Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Молодежный православный клуб Логос. Рождество Христово (часть 2)


Православный молодежный клуб « Логос »
выпуск 30   :   29 декабря 2008 года - 4 января 2009 года

Рождество Христово (часть 2)

В этом выпуске
Логос - это...
  • творчество
  • научные конференции и публикации
  • миссионерская деятельность
  • паломнические поездки
  • выставки, музеи, экскурсии
  • встречи с интересными людьми
  • всегда теплая беседа за чашечкой чая
«Перед наступлением великих праздников надо быть особенно внимательным к себе. Враг заранее старается охладить сердце к предмету празднуемого события, чтобы христианин не мог сердечно почитать его сердечным размышлением о сущности его».
Св. прав. Иоанн Кронштидский
«Пусть иудеи соблазняются, эллины смеются, еретики притупят свой язык! Тогда они уверуют, когда увидят Его, восходящим на небо... но сие будет после, а сейчас праздник Богоявления или Рождества...сие празднуем ныне - пришествие Бога к человеку, чтобы нам возвратиться к Богу. Итак, будем праздновать не пышно, не по мирскому - не наш праздник, но Того, Кто стал нашим. Не праздник создания, но воссоздания... не будем вдаваться в пьянство, устраивать роскошные трапезы в угождение чреву... насладимся словом Божиим, чтобы наслаждение было не чуждым Создавшему нас.
Шествуй непорочно по всем возрастам и силам Христовым. Бежит ли он в Египет - с Ним и ты охотно беги. Хорошо бежать со Христом гонимым. Потом учи в Храме, изгони торгующих святынею, претерпи, если нужно, побиение камнями... Приведен ли будешь к Ироду - не говори ему больше. Твое молчание уважит он больше, чем речи других. Распнись со Христом - да с Ним и воскреснешь, зря Бога и Им зримый».
Т.Церр, Рождество Христово, "Смоленск Православный", №1 Январь 2008
Ближайшее занятие:
5 января в 18:00 (понедельник)


Ближайшее мероприятие:

Рождественский концерт

9 января в 18:00 (пятница)
Вы помните наши концерты? Это уже пятое мероприятие подобного типа, которое проводит Логос. И в этот раз концерт обещает отличатсья особым душевным настроем, ощущением встречи людей близких по духу...
Приходите!

Наш адрес:
храм Св. вмч. Варвары и Свв. апп. Петра и Павла
г. Смоленск, ул. Кашена, 20а (здание храма Св. вмц. Варвары)
тел. 21-88-33


Обратная связь
У вас есть вопросы о православии? Давайте искать ответы на них вместе!

Дорогие наши подписчики!
С наступающим Рождеством Христовым!
Наша рассылка существует уже полгода, а мы до сих пор не знаем о вас ничего. Нравятся ли вам наши статьи, согласны ли вы с мнением авторов? Скажем честно, с нами можно и нужно спорить! Мы бываем правы только тогда, когда цитируем Писание или Предание. Очень хотелось бы узнать ваше мнение о том, что делает Логос. А еще о том, кто вы, чем занимаетесь, почему стали нашими читателями. Вас уже более полусотни! Отзовитесь, пожалуйста, нам это важно!

Вы можете:
написать нам по адресу: LogosClubPress@Gmail.Com
или в группе «Молодежный православный клуб Логос» по адресу http://vkontakte.ru/club702266.
Архив рассылки
автор статьи
Сергей Мартинович
Сергей Мартинович
Фото Д. Биштейнова

Праздники

Как св. Николай стал Санта Клаусом

Воспроизводить полностью житие святителя Николая мы не будем, напомним лишь, что существует такое предание. Услышав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается отдать своих дочерей "на блудодеяние", св. Николай спас всю семью от позора. Святитель ночью тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всех от голода и от духовной гибели. С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. В Западной Европе легенда о спасении св. Николаем трех дев трансформировалась в притчу о том, как cвятитель бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры, золотые монетки. И упали они в чулки, которые сушились у камина.
Распространённый в современном мире культ Санта Клауса как длиннобородого старца, ассоциирующегося то с «рождественским дедом», то с Дедом Морозом восходят ещё к дохристианским языческим культам. Более двух тысяч лет назад жители Севера в зимние ночи бросали за порог своих жилищ лепешки, мясо – задабривали Мороза, чтобы его дух не злился, не насылал лютый холод, не мешал охоте.
В каждой стране есть свои Деды Морозы, прообразами которых были совершенно разные персонажи. В немецких сказках это Ниманд (Никто). Немецкие и голландские дети сваливали на него вину, когда шалили или что-нибудь ломали. Рядом с французским Дедом Морозом – Пэром-Ноэлем – всегда находится бдительный Пэр-Фуэттар (буквально «Дед с розгами»), который никого не бьет, но следит за хорошими и плохими поступками детей и влияет на то, какие подарки принесет Пэр-Ноэль. Англо-Саксонская версия носила имя Рождественский Отец. Этот характер был смесью Св. Николаса и черт богов Тора и Сатурна. Он носил мантию, украшенную плющом и падубом, и имел прут-хлыст, чтобы наказывать детей, которые плохо себя вели, и мешок с игрушками для тех, кто вел себя хорошо. В Великобритании дети заказывают подарки Отцу Рождества (Father Christmas). Ему надо написать письмо с перечислением желаемого и бросить в камин. Дым из трубы доставит список желаний прямо по назначению. Маленькие итальянцы ждут подарков от Деда Мороза-женщины, которую зовут Ла Бефана. В Швеции Деда Мороза зовут Йолотомтен. В Дании «дублер» Деда Мороза зовется Юлеманден, а в Норвегии – Юлебукк. В этих северных странах это имя означает примерно «праздничный козел», что символизирует того осла, на котором Христос когда-то въехал в Иерусалим. В Карелии живет Паккайне. В отличие от большинства новогодних персонажей это очень молодой человек. Его главная черта – озорной характер. О существовании Паккайне специалистам стало известно совсем недавно, так что этот персонаж молод и в прямом, и в переносном смысле. На Кипре Деда Мороза зовут Василием, дети приглашают его так: "Святой Василий, приходи, счастье подари, исполни все мои желания". Китайцы называют его Шэн Дань Лаожэнь, японцы – Санта Одзи-сан, колумбийцы – Папа Паскуаль, монголы – Увлин Увгун (его сопровождает Зазан Охин – Снегурочка и Шин Жил – мальчик Новый год), румыны – Мош Джерилэ, норвежцы – Ниссе. Ежишек – самый скромный Дед Мороз – живет в Словакии. Подбрасывая подарки в дома детей, Ежишек внимательно следит, чтобы его никто не увидел. Видимо, по этой причине о внешности этого добряка ничего не известно. Его чешский коллега – Микулаш внешне похож на российского Деда Мороза, только вот подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. И сопровождают его не Снегурочка, а ангел в белоснежной одежде и лохматый чертенок. Послушным детям Микулаш дарит сладости, а хулиганам и бездельникам подбрасывает в «рождественский сапог» картофелины или куски угля В городе Мира (ныне город Демре) и сейчас стоит храм, основой которого была церковь, в которой служил Николай Угодник (до 1087 года в ней покоились мощи святителя). Турки назвали ее Баба Ноэль Килизе - Церковь Деда Мороза. Средиземноморский климат сильными морозами не отличается, а в холодных странах за всю свою долгую жизнь святой Николай никогда не бывал. Почему Дедом Морозом стал именно Святой Николай? Может быть, сыграла роль дата поминовения этого святого – 19 декабря – перед самым Рождеством.
Примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил "pueri" (дети).
В X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в подарок на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.
Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая, но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более, чем сложно. Поэтому в католических странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай превратился либо в "Отца Рождества", либо в "Рождественского деда", либо в "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников, перебрался в арктическую Лапландию.
В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Говорили обитатели новой земли не по-английски, и фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".
Важным этапом в перевоплощении стала поэма "Приход святого Николая", написанная Клементом Кларком Муром, опубликованная перед рождественскими праздниками 1822 года. В двадцати четверостишьях рассказывалось о том, как накануне Рождества малыш встретился со святым, принесшим ему подарки. У американского стихотворца Санта Клаус был изображен как жизнерадостный, веселый эльф-жизнелюб с круглым брюшком и с трубкой во рту, из которой он непрестанно выпускал белоснежные клубы ароматного табачного дыма. В результате этой неожиданной метаморфозы Санта Клаус как раз и потерял епископские облачения и пересел на упряжку оленей.
В 1869 году вышли стихи Жоржа Вебстера, где в качестве жилища Санты назывался Северный Полюс. Через некоторое время издатель Луис Пранг распространил в Америке английскую традицию посылать друзьям и родственникам на Рождество поздравительные открытки. А в 1885 году он выпустил поздравительную открытку, на которой был изображен Санта Клаус в красном костюме.
С тех пор христианского святого одевали в разноцветные полушубки, пока в 1931 году известная фирма Coca-Cola не начала свою новую рекламную кампанию, главным персонажем которой был избран Санта Клаус. Художник Хаддон Сандблом нарисовал добродушного белобородого старичка, одетого в красно-белые одежды с бутылкой газированного напитка в руках. Так на свет появился всем нам знакомый современный образ Санта Клауса. Благодаря рекламе красно-белый Санта Клаус постепенно вытеснил английского Отца Рождества, французского Рождественского Деда, финского Йолоупукки и даже нашего Деда Мороза. Мало того, предприимчивые турки в городе Демре (древних Мирах) поставили памятник святителю Николаю, но на постаменте стоит не мудрый епископ, участник никейского Собора, а бравый бородач в балахоне с капюшоном и огромным мешком на плечах.
Дед МорозВпрочем, это, по всей видимости, не последняя модификация образа. Как известно, Израиль является государством со строгими религиозными нравами, и официально Рождество там не празднуется. И если посетить рождественское богослужение на родине Христа вам никто не возбранит, то с приобретением милых рождественских открыток и прочих праздничных аксессуаров могут возникнуть проблемы. Однако фантазия человеческая безгранична. И вот на израильских прилавках постепенно стали появляться открытки с Санта Клаусом, на голове у которого вместо красного колпака иудейская кипа!

В избранное