Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


בס''ד

ТОРА ЭТО КОРЕНЬ ЖИЗНИ

В память о Нафтоли бен Александр

О ТОМ, ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ В ШАББАТ, НЕ ВЫПОЛНЯЯ РАБОТЫ, И О ТОМ, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ С ПОМОЩЬЮ НЕЕВРЕЯ

 (Кицур Шулхан Орух гл.90)

1. Некоторые вещи запрещены в Шаббат, хотя и не похожи на запрещенную работу и не приводят к ее совершению. Почему же они запрещены? Поскольку сказано: «Если дашь ты покой своим ногам в Субботу, не занимаясь делами своими в Мой Святой День (...) и не станешь вести себя, как в будни, не будешь искать выгоды и от разговоров об этом воздержишься (...)». Из этих слов: «...и не станешь вести себя (буквально — «ходить». — Перев.), как в будни», сделали вывод мудрецы наши благословенной памяти, что не должен человек ходить в Шаббат так, как ходит в будни. Поэтому в Шаббат запрещено бегать. Но, торопясь выполнить заповедь, бежать разрешено (поскольку сказано: «вести себя», то есть для самого себя, однако ради Небес это разрешено); и в этом случае заповедь требует именно бежать.

2. И из слов «...не будешь искать выгоды» сделали вывод мудрецы наши благословенной памяти, что действия, направленные к твоей выгоде, запрещены, даже если ты не совершаешь работы. Например, если человек осматривает свое хозяйство, размышляя, что ему следует сделать завтра, — это также запрещено. И также запрещено ходить по городу, чтобы найти коня, корабль или повозку, чтобы нанять их после Шаббата, — если очевидно, что человек гуляет именно для этого. Но сторожить свое имущество или имущество товарища разрешается.

3. Запрещено «встречать вечер на границе», то есть дойти в Шаббат до края тхума или немного не дойти до него, чтобы на исходе Шаббата поскорее пойти дальше. Это запрещено потому, что, раз человек на исходе Шаббата идет дальше в том же направлении, очевидно, что в Шаббат он пошел туда именно за этим. И запрещение это действует только в случае, если человек вечером идет к границе тхума, чтобы потом пойти и сделать такое дело, которое никаким образом нельзя сделать в Шаббат, как, например, нанять рабочих, или собрать фрукты, или принести фрукты, которые нельзя съесть и которые являются поэтому мукце, поскольку эти вещи ни в коем случае не разрешено делать в Шаббат. Однако разрешается «встретить вечер на границе», чтобы привести из-за тхума свою скотину, поскольку, если бы от города до хлева продолжалась бы линия домов, расстояние между которыми было бы меньше семидесяти ама, он мог бы сделать это и в Шаббат. И также для того, чтобы принести уже сорванные фрукты, которые не являются мукце, разрешается «встретить вечер на границе», поскольку, если бы вдоль всей дороги стояли стены, это можно было бы сделать и в Шаббат; и во всех подобных случаях закон тот же. И также можно в Шаббат прийти в сад, расположенный в пределах тхума, чтобы на исходе Шаббата собрать там фрукты, поскольку видящие могут сказать, что он пошел просто прогуляться или найти скотину, которая потерялась в этом месте, а после этого, когда он оказался там, он передумал и решил подождать до ночи, чтобы нарвать фруктов.

4. А из слов «...и от разговоров об этом воздержишься» сделали вывод мудрецы наши благословенной памяти, что разговоры в Шаббат не должны быть такими же, как разговоры в будний день. Поэтому запрещено говорить: «То-то и то-то я сделаю завтра!» или «Такой-то товар я куплю завтра!» — то есть разговаривать о вещах, которые ни в коем случае нельзя сделать в Шаббат. Но о вещи, которую при некоторых условиях можно было бы сделать в Шаббат, хотя сейчас этих условий и нет, говорить разрешается. И поэтому разрешается сказать: «В такое-то место я пойду завтра!»; только не следует выражаться так, что станет ясно, что он поедет туда в повозке, и также не следует разговаривать об этом слишком много. И даже беседовать просто так не следует слишком много.

И запрещено рассказывать в Шаббат о несчастьях.

Запрещено в Шаббат вести подсчеты вслух, как на будущее, так и за прошлое, если результат ему еще важен, например: «Столько-то стоило мне нанять рабочих для постройки этого дома», если зарплата рабочим еще не выплачена, и он должен знать, сколько он им должен, — это запрещено. Но счета, в которых человек уже не нуждается, можно вести, только не следует заниматься этим слишком долго, поскольку не следует слишком долго беседовать в Шаббат даже просто так, как я уже писал выше.

5. Из слов «...вести себя» выучили мудрецы наши благословенной памяти, что запрещено трудиться только ради самого себя, однако ради Небес — разрешено. Поэтому разрешается «встречать вечер на границе», собираясь идти выполнять заповедь. И также в Шаббат разрешается заниматься делами всей общины, как, например, пойти к властителям или туда, где собираются министры, чтобы защищать интересы общины, поскольку нужды общины приравниваются к нуждам Вс-вышнего. И также разрешается разговаривать с учителем о ребенке, просить его преподавать ребенку какую-либо книгу или даже обучать его ремеслу, поскольку это — тоже заповедь, поскольку, если ребенок не научится никакому ремеслу, он вынужден будет стать грабителем. Но запрещенонанять учителя в Шаббат, поскольку нанимать кого бы то ни было полностью запрещено мудрецами, и не разрешили они делать этого даже для заповеди; разрешено же делать ради заповеди только то, что подпадает под выражение: «...не будешь искать выгоды и от разговоров об этом воздержишься»2".

Разрешается объявлять в Шаббат о найденной потере, поскольку возвращение потерянного — это заповедь.

относящегося к Хануке, и даже если еще не начали само чтение, но вызванный к Торе уже произнес благословения — нет необходимости прерывать чтение; его завершают, а после этого остальным троим вызванным читают отрывок, относящийся к Рош-Ходеш. Если же по ошибке не только для первых троих прочли, как полагается, относящийся к Рош-Ходеш отрывок, но и для четвертого прочли отрывок, говорящий о Рош-Ходеш (как делают в обычный Рош-Ходеш. — Перев.), то, даже если спохватились сразу после того, как вызванный произнес благословение — если вынесли только один свиток Торы, нет необходимости читать отрывок, относящийся к Хануке; если же вынесли два свитка Торы, так что есть опасность вызвать сомнения во втором свитке, по которому не читали? — то есть чтобы не сказали, что он некошерный, — нужно вызвать к Торе пятого человека и прочесть для него отрывок, связанный с Ханукой, и после чтения этого пятого произносят Хаци Кадиш32.

Р.Ицхак Зильбер

ПЛАМЯ НЕ СПАЛИТ ТЕБЯ

Все произошло в точности так, как было предсказано. Когда погрязли мы в своих грехах настолько, что чаша Б-жьего терпения переполнилась, пришла тяжкая расплата: в Эрец-Исраэль вторглись римские легионы, Второй Храм был сожжен, значительная часть еврейского народа была уничтожена, а оставшихся в живых римляне изгнали из страны.

С тех пор наш народ рассеян по всему свету; прошло уже почти две тысячи лет, а он и по сей день преследуем и гоним. Все двадцать веков исполнялись пророчества Торы об испытаниях, которые перенесет Израиль в галуте.

"И РАССЕЕТ ТЕБЯ Г-сподь..."

Вот какую жизнь предсказала нам Тора: "... и отторгнуты будете вы от земли, унаследовать которую пришел ты. И рассеет тебя Г-сподь среди всех народов, от края земли и до края земли... И среди тех народов не отдохнешь ты, и не будет покоя ступне ноги твоей, и там поселит Г-сподь в твоем сердце тревогу, в душе — томление и скорбь. И будет жизнь твоя висеть [на волоске] ... и будешь [трястись] в страхе ночью и днем, и не будешь уверен, останешься ли ты в живых. Утром скажешь: да наступит вечер! А вечером скажешь: да наступит утро... И будешь продаваться там врагам вашим в рабы и в рабыни, но не будет покупателя" (Дварим, 26:63—68).

"И станешь ужасом, притчею [во языцех] и посмешищем среди всех народов, к которым отведет тебя Г-сподь" (Дварим, 28:37).

"Поразит тебя Г-сподь сумасшествием, и слепотою, и оцепенением сердца... И сойдешь с ума от того, что увидят глаза твои... И останется вас мало, тогда как [прежде] были вы многочисленны, словно звезды в небе, — ибо не слушал ты голоса Г-спода, Б-га твоего... А также всякую болезнь и всякое наказание, о которых не написано в книге Закона этого, наведет Г-сподь на тебя..." (Дварим, 28:28, 34, 62, 61).

Стоит ли комментировать эти страшные пророчества? Помните ли, дорогой читатель, скорбь вашей собственной души и тревогу сердца? Помните ли, как в страхе тряслись по ночам за ненадежными запорами посреди чужого и враждебного мира? Помните ли, как соседка пугала вами своих детишек: "А вот жид придет и тебя заберет!"? Не забыли ли анекдоты, в которых еврей выставлялся на всеобщее посмешище? Не помутился ли ваш разум, чудом оставшиеся в живых узники гитлеровских лагерей смерти, от того, что видели глаза ваши?

Все пережитое в галуте нашими предками и нами самими стало точным исполнением древних пророчеств Торы.

Когда задумываешься над причинами всеобщей ненависти к нашему народу, неизбежно приходишь к выводу, что антисемитизм — явление абсолютно иррациональное. Если в одних странах нас ненавидят за то, что мы бедны, нищи, то в других — за то, что мы богачи, буржуи, эксплуататоры. Если на одном краю земли мы внушаем племенам, среди которых живем, отвращение своей крепкой верой, религиозным фанатизмом, то на другом краю света нас считают распространителями опасного вольнодумства (примерно так последние сто лет относятся к евреям в России). В одних местах нас ненавидят за безразличие к судьбе страны, в которой живем, за политическую пассивность, в других же — там, где мы активно участвуем в общественной жизни (как, например, в средневековой Испании и в Германии перед приходом Гитлера к власти), — нас ненавидят именно за это... Так что логики в антисемитизме искать не приходится, и объясняется это явление чрезвычайно просто: антисемит — это кнут в руке Всевышнего, кнут, которым Г-сподь наказывает нас за наши грехи.

Рабби С. Вогшал

Тора и бизнес

Предисловие

Запрет на кражу не ограничивается простыми случаями воровства, когда похититель забирает что-то у другого человека без его разрешения и не возвращает. Запрещено также брать чужой предмет на время, т.е. с возвратом, или в шутку.

Взять вещь в долг без согласия владельца

а) Нельзя пользоваться предметом, который принадлежит другому человеку, без предварительного разрешения хозяина. Иначе такое действие может быть классифицировано как воровство.

б) Заявлений типа: "если бы я попросил, он бы согласился", — явно недостаточно, чтобы разрешить пользоваться чужим предметом.

в) Если хозяин в прошлом неоднократно разрешал просителю пользоваться своей вещью, то у последнего есть основание полагать, что и на этот раз он получит разрешение. Поэтому ему разрешено взять тот же самый предмет уже без спроса, но при соблюдении двух добавочных условий. Первое: разрешение действует только в доме владельца вещи, т.е. нельзя ее выносить из дома без спросу. Второе условие: если хозяин находится поблизости, разрешение все-таки придется попросить, ибо такова психология людей: я недалеко — обратись ко мне с просьбой.

г) Предметом, взятым в долг на определенный срок, нельзя пользоваться дольше этого срока.

д) Взятый в долг предмет можно использовать только для той цели, для которой владелец согласился его дать; например, если автомобиль или велосипед взяты для короткой поездки, на них нельзя уезжать далеко.

Примеры

1. Человеку, пришедшему на работу без плаща, надо в обеденный перерыв ненадолго отлучиться. На улице идет дождь, и он решает "позаимствовать на пару минут" плащ приятеля, висящий в гардеробе. Подобное действие запрещено!

2. Студенты, живущие в одной комнате общежития, не имеют права "занимать" друг у друга вещи без разрешения.

3. Нельзя брать чужие книги без разрешения хозяина.

Р.Зеев Плискин 

«Береги свою речь»

1. Не слушайте лашон-ара

Тора запрещает слушать лашон-ара, даже если слушатель не доверяет тому, о чем ему рассказывают.

Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"

Стоит ли уточнять, что Александр нарушает закон, слушая лашон-ара? Ведь, кроме запрета "не верь злым словам", есть запрет "не слушай их"!

Если ваш собеседник начинает беседу с фразы: "Послушайте, какую интересную вещь я только что узнал о таком-то!" - постарайтесь под благовидным предлогом покинуть его как можно скорее. Почти наверняка его рассказ будет наполнен сплетнями и злословием, которые вам придется выслушать, если вы вовремя не ретируетесь.

В старости у Хафец-Хаима притупился слух. Рабби Меир Шапиро, знаменитый глава "Ешивы Люблинских мудрецов", однажды сказал ему:

"Рабби, почему бы вам не сходить к врачу? Может быть, он сможет вам помочь?"

"С Б-жьей помощью, до сих пор я воздерживался от того, чтобы сказать лашон-ара, - ответил мудрец. - Но слышать или не слышать злословие - тут мы зависим не столько от себя, сколько от других. Если кто-то хочет сказать мне что-то необходимое, он повысит голос. Но никто не станет кричать лашон-ара мне в ухо".

2. Не верьте злословию

Вы всеми силами стремитесь не слушать лашон-ара. Однако, иногда так случается, вы его слышите против своей воли. Не всегда можно встать и уйти, покинув собеседника. Но даже если вы случайно услышали злословие - не верьте ни одному слову! Не меняйте своего мнения о человеке на основании услышанного о нем лашон-ара. Ни при каких обстоятельствах не нарушайте запрета верить лашон-ара. Даже если вслух вы не выразите свое согласие, но в душе поверите злословию - вы нарушите запрет. Тем более запрещено соглашаться с говорящим, иначе на вас сразу ляжет двойная вина - верить лашон-ара и произносить его.

"У нас в лаборатории появился новый аспирант по фамилии Розенбахер. Глупый и пустой человек", - сказал доцент Шидловский в беседе с доцентом Ойфманом. Доцент Ойфман не должен этому верить.

Рути упомянула в присутствии Элишевы, что Шошана тщеславна. Элишева была вынуждена выслушать это, настолько все произошло неожиданно. Но верить сказанному она не имеет права.

"Дани выглядит очень щедрым, но это показуха. Он дает большие пожертвования исключительно потому, что хочет добиться всеобщего уважения". Такую характеристику, данную Элазаром, слышит Велвл. Его прежнее мнение о Дани как о щедром и бескорыстном человеке не должно измениться. Стоит ему согласиться с Элазаром, даже ничего не добавляя от себя, - как он сразу же совершит двойной грех.

3. Принятие факта, но не принятие его негативного смысла

Факты - вещь упрямая; порой не согласиться с ними просто невозможно.

Однако, поверив не слишком лестной информации о ком-либо, мы должны истолковать ее так, чтобы она утратила свой негативный смысл. Всегда пытайтесь найти оправдание тому, о ком говорят.

Допустим, нам сообщают некие порочащие факты про другого человека. Вот примеры оправдывающих моментов, которые могли иметь место в действительности:

а) ситуация была такой, что совершенное действие можно считать разрешенным;

б) поступок был совершен нечаянно;

в) человек не осознавал, что нарушает запрет;

г) вероятно, высказывание процитировали из чужого сообщения, вырвав его из контекста, поэтому оно приобрело дурной смысл.

Но если оправдание найти невозможно, следует признать, что говорящий либо ошибается, либо говорит неправду.

Уже в начале беседы госпожа Сара Пресс пыталась остановить свою подругу Рахель Виленскую и хоть как-то прервать поток ее слов - но куда там! Со свойственным ей напором та поведала Саре, что Леечка Ружинская на ее глазах нарушила кашрут, употребив в пищу запрещенный продукт. Саре Пресс трудно поверить, что Рахель говорит неправду. Однако если она поверит ее словам, то нарушит запрет верить лашон-ара. Поэтому Сара может признать, что Леечка действительно нарушила кашрут, но при этом должна быть уверена в том, что та совершила проступок неумышленно, по неведению, - быть может, ее обманули, уверив в кашерности покупки...

 

ВЗЯТЬ В ДОЛГ БЕЗ СОГЛАСИЯ ВЛАДЕЛЬЦА
ВТОРОЕ ИЗГНАНИЕ

В избранное