Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Святая Троица


Православный молодежный клуб « Логос »
выпуск 47   :   1 - 7 июня 2009 года

Святая Троица

Логос - это...
  • творчество
  • научные конференции и публикации
  • миссионерская деятельность
  • паломнические поездки
  • выставки, музеи, экскурсии
  • встречи с интересными людьми
  • всегда теплая беседа за чашечкой чая
Икона Святой Троицы. Андрей Рублев. Конец XIV в.
Икона Святой Троицы. Андрей Рублев. Конец XIV в.
Ближайшее занятие:
8 июня в 18:00 (понедельник)
Тема занятия:

Что такое предательство в понимании Православного человека?

Когда мы произносим это слово, почти наверняка рисуется образ Иуды. Это предательство прошло через века. А сегодня предательство одного человека другим - это грех? А что назвать предательством, где грань между предательством и бдительностью или скажем вразумлением?
Вот что написал Денис Биштейнов в обсуждении на эту тему:
Во-первых, я понимаю, что предательство - это грех. И здесь нет никаких уступок.
Во-вторых, если я правильно понял, то главная проблема обсуждения состоит в определении, что является предательством.
Например, "Я украл деньги, а ты донес на меня - т.е. предал". Или другая ситуация. "Я влюбился в эту девушку, а тут появился ты, и она полюбила тебя, да и ты в нее тоже влюбился, увёл, предал".
Слово "предал" в обеих ситуациях звучит эмоционально. А значит, поведение нашего второго героя может и не являться предательством по сути. А может и являться.
Давайте искать грань между предательством и тем, что мы можем предательством только лишь назвать.
Продолжим дискуссию на занятии и в группе Логоса.

Иоанн Дамаскин
Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе, - не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, - и как свет всегда рождается от огня и всегда в нем пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него.
Иоанн Дамаскин (675 - до 753 гг.),
«Точное изложение православной веры», кн.1, гл.8, с.20-21; гл.13, с.46



Наш адрес:
храм Св. вмч. Варвары
г. Смоленск, ул. Кашена, 20а (здание храма Св. вмц. Варвары)
тел. 21-88-33


Обратная связь
У вас есть вопросы о православии? Давайте искать ответы на них вместе!

Вы можете:
написать нам по адресу: LogosClubPress@Gmail.Com
или в группе «Молодежный православный клуб Логос» по адресу http://vkontakte.ru/club702266.
Архив рассылки
(теперь мы указываем средний балл, как были оценены предыдущие выпуски рассылки; значения округляются до 0,1)
автор статьи
Лиза Куликова
Лиза Куликова
Фото В. Губина

Праздник

День рождения Церкви

«Когда посеяно семя, должна сойти на него сила тепла и света, дабы оно возросло. <…>
Господь наш Иисус Христос посеял на ниве этого мира самое отборное семя. Должна была сойти сила Духа Святаго, да согреет и да осветит семя сие, дабы оно росло успешно. <…>
Превечная Премудрость Божия создала себе домы из избранных душ человеческих. И Дух силы и святости Божией должен был сойти на домы сии и освятить их.
Божественный Жених избрал Себе Невесту, церковь чистых душ. И Дух вечной радости должен был сойти, да обручит небо с землею и да облечет невесту в одежду брачную».
(свт. Николай Сербский)
Через воплотившегося Сына Божия люди познают тайну Святой Троицы, познают Бога как совершенную любовь и совершенное послушание. Только совершенная Любовь могла отдать Сына Единородного для спасения людей, только совершенное Послушание могло пойти на крестную смерть за грехи Своего создания. И только совершенная любовь и совершенное послушание, которое имел Святой Дух, могло действовать в немощных грешных людях, преображая их сердца.
Христос послал Святого Духа в мир в иудейский праздник Пятидесятницы. В этот день евреи вспоминали о даровании им десяти заповедей на горе Синай. Тогда Бог дал людям Свой первый (Ветхий) завет. И именно в этот день по прошествии полутора тысяч лет Господь утверждает Новый завет.
Праздник Святой Троицы назван так потому, что в этот день Бог открыл Себя людям во всей полноте: миру явилась третья ипостась Святой Троицы. «Утешитель же Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин. 14:26).
День Святой Троицы не зря называют днем рождения Церкви. В этот день небольшая группа людей получила такой Дар, который с преизбытком изливался на всех, поверивших их словам. На апостолов, Божью Матерь и бывших с ними сошел в виде огненных языков Дух Святый, который дал им умение говорить на многих языках, дал их словам силу и мудрость, укрепил их веру. Простые неграмотные рыбаки говорили на разнообразных языках. Петр, некогда отрекшийся от Христа, теперь проповедовал так, что по слову его в день Пятидесятницы к вере обратилось около трех тысяч человек. «Когда апостолы приобщились к Святому Духу, то разница была заметна. Почитайте конец любого Евангелия, какими они были дрожащими от страха за собственную шкуру, и почитайте Деяния святых апостолов, какими они стали совершенно бесстрашными людьми, вообще ничего не боящимися. Вот как благодать Божия их переделала» (прот. Димитрий Смирнов). Апостолы, получившие великие дары от Бога, теперь могли проповедовать всему миру, а значит, к ним могли присоединяться новые верующие. Так началось строительство Церкви.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XV—XVI веков
Сошествие Святого Духа на апостолов.
Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XV—XVI веков
«...и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20), – так сказал воскресший Спаситель апостолам. «...с вами», значит со всеми уверовавшими в Него людьми, составляющими Церковь. В наше время многие люди говорят, что у них «Бог в душе» и Церковь им не нужна. Но как жестоко они ошибаются! «созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ей », – говорил Христос, на Церковь Он ниспослал Святого Духа и в ней Он пребывает, как и обещал. Церковь составляют верующие люди, которые через таинства общаются с Самим Богом, ибо эти таинства Им установлены. А без общения с Богом, как можно «иметь Его в душе»? «Нет рождения без прикосновения. Ни телесного, ни духовного. Любовь выражается прикосновением, и телесная, и духовная. Мать-Церковь рождает своих духовных детей от соприкосновения с Духом Святым. Как? Подобно тому, как Мессия родился от Пресвятой Девы Марии. <…> Правда, речь здесь идет о телесном рождении Господа, а мы говорим о духовном рождении в Церкви от Духа Божиего. Разницы не существует, ибо сказано – Богу... все возможно (Мф.19:26). Он измыслил телесное, Он измыслил и духовное. И если Он способен произвести одно, может произвести и другое. Главное, Церковь – мать была, есть и будет до конца времен. Какое дорогое имя – мать-Церковь!» (свт. Николай Сербский). Человеку невозможно спастись одному. А в Церкви он обретает единомышленников. В Церкви все люди – чада Божии, стремящиеся к Своему Отцу.
Для многих людей камнем преткновения на пути к Церкви становится то, что в наше время они не видят такого проявления Святого Духа, как в апостольские времена. На это можно ответить так: Господь посылает помощь в нужное время и в таком виде, в котором она будет наиболее полезна. Сейчас, когда Евангелие распространилось по всему миру, нет необходимости в даре знания неизвестных языков. Но Дух Святой не покидает Церковь. Мы знаем, как богата была русская земля духоносными старцами, которые по милости Божией живут и сейчас. Мироточение и кровоточение икон, благоухание мощей – вот чудеса, которые творятся Духом Святым, и по сей день. Таинства и Евангелие у нас те же, что и у апостолов. Только живем мы не так, как они... «Господь рад каждому выйти навстречу и каждому выходит, но человек должен сделать первый шаг. А почему бы Богу не прийти к нам, не изменить нас, как апостолов? Потому что если бы Он так сделал, это был бы уже какой-то другой бог. А наш Бог — это само смирение. Он не может Себя навязывать, Он должен до конца убедиться, что мы любим Его, что мы хотим с Ним общаться и что мы Ему верны до конца» (прот. Димитрий Смирнов).
В апостолах было непреодолимое желание святости, желания соединения со Христом, потому что, получив благодать Святого Духа, они стремились сохранить и преумножить ее в своем сердце. «Кто отлучит нас от любви Божией?», – вопрошал ап. Павел. Никакие муки и, наоборот, никакие блага земные не могли отлучить апостолов от Бога. Но, чтобы приумножить в себе Божии дары, апостолы немало трудились: молились, постились, терпели и дерзали. Наверное, именно дерзновения не хватает нам, современным христианам. «Поэтому надо труд приложить. Святые отцы говорили: "Дай кровь и приими Дух". Пока человек кровь свою не отдал, он Духа Божия не стяжет никогда. Обязательно нужно Его выстрадать, это дается очень тяжелым трудом» (прот. Димитрий Смирнов).
Праздник Святой Троицы должен стать для нас не просто напоминанием о действии в мире благодати Божией. Христиане призваны к тому, чтобы эту благодать познать. На божественной литургии в праздник Пятидесятницы вся Церковь громогласно запоет: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истинный, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны. И спаси, Блаже, души наша». Пусть этой молитвой начинается всякое наше доброе дело. Пусть день рождения христовой Церкви станет днем рождения наших душ.
раздел подготовил
Денис Биштейнов
Денис Биштейнов
Фото В. Губина

Пресвятая Троица

Символ веры

Каждое утро, читая молитвенное правило, мы говорим «Верую…». На каждой литургии мы молимся «Верную…». В минуты сомнений мы снова и снова повторяем «Верую…».
Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя… И во Единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия… И в Духа Святаго Господа Животворящаего, Иже от Отца исходящаго…
Это наш символ веры.
Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого).
Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца.
Бог Дух Святой исходит от Бога Отца.
Первый символ нашей веры был дан Самим Христом: «шедшее, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учащее их блюсти вся, елика заповедах вам; и се Аз с вами есмь во вся дни до окончания века» (Мф. 28:18-20).
В наши дни в христианской церкви употребляются три символа веры: символ св. Григория Чудотворца, никео-цареградский (хорошо нам всем знакомый) и символ св. Афанасия.
Никео-цареградский символ веры появился в IV веке. Его первая часть была составлена в 325 году на никейском соборе, а вторая часть – в 381 году на константинопольском. Тогда же обе части были объединены в один символ.
Очень полно учение Церкви о Троице выражено в символе св. Афанасия:
Вера кафолическая сия есть: да единаго Бога в Троице, и Троицу во единице почитаем, ниже сливающее ипостаси, ниже существо разделяющее. Ина бо есть ипостась Отча, ина Сыновня, ина Святаго Духа. Но Отчее, и Сыновнее, и Святаго Духа, едино есть Божество, равна слава, соприсносущно величество. Каков Отец, таков и Сын, таков и Святый Дух… Тако: Бог Отец, Бог Сын, Бог и Дух Святый: обаче не три бозе, но един Бог… Отец ни от кого есть сотворен, ни создан, ни рожден. Сын от Отца самого есть, не сотворен, не создан, но рожден. Дух Святый от Отца не сотворен, не создан, ниже рожден, но исходящ… И в сей Троице ничтоже первое или последнее, ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три ипостаси, соприсносущны суть себе и равны.
(Троица // Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.2. - С.2183)
Так мы должны верить в Бога. И здесь может быть только вера, но не осознание. Ведь как возможно представить себе три равнозначных лица, которые при этом соподчинены: Сын рождается Отцом, а Дух Святой от Отца исходит.
Григорий Богослов и Иоанн Дамаскин указывали на взаимопроникновение ипостасей:
Исповедуя три ипостаси, признаем несложность и неслитность (в Божестве); а исповедуя, что эти ипостаси единосущны одна другой, и признавая в них тождество воли, действия, силы, власти и, если можно сказать, движения, мы признаем их нераздельность и то, что Бог есть един; ибо Бог, Слово и Дух Его истинно один Бог. <…>
Должно же знать, что мы не говорим, что Отец происходит от кого-либо, но Самого называем Отцем Сына. Не говорим, что Сын - причина, не говорим и того, что Он Отец, но говорим, что Он и от Отца, и Сын Отца. И о Святом Духе говорим, что Он от Отца и называем Его Духом Отца, но не говорим, что Дух и от Сына, а называем Его Духом Сына, как говорит божественный Апостол: аще кто Духа Христова не имать, сей несть Его (Рим. 8, 9), и исповедуем, что Он и открылся нам, и преподается нам чрез Сына; ибо сказано: дуну и глагола им (ученикам Своим): приимите Дух Свят (Ин. 20, 22); подобно тому, как луч и сияние (происходят) от солнца, ибо оно есть источник и луча и сияния; но сияние чрез луч нам сообщается, и оно освещает нас и приемлется нами. О Сыне же не говорим ни того, что Он - Сын Духа, ни того, что Он - от Духа.
(Св. Иоанн Дамаскин. О Святой Троице // Точное изложение православной веры. Кн.1)
Квинт Септимий Тертуллиан (II-III вв.) говорил о вере: credo quia absurdum (верую, потому что нелепо). Вот так и мы, ограниченные пространством и временем, можем только верить в то, что Бог есть Святая Троица.
И всё же, почему православные христиане твердо знают, что Бог един в трех лицах?

Библейский строки

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Мф. 28,16-20)
Так оканчивается святое благовествование от Матфея.
В Библии нигде не встречается слово Троица, Святая Троица. Оно появилось уже после того, как было написано последнее Евангелие и послания апостолов. В то же время, знание того, что Бог един по существу и троичен в лицах, — отнюдь не выдумка первых христиан. И вера в это отличает христиан от верующих других конфессий. Вернее будет сказать, что это отличает многих христиан.
Готовя материал к этому выпуску, я наткнулся на сайт некоторого библейского дискуссионного клуба. Как я ни пытался, мне так и не удалось понять, к какому вероисповеданию относят себя участники этого клуба. Скорее всего, новый клуб, из которого выйдут ещё одни «изучатели Библии», наподобие секты свидетелей Иеговы. Впрочем, это не так важно.
По поводу догмата о троичности лиц в Боге на сайте было сказано: «На сегодняшний день эта теория… является самой распространённой и самой опасной, ибо её исповедует и проповедует большинство христианских церквей во всём мире». Ниже, после небольшого рассуждения по этому поводу, был сделан вывод: «при помощи Священного Писания мы выяснили, что Бог – един, а не триедин, и что Он проявляет Себя по-разному в зависимости от функции, которую Он выполняет в той или иной ситуации».
Что же, очередные вариации на тему – это тоже неплохо. Важно, чтобы их целью было не заявить о себе, а искреннее желание найти Бога.
В статье были приведены некоторые цитаты из Ветхого Завета. При этом «три мужа» (Быт. 18:2) были названы «путником», стих из Неем. 9:19 показался более важным, чем Неем. 9:20, и – ни одной ссылки на Новый Завет. Словно бы то не Бог воплотился, но пришел пророк, и не Святой Дух снизошел на апостолов, но некий единоличный бог в «образе» огня.
Попытаемся восполнить список цитат из Библии, которые говорят о том, что Бог есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
В Эдемском саду Бог ходил «во время прохлады дня», так что Адам мог Его видеть и общаться с Ним (Быт. 3:8).
Аврааму Бог явился в образе трёх мужей (Быт. 18).
Иакову Бог явился в образе Некто, с кем он боролся (Быт. 32:24-30).
Моисею Бог явился в образе горящего куста (Исх. 3:2).
Израильскому народу Бог явился на горе Синай в облаке, слава же Господня была «как огонь поядающий» (Исх. 24:16-17).
На протяжении 40 лет Бог являлся Израильскому народу днём в столпе облачном, а ночью – в столпе огненном (Исх. 13:22, Неем. 9:19).
Господь Бог неоднократно являлся избранным в виде Ангела Господня: Гедеону (Суд. 6:11-22), родителям Самсона (Суд. 13), пророку Илии (3 Цар. 19:7, 4 Цар. 1:3),
Сидраху, Мисаху и Авденаго, которых царь Навуходоносор бросил в огненную печь, Бог явился в подобии «сына Божия» (Дан. 3:49-94).
В Ветхом Завете неоднократно говорится, что Господь действовал Духом Своим благим (Неем. 9:20, Зах. 7:12).
Наконец, Сам Сын Божий воплотился на земле и принес с Собой Новый Завет. И не был он рожден со временем, но существовал прежде всех век, изначально (Ин. 1:3, Ин. 8:56, Ин. 17:5).
Все эти библейский цитаты вы можете прочитать справа.

Об образе Божием

Ибо не природа плоти сделалась Божеством, но как Слово, оставшись тем, что Оно было, не испытав изменения, сделалось плотью, так и плоть сделалась Словом, не потерявши того, что она есть, лучше же сказать: будучи единою со Словом по ипостаси. Поэтому смело изображаю Бога невидимаго, не как невидимаго, но как сделавшегося ради нас видимым чрез участие и в плоти, и в крови. Не невидимое Божество изображаю, но посредством образа выражаю плоть Божию, которая была видима.
(Св. Иоанн Дамаскин. Первое защитительное слово против порицающих святые иконы)
Как же изображается Святая Троица на иконах? И на основании чего составлены каноны Её изображения?
Иконописцы не могут изобразить Саму Пресвятую Троицу, Самого Бога. «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1:18). Однако, как мы вспомнили выше, Господь являлся нам, человечеству, в нескольких образах. Именно эти символические образы и запечатлены иконописцами.
Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства Авраама» – явления ему трех Ангелов.
В христианском богословии три Ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные – как единосущная Святая Троица.
В ранних изображениях (например, в римских катакомбах) изображение предельно исторично, но уже в первых композициях можно отметить подчеркнутую одинаковость гостей Авраама. Изокефальность, равноправность путников показана и одинаковыми одеждами, и одинаковыми позами.
Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества. Но в состав иконографических композиций продолжают входить Авраам, его жена Сарра, множество мелких второстепенных деталей «приземляют» изображение, возвращая его к историческому событию.
Понимание трёх Ангелов как изображения Троицы порождает желание выделить среди них ипостаси, а вывод о возможности или невозможность подобного вычленения порождают два основных вида композиции: изокефальный и неизокефальный. В первом случае ангелы подчёркнуто равны, а композиция предельно статична, во втором один из Ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением ІС ХС.
варианты иконографии Святой Троицы
слева направо:
1.изокефальное изображение ангелов, Псков, XVI век;
2.Сопрестолие (Троица Новозаветная), Новгород, XVII век;
3.Отечество (Троица Новозаветная), Новгород, XIV век.
Примечательна иконографическая композиция Андрея Рублёва. Он создал отличный от традиционной иконографии «Гостеприимства Авраама» образ «Живоначальной Троицы». Этот образ изображен вверху страницы.
Изображений «Новозаветной Троицы» существует два основных типа: «Сопрестолие» – изображение Бога-Отца в виде седовласого старца, Сына в виде мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; Святого Духа в виде голубя над троном; и «Отечество», отличающееся тем, что Бог-Сын изображён в виде отрока на коленях Отца. Изображения Новозаветной Троицы широко распространены по сей день, хотя определением Большого Московского Собора 1667 г., осудившего патриарха Никона, иконы Господа Саваофа, а также «Отечество» были запрещены.
1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли,
3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
(Бытие 18:1-5)
24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;
25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.
26 И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.
28 И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
29 Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там.
30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.
(Бытие 32:24-30)
1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!
5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
6 И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.
(Исход 3:1-6)
15 И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору,
16 и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака.
17 Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий.
(Исход 24:15-17)
21 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.
22 Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица [всего] народа.
(Исход 13:21-22)
18 И хотя они сделали себе литаго тельца, и сказали: вот бог твой, который вывел тебя из Египта, и хотя делали великие оскорбления,
19 но Ты, по великому милосердию Твоему, не оставлял их в пустыне; столп облачный не отходил от них днем, чтобы вести их по пути, и столп огненный -- ночью, чтобы светить им на пути, по которому им идти.
20 И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их.
(Неемия 9:18-20)
20 Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю.
21 И невидим стал Ангел Господень Маною и жене его. Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень.
22 И сказал Маной жене своей: верно мы умрем, ибо видели мы Бога.
23 Жена его сказала ему: если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы от рук наших всесожжения и хлебного приношения, и не показал бы нам всего того, и теперь не открыл бы нам сего.
24 И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь.
25 И начал Дух Господень действовать в нем в стане Дановом, между Цорою и Естаолом.
(Судей 13:20-25)
7 И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь [и пей], ибо дальняя дорога пред тобою.
8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.
9 И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия?
10 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее.
11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;
12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь].
(3 Царств 19:7-12)
91 Навуходоносор царь, [услышав, что они - Анания, Азария и Мисаил поют,] изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь!
92 На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию.
(Даниил 3:91-92)
3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
(Исаия 6:3)
12 И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа.
(Захария 7:12)
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
(Матфей 11:27)
56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
(Иоанн 8:56)
5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
(Иоанн 17:5)
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
(Иоанн 1:1-3)
Не забудьте поставить оценку выпуску.

Для нас важно знать, что Вам нравится и не нравится в наших выпусках.
Свои пожелания можете сообщать также по e-mail: LogosClubPress@Gmail.Com

В избранное