В
странах египетских проживал некий разбойник, по имени Моисей, родом мурин1, лицом мрачный; первоначально он был рабом
некоего славного, господина, но по причине убийства, совершенного Моисеем, был
прогнан тем господином и присоединился к разбойникам; сии же последние, видя,
что он был силен и обладал суровым характером, избрали его своим атаманом
(вождем). Сие повествуется о святом Моисее ради того, чтобы было видно его
исправление и чтобы было известно, каким образом Моисей от такой дурной жизни
пришел к раскаянию и богоугождению; ибо грехи святых (ранее бывшие) не
утаиваются, ради прославления милосердия Божия, которое отделяет честное от
недостойного и из грешников творит праведников.
Совершая разбой, Моисей вместе с товарищами производил много
хищений, кровопролитий, творил много иных мерзких беззаконий и преступлений;
своею жестокостью Моисей прославился среди всех, ибо все боялись его. Из числа
дел его разбойнических следует упомянуть о сем:
Моисей питал злобу на одного пастуха, пасшего овец, за то,
что сей пастух со своими псами (охранявшими стадо) воспрепятствовал некогда
Моисею совершить злодеяние; увидав однажды, что тот пастух пас овец по ту
сторону реки Нила, Моисей замыслил его убить. Река Нил была переполнена водой
(по случаю разлива); Моисей, связавши свою одежду, привязал ее к голове, взял в
уста меч и отправился в плавание по этой великой реке. Упомянутый пастух,
увидав Моисея еще издали, когда он переплывал реку, оставил овец и убежал с
того места: Моисей же, переплыв реку, но не найдя пастуха, умертвил четырех
крупнейших ягнят, потом связал веревкою сих ягнят и затем обратно переплыл реку
Нил, взяв с собою ягнят; очистив сих ягнят от шкуры, Моисей съел мясо их
(бывшее очень вкусным), а шкуру продал и на вырученные деньги выпил вина.
Долгое время Моисей проводил жизнь в таких греховных делах;
но однажды случайно он пришел в сознание, ибо Бог умилосердился над ним и
призвал его к покаянию, так как Преблагий и Человеколюбивый Владыка не ищет
погибели грешников, но ожидает их обращения ко спасению. Сей грешник умилился
сердцем, раскаялся в своих злодеяниях, оставил разбой и своих товарищей, пошел
в пустынный монастырь и предал себя в повиновение и послушание игумену и
братиям, более же всего Самому Богу; Моисей пролил много слез и днем и ночью,
каясь о содеянных ранее грехах своих; все, поручаемые ему, работы и послушания,
он исполнял неленостно, и был славным иноком.
Спустя некоторое время Моисей ушел в отшельническую келлию;
здесь он жил один, помышляя о Боге и очищая теплым покаянием свои беззакония,
совершенные прежде.
Когда Моисей проводил такую покаянную жизнь, на него,
находившегося в келлии, напали четыре разбойника, не знавшие, что то был Моисей.
Он же, будучи только один, поборол их, связал и, взяв их на плечи как связки
снопов, принес в монастырь к церкви, сказав братиям:
? Что посоветуете вы сделать мне с ними? Я не должен никого
обижать, но они пришли ко мне, и я взял их.
Отцы приказали ему развязать тех разбойников и отпустить их
на свободу, сказав:
? Мы никого не должны убивать.
Разбойники же, поняв, что то был Моисей, ранее бывший их
начальником, удивились такой перемене жизни его и прославили Бога, сами же
умилились, пришли в страх Божий и, покаявшись, стали славными иноками.
И не только эти четыре, но и другие разбойники, услышав о
своем вожде Моисее, ? что он покаялся и стал иноком, ? также оставили разбой и
все греховные дела и стали добродетельными иноками.
Итак Моисей пребывал в трудах покаяния. Первоначально его
обуревали греховными помышлениями бесы блудодеяния, разжигая похоть его и
увлекая его к прежней блудодейственной жизни, как он сам потом рассказывал
братиям, говоря так:
? Я претерпел столь великие неприятности, борясь с вожделениями
плотскими, что едва не нарушил обета иноческого.
Отправившись к авве Исидору пресвитеру, в скит, он поведал
ему о своих страданиях от похоти плотской. И сказал ему святой Исидор:
? Не смущайся, брат! Ты еще новоначален (т.е. только лишь
начал подвизаться), и потому бесы с ожесточением нападают на тебя, думая найти
в тебе прежний нрав; для отогнания их советую тебе соблюдать повседневный пост
и воздержание и не насыщать вполне чрева своего. Подобно тому, как пес,
привыкший грызть кости, выбрасываемые мясоторговцем, ? не уходить до тех пор,
пока место торговли не закроется; но когда торговля прекращена и нет уже
никого, кто мог бы бросить псу что-либо для съедения, тогда он, истомившись
голодом, отходит от места того; так и бес блудодеяния находится вблизи
человека, питающегося до пресыщения. Но если ты будешь постоянно соблюдать пост
и воздержание, умерщвляя члены свои земные и заграждая дверь пресыщения
пощением. не допуская войти в себя пресыщению, разжигающему греховные
вожделения, тогда бес, как бы истомившись от голода, отойдет от тебя с печалию.
Раб Божий Моисей, отправившись в келлию свою, затворился в
ней и пробыл в повседневном пощении, вкушая очень немного хлеба вечером после
захода солнца; весьма много Моисей трудился в рукоделании, пятьдесят раз в
течении дня вставал на молитву, совершая ее с коленопреклонением.
Однако несмотря на то, что Моисей томил тело свое трудами и
пощением, плотское вожделение, влекущее ко греху, не исчезало в нем. Тогда он
опять пошел к авве Исидору и сказал ему:
? Отче! Я не могу быть в келлии моей, ибо меня обуревают
страсти плотские.
Блаженный же Исидор, взяв его, повел в верхнее отделение своей
келлии и сказал ему:
? Посмотри на запад!
Моисей посмотрел и увидал множество страшных демонов,
суетившихся и приготовлявшихся к борьбе.
Потом авва Исидор сказал:
? Теперь обратись к востокуљ и посмотри.
Посмотрев на восток, Моисей увидел бесчисленное множество
святых светоносных ангелов, также приготовлявшихся к борьбе.
И сказал святой Исидор Моисею:
Те, кто на западе, поднимают брань на святых Божиих, а те,
кто на востоке, посылаются от Господа на помощь благим подвижникам. Знай же,
что помогающих нам больше, нежели тех, кто восстает на нас.
Моисей, будучи укреплен таким видением и словами старца,
возвратился в келлию свою и снова начал упражняться в обычном пощении и трудах
молитвенных.
Однако и после этого брань не оставляла его; напротив,
Моисей начал страдать еще более от врага, будучи разжигаем мечтаниями сонными.
Посему, встав, он пошел к иному святому старцу, весьма опытному, и сказал ему:
? Что делать мне, авво? Сонные видения помрачают ум мой,
разжигая мою плоть, услаждая страсть и возбуждая меня к первоначальному
греховному образу жизни, смущая меня привидениями?
Старец отвечал ему:
? Ты потому страдаешь, перенося то мерзкое наваждение, что
не соблюдаешь ума своего от сладострастных мечтаний. Сделай же так, как я
говорю тебе: посвяти себя бдению, мало-помалу привыкни к нему и молись с
бодростью; тогда ты освободишься от той брани.
Моисей принял такой добрый совет от опытного святого
наставника, возвратился в келлию и начла обучаться всенощному бдению (т.е.
бодрствованию молитвенному в течение всей ночи); он стоял посреди келлии всю
ночь и не преклонял колен в молитве, дабы не предаться сну, но стоял прями, не
смыкая очей своих.
Святой пробыл в таком подвиге шесть лет; но и таким способом
он не мог избавиться от плотского вожделения, воюющего на дух; ибо Бог попустил
так для того, чтобы преподобный, вы искушен как золото в горниле, получил бы
славный венец с прочими страдальцами.
Спустя некоторое время мужественный инок измыслил новый
тяжелый подвиг: выходя ночью из келлии своей, он обходил отшельнические келлии
старцев пустынных и, взяв водоносы, оказывавшиеся свободными при келлиях,
приносил воду, причем старцы не знали об этом (вода находилась в отдалении от
места того). Некоторые из старцев имели свои келлии за два поприща2 от воды, другие за три, четыре и даже более;
были и такие, которые совершенно не могли сами приносить себе воду за глубокою
старостью; таковым Моисей каждую ночь наполнял водою сосуды. Таковой подвиг
святого Моисея был ненавистен диаволу. По попущению Божию, диавол причинил
святому Моисею такую неприятность:
Однажды ночью блаженный тот трудолюбец наклонился в колодезь
с сосудом некоего старца, намереваясь почерпнуть воду; в это время диавол
ударил его с большою силою некоторым древом по спине; старец упал без чувств и
лежал как мертвый.
Утром следующего дня, к тому колодцу пришли монахи, дабы
взять здесь воды, и увидели Моисея, лежавшего полумертвым. Монахи пошли к
великому скитскому авве Исидору и рассказали ему обо всём; он же, придя с
братиею, взял Моисея и принес к храму. И был недужен Моисей, как расслабленный,
и страдал так, что едва выздоровел через год.
Потом сказал ему авва Исидор:
? Брат Моисей! Не увеличивай своей брани с бесами сверх сил,
ибо и дерзновении необходимо хранить меру.
Непобедимый воин Христов Моисей отвечал на это:
? Я не окончу борьбы до тех пор, пока мерзкие мечтания
сонные не оставят меня.
Тогда авва Исидор сказал ему:
? Во имя господа нашего Иисуса Христа, вот уже ныне
оставляют тебя эти вожделения плотские; теперь ты будешь в мире; приступи же с
дерзновением и причастись Божественных Таин Тела и Крови Христовых. Знай, что
такая тяжелая брань плотская была попущена тебе ради того, чтобы ты не
возгордился в уме своем, будто бы ты своими пощениями и подвигами преодолел
страсти, и дабы ты, возгордившись, не погиб.
Услышав эти слова, Моисей причастился Таин Божественных,
ушел в келлию свою и подвизался уже в мире, будучи свободен от ранее бывших
обуреваний и проводя строгое постническое безмолвное житие.
Спустя некоторое время Моисей был спрошен о том: беспокоят
ли его страсти? Моисей отвечал:
? С того времени как служитель Христов Исидор помолился обо
мне, я уже не страдаю от плотского вожделения.
После столь великих искушений блаженный Моисей получил мир
(душевный), по милосердию Божию и проводил с того времени уже без искушений
плотских жизнь свою; вместе с тем он получил от бога великую власть над бесами,
так что презирал их, как насекомых; и исполнился святой благодати Духа Святого,
и был славен среди подвижников.
Так как святой Моисей прославился своим добродетельным
житием, то о нем узнал и князь (правитель) страны той; сей последний отправился
в скит, желая видеть авву Моисея. Старец был извещен о том, что князь
намеревался придти к нему, дабы видеть его (Моисея); но Моисей, выйдя из
келлии, замыслил убежать в болото и тростник; слуги же, бывшие вместе с князем,
встретили его и спросили:
? Где находится келлия аввы Моисея?
Он сказал им:
? Что вам нужно от него? Старец тот неразумен, весьма лжив и
проводить жизнь греховную.
Они же, услышав эти слова, изумились и прошли мимо. И когда
пришли к храму, то князь сказал клирикам:
? Я слышал об авве Моисее и пришел принять благословение от
него; но нас встретил некий монах, шедший в Египет, и когда мы спросили его о
том, где живет авва Моисей, то он охулил Моисея, назвав его старцем неразумным,
лживым и проводящим греховную жизнь.
Услышав это, клирики весьма опечалились и спросили:
? Каков из себя был тот старец, который произнес сии хуления
на святого мужа?
Они ответили:
? Это был старец высокий, мрачный лицом, в худой одежде.
Клирики сказали:
? Поистине тот и был аввою Моисеем; но так как он не пожелал
показать вам себя, не пожелал также и принимать почестей от вас, то сказал вам
о себе дурное, как бы о ком другом.
Получив многую пользу (душевную), князь ушел, прославив
Бога.
Так избегал преподобный Моисей славы и почестей людских и
чуждался беседы с приходившими к нему мирянами, хотя был гостеприимен, ибо
принимал с любовью всех, приходивших к нему, странствующих братий, как о
страннолюбии его записано в Отечнике.
Однажды всем отцам пустынножительным было дано в скиту такое
повеление:
? Поститесь всю неделю эту и учините Пасху.
Случайно некоторые странствующие братья пришли к Моисею из
Египта; старец приготовил для них немного вареной пищи; но когда его соседи
увидали дым, то сказали клирикам:
? Моисей нарушил повеление и варит себе пищу.
Но клирики сказали:
? Обличим его тогда, когда он придет в собрание (ибо все
знали о постнических подвигах Моисея.
Когда наступила суббота, Моисей пришел в храм к пению
соборному; и сказали ему в присутствии всех клириков:
? Отче Моисей! Ты нарушил заповедь человеческую, но исполнил
заповедь Божию.
Некоторый брат пришел издалека в скит для того, чтобы видеть
преподобного Арсения; будучи приведен к Арсению, брат тот видел его, но не
сподобился слышать слов его; ибо старец (Арсений) сидел молча, глядя на землю.
После того странствующий инок начал упрашивать брата
привести его к Моисею, бывшему разбойником до пострижения в иночество. Брат
согласился исполнить его просьбу и повел его к преподобному Моисею.
Когда они пришли к Моисею, то сей последний принял их с
радостью, предложил им отдохнуть и подкрепиться пищею и, оказав им большую
любовь, отпустил их от себя.
Дорогою скитский брат сказал пришельцу:
? Вот ты видал и отца Арсения, и отца Моисея. Кто из них
лучше, по твоему мнению?
Брат отвечал на это:
? Лучший из них тот, кто принял нас с любовью.
? Один инок, узнав об этом, стал молиться к Богу, говоря
так:
? Господи! Скажи мне, кто из них более совершен и
заслуживает большей благодати Твоей: тот ли кто скрывается от людей, ради Тебя,
или тот, кто принимает всех, также ради Тебя?
Этот инок в ответ на молитву свою имел следующее видение:
ему представились два корабля, плывшие по какой-то очень большой реке; в одном
корабле находился преподобный Арсений, и Дух Божий управлял кораблем его,
соблюдая его в великой тишине; в другом был преподобный Моисей; кораблем же его
управляли ангелы Божии, влагавшие мед в уста Моисея.
Проведя долгое время в трудах постнических, преподобный Моисей
был сподоблен сана пресвитерского, по некоему откровению Божию; и когда был
произведен в первую степень священническую, то был облечен в стихарь; при этом
епископ сказал ему:
? Вот авва Моисей ныне весь бел.
Моисей же сказал епископу:
? Владыко! Что делает священником: внешнее или внутреннее
(т.е. как бы сказал так: "Одежда ли, покрывающая извне человека, делает
его достойным священства или внутренние добродетели?").
Епископ же, желая искусить Моисея, дабы увериться в том,
действительно ли он ? раб Христов, имеющий добродетели внутри души своей,
сказал клирикам:
? Когда Моисей войдет в алтарь, изгоните его; потом идите за
ним и слушайте, что он будет говорить.
Клирики так и сделали: изгнали Моисея из алтаря, сказав:
? Выйди вон, мурин!
Он же, выйдя и став в отдельном месте, начал укорять себя,
говоря:
? Хорошо поступили с тобою, пес, хорошо поступили с тобою,
мракообразный эфиоп; ибо ты недостоин, и как ты осмеливаешься войти в святое
место; ты не человек: как же осмеливаешься ты подходить к людям и служителям
Божиим?
Услышав эти слова святого, клирики возвестили о них
епископу; тогда епископ приказал снова позвать Моисея в алтарь и хиротонисал
его в сан пресвитера. Потом спросил его, сказав:
? Что думал ты, отче, тогда, когда, быв изгнан, ты был
возвращен снова?
Моисей отвечал:
? Я сравнивал себя со псом, который, будучи изгнан, бежит,
будучи же призываем обратно, возвращается быстро.
И сказал епископ:
? Поистине этот человек достоин божественной благодати; ибо
Бог дает благодать смиренным.
Подобное же испытание было с сим отцом и ранее, когда он был
еще новоначальным; ибо когда братия были все в сборе в скиту, отцы пожелали
искусить смирение Моисея и начали уничижать его, говоря:
? Для чего этот эфиоп ходит посреди нас?
Он же, слышав это, молчал.
Когда братия думали расходиться, то спросили его, сказав:
? Отец Моисей! Смутился ты или нет?
Он отвечал им словом псалма: "Я потрясен и не могу
говорить"(Пс.76:5) (т.е. я переношу уничижение молча).
Приняв на себя сан пресвитера, преподобный Моисей подвизался
еще пятнадцать лет, имея от рождения семьдесят пять лет; собрав кругом себя
семьдесят пять учеников, он скончался мученически4
таким образом:
Однажды, находясь среди братий, он сказал:
? Вот варвары придут в скит, дабы посечь монахов; встаньте и
бегите отсюда.
Братия же сказали ему:
? Посему же ты, отче, не бежишь отсюда?
Но он сказал им:
? Я уже много лет ожидаю того времени, когда на мне
исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: "все,
взявшие меч, от меча и погибнут"(Мф.26:52).
На это братия сказали ему:
? И мы не побежим, но умрем с тобою!
Но он ответил им:
? Я в этом не нуждаюсь; пусть каждый поступает так, как
находит лучшим.
Тогда братия убежали с места того, и только семь иноков
остались при преподобном. Спустя некоторое время старец сказал им:
? Варвары уже близко!
Один из упомянутых семи иноков, испугавшись, убежал из
келлии и скрылся в некоем месте. Варвары, войдя в келлию, умертвили святого
Моисея и находившихся с ним шесть иноков. Спасшийся же от смерти инок, находясь
в потаенном месте, видел небо отверстым и семь пресветлых венцов нисходивших с
неба.
После того, как варвары ушли, инок сей возвратился в келлию
и нашел Моисея и прочих иноков умерщвленными; тела их оказались лежавшими в
крови; увидав сие, инок тот начал плакать; потом пришли остальные братия и с
плачем похоронили умерщвленных иноков.
Так окончилась жизнь преподобного отца нашего Моисея Мурина,
из разбойников сделавшегося иноком и искренним раскаянием угодившего Богу, так
что ему, как мученику, отверзен был не только рай, но и самое небо, и он был
украшен венцом славы. По молитвам его да наставит и нас на истинный путь
покаяния и да сподобит и нас Царствия небесного Человеколюбный Владыка Христос,
Бог наш, Коему со Отцом и Святым Духом воссылается честь и слава, ныне, всегда
и в бесконечные веки. Аминь.
Тропарь, глас 1:
Пустынный житель, и в телеси ангел, и чудотворец явился еси
богоносе отче наш Моисее: постом, бдением, молитвою, небесная дарования приим,
исцеляеши недужныя, и душы верою притекающих ти. Слава давшему тебе крепость:
слава венчавшему тя: слава действующему тобою всем исцеления.
Кондак, глас 4:
Мурины заушив, и лица демонов поплевав, мысленно просиял еси
якоже солнце светло, светом жития твоего и учением наставляя душы наша.
Преподобный
отец наш Савва родился, получил воспитание и принял иночество в чужих странах.
Неизвестно, из какой он был страны1,
известно только, что родился он не в русской земле, а, как иностранец, пришел в
город Псков, в монастырь Пресвятой Богородицы, называемый Снятогорским2. Принятый игуменом, он доблестно подвизался в
иноческих подвигах и за свою добродетельную жизнь заслужил у всех похвалу и
славу. Но не желая славы от людей, он перешел на реку Толву в монастырь
великого Евфросина3. Преподобный Евфросин
принял его и поручил ему исполнять обязанности монастырского слуги. Инок Савва
исполнял эти обязанности ревностно и со смирением. Спустя немного времени,
испросив благословение у великого Евфросина, он ушел в пустыню, находившуюся на
расстоянии 15 поприщ от Евфросинова монастыря, к озеру, называемому Крыпец, и
поселился тут на совершенно безлюдном месте. Не мало искушений от бесов вынес
здесь преподобный Савва. Вскоре он построил на месте своих подвигов церковь во
имя святого Иоанна Богослова, устроил келлии и основал монастырь, после чего к
нему собралось немалое число братии. Слава о его добродетельной жизни быстро
распространилась повсюду, и о нем узнал Псковский князь Ярослав Васильевич4. Князь питал к преподобному великое уважение.
Он делал большие пожертвования на устроение монастыря, подарил земли5 и озера на пропитание братии и часто сам
посещал монастырь, чтобы принять благословение у преподобного. В одно время он
пришел в монастырь с княгинею, своею супругою. Преподобный Савва с великим
почетом встретил его, но княгине войти в монастырь не разрешил, а благословил
ее за воротами монастыря и там подал ей исцеление, так как она была больна.
Преподобный Савва прожил много лет, и в 1495 году 30 августа6 отошел ко Господу. Мощи его были обретены в
1554 году вследствие явления преподобного священноиноку устроенного им
монастыря Исаии и до сего дня подают многие исцеления с верою приходящим к ним
во славу Христа Бога, Которому да будет слава ныне, всегда и вечно.
1 По
месяцеслову Вершинского, прп. Савва по происхождению был серб.
2
Снятогорский Богородичный монастырь ? один из древнейших монастырей Псковского
края (упоминается в 1265 году); находился в местности, называемой Снятной горой,
на берегу реки Великой в расстоянии 4-х верст от Пскова.
3 Это был
Спасо-Великопустынский монастырь на реке Толве в Псковской губернии, в 30
верстах от Пскова, основанный прп. Евфросином около 1450 года. Память прп.
Евфросина празднуется 15 мая. Под этим числом помещена и память его.
4 Это был
управлявший Псковом князь Ярослав Васильевич Оболенский.
5 В 1487
году князь Ярослав Васильевич выдал грамоту на землю для обителиљ и приказал
построить чрез мхи и болота мост к монастырю прп. Саввы в 1400 саженей длины.
Этот мост и доныне называется Ярославовым.
6 Здесь в
Прологе надо предполагать опечатку, так как во всех сказаниях о преподобном
Савве днем кончины его указан 28 день августа.
Святая
и праведная Анна происходила из колена Асирова и была дочерью Фануиловою. Как
показывает самое имя ее (Анна с еврейского значит "милостивая") она
была женщиною добродетельною. За свою благочестивую жизнь Анна была наделена
даром пророческим. Достигши глубокой старости, она, по слову Евангелия, "не
отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь"
(Лк.2:37).
Святая Анна принадлежала к числу тех благочестивых иудеянок,
которые с нетерпением ожидали пришествия Мессии, ? сюда был принесен Младенец
Христос Иосифом и Мариею, дабы совершить над Ним законный обряд. В это время
Симеон Богоприимец взял Младенца Иисуса на руки и произнес свое дивное
пророчество о Нем, сказав так:
? "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову
Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред
лицом всех народов, Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля"
(Лк.2:29-32).
Затем Симеон, обратившись к Матери Господа, изрек Ей сие
пророчество:
? "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в
Израиле и в предмет пререканий (и Тебе Самой оружие пройдет душу), да откроются
помышления многих сердец" (Лк.2:34-35).
В эти святые торжественные минуты была в храме святая
праведная пророчица Анна. Ей в это время было уже восемьдесят четыре года.
Таким образом на закате жизни своей она имела счастье видеть Младенца Иисуса.
Теперь уже она могла умереть спокойно.
Выслушав пророчество Симеоново о Христе, она вместе с
Симеоном славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в
Иерусалиме1.