Святой
Евмений еще с юных лет благоугодил Богу своею добродетельною жизнью. Он
шествовал тесным путем, ведущим в царство небесное, внимая словам Господа: "подвизайтесь
войти сквозь тесные врата" (Лк.13:24). Кто хочет войти в эти врата,
тот должен сложить в себя два Тяжких бремени: заботу об имуществе и попечение о
теле. Евмений отказался от своего имущества и раздал его нищим, памятуя, как
трудно богатому войти в царствие Божие. Ибо кто, обремененный пристрастием к
богатству, может войти в тесные врата небесные? Добрый совет подал Господь
юноше, спросившему его о том, что ему сделать, чтобы наследовать жизнь вечную: "Если
хочешь быть совершенным, - сказал ему Господь, - пойди, продай имение
твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах" (Мф.19:21).
Служащий маммоне1 не может служить
Богу, и обремененный тяжестью богатств не пройдет сквозь узкие двери небесные,
подобно тому, как не может пройти верблюд сквозь игольные уши. Как тот, кто
хочет пройти чрез тесное место, должен бывает снять с себя не только ношу, но и
одежду; так желающий быть на небесах раздает нищим не только излишки своего
имущества, как неудобопереносимое бремя, но и самое необходимое, даже одежду,
прикрывающую тело, подражая этим Господу. Таков именно был и святой Евмений: он
всё считал за сор, от всего отказался, всё оставил, чтобы идти за Христом, Его
только обрести и приобрести. Отказавшись от имущества, сняв его с себя как бы
одежду, он приодел им нищих, нагих и нуждающихся. Обнажившись от всех земных
пристрастий, он вступил на тесный путь нищеты, проходя узкие врата, приводящие
к богатству небесному. Отказался преподобный и от другого бремени - забот о
теле; своими подвигами, трудами, воздержанием, постом, бдением он умертвил
плотские похоти и утончил свое тело, удаляясь от всякого плотоугодия и
сластолюбия; ибо "подвижники, - как говорит Апостол, -
воздерживаются от всего" (1Кор.9:25). Он воздерживался от всего, что
утучняет тело, тяготит мысль и рождает страсти. Он не давал сна очам своим,
пока не очистил душу и тело от страстей и сделался обителью Святого Духа. Так,
сложив с себя тяжелые бремена имущества и всяких плотских страстей, он соделал
себя способным к прохождению узкого пути и тесных врат, ведущих в жизнь вечную.
Так как добродетельная жизнь святого Евмения сияла, как бы
светильник, и была для всех весьма полезна, то он был избран и возведен на
престол Гортинской церкви2,
и, как свеча, стоящая на подсвечнике, просветил свою паству, осиявая, как
солнце, церковь Христову своими делами и поучениями: ибо свету мира подобает
делами предварять слово, подобно тому как сияние предваряет для взора самый
светильник. И так святой Евмений, пребывая на епископском престоле своем, учил
духовных чад своих прежде всего делом, чистою и богоугодною жизнью своею
являясь образцом для своего стада, а затем поучал их и словом. Сначала сам соделавшись
как бы светом, потом просветил и других; сам дни и ночи поучался в законе
Господне, а потом и других тому же наставил; сам, стяжав чистую совесть,
очистил совесть и других. Он был весьма милостив, согласно значению своего
имени3, и жизнь его была полна
делами милосердия. он был отцом для сирот. богатством нищих, подателем для
просящих, утешителем скорбящих, врачом страждущих и предивным чудотворцем.
Однажды святой молитвою умертвил устремившегося на него большого змея; но еще
большее чудо сотворил он, поправ адского змия - диавола, победив его молитвою и
отогнав от врученного ему Христова стада. И не только в Гортине, но и в Риме4 святой Евмений вооружился против
бесов. Прибыв в Рим, он своими знамениями и чудесами привел многих в изумление:
он изгонял из людей бесов, исцелял больных и умиротворял враждующих и
гневающихся. После того, он был и в Фиваиде5, где во время бездождия низвел своею молитвою с
неба дождь, - и в той стране впоследствии мирно скончался, перешедши из
временной жизни в жизнь вечную и нескончаемую6. Его святое тело было перенесено в Гортин,
на место его служения, и с честью погребено там.
Кондак, глас 2:
Светом божественным просветився всеблаженне, просвещаешь и ны,
любовию поющыя твое честное и славное и святое отче преставление, иерарше Евмение,
моля непрестанно о всех нас.
1 Слово "маммона"
- халдейского или сирийского происхождения - означает имение, богатство, блага
земные, поскольку человек полагает в них свою надежду и, таким образом,
выражает не только богатство, но и любовь и привязанность к нему. В Новом
Завете маммона представляется как бы неким божеством, покровительствующим
богатству (см. Мф.6:24).
2 Гортина,
или Гортин, - в древности значительный город на острове Крите, при р. Лефее
(Ныне Иеропотамо). Развалины древнего города сохранились и доныне.
3 Евмений,
в переводе с греческого, значит: благосклонный, доброжелательный, милостивый.
4 Здесь
следует разуметь под именем Рима Константинополь, получивший наименование
нового, или второго Рима; такое толкование наиболее соответствует смыслу всего
жития и ходу описываемых в нем событий.
5По словам церковных песнопений, св. Евмений отправился
в Фиваиду не добровольно, а сослан был туда врагами православной веры (канон,
песнь 7, тропарь 2). Сослан он был за то "что умалил мрачныя ереси" (седален)
монофелитов, признававших во Христе одну только волю - Божественную.
6 Деятельность и кончина св. Евмения относится к VII
столетию.
Святая
мученица Ариадна пострадала за Христа в царствование нечестивого императора
Адриана1. Она
была рабою некоего Тертила, правителя города Примнисы в Фригии2. Когда сей Тертил, по случаю рождения
своего сына, совершал торжество в идольском храме, принося там жертвы, поклоняясь
бесам и ликуя со всеми домашними друзьями и соседями своими, святая Ариадна
осталась дома и не хотела войти в идольское капище, чтобы праздновать вместе с
господином своим. Тогда господин ее, разгневавшись на нее, стал бить без всякой
жалости и, наконец, повесив, приказал строгать ее железом. После сего он
заключил Ариадну и долго морил ее голодом, принуждая отказаться от Христа и
поклониться бездушным идолам; но потом он выпустил ее из темницы, и она ушла из
города. Тогда Тертил раскаялся, что отпустил ее, и погнался за ней с своими
слугами. Ариадна, оглянувшись и видя погоню, побежала; подойдя к одной скале,
она стала молить Бога, чтобы Он избавил ее из рук врагов. И тотчас, по
Божественному повелению, скала расселась, святая вошла внутрь камня, и половины
рассевшейся скалы снова соединились. Сие чудо соделал явившийся там ангел
Господень Тогда гнавшиеся за ней смутились от страха: они стали сражаться между
собою и, копьями изранив друг друга, погибли. Так Господь избавил рабу Свою от
руки нечестивых, как птицу от сетей ловцов. Молитвами ее да избавит Он и нас от
врагов наших и вместе со святою Ариадной сподобит нас торжествовать в радости
небесной в веки. Аминь.
1 Кончина
святой мученицы последовала в конце царствования Адриана.
2 Фригия -
большая область Малой Азии, обнимала первоначально всю среднюю часть западной
половины полуострова, кроме того позднее причислявшийся к Мизии южный берег Пропонтиды
(Мраморного моря) до Геллеспонта (Дарданеллы). Границы ее: на западе - Мисия,
Лидия и Кария, на юге - Ликия, Писидия и Ликаония, на востоке - Каппадокия, на
севере - Галатия и Вифиния.