Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Служба Рассылок Subscribe.Ru

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"ВАИШЛАХ"

В одной из предыдущих бесед мы рассказали о борьбе между двумя братьями - Яаковом и Эсавом. От Яакова ведет происхождение еврейский народ. В Эсаве Талмуд видит родоначальника сил, враждебных Израилю: Рима и его наследников - христианских стран Европы. Сменялись лица и названия, но сущность наших врагов оставалась той же: культ силы и пренебрежение моралью. Качества эти они унаследовали от Эсава, получившего от отца недвусмысленное благословение: "мечом своим будешь жить".

Вдумываясь в детали конфликта между Яаковом и Эсавом, мы можем лучше понять взаимоотношения между их потомками. Такой метод толкования Торы называется в еврейской литературе "деяния отцов - знак сыновьям". Познакомимся с этим методом на материале сегодняшней главы - "Ваишлах".

Борьба между двумя братьями началась еще в материнской утробе. В дальнейшем отношения между взрослыми братьями настолько ухудшились, что Яакову пришлось спасаться бегством от Эсава и скитаться на чужбине. Сегодняшняя глава рассказывает о его возвращении на родину.

"И послал Яаков перед собой посланцев к Эсаву, брату своему. И наказал им: "Так скажите господину моему Эсаву: "У Лавана жил я и задержался до сих пор. И послал я известить господина моего, чтобы найти милость в его глазах". И возвратились посланцы к Яакову, сказав: "Мы пришли к брату твоему, к Эсаву, но он тоже идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек".

Яаков чувствовал, что свита сопровождает Эсава не для почетного караула, и приготовился к худшему. Людей, бывших с ним, он разделил на два стана с тем, чтобы один сумел прикрыть бегство другого в случае нападения. Затем послал богатые дары в попытке задобрить Эсава и в последний момент избежать столкновения. Ночью же, под покровом тьмы, Яаков перевел своих жен и детей на другой берег потока Ябок, чтобы тот служил преградой Эсаву.

Встреча братьев произошла на следующее утро. "И взглянул Яаков и увидел: вот приближается Эсав и с ним четыреста человек. И расставил он детей при Лее, и при Рахели, и при двух рабынях. А сам прошел перед ними и поклонился до земли семь раз, пока подходил к брату своему. И побежал Эсав ему навстречу, и обнял его, и целовал, и они плакали. И поднял глаза свои и увидел жен и детей и сказал: кто эти тебе? И сказал тот: дети, которых Б-г даровал рабу твоему".

"Деяния отцов - знак сыновьям". Тора противопоставляет Яакова Эсаву. Комментаторы видят в их встрече черты противостояния Израиля и враждебного ему нееврейского мира.

Как подходят оба брата к встрече?

Яаков погружен в заботы о духовном совершенстве и благополучии своей семьи. Позади годы труда, принесшие ему счастье и семейный очаг. И в ожидании брата все его мысли о женах и детях: под покровом ночи он переводит их на другой берег реки, возвращается еще раз, чтобы перенести вещи. Весь его страх происходит от того, что сила на стороне Эсава, который спешит сюда с четырьмястами человек. Так будет и в будущем. Военная и политическая сила всегда будет на стороне других. Израиль-Яаков всегда будет зависим от их милости.

Тысячи лет будет продолжаться борьба братьев. Чистота семейной жизни и мораль - на стороне одного, сила - на стороне другого. Для чего живет человек? Чтобы быть человеком, совершенствовать себя и строить семью или, может быть, для того, чтобы строить империи и разрушать их? Покорять себя самого, обуздывать свои животные инстинкты или покорять народы и континенты? Израиль-Яаков шел первым путем, Эсав - вторым. Но победу в конечном итоге Тора предвещает Яакову. Эсав шел на встречу к нему с вооруженным отрядом. Намерения его были ясны - уничтожить, растоптать, стереть с лица земли. Что же случилось на деле?

"И побежал Эсав к нему навстречу, и обнял его, и целовал, и они плакали". Что это, чудо? Быть может. Однако не исключено, что есть этому и рациональное объяснение. Поцелуй Эсава и его слезы показывают, что при виде брата и его детей в этом жестоком человеке проснулись естественные человеческие чувства. Ведь он, как и Яаков, - внук Авраама, сын Ицхака, и в глубине души его не погасла искра Б-жья.

Еще несколько минут назад Эсав был олицетворением силы. Сжимая меч, он шагал во главе четырехсот человек навстречу брату. Однако теперь мы видим, что на самом деле он слаб, что завидует Яакову. Ему, всесильному завоевателю, не хватает простого человеческого счастья, мирного и чистого семейного очага. Эта с трудом скрываемая зависть слышится в неожиданном вопросе Эсава. "И поднял глаза и увидел жен и детей и сказал: кто эти тебе?"

"Деяния отцов - знак сыновьям". Поцелуй Эсава символически предвещает победу нравственности над силой. В конечном итоге просвещенное человечество протянет руку Израилю и воспримет его идеалы - так на основе Торы виделось будущее франкфуртскому раввину Шимшону Рафаэлю Гиршу. Он умер еще в прошлом столетии и не видел, как те, которых талмудическая традиция рассматривает как потомков Эсава, построили газовые камеры для сынов Яакова. Кто знает, быть может, услышав об Освенциме, он согласился бы с другими комментаторами, видящими в поцелуе Эсава лишь двуличие.

В сердце своем Эсав всегда будет ненавидеть брата, даже когда обстоятельства принудят его жить с ним в мире. А может, даже после Освенцима рав Гирш не утерял бы веру в человечество и продолжал бы ждать того часа, когда искра Б-жья проснется в сердце Эсава и он со слезами бросится на шею Яакову.

Яаков посылает гонцов навстречу Эсаву

Итак, Яаков возвращается в Эрец Исраэль, и перед ним возникает проблема встречи с Эсавом. Он знал о намерении Эсава отомстить ему за историю с продажей первородства. Что же Яаков предпринимает? Он посылает к Эсаву послов с известием о своем возвращении и передает с ними, что хотел бы жить с братом в мире.

- Как ты можешь посылать нас на встречу с Эсавом? - удивлялись послы.
- Мы боимся даже на глаза ему показаться, а ты от нас требуешь, чтобы мы пошли к нему и стали вести с ним переговоры!
- Не бойтесь, - успокоил их Яаков. - Я попрошу ангелов, которые встретили нас при входе в Эрец Исраэль, идти впереди и защищать вас. Не должно казаться странным, что Яаков так запросто прибегает к помощи ангелов. Наши праотцы вступали в контакт с Небесными существами, когда им было нужно. И в этом не было ничего загадочного и противоестественного.

Давайте вспомним:
Три ангела пришли к Аврааму после того, как он сделал обрезание, и он разговаривал с ними;
Ангелы утешали Агарь, когда она находилась в пустыне;
Ангелы сопровождали Элиэзера, слугу Авраама, во время его путешествия в Харан;
Трех ангелов встретил Йосеф, когда искал своих братьев.

Своим посланникам Яаков дал подробные наставления о том, как вести себя при встрече с Эсавом. - Старайтесь быть максимально предупредительными, называйте его "мой господин". Но тем не менее дайте ему ясно понять, что мы достаточно сильны и, вернувшись домой, хотим вести тот образ жизни, который сами выберем. Передайте ему от меня, что, даже живя в доме идолопоклонника и мошенника Лавана, я не нарушал заповедей (т.е. теперь в заслугу исполнения этих заповедей я буду защищен и от него). Передайте также, что я откладывал свое возвращение домой до рождения Йосефа, но теперь у меня есть все основания вернуться.

Еще скажите ему так: "Ты ненавидишь меня из-за благословений, которые я будто бы у тебя украл. Мой отец благословил меня росой Неба и туком земли, но пока я не получил ни того, ни другого. У меня есть лишь волы, ишаки и овцы, но они не имеют отношения к этому благословению. Так за что же ты ненавидишь меня?"

Слова Яакова (в буквальном переводе - "у меня есть вол, ишак и овцы") следует понимать так: "У меня есть Йосеф, (сильный как) вол, Иссахар, (трудолюбивый как) ишак, и овцы - верный еврейский народ, который идет за Авраамом. Кроме того, среди моих потомков будут слуга Ашема - царь Давид и Его служанка - Авигайль: эти праведники, обладая великой святостью, ослабят силу Эсава, суть которой - нечиста".

Яаков наставлял своих людей: "Объясните Эсаву, что в наших общих интересах сохранение мира. Но, если он предпочитает войну, мы сможем ему противостоять, у нас есть хорошо вооруженное войско, а главное - мы молимся Ашему, Который нам поможет".

Получив подробные наставления, посланники отправились на встречу с Эсавом. Однако вернулись они с новостями, не вселяющими надежды на мир.

- Ты поступил с Эсавом по-братски, - сказали они Яакову. - Но не думаешь ли ты, что и он готов повести себя так же? Он все тот же нечестивый Эсав! Знай же, что брат выступает навстречу тебе с войском, насчитывающим около 400 человек, и все они - искусные воины.

Какую досадную ошибку совершил Яаков! Если бы он не сообщил Эсаву о своем возвращении, то Эсав мог бы и не заметить этого. А сейчас, когда Яаков привлек к себе его внимание, тот решил объявить войну.

Некий человек был известен всем как отъявленный бандит. Однажды он задремал на обочине дороги, и один простодушный прохожий, опасаясь за него, разбудил его со словами: "Ты что, не знаешь, что в поле опасно спать? Поблизости полно диких зверей!" Разгневанный разбойник вскочил и в гневе стал колотить прохожего всем, что ему попадало под руку. - "За что ты меня бьешь, нечестивец? Я только хотел предупредить тебя об опасности!" - пытался защищаться прохожий. - "Нечего было будить меня, когда я спал", - ответил ему разбойник.

То же самое и в истории с Эсавом. До тех пор пока Яакова не было рядом, он был относительно спокоен, поскольку смирился со своим положением. Но когда Яаков вернулся, его гнев разгорелся с новой силой. (Из этой ситуации мы можем сделать для себя очень важный вывод: для народа Израиля всегда предпочтительней держаться на некотором расстоянии от идолопоклонников и уж, во всяком случае, не привлекать к себе их внимание.)

Известие о том, что Эсав выступает со своим войском, очень испугало Яакова. Конечно же, он помнил об обещании Ашема хранить его, но вместе с тем знал, что это обещание не будет иметь силы, если кто-либо в его лагере согрешит. Ибо в таком случае Ашем не придет ему на помощь. Кроме того, он опасался, что Ашем подарит победу Эсаву за его заслуги, ибо тот, скорее всего, безупречно выполнял заповедь почитания родителей. И еще: все эти годы Эсав жил в Эрец Исраэль.

Как Яаков подготовился к встрече с Эсавом

Итак, избавившись от преследований Лавана, Яаков попал в не менее сложную ситуацию: необходимо было подготовиться ко встрече с Эсавом. Что же предпринял Яаков?
1. Прежде всего, Яаков помолился Ашему, прося у Него помощи.
2. Он послал подарки Эсаву, чтобы его задобрить.
3. На крайний случай были предприняты военные приготовления.

О чем Яаков просил в своих молитвах?

Яаков обратился к Ашему с такими словами: "Я знаю, что Твое обещание помогать мне зависит от того, каковы мои помыслы и поступки. Однако я не совершил никаких добрых дел и недостоин той верности и доброты, которую Ты проявил по отношению ко мне. Когда я впервые пересек Иордан, я был один, но с тех пор Ты даровал мне большую семью. Избавь меня от рук Эсава, и пусть мое избавление будет знаком того, что и дальше Ты будешь так же спасать моих потомков от рук их притеснителей. Ты заповедал в Торе, что, забивая скот, нельзя одновременно убивать мать и ее детей. Именно это и угрожает сейчас моей семье: если Эсав настигнет нас, он может погубить всех, и кто же тогда останется, чтобы выполнять заповеди Святой Торы, которую Ты даруешь в будущем на Синае?"

Щедрые дары

Чтобы умилостивить Эсава, Яаков приготовил также дорогие подарки - золото, серебро и драгоценности, и, кроме того, десятую часть своего скота. Почему именно десятую часть? Оказывается, до этого Яаков не исполнил заповеди маасер и не отдал Ашему десятую часть своего имущества, поэтому ему и пришлось отдать ее Эсаву. Так происходит всегда. Тот, кто не отдает Ашему, вынужден отдать Эсаву.

(Доход человека на предстоящий год определяется в Рош Ашана. Если он не дает соответствующую сумму денег на цдаку, Ашем вычетает эти деньги из его состояния, и ему приходится расходовать их на другие нужды.)

Яаков приказал своим людям: "Разделите стадо на несколько частей, так чтобы подарить скотину Эсаву в несколько приемов - тогда подарок будет казаться более внушительным. А когда вы встретите Эсава и он спросит вас о том, кому это стадо принадлежит, скажите ему, что это подарок, приготовленный для него. И не забудьте добавить: "А твой слуга идет сзади".

Эти поступки Яакова были весьма продуманны, и учат они нас тому, что нужно быть подготовленными к возможным вопросам идолопоклонников.

Р.Йеуда Анаси и р.Йоси бар р.Йеуда шли однажды по дороге. Навстречу им повстречался какой-то важный человек из гоев. Уже заранее они знали, что сейчас он им задаст какой-нибудь вопрос из тех, что обычно задают: кто вы такие, чем занимаетесь, куда идете, зачем и т.п. Так и случилось. На все его вопросы они ответили: "Мы евреи, купцы, идем в Явне покупать пшеницу".

На первый вопрос они ответили честно, ибо не хотели скрывать свое еврейство. На другие предпочли не отвечать полностью, но, насколько было возможно, постарались говорить честно. Поэтому вместо изучения Торы они своим занятием назвали торговлю, ибо Тора - это и в самом деле самый лучший товар, который только можно приобрести еврею. Сказав, что собираются покупать пшеницу, они тоже не обманули его, ибо Тора часто уподобляется хлебу.

Р.Йосе спросил у р.Йеуды Анаси: "Откуда ты знал, что следует быть готовым к вопросам?" - "Я научился этому на примере Яакова, который тщательно подготовил своих слуг к возможным вопросам Эсава", - ответил р.Йеуда Анаси.

Ашем спросил у Яакова: "Почему ты заискиваешь перед этим нечестивцем и называешь его "мой господин"?

- Властелин Вселенной, - ответил Яаков, - мне приходится льстить этому злодею, поскольку он попросту убьет меня, если я не окажу ему хотя бы минимального уважения.

Ашем сказал: "Восемь раз ты унизился перед Эсавом, восемь раз ты назвал его "мой господин". За это, прежде чем у еврейского народа появится свой царь, Я сделаю царями восьмерых потомков Эсава".

Подготовка к войне

Яаков приказал своим людям спрятать под одежды оружие, чтобы в случае необходимости быть готовыми к нападению со стороны людей Эсава. Причем он разделил их всех на два лагеря. "Если Эсав разгромит один лагерь, то хотя бы второй останется цел", - так сказал он своим людям.

Еще Яаков попросил у Ашема: "Пусть эта ситуация будет предзнаменованием на будущее. Всякий раз когда потомкам Эсава удастся разгромить один мой лагерь, пусть спасется другой". То есть, он попросил защиты евреев на все поколения вперед - чтобы в будущем еврейский народ не был уничтожен.

Мы уже знаем, что все происходившее с нашими праотцами обязательно чему- либо учит нас. Из этой ситуации мы тоже извлекаем урок: как вести себя, если предстоят переговоры с врагом?

Прежде всего, мы должны молиться, чтобы Ашем даровал нам мир и безопасность среди нееврев;

Иногда следует преподносить щедрые подарки неевреям, чтобы умилостивить их;

Надо быть готовым бороться за свою жизнь, что в условиях изгнания означает - спасаться и искать убежища.

Р.Бехайа (Берешит 32:7) пишет по этому поводу: "Хоть мы и должны подражать примеру Яакова, т.е. молиться, подкупать врагов щедрыми приношениями, тем не менее, мы не имеем права объявлять войну язычникам. Ашем заповедал сынам Израиля не восставать в изгнании против других народов (Ктубот 111)" Именно такой политики и придерживались в изгнании наши религиозные руководители.

Перед встречей с Эсавом Яаков спрятал свою дочь Дину в сундук, поскольку боялся, что она понравится Эсаву и тот потребует ее себе в жены.

Но Ашем решил: "Раз ты не хотел совершить доброе дело и отдать Дину в жены своему обрезанному брату, клянусь тебе - ее возьмет необрезанный, да еще и без брачного обряда!" Она обладала таким духовным величием, что окажись она рядом с Эсавом - он мог бы сделать тшуву.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"ВАИШЛАХ"

В одной из предыдущих бесед мы рассказали о борьбе между двумя братьями - Яаковом и Эсавом. От Яакова ведет происхождение еврейский народ. В Эсаве Талмуд видит родоначальника сил, враждебных Израилю: Рима и его наследников - христианских стран Европы. Сменялись лица и названия, но сущность наших врагов оставалась той же: культ силы и пренебрежение моралью. Качества эти они унаследовали от Эсава, получившего от отца недвусмысленное благословение: "мечом своим будешь жить".

Вдумываясь в детали конфликта между Яаковом и Эсавом, мы можем лучше понять взаимоотношения между их потомками. Такой метод толкования Торы называется в еврейской литературе "деяния отцов - знак сыновьям". Познакомимся с этим методом на материале сегодняшней главы - "Ваишлах".

Борьба между двумя братьями началась еще в материнской утробе. В дальнейшем отношения между взрослыми братьями настолько ухудшились, что Яакову пришлось спасаться бегством от Эсава и скитаться на чужбине. Сегодняшняя глава рассказывает о его возвращении на родину.

"И послал Яаков перед собой посланцев к Эсаву, брату своему. И наказал им: "Так скажите господину моему Эсаву: "У Лавана жил я и задержался до сих пор. И послал я известить господина моего, чтобы найти милость в его глазах". И возвратились посланцы к Яакову, сказав: "Мы пришли к брату твоему, к Эсаву, но он тоже идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек".

Яаков чувствовал, что свита сопровождает Эсава не для почетного караула, и приготовился к худшему. Людей, бывших с ним, он разделил на два стана с тем, чтобы один сумел прикрыть бегство другого в случае нападения. Затем послал богатые дары в попытке задобрить Эсава и в последний момент избежать столкновения. Ночью же, под покровом тьмы, Яаков перевел своих жен и детей на другой берег потока Ябок, чтобы тот служил преградой Эсаву.

Встреча братьев произошла на следующее утро. "И взглянул Яаков и увидел: вот приближается Эсав и с ним четыреста человек. И расставил он детей при Лее, и при Рахели, и при двух рабынях. А сам прошел перед ними и поклонился до земли семь раз, пока подходил к брату своему. И побежал Эсав ему навстречу, и обнял его, и целовал, и они плакали. И поднял глаза свои и увидел жен и детей и сказал: кто эти тебе? И сказал тот: дети, которых Б-г даровал рабу твоему".

"Деяния отцов - знак сыновьям". Тора противопоставляет Яакова Эсаву. Комментаторы видят в их встрече черты противостояния Израиля и враждебного ему нееврейского мира.

Как подходят оба брата к встрече?

Яаков погружен в заботы о духовном совершенстве и благополучии своей семьи. Позади годы труда, принесшие ему счастье и семейный очаг. И в ожидании брата все его мысли о женах и детях: под покровом ночи он переводит их на другой берег реки, возвращается еще раз, чтобы перенести вещи. Весь его страх происходит от того, что сила на стороне Эсава, который спешит сюда с четырьмястами человек. Так будет и в будущем. Военная и политическая сила всегда будет на стороне других. Израиль-Яаков всегда будет зависим от их милости.

Тысячи лет будет продолжаться борьба братьев. Чистота семейной жизни и мораль - на стороне одного, сила - на стороне другого. Для чего живет человек? Чтобы быть человеком, совершенствовать себя и строить семью или, может быть, для того, чтобы строить империи и разрушать их? Покорять себя самого, обуздывать свои животные инстинкты или покорять народы и континенты? Израиль-Яаков шел первым путем, Эсав - вторым. Но победу в конечном итоге Тора предвещает Яакову. Эсав шел на встречу к нему с вооруженным отрядом. Намерения его были ясны - уничтожить, растоптать,

стереть с лица земли. Что же случилось на деле?

"И побежал Эсав к нему навстречу, и обнял его, и целовал, и они плакали". Что это, чудо? Быть может. Однако не исключено, что есть этому и рациональное объяснение. Поцелуй Эсава и его слезы показывают, что при виде брата и его детей в этом жестоком человеке проснулись естественные человеческие чувства. Ведь он, как и Яаков, - внук Авраама, сын Ицхака, и в глубине души его не погасла искра Б-жья.

Еще несколько минут назад Эсав был олицетворением силы. Сжимая меч, он шагал во главе четырехсот человек навстречу брату. Однако теперь мы видим, что на самом деле он слаб, что завидует Яакову. Ему, всесильному завоевателю, не хватает простого человеческого счастья, мирного и чистого семейного очага. Эта с трудом скрываемая зависть слышится в неожиданном вопросе Эсава. "И поднял глаза и увидел жен и детей и сказал: кто эти тебе?"

"Деяния отцов - знак сыновьям". Поцелуй Эсава символически предвещает победу нравственности над силой. В конечном итоге просвещенное человечество протянет руку Израилю и воспримет его идеалы - так на основе Торы виделось будущее франкфуртскому раввину Шимшону Рафаэлю Гиршу. Он умер еще в прошлом столетии и не видел, как те, которых талмудическая традиция рассматривает как потомков Эсава, построили газовые камеры для сынов Яакова. Кто знает, быть может, услышав об Освенциме, он согласился бы с другими комментаторами, видящими в поцелуе Эсава лишь двуличие.

В сердце своем Эсав всегда будет ненавидеть брата, даже когда обстоятельства принудят его жить с ним в мире. А может, даже после Освенцима рав Гирш не утерял бы веру в человечество и продолжал бы ждать того часа, когда искра Б-жья проснется в сердце Эсава и он со слезами бросится на шею Яакову.

Яаков посылает гонцов навстречу Эсаву

Итак, Яаков возвращается в Эрец Исраэль, и перед ним возникает проблема встречи с Эсавом. Он знал о намерении Эсава отомстить ему за историю с продажей первородства. Что же Яаков предпринимает? Он посылает к Эсаву послов с известием о своем возвращении и передает с ними, что хотел бы жить с братом в мире.

- Как ты можешь посылать нас на встречу с Эсавом? - удивлялись послы.
- Мы боимся даже на глаза ему показаться, а ты от нас требуешь, чтобы мы пошли к нему и стали вести с ним переговоры!
- Не бойтесь, - успокоил их Яаков. - Я попрошу ангелов, которые встретили нас при входе в Эрец Исраэль, идти впереди и защищать вас. Не должно казаться странным, что Яаков так запросто прибегает к помощи ангелов. Наши праотцы вступали в контакт с Небесными существами, когда им было нужно. И в этом не было ничего загадочного и противоестественного.

Давайте вспомним:
Три ангела пришли к Аврааму после того, как он сделал обрезание, и он разговаривал с ними;
Ангелы утешали Агарь, когда она находилась в пустыне;
Ангелы сопровождали Элиэзера, слугу Авраама, во время его путешествия в Харан;
Трех ангелов встретил Йосеф, когда искал своих братьев.

Своим посланникам Яаков дал подробные наставления о том, как вести себя при встрече с Эсавом. - Старайтесь быть максимально предупредительными, называйте его "мой господин". Но тем не менее дайте ему ясно понять, что мы достаточно сильны и, вернувшись домой, хотим вести тот образ жизни, который сами выберем. Передайте ему от меня, что, даже живя в доме идолопоклонника и мошенника Лавана, я не нарушал заповедей (т.е. теперь в заслугу исполнения этих заповедей я буду защищен и от него). Передайте также, что я откладывал свое возвращение домой до рождения Йосефа, но теперь у меня есть все основания вернуться.

Еще скажите ему так: "Ты ненавидишь меня из-за благословений, которые я будто бы у тебя украл. Мой отец благословил меня росой Неба и туком земли, но пока я не получил ни того, ни другого. У меня есть лишь волы, ишаки и овцы, но они не имеют отношения к этому благословению. Так за что же ты ненавидишь меня?"

Слова Яакова (в буквальном переводе - "у меня есть вол, ишак и овцы") следует понимать так: "У меня есть Йосеф, (сильный как) вол, Иссахар, (трудолюбивый как) ишак, и овцы - верный еврейский народ, который идет за Авраамом. Кроме того, среди моих потомков будут слуга Ашема - царь Давид и Его служанка - Авигайль: эти праведники, обладая великой святостью, ослабят силу Эсава, суть которой - нечиста".

Яаков наставлял своих людей: "Объясните Эсаву, что в наших общих интересах сохранение мира. Но, если он предпочитает войну, мы сможем ему противостоять, у нас есть хорошо вооруженное войско, а главное - мы молимся Ашему, Который нам поможет".

Получив подробные наставления, посланники отправились на встречу с Эсавом. Однако вернулись они с новостями, не вселяющими надежды на мир.

- Ты поступил с Эсавом по-братски, - сказали они Яакову. - Но не думаешь ли ты, что и он готов повести себя так же? Он все тот же нечестивый Эсав! Знай же, что брат выступает навстречу тебе с войском, насчитывающим около 400 человек, и все они - искусные воины.

Какую досадную ошибку совершил Яаков! Если бы он не сообщил Эсаву о своем возвращении, то Эсав мог бы и не заметить этого. А сейчас, когда Яаков привлек к себе его внимание, тот решил объявить войну.

Некий человек был известен всем как отъявленный бандит. Однажды он задремал на обочине дороги, и один простодушный прохожий, опасаясь за него, разбудил его со словами: "Ты что, не знаешь, что в поле опасно спать? Поблизости полно диких зверей!" Разгневанный разбойник вскочил и в гневе стал колотить прохожего всем, что ему попадало под руку. - "За что ты меня бьешь, нечестивец? Я только хотел предупредить тебя об опасности!" - пытался защищаться прохожий. - "Нечего было будить меня, когда я спал", - ответил ему разбойник.

То же самое и в истории с Эсавом. До тех пор пока Яакова не было рядом, он был относительно спокоен, поскольку смирился со своим положением. Но когда Яаков вернулся, его гнев разгорелся с новой силой. (Из этой ситуации мы можем сделать для себя очень важный вывод: для народа Израиля всегда предпочтительней держаться на некотором расстоянии от идолопоклонников и уж, во всяком случае, не привлекать к себе их внимание.)

Известие о том, что Эсав выступает со своим войском, очень испугало Яакова. Конечно же, он помнил об обещании Ашема хранить его, но вместе с тем знал, что это обещание не будет иметь силы, если кто-либо в его лагере согрешит. Ибо в таком случае Ашем не придет ему на помощь. Кроме того, он опасался, что Ашем подарит победу Эсаву за его заслуги, ибо тот, скорее всего, безупречно выполнял заповедь почитания родителей. И еще: все эти годы Эсав жил в Эрец Исраэль.

Как Яаков подготовился к встрече с Эсавом

Итак, избавившись от преследований Лавана, Яаков попал в не менее сложную ситуацию: необходимо было подготовиться ко встрече с Эсавом. Что же предпринял Яаков?
1. Прежде всего, Яаков помолился Ашему, прося у Него помощи.
2. Он послал подарки Эсаву, чтобы его задобрить.
3. На крайний случай были предприняты военные приготовления.

О чем Яаков просил в своих молитвах?

Яаков обратился к Ашему с такими словами: "Я знаю, что Твое обещание помогать мне зависит от того, каковы мои помыслы и поступки. Однако я не совершил никаких добрых дел и недостоин той верности и доброты, которую Ты проявил по отношению ко мне. Когда я впервые пересек Иордан, я был один, но с тех пор Ты даровал мне большую семью. Избавь меня от рук Эсава, и пусть мое избавление будет знаком того, что и дальше Ты будешь так же спасать моих потомков от рук их притеснителей. Ты заповедал в Торе, что, забивая скот, нельзя одновременно убивать мать и ее детей. Именно это и угрожает сейчас моей семье: если Эсав настигнет нас, он может погубить всех, и кто же тогда останется, чтобы выполнять заповеди Святой Торы, которую Ты даруешь в будущем на Синае?"

Щедрые дары

Чтобы умилостивить Эсава, Яаков приготовил также дорогие подарки - золото, серебро и драгоценности, и, кроме того, десятую часть своего скота. Почему именно десятую часть? Оказывается, до этого Яаков не исполнил заповеди маасер и не отдал Ашему десятую часть своего имущества, поэтому ему и пришлось отдать ее Эсаву. Так происходит всегда. Тот, кто не отдает Ашему, вынужден отдать Эсаву.

(Доход человека на предстоящий год определяется в Рош Ашана. Если он не дает соответствующую сумму денег на цдаку, Ашем вычетает эти деньги из его состояния, и ему приходится расходовать их на другие нужды.)

Яаков приказал своим людям: "Разделите стадо на несколько частей, так чтобы подарить скотину Эсаву в несколько приемов - тогда подарок будет казаться более внушительным. А когда вы встретите Эсава и он спросит вас о том, кому это стадо принадлежит, скажите ему, что это подарок, приготовленный для него. И не забудьте добавить: "А твой слуга идет сзади".

Эти поступки Яакова были весьма продуманны, и учат они нас тому, что нужно быть подготовленными к возможным вопросам идолопоклонников.

Р.Йеуда Анаси и р.Йоси бар р.Йеуда шли однажды по дороге. Навстречу им повстречался какой-то важный человек из гоев. Уже заранее они знали, что сейчас он им задаст какой-нибудь вопрос из тех, что обычно задают: кто вы такие, чем занимаетесь, куда идете, зачем и т.п. Так и случилось. На все его вопросы они ответили: "Мы евреи, купцы, идем в Явне покупать пшеницу".

На первый вопрос они ответили честно, ибо не хотели скрывать свое еврейство. На другие предпочли не отвечать полностью, но, насколько было возможно, постарались говорить честно. Поэтому вместо изучения Торы они своим занятием назвали торговлю, ибо Тора - это и в самом деле самый лучший товар, который только можно приобрести еврею. Сказав, что собираются покупать пшеницу, они тоже не обманули его, ибо Тора часто уподобляется хлебу.

Р.Йосе спросил у р.Йеуды Анаси: "Откуда ты знал, что следует быть готовым к вопросам?" - "Я научился этому на примере Яакова, который тщательно подготовил своих слуг к возможным вопросам Эсава", - ответил р.Йеуда Анаси.

Ашем спросил у Яакова: "Почему ты заискиваешь перед этим нечестивцем и называешь его "мой господин"?

- Властелин Вселенной, - ответил Яаков, - мне приходится льстить этому злодею, поскольку он попросту убьет меня, если я не окажу ему хотя бы минимального уважения.

Ашем сказал: "Восемь раз ты унизился перед Эсавом, восемь раз ты назвал его "мой господин". За это, прежде чем у еврейского народа появится свой царь, Я сделаю царями восьмерых потомков Эсава".

Подготовка к войне

Яаков приказал своим людям спрятать под одежды оружие, чтобы в случае необходимости быть готовыми к нападению со стороны людей Эсава. Причем он разделил их всех на два лагеря. "Если Эсав разгромит один лагерь, то хотя бы второй останется цел", - так сказал он своим людям.

Еще Яаков попросил у Ашема: "Пусть эта ситуация будет предзнаменованием на будущее. Всякий раз когда потомкам Эсава удастся разгромить один мой лагерь, пусть спасется другой". То есть, он попросил защиты евреев на все поколения вперед - чтобы в будущем еврейский народ не был уничтожен.

Мы уже знаем, что все происходившее с нашими праотцами обязательно чему- либо учит нас. Из этой ситуации мы тоже извлекаем урок: как вести себя, если предстоят переговоры с врагом?

Прежде всего, мы должны молиться, чтобы Ашем даровал нам мир и безопасность среди нееврев;

Иногда следует преподносить щедрые подарки неевреям, чтобы умилостивить их;

Надо быть готовым бороться за свою жизнь, что в условиях изгнания означает - спасаться и искать убежища.

Р.Бехайа (Берешит 32:7) пишет по этому поводу: "Хоть мы и должны подражать примеру Яакова, т.е. молиться, подкупать врагов щедрыми приношениями, тем не менее, мы не имеем права объявлять войну язычникам. Ашем заповедал сынам Израиля не восставать в изгнании против других народов (Ктубот 111)" Именно такой политики и придерживались в изгнании наши религиозные руководители.

Перед встречей с Эсавом Яаков спрятал свою дочь Дину в сундук, поскольку боялся, что она понравится Эсаву и тот потребует ее себе в жены.

Но Ашем решил: "Раз ты не хотел совершить доброе дело и отдать Дину в жены своему обрезанному брату, клянусь тебе - ее возьмет необрезанный, да еще и без брачного обряда!" Она обладала таким духовным величием, что окажись она рядом с Эсавом - он мог бы сделать тшуву.



Спасибо что поинтересовались страницей http://www.kehilasmy.org
Thank you for reading about http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное