Без святителя нет просветителя, без святости нет просвещения; без просветления нет
просвещения. Только святитель является настоящим просветителем, только святость
несет в себе настоящий свет. Истинная просвещенность не что иное, как сияние святости;
только святители истинно просвещены. Святость живет и дышит светом, сияет и
действует светом. Освящая, она в то же время и осветляет, и просвещает. Просвещение как
раз и означает просветление, ведь происходит от одного церковно-славянского слова:
«свет», аналогично греческим...
Тот, кто обладает смирением, подражает Самому Христу. Такой человек никогда не
выходит из себя, никого не осуждает и не превозносится. Никогда не жаждет власти,
избегает людской славы. Не ругается ни по какому поводу. Не дерзит, когда
разговаривает, и всегда выслушивает чужие советы. Избегает красивой одежды, внешний
вид его прост и скромен.
Историк Петр Мультатули о Великом князе Сергее Александровиче
17 февраля (4 февраля по ст.ст.) 1905 года был убит брошенной в него бомбой великий князь
Сергей Александрович, Московский генерал–губернатор (1891–1905), супруг великой княгини
Елизаветы Федоровны. «Передовым кругам русского общества» великий князь был
особенно ненавистен. Его прозвали «князем Ходынским», на него клеветали, возводя
мыслимые и немыслимые обвинения, эсеры сочли его причастным даже к трагедии
Кровавого воскресенья и вынесли смертный приговор, который и «привел в исполнение»
Иван Каляев. А каким в действительности был Московский генерал-губернатор?
Почему-то людям кажется, что чем больше запретительных мер будет принято, чем
больше запретительных органов создано, тем больше будет порядка. А судьи кто? До этого
простого вопроса современный (наивный и инфантильный) человек не доходит. Ему
хочется, чтобы всё было как надо: чтобы как в раю, а не в аду. Но ведь рай созидается
внутренними усилиями, даже социальный, который суть утопия. Хотя, конечно, утопия лишь
отчасти, ибо советский опыт красноречиво свидетельствует, что сравнительно
справедливое общество может быть построено в реале.
Патриаршее подворье — храм Живоначальной Троицы в Антарктиде, подворье
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, самая южная православная церковь на планете, в
которой регулярно совершаются богослужения. Подворье было учреждено Указом
святейшего Патриарха Алексия от 18.08.2003 г., а спустя всего лишь полгода, в 2004 году, на Сретение,
храм был уже освящен.
Жаркий полдень в Афинах. Печет нещадное солнце. Но очень хочется увидеть знаменитый
Парфенон — его величественные развалины на обложке учебника истории помнишь с
детства. Нам трудно понять, как можно было жить при такой жаре, и не только жить, но и
размышлять, спорить, философствовать. Ведь Афины были городом философов. И именно к
этим искушенным мудрецам когда-то пришел странный человек из Средиземноморья,
чтобы рассеять их печаль и помочь им главную проблему человечества.
Юродивый — лицо загадочное. Он свободен от обычных уз семейной жизни — «ничей сын,
ничей брат, ничей отец» — бездомный, скиталец, часто изгнанник. Как правило, он не
отшельник, напротив постоянно в толпе, среди простых смертных. И все же он в чем–то
остается чужим, изгоем, он — на задворках цивилизованного общества, в центре мира — и
не от мира сего. Юродивый свободен, он пришлый, и поэтому способен, как мы увидим,
совершать пророческое служение.
В любой книге по воспитанию ребенка авторы обязательно порекомендуют нам
приблизительный режим дня для детей разного возраста. Конечно же, режим — это очень
нужно и важно (при условии, разумеется, что он не превращается в постоянную пытку для
ребенка). И все бы хорошо, кроме одного: не предусмотрено время на молитву. А без этого,
без освящения грядущего дня обращением к Богу все остальное уже не столь важно. В
семье императора Николая Александровича было иначе.
Современными техническими средствами в монастыре должны пользоваться только те
монахи, которым это поручено, и только в конкретной сфере деятельности. Об этом заявил
игумен афонского монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий (Мадзирис). «Ни в коем
случае не позволительно, чтобы у монаха или монахини был в личном пользовании
сотовый телефон, компьютер или другое средство общения. Ими они должны пользоваться
только по благословению и для исполнения своего послушания», — отметил архимандрит
Алексий.