О Богородице говорить трудно, и даже страшно — по причине Ее исключительной
духовной высоты. Митрополит Антоний Сурожский, начиная беседу о Божией Матери,
признавался, что чувствует особый страх, так как есть вещи такие святые, о которых
далеко не всякий имеет право распространяться. Если старец-митрополит трепетал, что
говорить о нас? Но — любовь преодолевает страх. Мы говорим о Преблагословенной, потому
что о Ней трудно молчать, и наступающий праздник призывает всех христиан хвалить
Богоматерь.
Почему в христианском мире Успение Пресвятой Богородицы, то есть день Ее смерти,
принято отмечать, как великий церковный праздник?
Понять духовный смысл одного из важнейших событий церковного года поможет
митрополит Иларион (Алфеев). В своем авторском фильме владыка расскажет о том, как
принято праздновать Успение в Иерусалиме, на греческом острове Тинос и в испанском
городе Эльче. Чем отличается православное Успение от католического праздника
Взятия Девы Марии на небо? И почему испанцы считают этот день едва ли не самым важным в
году?
«Ничего не могу с собой поделать, унываю»,— нередко можно услышать даже от тех
прихожан, чей опыт жизни в Церкви уже позволил им справиться со многими другими
внутренними проблемами. Тоска, пораженчество, колебания настроения, хроническая
усталость от себя и обстоятельств — кажется, верующим людям именно нынешнего
времени это свойственно больше, чем любым другим. Но стоит при этом помнить: те же
самые чувства испытывали и святые. Некоторые — точно: например, святитель Тихон
Задонский, который боролся с унынием всю свою жизнь, будучи склонным к нему по своей
душевной природе. Его пример показывает нам, что с этой склонностью — даже столь
сильной, что ее не преодолеть до конца — можно многое сделать. А Господь непременно
придет на помощь…
Далеко не каждому везёт в жизни быть лично знакомым с по-настоящему благочестивым,
праведным человеком, но если такая встреча происходит, она оставляет свой отпечаток
на всей жизни человека. Протоиерею Петру Виннику повезло знать двоих таких
подвижников, это архимандрит Павел (Груздев) и схиархимандрит Иона (Игнатенко). По
стечению обстоятельств, ещё будучи мальчиком восьми лет, Павел Груздев получил
благословение носить подрясник от самого Патриарха Московского Тихона. Так и
потекла его жизнь тоненьким ручейком — к Богу, постепенно превращаясь в большую и
полноводную реку.
Она всё время обращена лицом к любви: ищет её, жаждет её, находит или теряет и снова
судорожно ищет. Сколько было искомых, поначалу обнадёживающих, многообещающих
встреч, которые в итоге оказывались невстречами — романами с «неплодной
смоковницей» по определению Али. Зато сколько найдено прекрасных и точных слов о
любви — их ведь надо было добыть из огня, выхватить из обжигающего пламени жизни.
«Любить — видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители» —
никто другой этого не понял, не нашёл, а ведь крайне важное открытие.
Кого пронзило одиночество
насквозь,
как бабочку игла,
кому и жить едва ли хочется,
того помиловать могла ль
судьба,
могли ли люди
вобрать в себя чужое им,
которого уже не будет,
но есть которое?
На вопросы отвечает православный психолог Константин Яцкевич
На вопросы отвечает Константин Владимирович Яцкевич, православный кризисный
психолог, преподаватель нравственно-ориентированной христианской психологии в
Школе катехизаторов Минской Епархии Белорусской Православной Церкви.
Василий не был профессиональным строителем. К своим двадцати шести годам успел он
отслужить в армии, побыть послушником в монастыре и даже заочно окончить одну из
провинциальных семинарий. Правда, несмотря на надежды, возлагаемые на него
настоятелем, монахом так и не стал, женился на одной из паломниц. После этого не спешил
рукоположиться и в белого священника, решив вначале как следует испытать
надёжность обретённого семейного счастья.
Полицейское государство, как известно, построено на устрашении и принуждении. Но
слежка и репрессивные меры — не самоцель, а средство, позволяющее, с одной стороны,
превентивно нейтрализовать бунтарей, а с другой — заставить большинство
подчиняться и жить по установленным властью правилам. Полицейское государство
лишает человека богоданной свободы. Оно может принуждать к тяжелому и при этом
низкооплачиваемому труду, может жестко навязывать какую-то одну идеологию и карать
за инакомыслие. Может суровыми полицейскими мерами искоренять преступность,
тунеядство, аморальный образ жизни. Все это не ново под луной...