Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Служба Рассылок Subscribe.Ru

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"ХАЕЙ САРА"

В предыдущих беседах мы говорили о праотце еврейского народа Аврааме. Сегодняшняя глава Торы называется "Хаей Сара" - "Жизнь Сары".

Сара была женой Авраама, сопровождавшей его во всех его скитаниях и испытаниях. Во многом благодаря ей дом Авраама стал домом гостеприимства, открытым для всех, домом, идеалом которого была бескорыстная помощь, милосердие и любовь к людям.

И вот Сара умерла. О ее похоронах рассказывают первые строки сегодняшней главы.

Почему же глава называется "Жизнь Сары", если речь в ней идет о ее смерти? Может быть, к концу беседы мы это поймем.

Завершив повествование о похоронах Сары, Тора рассказывает о том, как Авраам приказал своему рабу Элиэзеру найти невесту для его сына Ицхака. С этой целью Элиэзер отправляется в далекий путь на родину Авраама. Вот что рассказывает Тора о его миссии.

"И встал [он] и пошел в Арам-Наараим. И расположил верблюдов вне города у колодца с водой под вечер... И сказал: "Г-сподь, Б-г господина моего Авраама! Доставь мне случай сегодня и сделай милость господину моему Аврааму. Вот я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду. Пусть же девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, и я напьюсь, и она ответит: пей, и верблюдов твоих я напою, ее определил Ты рабу твоему Ицхаку..."

Не успел Элиэзер договорить, как к источнику приблизилась Ривка, молодая девушка из семьи родственников Авраама. Элиэзер попросил ее напиться, и она, напоив его, начерпала воды верблюдам. Элиэзер был счастлив: все произошло как по заранее написанному сценарию, к тому же девушка, которую он встретил, была из авраамовой родни. Невеста выбрана! Осталось только убедить ее принять предложение и завершить формальное сватовство с ее родителями. Хэппи энд!

Однако задумаемся на минуту. Так ли выбирают невесту сыну господина? Ведь если Авраам послал своего слугу вместо самого сына, значит, он положился на то, что Элиэзер добросовестно выполнит свою миссию и найдет девушку, достойную Ицхака. Однако вместо того, чтобы заняться сватовством и расспросить людей о подходящей невесте, слуга занялся "гаданием на кофейной гуще"! Любая женщина, которая согласилась бы напоить его и его верблюдов, могла стать невестой Ицхака. Хорошо, что ему подвернулась Ривка, но на то ведь не было никакой гарантии! А что было бы, если бы навстречу ему вышла какая-нибудь "Баба-Яга" или женщина со строптивым, сварливым характером, которая испортила бы всю жизнь Ицхаку? Как же мог Элиэзер отнестись так безответственно к возложенной на него миссии?

Однако вернемся к тексту Торы и прочтем внимательно условие Элиэзера. Действительно ли первая попавшаяся женщина могла стать избранницей Ицхака?

Элиэзер начинает свое условие так: "Вот я стою у источника, и дочери жителей города выходят черпать воду". Представим себе эту ситуацию: взрослый здоровый мужчина стоит у источника воды и просит у женщины напиться. Обычная женщина скорее всего подумала бы: "Он что, сам не может зачерпнуть?"

Второе условие Элиэзера: "Пусть же девица, которой я скажу: наклони кувшин твой..." "Наклони" - значит, Элиэзер попросил напиться не раньше, чем девушка подняла тяжелый кувшин на плечо. Чтобы напоить его, ей придется опустить кувшин, а затем снова поднять - это нелегко. А вокруг достаточно других женщин, пришедших черпать воду. Обычная женщина могла бы подумать: "Даже если он по какой-то причине не может сам наклониться и зачерпнуть, почему именно я должна его поить, ведь мне нелегко опускать и поднимать тяжелый кувшин. Пусть напоит его та из женщин, что еще не подняла кувшин!"

Этим Элиэзер не ограничился. Он поставил дополнительное условие: "И она ответит: пей, и верблюдов твоих я напою - ее определил Ты рабу Твоему Ицхаку". Только та девушка, что сама предложит напоить верблюдов, сможет стать избранницей Ицхака. А что значит напоить верблюдов? Элиэзер прошел долгий путь по Сирийской пустыне. Кто хоть раз видел, сколько пьет верблюд после нескольких дней пути, знает, что начерпать для него воду - задача не из легких. А у Элиэзера было десять верблюдов! И девушка должна была сама предложить напоить целый "флот" кораблей пустыни. Ясно, что на это способна не каждая.

Теперь перед нами куда более ясная картина. Элиэзер вовсе не гадал. Его условие было своего рода экзаменом качеств души, и только та девушка, которая выдержала бы экзамен, могла стать избранницей Ицхака. Среди многих качеств характера Элиэзер выбрал одно: умение давать, способность заботиться о людях, или - говоря языком 20 века - альтруизм.

И это не случайно. Дом Авраама отличался прежде всего любовью к людям. Лозунг любви к ближнему провозглашали многие, однако большинство дальше лозунга не пошло. Любовь к ближнему осталась бесплодным идеалом, красивой фразой, часто сочетавшейся с изуверством и жестокостью.

Авраам не искал красивых фраз и возвышенных лозунгов. Его любовь к людям была деятельной и прозаичной: практическая помощь, вызволение из беды, гостеприимство, не знавшее предела, так что, даже созерцая пророческое видение, Авраам способен был попросить Всевышнего подождать, пока он пригласит к себе трех путников, проходивших мимо его шатра. Таков был дом Авраама и его жены Сары.

Авраам овдовел, однако дом его не должен был овдоветь. Поэтому, похоронив жену, он сразу же отправил Элиэзера искать невесту для сына. Она должна была занять место Сары, а потому Элиэзер искал девушку, способную любить людей, заботиться о них и помогать им. И он нашел такую девушку. Ривка сумела занять место Сары в доме Авраама.

Теперь, пожалуй, разрешилась и первая наша загадка. Сегодняшняя глава Торы называется "Хаей Сара" - "Жизнь Сары", несмотря на то, что в ней говорится о смерти Сары. Сара умерла, однако жизнь ее, точнее, дело ее жизни продолжалось. Ее преемница Ривка смогла заменить ее и стать второй праматерью еврейского народа.

Б-ЖЕСТВЕННЫЙ ВИТАМИН

Хотя Ицхак остался в живых, все же десятое испытание Авраама не обошлось без жертв. Когда Сара прослышала о том что произошло, ее душа покинула этот мир. Чтобы похоронить свою жену, Авраам отправился в Хеврон. Там среди хетейцев он рассчитывал приобрести место для погребения. Но к чему такие хлопоты? Разве не в любом месте примет земля мертвое тело, ибо "прах ты и в прах возвратишься?

Когда после обрезания Авраам принимал ангелов, он решил повкуснее накормить своих гостей. Он поспешил к своему стаду, чтобы выбрать самых нежных телят. Один теленок вырвался из рук пастухов и убежал. Преследуя теленка, Авраам забрел в пещеру близ Хеврона. Там его взору открылось необыкновенное зрелище: в воздухе парил саркофаг, в котором покоились тела Адама и Хава - священной четы - первых людей на земле. Тогда то и понял Авраам, что есть места специально приготовленные для погребения праведников, и решил приобрести эту пещеру для устройства семейной усыпальницы.

Со смертью Сары вся семья лишилась благословения. Всю свою жизнь Сара тщательно соблюдала заповеди, возложенные на женщин: зажигание свечей шабата, соблюдение законов чистоты семейной жизни и отделение халы - определенной части от замешанного в еврейском доме теста. Наградой ее было благословение, которое получил весь дом. Б-жественное Присутствие осеняло его, свечи горели от шабата до шабата, а тесто никогда не перекисало.

Велика ответственность женщин и сколь значима их заслуга! Тора перечисляет три основы еврейской жизни. ВСе они связаны с домом, семьей, и их крепость во многом определяется отношением хозяйки - жены и матери. Основы эти шабат, кашрут и супружеская жизнь. Только соблюдение и охранение этих основ дает возможность достичь истинной душевной чистоты и обеспечить с ее помощью тщательное исполнение всех остальных заповедей Торы.

Талмуд говорит, что еврейский народ отличают три свойства души: стыдливость милосердие и стремление воздать ближнему добром. Тот, кто не проявляет даже одно из этих качеств, дает повод сомневаться в его еврейском происхождении.

Когда еврей, не дай Б-г, нарушает шабат, кашрут или семейную чистоту, то мы не наблюдаем никаких непосредственных изменений изменений в материальном плане. Тяжелые повреждения причиняются невидимым духовным основам мира. Толстая корка нечистоты опутывает душу, отделяя ее от Б-га и Б-жественного. Так вокруг нас расцветает материализм, себялюбие, наглость, вульгарность и другие качества, немыслимые прежде в еврейском народе.

Сразу после Акейды Авраам решает женить сына. Он призывает к себе своего верного слугу Злиэзера и заклинает его отправиться на север в Арам Наараим и выбрать жену для Ицхака среди авраамовой родни.

- Но почему? - спросите вы. - Разве мало в ханаанской округе красивых, работящих девушек?

Ответ на этот вопрос спрятан в благословении, которым наделил своих детей праведный Ноах. Наглость Хама, опозорившего отца, навлекла на того отцовское проклятие. А Шем и Яфет, защитившие честь Ноаха, заслужили благословение каждый в меру своего участия в этом деле. Слова, произнесенные праведником, определяют судьбу потомков Шема, Хама и Яфета до сего дня. Т.е. все человечество, которое произошло после Потопа от сыновей Ноаха, в своем развитии остается в рамках этого благословения. Прокляв Хама, Ноах обрек его потомков - черные народы Африки - на рабство. Уделом Яфета - народы Европы - было и остается стремление к мощи, технологическому развитию и физической красоте. Шему же отец обещал, что Б-жественное Присутствие будет обитать в его шатрах, т.е. его потомки - народ Израиля - удостоятся избранности и святости.

В наших глазах нематериальное благословение является огромной силой, которая воздействует на все процессы Творения. После того, как Ноах произнес свои слова, всякие разговоры о равенстве и братстве народов превратились в пустую демагогию. И поэтому понятно нежелание Авраама связать свое благословенное семя с проклятыми народами Ханаана. Это действие обессмыслило бы все его усилия.

Элиэзер отправляется в путь. Все его необычайное путешествие осенено духом благословения. Дорога чудесным образом сокращается, и путь в 400 км. караван с посольством проходит за один день. Именно в тот момент, когда Элиэзер и его люди подводят верблюдов к водопою, показывается Ривка - будущая жена Ицхака - и совершает все загаданные Элиэзером действия: дает напиться ему, его людям и всем десятерым верблюдам, т.е. демонстрирует те самые качества, которые так ценятся в доме Авраама и отличают его. На этом чудеса не кончаются. Отец Ривки Бетуэль замышляет убить богатого посланца, но Высшие Силы меняют направление удара и Бетуэль падает, сраженный рукой Ангела Смерти.

Элиэзер излагает дело, по которому он послан. Пока родители Ривки колеблются, одинаково опасаясь принять и отвергнуть это предложение, Ривка отвечает безусловным согласием и настаивает на том, чтобы утром тронуться в обратный путь, не теряя ни минуты времени. Маленькая девочка уже умеет ценить чудесный дар благословения: ему нельзя дать закиснуть!

Тора рассказывает нам, что когда Ицхак женился и ввел молодую хозяйку в дом, вернулось к их шатру Облако Славы Всевышнего, которое пребывало над шатром Сары все дни ее жизни. Так стало совершенно ясно, что именно усилия женщины, которая дополняет, охраняет и придает смысл деятельности своего мужа, приводят в дом Б-жественное благословение - драгоценнейший витамин, без которого невозможно никакое осмысленное действие.


Спасибо что поинтересовались страницей http://www.kehilasmy.org
Thank you for reading about http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное