Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


בס''ד

Тецаве
Шабат Захор

 Эти Слова Торы посвящены полному  выздоровлению
Зельды  бат Эстер Малки
Хавы  бат Суры
Иудит Брахи бат Яхна
среди других больных в народе Израиля, рефуа  шлема!

Эти Слова Торы пускай будут заслугой душе
Михеля  бен Аарона Хейфеца ז''ל.

      Наша  недельная глава единственная в  своём роде. Начиная с главы  Шмот, где рассказывается о рождении Моше Рабейну, он упоминается в каждой главе, так как именно через Моше мы получили всю Тору. Только в главе Тецаве имя Моше не упоминается ни разу. Баал Атурим объясняет, что причина этому в том, что уговаривая Всевышнего простить еврейский народ после греха золотого тельца, Моше говорит, что если Всевышний не согласен, пусть сотрёт его из Своей книги. Проклятие мудреца бесследно не проходит. Хотя народ был прощён, но имя Моше оказалось стёртым из главы Тецаве и не упоминается в ней ни разу. Интересно, что еврейский календарь устроен так, что эта глава всегда читается в ту неделю, в которую выпадает 7 Адара – день смерти Моше Рабейну.

      "Помни, что сделал тебе Амалек…" Публичным чтением этого отрывка Торы мы выполняем мицву из Торы помнить, что у нас есть  непримеримый враг, который жаждет  нашей крови и стремится уничтожить  нас любой ценой. Егоненависть к нам принципиальная, это ненависть к святости и к самому Творцу, Которого мы представляем в мире. И сегодня как и раньше среди народов мира есть такие люди, и есть Амалек. У мудрецов Израиля есть определённые внешние признаки, по которым можно распознать Амалека. Известно, что в Николае Первом мудрецы того времени видели черты лица, говорящие о принадлежности к Амалеку. Известна история, как в самом начале 20 века, когда кайзер Вильгейм приезжал в Иерусалим, духовный лидер евреев города рабби Иосеф Хаим Зоненфельд זצ''ל отказался с ним встречаться. Он сказал, что видел кайзера, и по его лицу видно, что это Амалек. Тогда его слова вызвали недоумение, но сегодня после Второй мировой войны мы знаем, насколько он был прав. Безусловно, для каждого из нас мицва стереть память о Амалеке состоит прежде всего в войне с Амалеком внутренним. Пока эти силы есть в мире, они есть и внутри каждого из нас, так как человек – это микромир.  "Помни, что сделал тебе Амалек" – "помни, что сделал в тебе Амалек. Когда сердце еврея горит любовью к Б-гу, он молится, учит Тору, выполняет мицвот и делает добрые дела с сердцем, от души, с желанием и жаром душевным, он окрылён и влюблён – такое служении доставляет колоссальное удовольствие как самому человеку, так и его Творцу. Каждый, кто попробовал, может вам сказать, какое это наслаждение хорошая молитва, хорошая учёба, доброе дело, просто душа поёт. Ничто в мире не может с этим сравниться! Такому человеку никакое зло не может навредить. Поэтому прежде всего внутренний Амалек стремится охладить человека, посеять в его сердце сомнения. "…Который встретился тебе "карха" в дороге" – "карха" от слова "кар" – "холодный". Объясняет святой Магид из Кожниц זצק''ל, זי''ע, что злое начало пытается охладить человека различными лживыми утверждениями. То оно становится "цадиком" и начинает обличать человека, говоря, что ты так стараешься, вспомни кем ты был в прошлом, ты что думаешь, что можно поменяться? Оно стремится привести человека к отчаянию, чтобы у него опустились руки. Иногда оно начинает нашёптывать человеку, что евреи праведные, которых он встречает и которые увлечены службой Всевышнему это всё показуха, а на самом деле… Еврей, которого удалось охладить и который увлечён не служением Б-гу, а другими вещами является лёгкой добычей для Амалека. Определённой преградой на пути зла в таком человеке может ещё служить страх перед Б-гом, внутреннее твёрдое убеждение, что так нельзя. Но если и эта сила расшатана "… и не боялся Б-га", тогда совсем беда. Обо всём этом мы должны помнить и не забывать никогда, увы мы часто "спим", но он, наш настоящий враг не спит никогда. Помнить, не забывать и стирать эту силу, выкорчёвывать её из себя – в этом состоит заповедь, которую мы выполняем в эту субботу и все дни нашей жизни.

      При своей жизни рабби Леви Ицхок  из Бердичева זצק''ל, זי''ע из всей своей книги выпустил только два исследования, посвящённые Пуриму и Хануке, которые он назвал "Кдушат Леви". К сожалению, у нас нет возможности привести их здесь полностью. Поэтому приведём только каплю из моря. В Торе есть 248 мицвот повелительных, соответствующих 248 органам тела и органам души и 365 запретов, соответствующим 365 жилам. Человеку, природа которого просветлена, который достиг "итпаштут гашмиют", "раздел" свою материальность, душа которого является настоящим хозяином материи тела, а не наоборот, легко исполнять все заповеди. Подобно тому, как тело не надо учить его физическим обязанностям, каждый орган знает его сам, у такого человека естественны и мицвот, каждый орган стремится к своей мицве и знает его сам. Так Авраам соблюдал всю Тору до её дарования и знал её, она была для него естественна. Это то что имеет в виду автор пиюта в Пасхальной Агаде "Даену": "Если бы ты привёл нас к горе Синай и не даровал бы нам Тору – и этого нам бы хватило". Пребывание возле Синай просвятило природу евреев и для них стало естественно жить по Торе и стремиться к мицвот и до Дарования Торы. Живя в мире материальном, наша природа грубеет, душа "тонет" в теле и соблюдать заповеди становится тяжело, нужно себя заставлять. Природа Мегилат Эстер раскрывает Б-жественное присутствие в нашем природном, материальном мире сокрытия. Именно первое чтение Мегилы изменило евреев того поколения, и они приняли на себя Тору ещё раз, уже с любовью. Так каждый год чтение Мегилы на Пурим изменяет нас, просветляет нашу материальность и нам становится легче и естественней соблюдать все заповеди, которые являются истинной природой нашей души и тела.

      16 Адара – это юрцайт предыдущего  Гурского Ребе, адмора "Пней Менахем" זצ''ל. Многие из нас помнят его внезапную смерть в 1996 году. Это было время, когда террористы впервые начали применять новую тактику взрывать автобусы. Был период, когда каждый день взрывался автобус. Ребе воспринял это очень тяжело, над евреями нависла угроза. Он начал говорить близким, что должен умереть для того, чтобы быть искуплением евреям. На Пурим во время тиша он говорил совсем не на пуримскую тему, что смерть цадика искупает. Отправляясь спать на исходе праздника, он впервые в жизни не поставил возле кровати "наглее васер" кружку с водой. Ночью он умер. Взрывы в автобусах прекратились, и их не было около десяти лет. Пней Менахем похоронен рядом с своим отцом адмором Имрей Эмес זצ''ל во дворе Гурской ешивы "Сфат Эмет". В этом месте принимаются многие молитвы, об этом говорят различные записки со свидетельствами разных людей, которые там висят. Оэль можно узнать по стилизованной кирпичной стене, такой, какая была в Гуре в Польше. Он находится в Иурусалиме возле улицы Яфо напротив входа в рынок "Махане Иеуда".  Рахмистррвский Ребе  שליט''א  рассказывает следующую историю, которую слышал от самого очевидца. Рассказчик живёт заграницей. Когда у него приближалась бар мицва сына, и по обычаю за месяц до этого первый раз тфилин  мальчику завязывает цадик, Пней Менахем, который тогда ещё не был Ребе, завязал его сыну тфилин.  После этого отец взял с него обещание, что когда подрастёт его второй сын, он ему завяжет тфилин в первый раз. За несколько месяцев до срока он встретил Пней Менахема и напомнил ему об обещании. Ребе сказал, что помнит, бар-мицва мальчика 16 Нисана и тфилин нужно завязывать первый раз 16 Адара. Но в этот день он будет занят, поэтому пусть придёт за день до этого, 15 числа. Отец с сыном пришли, и Ребе повязал мальчику тфилин. Но дать обещание на третьего сына от отказался. Через несколько часов Ребе умер.

             Агит Шабос

                          Доброй Субботы  и Весёлого Праздника

                                    Яков Доктор

Еврейский центр "Шма Исраэль", Бейт Шемеш


В избранное