Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Евреи, христиане и Слово Бога

  Все выпуски  

Евреи, христиане и Слово Бога


ТАРДЕМА (КРЕПКИЙ СОН)

Слово "тардема" в переводе с иврита означает "глубокий сон". Оно используется семь раз в Танахе. Часто тардема означает "сон от Бога". Когда Адам спал, Всевышний работал, когда Авраам спал, Всевышний работал...
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр (сторон или боков - прим. В.Н.) его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою (иша), ибо взята от мужа (иш). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится (досл.: приклеится) к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не
стыдились.» (Быт. 2:21-25)

21. (глубокий) сон "Слово тардема указывает на то, что далее должно произойти событие, имеющее колоссальное духовное значение, смысл которого раскроется не сразу. В 15:12 вслед за глубоким сном, охватившим Авраама, рассказывается о событиях в духовном мире, которые проявляются как реальная действительность лишь в ходе дальнейшей истории." (Сончино http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda01_2.htm)

"На Адама наводится сон, здесь интереснейший термин в еврейском языке стоит: тардема, а в греческом переводе, в Септуагинте, греческом переводе Ветхого Завета, стоит слово, более вам знакомое: экстасис. Вот экстатический сон. Тардема в еврейском языке означает не просто сон, а такой пророческий сон, сон с видениями, тонкий сон на языке аскетики святоотеческой. Вот в такое экстатическое состояние вводится Адам, и тут и следует знаменитая хирургическая операция, когда из его ребра создается жена." (Из лекции диакона
Андрея Кураева http://azbyka.ru/dictionary/04/adam_i_eva.shtml)

«При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.
Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым [как бы из] печи и пламя огня прошли между рассеченными [животными]. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.» (Быт. 15:12-21)

«И взял Давид копье и сосуд с водою у изголовья Саула (Шаула), и пошли они к себе; и никто не видел, и никто не знал, и никто не проснулся, но все спали, ибо сон от Господа напал на них.» (1 Цар. 26:12)

«И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, - но я не распознал вида его, - только облик был пред глазами моими; тихое веяние, - и я слышу голос: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?» (Иов 4:12-17)

«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого - либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.» (Иов 33:14-18)

«ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы.» (Ис. 29:10) и др.

Слово "тардема" происходит от корня "радам" (крепко спать):

«От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.» (Пс. 75:7)

«И когда он говорил со мною, я без чувств лежал (спал) лицем моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое, и сказал: "вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени.» (Дан. 8:18-19)

«И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал (спал) я на лице мое и лежал лицем к земле.» (Дан. 10:9)

«И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем.» (Иона. 1:5-6) и др.

http://messianicministry.info/

Евреи, христиане и Слово Бога


«Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!"» (Ис. 52:7)

מַה-נָּאווּ עַל-הֶהָרִים רַגְלֵי מְבַשֵּׂר, מַשְׁמִיעַ שָׁלוֹם מְבַשֵּׂר טוֹב--מַשְׁמִיעַ
יְשׁוּעָה; אֹמֵר לְצִיּוֹן, מָלַךְ אֱלֹהָיִךְ

«и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» (Мф. 3:2)

Как иудеи понимают слова Исайи?

"Велик мир ("шалом"), ибо это одно из имен Творца. Велико значение мира, ибо когда придет Мошиах (Мессия), то первой его вестью будет весть о мире, как сказано (Ишайя, 52:7): "Как легки на горах ноги вестника (Мошиаха), возвещающего мир" (Сборник "Ваикра Раба")" (http://www.shalom.org.ru/portion/p25.htm)

Джон Гилл (John Gill) пишет в своем комментарии к этим словам:

"воцарился Бог твой"...

Эти слова многие еврейские комментаторы, древние и современные, относят к Мессии.

(This passage is interpreted of the Messiah and his times, by many Jewish F13 writers, ancient and modern; (See Gill on Romans 10:15

www.biblestudytools.com/commentaries/gills-exposition-of-the-bible/isaiah-52-7.html

F13 Vajikra Rabba, sect. 9. fol. 153. 2. Shirhashirim Rabba, fol. 11. 4. Yalkut Simeoni in Psal. xxix. 11. Menasseh Ben Israel, Nishmat Chayim, fol. 41. 2).


(ПСАЛОМ 83:2)

«Как вожделенны жилища Твои, Господи воинств (сил)!» (Пс. 83:2) (Ср.: «как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!» (Чис. 24:5))

מַה-יְּדִידוֹת מִשְׁכְּנוֹתֶיךָ -- יְהוָה צְבָאוֹת.

МА-ЙЕДИДОТ МИШКНОТЕХА - АДОНАЙ ЦЕВАОТ

Раши так комментирует этот стих: "Как любимы и дороги Твои жилища!"

("How beloved and dear are Your dwelling places!") (Rashi) (http://www.chabad.org/library/bible_cdo/aid/16305/showrashi/true)
2-5. "Как вожделенны жилища Твои" - как дороги и приятны для меня Твои, Господи, селения! Под селениями разумеется не только святилище, но и двор храма со всеми относящимися сюда сооружениями. Я, говорит писатель, душою и телом взвываю, страдаю по ним ("истомилась душа моя"). Мне бы хотелось быть там, где Ты, Господи, обитаешь, и радоваться близости к Тебе. Для птицы местом покоя и защиты служит ее гнездо, таким же местом успокоения для каждого страждущего праведника являются селения Господни, где он может в
богослужении, жертвах и молитве почерпать ободрение и силы." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

Псалом 83 - это песнь паломников, которые шли в Храм во время трех паломнических праздников.

Это очень интересное слово - йедидот (любимы, вожделенны). Корень этого слова мы встречаем в следующих стихах:

«О Вениамине сказал: возлюбленный (йедид) Господом обитает у Него безопасно, [Бог] покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его.» (Втор. 33:12)

«Начальнику хора. На [музыкальном орудии] Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви (шир йедидот).» (Пс. 44:1)

«чтобы избавились возлюбленные Твои (йедидеха); спаси десницею Твоею и ответь мне (услышь меня).» (Пс. 59:7)

«дабы избавились возлюбленные Твои (йедидеха): спаси десницею Твоею и ответь мне (услышь меня).» (Пс. 107:7)

«Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему (йедидо) Он дает сон.» (Пс. 126:2)

«Воспою Возлюбленному моему (йедиди) песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного (йедиди) моего был виноградник на вершине утучненной горы,» (Ис. 5:1)

«Что возлюбленному Моему (йедиди) в доме Моем, когда в нем совершаются многие непотребства? и священные мяса не помогут тебе, когда, делая зло, ты радуешься.» (Иер. 11:15)

http://messianicministry.info/

Евреи, христиане и Слово Бога


ТШУВА - ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ (ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ)

«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи,
но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.»
(Лук. 15:11-32)

Главная тема этой притчи - тшува (покаяние). ТШУВА - ЭТО ВОЗВРАЩЕНИЕ, ЭТО ПУТЬ ДОМОЙ.


Традиция

ХОРОВОД ПРАВЕДНИКОВ

"Сказано: "В грядущем Святой, благословен Он, соберет хоровод праведников. И будет Он восседать среди них в Ган-Эдэне, а каждый из праведников, указывая на него перстом своим, скажет (Йешая, 25:9): "Вот Властелин наш, – мы уповали на Него, и Он спас нас. Вот Властелин наш, – возвеселимся же и возрадуемся спасению, которое Он даровал нам!" (Таанит, 31).

Хоровод – это радость, сосуд восприятия Торы. Радость приходит к человеку, благодаря сиянию рэшимо – записи, запечатлевшейся в душе тогда, когда страдания были упразднены. Рэшимо напоминает человеку о конечной цели, "указывает на нее перстом". И ему открывается обновленная Тора, его осеняет радость. Эта радость становится сосудом восприятия Торы, на скрижалях откровения которой слова начертаны перстом Всемогущего (Шемот, 31:18)." (Раби Нахман рабинахмана/философиярабинахмана/хозяин____поля.aspx?id=17191&language=russian" class="hft-urls">http://www.breslev.co.il/articles/учениерабинахмана/философиярабинахмана/хозяин____поля.aspx?id=17191&language=russian)

МИР ОСНОВАН НА ТОРЕ, НА БОГОСЛУЖЕНИИ И НА ДОБРЫХ ДЕЛАХ

"Мир основан на трех вещах: на Торе, на Богослужении и на добрых делах. "На Торе" - откуда мы знаем (это)? Поскольку написано: «... если завета Моего о дне и ночи и уставов неба и земли Я не утвердил,» (Иер. 33:25); и (в другом месте) сказано: «Да не отходит сия книга Торы (закона) от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь...» (Иис. 1:8) Откуда мы знаем (что мир основан) на добрых делах? Поскольку сказано: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы...» (Ос. 6:6) Откуда мы знаем (что
мир основан) на Богослужении? Поскольку сказано: «... молитва праведных благоугодна Ему.» (Прит. 15:8) (Пиркей де раби Элиэзер)
"The world rests upon three things: upon the Torah, upon Divine Worship, and upon the service of loving-kindness.^ " Upon the Torah," whence do we know (this)? Because it is written, " If my covenant - of day and night stand not " (Jer. xxxiii. 25) ; and (another text) says, " This book of the Torah shall not depart out of thy mouth, ^ but thou shalt meditate therein day and night " (Josh. i. 8). Whence do we know (that the world rests) upon the service of loving-kindness ? Because it is said, " For I desired
love, II and not sacrifice " (Hos. vi. 6). Whence do wc know (that the world rests) upon Divine Worship? Because it is written, "And the prayer of the upright is his delight " ^ (Prov. XV. 8)." (Pirke de rabi Eliezer http://www.archive.org/stream/pirkderabbieli00frieuoft/pirkderabbieli00frieuoft_djvu.txt)

В избранное