Снова по милости Божией вступаем мы в Успенский пост. Пост этот самый краткий и
самый сладкий. Начинается он с освящения меда, потом будет освящение плодов. И самый
легкий этот пост, потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для
нас легким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе. Начинается пост с освящения
меда, чтобы мы знали не только о той сладости, которую Господь дает для тела, но и о
сладости духовной.
Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня».
Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный
перевод греческого слова προοδος, которое буквально означает «предъисхождение»,
«несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом
наименовании этого празднества есть намек на его содержание.
В детстве мы играли в бумажные куклы. Рисовали для них разные одёжки. Без особых
усилий можно было нарисовать целый гардероб — в этом было преимущество игры в
бумажные куклы, ибо обычные куклы тогда жили гораздо более скромно. (Важную и
актуальную тему творения своими руками мира игры я обхожу стороной, ибо разговор
сейчас о другом). Картонный мирок может приносить радость — когда он для игры, когда
служит имитацией большого настоящего мира. Но горе нам, если большой мир сводим на
уровень плоских идей и представлений.
В одном месте прошел слух, что Спаситель придет в этот город. Сам Христос. А кто
хороший человек, благочестивый человек, Он придёт в гости к нему. А Он каждый день к нам,
каждый час к нам. А у этого человека благочестивого будет гостить. Одна женщина —
церковь она посещала, каждый день Евангелие читала, молилась, вела прекрасную жизнь,
но гордость у нее была. И вот она сама себе говорит: «Спаситель ко мне придет,
обязательно придет». Напекла, наготовила.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, имеет очень древнее
происхождение. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — достоверно
неизвестно. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император
Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая
ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича. После смерти
черниговского князя Всеволода икона Одигитрии досталась по наследству сыну его
Владимиру Всеволодовичу Мономаху...
Горе оглушает, ошеломляет, ранит, а если длится слишком долго — убивает. Рядом с нами
немало людей, контуженных горем — не мнимым, а самым настоящим, травмирующим
телесность и душевность. И, как непристойно контуженному человеку указывать на его
недуг, так недопустимо неуважительное, пренебрежительное отношение и к душевно
травмированному, контуженному горем человеку. Он страдает, болеет, нуждается в
поддержке и понимании, но именно понимания зачастую всем нам не хватает. Потому темой
нашего разговора с кризисным психологом, преподавателем Школы катехизаторов
Минской Епархии БПЦ Константином Владимировичем Яцкевичем стала «душевная
контузия».
Сегодня, в эпоху постоянных стрессов и депрессий, в церковной среде все чаще звучат
дискуссии о том, стоит ли верующим в каких-то ситуациях прибегать к помощи психолога
или психотерапевта или все это — блажь, ведь для решения подобных проблем достаточно
священника. В ряде духовных семинарий курс психологии включен в программу, однако
верующие то и дело высказывают опасения, что в этих веяниях проявляется та самая
секуляризация церковной жизни — «подстраивание» Православия под модные тенденции
времени. Так нужна ли Церкви психология?