Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

25 января — Татьянин день.


Православный молодежный клуб « Логос »
выпуск 33   :   19 - 25 января 2009 года

Татьянин день

В выпуске:
Логос - это...
  • творчество
  • научные конференции и публикации
  • миссионерская деятельность
  • паломнические поездки
  • выставки, музеи, экскурсии
  • встречи с интересными людьми
  • всегда теплая беседа за чашечкой чая
Ближайшее занятие:
26 января в 18:00 (понедельник)
Тема занятия:

25 января - день св.мчц. Татианы

25 января — Татьянин день. Общий студенческий праздник. Для многих, к сожалению, это еще один праздник, о котором мы ничего не знаем, кроме того, что когда-то, кто-то его придумал. Пусть для студенческого (и не только) клуба Логос это будет поводом вспомнить самим и рассказать другим и историю этого праздника и житие св.мчц. Татианы



Праздники

Татьянин день

25 января — день памяти св. мц. Татианы. Так случилось, что именно в Татьянин день, 12 января 1755 года, императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета» и 12 (25) января стало официальным университетским днем (тогда он назывался «днем основания Московского университета»). С тех пор святая Татиана считается покровительницей студентов. Кстати, само древнее имя «Татиана» в переводе с греческого означает «устроительница».
В 60-70 гг. 19 века Татьянин день превращается в неофициальный студенческий праздник. К тому же, с него начинались студенческие каникулы, и именно это событие студенческая братия всегда весело отмечала. Празднование «профессионального» дня студентов имело традиции и ритуал - устраивались торжественные акты с раздачей наград и речами.
Изначально этот праздник отмечался только в Москве, и отмечался очень пышно. По воспоминаниям очевидцев, ежегодное празднование Татьяниного дня было для Москвы настоящим событием. Оно состояло из двух частей: непродолжительной официальной церемонии в здании университета и шумного народного гуляния, участие в котором принимала почти вся столица.
В XVIII - первой половине XIX века университетским, а потому и студенческим праздником стали торжественные акты в ознаменование окончания учебного года, на них присутствовала публика, раздавались награды, произносились речи. В то же время официальным университетским днем, отмечаемым молебном в университетской церкви, было 12 января. Но его называли не Татьяниным днем, а «днем основания Московского университета».
Затем последовал Указ Николая I, где он распорядился праздновать не день открытия университета, а подписание акта о его учреждении. Так волей монарха появился студенческий праздник - Татьянин день и День студента.
А в этом году день студента можно будет отмечать аж два дня подряд! В 2009 году главные богослужения Дня памяти св. мц. Татианы, престольного праздника храма св. мц. Татианы при МГУ, переносятся на 24 января в связи с открытием Архиерейского Собора.
По благословению Местоблюстителя Патриаршего престола Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия торжественную Литургию 24 января возглавит архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских Духовных Школ. На богослужении будет присутствовать ректор Московского университета академик В.А. Садовничий.
Автор статьи: Ирина Щедрова
Акафист
чтение акафиста св.вмц. Варваре.
17:45, храм св.вмц. Варвары
(перед началом каждого занятия клуба)
по благословению прот. Святослава, настоятеля храмов свв. апп. Петра и Павла и св. вмц. Варвары.


Наш адрес:
храм Св. вмч. Варвары и Свв. апп. Петра и Павла
г. Смоленск, ул. Кашена, 20а (здание храма Св. вмц. Варвары)
тел. 21-88-33


Обратная связь
У вас есть вопросы о православии? Давайте искать ответы на них вместе!

Вы можете:
написать нам по адресу: LogosClubPress@Gmail.Com
или в группе «Молодежный православный клуб Логос» по адресу http://vkontakte.ru/club702266.
Архив рассылки
подготовила раздел
Ирина Щедрова
Ирина Щедрова
Фото Д. Биштейнова

Тема 2008/9: «Начало пути»

Год новый – начало пути

Открываем календарь —
Начинается январь…
Эти две строчки из детского стихотворения, наполовину написанные на латыни, непроизвольно возвращают нас в Древний Рим. Календами в Риме называли первый день каждого месяца. А вот январь получил свое название от бога Януса. Того самого, который двуликий. Двуликость его была не в переменчивости взглядов, римляне верили, что он действительно имеет два лика, два лица, одно из которых обращено в прошлое, а другое – в будущее. Начиная новый год, мы тоже, подобно Янусу, обращаем взор назад, на год ушедший, пытаясь осмыслить и проанализировать то, что было пережито, извлечь опыт, провести «работу над ошибками». Но другой свой взгляд мы неизбежно обращаем вперед, ставя цели, выстраивая планы. Там же, в Риме родилась пословица: «если хочешь рассмешить богов – расскажи им о своих планах!» Мы, наученные опытом Церкви, вроде бы приучились повторять «Да будет воля Твоя!» «Не как я хочу, но как Ты!» Только, к сожалению, слова произнесенные языком или мыслью, не всегда произносятся сердцем, которое все равно просит, умоляет, требует своего. И в новый год мы по-прежнему желаем друг другу счастья, любви, благополучия. А в голове вертится вопрос: «Где же я это возьму? На базаре не купишь, под елкой в блестящей коробке не найдешь». И тогда особо близким все-таки говоришь: «Помолитесь обо мне, пусть Господь даст мне счастье, если будет на то воля Его». Миг веры. Начало пути.
Эти слова, наверное, и взгляд назад – за год прошедший Господь научил хоть чуть-чуть верить. И взгляд вперед – будет то, на что есть воля Божия. Макарий, митр. Московский писал: «только истинный христианин может быть доволен всякою участью, какую бы ни послал ему Господь, а в этом-то довольстве и состоит истинное счастье на земле», без этого «человек несчастен посреди бедствий жизни, которые он не сумеет перенести благодушно; несчастен и при всем обилии благ житейских, которые никогда не доставят ему внутреннего покоя…»
Часто в своих пожеланиях ближним мы говорим: «Помощи Божией!» Вспоминается рассказ священника, о том, как во время путешествия к старцу подсел богатый купец и начал пространно рассуждать о том, что курение- это не грех. Старец выслушал собеседника и сказал: «Ну, что ж, раз не грех – кури. Только каждый раз, перед тем как закурить, молись и проси благословения Божиего». Через какое-то время купец вернулся к старцу и сказал: «Отче, не получается!»
В наступившем году хочется пожелать, чтобы благословение Господне было на всех делах наших, чтобы у нас хватало сил на молитву перед лицем Божиим, и чтобы нам не было стыдно за просимое. И еще, чтобы рядом были те, кто готов встать на молитву за нас и горячо и дерзостно просить о милосердии, когда мы ослабеем. Год новый – это всегда начало пути.
материал подготовил
Сергей Зубачев
Сергей Зубачев
Фото В. Щедрова

Мой грех искажает мир

Велика была скорбь Адама по изгнании из рая, но когда он увидел сына своего Авеля, убитого братом – Каином, то еще большею стала скорбь его, и он мучился душою, и рыдал, и думал: «От меня произойдут и размножатся народы, и все будут страдать и жить во вражде и убивать друг друга». И эта скорбь его была велика, как море.
Прп. Силуан Афонский
У каждого человека свои особенные дары. Как пишет апостол Павел: И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, управления, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? (1 Кор. 12, 28–30).
Действительно, все люди очень разные. И сотворены они так, чтобы каждый нуждался в ком-то другом, чтобы один без другого не мог раскрыть себя во всей полноте.
Человечество создано, как семья, призванная жить общечеловеческой жизнью, постоянно помогая друг другу и, по слову апостола Павла, неся тяготы друг друга, чтобы исполнить закон Христов (см. Гал. 6, 2). Одна из форм осуществления этой полноты человеческого бытия - супружество, когда двое становятся единым существом – два плоть едина (см. Мф . 19, 5). По мысли сербского богослова прп. Иустина Поповича, уже в раю человечество было задумано, как Церковь, где каждый человек сильно связан с другими людьми богоподобной церковной природой. Развитие способностей и добродетелей каждого человека становится естественным развитием и всего человечества.
Эта связь между отдельным человеком и всем человечеством осуществляется всегда, но страшным образом проявляется она в падшем человечестве: грех, в природе которого заложено свойство распространения, разрушает не только отдельного человека, но и все человечество в целом.
Через Адама приходят в мир грех и смерть: грех одного человека и его смертность становятся уделом всех. Адам виноват перед всем человечеством, перед каждым из нас, но тогда и каждый из нас через свой грех виноват перед всеми.
Если мы хотим начать борьбу со злом в мире, для этого необходимо прежде всего искоренить зло в себе, и только если нам удастся победить сатану в себе самом, нам удастся это сделать и вокруг себя. «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», - учил преподобный старец Серафим. Если ты сумел стать чище и светлее, удивительным образом меняется мир и вокруг тебя.
Но если мы не начали эту борьбу, то имеет ли смысл спрашивать тогда: «Почему существует страдание? Почему умирают дети? Почему торжествует ненаказанное зло? Почему так много несправедливости в мире?» Если человек будет честен перед самим собой, он должен будет ответить: «Это мой грех искажает мир, и мое зло ко мне же возвращается».

В избранное