Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

 בס''ד

ТОРА ЭТО КОРЕНЬ ЖИЗНИ

В память о Нафтоли бен Александр

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В ШАББАТ НАЧАЛСЯ ПОЖАР

 (Кицур Шулхан Орух гл.85)

1. Если, не дай Б-г, в Шаббат начался пожар, опасаются мудрецы наши благословенной памяти, что хозяин дома, где пожар, а также его домашние, занявшись спасением имущества и очень боясь за него, забудут, что сегодня Шаббат, и станут тушить пожар; поэтому мудрецы запретили спасать из огня даже вещи, которые можно перемещать в Шаббат, и даже в такое место, в которое их можно перенести в Шаббат. Спасти можно только то, что нужно человеку на сегодня.

О чем идет речь? Если пожар начался вечером в Шаббат перед трапезой — можно спасти столько еды, сколько нужно на три трапезы: человеческую еду для человека и корм скота — для скотины; если пожар начался утром — можно спасти еду для двух трапез; если же пожар начался днем — еду на одну трапезу. Если же в доме есть один сосуд, в котором много еды, например корзина полная хлеба или бочка полная вина, то, если этот сосуд можно вынести за один раз, его разрешается вынести. И также если человек расстелил простыню и собрал в нее все, что может вынести из еды и питья, и выносит всю простыню за один раз, это разрешается. И также разрешается человеку вынести всю посуду, которой он собирается пользоваться сегодня.

2. И может хозяин горящего дома сказать другим: «Приходите и спасайте каждый себе!» — и каждый пришедший может спасти столько еды, сколько ему нужно, или один сосуд, даже большой1, и эти вещи принадлежат тем, кто их спас, поскольку хозяин дома отказался от них, и они были как бы ничьи. Если же спасший — человек трепещущий перед Небесами и возвращает хозяину дома то, что он спас, так как знает, что хозяин подарил это ему не по своему желанию — тогда ему разрешается получить плату за спасение, и это не рассматривается как награда за работу в Шаббат, поскольку по закону все спасенное имущество принадлежит спасшему. И тем не менее качество праведности требует не брать платы за хлопоты но спасению имущества в Шаббат, хотя это и не плата за работу в Шаббат, поскольку праведнику следует отказываться от своих денег всякий раз, когда в них есть хоть намек на преступление.

3. И все это относится только к случаю, когда имущество выносится в такое место, в которое разрешается выносить; если же в какое-то место выносить запрещено, туда нельзя вынести ничего. Только одежду, которую можно надеть, разрешается хозяину надеть и закутаться в любое количество одежд, во сколько он сможет, и выйти так даже в общественное владение, и там снять их, и пойти обратно, снова надеть любое количество одежд, и поступать так хоть весь день, и может он сказать также и другим: «Придите и спасайте!» — и они также имеют право спасать таким образом.

4. И если соседние дома не загорелись, но их хозяева боятся, что пожар перекинется и на них, — поскольку хозяева этих домов не так сильно боятся, разрешили им мудрецы выносить все, что хотят, в места, куда можно выносить. Некоторые говорят, что также деньги и прочие дорогие вещи, хотя они являются мукце, можно спасти от серьезного внезапного ущерба, такого, как пожар, наводнение или грабеж, положив на них какую-нибудь еду и перенося все это вместе. (Но ни в каком другом случае не разрешается переносить мукце таким образом.) Некоторые же разрешают даже переносить эти дорогие вещи отдельно, поскольку говорят, что в случае серьезного внезапного ущерба запрет мукце отменяется, — только чтобы их не выносили в такое место, куда запрещено выносить.

5. Все святые книги, рукописные или печатные, разрешается спасать от пожара, наводнения и т.д., даже во двор или переулок, куда запрещено выносить из-за отсутствия эрува, но только в том случае, если сами эти двор или переулок устроены так, что эрув хацерот мог бы им помочь. А с помощью нееврея можно их спасать даже в общественное владение.

6. Разрешается спасти футляр для книги вместе с книгой и футляр для тфиллин вместе с тфиллин.

7. Сначала спасают остальные книги.

8. Если есть опасение, что при этом пожаре погибнут люди, разрешается потушить его. И также в месте, где евреи живу! вперемежку с неевреями, иногда разрешается гасить пожар, даже в доме нееврея, и все — по ситуации8. И разрешается именно тушить пожар, но не нарушать Шаббат ради спасения имущества. Если же человек все же нарушил Шаббат ради спасения имущества, пусть пойдет к раввину, который укажет ему, что нужно сделать, чтобы его раскаяние было принято.

Р. Ицхак Зильбер

ПЛАМЯ НЕ СПАЛИТ ТЕБЯ

[Слышен] голос бегущих и спасающихся из земли Вавилонской, чтобы возвестить на Сионе о мщении Г-спода, Б-га нашего, о мщении за Храм Его. Ирмеягу, 50:28

Вавилон — столица великой империи древности — был одним из величайших городов мира, он играл значительную роль в культурной и политической жизни человечества. Около 2500 лет тому назад Вавилон находился в зените своего расцвета.

Кирпичные стены этого города были тридцатиметровой толщины и смогли бы выдержать осаду войск, вооруженных современной осадной артиллерией. В колоссальном по площади городе было несколько сотен тысяч жителей. Одни его улицы были вымощены камнем, другие залиты асфальтом; жилые кварталы состояли из трехчетырехэтажных домов. Городские ворота, а также стены домов на центральных улицах были облицованы плитками из цветной эмали с изображением львов, единорогов и химер —персонажей вавилонских мифов. В столице были водопровод и канализация.

Древнегреческие историки Геродот и Страбон измерившие в свое время остатки крепостных вавилонских стен, оставили нам описание этого города. По их словам, знаменитые висячие сады — одно из семи чудес света в то время — под держивались в таком положении с помощью хитроумнейшей системы сводчатых арок. Вокруг стен города был выкопан ров, наполненный во дой из Евфрата — полноводной реки, по обеим сторонам которой и были построены 625 кварта лов Вавилона. На восточном берегу Евфрата воз вышался дворец вавилонских царей древности, на западном красовался новый дворец Навуходо носора — целый город с тремя рядами высоких крепостных стен и сотней железных ворот Самым высоким зданием в городе был храм Бела — вавилонского божества. Рассказывал* что фундаментом этому храму послужили руины знаменитой Вавилонской башни, дерзких строи телей которой Всевышний наказал смешением языков и рассеял возгордившихся по всему свету. Храм Бела был высотой в сто восемьдесят мет ров, все скульптурные изображения, украшавшие его, были из чистого золота. Золотая статуя само го Бела была двенадцатиметровой высоты.

Вавилоняне, как известно, завоевали Иудейское царство, разрушили Первый Храм в Иерусалиме, а евреев увели в рабство.

Все сказанное о Вавилоне пророками ЙешаяГу и ИрмеяГу исполнилось в точности. Следует помнить, что оба они пророчествовали в те годы, когда Вавилон находился в зените своего могущества и казалось, что нет в мире силы, способной противостоять этому колоссу.

ЙешаяГу, который жил задолго до разрушения Первого Храма, предсказывает поражение Вавилона от Персии и его грядущую гибель: "И взыщу с земли за зло и с нечестивых — за грехи их, и положу конец надменности негодяев, и гордых тиранов унижу. И Вавилон, краса царств, слава и гордость халдеев, [станет] подобен Сдому и Аморе, разрушенным Б-гом. Никогда не будет он заселен... и араб не поставит там своего шатра, и пастухи не. остановятся на отдых. И станут жить там звери пустыни... И будутс шакалы выть во дворцах его..." (ЙешаяГу, 13:11, 19—22).

ИрмеяГу, в книге которого две большие главы — 50я и 51я — целиком посвящены предсказаниям о разрушении Вавилона, говорит об этом такими словами: "Ты, [Вавилон, был] у Меня молотом, орудием войны; и тобою Я сокрушал народы, и тобою истреблял царства. Тобою сокрушал Я коня и всадника его, колесницу и возницу ее. Тобою Я сокрушал мужчину и женщину, старого и молодого... Но отплачу Я Вавилону всем жителям Халдеи за все зло, что сделал они в Сионе... И накажу Я Бела в Вавилоне, вытащу проглоченное из пасти его..." (ИрмеяТ 51:2022,24,44).

Рабби С. ВогшалСОБСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС И ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Тора и бизнес

Редкая возможность

Все вышесказанное действует при условии, когда опоздавший кандидат имеет возможность получить работу в другом месте, если будет активно ее искать. Поэтому он не должен подрывать шансы более раннего кандидата.

Но если шансы получить другую работу отсутствуют, опоздавшему разрешается предложить свои услуги даже после завершения переговоров с первым кандидатом, если тот фактически еще не принят работодателем.

Примеры отсутствия серьезных шансов получить работу:

В период высокой безработицы; в условиях маленького города, где работы очень мало; при поиске редкой должности (например, раввина или руководителя ешивы).

Переговоры с торговым агентом

Если ведутся переговоры с подрядчиком или торговым агентом о предстоящей работе и уже согласованы условия и денежные вопросы, ни один другой подрядчик или торговый агент не имеет права вмешиваться, предлагая свои услуги, даже если окончательное решение еще не принято.

Выбор работодателя

Работодатель или человек, дающий работу подрядчику, волен обращаться к другим заинтересованным лицам, даже если он завершил переговоры с первым кандидатом, но еще не сообщил ему свое окончательное решение.

Работодателю не следует создавать впечатление, будто он намерен дать работу какому-то конкретному человеку, до тех пор пока не принял твердое решение. Это избавит его от неловкости - если в последний момент он предпочтет другого кандидата.

Можно ли покупать товар, если у продавца уже достигнута договоренность с другим клиентом?

Разрешается проявлять интерес к покупке товаров или недвижимости при условии, что переговоры продавца с другим претендентом еще не завершены. Но как только стороны договорятся о цене, никто другой не может вступать в контакт с продавцом, даже если новый покупатель готов предложить более выгодную цену. Продавцу нельзя искать выгоду в ущерб первому покупателю.

Того, кто (после принятия решения о продаже) пренебрегает интересами покупателя, пришедшего раньше других, можно обвинить в безнравственном поведении. Он попадает под определение "безнравственный человек" (по-еврейски раша).

Р. Зеев Плискин

«Береги свою речь»

1. Собирать сведения о потенциальном компаньоне

Если вы ищете себе партнера для бизнеса, вы имеете полное право интересоваться деталями характера и поведения человека, с которым собираетесь сотрудничать.

То же самое, если вы желаете вступить в брак (или жените своих детей). Подобный сбор информации разрешен даже в том случае, когда расспросы могут побудить расспрашиваемого к высказываниям, позорящим того человека. Разрешение на расспросы объясняется чистотой ваших намерений предотвратить неудачный брак или партнерство, ведь иначе вред будет причинен обеим сторонам!

Мистер Геллер разыскивает плотника - ему нужно починить свой буфет. Он имеет право выяснить у друга, насколько предлагаемый ему плотник профессионально надежен.

2. Наводя справки о ком-то, поясните, зачем вам нужна информация

Разрешено собирать информацию по интересующему нас делу. При этом важно помнить, что человек, которому задаются вопросы, должен быть информирован о том, что нами преследуется специфическая и конструктивная цель. Если мы этого не поясним и человек в ответ на наш вопрос произнесет что-либо порочащее третьего человека, он будет виновен в произнесении лашон-ара, а мы - в том, что заставили его совершить грех. Такое действие приравнивается к проступку, когда некто заставляет ближнего есть некашерную еду в силу своих эгоистических интересов.

Нередко происходит так, что люди, которым необходимы сведения о каком-то человеке, не хотят, чтобы окружающие знали, чем или кем они в действительности интересуются. Поэтому они задают много лишних вопросов, чтобы скрыть свои истинные намерения. Так поступать категорически запрещено.

Господин Гершкович подыскивает жениха для своей дочери. Борух мог бы стать подходящей кандидатурой, но господин Гершкович хочет уточнить кое-какие детали. Он имеет право выяснить у Ицхака интересующую его информацию, но при этом обязан разъяснить тому, что информация необходима для определенной цели. Категорически запрещено спрашивать при этом Ицхака о разных людях, чтобы тот не понял, кого конкретно имеет в виду господин Гершкович.

3. Если вас просят дать сведения по существу вопроса, дайте правдивый ответ

В тех случаях, когда дозволено собирать сведения о ком-либо, человек, которому задают вопросы, обязан отвечать на них правдиво, даже если информация, им сообщаемая, может оказаться неприятной.

Даже в тех случаях, когда есть необходимость слушать унижающую кого-либо информацию для полезных целей, тем не менее, запрещено воспринимать эту информацию как полную правду. Слушатель только может быть достаточно осторожен, чтобы оградить себя от возможного вреда или потерь.

Даниэла ищет хорошего дантиста. Она имеет полное право спросить у Ширы о достоинствах и недостатках доктора Когана, если объяснит цель своих расспросов. Шире разрешено ответить, что она была не слишком довольна работой доктора Когана. Но она должна быть осторожна, чтобы дать точный ответ и не преувеличить недостатков врача.

4. Сведения, полученные у недоброжелателя или конкурента

Допустим, вы хотите собрать сведения о человеке. Ни в коем случае не расспрашивайте о нем того, кто питает к нему неприязнь по каким-то личным причинам. Также не выведывайте у торговца или бизнесмена сведений о его конкуренте. Дело в том, что в большинстве подобных случаев ответ будет содержать полную ложь либо исказит правду. Даже если расспрашиваемый станет уверять вас, что злословит исключительно для вашей пользы, будьте уверены - им движет нелюбовь к обидчику или конкуренту.

Итак, если вам требуются сведения о слесаре-ремонтнике, изготовителе тфилин, торговце машинами или этрогами, сапожнике и т.д. - спросите беспристрастного человека. Не мучайте вопросами представителей той же профессии - иначе вы можете заставить их совершить грех лашон-ара.

ПРОРОЧЕСТВА О СУДЬБЕ ВАВИЛОНА И ЕГИПТА 


Shidduchim @ Toldot.ru ШИДУХИ ДЛЯ РУССКИХ БААЛЕЙ ТШУВА
SHIDDUCHIM for RUSSIAN BAALEY TESHUVAH
Worldwide in Russian
Shidduchim @ Toldot.ru


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



В избранное