Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Горячая десятка. 2 и 3 вопросы.

2. Может ли христианская музыка быть современной?

Иногда складывается впечатление, что для некоторых христиан понятие
<устаревший> тождественно понятию <хороший>. Почему-то принято считать, что
<золотой век> христианской музыки - 30е-50е годы двадцатого века. Чем же
современнее музыка, тем больше у нее противников. Увы, это не новое явление.

Однако, нравится нам это или нет, но христианская музыка всегда стремилась
быть современной. Григорианский хорал был в свое время обычной музыкой. То
же можно сказать и о многоголосии (полифонии), оно было введено в церковное
богослужение практически одновременно с появлением многоголосных мирских
песен. Мартин Лютер использовал песни в мирском стиле для прославления Бога.

Известно, что песня <О, благодать, спасен тобой> - это немного переделанная
популярная кабацкая мелодия. Может быть, кому-то небезынтересно будет
узнать, что M.C. Hammer, известный чернокожий реппер, который был жутко
популярен в России лет десять назад - христианин. А его хит, <Can`t touch

песня с христианским смыслом, которого, правда, почти никто в СССР не понял
ввиду того, что неверующая молодежь английский знала только на уровне
школьной программы, а верующие в России тогда еще не приловчились слушать
рэп. Итак, христианство всегда использовало современную музыку. Не всегда
этот процесс проходил гладко и без споров. Но, что интересно: проходило
время и мелодии и стили, когда-то считавшиеся мирскими, прочно приживались в

христианстве. Об использовании современной музыки в богослужениях мы еще
поговорим при ответе на седьмой вопрос. А пока снова подчеркнем, что в
истории христианства всегда находилось место современной музыке. Так что
наше поколение не исключение. Но в связи с этим часто возникает третий
вопрос.

3. Можно ли разделить музыку на духовную и <недуховную>?

Мне не раз доводилось слышать, что рок не может быть духовной музыкой
потому, что... не может быть ею никогда! Дескать, все христианские
рок-группы просто копируют мирские мелодии, а сами ничего не придумывают.
Сторонники этой точки зрения забывают, что создание нового стиля - дело
непростое. Ведь и в протестантской среде за весь 20 век не было создано
ничего нового. Все наши песни из сборников - это уже известные стили и
жанры. Стиль в основном неоклассический, модерн, и т.д. По жанру это или
городской романс, или народная песня, или даже калька с советских маршевых
массовых песен (например, <Христос - надежда тех сердец...>). Так что
обвинять христианский рок в подражании миру бессмысленно. Это не
подражание, а работа в рамках определенного стиля и жанра. Но вопрос
остается. Что же делает музыку духовной? Ответ. О духовности нужно судить по

содержанию. (Причем речь не только о жанре песни, в ней содержание
определяется текстом). Существует программное и непрограммное искусство.
Программное произведение содержит в себе ясно выраженный замысел автора.
Иногда даже на симфонические произведения (где слов нет и быть не может)
автор пишет программу, где говорит, что эта симфония рассказывает, например,

о любви. Первая часть - о пробудившемся чувстве, вторая - о робости
влюбленного, третья - о нескладном признании в любви, а четвертая - о
торжестве разделенной любви. Непрограммное искусство предлагает слушателю
самому решить, о чем данное произведение. Послушав непрограммную симфонию,
кто-то услышит шум ветра, кто-то - плеск воды, а кто-то - конский топот и
лязганье шпаг. И каждый будет по-своему прав, ибо автор того и хотел, чтобы

его произведение трактовали как угодно. (Тут уж никто не сможет
безапелляционно заявить, что эта музыка пробуждает высокие чувства, а та -
низменные инстинкты). Так вот, всю программную музыку можно поделить на
духовную и недуховную, исходя из содержания. Духовной назовем ту музыку, в
программу которой автор заложил мысли о Боге, вечности, душе и т.д.
<Недуховной> назовем всю остальную. Причем не вся она будет плоха. Будет
музыка, программа которой воспевает дружбу, любовь или верность. Вряд ли
найдется хоть один христианин, который будет против этих идей, ведь о них
говорится в Библии. Христианин должен удерживаться от всякого рода зла.
Поэтому он не должен услаждать свой слух музыкой, чья программа призывает к
греху: разврату, убийству, лжи. Или если грех выставляется в положительном
свете. Ну уж, по крайней мере, всегда должен помнить, что так, как учит это
произведение, поступать нельзя. Что же касается непрограммной музыки, то мне

кажется, мы должны поступать с ней как со всем, что <продается на торгу>, -
<есть> (слушать) без исследования. А если скажут, что программа ее
идоложертвенная, то не слушать ради сказавшего и ради совести. (см. 1-е
Кор.10:25-28). Что делает музыку христианской? Посвящение Христу. Даже
танцевальная музыка может быть посвящена Ему, и тогда она станет духовной.
Почему-то некоторые современные христиане думают, что экстатическое начало в

музыке Церковь всегда считала грехом и проявлением недуховности, но вот
послушайте, какую песню написал в средние века один вполне верующий человек:



Иисус - мастер танцовщиков.

Он танцует очень мастерски.

Он поворачивается вправо и влево.

Все должны следовать его учению.

Эти строки принадлежат Бернару Клервосскому, одному из крупнейших богословов

своего времени.

В наши дни принято (и вполне справедливо) считать Баха гением духовной
музыки. Но экстатическое начало присутствует во всех его духовных
произведениях. Современный слушатель его не чувствует, но те, кто жил в одно

с Бахом время, свидетельствуют, что его фуги заставляют пуститься в пляс.
Гензер, ректор протестантской школы Св. Фомы, где работал кантором Бах,
писал, что когда тот репетирует, <...ритм овладевает всеми его
конечностями...Тому, кто обладает слухом и тому, кто способен двигаться,
<Глория> Баха может придать гораздо больше воодушевления, чем любые
достижения нашего пресытившегося мира>. А вот что пишет о духовной музыке
Баха современный христианский музыковед Вилфрид Меллерс: <Это апофеоз
танца...Чтобы правильно исполнить "Cum Sancto" [Cum Sancto Spiritu (С Духом

Святым) из си-минорной мессы] и многие другие подобные пассажи Баха,
необходимо научиться раскачиваться не хуже, чем в наши дни это делает
цветное население Северной и Южной Америки, славящее Бога...>

Так что любой стиль музыки, чья программа не противоречит учению Христа,
стиль музыки, посвященный Богу, можно считать духовным. Исполняя или слушая

музыкальное произведение, христианин должен прежде всего обращать внимание
на состояние своего сердца, прославляет оно Бога или нет. Славлю [Тебя],
Господи, всем сердцем [моим]... (Псалтирь 110:1).

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.mhd
Написать в лист: mailto:religion.mhd-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:religion.mhd--unsub@subscribe.ru?subject=religion.mhd

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Mon, 13 Sep 2004 11:06:06 +0500 (#227836)

 

Ответы:


Согласен с автором. Мой ответ: да, может.


Наверное, это так. Но дело не только в программе. Самая замечательная
программа не будет работать, если творчество не несет в себе Духа (не
знаю, как правильно сформулирвоать). Дузовная музыка - та, с которой к
нам в сердце проникает Божественный Свет.


А это как резануло по сердцу! Возможно, это просто оговорка, но, как на
ваш взгляд, христианин за дружбу, любовь и верность ТОЛЬКО потому, что
об этом написано в Библии?

Миша

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.mhd
Написать в лист: mailto:religion.mhd-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:religion.mhd--unsub@subscribe.ru?subject=religion.mhd

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   "Pavlov M. Yu." Mon, 13 Sep 2004 22:57:52 +0400 (#228212)