Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Тора – это корень жизни
В память о Нафтоли бен Александр

Недельная глава Ваэтханан
Время зажигания свечей - 31 Июля 2009 - в Нью Йорке 7:55

Просьба молиться за выздоровление Исроэля бен Хана Цирел

Законы 9 ава
(Предоставлено:
http://toldot.ru)

Канун 9 Ава
 

1. «Разделительная трапеза» —  סעודה מפסקת.

На исходе дня 8-го ава принято устраивать «разделительную трапезу», которая устанавливает границу между временем, когда разрешено есть и пить, и постом. Завершить данную трапезу необходимо до захода солнца. Трапезу эту проводят, сидя на полу или низком стульчике (ниже 30 см.). Едят не больше одного вида варёного блюда. Даже если продукт можно есть сырым, а его сварили, он считается варёным блюдом. Несколько продуктов, которые обычно варят вместе как одно блюдо, считаются одним видом варёной еды.

Во время разделительной трапезы не стоит есть рыбу. Желательно воздержаться во время этой трапезы от продуктов, вызывающих удовольствие: солений, приправ, спиртных напитков и т.д. Принято устраивать обычную трапезу за некоторое врямя до минхи, а разделительную трапезу делать после минхи — с хлебом и варёным яйцом, которое обмакивают в пепел. Перед разделительной трапезой следует сказать: «Это трапеза 9-го ава». Принято приобщать детей хотя бы за два-три года до бар-мицвы к разделительной трапезе.

2. Разделы Письменной и Устной Торы, которые разрешено изучать в канун 9-го ава (и в сам день поста).

Со второй половины 8-го ава — кануна поста — и до завершения поста принято изучать только те разделы Письменной и Устной Торы, которые повествуют о разрушении Храма и побуждают к раскаянию и исправлению грехов, из-за которых были разрушены наши святыни. Разрешено учить книгу Йова, разделы из книги Йирмиягу, повествующие о бедах еврейского народа, «Свиток Эйха», мидраш «Эйха», главу «Элу мегалхин» из трактата «Моэд Катан» Вавилонского Талмуда, истории о разрушении Храма из главы «Аназикин» трактата «Гитин» (лист נ"ה и далее), разрешено читать книгу Йосефа Флавия «Иудейская война».

Если канун поста приходится на субботу, по некоторым мнениям разрешено изучать любые разделы Торы, поскольку шабат — не время скорби. По другим мнениям, и в субботу после полудня разрешено изучать только перечисленные выше разделы Торы; даже трактат «Поучения отцов», который принято учить в летние субботы, в эту субботу не учат. Несмотря на то, что изучение Торы 9-го ава запрещено (кроме разрешённых отрывков), нельзя отвлекаться от скорби по Храму, читая светские книги и газеты.

Законы 9 ава

1. Обувь

9-го ава запрещено ходить в кожаной обуви. Пользуются резиновой или матерчатой обувью (прикоснувшийся рукой к такой обуви, как и к кожаной, должен сделать омовение рук без благословения). Тот, кто одевает резиновую или матерчатую обувь, утром, как всегда, произносит «Благословен ты и т.д. — который создал для меня всё необходимое». Принято приучать детей не носить кожаную обувь в этот день с четырёх-пяти лет.

2. Дети

С девятилетнего возраста принято приучать детей к нескольким часам поста. Мальчикам до тринадцати лет и девочкам до двенадцати не принято поститься целые сутки. Кормя детей в этот день, следует ограничиться простыми продуктами, не давать им сладостей и деликатесов. Взрослые, которые по состоянию здоровья обязаны есть и пить, также должны воздержаться от деликатесов.

3. Вечернее чтение Свитка

После вечерней молитвы принято читать «Свиток Эйха» и, если он написан на пергаменте по всем правилам, принято произносить благословение «… Который освятил нас заповедями и обязал читать свиток».

4. Сон

Принято уменьшать удовольствие от сна, изменяя привычный порядок: например, спать без подушки, без простыни и т.п.

5. Супружеские отношения

9-го ава запрещены интимные отношения между супругами. Супругам желательно воздержаться от проявления знаков внимания интимного характера, таких, как легкомысленные беседы, поцелуи, объятия и т.п. Ночью 9-го ава супругам не следует спать в одной кровати. Когда женщина должна идти в микву в ночь на 9-е ава, окунание переносится на ночь после поста. По истечении поста женщина должна тщательно искупаться, вымыть голову и окунуться в микву. Даже в те годы, когда 9-е ава выпадает на субботу и пост переносится, все вышеперечисленные законы остаются в силе, несмотря на то, что шабат — не время скорби.

6. Умывание

9-го ава запрещено умываться. При омовение рук утром и после туалета воду следует лить только на пальцы. Коэн, благословляющий народ во время минхи, а также те, кто по состоянию здоровья обязан есть хлеб, омывают кисти рук полностью, как обычно. Тот, кто испытывает страдания, если не умоется, может влажными после омовения руками протереть глаза и лицо, а если этого недостаточно, помыть лицо и глаза, как обычно.

7. Чистка зубов

Принято в этот день не чистить зубы, т.к. это создаёт приятное ощущение во рту, а также из-за опасения, что во время чистки зубов человек выпьет немного воды, что категорически запрещено делать в пост. Тот, кто испытывает страдание, если не почистит зубы, может сполоснуть рот или даже почистить зубы обычным способом, строго следя за тем, чтобы при этом не выпить ни капли воды.

8. Дезодорант и косметика

Разрешено пользоваться дезодорантом. Пользоваться духами, кремами и косметикой запрещено.

9. Порядок молитв 9-го ава

Ашкеназские евреи в вечерней и утренней молитве не говорят вставки «Нахем» и «Анейну», а в минху говорят обе. Сефарды вставляют оба отрывка во все три молитвы 9-го ава. «Нахем» говорят в благословении о Иерусалиме, а если забыл сказать там, должен вставить его без упоминания имени Всевышнего в благословении о возвращении храмового служения, а если и там забыл — в конце молитвы, там где просят о том, чтобы Творец хранил уста от злых речений. Если в этом месте не сказал — нет больше возможности сказать эту вставку, но молиться заново из-за этого обязанности нет.

В утренней молитве также читают «Свиток Эйха», но уже без благословений. Принято до полудня сидеть на полу или на низких стульях и читать «Кинот» — «Плачи» по разрушенным святыням. Во время утренней молитвы не накладывают тфилин и не одевают талит гадоль. (В определённых местах молитвы «Шма» принято целовать нити цицит большого талита. В это утро большой талит не одевают, и не принято целовать нити малого талита.) 9-го ава в утренней молитве не говорят «песнь дня», которую пели Левиты во времена Храма. Не говорят молитву «Авину малкену», в это утро коэны не благословляют народ, хазан также не читает благословение коэнов, не говорят «Таханун».

В минху — дневную молитву — накладывают тфилин и облачаются в талит гадоль (когда благословляют на большой талит, нужно иметь в виду, что благословение относится и к малому талиту, на который не благословили утром). В минху восполняют «песнь дня», затем говорят «счастливы пребывающие в доме Твоём», читают фрагменты из Торы, установленные для дней общественных постов, и Афтару — отрывки из Пророков. Как упоминалось выше, отрывок «Нахем» говорится в благословении об Иерусалиме, а вставка «Анейну» — в «Слышащем молитву». Как и во все общественные посты, говорят «Сим шалом», вместо «Шалом рав». Хазан говорит вставку «Анейну» между благословением о «Вызволении из изгнания» и благословением об «Излечении». В случае, если Минху молятся близко к заходу солнца, коэны благословляют общину так же, как они обычно делают это в Шахарит. Не говорят «Авину малкейну» и «Таханун».

10. Чтение «Псалмов царя Давида»

Тем, кто каждый день читает «Псалмы царя Давида», 9-го ава желательно перенести их чтение как можно ближе к минхе.

11. Приветствия

9-го ава не принято приветствовать друг друга словом «Шалом». Однако сказать «Мазаль Тов», «здравствуйте», «до свидания», «привет», «пока», — не возбраняется.

12. Ремонт, мытьё посуды и т.п.

Принято не работать, не заниматься домашними делами, ремонтом до полудня 9-го ава, а если есть возможность, то в течение всего поста. Если есть вероятность появления неприятного запаха или насекомых, — разрешено помыть посуду, вынести мусор и т.д.

13. Приготовление пищи

Не следует готовить еду до полудня. После полудня при готовке, если есть необходимость что-либо помыть, желательно не пользоваться горячей водой.

14. Курение

Запрещено курить. Тем, кому очень трудно воздержаться от курения, разрешено курить после полудня в укромном месте.

15. Благовония

Желательно в этот день не наслаждаться запахом благовоний.

16. Больные

Желательно, чтобы тот, кому по состоянию здоровья необходимо есть 9-го ава, ел продукты, которые не требуют «омовения рук», поскольку мытьё в этот день запрещено. Если всё же он ест хлеб, — обязан омыть полностью кисти рук. Тот, кто ест 9-го ава хлеб, по некоторым мнениям в той части благословения после еды, где говорится об Иерусалиме, произносит вставку «Нахем». Того, кто по состоянию здоровья не мог поститься, разрешено во время утренней молитвы вызвать к Торе. С того момента, когда больной почувствовал себя хорошо и голодание больше не может ему повредить, он должен начать поститься.

17. По окончании поста

После окончания поста желательно сделать омовение рук как следует. После вечерней молитвы принято читать «Благословение луны», но до этого желательно переобуться и немного перекусить.

Рав Бенцион Зильбер
Недельная глава «Ваэтханан»
(Предоставлено:
http://toldot.ru)

Как известно из книги «Бемидбар», на подходе к границам обещанной им Б-гом страны евреи разгромили двух эморитянских царей — правителей Моава и Мидьяна. Путь в страну был открыт. Моше знал, что ему — за допущенные им ошибки — Свыше не разрешено войти вместе со всем народом в Эрец-Исраэль. После этой победы он еще раз молил Б-га отменить это запрещение. Но Б-г отказал ему в этой просьбе.

В нашей главе, продолжая свою речь перед народом, Моше напоминает евреям об этом эпизоде — «И молил». Своих слушателей, тех, кому, в отличие от него, даровано счастье войти в Страну обетованную, Моше призывает всегда помнить, что с ними произошло то, чего никогда не бывало в мире с того дня, как Всевышний сотворил человека. Не бывало, чтобы целый народ слышал Б-га и получил у Б-га четкие указания, как следует жить.

Эти указания непременно надо выполнять, нельзя нарушать союз, заключенный со Всевышним, — в последний раз наставляет Моше-рабейну свой народ. Пройдет время, память о происшедшем поблекнет, потомки согрешат — и евреи будет изгнаны из своей страны и рассеяны по всему миру, говорит Моше. Но народ вернется к Всевышнему, и Всевышний его не оставит.

Суббота называется Шабат Нахаму, потому что в качестве афтары к главе «Ваэтханан» читается отрывок из книги Иешаяу, 40:1—26. Отрывок начинается словами «Нахаму, нахаму» — «Утешьте, утешьте Мой народ».

Придут хорошие времена

В течение трех предыдущих недель афтарот, которые мы читали по субботам в дополнение к недельным главам, содержали упреки, которые пророки от имени Всевышнего обращали к еврейскому народу. Но с главы «Ваэтханан», с афтары «Нахаму» наступает семь недель, когда афтарот только радуют.

Год назад мы уже вели разговор о «Нахаму» — отрывке из пророка Иешаяу, в котором он предсказывает народу приход Машиаха, Мессии по-русски. Машиах — еврейский царь, потомок царя Давида, приход которого полностью изменит судьбу еврейского народа и судьбы всего мира. Наступит благоденствие, прекратятся войны, еврейский народ обретет полную независимость, сплотится вокруг Торы, ощутит высокую духовную связь со Всевышним, «полна будет земля знанием Г-спода, как полно море водами» (Иешаяу, 11:9). Мы говорили о признаках, которые указывают на приближение времен Машиаха.

Сегодня мы будем говорить на эту же тему, но в другом аспекте.

Великий еврейский мудрец Маймонид (Рамбам) сформулировал тринадцать принципов веры, которые мы ежедневно повторяем в утренней молитве. Один из них — вера в приход Машиаха.

Это не совсем понятно. Конечно, обещание счастливых времен, которые приведет с собой Машиах, утешительно и радостно. Но почему Рамбам включил его в свои «тринадцать принципов», т.е. тринадцать основ веры? Что в нем, так сказать, основополагающего?

Представим себе такую картину. Посетитель пришел в тюрьму навестить двух заключенных. С одним из них ему так и не удалось разговориться: неряшливый, нестриженый, мрачный человек упорно отводил глаза и угрюмо отмалчивался. Второй — бодрый, подтянутый, оживленный, был готов поддержать любой разговор. В чем дело? Может быть, они содержатся в разных условиях? Может быть, первый болен? Нет, оба здоровы и сидят в одной камере. Так что же? Просто второму выходить на свободу через два дня, а первый сидит пожизненно.

Когда человек знает, что его ждет, это не только говорит о его будущем, но и определяет его настоящее. Именно это дает основания Рамбаму считать веру в приход Машиаха одной из основ веры во Всевышнего. Человек с верой в будущее живет иначе и в настоящем — он не такой, как человек, у которого нет ничего, кроме настоящего. Тот, кто верит в будущее, по-другому видит жизнь, иначе служит Всевышнему, обладает другой жизнеспособностью.

«Всякая плоть — трава, и всякая милость ее — как цветок полевой. Засыхает трава, увядает цветок, когда дуновение Г-спода коснется его. Поистине народ этот — трава. Засыхает трава, увядает цветок, но слово Б-га нашего пребудет вовек» (Иешаяу, 40:6—8). Все преходяще в этом мире: могущественные правители и великие державы преображаются и исчезают так, что даже очевидцам спустя несколько лет трудно представить себе, что еще недавно картина мира была совсем иной. Где Британская империя с ее обширнейшими колониями? Где великий СССР, подмявший под себя одну шестую суши и державший в страхе соседей? Единственное, что по-настоящему существует в этом мире, это слово Всевышнего, и Всевышним нам обещан приход Машиаха.

Приход этот возможен в двух вариантах.

Комментируя стих «Я, Г-сподь, в назначенное время ускорю это» (Иешаяу, 60:22), Талмуд объясняет, что, поскольку «назначенное время» нельзя «ускорить», т.е. передвинуть, понимать этот стих следует как указание на две разные возможности: приход Машиаха в предусмотренный срок и приход Машиаха до срока. Подобно этому Мальбим объясняет стих из отрывка «Нахаму»: «Говорите к сердцу Иерушалаима, возвестите ему, что исполнился срок его, прощен его грех…» (Иешаяу, 40:2). «Исполнился срок его», говорит Мальбим, — это указание на приход Машиаха в предписанный срок, вовремя, не позднее определенной даты. «Прощен его грех» — это досрочный приход Машиаха, которого мы можем быть удостоены за свои духовные заслуги, общие заслуги всего народа.

Сегодня есть евреи, которые считают, что Машиах уже пришел. Увы, реальная действительность, в которой мы не видим ни покоя, ни безопасности, ни всеобщего служения Всевышнему, свидетельствует о другом.

От мудрых людей прошлого поколения мне доводилось слышать: «Тот, кто знает (детали прихода Машиаха), не говорит, тот, кто говорит, — не знает». Так что не будем о деталях. Будем молиться, чтобы это свершилось поскорее, в наши дни.

Рав Моше Хаим Луцато
ДААС ТВУНОС
(перевод р. Л.А. Саврасов)

СКАЗАЛ РАЗУМ: Все, что мы можем найти в созданном, не имеет никакого отношения к Создателю — ни недостатки, ни совершенство, и только Он один обладает истинным совершенством, в котором невозможен никакой недостаток. Он непостижим для нас, и ничто в нашей природе не имеет отношения к сущности Его. Однако, желая создать создания, управлять ими, дать им от добра своего и послать благословение, открыть им нечто из славы своей, вознесенной над любым восхвалением, дабы они насладились светом Его, Он как будто избрал себе путь и порядок справедливого управления. Это та система управления, проявления которой мы видим и слышим. Всевышний как будто создал способы воздействия и качества управления, чтобы следовать им и вести посредством их все созданное к избранной Им благой цели. И с тех пор эти качества стали Его качествами, а нарицательные имена — относящимися к Нему, поскольку Он осуществляет все, хотя это и не является Его неотъемлемым свойством, а исключительно Его желаниями. Их существование зависит только от воли Его, и без них Он мог бы править любым другим способом, и в любой момент может изменить все по своей воле.

В конечном счете, власть Его воли — власть абсолютная, и нет для нее никаких препятствий во все времена, и я уже достаточно подробно объяснил это. И так же, как скрыта, непостижима и неизвестна созданным Его сущность, — так же открыта и доступна слава Его, и Он немного приоткрывается нам через свои деяния. И все, что постигнут в Нем создания, будет иметь отношение только к свершениям Его и ни к чему другому.

И еще знай, что даже дела Его, постижимые для нас, постижимы только в их проявлениях, т.е. мы можем понять результат, а не способ действия, не то, как Он, благословенный, вершит их. Ведь все, что в Нем, — непостижимо, и только то, что в нас, созданных, возможно постичь. И поэтому, хоть мы и относим к Нему какие-то свойства, например, знание, память, мысль, жалость, гнев, желание, — не имеется в виду, что знание Его подобно нашему, а память — нашей памяти и т.д. Напротив, качества эти действуют непостижимым для нас образом, хотя и доходят до нас в том виде, в котором Он хочет. И даже действия, имеющие отношение к несовершенству мира, не производятся таким путем, каким делал бы это человек.

Он просто скажет — и будет так, способом скрытым и недоступным, а нас достигнет действие в том виде, в котором достигнет. Выучим мы это из голоса Всевышнего, звучавшего в шатре завета, как сказали мудрецы (Торат Коаним, Ваикра, Дибура де-Нидова, 2:10): «"Голос Всевышнего сильный" — и несмотря на это, Моше слышит, а весь Израиль не слышит». И это потому, что Благословенный всесилен, и может сделать все, что хочет, и никакой закон не ограничит Его, и никакая граница не помешает Ему.

Следовательно, невозможно приравнять деяния Его к действиям созданных, так как они ограничены, а Он, благословенно имя Его, всемогущ абсолютно.

Виленский Гаон
Эвен Шлема (Совершенная Мера)

Есть грехи, которые человек делает ошибочно или вынужденно, и, тем не менее, получает за них наказание, потому что "грех влечет за собой грех" (Авот 4:2) и "если человек оскверняет себя немного, его оскверняют в большой мере" (Йома 39а).
(Потому что, очевидно, он изначально предоставил ецеру ара возможность укрепиться в нем [в результате совершенного некогда осознанного греха]).

Рабби С. Вогшал
Тора и бизнес
ССУДА С КОСВЕННОЙ ВЫГОДОЙ ДЛЯ ЗАИМОДАВЦА

При выдаче ссуды нельзя ставить условие, на которое получатель согласится только ради ее получения или если оно, это условие, таково, что принесет заимодавцу, как минимум, косвенную выгоду.

Примеры

1. Мастер-специалист (строитель, электрик и пр.), готовый предоставить ссуду, не может сказать получателю: "Я одолжу тебе денег, но при условии, что ты в случае необходимости будешь обращаться с заказами ко мне, а не к другим работникам".

2. Заимодавец, ищущий работу, не может заявить: "Я дам тебе ссуду, но при условии, что ты возьмешь меня на работу".

3. Заимодавец не имеет права выдвинуть такое условие: "Дам тебе ссуду при условии, что ты походатайствуешь за меня перед таким-то человеком, который может сделать для меня такое-то дело".

4. У заимодавца нет права сказать: "Я дам тебе ссуду при условии, что ты дашь деньги (или подарок) такому-то человеку". Подобное условие запрещено ставить независимо от того, идет речь о взрослом или ребенке, еврее или нееврее. Не разрешается также требовать от получателя ссуды, чтобы тот дал пожертвование.

Причина

Когда должник выполняет желание заимодавца из тех, что перечислены выше, он доставляет ему радость. Считается, что заимодавец получает от него нечто ценное, что может быть расценено как процент.

5. Заимодавец не может обуславливать предоставление ссуды требованием, чтобы ее получатель попросил взаймы и у других людей (а не только у него одного) или чтобы получатель принял вместе с ссудой и совет заимодавца.

Ответная ссуда

Давая ссуду, заимодавец не может выдвинуть условие (а получатель, со своей стороны, не может взять на себя обязательство), согласно которому получатель в следующий раз сам одолжит ему необходимые деньги.

Рав Зеев Плискин
«Береги свою речь»

Как решать проблемы, связанные с лашон-ара

В нашей разнообразной жизни есть множество сомнительных, щекотливых, двусмысленных и просто сложных ситуаций. Злословие ли это или просто дружеская шутка? Можно ли при таких-то обстоятельствах критиковать человека? Обязательно ли высмеивать такого-то, либо это все-таки лашон-ара?

Для решения любого сомнительного вопроса существует простое правило:
Представьте себе, что вы предстали перед Высшим Судом, где оценивается ваша жизнь, и на чаше весов - случай, вызывающий сомнение. Если Суд постановит, что вам действительно надо было говорить, но вы смолчали, то, по крайней мере, за этот эпизод, вы оправданы (поскольку вы не сделали то, что надо было сделать, однако не нарушили запрета). Но если решение будет таково, что вы должны были молчать, однако заговорили, вы окажетесь в незавидном положении.

Вывод: если сомневаетесь, лучшая политика - молчание.


Shidduchim @ Toldot.ru ШИДУХИ ДЛЯ РУССКИХ БААЛЕЙ ТШУВА
SHIDDUCHIM for RUSSIAN BAALEY TESHUVAH
Worldwide in Russian
Shidduchim @ Toldot.ru


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



В избранное