Тем, кто хочет за Ним следовать, Христос дает одну совершенно ясную заповедь в
сегодняшнем Евангелии: Если кто хочет за Мной идти, пусть отвержется от себя,
отвернется от себя, пройдет мимо себя, возьмет свой крест и следует за Мной... Но
отвратиться от себя, от себя отвернуться, отвлечь от себя самого внимание можно
только, если приковать это внимание к чему-то или кому-то другому. Просто отвести
глаза и не глядеть никуда, просто оторвать сердце и ни на что его не направить — нельзя.
Как же исполнить эту заповедь Спасителя?
Святой праведный Иона Атаманский (1855–1924), одесский чудотворец, — один из православных
подвижников XX в. Старец в миру, святой праведный Иона был настоятелем портовой
Свято-Николаевской церкви. Пожалуй, за всю историю Одессы не было более известного
приходского священника. Его духовная жизнь была столь высока, что великие киевские
подвижники того времени говорили о нем, белом священнике, имевшем много детей и
внуков: «Мы, монахи, его не стоим. Он намного выше нас».
Один из известнейших образов древнего мира — двухметровая статуя римского
Императора Октавиана Августа. Ее копия стоит в Пушкинском Музее. Создали ее где-то в
последней четверти I века, и она лежала в земле, пока ее не открыли в 1863 году. Император
стоит в позе оратора, обращаясь с речью к своим воинам. Он облачен в драгоценный
панцирь, украшенный чеканками, на которых изображены его победы нам врагами Рима.
Мужественное лицо с классическими чертами выражает привычку повелевать и
требовать безоговорочного подчинения. Лицо аристократа, правителя, полководца.
Мне часто вспоминаются евангельские слова Спасителя о том, что по причине
умножения беззакония во многих охладеет любовь. Это слова о будущем. О том мире, где
ненависть и предательство перестанут быть чем-то исключительным и мерзким, где
царства восстанут на царства, народ — на народ, где многие поверят лжи и станут ей
служить. Не глобальная катастрофа, не вспышка страшной болезни, а уход из нашей жизни
любви станет знамением конца этого мира. Страшный, но закономерный финал. И не наш ли
современный мир так похож на тот, о котором Господь говорил Своим ученикам?
Проповедь в день памяти святого Алексия, человека Божия
Святой Алексий родился в Риме в конце IV века от очень богатых и знатных родителей.
Сначала у них долгое время не было детей, и отец очень скорбел об отсутствии
наследника, которому он мог бы оставить свое огромное состояние. Будучи людьми
благочестивыми, родители много молились Богу о даровании сына. Из Священного
Писания и из житий святых мы знаем, что часто в таких случаях рождались великие Божии
угодники и праведники — рождались как плод долгой и горячей молитвы к Богу.
Лично я всегда сравниваю литературу, как искусство, с живописью — так, многие вещи
делаются понятнее. Ведь и причины создания художниками картин очень похожи на
литераторские причины. Сам над вашим вопросом частенько размышляю, и художников
всякий раз спрашиваю. И ни я, ни они не говорят об утилитарных задачах своего
искусства, не отвечают на вопрос «зачем». Просто хотят совершенства и добиваются его.
И этот процесс их радует. И потом, творческие люди не пишут книг...
Каждая из присущих человеку сил — будь то сила его рук, ног или же сила воли — может
определенным образом укрепляться, а может, наоборот, сводиться к какому-то
ничтожному минимуму. Но если с руками и ногами всё понятно, то с силой воли — намного
сложнее. И одновременно проще, так как никаких спортивных снарядов для ее укрепления
не требуется.
Первый в России храм в честь святого страстотерпца, лейб-медика семьи Николая II
Евгения Боткина открылся на территории московской городской клинической больницы
№ 57. Чин малого освящения храма совершил глава синодального Отдела по церковной
благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
«Святой страстотерпец врач Евгений победил смерть, победил зло своей верностью
Богу, верностью долгу, своей жизнью, которая была преисполнена любви. Он жил с Богом, и
каждый из нас может приобщиться к Богу в этом храме», — сказал иерарх на церемонии.