Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

בס''ד

ТОРА ЭТО КОРЕНЬ ЖИЗНИ

В память о Нафтоли бен Александр

ЗАКОНЫ УМЫВАНИЯ В СУББОТУ

 (Кицур Шулхан Орух гл.86)

1. Запрещено мыть все тело или даже большую часть тела в горячей воде, даже если она согрета накануне Шаббата. И даже мыть тело не за один раз, а по частям запрещено, если он моет большую часть тела. И даже зайти просто в сауну, чтобы пропотеть — также запрещено. Но разрешается вымыть лицо, руки и ноги горячей водой, если она нагрета накануне Шаббата.

2. Если из земли бьет горячий источник, как в Тверии и т.д., то, если вода остается в земле и сам источник не покрыт крышей, в нем можно мыться, и даже мыть все тело; если же вода собирается в сосуд или источник покрыт крышей, это запрещено. И даже просто зайти в баню, чтобы пропотеть, — запрещено. Некоторые же говорят, что, если вода из этого источника не собирается в сосуд, то, даже если источник находится под крышей, разрешено мыться в его воде.

3. Разрешается окунуться целиком в холодную воду, но не следует после этого стоять возле печки, чтобы согреться, поскольку это уже будет считаться окунанием в горячую воду. И даже если человек вымыл только руки в холодной воде, ему не следует греться у печки, пока руки его еще влажные, поскольку получается, что он мыл руки в горячей воде, которая согрета сегодня, в которой запрещено мыться вообще; следует же сначала вытереть руки.

4. Окунувшийся должен остерегаться выжимать волосы. И также следует остерегаться плавать, поскольку запрещено плавать в Шаббат и Йом-Тов. И также запрещено запускать по воде всякие плавающие вещи, такие, как щепки. Если же человек окунается в таком месте, где запрещено переносить вещи, нужно еще проследить за тем, чтобы, перед тем как выйти, стряхнуть со своего тела и волос всю воду и хорошо вытереться, чтобы на нем не осталось воды, которую он перенесет из одного владения в другое. И также, находясь в самой реке, надо следить за тем, чтобы не перенести воду, которая на нем, начетыре ама, поскольку река — это кармелит. И поскольку не все могут справиться с этим, в наших странах распространился обычай не купаться в Шаббат вовсе, даже в холодной воде, кроме как для заповеди, как окунание женщины после ниды и мужчины, осквернившегося извержением семени.

5. Можно, стоя на берегу реки, вымыть руки в этой реке, и человек не нарушает запрета тем, что выносит воду из этой реки на своих руках на берег, поскольку река — это кармелит, а берег реки — также кармелит, а перенести из одного кармелита в другой на расстояние меньшее чем четыре ама, разрешается; только следует тщательно вытереть руки, прежде чем пройти четыре ама.

6. Разрешается очистить руки с помощью отрубей, даже если руки влажные, только не следует лить воду на отруби. Но запрещено мыть руки с помощью соли, а также с помощью мыла, поскольку они тают.

7. Если вода такова, что ею моются только для лечения, скажем если эта вода некачественная или плохо пахнущая, запрещено мыться этой водой в Шаббат, поскольку очевидного, что человек делает это для лечения. О чем идет речь? О ситуации, когда человек погружает части своего тела в эту воду надолго. Но если он не погружается в эту воду надолго, это разрешено, поскольку дело выглядит так, что он хочет просто охладиться.

Р.Ицхак Зильбер

ПЛАМЯ НЕ СПАЛИТ ТЕБЯ

ПРОРОЧЕСТВА О НАКАЗАНИИ ЕВРЕЕВ ЗА НАРУШЕНИЕ ИМИ ЗАПОВЕДЕЙ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ

ПРИЧИНЫ ПЕРВОГО ИЗГНАНИЯ

В молитве "Шма", которую религиозный еврей читает дважды в день, говорится: "Берегите ваши сердца от соблазна, чтобы не развратились вы и не стали служить другим богам и поклоняться им, [иначе] разгневается на вас Г-сподь и замкнет небеса, и не будет дождя, и земля не принесет своих плодов. И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земйи, которую Г-сподь дает вам..." (Дварим, 11:16,17). Сказано .абсолютно ясно: если перестанете жить по законам Торы, начнутся неурожаи, засуха, наступят голодные годы. В результате — не хватит вам сил, чтобы защитить себя от захватчиков, и "исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли". Так и случилось дважды: в первый раз евреев покорили и изгнали из страны вавилоняне, во второй раз — римляне.

Любопытно следующее: означает на ивриге "станете служить", а "исчезнете" Оба слова произносятся почти одинаково, что весьма символично: если станете служить идолам   исчезнете...

Возникает вопрос: почему именно евреев наказывает Всевышний смертью, изгнанием почему именно их карает так жестоко? Разве остальные племена менее грешны? Тора дает на это простой ответ: израильтяне призваны быть народом святым, несущим всему человечеству веру в единой Б-га, правду и справедливость. Г-сподь называет Израиль Своей армией: "И выведу войска Мои Мой народ из Египта..." (Шмот, 7:4), "В тот самый день вышли все войска Б-га из страны Египет" (Шмот, 12:41) . А уж если написано тебе на роду быть солдатом — служи как положено, чув ствуй свою ответственность; днем и ночью, в жару и в метель — если услышишь приказ, не говори: "Я устал, я замерз, я боюсь", отвечай одно "Будет исполнено!" Таким должен быть, по замыслу Всевышнего, каждый еврей. И точно так же, как наказывают солдат и офицеров за невыполнение приказа, наказывает Г-сподь Свой народ.

Вот что сказал пророк Амос, обращаясь от имени Б-га к евреям: "Только вас Я полюбил из всех земных племен, поэтому и взыщу с вас за все ваши грехи" (Амос, 3:2). Именно поэтому евреи наказываются на этом свете чаще, чем другие народы; но наказание смывает с них грех, и потомство Израиля существует вечно. А все остальные племена приходят в этот мир и уходят; они смертны, как смертен и любой человек. Когда переполняется чаша грехов — народ исчезает; так сгинули с лица земли жители Сдома, вавилоняне и многие другие.

Трижды клялись евреи быть верными Б-гу — и за самих себя, и за все их грядущие поколения: у горы Синай, где был заключен союз со Всевышним; перед смертью Моше, когда народ готовился войти в Эрец-Исраэль; в стране Израиля — в Шхеме, между горами Гризим и Эйваль. Исполняют евреи свою клятву — посылает им Г-сподь Свое благословение, нарушают — строго карает их: < А если скажут: "За что Г-сподь, Б-г наш, сделал нам все это?" — ответишь им: "За то, что вы оставили Меня и стали служить другим богам в вашей собственной стране, будете прислуживать чужим в стране не вашей"> (Ирмеягу, 5:19) И все же не похожа наша судьба на участь других народов: хоть и крепко наказывает нас Творец, но — не истребляет: "... и накажу тебя по суду [Своему], но уничтожить — не уничтожу тебя" — снова вспоминаем мы слова пророка Ирмеягу.

Рабби С. Вогшал

Тора и бизнес

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

Главная обязанность работодателя по отношению к нанятому работнику — своевременно платить тому все причитающиеся выплаты.

Если работодатель не уверен, что сможет платить зарплату вовремя, он должен известить кандидата об этом еще до того, как тот приступит к работе. Если кандидат примет такое условие (с задержкой в выплате), работодатель свободен от обязанности своевременной оплаты его труда. Но и в таком случае работодатель обязан приложить все необходимые усилия для аккуратной выплаты заработка, даже если для этого ему придется затратить много сил. Понятно, что, если работник не предупрежден заранее о такого рода трудностях работодателя, последнему просто не надо было его нанимать.

Время выплаты жалования

а) Время выплаты жалования устанавливается в процессе переговоров между работодателем и будущим работником. В случае отсутствия подобной договоренности надо следовать общепринятой практике данного города или страны, т.е. платить раз в неделю, месяц и т.д.

б) Плата за труд производится в последний день договорного периода. Причем платить надо именно в этот день, не позже. (См. ниже "Оплата до захода солнца").

в) Надо сделать так, чтобы заработанные деньги работник мог получить в установленное время. Например, если работодатель отправляет чек в день зарплаты (не договорившись с работником), такая выплата может оказаться запоздалой.

Нерегулярная работа

Если наемный работник выполняет работу нерегулярно и у него с работодателем нет особой договоренности о времени выплаты жалованья, он должен получать деньги в обычный день зарплаты на этой фирме.

Оплата до захода солнца

В Торе сказано, что платить работнику надо до захода солнца в день зарплаты. Если работа выполняется ночью, то платить следует, соответственно, до рассвета.

Обязанность платить зарплату вовремя

Оплата труда в назначенный срок ("день получки") считается обязательной, но только в том случае, если работник сам получает плату по установленным дням. Другими словами, работодатель не обязан доставлять зарплату непосредственно работнику, — тот должен сам позаботиться о ее получении.

Впрочем, на практике у каждого работодателя, как правило, есть своя выработанная система, определяющая форму и срок выдачи зарплаты.

Р.Зеев Плискин

«Береги свою речь»

1. Сведения о родственниках

Запрещено говорить и слушать лашон-ара даже тогда, когда дело касается близких родственников. Отец имеет право справляться об учебе своего сына только в том случае, если он хочет ему помочь. Но если он задает вопросы из любопытства либо им движет желание поворчать - это запрещено. То же правило касается всех остальных родственников. Сбор информации о человеке разрешен только тогда, когда у нас есть конструктивная и благородная цель.

Двоюродный брат Шауля учится у господина Берковича. Шауль, встретив Берковича на улице, интересуется успехами родственника. Прежде чем дать ответ, учитель должен выяснить, с какой целью задан вопрос. Если Шауль спросил о своем брате просто для поддержания разговора или от нечего делать, самым правильным ответом будет следующий: "Я придерживаюсь принципа не обсуждать дела своих учеников в частных разговорах, если это обсуждение не может принести конкретную и практическую пользу". Такие слова снимут у Шауля впечатление, будто его брат слабый ученик.

2. Обсуждение старых друзей

Допустим, вы неожиданно встретили бывшего одноклассника или жителя вашего родного города, который вами покинут много лет назад. О чем вы беседуете с ним? Обычно - о незабвенных старых временах, об улетевшей молодости, об общих знакомых. Будьте осторожны, приятная беседа может неожиданно для вас превратиться в сплошной поток злословия, поскольку такого рода беседы редко служат какой-либо конструктивной цели. Таких разговоров следует избегать!

Надав десять лет провел в ешиве. Минуло два года после того, как он оставил учебу. И вот он случайно встречает своего друга Аарона, который продолжает там учиться. Ах, как ему хочется расспросить Аарона о старых друзьях: у кого блестящие успехи, у кого, напротив, учеба хромает? Но, поскольку подобная беседа безусловно повлечет за собой целый ряд запрещенных высказываний, Надаву следует подавить в себе естественное любопытство и постараться побеседовать с Аароном на более нейтральные темы.

3. Как надо совершить раскаяние за произнесение лашон-ара?

Предположим, некто совершил грех произнесения лашон-ара, после чего осознал необходимость раскаяться. Как это сделать? Все зависит от последствий его проступка. Рассмотрим несколько случаев.

А. Рассказчик оговорил человека, но слушатели, ему не поверив, не изменили своего отношения к объекту разговора. В таком случае им совершен грех по отношению к Всевышнему, поскольку, нарушив Его заповедь, он не принес вреда своему ближнему.

В таких случаях тшува (раскаяние) происходит так же, как и при других нарушениях заповедей, касающихся отношений между человеком и его Создателем. А именно, он должен:

1) искренне пожалеть о том, что сделал (рассказав лашон-ара),

2) признать свою вину перед Создателем,

3) принять твердое решение никогда больше не впадать в грех лашон-ара.

Б. Если же все-таки слушатели ему поверили и оговоренный человек утратил их расположение и уважение; если своим злословием он причинил оговоренному человеку физические или душевные страдания, финансовые или имущественные потери, то им, кроме прочего, совершен грех, касающийся запретов, регламентирующих отношения между людьми. Чем такой грех можно искупить? Прежде всего - попросить прощения у человека, который пострадал по его вине. А затем пройти три описанные выше ступени исправления.

И даже если пострадавший ничего не знает об оговоре, рассказчик обязан сообщить ему о своем проступке и искренне попросить прощения. В общем случае надо разъяснить человеку, за что у него просят прощения. Но если такое сообщение может сильно его расстроить, этого делать не стоит.

Предпочтительнее всего просить прощения лично у того, кого мы, не дай Б-г, оговорили. Но если это для нас слишком сложно в моральном плане или по чисто техническим причинам (например, он далеко живет), мы можем написать ему письмо.

Хафец-Хаим советовал тому, кто совершил тшуву после греха злословия, впредь стараться побуждать других к соблюдению законов лашон-ара.

Так повелось, что обычный человек часто произносит лашон-ара. Это вошло у него в привычку. У него может сложиться впечатление, что, поскольку он много раз нарушал этот запрет, то, как говорится, "семь бед - один ответ", можно уже не думать об этом. Хафец-Хаим рассказывает притчу, из которой видно, как заблуждаются люди, рассуждающие подобным образом:

Реувену принадлежал большой виноградник. Перед отъездом за границу он нанял Шимона, чтобы тот заботился о его имуществе. К несчастью, Шимон оказался ленивым и нерадивым. Когда сломалась ограда, Шимон даже пальцем не пошевелил, чтобы ее починить. Вскоре полевые звери поняли, что могут спокойно хозяйничать в винограднике. Когда через несколько месяцев Реувен вернулся из поездки и увидел, в каком состоянии находится его участок, ему ничего не оставалось делать, как приступить к починке ограды.

Сосед спросил: "Стоит ли тебе столько сил вкладывать в этот забор? Ведь виноградник запущен окончательно, его вряд ли можно спасти!"

"Согласен, - ответил Реувен. - Как владелец виноградника, я почти разорен. Но теперь надо сделать все возможное, чтобы избежать еще больших потерь и спасти, если не виноград, то хотя бы участок".

Человека преследуют финансовые проблемы, неприятности, почти полное разорение. А он снова и снова, стиснув зубы, пытается исправить и улучшить свое материальное положение. Подобное упорство и настойчивость нам следует проявлять и в духовной жизни. Пусть после совершения греха злословия мы многое потеряли в моральном уровне, но не надо отчаиваться, еще не все потеряно. Результаты усилий будут не менее прекрасны, чем самый лучший виноград!


Shidduchim @ Toldot.ru ШИДУХИ ДЛЯ РУССКИХ БААЛЕЙ ТШУВА
SHIDDUCHIM for RUSSIAN BAALEY TESHUVAH
Worldwide in Russian
Shidduchim @ Toldot.ru


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



В избранное