Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

בס''ד

ТОРА - ЭТО КОРЕНЬ ЖИЗНИ

В память о Нафтоли бен Александр

О ТОМ, ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ В ШАББАТ, НЕ ВЫПОЛНЯЯ РАБОТЫ, И О ТОМ, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ С ПОМОЩЬЮ НЕЕВРЕЯ

 (Кицур Шулхан Орух гл. 90 продолжение)

6. Из слов «...и от разговоров об этом воздержишься» выучили мудрецы наши благословенной памяти, что запрещено именно разговаривать, однако размышлять разрешается. И поэтому разрешается размышлять о делах. Но тем не менее заповедь «наслаждаться Шаббатом» требует не размышлять о них вовсе, чтобы человеку казалось, что все его дела уже сделаны. И именно об этом сказано в Писании: «Шесть дней работай и делай всю свою работу». Как же это понять, ведь не может же человек за неделю переделать всю свою работу? Имеется же в виду, что каждый Шаббат человек должен думать, что уже сделана вся его работа, — и нельзя придумать большего наслаждения. И тем более не следует размышлять о вещах, о которых он станет заботиться или тревожиться.

7. Разрешается спросить рабочего: «Как тебе кажется, мог бы ты помочь мне сегодня вечером?» — несмотря на то, что из этих слов рабочий поймет, что хозяин собирается нанять его на сегодняшний вечер на работу, тем не менее это разрешается, поскольку запрещено только сказать прямо. Но не следует говорить ему: «Будь уменя сегодня вечеромэтом случае хозяин прямо говорит, что хочет нанять его на сегодняшний вечер.

8. Если хозяин нанимает рабочего сторожить что-либо, рабочему запрещается получать плату отдельно за работу в Шаббат. Но если хозяин нанял его на неделю или на месяц можно как часть платы принимать плату и за Шаббаты.

9. Запрещается сделать подарок товарищу, кроме вещей, нужных для Шаббата. И также запрещено дать товарищу залог, кроме как для нужд Шаббата или для нужд заповеди. И даже в этом случае не следует говорить ему: «Вот залог!» — а следует дать его, ничего не поясняя.

10. Обычные бумаги, то есть долговые расписки, счета и дружеские письма нельзя даже просматривать не читая; и хотя, просматривая их, человек ничего не говорит, а только размышляет, тем не менее это запрещено. Поскольку, когда мудрецы сказали, что «размышлять разрешено», они имели в виду, что не бросается в глаза тот факт, что человек размышляет о запрещенных вещах; в данном же случае, когда всем понятно, что человек размышляет о том, что запрещено в Шаббат, его размышления подпадают под выражение «...не будешь искать выгоды». Если же человеку пришло письмо, а он не знает, что там написано, можно просмотреть его, поскольку, возможно, в нем написано что-то нужное ему для его жизни; однако не следует читать его вслух. Если же человек знает, что это письмо посвящено только бизнесу, запрещено даже просматривать его и также запрещено перемещать его, поскольку оно является мукце.

11. Если на стене или на доске нарисована картина или портрет, а ниже написано: «Это картина такого-то» или «Это портрет такого-то» — запрещено читать эту надпись в Шаббат и даже просто просматривать ее не читая запрещено. И также книги о войнах и хроники нееврейских царств, а также художественную литературу, такую, как романы, и тем более любовную литературу запрещено читать в Шаббат и даже просматривать глазами не читая вслух; и также в будни запрещено это делать, так как сказано:«.. .и в собрании насмешников не сидел...» — даже если они написаны на Святом языке. Любовная же литература запрещена еще и по другой причине — из-за того, что заставляет человека стремиться к разврату. Но те хроники, из которых можно выучить что-то в области морали и трепета перед Небесами, как книги Флавия и т.д., даже если они написаны не на Святом языке, разрешается читать даже в Шаббат. И тем не менее не следует слишком увлекаться этим.

12. Запрещено измерять в Шаббат что-либо, если это нужно; однако если это нужно для выполнения заповеди, то это разрешается.

5. Из слов «...вести себя» выучили мудрецы наши благословенной памяти, что запрещено трудиться только ради самого себя, однако ради Небес — разрешено. Поэтому разрешается «встречать вечер на границе», собираясь идти выполнять заповедь. И также в Шаббат разрешается заниматься делами всей общины, как, например, пойти к властителям или туда, где собираются министры, чтобы защищать интересы общины.

Р. Ицхак Зильбер

ПЛАМЯ НЕ СПАЛИТ ТЕБЯ

"И БУДЕТ ЖИЗНЬ ТВОЯ ВИСЕТЬ НА ВОЛОСКЕ"

Чего только ни предпринимали наши враги, чтобы заставить нас отказаться от своей веры!

В некоторых христианских странах евреев поначалу заставляли слушать по субботам проповеди о "распятом спасителе", потом вызывали на публичные диспуты с попами, где нашим раввинам была отведена роль "мальчиков для битья": сказавшему правду грозила смерть за оскорбление христианской религии, — а в конечном итоге все сводилось к одному: "крещение или смерть!", а в странах мусульманских — "ислам или смерть!". Кто теперь сосчитает, сколько непокорившихся было сожжено на кострах, повешено, разорвано на куски обезумевшей от запаха крови толпой!..   Вспомним:

...еврейские общины ряда городов Франции, Германии и других европейских стран, уничтоженные крестоносцами...

...сотни тысяч европейских евреев, убитых во время эпидемии чумы в 1347—1353 годах на том основании, что они якобы заражали чумой колодцы (из которых, между прочим, и сами брали воду)...

...триста тысяч евреев Польши, Украины, Галиции, истребленных Богданом Хмельницким в 1648—1649 годах...

...шесть миллионов евреев — треть нашего народа, уничтоженных кровавым чудовищем — Гитлером...

И никогда не было "покоя ступне ноги" нашей; в средние века евреев неоднократно изгоняли из европейских стран: из Франции — в 1182, 1306, 1394 годах, из Англии — в 1290 году, из Литвы — в 1495 году, из различных государств на территории нынешней Италии — на протяжении XVXVI веков, из Испании — в 1492 году, из Португалии — в 1497 году...

Испанских евреев вообще никто не хотел принимать. Одни из них были проданы в рабство, других сажали на корабли, которые выводили в открытое море и пускали ко дну вместе с живым грузом.

Оставившие все нажитое долгим трудом, обобранные до нитки, скитались евреи из страны в страну, пока не находили себе новое место, которое было для них таким же ненадежным убежищем, как и предыдущее. И все же велика милость Всевышнего: проходило несколько лет, и евреи устраивались, приспосабливались к новым условиям и начинали жить не хуже своих соседей. ООН в то время еще не была создана, и беженцам приходилось самим помогать друг другу, уповая лишь на милость Г-спода да ка доброту еврейских сердец.

Постоянной опасности подвергалась и физическая, и духовная жизнь сыновей Израиля. В одних странах евреев насильственно крестили, в других обращали в ислам.

На этом фоне притеснения евреев в последние столетия, до появления в новейшей истории Европы средневекового убийцы Гитлера, кажутся вполне невинными: запреты на покупку евреями земли, введение в ряде стран ''черты оседлости", ограничение сферы еврейской деятельности одной лишь торговлей да ростовщичеством, в результате чего пламя антисемитизма разгорелось еще ярче... В одних странах евреям было запрещено одеваться так, как предписывает традиция, в других их обязывали нашивать на одежду отличительные знаки... Евреев облагали особыми налогами, иногда это делалось с изощренным садизмом: так, третий крестовый поход был целиком осуществлен на еврейские деньги... Кровавым наветам не было числа: евреев обвиняли в ритуальных убийствах христианских детей и использовании их крови для выпечки мацы, последним по времени из подобных судилищ было дело кремлевских врачей — громкий процесс 1953 года...

Если бы знали отцы наши, пренебрегавшие предостережениями Торы, какой ценой заплатят за их грехи следующие поколения еврейского народа, не посмели бы они нарушать святость Эрец-Исраэль и не было бы в нашей истории кровавого галута.

Рабби С. Вогшал

 Тора и бизнес

ВЗЯТИЕ ПРЕДМЕТА В ДОЛГ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДВУХ СТОРОН

Тот, кто дает предмет взаймы другому человеку, аннулирует свое право на владение им до конца срока займа. Такой владелец не может потребовать возвращения предмета до конца срока займа, даже если остро в нем нуждается.

Охрана взятого в долг предмета

а) Взявший предмет в долг обязан его хранить. Он несет полную ответственность за сохранность предмета, если перепоручит его охрану другому лицу (даже на короткое время), за исключением взрослых членов своей семьи.

Пример

Человек сидит в приемной, читая одолженную книгу. Если ему требуется ненадолго отлучиться, нельзя отдать ее на кратковременное хранение другому человеку.

б) Взявший предмет в долг не может разрешить им пользоваться другим людям. Но если кто-то хочет воспользоваться предметом в его присутствии, то так сделать разрешено.

в) Нельзя чрезмерно эксплуатировать одолженный предмет, например перегружать стиральную машину или автомобиль.

г) Возвращая одолженный предмет, его надо вручить владельцу или жене владельца, но не кому-то другому - для передачи владельцу.

д) Нельзя посылать ребенка моложе возраста бар-мицвы с поручением вернуть одолженный предмет, поскольку ребенку нельзя доверить чужую собственность.

Р. Зеев Плискин

«Береги свою речь»

1.Выслушивание лашон-ара в случае, когда спрашивающий нуждается в информации

Человек имеет право слушать высказывание другого человека о третьем, если он нуждается в объективной информации по важному для себя вопросу (например, в случае вступления в компаньоны или при устройстве брака). Но при этом он должен помнить, что запрещено принимать порочащие чужую честь слова за полную и несомненную правду. Полученную информацию он может использовать в своем деле по усмотрению - с осторожностью, но не делая вне того дела никаких других выводов.

Также человек может выслушать неприятные слова о своем ближнем, чтобы попытаться воздействовать на того в лучшую сторону (например, когда говорят о каком-то неприятном происшествии, в котором участвовал его знакомый, показавший себя не самым лучшим образом). Но и тогда нельзя считать сказанное абсолютной правдой. Это не что иное, как предостережение ("смотри, не спеши с ним породниться, проверь еще раз", "он хороший человек, но испытай его деловые качества", "поговори с ним и объясни, что так поступать нельзя, он тебя послушает").

Йося Рубин искал напарника для съема квартиры. Друзья указали ему на Марка Штерна. Йося стал расспрашивать тех, кто имел опыт общения с Марком. Оказалось, что опыт общения у них отрицательный. Йося Рубин стал искать другого кандидата.

Наш Рубин не имеет право считать, что все, что он услышал о Марке Штерне, безусловная правда. Но отказать тому в компаньонстве, чтобы избежать лишних душевных и финансовых потерь, он может.

2. Ограничения к предыдущему пункту

Иногда случается, что у нас появляется острая необходимость выслушать неблагоприятную информацию о ком-то. Мы имеем право выслушать ее только при соблюдении следующих условий:

а) Тот, кто нам эту информацию дает, должен руководствоваться соображениями необходимости, но без эмоций и привнесения личного момента. Если он говорит не для пользы дела, а в силу своего чувства неприязненности по отношению к тому человеку, то мы рискуем нарушить еще один запрет: "Не ставь препятствия перед слепым". Ибо мы толкаем человека на оговор того, кого он не любит.

б) Мы не нарушили запрета, если услышали злословие, которое началось до того, как мы присоединились к группе разговаривающих. Ведь разговор начался не по нашей инициативе! (И все равно, лучше в таких разговорах не участвовать даже пассивной стороной.)

3. Как поступать, если кто-то хочет сообщить нам лашон-ара

Итак, слушать лашон-ара запрещено. Но предположим, нам почему-то непременно хотят сообщить злые слова о другом человеке. Возможно даже, что мы не знаем изначально, будет ли в результате разговора какая-то практическая польза (которая позволила бы нам выслушать подобного рода речь). В таком случае мы должны прежде всего вежливо выяснить у говорящего: необходима ли нам информация, которую он собирается нам сообщить? Для чего необходима? Сможет ли она уберечь нас или кого-то другого от убытков, обмана и прочих неприятных вещей? Сможем ли мы помочь кому-нибудь стать лучше?

Если наш собеседник признает, что информация необходима и важна, его можно слушать - однако не принимая то, что он говорит, за непреложную истину. На основании сказанного мы имеем право быть осторожными - но не более того.

Если же из его ответа следует, что он хочет просто поболтать, "сотрясти воздух" (пусть даже пытаясь уверить нас и себя, что это не так), нам его слушать категорически запрещено.

Умение выяснить все это требует с нашей стороны опыта и такта. Надо уметь разговаривать с людьми, знать человеческую натуру. Если наш собеседник скромен, он в подавляющем большинстве случаев скажет: "Извините, вы правы, я ничего особенно важного сообщить не собирался". Человек с противоположным характером бросится доказывать, что его информация имеет жизненно важное значение. Поэтому будьте осторожны!

"Ты знаешь, Хаим из соседнего двора..." - начал говорить Веня Изику.

Но Изик резко остановил приятеля: "Знаешь, мне кажется, лучше оставить эту тему о Хаиме. Если, конечно, ты не считаешь, что мне действительно необходимо что-то о нем знать".

"Честно сказать, я сомневаюсь, - признался Веня. - Мне показалось, а вдруг тебе это пригодится в будущем".

И если Веня, не будучи уверенным в необходимости разговора, все-таки его продолжает, Изик должен либо направить беседу в другое русло, либо извиниться и уйти

4. Вредно внимать злословию

Случается, что человек не верит злым рассказам, которыми окружающие пытаются загрязнить его сознание. Но что можно поделать против злых языков? Наш мученик стоит и героически молчит, пока на него выливают ушат злословия, мечтая про себя, когда наконец говорящий умолкнет. Но тот, видя, что ему внимают, продолжает произносить лашон-ара, и конца этой неприятной беседе не видно. Надо иметь мужество осадить рассказчика, резко сказав ему, что его речи никто слушать не хочет, что у слушателей нет желания слушать о том, чего они сами не видели, или хотя бы показать своим лицом, жестом, мимикой, что вам неприятна эта ситуация, что вы испытываете неудовольствие и что пора прекратить злословие. Иногда людям надо дать понять, что, клевеща на других, они позорят в первую очередь себя.

 


Shidduchim @ Toldot.ru ШИДУХИ ДЛЯ РУССКИХ БААЛЕЙ ТШУВА
SHIDDUCHIM for RUSSIAN BAALEY TESHUVAH
Worldwide in Russian
Shidduchim @ Toldot.ru


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



В избранное