Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения! Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com
Рав
Ицхак Зильбер
ХУКАТ
Недельная глава “Хукат” (“Закон”) начинается с одного из законов очищения от
ритуальной нечистоты — закона о красной корове. Глава рассказывает о
странствовании евреев в последний, сороковой год их пребывания в пустыне. Много
важных событий произошло в этом году: умерли Мирьям и Аhарон; колодец Мирьям
покинул общину, и у евреев начались проблемы с водой; на пути к Обетованной
Земле евреи вступали в населенные области, и им приходилось либо обходить их
стороной, как Эдом, либо воевать с теми, кто их не пропускал, как с
эморитянами. Кончается глава сообщением о том, что евреи приблизились к
границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив
Йерихо.
Первые слова недельной главы — “Зот хукат-hа-Тора” (“Вот закон Торы”).
Поэтому она и называется “Хукат” (от слова хок — “закон”).
Существование мира регулируется законами. Есть установленные Творцом законы
природы. Многие из них уже уловлены и изучены естественными науками, мы умеем
их констатировать и даже использовать. Но хотя мы освоили эти законы
практически, суть их остается для нас загадкой. Понять, почему они действуют
так, а не иначе, мы не в состоянии. Почему, например, между физическими телами
существует притяжение? Как бы глубоко ни был нами изучен закон всемирного
тяготения, ответа на вопрос мы не находим. Этот факт четко сформулировал
выдающийся физик Макс Планк. В одной из своих книг он пишет: “Наука не может
окончательно разгадать тайны природы. Ведь, в конце концов, мы сами — часть
природы, часть той тайны, которую пытаемся раскрыть”.
Среди законов поведения, данных нам Творцом мира и человека, тоже много
таких, которые мы не понимаем. Б-г указал нам, как вести себя в жизни для того,
чтобы осуществить свое предназначение. Эти указания подобны инструкциям,
прилагаемым к механизму и объясняющим, как им пользоваться.
Некоторым из этих “инструкций” мы можем дать логическое объяснение — такие
предписания Тора называет мишпатим. Требование уважать родителей, запреты
воровать и убивать кажутся нам понятными и необходимыми.
Объяснимы с нашей точки зрения и заповеди эдот — “свидетельства” — например,
требование праздновать Песах в память об исходе из Египта.
Но есть законы, не объяснимые в пределах человеческого опыта, хотя,
безусловно, имеющие основание в тайнах творения. Эту третью категорию заповедей
Тора называет хуким, словом, которым названа эта недельная глава.
Мы выполняем их как приказ Б-га. И до известной степени (далеко не всегда!)
можем осознать их действие через последствия наших поступков. Беседуя о главе
“Бехукотай” книги “Ваикра”, мы уже отмечали одну из таких непостижимых
причинно-следственных связей, зафиксированных в жизненном опыте еврейского
народа: когда израильтяне жили в своей стране по законам Всевышнего, им всегда
сопутствовали удача и процветание (времена царей Шломо, Йеhошафата, Хизкияhу и
др.), и наоборот: во времена царей-отступников (Ахаз, Еhояким и др.) случались
войны и голод (Млахим II, гл. 16, 23, 24).
В этой главе речь идет только об одном законе — и одном из самых, пожалуй, загадочных.
Это закон о красной корове, пеплом которой снимается нечистота от умершего.
Суть заповедей- хуким скрыта от нас, но какие-то объяснения возможны и
здесь. Так, Раши от имени раби Моше hа-Даршана указывает на связь между
заповедью о красной корове и грехом поклонения золотому тельцу.
Рав Ицхак Циюни, в тридцать шесть лет возглавил общину города Режица (ныне
Резекне) – стал Режицер ребе. Было это в конце позапрошлого века.
Его сын рав Бенцион – мой отец.
Я знаю о своем деде только по рассказам. Говорили, что весь день он проводил
в синагоге, всегда в талит гадоль и тфилин – он снимал их только с заходом
солнца.
В общине Режицы было немало знающих людей, и дед обычно предлагал им выслушать
всякий вопрос, с которым к нему в синагогу приходили люди. Он выяснял мнение
знатоков по этому вопросу, а потом высказывал свое. Он и сыновьям своим завещал
поступать так же, так и написал в завещании.
Должен сказать, что отец мой следовал этому указанию. Помню, в годы войны, в
суровый голод, отец разрешил евреям казанской общины некоторые «облегчения»
(это термин, обозначающий смягчение правил выполнения той или иной заповеди;
обратное действие называется «хумра», устрожение). Отец разрешил непосредственно
в Песах печь мацу, есть горох и еще что-то, кажется. Это решение он обсудил и
принял в присутствии двух раввинов.
В пятницу вечером, проходя по дороге в синагогу мимо еврейских лавок,
Режицер ребе всегда следил, чтобы они были закрыты до начала субботы.
Мне довелось встретиться с женщиной, гостившей в те времена в Режице. Она
описала мне такую сцену. Стоит она на тихой вечерней улице. Близится
наступление субботы. Вдруг начинается страшная суматоха: все спешат, суетятся,
галдят, лавки закрываются – только слышно, как ставни хлопают. Она спрашивает в
страхе: «Что такое? Что случилось?» А ей отвечают: «Реб Ицеле идет!»
Люди издалека приезжали к Режицер ребе за советом. И всем были известны
случаи, когда невнимание к словам ребе кончалось очень печально. Его любили и
боялись.
19 июня, после окончания суббота, сотни учеников рава Зильбера
собрались у Западной Стены для чтения псалмов и молитвы Мишеберах
(за выздоровление).
Это вызвано ухудшением состояния здоровья р. Ицхака в
последние два дня.
Общественную молитву вёл его зять, рав Хаим Завди, который
привёл несколько строк из Талмуда: "Когда есть больной дома, нужно
идти к Праведнику, чтобы тот молился. А когда сам Праведник болеет, нужно
молиться за него так, как будто ты сам болеешь" .
Многие люди не смогли приехать в
этот поздний час в Иерусалим, и организовали миньяны или молились сами.
"Он столько молился за
нас, неужели мы не будем молиться за него?" – говорит Дина Эльман, одна из
руководителей женского семинара "Махон Таль".
В настоящее время, принимается
решение о срочной госпитализации рава Зильбера и пути его
дальнейшего лечения. Семья Зильбер, и к ней
присоединяется руководство Толдот Йешурун, просят всех
молиться за выздоровление рава и чтобы Творец направил врачей на правильный
путь его лечения.
20 июня в 17:31 рав Ицхак Зильбер госпитализирован в кардиологическом
отделении иерусалимской больницы "Адасса эйн Керем".
Просим всех продолжать молиться за выздоровление Ицхака Йосефа бен Лея
Гитель.