Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Таинство Покаяния


Православный молодежный клуб « Логос »
выпуск 63   :   16 ноября - 29 ноября 2009 года

Таинство Покаяния

Логос - это...
  • творчество
  • научные конференции и публикации
  • миссионерская деятельность
  • паломнические поездки
  • выставки, музеи, экскурсии
  • встречи с интересными людьми
  • всегда теплая беседа за чашечкой чая
Таинство Покаяния. Фото с сайта http://www.pravmir.ru/
Фото с сайта http://www.pravmir.ru/
Наш адрес:
храм Св. вмч. Варвары
г. Смоленск, ул. Кашена, 20а (здание храма Св. вмц. Варвары)
тел. 21-88-33


Обратная связь
У вас есть вопросы о православии? Давайте искать ответы на них вместе!

Архив рассылки
(в скобках указан средний балл, оценка выпусков рассылки; значения округлены до 0,1)
Количество подписчиков: 100
автор статьи
Маша Зебрева
Маша Зебрева
Фото Д. Биштейнова
«Таинство Покаяния – это такое священнодействие, в котором пастырь Церкви, силою Духа Святого, разрешает кающегося христианина от всех его грехов, совершенных им после крещения, так, что Христианин снова делается невинным и освященным, каким он вышел из вод крещения».[1]
Смысл всей жизни христианской можно определить как стремление к совершенству. Как сказал Господь: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен есть» (Мф. 5:48). Но в течение всей жизни человек страдает от преступления заповедей Божиих, что и называется грехом. Потому что дано нам «жало в плоть» (2 Кор.12:17) после грехопадения первых людей. Но Господь многомилостив и дал нам такое средство, что если мы и согрешим, то можем посредством Таинства Покаяния быть прощены Богом.
Таинство Покаяния – это не просто раскаяние, осознание своего греха. Ведь и Иуда раскаялся. Это изменение состояния души. Покаяние от греческого – метание, изменение. Это решимость бросить грех и постараться его загладить. По примеру апостола Петра, который также предал Господа, но раскаявшись принес «плоды достойные покаяния» (Мф.3:8). «Значение покаяния – в изменении образа жизни, приводящего ко греху», – пишет архиепископ И. Шаховской.
Некоторые говорят, что покаяние не должно говориться перед священником и нет в этом смысла. На это можно ответить словами Спасителя, обращенных к Его ученикам из Евангелия: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). В молитве перед исповедью священник говорит, что он только «посредник» между человеком и Богом.
«Открывая сердце духовнику и исповедуя ему свои грехи, человек смиряется. Таким образом ему открывается небесная дверь, его щедро осеняет Благодать Божия и он становится свободным», – пишет Игнатий Брянчанинов.
«Исповедь нужна для того, чтобы человек засвидетельствовал, рассказал в присутствии свидетеля о своем грехе. Чистое намерение – чтобы человек пережил стыд и получил себе в союзники того, кто может засвидетельствовать, что он действительно хочет от этого греха избавиться», – говорит о. Игорь Фомин. [3]
В наше время мы удалились от Церкви с ее спасительными таинствами. Мы ищем помощи не от Создателя, а от таких же людей, как и мы сами. Поэтому, возможно, некоторые люди связывают Таинство покаяния с беседой у психолога или просто друга, который и посочувствует и советом поможет. Но совет не сможет излечить причину твоего беспокойства, но лишь на время снимет «симптомы болезни». В Таинстве покаяния человеку дается прощение от грехов, а в зависимости от решимости бросить грех и благодать Божия для этого.
Из истории Таинства покаяния можно сказать, что «чинопоследование исповедания, которое мы имеем в нашем Требнике, относится примерно к XVII веку» [2]. Вначале зарождения христианства, когда люди еще жили в общинах, прилюдно каялись люди, только совершив особо тяжкие грехи. Они не исповедовались перед принятием святых Христовых тайн, считая, что «они (грехи) омываются в причащении Святых Христовых Тайн, когда человек причащается во оставление грехов и в жизнь вечную». [2]
«Они не совершали Таинство покаяния каждый раз, когда причащались. Но древние чины литургии, например, чин литургии ап. Иакова, содержит уже покаянную молитву, которая читалась епископом во время самой литургии для желающих причаститься Святых Христовых Тайн». [2]
«Мы должны всегда каяться за каждый свой грех, за большой и за маленький, должны трудиться над собой. Но это еще не значит, что должно совершаться специальное Таинство покаяния». [2]
В «Константиновскую эпоху ревностные христиане уходили в пустыню. Создается новый чин в христианской жизни – монашеский подвиг». [2] Монашество, которое начинается в III–IV веках и распространяется на территории христианских стран, очень быстро приобретает множество подвижников, вырабатывает свои формы духовной жизни.
«В эпоху гонений жили только в собрании церковном, евхаристическом, часто причащаясь, и были готовы каждый день отдать свою жизнь за веру во Христа. Такая жизнь, чистая, свободная от грехов, делала всех первых христиан святыми. Теперь христианская жизнь монахами понимается несколько иначе. Они уходят в пустыню. В пустынях египетских и иерусалимской не было возможности совершать Божественную Литургию, и очень часто первые монахи десятилетиями не причащались Святых Христовых Тайн. Причащались по случаю, когда им удавалось придти в город, или кто-то из священников приходил к ним, чтобы причастить их. Так что их понятия о церковной жизни неизбежно сделались другими. Монашеский подвиг – это сугубый подвиг покаяния. Они каялись каждый день, но их покаяние было иным. У них была своя покаянная дисциплина, то, что мы знаем, как откровение помыслов. Они каялись в своих молитвах каждый день Богу». [2] «Постепенно возле монастырей создавались города. Такая же ситуация возникла и у нас на Руси. Монастыри являлись центрами духовной жизни, и многие миряне искали духовного руководства у монастырских старцев. Причем эти старцы не обязательно имели священный сан, они могли быть просто иноками. Но они считались руководителями духовной жизни, от них никто не ожидал совершения Таинства покаяния. Таинство покаяния мог совершить священник или епископ, и совершалось оно для тех, кто отпал от Церкви.
В VII-VIII веках Таинство покаяния совершалось совсем по-другому, чем в древности. Уже не осталось той публичной исповеди, которая была раньше. И не было той, как сейчас есть у нас, исповеди перед причастием. Но была норма, сознание, что в течение года церковного должно совершиться Таинство покаяния, потому что все люди очень грешны, все живут греховной жизнью. И, обычно постами совершалось соборно Таинство елеосвящения, когда все христиане собирались в храм, там помазывались святым елеем во оставление забытых грехов, и епископ совершал Таинство покаяния». [2]
На Руси Таинство Покаяния требовалось проводить чаще, потому что русские до этого были язычниками. «В начале XVII века издаются первые требники, в которых имеется чин покаяния. Эти первые издания тоже сильно отличаются друг от друга. Только в конце XVII века утверждается тот чин, который мы имеем в нашем Требнике теперь». [2]
Враг нашего спасения борется с Господом за каждую душу. И от того, чью сторону мы будем принимать каждый день, будет зависеть исход нашей жизни и ее течение. Но нужно помнить, что если мы и согрешим, то искренне прибегнув к Таинству Покаяния, Господь нас простит. И это даст нам новые силы держать оборону во спасение нашей души.
[1] – Православно-догматическое богословие. Макария, архиепископа Харьковского. СПб: в типографии Григория Трусова,1857. Т2.
[2] – Владимир Воробьев. Таинство покаяния.
[3] – Эфир от 1 февраля 2006 г. 03.02.06 // Русский час с «Фомой»
Не забудьте поставить оценку выпуску.

Для нас важно знать, что Вам нравится и не нравится в наших выпусках.
Свои пожелания можете сообщать также по e-mail: LogosClubPress@Gmail.Com

В избранное