Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Предоставлено: toldot.ru Толдот Йешурун

Недельная глава «Матот» («Колена»)

В главе «Матот» речь идет о законах обетов, о том, как Израиль выполнил приказ Всевышнего выйти на войну с мидьянитами (о приказе упомянуто в предыдущей главе), и о том, что на завоеванной территории к востоку от реки Ярден коленам Гада и Реувена и половине колена Менаше были выделены земли.

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ СЕРДИМСЯ
Рав Бен-Цион Зильбер

Закончилось сражение с Мидьяном. «И вышли Моше и Элазар-священнослужитель, и все предводители общины навстречу им (войскам) за пределы стана. И разгневался Моше на военачальников… возвращавшихся из военного похода… И сказал Элазар-священнослужитель воинам, ходившим на войну: Вот закон учения, какой заповедал Г-сподь Моше…» (Бемидбар, 31:13-14, 21).

Что происходит в этом отрывке? Моше возмущен тем, что евреи не выполнили полностью приказ «совершить возмездие Г-спода над Мидьяном» (31:3) и сохранили жизнь дочерям Мидьяна. Он отдает необходимые распоряжения о дальнейших действиях, но когда речь заходит о том, как поступить с захваченной добычей, законы о кашеровании «трофейной» посуды излагает народу Элазар, а не Моше.

О том, каким нехорошим и непродуктивным качеством является гневливость, сказано очень много и в Талмуде, и в Танахе, и в книгах наших мудрецов.

Остановимся на словах Талмуда. В трактате «Псахим» приведено высказывание Реш-Лакиша: «Когда человек впадает в гнев, то, если он мудрец, — мудрость покидает его, а если пророк — пророчество оставляет его».

Если мудрец сердится, мудрость оставляет его. Мы видим это на примере Моше. В главе «Бшалах» (книга «Шмот») Моше разгневался на евреев, пытавшихся сделать себе запасы мана, что было запрещено, — и забыл сказать народу о законах субботы; в главе «Шмини» (книга «Ваикра») он возмутился тем, что его племянники, сыновья Аарона, не съели мясо жертвенных животных, — и в гневе забыл закон, которому они следовали; в главе «Матот» (книга «Бемидбар») рассердился на военачальников — и забыл изложить евреям законы кашрута.

Рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника, говорил, что, прекрасно зная, как дурно гневаться, человек тем не менее находит себе оправдание в том, что он прав: ведь есть же вещи, которыми просто нельзя не возмущаться! Моше был абсолютно прав, сердясь на «накопителей» мана: они нарушили прямой запрет. Тем более, что они использовали для нарушения вещь, которая являлась результатом сотворенного Б-гом чуда. Но как бы ты ни был прав, когда ты гневаешься, мудрость уходит. Это не наказание за проступок, а последствия поступка. И правота тут не спасает. Моше был прав во всех трех эпизодах, которые тщательно анализировались нашими мудрецами, — и во всех трех случаях мудрость временно покидала его. Такова природа гнева, говорил рав Шмулевич.

Пророк, которого, когда он был в гневе, покинул дар пророчества, — это Элиша. Талмуд рассматривает эпизод из второй книги «Млахим» (Книги царей), 3:14-15, когда царь Израиля Иеорам, царь Иеуды Иеошафат и их союзник царь Эдома вышли на войну с Моавом. В пути они остались без воды для войска и скота, и Иеошафат предложил обратиться к пророку. Цари обратились к пророку Элише, но пророк испытывал такой гнев на Иеорама, который поклонялся идолам, что утратил дар пророчества. Он согласился их выслушать только ради Иеошафата, велел призвать музыканта, и, когда музыкант заиграл, дух пророчества вернулся к нему и Элиша объяснил царям, что они должны делать.

В правоте пророка Элиши сомневаться не приходится, его гнев безусловно справедлив. Но природа этого состояния такова, что дух пророчества его покинул.

Как же быть? Как относиться к явлениям, которые заслуживают осуждения? Какой должна быть наша реакция на них?

Реб Исроэль Салантер говорил: пусть это будет «гнев лица, а не гнев сердца». То есть — можно выразить гнев, но нельзя, чтобы он овладел нами.

Говорит Талмуд: тот, кто гневается, как бы служит идолам. Что значит — как бы служит? Так служит или нет? Я слышал как-то такое объяснение этого «как бы» от одного талмид-хахама: как бы служит значит — делает первый шаг в этом направлении.

Сказано в «Тании», что чувство гнева свидетельствует о недостатке веры в Б-га: тот, кто гневается, не осознает, что все происходящее в мире не случайно.

Недельная глава «Матот» по-хасидски...
Рав Яков Доктор

Глава Торы Матот рассказывает о войне, которую евреи вели против народа Мидьян. Интересно, что повеление воевать с Мидьяном и отомстить ему за тысячи погубленных евреев Тора даёт дважды. Первый раз в предыдущей главе Пинхас, сразу после мицвы оповестить всему Израилю о смысле поступка Пинхаса, и второй раз в нашей главе. Сразу за этим евреи  отправляются в военный поход. В чём смысл этого? Объясняет святой "Ор Ахаим", что повеление "враждуйте с мидьянитянами и поражайте их" в главе Пинхас состоит не в том, чтобы развязать военные действия, а в том, чтобы изменить своё отношение к ним и к тому, что они несут и выражают. Чтобы победить в войне, нужно этого удостоиться, стать выше того, с кем ты воюешь. А евреи, заражённые развратом и идолопоклонством, были ещё от этого далеки. Некоторые из них испробовали вкус преступления на деле сами, некоторые смотрели и слушали, поэтому эта страсть была им приятна и горела в них в полную силу. Воевать и победить в таком состоянии невозможно. Поэтому  сначала нужно было вылечить эту болезнь, выкорчевать её с корнем, и только после этого можно было думать о самой войне. В этом смысл повеления "враждуйте с мидьянитянами". Объясняет "Ор Ахаим", что природа разврата близка и естественна для человека. Тот, чьё мышление и зрение заражено образами и картинами, просто не в состоянии устоять против этой силы и находится в постоянной опасности. Только присутствие Б-жественного в человеке способно вылечить и направить его на другое. Повеление "враждуйте с мидьянитянами" означает научиться по-настоящему ненавидеть и испытывать отвращение  к  тому злу, которое они несут, враждебному по сути к святому и Б-жественному. Когда евреям это удалось, а это заняло время, последовало повеление отправиться в военный поход.

Книга "Тания" говорит о том же принципе. Шкалой внутреннего развития еврея, степени его праведности является любовь. Тот, кто любит святость больше, тот и служит Всевышнему лучше -- качественно и количественно. И эта служба ему не только не тяжела, но, наоборот, доставляет ему радость и удовольствие, потому что он любит это, и эта любовь пораждает силу его желания. Обязательным последствием этой любви является ненависть и отвращение ко всему враждебному святости, к животному и преступному. Оба эти чувства являются двумя сторонами одной медали. Праведник любит страстной любовью всё Б-жественное  и, соответственно, испытывает ненависть и отвращение к отрицательному. А тот, кто любит запретное, соответственно ненавидит святое. Если человек сидит на двух стульях и одинаково любит и то и другое, значит это ложь, его большая любовь к святому является просто фантазией, которой он себя обманывает.

Ещё о войне. Трофеи, полученные на войне, евреи разделили поровну между участниками похода и остальным лагерем. Так же поступил в своё время и Авраам во время войны с четырьмя царями. Он позаботился, чтобы его союзники, охранявшие обоз, получили свою долю добычи наравне с ним, а затем отказался от своей доли. Это же правило действовало в армии царя Давида, и его устанавливает Рамбам в качестве Закона: вся армия, как те, кто непосредственно воевал, так и те, кто был в обозе, "тыловые крысы", как говорили в Советском Союзе, получают одинаковую долю в трофеях. Любая война – это Суд, когда на Небесах взвешивают заслуги и преступления воюющих сторон. Тот, у кого заслуг больше, заслуживает спасения и побеждает. Под этот Суд попадает вся страна, поэтому совершенно неважно кто на передовой, а кто в тылу.

"И множество скота было у сынов Реувена и у сынов Гада". Они просят позволения у Моше получить свой земельный надел за Иорданом, и Моше заключает с ними договор, что если они вместе со всеми будут участвовать в завоевании Эрец Исраэль, то их надел будет здесь -- так, как они просят. Мидраш отмечает интересную деталь. Оговаривая детали их соглашения, сыновья Гада и Реувена на первое место ставят возможность построить загон для скота, а на второе --  города для детей и жён. Моше исправляет их и говорит, что в начале пусть построят города для детей, а потом загоны для скота. Создаётся впечатление, что сыновья Гада и Реувена были жадными, и имущество было им дороже детей, не дай Б-г. В книге "Оэв Исруэль" Аптер Ребе זצק''ל, זי''ע учит нас, как правильно понимать этот Мидраш, и как вообще нужно учить Мидрашим. Баал Шем Тов говорит, что между человеком и его имуществом есть глубокая внутренняя связь. Внутри животных и вещей человека спрятаны искры святости, родственные его душе. Эти животные и эти предметы специально посылаются человеку Свыше для того, чтобы они помогали ему в жизни, в его службе Всевышнему, и так получали своё исправление. Этим объясняется то, что человек так привязан к своим вещам, а когда они теряются, места себе не находит, как будто что-то оторвали от него самого. Это действительно так. А бывает, что вещь потеряна, и человек легко её забывает, как будто и не было. Это означает, что все  искры святости, скрытые в этой вещи и относящиеся к душе этого человека, он уже исправил и теперь Всевышний посылает эту вещь кому-то другому. Наши отцы Авраам, Ицхак и Яков много занимались своим имуществом, многочисленным скотом, который у них был, потому что во всем этом было спрятано множество святых искр, близких их душам. Сыновья Гада и Реувена увидели, что Свыше им послали многочисленный скот и они находятся в земле с хорошими пастбищами. Они поняли, что в этом особенность их служения Б-гу и именно здесь, в Заиорданьи, должен быть их надел. Поэтому в своей просьбе они поставили на первое место загоны для скота. Моше Рабейну прекрасно их понял, но напомнил им, что основные искры святости человека находятся не в имуществе, а в его детях, а их нужно, пока они малы, охранять гораздо больше. Поэтому вначале нужно выстроить города, чтобы уберечь детей от опасностей физических, и город "Ир" духовный, чтобы уберечь их от опасностей духовных. Когда еврей выполняет мицву в чистоте и святости, это создаёт особого ангела "Ир", который бережёт душу детей, пока их отцы  в походе. В этом был смысл исправления Моше. 

Из рассказов о праведниках

Рабби Менахем Нухем из Чернобыля, автор "Меор Эйнаим" זצק''ל, זי''ע был в молодости учителем. Его нанял один еврей, и он жил у него в доме. Однажды ночью он зажёг в своей комнате свечу, сел на пол и стал с плачем читать "Тикун Хацот", оплакивая галут. Хозяйка дома услышала плач, разбудила мужа и послала его посмотреть, что там происходит. Он вошёл в комнату гостя и спрашивает почему тот плачет, может что-то случилось или он заболел. "Нет, со мной всё в порядке, слава Б-гу, я просто говорю "Тикун Хацот"". "А что это такое?" – спросил хозяин. "Это такая молитва, - объяснил реб Менахем Нухем, - я прошу Всевышнего пожалеть наш народ и послать нам Мошиаха, чтобы он привёл нас в Святую Землю и построил Храм". "А, понятно", - сказал хозяин и отправился спать. "Сара, ты знаешь, - сказал он жене, - наш раввин просто молится, чтобы пришёл Мошиах и мы все смогли поехать в Палестину". "Ой, Хаим, - заволновалась женщина, - мы не можем в Палестину, у нас, слава Б-гу, такое хозяйство, корову недавно купили --  как мы можем всё это бросить! Иди скажи раввину пусть лучше не молится, а то намолит ещё что-то. Нет, мы в Палестину никак не можем". Хаим пошёл и передал слова жены. "Но ведь мы здесь в галуте и всё благополоучие так непрочно. В любой момент могут нагрянуть поляки, казаки, татары и всё забрать. На Святой Земле будет всё по-другому" – сказал реб Менахем Нухем". Хаим был покладистый и согласился с ним. Но Сара оказалась упрямой. "Пусть лучше раввин попросит, чтобы все эти поляки, казаки и татары сами отправились в Палестину и не мешали нам жить". – сказала она.

Когда я рассказал эту историю на уроке, мне кто-то заметил, что пожелание этой женщины сбылось : сегодня здесь живут и поляки, и козаки, и татары.

Только сумасшедший может убить?
Рав Арье (Лев) Кацин

Сообщение об убийстве восьмилетнего Лейби Клецкого вызвало ощущение ужаса. «Каким же нелюдем должен быть убийца, чтобы поднять руку на беззащитного ребенка? — думал я. — Наверное, убийца — сумасшедший маньяк».
«Нет, психически нормальный человек может убить! — вдруг оборвал я себя, внутренне затрепетав от этой мысли. — Во времена Холокоста психически нормальные негодяи зверски убили шесть миллионов евреев и среди них — полтора миллиона детей! Каждый человек — потенциальный убийца. В каждом сидит зверь, способный убить другого.
В каждом скрывается животное, как писал царь Соломон: «Нет разницы между человеком и животным!» Смысл его слов не только в том, что между человеком и животным нет физической разницы, но и в том, что, в слове «нет» и состоит духовная разница между человеком и животным. Животное слепо следует своим инстинктам, в то время как человек, обладая разумом и свободой воли, может сказать своим инстинктам «нет». Благородная, стремящаяся творить добро душа может победить животные инстинкты.

Идея о том, что убийство может совершить лишь сумасшедший — опасное заблуждение. В действительности грань между добропорядочным гражданином и жестоким преступником очень тонка. Преступление может совершить каждый, кто, распустившись, позволит животным инстинктам тела заглушить голос совести своей души.
…Убийца мог быть психически нормальным человеком, который поддался животному инстинкту и совершил сексуальное преступление против ребенка, а затем убил его, чтобы замести следы…

После творения животных Всевышний сказал: «Сделаем человека». К кому обратился Всевышний? Он призвал животных поделиться с человеком своей природой, объясняют мудрецы: «Потому человек может разорвать другого, как лев, и укусить, как змея!» И если некоторые, подобно льву, с позиции силы открыто бросают оскорбления в лицо, то другие интригуют, оговаривают и жалят в спину, подобно змее.

Сказать, что убийца ребенка сумасшедший — это все равно что сказать, что убийство как таковое не имеет ко мне, нормальному человеку, никакого отношения. Каждый человек понимает, что требуются усилия для того чтобы не нарушить заповеди «Не укради», «Не прелюбодействуй!», «Не возжелай!». Тем не менее кажется, что заповедь «Не убей!» обращена не к нам, нормальным людям. Это не так, ибо оскорбление приравнивается Талмудом к убийству!
«Каждый, кто публично оскорбляет человека, как будто проливает его кровь!» — предупреждают мудрецы. Оскорбляющий наносит ущерб душе ближнего, который может быть даже хуже убийства, ибо страдания души могут лишь усиливаться со временем. Впрочем, мудрецы обращают наше внимание не только на душу обиженного, но и на душу обидчика. Тот, кто может оскорбить человека, может также его и убить! Для того чтобы оскорбить ближнего, нужно накопить в душе столько ярости, гнева и злобы и проявить столько несдержанности, что хватило бы и для того, чтобы его убить! Многочисленные преступления совершаются в пылу гнева по отношению даже к близким людям, когда оскорбления переходят в рукоприкладство…

Гибель ребенка в Боро-Парке — это не история сумасшествия, а обращенный к каждому из нас упрек Небес! И каждый может укрепить в себе силы духа и научиться в большей степени держать себя в руках, не поддаваться похоти, ярости и гневу. Каждый может проявлять большее уважения человеческому достоинству окружающих людей! И если плохим словом можно убить, то добрым словом можно вернуть человека к жизни. Как писал царь Соломон: «Жизнь и смерь во власти языка!»

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама):
יהודה בן נחמן (Leiby Kletsky, z"l)
רבקה בת אהר (Ривка бат Аарон)


Shidduchim @ Toldot.ru ШИДУХИ ДЛЯ РУССКИХ БААЛЕЙ ТШУВА
SHIDDUCHIM for RUSSIAN BAALEY TESHUVAH
Worldwide in Russian
Shidduchim @ Toldot.ru


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



В избранное