Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ
КИ ТЭЦЭ

Сегодняшняя глава Торы "Ки Тэцэ" уделяет много внимания законам о браке и супружеской жизни.

Один из этих законов вызывает у читателя крайнее удивление. Вот он: "Не войдет Аммонитянин и Моавитянин в общество Г-сподне вовеки за то, что не встретили они вас с хлебом и водой на пути, когда вы вышли из Египта...".

Тора запрещает выдавать еврейских девушек замуж за сынов двух народов: Амон и Моав. Даже если они захотят перейти в иудаизм, их не принимают. Какова причина? "... За то, что не встретили они вас с хлебом и водой на пути, когда вы вышли из Египта...".

Как относится Тора к другим народам?

Читаем дальше: "Не гнушайся Эдомитянином, ибо он брат твой, не гнушайся Египтянином, ибо пришельцем был ты в земле его..."

Тора упоминает имена двух народов, причинивших много зла Израилю: египтяне, поработив евреев, 210 лет держали их в нечеловеческих условиях, эдомитяне вышли против них с мечом и готовы были уничтожить весь наш народ. Вполне естественным было 6ы чувство отвращения к потомкам поработителей и убийц. Однако Тора говорит: "Не гнушайся Эдомитянином, ибо он брат твой". Забудьте обиды: эдомитяне - ваши братья и если примут Иудаизм - вы можете породниться с ними. Не гнушайся Египтянином, ибо пришельцем был ты з земле его ...". Забудь обиды, забудь рабство, вспомни, что в свое время египтяне дали предкам твоим приют и спасли их от голода."

Но что же с первыми двумя народами: Амон и Моав? За какой тяжкий грех запретила Тора во веки веков родниться с ними? "За то, что они не встретили вас с хлебом и водой на пути, когда вы вышли из Египта". Абсурд! С теми, кто встретил нас с мечом на пути из Египта - можно родниться, а с теми, кто не встретил нас с хлебом и водой нельзя. И еще: даже если нарушение гостеприимства - тяжкий грех, ведь согрешило-то только одно поколение 3000 лет назад. Чем виноваты последующие поколения? Почему во веки веков нельзя родниться с ними? Любопытно, что Талмуд в трактате "Назир" указывает более древний корень отдаления Амона и Моава. Предком этих народов был Лот, родственник Авраама, нашего праотца. Некоторое время Лот сопровождал Авраама, но затем согласился оставить его и поселился в Содоме. Этот факт и предрешил отношения Амона и Моава с Израилем. И здесь неясность: почему Талмуд ищет новую причину отдаления Амона и Моава, когда Тора говорит предельно ясно: за то, что не встретили они вас с хлебом и водой?

На все наши вопросы отвечает известный комментатор Торы Мальбим, живший в конце XIX века. Допустим, что негостеприимство - тяжкий грех. Но чем виноваты последующие поколения? - спросили мы. Мальбим объясняет, что запрет родниться с Амонитянами и Моавитянами - это вовсе не наказание. Тора лишь указывает на наследственную духовную "болезнь" двух этих народов, потому и запрещает род- ниться с ними. "Болезнь" эта ведет свое начало от Лота и проявляется в том поколении, что не встретило израильтян с хлебом и водой на пути из Египта. Если так, то как мы можем ответить на второй вопрос: почему Тора не запретила родниться с египтянами и эдомитянами, которые порабощали наших предков и даже пытались уничтожить их. Ведь эти поступки, куда более безнравственные, чем негостеприимство. Однако самое тяжелое преступление не всегда свидетельствует о внутренней порче. Тора призывает евреев забыть о страшных деяниях Египта и Эдома, потому что духовная основа этих народов осталась здоровой, искра Б-жья не погасла в них. Она правда еле тлеет под пеплом, но если разворошить пепел и раздуть искру - вспыхнет яркий огонь.

С Амоном и Моавом дело обстоит иначе. Они не встретили израильтян с хлебом - водой - поступок сам по себе безобидный. Однако в нем проявилась внутренняя порча: выяснилось, что искра Б-жья погасла в двух этих народах. Помочь им уже ничем нельзя, поэтому Тора запретила родниться с ними.

Каким образом негостеприимство свидетельствует о духовном растлении? Обратимся к Лоту-прародителю моавитян и амонитян. Он долго жил в доме Авраама, но затем согласился покинуть его. Куда же он направил Лот свои стопы? В Содом!!! Слово это сегодня стало нарицательным и олицетворяет необузданность, крайнюю распущенность. Теперь мы понимаем, что Лоту было тесно и душно в доме Авраама. Этакая пуританская обстановка, нравоучения: того не делай, этого не говори. Покинув Авраама, Лот ушел в Содом, известный свободой нравов своих жителей. Тут можно делать, что хочешь, никто тебе ни слова не скажет. Здесь Лот мог дать волю своим всем своим страстям.

Однако дом Авраама помимо пуританства отличался еще одной чертой: безграничной милостью и любовью к людям. Самое простое проявление этой любви - гостеприимство: пригласить незнакомого путника в свой шатер, напоить, накор- мить, предоставить ему ночлег и ободрить усталую душу несколькими теплыми словами. Этой нехитрой мудрости Авраам обучал в своем доме всех и настолько успешно, что Лот, даже живя в Содоме, не забыл уроков гостеприимства. Эти уроки он передал своим сыновьям Амону и Моаву. От них произошли два народа, с которыми Тора запрещает родниться. Они напоминают сегодняшних бедуинов, у которых закон гостеприимства превыше всего, - нравственности, честности и тому подобному. Гостеприимство стало их натурой.

И вот народ Израиля, выйдя из Египта, проходит мимо границ Амона и Моава - жители их не выходят навстречу с хлебом и водой? Куда девалось их природное гостеприимство? Здесь повторяется история с Лотом. Вид народа Израиля, жившего по законам Торы, оттолкнул их. Снова пуританство, скромность, обуздывание страстей. Стремление к свободе нравов и ненависть к основам нравственности, душащим свободу, были слишком сильны в Амоне и Моаве. Настолько сильны, что сумели перебороть их природное гостеприимство! Руки не поднимались, чтобы поднести хлеб - воду тем, кто утверждал, что нравственность превыше свободы. Они это считали лицемерием. Внутренняя порча оказалась сильнее человеческой природы амонитян и моавитян, поэтому Тора запретила роднитьсл с ними. Здесь ничем не поможешь. Искра погасла...

КОЛЬ ИСРАЭЛЬ - ХАВЕРИМ!

Рассказав на материале еврейской истории об основах веры в Б-га, Моше Рабейну приступил к изложению заповедей. Как мы уже отмечали в предыду- щих беседах, Моше впервые назвал заповеди, которые становятся актуальными только с приходом народа в Эрец Исраэль, и повторил заповеди, которые наполнились новым смыслом в связи с овладением Святой Землей. В разделе Ки тэце это степенное перечисление превратилось в самый настоящий поток заповедей, равного которому Тора еще не знала: 74 (!) в одном разделе - 12% всех заповедей Торы!

Сжато и экономно ведет Моше свой рассказ. Зачастую заповедь излагается одной короткой фразой, словом, намеком. Воистину стоит заглянуть в Талмуд, чтобы увидеть, понять и восхититься тем, сколько смысла вложил в каждый завиток еврейской буквы ее Создатель. Как много смысла заключено в короткой фразе, ее сочетании с соседками, в сочетании слов и даже букв!

Заповеди раздела посвящены самым разным темам, но бросается в глаза обилие тех из них, что посвящены справедливому общественному устройству. На них-то мы и обратим наше внимание.

Довольно распространенным является мнение об иудаизме, как о религии строгих запретов - наследии примитивного общества древности. Философы и психологи видят в нем систему древних родовых табу, обыватели называют его "кухонной религией". И те, и другие отказывают иудаизму в способности решать кардинальные и некардинальные проблемы современности. Если остановить на улице среднего американского или израильского еврея и спросить его что он знает о заповедях Торы, он назовет шабат, кашрут, праздники, мезузу, тфилин и...в этом месте его эрудиция начнет давать сбои. Выясняется, что он ничего не слышал о том, как мыслит себе Тора справедливое общество. Слов нет,в сегодняшнем Израиле подобное невежество является одновременно очень распространенным и предельно преступным. Мы гоняемся за суперсовременными идеями, мы с почтительным трепетом смотрим на Соединенные Штаты, надеясь поучиться у них рецептам оздоровления общества и забывая (или не зная), в Капитолии - здании американского Конгресса - галерею величайших в истории законодателей возглавляет Моше Рабейну.

Поражает прежде всего система защиты беднейших и слабейших слоев общества. Тора предписывает оставлять бедным край поля, упавшие во время жатвы колосья и забытые на поле снопы. В год шмиты (седьмой субботний год) все имеют равные права пользоваться выросшими на поле плодами. В третий и шестой годы семилетнего цикла бедным отдается 9% всего собранного урожая. В год шмиты прощаются долги, и Тора особенного строго предупреждает состоятельных людей не уменьшать кредита при приближении года. Давать соплеменнику деньги в долг под проценты запрещено. Разрешается лишь создание совместных бизнесов с паритетным разделом прибыли. (Этим способом, который называется "этер иска", пользуются, кстати сказать, еврейские банки). Если человек занял деньги, заложив жизненно необходимые вещи, то кредитор обязан возвращать их всякий раз, как они потребуются должнику. Запрещено задерживать плату наемного работника. Поденщику же наниматель обязан выдать заработанные деньги в течение следующей за окончанием работы половины дня.

Евреи готовятся ко вступлению в Эрец Исраэль. В отличие от пустыни там каждый будет жить трудом своих рук или своей головы. Понятно, что появятся группы населения, которым по разным причинам трудно выдержать конкуренцию и прокормить себя. Поэтому Тора обращается к "устроенным" евреям не забывать "слабых". Таковыми Тора считает прежде всего вдов, сирот и геров. Женщина, занятая нелегким и ответственным ремеслом рождения и воспитания детей, в вопросах материальных, как правило, зависит от мужа. С его смертью она остается можно сказать ни с чем, а дети далеко не всегда успевают стать на ноги. Не лучше и положение сироты, особенно если он потерял родителей в юном возрасте. Гер, присоединившись к еврейскому народу, не может рассчитывать на поддержку своей прежней родни. Его положение в каком-то смысле даже тяжелее положения сироты. Ведь тому помогает семья в широком смысле слова, клан, дом отца. У гера же нету никого. И вот Тора напоминает нам: Помогай геру. Пришельцу всегда тяжело, а ты знаешь душу пришельца, ибо кем же еще был ты в земле египетской?

Человек не живет в мире один одинешенек. Он живет среди людей и все вместе, как община, они действуют и служат Б-гу, сотворившему их. На каких началах строить это взаимодействие? Как претворить в жизнь не всегда конкретные формулы любви к ближнему? Каким образом души сынов одного народа объединяются в общее служение Б-гу?

Много ли вы знаете людей, которые посчитают преступлением пройти мимо потерянной кем-то вещи и посчитают себя обязанными взять эту вещь и принять меры по ее возвращению к владельцу, а до той поры заботиться об ее исправном состоянии, даже если это связано с определенными расходами? А если потерялось домашнее животное или скотина? Еврей лишен опции "Не захотеть обременять себя лишними хлопотами". Он ОБЯЗАН заняться возвращением пропажи владельцу, он не имеет права "спрятаться" от заповеди. Даже если хозяин растеряха и теряет что- нибудь каждый день, Тора приказывает нам неустанно возвращать ему потерю "до ста раз". Есть глубокий смысл в том, что маленькие дети начинают изучать Устную Тору именно с законов возвращения пропажи (глава "Вот находки" из трактата Бава Меция). Ведь человек не может надеяться на благоволение Создателя если прежде он ни снискал благоволения людей, с которыми он живет.

"Не будет мужской одежды на женщине, и не наденет мужчина женского платья, ибо мерзость для АШЕМА твоего Б-га всякий сделавший это...не засевай свой виноградник килаим (зерна винограда вместе с зернами пшеницы и ячменя)... не паши на быке и осле вместе; не одевай шаатнез - шерсть и лен вместе". Тора последовательно проводит линию несмешиваемости видов. Еще в самом начале в рассказе о Семи Днях Творения она педантично повторяет слова "...по роду их". И трава, и деревья, и животные - все обязаны придерживаться закона своего вида. Преступить его - тяжелый грех. Он погубил поколение Потопа. У каждого творения есть свое предназначение, и оно должно реализовать именно его, а не чье-то там чужое. Быть собой в соответствии с законом вида, положенным ему Творцом - вот в чем мудрость. Теоретически с этим согласны многие, на практике... Тора сообщает нам, что мужчина и женщина настолько разные создания, что обязаны блюсти закон вида вплоть до одежды, т.е. вещи внешней. Силы притяжения и отталкивания полов настолько сбалансированы Создателем, что малейшее нарушение закона видов приводит к социальным и личностным болезням. Вы несогласны? Нет, наше общество безусловно больно, но причина не в этом...

Обратите внимание: каждая новая теория и доктрина, сперва обнадежив, впоследствии усугубляют социальные болезни. Рецепты же Торы оправдывают себя уже четвертое тысячелетие, помогая строить здоровые семьи, здоровые отношения между поколениями, здоровые отношения между мужчинами и женщинами, здоровые общины. Болезни начинаются там, где пренебрегают Торой. Обдумайте на досуге такой пример: каждая женщина хочет, чтобы в ней видели и уважали личность. Однако на что она может надеяться, если появляется на людях полураздетой в точном соответствии с современной модой? На что рассчитан ее вид: на то, чтобы в ней увидели коллегу по работе или товарища по профсоюзу? То-то же!..

Дорогие наши читатели! Совершенно очевидно, что в этих странных и не очень понятных нашему поколению законах социального и видового поведения и заключается секрет социального здоровья!

рав Давид Эльдин
Рав общины русских евреев г.Арад (Израиль)

Много законов, определяющих взаимоотношения людей, даны в этой главе. Так например, говорится здесь о сыне распущенном и необузданом, пьянице и обжоре, который подлежит побиению камнями за то, что не слушает голоса отца и матери своей.

Тора обязывает людей помогать друг другу. Человек должен возвращать потеряное хозяину; запрещено давать деньги в рост. Особо оговаривается запрет притеснять нищих и обездоленных, судить неправедно пришельца и сироту, обманывать в торговле.

Заканчивается недельная глава призывом: "Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта".

"Не вымогай роста у брата твоего … Иноземцу можешь отдавать в рост …" (Дварим 23 - 20;21).

Очень часто слова Торы использовались нашими ненавистниками для обвинения евреев в несправедливом отношении к неевреям. Но сама Тора дарила раввинам мудрость для достойного отпора этим нападкам.

Один из просвещенных христиан сказал раби Яакову Оренштейну, раввину города Львова: "Закон о том, что можно брать проценты с неевреев - варварский и противоречит самим основам правды и справедливости".

Ответил раби Яаков Оренштейн: "Как раз наоборот. Именно стремлением к правде и справедливости обязан этот закон своим возникновением. Все очень просто. Во взаимоотношениях между евреями действует строжайший запрет, как брать проценты, так и давать проценты. Поэтому закон, запрещающий давать под проценты, здесь справедлив и уравнивает всех, как берущих деньги взаймы, так и ссужающих.

Но вот в законодательствах других народов нет параграфа, запрещающего брать проценты с евреев. Соответственно, справедливость требует, чтобы не только неевреи могли брать проценты с евреев, но и наоборот.

"Когда выйдешь на войну против врагов твоих …" (Дварим 21 - 10).

Не написано "когда выйдете…", но именно в единственном числе сказано: "когда выйдешь…"; ибо побеждают в войне лишь только, если весь народ един как один человек. (Лилия Авраама).

А вот комментарий на комментарий.
"И увидишь между пленными женщину, красивую видом, и возжелаешь ее, и захочешь взять ее себе в жены. То приведи ее в дом свой …" (Дварим 21 - 11;12).

Раши в своем комментарии приводит слова Талмуда: "Тора говорит это в противовес дурному побуждению" (Трактат Кидушин. лист 21, стр.2).

В свою очередь раби Йонатан Эйбишиц объясняет слова Талмуда: "То, что Тора разрешает солдатам брать в жены красивых пленниц - это против дурного побуждения. То есть для того, чтобы само дурное побуждение было против. Ведь дурные наклонности просыпаются в человеке лишь по отношению к запрету. То, что разрешено, не возбуждает их!"


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное