятидесятников Советская власть создавала более благоприятную почву,
чем для традиционных конфессий (православия, мусульманства, иудаизма).
В новом индустриальном центре, где было много лишенных корней,
переехавших на новое место рабочих и служащих, баптисты и
пятидесятники давали чувство общности. Они давали утешение,
религиозную ясность и поддержку единоверцев в обстановке постоянных
обещаний Коммунистической партии - обещаний, которых она обычно не
выполняла[9]. Особенно привержены, например, баптистской проповеди
были жены алкоголиков. Однажды врач-баптист заявил журналисту, что
единственным эффективным способом борьбы с пьянством было бы
распространение баптистского вероучения!

Высокие моральные требования к своим единоверцам, особенно к
священнослужителям и старейшинам, у баптистов также играли свою роль.

И все же основной религией являлась Православная вера. При
характеристике религиозной обстановки в городе в 1961-1967гг.
отмечалось, что в нем имеется около 300 верующих, в т.ч. 10 баптистов
и 10 пятидесятников. Интересна сама форма выявления верующих, в
результате чего на более чем 90-тысячный город дана такая цифра. Так,
<в 1964 году городской комитет партии через агитаторов проводил
работу по выявлению икон в квартирах. В ходе этой работы были
обнаружены иконы в 291 квартире. Все эти семьи были взяты на учет...>[10
]. Кроме того, шла информация о новокуйбышевцах, которые венчались и
крестили детей - главным образом в г. Куйбышеве.

5. Якунин В. Религиозные организации г. Тольятти. Справочник. -
Тольятти, 1999. - С.54.
6. ГАСПИ. Ф.7614. Оп.13. Д.21. Л.57.
7. ГАСПИ. Ф.7614. Оп.20. Д.1403. Л.2.
8. ГАСПИ. Ф.7614. Оп.12. Д.273. Л.3.
9. См.: Хоскинг Д. История Советского Союза 1917-1991. - М., 1995. -
С.451.
10.ГАСПИ. Ф.7614. Оп.20. Д.1403. Л.2.

источник:
http://saminfo.ru/~samds/Text/Vertical/Library/Ioann/Texts/2002/10.htm

адрес сайта листа: http://mhd.narod.ru
адрес автора рассылки: mhd (собачка) yandex.ru
архив рассылки по темам: http://subscribe.ru/archive/religion.mhd/thread/?1