Бывает так, что Всевышний наказывает человека... богатством.
Два знаменитых богача были на свете, и оба из-за своего богатства
потеряли и этот мир, и мир грядущий. Один из них — еврей из знатного рода,
знаток Торы — Корах. А другой — нееврей Аман.
Не раз евреи совершали в
пустыне прегрешения против Б-га. Четырежды Моше был вынужден молить Творца
сдержать гнев против еврейского народа, когда тот стоял на грани гибели из-за
грехов, совершенных в пустыне. Первым из них было поклонение золотому тельцу
(Шмот, глава “Ки тиса”), вторым — жалобы на отсутствие мяса (Бемидбар, глава
“Беhаалотха”), третьим — ложный отзыв разведчиков об Эрец-Исраэль и малодушный
отказ народа идти в Обетованную Землю (предыдущая глава, “Шлах”). Четвертое
прегрешение, едва не погубившее еврейский народ, — мятеж Кораха.
Как разбогател Корах? Он
любил деньги. Вот Б-г и дал ему возможность найти клад, когда евреи еще
находились в Египте. Был он человек смекалистый, оборотистый, благодаря чему и
стал одним из самых богатых людей в истории.
Происхождения он был
самого блестящего: отец Кораха Ицhар и отец Моше Амрам были родными братьями,
так что Корах приходился двоюродным братом самому Моше.
Корах считал, что раз он
столь богат и знатен, ему по праву полагаются чины и почести. Но ему не дали
никакого чина. Даже главой над родом Кеhата, к которому принадлежали и Моше, и
Корах, был поставлен не Корах, а его младший двоюродный брат Элицафан, сын
Узиэля. Это глубоко задело честолюбивого богача.
Корах верил и знал, что
Тора дана евреям Б-гом. Соответственно, он должен был считать, что Моше делает
все назначения и объявляет все законы и уставы не по собственному усмотрению,
но только по велению свыше. Однако самолюбие заглушает голос разума. Поэтому
Кораху казалось, что Тора-то, конечно, от Б-га, но назначения Моше делает по
своим соображениям.
Корах претендовал на пост
первосвященника. Не говоря об этом прямо, он занялся агитацией, доказывая
людям, что Моше и Аhарон узурпировали власть и священнослужение в собственных
интересах, а на самом деле каждый еврей не менее свят, чем они, и имеет не
меньше прав служить Всевышнему в Храме. Корах сумел увлечь за собой двести
пятьдесят сторонников.
В многочисленную группу
“обойденных” вошли представители колена Реувена, ничем не выделенные среди
колен Израиля, несмотря на то, что их родоначальник был первенцем праотца
Яакова. Среди обиженных реувенитов были и известные скандалисты и клеветники
Датан и Авирам. В партию Кораха вошли также сыновья-первенцы из других
израильских колен, которых оскорбило, что после греха поклонения золотому
тельцу право службы в Храме было у них отнято и отдано потомкам Аhарона.
Мятежники протестовали против того, что даже левиим, не относящимся к роду
коhаним, запрещено участвовать в жертвоприношениях.
С какими лозунгами
обращались бунтари к народу? Да с теми же, что и прочие “борцы за правду”:
всеобщее равенство, справедливость.
“И собрались они
против Моше и Аhарона, и сказали им: 'Полно вам! Ведь вся община, все святы, и
среди них Г-сподь. Отчего же возноситесь вы над собранием Г-спода?'“ (16:3).
Уместна ли с нашей стороны
такая ирония по отношению к “борцам за справедливость”?
Взгляд Торы на борьбу за
правду — сложная тема. Скажем об этом лишь несколько слов. Цель, средства и
последствия — вот о чем должен думать человек, когда он намерен разоблачить несправедливость,
от самой маленькой — нечестности продавца в лавчонке (пример, который
рассматривает Хафец Хаим) — до самой большой: “эксплуатации класса классом”. О
тех, кто провозглашает: “Один кошелек будет для всех нас”, — в притчах Шломо
сказано: “Ноги их бегут ко злу, и спешат [эти люди] проливать кровь” (Мишлей, 1:16).
Что касается последствий,
то наши мудрецы учат, что надо тщательно взвешивать свои действия, чтобы
виновный не пострадал больше, чем он того заслуживает.
Что касается средств, Тора
призывает нас избегать лжи и злословия. Мятежники же обвиняли своего вождя в
корысти, не имея никаких доказательств тому и забывая, что Моше поставлен во
главе народа самим Всевышним.
О целях самого зачинщика
бунта и о средствах, к которым он прибегал, точно сказал Рамбан.
Корах уязвлен назначением
его младшего двоюродного брата на пост главы семейства Кеhата. Но ведь это было
не вчера. Что же он задним числом хватился? А то, что теперь — вспомните
предыдущую главу! — евреи обречены сорок лет оставаться в пустыне и глубоко
подавлены этим. Корах понимает: состояние душевной угнетенности — самый
подходящий момент для бунта. Отчаяние приводит к проступкам, к которым не
приводят и самые греховные желания. Вот почему нам заповедано пребывать в
радости, которая отдаляет от греха.
Несмотря на то, что ни
перед кем из бунтовщиков Моше не мог чувствовать ни малейшей вины, он все же
пытался поговорить с Корахом. Но тот не пожелал вступать в разговор. Моше
вызвал для беседы Датана и Авирама, но и они отказались прийти.
Почему Моше, уверенный в
своей правоте, так старался примириться с обидчиками? Потому что нам заповедано
всеми средствами избегать раздоров.
На иврите споры, раздоры
называются махлокет. Толкуя каждую букву этого слова: “мем” — мара — “горечь”,
“хет” — харон — “гнев”, “ламед” — локин — “подвергаются наказанию”, “куф” —
клала — проклятие, “тав” — тоэва — “мерзость”, — мидраш подсказывает, что
раздоры всегда вызваны дурными чувствами и всегда приводят к беде.
Мидраш говорит, что нам
следует учиться у Моше и стараться избегать споров. Здесь не имеется в виду
спор как выяснение истины, когда, например, мудрецы обсуждают какой-то закон,
не сходясь во мнениях, но оставаясь друзьями. Речь идет о спорах, к которым
примешиваются самолюбие, личные интересы. Об этом говорит Рав в трактате
“Санhедрин” (110а): тот, кто раздувает споры, нарушает заповедь Торы “Чтобы не
был ты подобен Кораху и сообщникам его”. Из этого каждому следует уяснить для
себя, что нельзя при первом же слове противоречия относиться к человеку как к
противнику. А если слова не помогают, от спора лучше уйти.
Рамбам писал сыну: “Не
оскверняйте ваши души раздорами, от которых мы теряем и духовно, и физически. Я
видел, как разрушались семьи, были унижены великие люди, гибли большие города,
распадались сообщества, хуже становились благочестивые... в результате споров и
раздоров”.
Я учил детей не выделяться
в классе, быть как все, т.е. не говорить «этого я не ем», «того я не делаю».
Учил поддерживать со всеми хорошие отношения: не ссориться, не драться, не
спорить. Учил так из моральных соображений прежде всего, но и из тактических –
тоже. И обе причины детям объяснял.
Как-то, придя в дочкину
школу, я увидел ее имя на школьной Доске почета. Я тут же побежал к
учительнице:
– Лучше Саре не
высовываться...
Учительница (кстати,
побывав три года назад в Казани, я с ней встретился) снизила Саре оценку, и
Сара перестала быть отличницей.
В пятом классе, к которому
дети подошли одновременно (из-за того, что Бенцион пошел сразу в третий),
возникла новая проблема: там уже преподавал не один учитель, а несколько. Со
всеми сразу о субботе не договоришься! Мы разрешили проблему, устроив детей в
школу рабочей молодежи, где в субботу уроков не было. Я попросил знакомого
директора, чтобы он их принял, и дети стали ездить в школу вместе. Бенциону
было десять лет, Саре – двенадцать.
Идиллия продолжалась
недолго. Дети проучились недели две, как явилась какая-то комиссия. Увидев
детей, инспектора возмутились:
– Что у вас тут – школа
рабочей молодежи или детский сад?
Детей исключили.
Я устроил Сару в другую
школу, а Бенциона оставил дома. Обратился к врачу, сослался на воспаление
среднего уха, которое мальчик перенес и последствия которого все еще могут
сказаться, и получил для Бенциона на год освобождение от учебы.
Хотите жениться?Выйти замуж?Построить Еврейский
Дом? Интернет-служба знакомств "Шидухим" помогает русскоязычным евреям
построить религиозную семью. Тысячелетний опыт, Интернет и лучшие израильские
шадханы – это служба "Шидухим". Для евреев любого возраста,
любых стран и материков. www.toldot.ru/shiduchim