Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сегодня Логос об этом говорит:


Православный молодежный клуб « Логос »
выпуск 49   :   15 - 21 июня 2009 года

...из раба превратиться в сына

В этом выпуске
Логос - это...
  • творчество
  • научные конференции и публикации
  • миссионерская деятельность
  • паломнические поездки
  • выставки, музеи, экскурсии
  • встречи с интересными людьми
  • всегда теплая беседа за чашечкой чая

(из тем обсуждений Логоса)

Фото Галины Краснопёровой
Фото Галины Краснопёровой
Ближайшее занятие:
22 июня в 18:00 (понедельник)
Тема занятия: Послушание

Он (Бог) хочет, чтобы мы оставили жертвоприношения, основанные на том, что мы думаем, или, что мы хотим, и вернулись к простому послушанию Богу. Его воля в том, чтобы мы достигли того момента, когда мы будем смотреть на Него и делать только то, что делает Он
Николай Кремень.
Цитата с сайта www.kiev-orthodox.org



Наш адрес:
храм Св. вмч. Варвары
г. Смоленск, ул. Кашена, 20а (здание храма Св. вмц. Варвары)
тел. 21-88-33


Обратная связь
У вас есть вопросы о православии? Давайте искать ответы на них вместе!

Вы можете:
написать нам по адресу: LogosClubPress@Gmail.Com
или в группе «Молодежный православный клуб Логос» по адресу http://vkontakte.ru/club702266.
Архив рассылки
(теперь мы указываем средний балл, как были оценены предыдущие выпуски рассылки; значения округляются до 0,1)
тему подготовила
Ирина Щедрова
Ирина Щедрова
Фото Д. Биштейнова

Сегодня Логос об этом говорит:

Что такое предательство?

В понедельник, 15 июня мы говорили о предательстве. Слово само по себе жесткое, никому не хочется быть в этом обвинённом. А вот граней у него оказалось великое множество. Человек говорит: «Я не могу предать учившего меня, даже если он не всегда прав» – и вслед за наставником уходит в раскол. Сектант говорит: «Я не могу предать церковь, воспитавшую меня, хоть я уже и не разделяю её учение» – и остается в секте, хотя сердце и мысли его уже давно не там. Воин говорит: «Я присягал на верность своей стране. Сегодня страна хочет, чтобы я стрелял в свой народ. Если я не исполню приказ – я предам страну, а если исполню – предам совесть». Очень непростой вопрос – что такое предательство, в чём его критерии.
В основу нашего обсуждения легли слова Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
«Тема предательства очень важна, и ее никак нельзя обойти, размышляя не только о духовной жизни человека, но вообще о человеке и отношениях между людьми», отметил Его Святейшество, особо подчеркнув, что предательство – это разрушение верности, отказ человека от взятых им на себя обязательств. «Но не просто разрушение верности и не просто отказ от взятых обязательств. Предательство – такой отказ от взятых обязательств и такое разрушение верности, которое преследует корыстные цели. Предавая, человек стремится достичь цели, которую он сам перед собой ставит, будь то власть или наслаждение, материальное обогащение или что-либо иное», – свидетельствует Святейший Владыка.
Напомнив, что предательство всегда связано с лицемерием, Святейший Патриарх Кирилл добавил: «В основе лицемерия – ложь. Ведь не всякий отказ от обязательств является предательством. Хорошо известно, когда люди начинают разделять разные убеждения и взгляды, открыто об этом говорят и, не извлекая никакой личной выгоды и пользы, считают, что из-за существующих между ними разных убеждений и взглядов жить и работать им, может быть, стоит порознь. Если такой отказ от обязательств не сопровождается скрытым корыстным достижением цели, то это не является предательством».
Очень часто человеческие сообщества распадаются именно потому, что люди считают недопустимым для себя сохранять взятые обязательства. Но говорят другим они об этом открыто, не стремясь причинить другому никакого вреда, сказал далее Предстоятель Русской Церкви, подчеркнув: «В предательстве же всегда присутствует стремление причинить зло другому человеку и через это обрести некую выгоду. Именно поэтому предательство сопровождается лицемерием. Оно создает видимость благополучия, сохранения общности. Предатель никогда не говорит о готовности отказаться от взятых на себя обязательств; он демонстрирует верность и выжидает того момента, когда другой человек или другие люди будут переживать трудности, проявлять слабость».
Предавая сильного, есть большая опасность навлечь на себя беду, не получив никакой за свое злодеяние выгоды. Предатель воспользуется сложными жизненными обстоятельствами, которые возникнут в жизни сильного человека в определенные моменты, чтобы, разрушив общность и отказавшись от обязательств, достичь своих скрытых злых целей, продолжил Святейший Патриарх Кирилл.
В Евангелии есть другой поступок, который также был осужден Господом, – это предательство Петра», – отметил Святейший Владыка, добавив, что этот поступок апостола собственно и не был предательством.
Его Святейшество подчеркнул, что это было не предательство, а малодушие: Петр испугался, что и его арестуют, поведут на бичевание. Он оказался слабым, но его отказ от Господа не усугубил положение Иисуса Христа и совсем не усугубил Его страдания, ибо он был не властен над всем тем, что происходило вокруг его Учителя. «Конечно, скорбь посетила Спасителя, когда он увидел Петра в том самом дворе Каиафы, Петра – близкого ученика, который оказался слаб», – сказал Святейший Патриарх Кирилл.
«Малодушие может повлечь за собой предательство и измену, а может так и остаться малодушием. Вот почему Господь дает возможность Петру раскаяться; и он оплакивает свое малодушие, свою слабость. Господь прощает его и восстанавливает его в апостольском достоинстве», – напомнил Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Но Господь не простил Иуду – он закончил свою жизнь самоубийством и полностью испил до конца страшную чашу греха. Он оказался низверженным и в прямом, и в переносном смысле слова, продолжил Его Святейшество. – Предательство, которое является результатом лжи и лицемерия, через которое наносится удар во имя достижения своих целей, является страшным грехом. И, как свидетельствует Слово Божие, предательство Иуды оказалось грехом, который Бог не простил».
«В истории Русской Церкви и в истории нашего Отечества было множество примеров и предательств, и измен, и малодушия. Гонения, обрушившиеся на Русскую Церковь в XX веке, разве все выдерживали? Разве выдерживали гонения и в древней Церкви все христиане? Кто-то по малодушию, кто-то по слабости не был способен пойти на мучения. Затем эти люди приходили в храмы, в христианские общины, раскаивались. Так было в древности, так было и в XX веке. Но ведь были и те, кто, лицемерно служа Богу, сознательно предавал и распинал Спасителя, боролся с Церковью, повторяя грех Иуды», – отметил Святейший Патриарх Кирилл.
Засвидетельствовав, что для христианина измена Богу и близким является страшным грехом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «Сегодняшний день, давая нам возможность поразмышлять над предательством Иуды, должен помочь осознать всю греховную пагубу предательства по отношению к Богу и ближнему. И тот, кто вступил на путь лицемерия, ведущего к предательству, должен крепко задуматься – ведь никогда в истории ни одно предательство не помогало людям достигать благополучия в жизни. Предатель всегда отвержен и Богом, и людьми, и призрачным становится то счастье, к которому устремляется человек через лицемерие и измену».
«Помня об этом, мы должны бдительно всматриваться в глубину своей внутренней жизни, прозревать движение своего сердца, чтобы никаким образом грех предательства не мог созреть в нашей душе. Всемилостивый Господь, простивший Петра, и нас прощает – и малодушие наше, и окамененное нечувствие, и слабость нашу. Он простирает к нам Свою руку и дает возможность преодолеть грех и неправду. Но, согрешая, мы никогда не должны переступать той черты, за которой нет возврата. И да поможет нам в этом Господь», – заключил Его Святейшество.
автор статьи
Лиза Куликова
Лиза Куликова
Фото В. Губина

Послушание — не детское слово

«Какой послушный малыш!» – слышим мы восхищенные возгласы.
«Взрослый парень, а все еще родителей слушается» – уже звучат нотки осуждения и насмешки. Несамостоятельный, бесхарактерный, слабый – словно синонимы к слову «послушный».
«Да она во всем мужа слушается!» – и уже в полный голос заговорило высокомерное презрение. Теперь послушание понимается как порабощение, лишение собственной воли.
Получается, что послушание – положительное качество только для ребенка, как существа слабого, молоопытного, беззащитного и не способного принимать решения самостоятельно. А по мере взросления послушание становится излишним и даже вредным, лишающим человека свободы. Так ли это? Почему в Православной церкви постоянно говорят о послушании как о добродетели?
Несмотря на то, что за последние пятнадцать лет немало сделано для возрождения Православной Церкви и духовности русского народа в целом, большая часть населения страны живет в разрыве со своим прошлым, зачастую не имея представления о принципах христианской морали, на которых стояло великое Русское государство. Возрождающиеся Православные традиции воспринимаются как некое эстетическое дополнение к вполне западной морали или устройству жизни по модному Фэн-шуй.
Одной из главных проблем на данный момент является конфликт между поколениями, который привел к кризису современной российской семьи и общества в целом.
Всем известно, что семья – ячейка общества. Хотя можно выразиться гораздо поэтичнее. Семья – малая Церковь. Так вот, по состоянию семьи всегда можно судить о состоянии общества в целом. Так что же мы видим сегодня? Количество разводов нередко превышает количество браков, в семьях растут не больше двух детей, увеличиваются число самоубийств, абортов среди подростков. Так ли должны жить люди в либеральном государстве? Тот ли это идеал, к которому должны стремиться «свободные люди»?
Как жила русская семья всего несколько веков назад? Стоит заметить, что весь уклад жизни строился в духе соборности и послушания, который пронизывал все стороны бытия человека: духовную, семейную, общественную. Послушание властям, духовнику, послушание жены – мужу, детей – родителям. Причем, это совершенно не ограничивало свободы человека, а лишь учило терпению, ответственности и заботе о ближних.
Но современными людьми послушание воспринимается как некая слабость характера, которая присуща людям «церковным». Многие думают, что человек из-за нежелания нести ответственность за свои поступки, выполняет то, что ему приказывают. Послушание сравнивают с порабощением собственной воли. Однако же многовековой опыт Церкви утверждает обратное: без послушания невозможно достичь гармонии в отношениях с семьей, друзьями, коллегами. Послушание – одна из первых ступеней, ведущих к самой главной радости – любви.
Высочайший пример послушания нам преподал Спаситель-Христос: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5:19). Господь вышел на проповедь лишь в 30-летнем возрасте, все же предшествующее время Он проводил в труде и молитве, как обычный человек. Только вдумайтесь! Иисус Христос ни на мгновение не переставал быть Богом и при этом скрывал свою божественную природу, потому что так угодно было Отцу. При Крещении Спасителя произошло великое чудо: слышны стали речи Бога Отца: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в Нем же Мое благоволение» (Мф. 3:17). Это похвала Отца послушному Сыну, которую свидетельствовал нисходящий в виде голубя Дух Святый.
Так, исполнение послушания невозможно без покаяния, если человек не очистит свою душу и не захочет быть послушным воле Божией.
Христианин идет по жизни путем креста, возложенного на него Богом, сообразно силам человека.
Разные пути возможны для православного: супружеский, монашеский или путь служения людям (к которому призывал апостол Павел). Послушание – необходимый багаж и на одном, и на другом пути.
Как известно, при пострижении иноком дается три обета: нестяжания, целомудрия, смирения. Но истинное смирение невозможно без послушания так, как невозможно доплыть до берега, не подчиняясь кормчему.
Послушание для монаха – первое правило. Древние подвижники доходили до той степени совершенства, когда, отсекая свою волю, полностью подчинялись воле духовного наставника.
Иоанн (Колов) поселился к одному великому старцу родом из Фиваиды, по имени Памво, и предал себя в услужение ему. Старец учил его послушанию, а Иоанн дал обет повиноваться старцу во всем. Однажды старец взял сухое дерево, воткнул его на горе и приказал Иоанну ежедневно поливать это сухое дерево ведром воды, пока дерево принесет плод. Вода была далеко: утром надо было идти за ней, чтобы принести к вечеру. Через три года дерево зазеленело и принесло плод. Старец взял его, принес в церковь к братии и сказал им: «Придите, вкусите от плода послушания».
Послушание является основой богоугодной жизни не только монахов, но и семейных людей и в целом, всего человечества.
И действительно: иерархия здорового общества имеет в основе послушание граждан властям. Апостол Петр говорит: «…будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» и еще: «Слуги со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно (Богу)». Из слов апостола мы видим, что послушание властям и господам исполняется ради Бога.
Святой апостол Павел и основой брака ставит послушание: «…как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Многие могут задать вопрос: если ап. Павел учит жен повиноваться, то значит, муж только повелевает, но не несет послушания. На этот вопрос мы ответим так: послушание мужа в отношении жены заключается в том, чтобы обеспечивать, опекать и всячески охранять её как некое сокровище, дарованное ему Богом. Всецело исполнил Свое послушание Спаситель, который пошел на лютые страдания и смерть ради Своей Невесты – Церкви.
Женщина издревле считалась хранительницей домашнего очага. Сейчас условия изменились. Женская эмансипация дала побочный результат, лишив женщину безопасности и защиты, поставив перед ней проблемы материального обеспечения и руководства семьи, воспитания детей. Но, принимая во внимание проблемы современной женщины, следует учесть, что супружеские отношения зависят во многом от поведения жены. Немало конфликтов между супругами происходит в том случае, когда жена основной целью ставит стремление превзойти успехи мужа в карьере, заработать больше денежных средств, при этом пытаясь всячески показать свою независимость. От подобного непослушания страдают и дети, которые видят в матери не образец нежности и кротости, а образец своеволия и гордости. К сожалению именно потому, что послушание ушло из семьи, мы видим, как дети все больше отдаляются от родителей, ведь, если между родителями нет гармонии, дети перестают верить в семью как в корабль спасения. Из семьи исчез авторитет отца, который проверяется, прежде всего, послушанием матери. Именно через мать дети научаются послушанию отцу.
Удивителен пример из земной жизни Самого Спасителя, рассказанный евангелистом Лукой: когда святое семейство возвращалось с праздника из Иерусалима, божественный отрок потерялся, и Пречистая Дева с праведным старцем три дня не могли Его найти. Наконец увидели они Отрока своего, учащего в храме. «…и Матерь Его сказала Ему: Чадо! Что ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем вам было искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? <…> И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них». В этом случае Иисус Христос ставит послушание Небесному Отцу несомненно выше послушания земным родителям. Но тем не менее, окончив учение в храме, Он следует за Матерью, во всем отдавая Ей почтение и Свою любовь.
Даже, испытывая невыносимые крестные муки, Спаситель заботится о Пречистой Деве, поручая Ее своему возлюбленному ученику. Оказывая послушание Богородице, Христос тем самым давал пример исполнения пятой заповеди Небесного Отца: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будешь на земли».
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». В этой фразе Господа Иисуса Христа заключается весь смысл христианской жизни. Любовь не только к семье, друзьям, любовь к каждому человеку, потому что каждый человек есть образ Божий. Любовь рождается в послушании, ведь любящий человек отвергается собственной воли. Любовь не думает, трудно или легко выполнить, она творит добро, потому что послушна Богу. Что же повелевает Господь? В первую очередь быть милостивыми. Христос дает людям совершенно простые заповеди: напоить и накормить голодного, одеть нагого, посетить больного или заключенного, принять странника. Удивительны слова Господа: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Господь хочет, чтобы мы творили послушание по доброй воле и от чистого сердца, не ожидая похвалы и награды: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»? Напротив не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать, и подпоясавшись служи мне, пока буду есть и пить…» Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю». Послушание исполняется ради любви к Господу, а не ради похвалы от людей.
Христианин должен исполнять послушание, соответствующее закону любви Христовой, испрашивая благословения духовного отца. Тогда принесет оно пользу.
Не нужно искать высокого подвига, нужно просто увидеть Христа в глазах близких людей, которые нуждаются в помощи и вспомнить Его заповеди. Нужно просто исполнить маленькое послушание для того, чтобы из раба превратиться в сына.
Не забудьте поставить оценку выпуску.

Для нас важно знать, что Вам нравится и не нравится в наших выпусках.
Свои пожелания можете сообщать также по e-mail: LogosClubPress@Gmail.Com

В избранное