Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Таинство Елеосвящения. Соборование


Православный молодежный клуб « Логос »
выпуск 62   :   2 ноября - 15 ноября 2009 года

Таинство Елеосвящения. Соборование

Логос - это...
  • творчество
  • научные конференции и публикации
  • миссионерская деятельность
  • паломнические поездки
  • выставки, музеи, экскурсии
  • встречи с интересными людьми
  • всегда теплая беседа за чашечкой чая
Таинство Елеосвящения. Фото с сайта http://www.taday.ru/encyclopedia/page1.html
Фото с сайта http://www.taday.ru/encyclopedia/page1.html
Наш адрес:
храм Св. вмч. Варвары
г. Смоленск, ул. Кашена, 20а (здание храма Св. вмц. Варвары)
тел. 21-88-33


Обратная связь
У вас есть вопросы о православии? Давайте искать ответы на них вместе!

Архив рассылки
(в скобках указан средний балл, оценка выпусков рассылки; значения округлены до 0,1)
Количество подписчиков: 97
авторы статьи
Маша Зебрева
Маша Зебрева
Фото Д. Биштейнова
Лиза Куликова
Лиза Куликова
Фото В. Губина
Соборование или елеосвящение есть таинство в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. (Катехизис)
Само название таинства происходит от слова "собор", т.е. собрание священнослужителей (семь). "Число семь - символический знак Церкви и ее полноты." [1] Во времена апостолов не было возможности собирать такое число священнослужителей из-за гонений, которые терпела Церковь. Тогда у христиан не было возможности найти несколько пресвитеров и таинство совершал один священник. Возможно поэтому разрешается совершение таинства даже одним священником от лица всей Церкви.
"Начало елеосвящения положено Самим Господом, по заповеди которого апостолы "мазаху маслом многие недужные и исцелеваху".(Мк. 6,13)" [2]
Из Евангелия мы знаем, что Господь часто исцелял людей по их вере (слепого, кровоточивую). Болящие сами верили в чудесное исцеление. Были и такие случаи, когда больные не могли засвидетельствовать своей веры. Их Господь исцелял по вере родственников.
Сейчас многие невоцерковленные люди считают, что сила таинства заключается в определенном наборе священнодействий и молитв, произносимых священником. А на самом деле Господь дает столько благодати, сколько человек может в себя вместить. Поэтому иногда происходит разочарование когда человек не получает желаемой помощи от участия в Таинстве. Потому что он уповал не на Господа, а на внешнюю обрядовую сторону.
"Само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином - то есть, помазание совершается семикратно." [1]
Апостол Иаков об этом таинстве говорит христианам: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он сделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14 и 15).
"Как видно из слов ап. Иакова, в таинстве елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар - это исцеление телесное. Общая молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей". [3]
Но не всегда Господь подает болящему исцеление. Во-первых, оно может быть не во спасение его души. А во-вторых, возможно время его земной жизни подошло к концу, и умирает болящий как и всем должно будет умереть.
В этом случае Господь может послать чудесное облегчение болезни перед смертью.
"Второй дар, который посылается больному в таинстве елеосвящения, – это отпущение грехов. Апостолом сказано: "Если он (болящий) соделал грехи, простятся ему". Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Готовясь предстать на суд Всевышнего и Праведного Судии, он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, какие он допускал в течение жизни, все обиды, какие кому сделал. Вспомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их." [3]
Католики неверно рассматривают соборование как получение в Таинстве только второго дара – отпущения грехов. Поэтому по их учению соборуют только умирающего. "В средние века принимавших его лишали права делать завещания как уже умерших. Такое отношение к этому Таинству наложило. на него печать страха и ужаса, что отчасти перешло и к нам, а в простом народе породило самые невероятные суеверия." [4] К примеру, что выздоровевшему после Елеосвящения нельзя есть мясную пищу, следует соблюдать еженедельный пост кроме среды и пятницы еще и в понедельник, ходить в баню и т.п. Эти вымыслы подрывают веру в благодатную силу Таинства и приносят большой вред духовной жизни." [1]
"Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой". [1] Соборование должно быть сопряжено с Таинством Исповеди и Причастия. Над умирающим человеком сначала должно совершаться Таинство Исповеди и Причастия, а затем только соборование.
"В наше время технических возможностей всё способствует возрастанию интенсивности побуждений на грех. Мы больше видим, слышим, ощущаем за одну неделю, чем наши прадеды за пять лет. В одно мгновенье по эфиру мы приобщаемся к событиям всего земного шара; в скором, почти молниеносном нашем передвижении мы воспринимаем массу впечатлений, а через телевидение мы видим почти все, что творится на нашей уже делающейся скучной Земле. От такого нагромождения чувств, мыслей и просто ощущений душа наша изнемогает. В Таинстве Исповеди нам и на мысль не приходит каяться в закоренелых, кажущихся нам невинных привычках. Мы не каемся в бесчисленных невольных грехах, мы не каемся в забытых грехах. Мы часто живем в атмосфере полной лжи. По грубости своеro сердца и невниманию, мы попадаем в капканы врага рода человеческого. Перед таким сильным натиском наших страстей, нашего внутреннего и внешнего врага нужны сильные средства." [4] Будем же прибегать к Таинству Елеосвящения во всякой болезни душевной и телесной.
[1] - http://drevo.pravbeseda.ru/
[2] - Гермоген Шиманский. Литургика:Таинства и обряды. 17/03/2006.
[3] - Семь Святых Таинств Православной Церкви. Елеосвящение или соборование маслом. М: Паломник, 1996.
[4] - http://www.korea.pravoverie.ru/
Не забудьте поставить оценку выпуску.

Для нас важно знать, что Вам нравится и не нравится в наших выпусках.
Свои пожелания можете сообщать также по e-mail: LogosClubPress@Gmail.Com

В избранное