Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"НИЦАВИМ"

Моше заключает новый завет с народом, вступающим в Землю

В последний день своей жизни Моше продолжал говорить с собравшимися евреями. Начал он с успокоительных заверений.

"Я знаю, что вы встревожились, услышав от меня 98 проклятий. Но хочу уверить вас, что несмотря на все невзгоды, еврейский народ не погибнет. В конечном итоге эти проклятия будут служить вашему благу.

Б-г объявил (Дварим 32:23): "Я израсходую на них (евреев) Мои стрелы". Эта "угроза" одновременно является и поддержкой, ибо подразумевает: "Все Мои стрелы будут израсходованы - но сыны Израиля все еще будут здесь".

Лучник нацелился в потолок и пускал стрелы до тех пор, пока не опустел колчан. Но потолок выдержал. Вот так и еврейский народ страдает, отдельные люди умирают, но нация вечна.

Страдая, неевреи отказываются от Б-га, а евреи признают Его, невзирая ни на что. В результате они получат награду - жизнь в Грядущем Мире.

Моше призывал народ:

"Этот день подобен дню Дарования Торы. Б-г заключает с вами новый завет и скрепляет его клятвой.

Зачем Ашем заключил с сынами Израиля новый завет перед входом в Землю? Полная изоляция во время их скитаний по пустыне и зависимость от Б-жественного Провидения могли принудить их соблюдать Тору ради выживания. Б-г решил, что новый завет совершенно необходим перед вступлением в Эрец Исраэль, Землю благоденствия и изобилия, которое грозит евреям серьезной опасностью: небрежным исполнением заповедей и забвением Ашема.

Вы все вступаете в этот завет: ваши лидеры - Иеошуа, Элазар, главы колен и старейшины Санхедрина, судьи над тысячами, над сотнями, над полусотнями и десятками, все ваши мужчины, все ваши жены, которые могут не вполне ясно понимать мои слова, но которые достойны награды за то, что слушают и принимают их; и ваши дети, которые таким образом обучаются Торе и заповедям. Завет включает и тех геров (обращенных) среди вас, которые заготавливают дрова и черпают воду. (Моше имел в виду группу хананеев, желавших обратиться в еврейство. Моше назначил их общинными дровосеками и водоносами. Он также предвидел, что гивониты обратятся обманным путем во времена Иеошуа ради спасения своих жизней, и поэтому включил их в завет.)

Этот завет обязывает даже тех евреев, которые родятся в будущем. Хотя в настоящий момент физически они не существуют, их души присутствуют в этом собрании. (При Даровании Торы также присутствовали души всех евреев.)

Б-г желает, чтобы вы приняли Тору и поклялись в этом до того, как я завершу свою миссию вождя. Б-г Сам поклялся праотцам, что никогда не заменит евреев ни на какой другой народ. Если бы поклялся только Он (а не вы), то соглашение было бы неравным".

Во времена пророка Ехезкеля некоторые старейшины евреев, потрясенные страданиями своего народа от гнета вавилонского царя Нэвухаднэцара, спросили у пророка: "Может быть, мы освобождены от исполнения заповедей, ибо Б-г продал нас Нэвухаднэцару, как хозяин продает своего раба?"

Ехезкель ответил, что Б-г призвал евреев в качестве Своих слуг на все времена. Он предал их в руки Нэвухаднэцара только из-за их грехов, но они навеки связаны с Его Торой.

Моше предупреждал народ: "Многие из тех, кто жил в Египте, помнят идолов из камня и дерева (египтяне выставляли их на улицах), а также золотые и серебряные изваяния (египтяне хранили их в своих домах под замком, опасаясь воров). Вы видели, как египтяне служили им, и, возможно, вас поражало их богатство, успех и престиж. Есть среди вас и такие, кто поклонялся богам Эдома, Амона, Моава и Мидьяна. Не исключено, что среди собравшихся есть евреи, в душе верящие в этих богов, но лицемерно отвечающие "амен" при словах: "Проклят изготавливающий идола".

Возможно, они думают, что Б-г не наказывает за порочные мысли. Или рассчитывают, что на них не распространится Б-жественное проклятие, посылаемое общине как единому целому.

Знайте же, что это не так! Тот, кто думает: "Я не стану обращать внимания на завет, а буду потворствовать своим желаниям", не будет прощен Б-гом! (Б-г накажет даже индивидуума и даже если он поклоняется идолам лишь в мыслях.)

Я предупреждаю вас, что если человек в самой малой степени поддается своему побуждению ко злу, это приведет его к тяжким грехам".

Вначале побуждение ко злу создает себе точку опоры в душе человека, уговаривая: "Только один малюсенький грешок!" Но мало-помалу оно увлекает жертву в бездну греха. И путы порока, вначале напоминающие паутинку, в конце концов становятся подобны канатам.

Моше провозгласил: "Лишь только человек начинает поддаваться своим желаниям (то есть, желаниям побуждения ко злу), он никогда не будет удовлетворен. Наоборот, с каждым разом он будет все больше вожделеть запретных наслаждений.

Б-г не простит того, кто оскверняет Его завет. Если человек совершил грех сознательно, Ашем покарает его даже за непреднамеренные грехи, совершенные ранее. Против этого человека возгорится Б-жественный гнев, и сбудутся все перечисленные в Торе проклятия".

Моше говорил о будущем, о том времени, когда евреи станут поклоняться идолам: "Когда в будущем неевреи увидят, как вас наказал Б-г, опустошив Землю и изгнав вас оттуда, и спросят, почему из всех народов земли так страдаете только вы, ваши потомки признают Б-жественную справедливость: потому что вы приняли Его завет, а затем нарушили его.

С этого дня Б-г возлагает на всех вас ответственность не только за грехи общины, но и за прегрешения отдельных людей".

Тогда евреи отвечали: "Моше, мы согласны нести ответственность за грехи наших братьев, совершенные публично (которых мы не смогли предать суду), но не за их тайные прегрешения".

Ашем уступил и согласился взыскивать с евреев только за явные грехи. На практике Он отсрочил возложение на общину ответственности за грехи индивидуумов до вступления евреев в Эрец Исраэль и принятия ими благословений и проклятий на горах Геризим и Эйвал.

Мера Б-жественной награды всегда превышает меру Его наказания. Ашем постановил, что вся община страдает за грех одного еврея. Но как же велико тогда благо, даруемое общине за заслуги составляющих ее личностей!

Поэтому наши мудрецы учили: "Весь мир существует ради заслуг одного праведника, как сказано (Мишлей 10:25): "Праведник - основа мира".

Все собрание накануне вступления в Эрец Исраэль приняло этот новый завет (в дополнение к завету, заключенному на Синае).

ВОТ ВЫ СТОИТЕ СЕГОДНЯ ВСЕ ПЕРЕД Б-ГОМ

В предыдущем разделе Моше поведал народу Израиля основы взаимоотношений личности и общины с Б-гом, чтобы дать им верное понимание сущности благословения и проклятия, о которых говорилось там. Сейчас он хочет сделать несколько важных добавлений, которые позволят евреям избежать неверных интерпретаций сущности Завета.

"Вот вы все стоите сегодня перед АШЕМОМ Б-гом вашим - ваши главы, ваши колена, ваши старейшины и ваши воины - все мужи Израиля; ваши младенцы и женщины, пришелец, который обосновался внутри твоего стана, от дровосека до водоноса, чтобы вступит в Завет с АШЕМОМ Б-гом твоим и в клятву, которую АШЕМ твой Б-г заключает сегодня с тобой".

Тора неоднократно заявляла о том, что внутри еврейского народа существуют различные неоднородные группы. Избрание колена Леви для служения в Храме, избрание потомков Аарона для совершения жертвоприношений, закрепление за коленом Иеуды царственных атрибутов... Такое разделение может кое-кого навести на мысль, что и в отношении к основным пунктам Завета группы народа разнятся, что есть более и менее нагруженные заповедями люди, что некоторые поколения получат возможность освободить себя от части обязательств перед Всевышним. И вот Моше счел необходимым разъяснить, что Завет и клятва относятся ко всем членам народа Израиля во все времена и при всех обстоятельствах. ...Вот вы стоите здесь сегодня - все группы общества - перед АШЕМОМ Б-гом вашим, все-большие и маленькие, богатые и бедные, знатные и простые люди - в равной степени, равные в Завете...

Далее читатель Торы может впасть в заблуждение и посчитать, что Завет и клятва относятся лишь ко всей нации в целом и что пока основная масса народа придерживается условий Завета, отдельные личности могут обращаться с ним достаточно вольно. Поэтому Моше заявляет: Да не подумает кто из вас, что эта клятва обязывает только общину и что человек может руководствовать- ся своими эмоциями и рассуждениями и при этом оставаться в ладу с Б-гом и миром. Такого человека Б-г не захочет простить, и возгорится Его гнев ... и сотрет Он имя того человека из-под небес...

Слова Моше пришли также устранить опаснейшее заблуждение, что лишь нация в целом, а не все составляющие ее отдельные представители, является хранителем Торы. Такое представление могло возникнуть после описания организации будущей жизни евреев в Эрец Исраэль, организации, предусматривающей меры по обеспечению теоретического изучения и практического исполнения Закона на всей территории Святой Земли. Возможно также искажение концепции солидарности и взаимной ответственности евреев о обратную сторону: личность может проявить чудеса доблести по сохранению и соблюдению еврейского Закона в общинных и национальных делах и считать, что это освобождает человека от усилий по соблюдению Закона в личной жизни. Такую позицию Моше решительно отвергает своей страстной речью.

Эта задача правильного понимания благословения и проклятия, содержащихся в Торе, настолько важна, что ради ее прояснения Моше прервал свое пророчество о будущем Израиля. Теперь он возвращается к этой теме.

Трагедия, которая постигнет еврейский народ за отход от Торы, будет настолько всеобъемлющей и чудесной, настолько потрясающей воображение, что даже живущие вокруг нас народы увидят в происходящем Б-жественную руку и поймут причину наших бед ..." за то, что покинули Завет с АШЕМОМ Б-гом своих отцов, который Он заключил с ними по их выходе из Египта".

И вот в конце дней, когда положение станет сверхотчаянным, когда беды одна за другой будут сыпаться на наш народ, когда от лютых преследований, кажется не будет избавления, произойдет вот что... Беды, несчастья разобьет толстую корку нечистоты, окутывающую душу непокорного народа. Где бы он ни находились, в какую бы даль ни угнали его враги, там на чужой земле еврейский народ начнет возвращаться к Б-гу и слушать Его голос всем сердцем и все своей душою. И тогда Всевышний соберет Свой народ в Землю Израиля, даже если он будет раскидан по всей вселенной от края и до края, и снимет нечистоту с их сердец, чтобы они смогли любить Б-га и жить этой любовью.

Но где же наш народ возьмет силы выдержать такое долгое и тяжелое изгнание? Как сможет преодолеть все испытания и вернуться к Б-гу в тот момент, когда весь мир будет против него? Что вообще сегодня движет евреем, соблюдающим заповеди, несмотря на то, что весь мир вокруг во всю мощь науки техники служит идолам? Тора отвечает нам: "Ибо эта заповедь, которую Я заповедую тебе сегодня не отстранена от тебя и не далека. Не в небесах она... и не за морем... Но очень близко к тебе это дело в твоих устах и в сердце, чтобы исполнить его".

Еврейская душа от рождения сохраняет особую связь с Б-гом. Такой близости, такого контакта нет больше ни у какого народа. Только совершенные по злому умыслу тяжелые грехи - и ничто больше - способны прервать эту связь. Она может никак не проявляться в жизни человек. Тогда он кажется окружающим "нормальным", а мы говорим об изгнании, ссылке его еврейской сути, потому что толстая корка нечистоты, жизни интересами этого нижнего мира, никак не дают ей показать на что она способна. Так проходит жизнь и человек не догадывается какое сокровище скрыто в нем: Б-жественная душа, чистое, неискаженное желание учить Тору и исполнять ее заповеди.

Она не проявляется, но она существует! И когда под ударами внешних ли, внутренних ли событий в жизни человека разваливается тюрьма, в которой удерживала ее гордыня, тот счастливый человек обретает жизнь, обретает истину, которая наполняет его существо Б-жественным сиянием. "Ибо очень близко к тебе это дело..." Вот оно в тебе, и никуда никогда не уходило, а ты просто не знал!

В этой необыкновенной связи с Б-гом заключается и феномен еврейской жертвенности, так поражающий всех, кто знакомится с историей нашего народа. Не один и не два и не сто, а целые общины на протяжении тысячелетий (!) отдавали свои жизни, но не изменяли Б-гу Израиля! И дело здесь не в особых курсах патриотического воспитания и уж, конечно же, не в фанатизме - не хватит фанатизма гибнуть столетия подряд! Но в том, что в минуту испытания даже у самых простых людей раскрывалась скрытая дотоле связь с Творцом и им сияла истина, которой они не могли изменить ни при каких обстоятельствах: Б-г - источник жизни, тот кто от Него отделяется, гибнет. А наши предки? Они выбирали жизнь, и поэтому всходили на костры!

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"ВАЕЛЕХ"

МОМЕНТ ПРОЩАНИЯ

Тяжел и печален был день расставания Моше с еврейским народом. Печален для Моше, тяжел для евреев. В канун смерти Б-г не только показал Моше великолепие и святость Земли Израиля - Он показал ему будущие поколения евреев и их судьбу: изгнания, преследования, муки... Собственное горе померкло в глазах Моше, мелким показалось оно ему перед лицом столь страшной истории. Тяжесть невыносимая...

Невеселы были и евреи. Их вождь, их надежный лидер, друг Всевышнего уходил из этого мира для вечной жизни. Что-то ждет их в будущем? Кто избавит от напастей, заступится, отмолит...

Этот особенный день Моше и начал по-особенному: "И пошел Моше и говорил эти слова всему Израилю". Что значит "и пошел" - необычная форма, которая не встречалась нам ранее в Торе? Более того, Тора уже сообщила нам, что весь Израиль собрался по слову Моше, и становится еще более загадочным куда же он пошел?

Так раскрывает нам Писание масштаб истинного величия. Моше не мог удовольствоваться официальной церемонией прощания с народом, во время которой венец царства был возложен на голову Иеошуа. Моше встал и пошел (сил у него было предостаточно: ведь он покидал этот мир не из-за старости и болезней, но единственно по решению Небесного суда) проститься с евреями в ИХ ДОМАХ, с каждым в отдельности, за руку, глядя в глаза, прося прощения, укрепляя... В этот час стал ясно всему Израилю, что их лидер не считал себя "особой уникальной", сверхчеловеком, вознесенным над толпой. Он знал, что сорок лет на него была возложена Б-гом миссия вывести евреев из Египта и получить на Синае Тору. А миссия не наделяет посланника правами более необходимого. И теперь, когда на глазах у всех Б-г объявил о завершении его миссии и корона увенчала голову его ученика, Моше не сомневался, что он должен проститься с каждым из своих друзей-подопечных не в рамках официального торжества с речами и славословиями, но запросто, по- приятельски, у них дома!

Моше крепко усвоил уроки, которые Всевышний преподал ему на Синае. Когда евреи согрешили, построив золотого тельца, Создатель Сам указал Моше путь спасения, намекнув, что только от него одного зависит спасение всего народа. Моше "налету поймал намек" и страстной беззаветной молитвой добился оправдания для своих соплеменников. Тогда-то и узнал Моше, что "даже если меч приставлен к шее, не должен человек прекращать молиться о милосердии". И он не прекращал молитвы и в эти последние часы.

- Почему я должен умереть? - спросил он Всевышнего. - Я не совершил ни одного греха, караемого смертью!

- Смерть провозглашена в мире из-за греха Адама.

- Но Адам согрешил, а я нет.

- Ты тоже включен в тот приговор, - ответил Б-г. - Вспомни, что даже такой праведник, как Авраам, освятившей в этом мире Мое Имя, и тот достался Ангелу Смерти.

- Авраам породил Ишмаэля (т.е. он не полностью очистил себя от скверны).

- А Ицхак, вознесенный на жертвенник?

- Ицхак породил нечестивого Эсава и значит сохранил в себе какую-то часть адамовой нечистоты.

- Яаков?

- Даже Яаков не прорвал облака и не превзошел ангелов. Он не разговаривал с Тобой лицом к лицу. - Моше, Слава Моя уже отошла от тебя и пребывает с Иеошуа!

- Ничего, мне не обязательно быть Ребе. Я могу стать его учеником.

- Ну что ж, попробуй.

Моше немедленно отправился к шатру Иеошуа, и они вместе двинулись к Мишкану. К ним сражу подошли люди, желавшие пополнить свои знания Торы. "Моше, учи нас Торе",- сказали они. "У меня нет на это права", -ответил Моше. - Отныне вы будете учиться у Иеошуа".

Иеошуа занял место в центре, Моше сел справа от него, сыновья Аарона слева. Начался урок. Мудрость покинула Моше и он не понимал того, что говорил Иеошуа. Завершились не просто 120 лет его жизни - для него иссякли родники Б-жественной мудрости, и он больше был не в состоянии что-либо прибавить к тому что уже знал. Отчаяние охватило его и он взмолился: "Владыка миров! До сих пор я просил Тебя о жизни! Сейчас я прошу Тебя взять мою душу!" Жизнь, в которой нет места постижению Б-жественной мудрости, горше смерти!

Нет, неспроста именно в день своего прощания с евреями Моше предстал в их глазах как один из них, стоящий в общем ряду и вместе со всеми не понимающий сложного объяснения нового Ребе. Таков был замысел Высшего Провидения, чтобы они запомнили Моше в эти последние часы без короны царя и без посоха мудреца. Чтобы в эти мгновения все убедились в том, что без Б-жественной поддержки Моше в полной мере разделяет с ними естественные человеческие слабости. ЧТОБЫ НЕ ПОРОДИЛИ ЛЕГЕНД И МИФОВ И НЕ ОБРАТИЛИ МОШЕ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ В Б-ГОЧЕЛОВЕКА, как это произошло с одним евреем из Нацерета и аравийским торговцем из Мекки, "взошедшим на небо вместе со своим ослом".

И эта слабость нисколько не повредила Моше в глазах его потомков. И в сознании народном он остался ЧЕЛОВЕКОМ, который чудом своей жизни продемонстрировал, каких духовных высот может достичь на земле смертный, подчинивший себя Б-жественной Воле!

Моше умоляет Ашема отменить смертный приговор

Начиная с первого адара, когда Моше узнал о неизбежности своей смерти, вплоть до седьмого адара, он постоянно молил Ашема продлить его жизнь. (Ибо человек не должен терять веру в милосердие Б-га, даже если приговор уже вынесен.)

Ашем объявил о смерти Моше так: "Вот, приближаются дни, когда ты должен умереть".

Почему Он не сказал просто: "Вот, ты должен умереть"? Наши мудрецы рассказывают о таком случае.

Рабби Шимон бон Халафта был однажды приглашен на обрезание, где отец угощал гостей вином семилетней выдержки.

"Остатки этого вина, - сказал он, - я сохраню до свадьбы сына". Пиршество продолжалось до полуночи, после чего рабби Шимон бен Халафта возвратился в свой город. Обычно он предпочитал не ходить в одиночку по ночам, опасаясь мазикин (вредоносных сил), но так как нынче он возвращался после исполнения заповеди, то верил в Божественную защиту.

По дороге он встретил ангела Смерти.

"Кто ты?" - спросил его рабби Шимон.

"Я - посланец Б-га", - отвечал ангел.

"Почему сегодня ночью ты выглядишь так необычно?" - спросил рабби Шимон. (Мудрецы нередко видели ангела Смерти и знали, как он выглядит.)

"Меня огорчают легкомысленные заявления некоторых людей о том, чем они собираются заниматься в будущем, - сказал ангел. - Им никогда не приходит в голову, что они могут неожиданно умереть. (Если бы они подумали об этом, то немедленно раскаялись бы.) Хозяин дома, где ты был вчера вечером, сказал, что собирается сберечь часть дорогого вина для хупы своего сына, а сын его умрет через тридцать дней".

"Назови же и мне день моей кончины", - попросил его рабби Шимон.

"Я не властен над тобой и людьми, равными тебе, - признался ангел. - Если Б-г хочет ваших праведных поступков. Он удлиняет ваши жизни, как сказано (Мишлей 10:27): "Б-гобоязненность добавляет дней".

Таким образом, Ашем мог бы продлить жизнь Моше сверх отведенных ему ста двадцати лет. Он очень неохотно отнимает жизнь у праведника, как сказано: "Драгоценна (нелегка) в глазах Ашема смерть Его благочестивых" (Теилим 116:15).

Стремясь подчеркнуть Свое нежелание, Ашем не сказал Моше прямо: "Ты должен умереть", а говорит о "приближающихся днях смерти".

Более того, Б-г намекнул: "Твои дни умрут, а не ты", ибо праведника зовут "живым" даже после его смерти.

Услышав это, Моше воскликнул в испуге: "И Ты объявляешь мне о моей смерти так же, как я восхваляю Тебя!? Я объявил: "Вот, Ашему принадлежат Небеса и Небеса Небес" (Дварим 10:14), а Ты заявляешь: "Вот, ты должен умереть"!? Испуг Моше можно понять из такой притчи:

Один человек нашел на пустынной дороге потерянный кем-то меч, сделанный с большим искусством и украшенный драгоценными камнями.

"Только царю подобает владеть таким оружием", - подумал путник и направился во дворец.

Стража пропустила его, и, оказавшись в тронном зале, человек с поклоном передал царю подарок.

"Мне редко приходилось видеть такое прекрасное оружие", - воскликнул царь и долго любовался дорогим подарком, а потом позвал стражу и приказал отрубить дарителю голову.

Человек испытал грандиозное потрясение. "Неужели вы обезглавите меня мечом, который я с почтением преподнес вам?" - восклицал несчастный, но мольбы его были тщетны.

Вот так и Моше был устрашен, когда Б-г объявил о его смерти, употребив то же самое слово "вот", которое он произносил, восхваляя Б-га.

Тиферет Цион объясняет, что слово "вот" подразумевает явную манифестацию. Время, когда Моше являлся вождем, было периодом явного проявления Шехины, когда чудеса происходили ежедневно. Ашем сообщил Моше, что к условиям Эрец Исраэль лидерство подобного рода не подходило, ибо евреи не были готовы к нему. Именно поэтому Моше не мог ввести евреев в Эрец Исраэль.

Р. Бехае объясняет, что утверждение: "Вот, подошли дни, когда ты должен умереть", говорит не о наказании Моше; скорее, смерть явилась для него своего рода вратами в Грядущий Мир, где он получит заслуженную им вечную награду. Ашем не "обезглавит его" с помощью подарка, который предложил Моше. Употребление слова "вот" имело такой смысл: "За то что при жизни ты восхвалял Меня, твоя душа теперь будет обитать под Небесным Троном Славы".

Ашем отвечал ему: "А разве не сказал ты, когда Я хотел послать тебя в Египет, чтобы освободить евреев: "Вот, они не поверят мне?!"

"Почему я должен умереть, - протестовал Моше, - Ты назначил наказание карэт за тридцать шесть грехов. Разве я совершил хотя бы один из них?"

"Но Я провозгласил смерть самому первому человеку, Адаму", - отвечал Ашем.

"Адам заслужил смерть, ибо нарушил Твою заповедь, - отвечал Моше, - а я не совершал ничего подобного". 'Ты включен в приговор Адаму", - отвечал Ашем.

Правитель приговорил женщину к длительному тюремному заключению. Женщина была беременна и родила в тюрьме мальчика. Здесь он провел свое детство.

Однажды мимо проезжал правитель. Малыш побежал за ним и спросил: "Скажите, за какое преступление я должен сидеть в тюрьме?" Тот ответил: "За преступление твоей матери!"

Так и Ашем сказал Моше: "Души людей всех поколений являются частью души Адама. Поэтому смертный приговор Адаму относится к каждому его потомку. Вспомни, что даже праведник Авраам, освятивший Мое Имя в мире, должен был умереть".

Моше отвечал: "Авраам породил Ишмаэля, чьи потомки разгневали Тебя. (Это убеждает нас, что Авраам не смог полностью очистить себя от греха Адама и поэтому заслуживал смерти.)"

"Но ведь и Ицхак, подставивший свою шею под нож с желанием быть принесенным в жертву, тоже умер", - напомнил Ашем.

Моше возражал: "Ицхак произвел на свет ненавистного Эсава. (Значит, и Ицхак обладал следами нечистоты Адама. Поэтому и он заслужил смерть.)"

"Но ведь умер даже Яаков, - сказал Ашем. - Яаков, который породил двенадцать совершенных сыновей, они все были праведники".

"Яаков не смог достигнуть моего уровня духовности, - настаивал Моше. - Разве он шествовал по облакам и походил на ангелов? Разве он разговаривал с Тобой лицом к лицу? Разве он получил Тору подобно мне?! (Он умер, ибо его тело не было совершенно очищено, а мне не нужна смерть, чтобы освободить меня от моего тела.)"

"Прекратим разговор, - сказал Ашем. - Такова Моя воля".

"Властелин Вселенной, - умолял Моше, - поднимись со Своего Трона Суда и пересядь на Трон Милосердия. Пусть мои грехи будут искуплены моими страданиями, которые Ты навлечешь на меня, но не дай мне попасть в число людей, которых заберет ангел Смерти. Если только Ты примешь мои молитвы, я буду восхвалять Тебя перед всем человечеством, ибо сказано: "Я не умру, а буду жить и возвещать дела Б-га" {Теилим 118:17)".

"Это невозможно, - отвечал Ашем. - Решение о неминуемости смерти было вынесено в древности и относится даже к праведникам".

Ангел Смерти не подвластен ни одному человеку. Когда подходит время умирать, никто не может сказать: "Мой слуга заменит меня".

Никто не может использовать оружие, чтобы победить ангела Смерти.

Никто не может сказать ему: "Подожди, я закончу расчеты и сделаю указания по дому. Тогда я приду".

Давид объявил: "Наши дни на земле подобны тени, и нет надежды" (1 Диврей аямим 29:15).

Надежда есть всегда, но не в этом случае. Человек может мечтать о богатстве, силе, мудрости или могуществе, но не может надеяться на спасение от смерти и на вечную жизнь. Не было пророка, равного ему, о котором сказано (Шмот 33:11): "И Ашем говорил с Моше лицом к лицу". Тем не менее он не смог избежать смерти.

Когда Моше понял, что его молитвы не приняты, он стал умолять ангела, поставленного над землей и небесами: "Попроси о милости ко мне!"

Ангел отвечал: "Перед тем как попросить за тебя, я должен просить о том, чтобы небеса и земля не были разрушены. Ибо в пророчестве сказано о будущем: "И небеса свернутся как свиток" {Иешаяу 34:4). Моше отправился к ангелу, который отвечал за горы и холмы, и молил его: "Попроси о милости ко мне!"

"Прежде чем просить за тебя, - отвечал ангел, - позволь мне попросить за самого себя, ибо предсказано, что "горы отступят и холмы сдвинутся" (там же 54:10). Моше обратился к ангелу моря с той же просьбой. "Бeн Амрам, - удивился тот, - почему ты просишь о помощи именно меня? Разве не ты с помощью своего посоха приказал мне, чтобы море расступилось?! Я подчинился, ибо не мог воспротивиться силе сопровождавшей тебя Шехины.

Когда таким образом Моше напомнили о великих его свершениях, он воскликнул: "О, все это в прошлом! Я был царем, когда пересекал Ям Суф, а теперь я падаю ниц в молитве, но на нее не обращают внимания".

В конце концов Моше пошел к великому ангелу Мататрону и взмолился: "Попроси для меня пощады, чтобы я не умер!"

"Моше, - отвечал ангел, - зачем прилагать столько усилий? Из-за Небесного полога я слышал, что твои молитвы по этому поводу не приняты".

Моше закрыл лицо руками, зарыдал и воскликнул: "Кого же еще мне просить о пощаде?"

"Моше, - спросил его Ашем, - что причиняет тебе такую муку?"

"Я боюсь ангела Смерти", - отвечал Моше.

Ашем успокоил его: "Я не позволю ему забрать твою душу. Твоя кончина не будет похожа на смерть других людей. Ты сегодня так же энергичен, как и в молодости. Тебе не придется готовить саван или гроб, ибо тебе их обеспечат Небеса. Тебя не похоронят ни члены твоей семьи, ни друзья - это сделаю Я и Мое Небесное воинство".

"Меня очень тревожит судьба моей матери, Иохевед, - признался Моше. - Она уже лишилась двух своих детей, Аарона и Мириам. Теперь ей предстоит потерять и меня?"

"Так решено, - отвечал Ашем. - До сих пор лидером был ты. Теперь пришел черед Иеошуа".

"Мой Господин, - молил Моше, - если я должен уступить место новому вождю, позволь мне остаться его учеником!" "Попробуй, если хочешь", - уступил Ашем. Моше тотчас же пошел к шатру Иеошуа. Увидев его, Иеошуа удивился: "Неужели ко мне пришел мой учитель Моше?"

Они направились к Мишкану, причем Моше шел слева от Иеошуа (как подобает ученику). Когда они вошли внутрь, опустилось Облако Славы, образовав между ними подобие перегородки.

После того как Облако поднялось, Моше спросил Иеошуа: "Что за Б-жественное сообщение ты получил?"

Иеошуа ответил: "Когда Б-г являлся тебе, разве мне сообщали о содержании Его послания?! (Облако разделило нас, так как слова Б-га были предназначены только мне, и я не могу открывать их тебе.)"

Тогда Моше воскликнул: "Уж лучше сотня смертей, нежели эта зависть!" Когда евреи пришли к Моше за наставлениями по Торе, он сказал: "У меня нет на это разрешения".

Тем не менее народ настаивал, чтобы он учил их до тех пор пока Небесный Голос не объявит: "Учитесь у Иеошуа".

Иеошуа занял место во главе, Моше сел справа от него, а слева разместились сыновья Аарона.

Когда Иеошуа поднялся, чтобы начать урок, он столь сильно трепетал при мысли, что ему придется говорить в присутствии своего учителя, что ему потребовалась поддержка.

Моше лишился мудрости и не мог понять, чему учит Иеошуа.

Когда Иеошуа закончил, к Моше подошли люди и пожаловались:

"Его Тора не так понятна, как твоя, к которой мы привыкли". Моше не мог учить их и был охвачен таким отчаянием, что воскликнул: "Властелин Вселенной, до сих пор я просил тебя о сохранении своей жизни, теперь же прошу забрать мою душу!"

Моше так отчаянно просил о продлении жизни потому, что "жизнь" для него означала получение новых знаний о Торе и заповедях, а со смертью он терял эту возможность. Никто не мог оценить "жизнь" так, как Моше, который каждую секунду тратил на духовное совершенствование. Когда он утратил эту возможность, жизнь потеряла для него всякую ценность.

Когда Ашем увидел, что Моше примирился с мыслью о смерти. Он успокоил его: "Клянусь, как ты вел Моих сынов в этом мире, так ты вновь поведешь их в будущем (после воскрешения мертвых)!"


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное